Научная статья на тему 'Особенности организации культурно - досуговой деятельности по развитию музыкальной культуры личности в образовательном процессе учреждений дополнительного образования'

Особенности организации культурно - досуговой деятельности по развитию музыкальной культуры личности в образовательном процессе учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА ДОСУГА / ХОББИ / ORGANIZATION / FORMS AND METHODS / TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL AND CULTURAL-LEISURE ACTIVITIES / MUSIC / MUSIC PEDAGOGY / MUSIC CULTURE / ADDITIONAL EDUCATION / LEISURE STRUCTURE / HOBBIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачёв Александр Александрович, Чавыкина Ульяна Григорьевна

Статья рассматривает особенности и специфику развивающей детской педагогики культурно-досуговой деятельности в учебном процессе учреждений дополнительного образования. Разработаны научно-методические рекомендации для совершенствования искусства детского педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачёв Александр Александрович, Чавыкина Ульяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION

The article considers the features and specifics of developing children's pedagogy of cultural and leisure activities in the educational process of institutions of additional education. Scientific and methodical recommendations for improvement of art of the children's teacher are developed. Keywords: organization, forms and methods, technologies of socio-cultural and cultural-leisure activities, music, music pedagogy, music culture, additional education, leisure structure, Hobbies.

Текст научной работы на тему «Особенности организации культурно - досуговой деятельности по развитию музыкальной культуры личности в образовательном процессе учреждений дополнительного образования»

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор Горбачёв Александр Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); преподаватель, аспирантка 3 курса Чавыкина Ульяна Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья рассматривает особенности и специфику развивающей детской педагогики культурно-досуговой деятельности в учебном процессе учреждений дополнительного образования. Разработаны научно-методические рекомендации для совершенствования искусства детского педагога.

Ключевые слова: организация, формы и методы, технологии социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, музыка, музыкальная педагогика, музыкальная культура, дополнительное образование, структура досуга, хобби.

Annotation. The article considers the features and specifics of developing children's pedagogy of cultural and leisure activities in the educational process of institutions of additional education. Scientific and methodical recommendations for improvement of art of the children's teacher are developed.

Keywords: organization, forms and methods, technologies of socio-cultural and cultural-leisure activities, music, music pedagogy, music culture, additional education, leisure structure, Hobbies.

Введение. Музыка всегда играла важнейшую роль в обществе вообще и в формировании личности ребенка в частности, что не могло не привлечь к ее пониманию культурологов, ученых, психологов, педагогов и аниматоров.

На протяжении всей истории музыкального искусства вслед за ним развивалась, все более конкретизировалась и специализировалась и теория музыки и педагогика музыкальной культуры личности ребенка. Обучение музыке в детском доме творчества, трудно представить без организации культурно-досуговой работы.

Сложность и многоаспектность педагогики музыкальной культуры в условиях свободного времени привело к тому, что оно стала предметом исследования как общих, так организационных особенностей проведения игровых и досуговых с детьми в процессе обучения в центрах творчества. Актуальность поиска инновационных решений по технологическим схемам: задачи - формы - методы - средства - результат, требует постоянного исследования.

Известный индийский писатель и выдающийся общественный деятель своего времени Рабиндранат Тагор высказал по этому вопросу следующее: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». Досуговые увлечения способны сотворить глобальные вещи и даже открытия [3, с. 132].

Анализ современной литературы показал, что достаточно много высказано идей как зарубежных, так и отечественных ученых о необходимости и важности организации свободного времени. Однако, теория часто отстает от динамично развивающейся жизни в информационном обществе, а новые формы и методы организации педагогической работы детских учреждений не всегда известны педагогам, особенно тем кто не работает над собой. Наибольший вклад в детскую педагогику досуга внесли отечественные ученные, так как они отражают реалии образования и педагогических наук в России, не смотря на меньшую ее развитость по сравнению с педагогикой молодежи в целом.

Поэтому важно знать, что на сегодняшний день в образовательном процессе учреждений дополнительного образования широкое распространение получили технологии игрового обучения Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, многоуровнего и компетентностного подходов А.А.Горбачева, аксиологического подхода Д.А. Горбачевой, деятельностного подхода А.Д. Жаркова и др. [1, 2, 3, 4].

Особенностью компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов для детей является наличие игровой модели, с возможностью эксклюзивных решений, поставленных задач в процессе обучения. В основу игровых педагогических технологий, как вид деятельности, положена игра, которая направлена на изучение, описание и усвоение социального опыта.

Изложение основного материала статьи. Педагоги и ученые прошлого и зарубежные и отечественные указывают, что педагогическая деятельность, отражается в строго определённых временных и пространственных рамках и несёт с собой конкретные свойства времени и пространства общих форм бытия материи. Пространство включает в себя, структурность, протяжённость, взаимодействие и совместное существование обособленных элементов во всех материальных системах.Наши наблюдения показывают, что социокультурное пространство учреждения дополнительного образования - это особая территория, внутри которой происходит процесс воспитания, обучение, развитие ребёнка, а также самореализация и профессиональное развитие педагогического состава. Само понятие «социокультурное пространство» отражает в себе процесс развития личности ребёнка, как субъекта культуры в обществе.

По нашему мнению, при изучении теории и практики педагогического искусства, эффективности социокультурного пространства образовательного учреждения дополнительного образования, педагогу следует ответить на следующие вопросы:

1. Какую часть детей прилегающего к учреждению социума охватывает его образовательная структура;

2. Какие сферы деятельности оно развивает;

3.Насколько эффективно функционируют все компоненты его социокультурного пространства;

4. Насколько они, влияют на эффективность процесса социализации воспитанников.

С 1999 года в доме детского творчества «Созвездие» успешно реализуется программа «Атлас Карасунского округа». Многие учащиеся общеобразовательных школ округа занимаются исследовательской и поисковой работой. За эти годы были написаны страницы Атласа Карасунского округа под названием: «Салют Победа!»; «Мы - Карасунцы»; «Улица, на которой ты живешь»; «Памятные места нашего округа»;

«Кем горжусь я и Родина моя» и множество других. Регулярно проводятся массовые мероприятия с партнерами: территориальными центрами, центрами реабилитации, администрацией округа парком «Солнечный остров».

Такие программы разрабатываются для детей дошкольного возраста, включающие в себя элементы подготовки к школе, а так же и для школьников включая подростков. Смысл таких программ в детских домах творчества заключается в выполнении комплексных задач, направленных на зарождение и развитие культуры личности ребенка, вовлечение его в яркий мир, развлечений игр, соревнований и праздников, освоение опыта построения досуга через познание, обучение и общение.

В 2001г. в «Созвездии» организовано окружное детско - юношеское общество «КОСМО» и школа вожатых «Спутник». В реализации целевых программ «Созвездие»: «Досуг», «Клуб», «Здоровье», «Атлас Карасунского округа», «Лето» принимают активное участие общеобразовательные учреждения Карасунского округа.

Новым этапом в витке развития Детского Дома творчества «Созвездие» стало то, что центр стал организатором и координатором проведения ежегодных, традиционных окружных мероприятий: турнира знатоков, детской песни «Волшебные голоса»; конкурса хореографии «Хрустальная туфелька»; конкурса эстрадной песни «Юный Орфей»; выставок декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства; фольклорного фестиваля «Разгуляй».

В 2017г. было положено новое начало в организации культурно-досуговой деятельности для детей ДДТ - это организация авторских программ педагогов этого центра. Так, например, был организован творческий вечер Владимира Пикалова, автора, на тему: «Музыка в моей жизни». Прозвучали песни о дружбе, о путешествиях, о любви к родному краю: «Мечта», «Гора «Архон», «Южный город», «Вчерашний день», «Подводное царство», «Прогулка», «Музыка», «Вместе навсегда» и др. В исполнении были представлены собственные стихи автора, музыка в составе оркестра из данного цикла.

Альбом стал популярным среди детей и родителей, что повлияло на эффективное обучение опытного педагога на занятиях в центре. Дети и родители на наглядном примере педагога поняли, что быть успешным в будущей профессиональной карьере важно реализовать как можно раньше свои всесторонние творческие возможности.

Таким образом, структура музыкального произведения организуется как диалектическое единство интонации и логики. Проявляющейся на всех уровнях произведения музыки - от аккордов до композиции в целом. Наличие в музыкальной культуре современности разнообразных видов классического искусства прошлого, современности, в том числе авангардных- электронной, конкретной, компьютерной музыки, применяющих как традиционные, так и новейшие технические способы творчества и тиражирования произведений - все это положительно сказывается в формировании музыкальной культуры личности ребенка в образовательном процессе учреждений дополнительного образования в соединении в неразрывное целое с культурно-досуговым музыкальным творческим вечером.

Деятельность дополнительного образования, это каждодневная реализация эффективных досуговых программ и методик.В программах досуга, заключены многочисленные способы построения интересной и полезной для развития ребенка деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Изучение лучшего опыта культурно-досуговой деятельности ДДТ позволило сделать нам выводы о четырех векторах развития детской педагогики в сфере учебного процесса дополнительного образования:

Во- первых, что педагоги центров дополнительного образования осваивают современные инновационные технологии. Дети, занимающиеся по новым программам, развивают свои творческие способности, что помогает им адаптироваться в обществе и получить возможность плодотворной организации своего свободного времени;

Во-вторых, инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования определяют эффективность работы учреждения, существенно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают уровень профессиональной подготовки педагогов;

В-третьих, познание и освоение новых технологий в ДДТ - является одним из главных механизмов развития дополнительного образования, оно способствует качественным изменениям в образовательной деятельности;

В-четвертых, степень развития новых технологий в дополнительном образовании зависит от уровня развития их в общем школьном образовании и от уровня развития их в обществе в целом.

На основе исследований и многолетнего педагогического опыта работы с разными возрастными группами учащихся и студентов сформулируем для преподавателей ДДТ десять научно-практических рекомендаций:

1. При выборе из множества игр для детей младшего возраста, следующие: занимательные, познавательные, имитационные, компьютерные и др. При этом педагогу в конкретной ситуации следует выбирать из множества игр с учетом поставленных педагогических задач и особенностей их выполнения в дидактическом плане. Классификацию игр не следует усложнять. В их выборе следует руководствоваться следующими принципами: по методике игры, по особенности педагогического процесса, по сфере деятельности, по месту. Такая технология заключает в себе одновременно психологическую и учебно-воспитательную сторону обучения.

2. Следует, учитывать, что в результате выбора разнообразных игровых технологий педагогом, ученик начинает вырабатывать и проявлять свою индивидуальность, вырабатывать в себе не потребителя, а творца. Так как, замысел предоставления, выбора заданий обучающимися и организованная, целенаправленная деятельность преподавателя - одна из основных концепций в современной педагогике.

3. Педагог обязан учитывать психологические особенности каждого из своих воспитанников и на этом основании вносить нужные коррективы в технологию обучения. Игровые технологии требуют предельной творческой активности, как от воспитанников, так и от самого преподавателя.

4. Необходимым условием высокой эффективности освоения программы в учреждениях дополнительного образования, является личная заинтересованность ребёнка в той деятельности, которую он выбирает самостоятельно. Стремление к творчеству нельзя навязать. Учитывая такой факт, учебные программы в дополнительном образовании создаются для каждого ученика отдельно. Эти программы следует ориентировать на то, что бы: вызвать состояние активности у детей, наделить воспитанников целесообразными способами осуществления их деятельности, преобразовать эту деятельность в процесс

реализации творческих замыслов.

5. Педагогу следует учитывать индивидуальные интересы воспитанников и подбирать те формы обучения, которые в будущем дадут наилучший результат, проектировать разные пути поиска новых методов и программ, от преобразования уже существующих планов и разработок, до создания принципиально новых учебных программ.

6. Педагогу ДДТ следует иметь ввиду, что в современной сфере дополнительного образования далеко не все занятия выполняют сугубо обучающую роль. Среди других видов занятий можно выделить такие, как общеразвивающие и воспитательные, которые выполняют функцию по формирования и развитию определённых качеств в развивающейся личности ребёнка. К ним можно отнести, например занятие-викторину, различные коллективные мероприятия, экскурсию. Эти типы занятий, предусматривают образовательную функцию. Они отличаются от учебных тем, что как правило носят свободный характер и могут вполне быть не связаны с учебным предметом. Организованный подобным образом учебный процесс, включает в себя несколько видов занятий и решает сразу комплекс задач, обучающие и воспитательные одновременно.

7. Специфика искусства педагога ДДТ заключается в уникальном объединении двух основных направлений деятельности, как образовательное и культурно-досуговое. Образовательная деятельность предполагает выполнять ориентационную и познавательную функцию, а культурно-досуговая деятельность, коммутативную и рекреационную. Эти виды деятельности создают широкие возможности и для самопознания, самореализации ребёнка. Специфика дополнительного образования детей существенно отличается от общешкольной работы и тем более от образовательной деятельности в колледже и вузе. Задача педагогов ДДТ удовлетворить разнообразные потребности детей в познании и общении, так как такие потребности не всегда могут быть реализованы в полном объёме при обучении в общеобразовательной школе. Специфика заключается в том, что обучение происходит на основе ГОСТов, разработанных и адаптированных педагогами к конкретному образовательному учреждению, с учетом возраста.

8. Педагогу ДДТ деятельностью в учреждениях дополнительного образования следует организовывать и проводить различные культурно-досуговые мероприятия в виде праздников, конкурсов, спортивных соревнований, фестивалей, концертов тематических дней и недель. Социально-культурная деятельность позволяет быстрее включить ребенка в занятия на добровольной основе в соответствии с требованиями личного интереса и внутренними стремлениями отношение к такой деятельности как к потребности. Культурно-досуговая деятельность, в структуре учреждений дополнительного образования в современных условиях насыщенности информационных ТВ каналов является важнейшим (не суррогатным) элементом социокультурного пространства детей. Культурно-досуговые программы призваны не только развивать детский досуг социально-важным смыслом, но и формировать у самих воспитанников навыки эффективного и содержательного проведения своего собственного досуга.

9. Исследования показали, что каждый третий педагог ДДТ не обладает организаторскими способностями и не осваивают формы и технологии социально-культурной деятельности, так как не понимает ее значимость в новых реалиях образовательного процесса, что она полезна для организации учебного процесс, а также для любого человеческого организма в целом. Она способствует оптимальным нормам функционирования психики ребёнка. В досуговых и учебных занятиях ритм деятельности, определяются внешними факторами, а в результате досуговой деятельности они всецело зависят от внутренних желаний и направленности самой личности человека.

10. Важно, чтобы дети с помощью педагога выбирали необходимое и полезное для себя занятие и сами реализовали пути его выполнения. В таких случаях, как правило, инициатива преобразуется в деятельность, которая является, сознательной, отражающей интересы их развивающейся личности, так как поведение ребенка не лимитируется ничем, кроме его собственных стремлений. По этой причине переход из сферы утилитарного и ограниченного поведения в сферу любительских и любимых занятий всегда связано с яркими переживаниями, среди которых главными являются чувства радости и наслаждения [5, с. 50].

Педагогические исследования показали, что искусство педагога по организации культурно - досуговой деятельности в ДДТ - в значительной мере направлена на эффективное формирование детей младшего возраста в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования и проявляется в игровом обучении, аксиологическом, деятельностном и компетентностном подходах в получении будущей профессии:

- дети стремятся решать в этой деятельности многочисленные и разносторонние проблемы творческого характера, создают продукты, свойством которых является уникальность, это приводит к наиболее полному раскрытию внутренних свойств личности;

- в процессе социокультурной деятельности постоянно происходит пополнение творческого потенциала личности. В результате правильной организации досуга осуществляется обогащение и рост личности в аксиологическом, в будущем профессиональном компетентностном отношении. Любое индивидуальное или групповое занятие, дает возможность повлиять на ценностные ориентации и направленность человека в обществе;

- в условиях центров дополнительного образования занятия носят преимущественно коллективный характер, в этом процессе формируется и совершенствуется коммуникативные свойства личности, общительность и практическое умение работать в коллективе, согласовав свои действия и усилия с действиями своих сверстников.

Выводы. На основе вышесказанного можно констатировать:

- выявлен вектор развития детской педагогики культурно - досуговой деятельности в сфере дополнительного образования;

- определено, что лучшие центры детского творчества успешно выполняют образовательный процесс детей при условии удовлетворении обширного круга интересов детей в сфере познания и культурного досуга;

- выделено четыре основных периода в развитии детских домов творчества;

- выявлен круг вопросов перед началом исследования педагога в ЦДТ;

- сделаны выводы о четырех векторах развития детской педагогики в сфере учебного процесса дополнительного образования;

- сформулированы десять научно-практических рекомендаций для эффективной работы преподавателей дополнительного образования;

- определено на основании теории, что эффективное формирование детей младшего возраста в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования проявляется в использовании игровых обучающих технологий, аксиологического, деятельностного и компетентностного подходах в получении будущей профессии.

Литература:

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

2. Горбачев А.А., Горбачева Д.А.Педагогика многоуровневой системы социально-культурного и туристского образования: компетентностный подход: Монография. - Краснодар, КГИК, 2017. - 280 с. ил.

3. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход: Монография. - М.: Изд. Дом МГИК, 2016. - 280 с.

4. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребёнка: сб. ст. / ГУО «Минск», обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.

5. Пикалов В.П., Развитие музыкальной культуры личности у детей согласно образовательной концепции д. Б. Кабалевского в учреждениях дополнительного образования // Профессиональная компетентность современного педагога: сборник Материалов II Фестиваля педагогического мастерства. Краснодар.2016. С. 47-52.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор Горбачёва Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); преподаватель, аспирантка 3 курса Чавыкина Ульяна Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. Современная школа сегодня рассматривается как полноценный социально - культурный центр, выполняющий определённые функции. Одним из профилактических подразделений в школе является Штаб Воспитательной работы - как феномен современной социально - культурной деятельности, координирующий всю систему педагогического взаимодействия и являющийся куратором совета по взаимодействию.

Ключевые слова: штаб воспитательной работы, профилактическая работа, безнадзорность, совет по взаимодействию.

Annotation. Today, the modern school is considered as a full-fledged social and cultural center that performs certain functions. One of the preventive departments at the school is the Headquarters of Educational work-as a phenomenon of modern social and cultural activities, coordinating the entire system of pedagogical interaction and is the curator of the Council for interaction.

Keywords: staff of educational work, preventive work, neglect, Council on interaction.

Введение. Социально - культурная деятельность обладает достаточно мощным воспитательным потенциалом, который на сегодня недостаточно полностью раскрыт и применяется в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Данный факт определяет необходимость педагогического соотнесения всех субъектов взаимодействия социально - культурных учреждений для решения данной проблемы в детско - подростково - молодёжной среде.

В силу своей особой специфики, борьба с безнадзорностью требует особых форм, которые будут соответствовать реалиям сегодняшнего дня и, прежде всего, будут опираться на закон.

В соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", безнадзорный -несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Под социально-культурным взаимодействием, в широком понятийном смысле, понимается часть культурной политики государства. Это миссия государства представить свою культуру в глазах представителей другой культуры.

В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний».

На данный момент приоритет в данной области отдан в социологии и социальной психологии (работы Г.М. Андреевой А. А. Бодалева Э. Берне М.С. Кагана, Р.Л. Кричевского).

Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому [8, с.111. Именно эта задача стоит перед специалистами, вступающими в руководство таким социально - культурным феноменом как штаб воспитательной работы.

В данной работе необходимо рассмотреть определённый пласт педагогического взаимодействия, именуемый социально - культурным взаимодействием. А.Д. Жарков рассматривает термин «взаимодействие» как некую управленческую категорию.

Определенную проработку проблема взаимодействия получила и в трудах по теории социально -культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и др.), что позволяет говорить об объективном существовании социально - культурного взаимодействия как особого явления и процесса, участники которого оказывают друг на друга формирующее воздействие.

Необходимо знать, что на сегодняшний день в воспитательном процессе широкое распространение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.