6. Кобышева Л.И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf (дата обращения 27.02.2018)
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2015.- 719 с.
8. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. СПб.:Питер, 2005. - 336 с.
9. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и автор вступ.ст. В.С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. - 416 с.
10. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. - С. 398-399
11. Молодцова Т.Д., Тринитатская О.Г. Детские трудности: диагностика, коррекция. Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2005.
12. Молодцова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 148 с.
13. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1987. - 336 с.
14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.
15. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учеб. пособ. СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. - 223 с.
16. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 6-е изд. М.: Политиздат, 1988.- 270 с.
17. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 127 с.
18. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр пед. соч. Т.1. М.: Педагогика, 1974. - С. 124-144.
19. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2008.256 с.
И.В. Челышева, Е.В. Романова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления организации культурно-досуговой деятельности современной школьной аудитории. Автором представлен анализ основных теоретических понятий культурно-досуговой деятельности, основные подходы отечественных исследователей к процессу организации досуга школьников.
Ключевые слова: Культура, культурно-досуговая деятельность, школьники, сфера образования, досуг, культурное просветительство.
I.V. Chelysheva, E.V. Romanova
MAIN DIRECTIONS OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF
SCHOOLCHILDREN
Annotation. The main directions of the organization of cultural and leisure activities of a modern school audience are considered in the article. The author presents an analysis of the main theoretical concepts of cultural and recreational activities, the main approaches of domestic researchers to the process of organizing leisure for schoolchildren.
Key words: Culture, cultural and recreational activities, schoolchildren, the sphere of education, leisure, cultural enlightenment.
Целевой направленностью предприятий и учреждений, осуществляющих культурно-досуговую деятельность, выступают: «культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств; отдых и развлечение аудитории» [5, 20].
Формы, которые реализуют многочисленные учреждения, осуществляющие культурно-досуговую деятельность, отличаются широким разнообразием. Среди них М.А. Ариарским были выделены несколько больших групп:
- активная рекреация: физкультура и оздоровление, неформальное общение на природе, игровая деятельность, хобби, сопровождаемые активным отдыхом и др.;
- культурно-досуговая деятельность, связанная с общением: классные и общешкольные праздники, дискотеки, школьные вечера, клубные занятия по интересам и т.п.;
- формы культурно-досуговой деятельности, связанные со сферой культуры (в том числе и медиакультуры): посещение музеев, выставок, компьютерные игры, просмотр кинофильмов, чтение литературы, прослушивание музыки и т.д.;
- коллективные познавательные формы, к которым относится клубная и кружковая деятельность, спортивно-оздоровительный туризм;
- творческие коллективные формы культурно-досуговой деятельности: участие в художественной самодеятельности, техническое моделирование, конструирование, народные ремесла и т.д. [3, 33].
В настоящее время выделяется несколько институтов, выполняющих функции организации культурно-досуговой деятельности школьников. Среди них - семья, учреждения образования, культуры (библиотеки, Дворцы и Дома культуры, музеи, культурные центры и комплексы и т.п.), учреждения, реализующие оздоровительную и физкультурную работу, медиаканалы (телевидение, интернет, радио, пресса и т.п.), общественные движения, в деятельность которых входит социально-культурная деятельность и др.
Важным институтом, выполняющим функции организации культурно-досуговой деятельности человека, традиционно является семья. По справедливому мнению С.В. Лавренцовой, именно семья играет решающую роль в воспитании подрастающего поколения, так как «семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи» [11].
И.В. Мещерякова подчеркивает, что «организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во- вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени» [12].
В самом деле, именно семейные традиции ложатся в основу зарождающихся и развивающихся интересов ребенка к тем или иным видам проведения досуга. Поэтому от культуры досуга в семье во многом зависит как общий культурный уровень ребенка, так и его социокультурное развитие. Традиции семейного чтения, музыкальных вечеров, праздников и т.д., навсегда остаются в памяти ребенка и становятся основой построения собственных социокультурных традиций в будущем.
Немаловажную роль в организации социокультурной деятельности школьников играют учреждения культуры и дополнительного образования: музеи, культурные центры, социально-культурные комплексы, библиотеки, музыкальные и художественные школы и т. д.
Одним из важных структурных подразделений культуры для школьной аудитории традиционно выступают библиотеки. В исследовании Л.С. Жарковой отмечается, что организация культурно-досуговой деятельности в условиях библиотек развивается по двум основным направлениям:
«- в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;
- в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке» [8].
В настоящее время понятие библиотечного комплекса существенно расширилось благодаря развитию современных информационных технологий. Сегодня библиотечный комплекс представляет собой учреждение, где собраны не только литературные источники в традиционной книжной форме, но и многочисленные электронные издания.
Л.Н. Жарковой выделен целый ряд форм культурно-досуговой деятельности, осуществляемых в условиях деятельности библиотек, в том числе и детских. Сюда можно отнести «литературные вечера; читательские клубы; клубы по интересам; встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.; выступления художественной самодеятельности (чаще - литературного и театрального характера); краеведческие вечера; просветительские лекции; вечера памятных дат; праздники, чествования; конкурсы и т. д.» [8].
Понятно, что большинство современных библиотек имеют очень широкую целевую аудиторию, куда включаются пользователи самых разных возрастных и социальных групп, представители разнообразных профессий и интересов и т.д.
Наряду с универсальными библиотеками существует целая сеть детских библиотек, которые также ведут активную работу для детей в культурно-досуговом направлении. В этой связи Л. Н. Жаркова акцентирует внимание на наиболее важное для школьной аудитории направление работы библиотек для детей, способствующее развитию познавательных интересов школьной аудитории. Сюда автором относятся многочисленные «познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам; секции по интересам и т. д.» [8].
Деятельность социально-культурных комплексов и центров досуга связана с организацией клубов по интересам, учреждений «художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума» [8]. Также к этим учреждениям относят и физкультурно-оздоровительные учреждения.
Социально-культурные комплексы и Центры досуга для школьников отвечают за организацию физкультурно-оздоровительной, игровой, познавательной и развивающей творческой деятельности. Близкие задачи решают и учреждения дополнительного образования детей, которые играют существенную роль в организации культурно-досуговой деятельности современных школьников.
Одним из главных направлений в осуществлении культурно-досуговой деятельности неизменно остаются учреждения дополнительного образования. Государственной политикой в области дополнительного образования обеспечивается развитие сети учреждений для детей и подростков, «призванных обеспечить условия для сохранения лучших традиций культуры и искусства. Так, согласно 75 статье Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Дополнительное образование детей и взрослых, «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы, которые реализуются как для детей, так и для взрослых.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется «образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями» [15].
Государственная политика в области дополнительного образования детей политика получила углубленное развитие в ряде федеральных программ: «Дети России», «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации», в региональных образовательных программах и т.д.» [12, 12].
Согласно определению, современное дополнительное образование представляет собой «составную часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированную на свободный выбор и освоение школьниками дополнительных образовательных программ» [13, 76]. Проблемы дополнительного образования детей отражены в научных трудах А.К. Брунова, Л.Г. Дихановой, Т.В. Ильиной, С. А. Шмакова и др.
Л. Г. Диханова полагает, что дополнительное образование детей - «неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его духовных и образовательных потребностей» [6, 7].
Дополнительное образование детей, как пишет Т.В. Ильина, «способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством» [9, 67].
М.В. Кревсун считает, что «дополнительное образование детей оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка при наличии соответствующих педагогических установок, основными из которых являются: вариативность образовательных компонентов; личностно-деятельностный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; профессиональное мастерство самого педагога, перспективная ориентация на профессиональную деятельность в случае выявления соответствующих способностей и интересов воспитанника» [10, 8]. Именно в условиях функционирования учреждений дополнительного образования «развиваются интересы детей к самостоятельной творческой деятельности, осуществляются важные для подрастающего поколения адаптационные процессы, позволяющие жить в современном обществе, проявляя свои способности, чему способствует реали-
зация социальной, рекреативной и досуговой функции, которые выполняют учреждения ДО» [16, 21].
К основным функциям данных учреждений дополнительного образования М.В. Кревсун относит воспитательную, компенсаторную, оздоровительную, социально-адаптационную, культурологическую, а также функцию эмоциональной насыщенности [10, 14].
Дома детского творчества занимают особое место в системе учреждений культурно-досуговой направленности, так как имеют «богатый воспитательный потенциал, являются связующим звеном между ребенком и обществом, способствуют развитию в ребенке позитивного отношения к окружающему миру, приобщения к культуре и искусству» [7, 7].
Важную роль в организации культурно-досуговой деятельности школьников играют детские творческие объединения (ДТО). Образовательная деятельность ДТО выступает как «системное развитие потенциальных возможностей ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д.» [1, 31].
В настоящее время активное развитие получили самые разные направления детских творческих объединений культурно-досуговой направленности: эстетическое; экологическое; объединения художественного, прикладного и технического творчества и т.д.
Важной сферой деятельности такого объединения выступает развитие личностного потенциала, саморазвития и самосовершенствоания в творческой деятельности подрастающего поколения. Неслучайно в исследовании Т.Б. Алекесеевой находим, что занятие творчеством в сфере культурно-досуговой деятельности направлена «всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и подростков» [2, 7].
Например, фестиваль является одной из наиболее значимых форм социально-культурной деятельности, важным средством проявления творческого подхода и инициативности детей и молодежи. Фестиваль как форма культурно-досуговой деятельности выступает важным средством организации свободного времени для саморазвития подрастающего поколения.
Фестивали как форма культурного отдыха широко используются в воспитательной и социально-культурной деятельности с детьми, молодежью, взрослой аудиторией.4 Фестиваль представляет собой важную организационно-художественную форму творчества: несет особую атмосферу праздника, демонстрирует лучшие достижения художественных коллективов и исполнителей. Современный фестиваль располагает «огромным числом методов, реализуется в культуро-творческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности и представляет собой важную социокультурную среду воспитания» [14].
На сегодняшний день культурно-досуговая деятельность, связанная с творчеством школьников представлена многочисленными детскими школами искусств, студиями, центрами детского творчества, клубными объединениями и т.д. Также различные виды культурно-досуговой деятельности находят активное применение и в образовательных учреждениях. Например, в условиях школы могут быть организованы внеучебные, факультативные, кружковые занятия различной направленности, в том числе - и на материале произведений медиакультуры.
Внеучебные культурно-досуговые занятия, реализуемые в условиях школы, обладают уникальным опытом создания детских и подростковых коллективов самых разных направлений. Т.В. Ильина отмечает, что «именно во внеучебной деятельности открывается возможность осуществления действительно индивидуального подхода к ребенку, свободного от жесткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений» [9, 6].
Культурно-досуговая деятельность в школе способствует «установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры» [10, 14], что, в свою очередь, выступает важным фактором развития творческих способностей, общего культурного уровня подрастающего поколения, способствует саморазвитию и расширению кругозора.
Приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям и традициям, изучение различных видов искусств становится сегодня особенно важной задачей учебного заведения. Значительную роль здесь играют самодеятельные объединения для детей и подростков: танцевальные, хоровые, театральные кружки и студии, которые организуются в системе внеклассной работы.
Важную роль в реализации культурно-досуговых компонентов в школе играют клубные объединения для школьников и молодежи. Клубы в условиях школы представляют собой детские и юношеские объединения по интересам, а результатом деятельности клуба может выступать производство того или иного творческого продукта, непосредственно связанного с этим видом деятельности. При этом, клуб может функционировать и как самостоятельное образовательное учреждение, и как детское общественное объединение (например, кружок или студия по интересам и пр.).
Самыми распространенными массовыми формами культурно-досуговой деятельности школьников во внеурочной деятельности (клубной, студийной, факультативной, кружковой и т.д.) являются: «выставки; концерты; клубные дни; состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.» [1, 33].
Таким образом, можно заключить, что основные направления современной культурно-досуговой деятельности осуществляются в различных формах социокультурной работы, осуществляемых как в образовательных, так и во внешкольных учреждениях;
- цели современных учреждений культурно-досуговой деятельности определяют их основные направления, которые можно определить как культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств, отдых и развлечение;
- к основным формам учреждений культурно-досуговой сферы относится активная рекреация; культурно-досуговая деятельность, связанная с общением; культурно-досуговая деятельность, связанная со сферой культуры (в том числе и медиакультуры); коллективные познавательные формы культурного досуга; творческие коллективные формы культурно-досуговой деятельности;
- основными институтами, выполняющими основные функции культурно-досуговой деятельности школьников являются: семья, учреждения образования, культуры (библиотеки, Дворцы и Дома культуры, музеи, культурные центры и комплексы и т.п.), учреждения, реализующие оздоровительную и физкультурную работу, медиаканалы (телевидение, интернет, радио, пресса и т. п.), общественные движения и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алгоритм разработки и модели занятий во внешкольном учебном заведении: Методическое пособие для изучения и внедрения в практическую деятельность педагогических коллективов внешкольных учебных заведений всех типов / Сост. О. А. Спильная. Симферополь: КРВУЗ «ЦДЮТ», 2009. - 43 с.
2. Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе/Проблемы и перспективы развития образования в современном мире. СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/79-sotsializatsiya-sub-ektov-obrazovaniva-v-informatsionnom-obshchestve/459-2-31
3. Ариарский М.А. Прикладная культурология СПб., 2001. - 522 с.
4. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. Чита, 2011.- С. 138-141.
5. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. Изд.- 3. М., 2008. - 232 с.
6. Диханова Л.Г. Социальный педагог, педагог дополнительного образования: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 60 с.
7. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки//Образование и общество, 2007. №2 С. 98-104.
8. Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие / Л.С. Жаркова. М. : Литера, 2009. - 111 с.
9. Ильина Т.В. Содержание и организация методической деятельности в учреждениях дополнительного образования. М.: Просвещение 2006.
10. Кревсун М.В. Современные тенденции в области дополнительного образования детей в сфере искусства и пути реализации новых образовательных требований и стандартов/ Современные тенденции в области дополнительного образования детей в сфере искусства и пути реализации новых образовательных требований и стандартов (ФГТ)»// Сб. научных трудов под ред. А.М. Иванова, Т.В. Ивановой. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 198 с. С. 6-12.
11. Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.- 19 с.
12. Мещерякова И.В. Организация проведения культурно - досуговой работы в семье. СПб: СПбГУСЭ, 2011.-143 с.
13. Педагогический словарь / под ред. М.М. Безруких и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.-528 с.
14. Тихомирова Г.Ю. Организация социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования на материале медиакультуры // Современные тенденции в области дополнительного образования детей в сфере искусства и пути реализации новых образовательных требований и стандартов (ФГТ)». Сб. научных трудов / Ред. А.М. Иванов, Т.В. Иванова. М.: МОО «Информация для всех», 2016. - С. 52-54.
15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим досту-па:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/
16. Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов: учеб. пособие. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. -180 с.
В.В. Черемушкина
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значимости антропологического обоснования педагогических знаний. Показан вклад Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и В.В. Розанова в развитие педагогической антропологии в России.