УДК 378.016: 51
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ
© 2018
Захарова Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, директор института довузовского образования Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Белова Екатерина Александровна, студентка 4 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: krewatiww@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию и практической иллюстрации методического обеспечения организации досуговых мероприятий по математике в условиях общеобразовательной школы. В статье уточнено содержание понятий: «досуг», «детский досуг», «досуговая деятельность детей». Охарактеризованы до-суговые программы по математике (основные типы, формы реализации (досуговые мероприятия)). Один из возможных вариантов организации досуговых мероприятий в условиях школы представлен в виде разработанной нами досуговой программы «Математическая проза». Цель досуговой программы: развитие интереса к математике путем решения математических задач с литературной фабулой. Приведен сценарий одного из мероприятий досуговой программы - математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса». Цель мероприятия: развитие интереса к математике с помощью решения занимательных логических задач с литературной фабулой, объединенной тематикой произведений Гарри Поттера; развитие взаимодействия учащихся среднего и старшего звена. Математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса» представляет собой набор задач, выполнению каждой из которых посвящена отдельная станция. Помимо этого, присутствуют упражнения на командоформирование, сплочение коллектива и взаимодействие участников.
Ключевые слова: детский досуг, досуговая деятельность детей, досуговые программы, досуговые мероприятия по математике.
ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN MATHEMATICS AT SCHOOL
© 2018
Zakharova Tatiana Grigorievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Director of the Institute of Pre-University Education Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Belova Ekaterina Aleksandrovna, 4th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: krewatiww@mail.ru)
Abstract. The article is devoted to the theoretical justification and practical illustration of methodological support of leisure activities in mathematics in a secondary school. The content of the concepts «leisure», «children's leisure», «leisure activities of children» is specified in the article. Leisure programs in mathematics (basic types, forms of implementation (leisure activities)) are characterized. One of the possible options for the organization of leisure activities in the school is presented in the form of our leisure program «Mathematical prose». The purpose of the leisure program is the development of interest in mathematics by solving mathematical problems with the literary plot. The scenario of one of the activities of the leisure program is given. This is a mathematical quest «The Mystery of the four Hogwarts faculties». The purpose of the event is the development of interest in mathematics by solving entertaining logical problems with the literary plot, united by the theme of the works of Harry Potter; the development of interaction of middle and senior students. The mathematical quest « The Mystery of four Hogwarts faculties» is a set of tasks, each of which is dedicated to a separate station. In addition, exercises on team building and interaction of participants present.
Keywords: children's leisure, leisure activities of children, leisure programs, leisure activities in mathematics.
Досуговая деятельность так же, как и образовательная деятельность, входит в число важнейших задач образования [1]. От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность. Важность отмеченной проблемы подчеркивается и на законодательном уровне. Так в Концепции развития математического образования в РФ от 24.12.2013 говорится, что «система дополнительного образования является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой» [2].
Досуг, по мнению И.Н. Розовой, это «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности» [3]. Детский досуг - это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (учебной) деятельности ребенка, одна из форм детской жизнедеятельности. Досуговая деятельность детей - это «целенаправленная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств
личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге» [4]. Досуговая деятельность по математике характеризуется всеми особенностями до-суговой деятельности, но отличается своей предметной областью (математика).
Эффективность организации досуговой деятельности напрямую зависит от качества составляемых и используемых досуговых программ, для чего будущим учителям требуется специальная подготовка [5-25]. Р.У. Богданова, Н.В. Добрецова под досуговой программой понимают развлекательную, познавательную, общественно-полезную программу, направленную на организацию свободного времени детей и подростков, детей и родителей, позволяющую ребенку легко раскрыть себя и удовлетворить свои интересы. Типы досуговых программ: разовая игровая программа; конкурсно-игровая программа по заданной тематике; игра-спектакль; театрализованная игра; зрелище; праздник; длительная досуговая программа (А.Б. Гальченко). Формы реализации досуговой программы - досуговые мероприятия (М.Е. Кульпетдинова): традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.); досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образова-
Zakharova Tatiana Grigorievna, Kondaurova Inessa Konstantinovna, Belova Ekaterina Aleksandrovna ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN MATHEMATICS ...
ния) - экскурсии, конкурсы, математические гостиные и др.; совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования); «репертуарные» мероприятия (спектакли математических театров, математические концерты и т.п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие - в качестве зрителей.
Один из возможных вариантов организации досуго-вых мероприятий в условиях школы представлен в разработанной нами досуговой программе «Математическая проза». Цель досуговой программы: развитие интереса к математике путем решения математических задач с литературной фабулой. За основу каждого мероприятия программы берется литературное произведение, в названии или сюжете которого фигурирует какое-либо число. Тематический план программы показан в таблице 1.
Таблица 1 - Тематическое планирование
36 Январь Математический вечер «Двенадцать месяцев» 5 6
37 Математическая игра «Тайна Шахерезады» 7
38 Математический вечер «Загадка Пиковой дамы» 8
39 Математическая игра «20 тысяч лье под водой» 9
40 Февраль Математическая игра «Шесть лебедей» 5
41 Математический квест «Вовка в тридевятом царстве»
42 Математический квест «Шёл по городу волшебник» 6
43 Математическая игра «Али-баба и сорок разбойников»
44 Математически квест «100 шкафов» 7
45 Математический квест «Четыре портрета»
46 Математическая игра «Двенадцать стульев» 8
47 Математический вечер «С неба упали три яблока»
48 Математический вечер «35 кило надежды» 9
59 Математическая игра «Сотня»
50 Март Математическая игра «Три Толстяка» 5
51 Математический вечер «Двадцать лет под кроватью»
52 Математический вечер «Вокруг света за три часа» 6
53 Математическая игра «Один день с Томом Сойером»
54 Математическая игра «Один заработанный рубль» 7
55 Математический вечер «Миллион и один день каникул»
56 Математическая квест «Гимназия №13» 8
57 Математический вечер «Код Да Винчи»
58 Математический квест «5 волна» 9
59 Математический вечер «Кругом 16»
60 Апрель Математическая игра «Четыре желания» 5
61 Математический вечер «От 2 до 5»
62 Математическая игра «Один день с Иваном Денисовичем» 6
63 Математический вечер «Прогулка с двумя гусарами»
64 Математический квест «Пять похищенных монахов» 7
65 Математическая игра «Перси Джексон и 12 богов Олимпа»
66 Математическая игра «12 ночь» 8
67 Математическая игра «Дистрикт №13»
68 Математический квест «Тайна третьей планеты» 9
69 Математическая игра «Двенадцать»
70 Май Математический вечер «В августе сорок четвертого» 5
71 Математический вечер «Четвертая высота» 6
72 Математический вечер «Завтра была война» 7
73 Математический вечер «Четыре танкиста и собака» 8
74 Математический вечер «В августе сорок четвертого» 9
Приведем сценарий одного из мероприятий из приведенной выше программы - математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса». Он был апробирован в лицее математики и информатики города Саратова 12 декабря 2017 года. Участие в квесте приняли команды пятиклассников пяти школ Кировского района города Саратова. Проводили квест учащиеся 10 класса лицея.
Квест - один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету [26]. Математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса» представляет собой набор математических задач, выполнению каждой из которых посвящена отдельная станция. Помимо этого, в заданиях присутствуют упражнения на командоформирование, сплочение коллектива и взаимодействие участников. Фабулы задач квеста объединены тематикой произведе-
№ Месяц Досуговое мероприятие Класс
1 Сентябрь Математический вечер «Семь помощников Белоснежки» 5
2 Математическая игра «История трех поросят»
3 Математическая игра «Цветик-семицветик. Тайна цветочных лепестков» 6
4 Математический вечер «Два капитана и два штурмана»
5 Математический квест «Семь подземных королей» 7
6 Математическая игра «Двенадцать подвигов Геракла»
7 Математический квест «Тайна пяти фракций» 8
8 Математическая игра «Знак четырех»
9 Математическая игра «Тринадцатая сказка» 9
10 Математический вечер «Пятнадцатилетний капитан»
11 Октябрь Математический квест «Волк и семеро козлят» 5
12 Математическая игра «Семь Семенов -Семь Симеонов»
13 Математический квест «По следам Атоса, Портоса и Арамиса. Тайна трех мушкетеров» 6
14 Математический вечер «Семеро храбрецов»
15 Математическая игра «Вокруг света в восемьдесят дней» 7
16 Математический вечер «Сто лет тому вперед»
17 Математический вечер «Ключ из жёлтого металла»
18 Математический квест «Волк и семеро козлят»
19 Математический квест «Три товарища»
20 Математический вечер «451 градус по фаренгейту»
21 Ноябрь Математическая игра «Загадочный дом трех медведей»
22 Математический вечер «102 далматинца»
23 Математическая игра «Помощники 33 богатырей»
24 Математический вечер «Миллион приключений»
25 Математический вечер «Книга на третье»
26 Математическая игра «Все лето в один день» 7
27 Математический квест «Тайна 99 ступенек»
28 Математический вечер «Шестнадцать зажженных свечей» 8
29 Математическая игра «Сердца трех»
30 Математический квест «За миллиард лет до конца света» 9
31 Декабрь Математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса» 5
32 Математическая игра «Двенадцать пассажиров» 6
33 Математический квест «Тайна сорока островов» 7
34 Математический квест «Пять недель на воздушном шаре» 8
35 Математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса» 9
ний Гарри Поттера.
Этапы квеста.
1 этап - общее собрание в холле, где пятиклассники узнали, что был похищен профессор Дамблдор. Он успел оставить послание, собрать которое можно было только при прохождении локаций. Каждая команда получила свою карту, на которой была отмечена последовательность посещения локаций.
2 этап - прохождение локаций согласно маршруту, указанному в карте. При выполнении задания команда получала кусочек послания и одну из монет: большой золотой галлеон при идеальном выполнении задания, среднего размера серебряный сикль при выполнении задания с незначительными ошибками, маленький бронзовый кнат при выполнении задания с большим количеством ошибок. То, какую монету получила команда, зависело еще и от того, насколько спокойно команда проходила локацию. Переход с одной локации на другую осуществлялся по звонку колокольчика.
3 этап - сбор послания представителями от каждой команды и освобождение профессора Дамблдора.
Локации квеста: «Гостиная Гриффиндора», «Кабинет прорицаний», «Три метлы», «Поле для квид-дича», «Совятник», «Выручай-комната», «Библиотека», «Кабинет Зельеварения», «Большой зал».
В подготовке квеста приняли участие учащиеся 10 класса лицея. Каждому из них было предложено выбрать роль из списка, а также продумать оформление своей локации. Таким же образом были выбраны фотографы и ди-джей, задачей которых было делать красочные снимки на протяжении всего мероприятия и обеспечить квест мультимедийным сопровождением. После распределения ролей и локаций была разработана серия задач и подготовлен реквизит для их инсценировки.
Сценарий мероприятия «Математический квест «Тайна четырех факультетов Хогвартса».
Цель мероприятия: развитие интереса к математике с помощью решения занимательных логических задач с литературной фабулой; развитие взаимодействия учащихся среднего и старшего звена.
Участники мероприятия: учащиеся 5, 10 классов.
Ход мероприятия:
Вступление
- Здравствуйте, дорогие первокурсники! Меня зовут зовут Миневра Макгонагалл, я - декан факультета Гриффиндор.
- Я - Помона Стебль - декан факультета Пуффендуй. Спешим приветствовать вас на традиционном Святочном балу лицея чародейства и волшебства.
- Напомним правила бала. Все присутствующие должны быть облачены в парадные мантии, у каждого должна быть пара, все должны быть вежливы и тактичны друг с другом, ведь цель Святочного Бала - налаживание дружеских и культурных связей между волшебниками разных стран.
- Наши эльфы уже приготовили для вас самые изысканные кушанья, а хор привидений выучил новый рождественский вальс. Наш вечер откроет ансамбль «Ведуньи», и я прошу всех последовать в Большой Зал!
Вбегает Невилл:
- Профессор Макгонагалл, профессор Стебль, бала не будет!
- Как не будет, Невилл?
- Что случилось?
- Профессор Дамблдор был похищен! Волан-де-Морт смог проникнуть в замок! Нам нужно спасти Дамблдора!
- Ребята, помогите нам спасти нашего директора!
- Дамблдор - великий волшебник. Поэтому он смог оставить нам послание, где спрятал его Волан-де-Морт. Но кусочки послания разлетелись по всему замку. Нам нужно будет собрать их воедино. А я и мои друзья вам в этом помогут.
- Каждая из команд получит свой путь следования
по замку. При его прохождении вам встретится немало трудностей.
- А еще Волан-де-Морт хитер, и у нас осталось совсем мало времени на спасение. Осталось всего пять святочных песен, пока лестницы замка не поменяли свое положение, запутав тем самым комнаты.
- Не теряйте времени даром! Как только вы найдете кусок послания, вам нужно выходить обратно в Большой Зал. Как только будет включаться песня, вам нужно отправляться за следующим куском послания.
- Только самые сильные, умные и дружные ребята смогут выполнить все задания и собрать послание.
- И я уверена, что наши первокурсники именно такие!
Локация «Гостиная Гриффиндора». Проход в комнату: оживший портрет Полной Дамы. Дама спрашивает пароль, учащиеся получают его на первой локации.
Оформление: гостиная с камином, на стене висит герб Гриффиндора. Гарри и Джинни сидят на диване в ворохе свитков. Гарри держит в руках один из них.
Гарри: Добро пожаловать в Школу Чародейства и Волшебства Хогвартс! Я - Гарри Поттер, а это Джинни Уизли.
Гарри протягивает всем участникам руку и пожимает
ее.
Джинни: Вы уже знаете, что случилось?
Гарри: Альбус Дамблдор - великий волшебник! Мы обязательно должны ему помочь, и сделать это надо как можно скорее. Правда, я вот уже достаточно долго пытаюсь понять загадку свитка, который нашел на одной из этих ужасных перемещающихся лестниц. В нем написано ровно сто утверждений: «В этом свитке ровно одно неверное утверждение», «В этом свитке ровно два неверных утверждения», «В этом свитке ровно три неверных утверждения», .... «В этом свитке ровно сто неверных утверждений» Есть ли среди этих утверждений верные, и если да, то какие [27]?
Джинни: И у меня тоже никак не получается. Можете нам помочь? Если разгадать загадку этого свитка, то мы получим одну из частей послания профессора Дамблдора!
Локация «Библиотека». На каждой парте лежат книги.
Чжоу: Вы пришли на Бал? Вы же знаете, что его не
будет?
Гермиона: Я была уверена, что справлюсь с этим шифром, но это что-то, выходящее за грани. Мы с Седриком и Виктором уже который час ломаем голову. Тут даже я должна признать, что не справляюсь. Тут спрятано заклинание, которое поможет проявить на этом куске бумаги часть послания, отправленного профессором Дамблдором. Оно спрятано тёмной магией, поэтому я не могу так просто прочитать его.
Вердимилиус (англ. VerdimШюus) - заклинание, выпускающее поток зелёной энергии в виде искр из волшебной палочки. Этот поток может быть использован, чтобы выявить объекты, спрятанные тёмной магией, или же в поединке [28].
Сам шифр написан на доске, код расположен на листах. Листы пронумерованы, но лежат в хаотичном порядке на разных партах. Персонажи помогают разложить и справиться с шифром.
е V р
м в л
д с и
Рисунок 1 - шифр
- Спасибо, ребята! Теперь мы точно сможем спасти директора!
Локация «Выручай-комната». Проход в комнату: веревочная сетка, Миртл встречает возле нее и говорит о том, что два человека подряд не могут залезать в одно и то же отверстие.
Zakharova Tatiana Grigorievna, Kondaurova Inessa Konstantinovna, Belova Ekaterina Aleksandrovna pedagogical
ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN MATHEMATICS ... sciences
Ник и Дама стоят в дальних углах комнаты, периодически поворачиваясь к Миртл и сердито фыркая.
- Новые школьники пожаловали в нашу школу. Рада вас видеть. Как думаете, я красивая?
- А вы были уже у Гарри Поттера? Интересно, он там думает обо мне?
Знакомьтесь, это факультетские привидения - Почти Безголовый Ник, привидение Гриффиндора. И Серая Дама, привидение Когтеврана. Правда, они со мной не разговаривают. С чего-то взяли, что могут напугать больше первокурсников, чем я. Ну уж нет.
- Вам нужен это кусок послания?
Плакса Миртл достает откуда-то из-под платья помятый кусок бумаги.
- Я нашла его в одном из коридоров. Валялось себе такое никому не нужное, а тут я и нашла его. Решите мою задачку, тогда получите его.
Недавно мы устроили соревнование, кто же больше первокурсников напугает. Выбрали какой-то неудачный день, они как раз учились подбрасывать мячи. Да так и роняли их от испуга. Теперь у нас целая корзина мячей, по одному от каждого первокурсника. Попросили Пивза посчитать, кто же из нас самый крутой, а он все перепутал. И посчитал нас по парам. Серая Дама и Почти Безголовый Ник вдвоем напугали 11 первокурсников, Плакса Миртл и Серая Дама - 15, Почти Безголовый Ник и Плакса Миртл - 14. Помогите нам разобраться, кто же самое жуткое приведение Хогвартса. Вот она, эта корзина с мячами. Пусть один из вас соберет у себя мои мячи, другой - Ника, а третий - Серой Дамы.
Локация «Совятник». У двери встречает Хагрид.
- Ребята, вы сюда? Пойдемте скорее, покажу вам волшебных зверушек!
- Только у нас какие-то проблемы с лестницей, она почему-то начала стыдиться, что сделана из камня. Поэтому вам придется завязать глаза, чтобы пройти по ней, иначе не пустит.
Выстроен лабиринт из стульев, Хагрид и посетитель помогают пройти по нему с завязанными глазами.
- Кребб, Гойл? А, вы не они. Чего вы шатаетесь по школе и каким образом вообще забрели в совятник?
- О, Драко здесь. А вот на занятия он не ходит, говорит, болеет. Подожду-ка я вас на входе лучше.
- Дамблдора украли? Хах, давно так и нужно было этому старому волшебнику. Он давно изжил себя и, знаете, эта его любовь к Гриффиндору всегда немного напрягала. Недавно я стал ловцом сборной Слизерина и мой отец, конечно, купил всей нашей команде новые метлы. Видели бы вы глаза этих Гриффиндорцев, до сих пор вспоминаю с наслаждением. Я уже несколько часов пытаюсь отправить письмо одной из этих глупых сов, но они не хотят его отправлять, пока я не отгадаю шифр. Кстати одна из них в клюве держит какую-то бумажку. Если вы поможете мне с шифром, я помогу вам ее достать.
СОВА
СОВА
СОВА
СОВА
ВАС6
- Отлично, наконец, смогу заказать новую партию шоколадных лягушек. Подсел на них в последнее время, ничего не могу с собой поделать. А интернета, как вы знаете, у нас нет, вот и приходится все с совами отправлять. Драко подходит к одной из сов и берет кусочек бумаги, который отдает ученикам.
Локация «Кабинет Зельеварения» - Северус Снейп, Невилл. Проход в комнату: спуск в подвал с одним фонариком, держась за руки. Направляет Невилл.
- Не стоит упускать возможность насладиться хорошей погодой.
Северус ходит взад-вперед перед столом с жидкостями. Неожиданно протягивает Невиллу листок: 20
- Долгопупс, вы все еще надеетесь сдать экзамен?
- Для моего зелья мне необходимо ровно пять жидкостей: лимонад, назад-зелье, вперед-зелье и два яда. Найдите их в комнате. Вам нужно выстроить их в особом порядке. Известно, что лимонад не с краю. В крайних бутылках - разные жидкости. Назад-зелье окружено ядами. Вперед-зелье слева от лимонада. Найдите жидкости и расставьте. Ребята, вы же поможете мне сдать экзамен?
- Пока мистер Долгопупс не сдаст экзамен, вам не собрать послание Дамблдора. Пока учащиеся думают над заданием, Снейп ходит по комнате, иногда заглядывая на то, что они делают из-за спины.
- Отлично, так и знал, что оно именно тут. Возможно вы станете достаточно неплохими волшебниками.
Северус садится, открывает учебник химии и что-то начинает шепотом читать.
- Ах, да, я же обещал вам помочь.
Снейп, пролистав несколько раз учебник, наконец находит завалившийся листочек.
- Ум - не книга, которую можно раскрыть, когда заблагорассудится. Мысли не напечатаны внутри черепа, чтобы их мог изучить всякий любопытный. Мозг - сложный и многослойный орган - по крайней мере, у большинства людей [29].
Локация «Кабинет Прорицаний» - Сивилла Трелони
- За этой дверью вы попадете в другое измерение. Духи хранят много загадок. Но они не любят, когда к ним в гости заходят без приглашения. Они готовы только выпускать, а не впускать. Чтобы обмануть духов, входите спиной вперед. И ничего не бойтесь. И пусть тайны этого мира откроются вам!
Трелони стоит спиной и, когда ученики заходят, резко поворачивается и разводит руками.
- Я уже давно вас жду. Без вас мне этого не увидеть, садитесь скорее. Закройте глаза. Я буду вам говорить некоторую последовательность арифметических операций, а вы мне должны потом написать ответ на листе, который лежит перед вами. Если пять или более из вас правильно ответят, то видение придёт ко мне, и я смогу постараться сказать вам одну из цифр номера кабинета, где прячут профессора Дамблдора. Если с первого раза у нас не получится, попробуем еще один раз.
- Но одного номера будет недостаточно, нужно обязательно собрать еще все подсказки, которые помогут вам открыть дверь. Помните, что это чёрная магия и будьте осторожны!
Локация «Три метлы» - Мадам Розмерта, два посетителя.
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои! Добро пожаловать в паб «Три метлы»! Здесь подается лучшее сливочное пиво в Хогсмиде, а может, и во всем мире. Заходите ко мне на третьем курсе, когда получите разрешение, и отведайте. А пока помогите разрешить мне спор между посетителями.
- Да, помогите мне объяснить этому глупцу, как важно уметь летать на метлах. Ему уже сорок лет, а он все еще боится. Мне нужно полчаса, чтобы долететь до трех метел и обратно. Да он за это время и в одну сторону не дойдет.
- Но послушайте, прогулки пешком крайне полезны для организма. Каждую неделю я отправляюсь в паб пешком. Правда, после посиделок идти мне становится крайне трудно, и я долетаю на метле. На всю дорогу уходит полтора часа, но какие прекрасные домики в нашей деревне, их так и тянет рассматривать.
- А я никогда не задумывался, сколько же времени я трачу на дорогу. Может, и правда стоит освоить метлу? Ребята, помогите мне посчитать. Мы с друзьями все живем в одном доме, поэтому расстояние до «Трех метел» совпадает.
Локация «Поле для квиддича».
На доске весит схема игры, флаг Гриффиндора и Слизерина.
- Добрый день, первокурсники! Как вы знаете, в Хогвартсе развивают не только умственные способности учеников в области магии и волшебства, но и их спортивные возможности. Квиддич - это спортивная игра, невероятно прославленная и знаменитая в волшебном мире. Я, мадам Трюк, являюсь тренером учеников.
- Я Мадам Помфри. В Квиддич играют на летающих мётлах. Поэтому участники должны быть предельно осторожными и внимательными! Треть учеников в больничном крыле пострадала именно из-за этой игры! А мне, как медсестре, после этих состязаний приходится растить им новые кости.
- Мадам Помфри, не стоит так пугать первокурсников. К тому же они пока не могут принять участие в Квиддиче. Если, конечно, среди них нет таких же одаренных игроков, как Гарри Поттер - первый первокурсник за последние сто лет, который стал ловцов команды Грифиндора!
- Эта игра проходит между двумя факультетами. Каждая команда должна набрать наибольшее количество очков путем забрасывания больших мячей в кольца. Действительно, Гарри Поттер - ловец команды Грифиндор. Ему необходимо поймать снитч, самый маленький и быстрый мяч, прежде, чем это сделает ловец команды соперников. Для победы в предстоящей игре Гарри должен придумать стратегию. Помогите Поттеру решить, с какой скоростью он должен лететь на своей метле, чтобы поймать снитч, который замер на месте. Гарри уверен, что заметит снитч на расстоянии 54 метров. При этом у Гарри есть ровно 6 секунд, чтобы словить мяч, в противном случае, снитч схватит другой ловец. Если Гарри поймает снитч, команда Грифиндора одержит победу. Рассчитайте все так, чтобы Грифиндор победил.
- Будьте внимательны, ведь от вашего ответа зависит исход игры! А если Гарри промахнется, он может свалиться с метлы, и тогда ему придется месяц пролежать в больничном крыле. Не допустите этого!
Заключение.
- Что ж, давайте собирать послание.
- Пусть капитаны команд подойдут сюда с кусочками свитка.
Послание: «Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету» [30]. Поверх этого записан номер кабинета.
- Ребята, вы настоящие молодцы. Вы сумели пройти все испытания и спасти меня. Вы самые настоящие волшебники!
Подготовка и проведение квеста позволила проявить организаторские и актерские способности старшеклассников. Учащиеся 10 класса с интересом продумывали свои роли и костюмы. Было предложено множество идей не только по оформлению своей локации, но и по оформлению холла. Пятиклассники воспринимали квест как игру, с интересом рассматривали плакаты на стенах и пугались криков привидений. Квест вызвал живой интерес у участников как к математике, так и к миру Гарри Поттера, который им хорошо знаком. Атмосфера кве-ста и постоянное музыкальное сопровождение помогли пятиклассникам ещё больше погрузиться в атмосферу сказки.
Перед проведением мероприятия пятиклассникам была предложена анкета, которая включала в себя два вопроса: 1. Проводились ли у вас когда-нибудь квесты по математике? 2. Нравится ли вам посещать такие мероприятия? На первый вопрос из 35 опрошенных положительно ответили 29 человек. На второй вопрос: «Нравится ли вам посещать такие мероприятия?», большинство учащихся (65,7%) ответили положительно. После проведения квеста «Тайна четырех факультетов Хогвартса», пятиклассникам опять было предложено ответить на вопросы анкеты. 1. Что вам понравилось и что не понравилось в математическом квесте, в котором вы принимали участие? 2. После мероприятия вам ста-
ла больше нравиться математика? 3. Хотели бы вы еще поучаствовать в математическом квесте? На первый вопрос анкеты пятиклассники ответили следующим образом: понравились - интересные задания, сюжет квеста, выигрывать, было весело, все понравилось. Не понравилось - шумно, трудные задания, проигрыш. На второй вопрос мы получили следующие ответы: да - 26 человек, немного - 4, не знаю - 3, нет - 2 человека. На последний вопрос анкеты только 2 человека сказали «нет», 5 человек ответили «не знаю», а 28 участников квеста «будут рады еще раз поучаствовать в подобном мероприятии». Полученные результаты подтверждают развивающий эффект игровых методов и форм обучения математике [31] вообще и математического квеста «Тайна четырех факультетов Хогвартса» в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации Утверждена приказом правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №2506-р [Электронный ресурс] : [сайт]. https:// минобрнауки.рф/документы/3894 (дата обращения: 25.09.2017).
3. Розова И.Н. Проблема организации свободного времени школьников в г. Москве // Таврический научный обозреватель, 2016.
4. Золотарева А.В. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации. Ярославль.: Изд-во ЯГПУ, 2011. 312 с.
5. Кондаурова И.К., Кочегарова О.С. Дисциплина «Дополнительное математическое образование школьников» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 22-28.
6. Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.
7. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 101-106.
8. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
9. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.
10. Рзаев М.Т.О. Решение математических задач как способ систематизации знаний у учащихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 86-89.
11. Букушева А.В. Принципы методической системы обучения компьютерной геометрии // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 95-98.
12. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, развитии и социальной адаптации // Самарский на-
Zakharova Tatiana Grigorievna, Kondaurova Inessa Konstantinovna, Belova Ekaterina Aleksandrovna
ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN MATHEMATICS ...
учный вестник. 2016. № 1 (14). С. 167-171.
13. Элипханов А.В.И., Гаджимурадов М.А., Абасов Ш.М. Формирование умений, лежащих в основе критического мышления, в условиях реализации систем-но-деятельностного подхода к обучению геометрии // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 86-89.
14. Садовников Н.В. Теоретические основы формирования математических понятий в школьном курсе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 123-126.
15. Павлова Е.С., Никитина М.Г. Формирование творческого подхода к математическому материалу у школьников и студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 133-135.
16. Видманова Т.П., Пономарёва Н.В. Роль математического образования в формировании всесторонне развитой личности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 59-64.
17. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика как область научных знаний: предмет и основные понятия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
18. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 50-53.
19. Абдуразаков М.М., Доржпалам О. Математическое моделирование как средство обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 223-226.
20. Зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании и математической подготовке учителя математики // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 51-54.
21. Кондаурова И.К., Коростелев А.А. Подготовка будущих педагогов к обучению школьников и студентов математике с учетом историко-культурного своеобразия региона // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 181-185.
22. Кондаурова И.К. Организация производственной практики студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 83-87.
23. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
24. Энбом Е.А. Использование дидактического потенциала интерактивной доски на занятиях по высшей математике как способ оптимизации образовательного процесса // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 140-145.
25. Дзамыхов А.Х., Салахов А.З. О роли математических структур в развитии методической компетентности будущего учителя математики и информатики // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 207-210.
26. Копилка уроков [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/ kviest_igra_po_matiematikie_dlia_uchashchikhsia_8_kh_ klassov (дата обращения: 05.12.2017). Загл. с экрана. Яз.
рус.
27. Логические задачи [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://lprobs.ru/prob166solve.html (дата обращения: 02.12.2017).
28. Гарри Поттер Вики [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ru.harrypotter.wikia.com/wikI/Вердимилиус (дата обращения: 29.11.2017).
29. Роулинг Дж. Гарри Поттер и Кубок Огня / Дж. Роулинг. М.: Росмэн, 2013. 667 с.
30. Роулинг Дж. Гарри Поттер и Узник Азкабана / Дж. Роулинг. М.: Махаон, 2015. 528 с.
31. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Развивающий
контекст методов обучения математике // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2006. № 8. С. 168.
Статья поступила в редакцию 02.05.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018