Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности режиссера культурнодосуговых программ развлекательных центров'

Особенности организации деятельности режиссера культурнодосуговых программ развлекательных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / РЕЖИССЕР КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. / CULTURAL AND LEISURE PROGRAM / DIRECTOR OF CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS / ENTERTAINMENT CENTER / ORGANIZING ACTIVITIES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бестокова А.С.

В данной статье автор анализирует опыт работы режиссеров культурно-досуговых программ развлекательных центров и определяет организационные особенности сферы их деятельности. Статья носит практико-ориентированный характер и основывается на материале опыта работы автора в Развлекательном центре «Эра боулинг» города Нижний Тагил. Материалы публикации будут интересны для режиссеров культурно-досуговых программ, студентов обучающихся по программе подготовки «социально-культурной деятельности» и специалистов данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ACTIVITY PROGRAM DIRECTOR KULTURNODOSUGOVYH ENTERTAINMENT CENTER

In this article the author analyzes the experience of the directors of cultural and leisure programs and entertainment centers and defines organizational features of their activity. The article is practice-oriented and is based on the material of experience of the author in the entertainment center "Era bowling" of Nizhny Tagil. Materials publication will be of interest to directors of cultural and entertainment programs, students enrolled in the training program "Socio-cultural activities" and specialists in this field.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности режиссера культурнодосуговых программ развлекательных центров»

Бестокова А.С.,

студентка 4 курса,

специальность 51.02.02 «Социально-культурная деятельность», ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»

г. Нижний Тагил, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА КУЛЬТУРНОДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Аннотация

В данной статье автор анализирует опыт работы режиссеров культурно-досуговых программ развлекательных центров и определяет организационные особенности сферы их деятельности. Статья носит практико-ориентированный характер и основывается на материале опыта работы автора в Развлекательном центре «Эра - боулинг» города Нижний Тагил. Материалы публикации будут интересны для режиссеров культурно-досуговых программ, студентов обучающихся по программе подготовки «социально-культурной деятельности» и специалистов данной сферы.

Ключевые слова: культурно-досуговая программа, режиссер культурно-досуговых программ, развлекательный центр, организация деятельности.

Bestokova A.S.,

4th year student,

specialty 51.02.02 «Social and cultural activities» SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1» Nizhny Tagil, Russian Federation

FEATURES OF THE ACTIVITY PROGRAM DIRECTOR KULTURNODOSUGOVYH ENTERTAINMENT CENTER

Abstract

In this article the author analyzes the experience of the directors of cultural and leisure programs and entertainment centers and defines organizational features of their activity. The article is practice-oriented and is based on the material of experience of the author in the entertainment center "Era - bowling" of Nizhny Tagil. Materials publication will be of interest to directors of cultural and entertainment programs, students enrolled in the training program "Socio-cultural activities" and specialists in this field.

Keywords: cultural and leisure program, director of cultural and entertainment programs, entertainment center, organizing activities.

Двадцать первый век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Он характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Одной из таких новаций стала анимационная деятельность.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование ее происходит по нескольким направлениям, которые представляют собой досуг различных социальных групп и людей в целом. В свою очередь досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Следовательно, одной из форм организации досуга выступают культурно-досуговые программы. Анализ словарной и методической литературы показывает, что обобщенно культурно-досуговые программы можно определять как программы, функционирующие в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата (за основу приводится определение понятия И.А. Купцовой [3]).

Формы, методы и средства культурно-досуговых программ присущи общественным и производственным отношениям общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Соответственно для характеристики деятельности режиссера, необходимо рассмотреть особенности организации и классификацию данных программ и определить их сущность и особенности. Результаты анализа научных публикаций по данной проблематики позволяют нам применять в нашем исследовании следующее определение, как наиболее точно отражающее объем и содержание данного термина: культурно-досуговая программа - это форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга [2]. Данное определение позволяет выявить несколько ключевых признаков культурно-досуговых программ:

- цель культурно-досуговых программ - организация коллективного отдыха населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории;

- они, как правило, в большинстве случаев инновационные, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов;

- направлены на организацию досуга как общественно осознанной необходимости, так как общество заинтересовано в эффективном

использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей своей жизни, а следовательно программ, центров и зон досуга;

- в организации данных программ особое значение имеет творческая деятельность проектной команды организаторов: от идеи, организационной формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей.

Сопоставление данных особенностей и анализ практического опыта по организации данных программ позволил нам выявить особую роль двух основных участников проектных команд при организации культурно-досуговых программ - сценариста и режиссера. Совершенствование содержания, формы, приемов, средств и развития культурно-досуговых программ во многом зависит от их профессиональных умений, способностей и компетенций. Наше исследование посвящено определению роли режиссера-организатора культурно-досуговых программ, которого мы рассматриваем как менеджера развлекательного центра, так как анализ должностных инструкций всех развлекательных центров города Нижний Тагил показывает, что в должностные обязанности режиссеров культурно-досуговых программ входит не только организация досуга или мероприятия, но и курирование пребывания людей в центр и маркетинговые исследования.

Для наиболее полной характеристики работы данного менеджера мы ограничили наше исследование эмпирической областью его применения и провели анализ на примере деятельности режиссера культурно-досуговых програм Развлекательного центра «Эра-боулинг» города Нижний Тагил. Развлекательный центр «Эра-боулинг» представляет собой целый развлекательный комплекс, который состоит из разных площадок, а именно: боулинга, бильярда, спортбара, караоке и зоны игровых автоматов. На рынке данных видов услуг в г. Нижнем Тагиле Развлекательный центр «Эра -боулинг» существует уже 10 лет. Как показал статистический анализ большую часть посетителей данного развлекательного центра составляют взрослые, но чаще всего это посетители с семьей и детьми, поэтому основной вид культурно-досуговых программ в данном центре - для детей до 12 лет, продолжительностью около одного часа. В данном Центре есть целый банк сценариев подобных детских культурно-досуговых программ.

Проектирование режиссером культурно-досуговой программы представляет собой процесс, имеющий структуру, учитывая компоненты которой, возможно получение гарантированного результата и эффективности реализации программы. По мнению режиссеров (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников [1]), организующих культурно-досуговые программы в развлекательных центрах, их деятельность имеет следующие компоненты: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Каждый из данных компонентов отражается режиссером в структуре самой культурно-досуговой программы: экспозиции, завязке, кульминации, развязки, финале.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что роль режиссура культурно-

досуговых программ требует внимательного подхода к проектированию и реализации данных программ, так как в процессе разработки нужно учитывать не только возрастные и психологически особенности аудитории, на которую рассчитана программа, но постоянно стремиться к саморазвитию, осваиванию новых форм работы с проектной командой, администрацией и клиентами, а так же для успешной реализации культурно-досуговой программы нужно учитывать все особенности специфики ее разработки и новые веянья в сфере досуга.

ЛИТЕРАТУРА

1.Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность [Текст] : учебник / Т.Г. Киселева и [др.]. М.: МГУКИ, 2014. -539 с.

2.Пособия по технологиям социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] // Методический портал «Студопедия»: [сайт]. URL: studopedia.ru (дата обращения: 09.09.2015).

3.Творческие индустрии как фактор развития социокультурного пространства [Текст] : кол. монография / под. ред. И.А. Купцова // Издательский сайт АНС «СибАК»: [сайт]. URL: http://sibac.info/index.php/1 (дата обращения: 09.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.