6. Stepanova N.V. Soderzhanie i struktura kommunikativnogo kompleksa muzykanta-ansamblista. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2011; № 3: 359.
7. Matohin S.N. Gitara v kamernom ansamble. Problemy i specifika ispolnitel'stva. Kamernaya, kamerno-ansamblevaya muzyka: voprosy ieorii, isioriiipedagogiki: tezisy dokladov nauchnoj konferencii. Volgograd: VMII im. P.A. Serebryakova, 2001: 82 - 87.
8. Martynova O.V. Opiimizaciya uroka foriepiannogo ansamblya s podrosikami v deiskoj muzykal'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 21.11.21
УДК 379.8
Panova N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MUSICAL PERFORMANCE AS A MEANS OF MORAL EDUCATION FOR CHILDREN AND YOUTH IN THE CONTEXT OF LEISURE TIME. The article analyzes some aspects related to the influence of music performance on the formation of moral qualities of the younger generation. This problem is especially relevant today, as children and young people are increasingly demonstrating a low level of moral culture, in their environment clearly manifested negative trends in behavior and value orientations. The author draws attention to the fact that playing musical instruments, listening to various music in different historical periods has been successfully used not only for aesthetic education, but also to normalize the emotional and psychological state of the person, the formation of positive personality traits. The influence of music speaks of the numerous studies, which emphasize the uniqueness of its impact on the mental sphere of people. Folk music and playing folk instruments has a special potential due to the fact that it corresponds to the uniqueness of the national mentality and is perceived as something close, native. The article defines forms of musical activity in the sphere of leisure time and its specificity, indicates the possibilities of forming the moral qualities not only in the process of perception of the musical works, but also in the course of the classes. Stresses the effectiveness of music and creative activities in the formation of moral immunity, allowing the younger generation to resist the influence of negative phenomena of the surrounding reality. The author also identifies reasons that do not allow the full use of the resources of musical performance in the leisure sphere.
Key words: music, performance, children, youth, leisure, moral education, moral immunity.
Н.Г. Панова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В статье анализируются некоторые аспекты, связанные с влиянием музыкального исполнительства на формирование нравственных качеств подрастающего поколения. Данная проблема особенно актуальна в наши дни, так как дети и молодежь всё чаще демонстрируют низкий уровень нравственной культуры, в их среде отчетливо проявляются негативные тенденции в поведении и ценностных ориентациях. Автор обращает внимание на то, что игра на музыкальных инструментах, слушание различной музыки в разные исторические периоды успешно применялись не только для эстетического воспитания, но и для нормализации эмоционально-психологического состояния человека, формирования положительных черт личности. О влиянии музыки говорят многочисленные исследования, в которых подчеркивается уникальность ее воздействия на душевную сферу людей. Особенным потенциалом обладает народная музыка и исполнительство на народных инструментах в связи с тем, что это отвечает своеобразию национального менталитета и воспринимается как что-то близкое, родное. В статье определяются формы музыкальной деятельности в сфере досуга и ее специфика, обозначаются возможности формирования нравственных качеств не только в процессе восприятия музыкальных произведений, но и в ходе самих занятий. Подчеркивается эффективность музыкально-творческой деятельности в формировании нравственного иммунитета, позволяющего подрастающему поколению противостоять влиянию отрицательных явлений окружающей действительности. Автор также определяет причины, которые не позволяют использовать ресурсы музыкального исполнительства в досуговой сфере в полной мере.
Ключевые слова: музыка, исполнительство, дети, молодежь, досуг, нравственное воспитание, нравственный иммунитет.
В настоящее время особую тревогу вызывает нравственное состояние общества, приходится наблюдать негативные тенденции, происходящие в сфере воспитания и образования, что особенно печальным образом сказывается на подрастающем поколении. Немалую роль в этом играет расширение сферы влияния информационно-технического прогресса, проникновение на российскую почву чуждых, деструктивных моделей поведения, что отрицательно влияет на умы и сердца детей, подростков и молодежи. В связи с этим у них наблюдается ценностная дезориентация и утрата правильных векторов развития. Именно поэтому нравственное воспитание в наши дни становится не только одной из главных педагогических задач, но и условием обеспечения национальной безопасности, о чём открыто говорится в соответствующем документе [1], а целью молодежной политики является формирование у подрастающего поколения системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять различным негативным социальным явлениям [2].
Нравственное воспитание осуществляется разными путями и способами, и для того, чтобы достичь нужного результата, необходимо комплексное воздействие на личность всем доступным многообразием педагогических средств. Но есть среди них такие, которые обладают наибольшим потенциалом, и польза от их применения подтверждена многолетним, а вернее, многовековым опытом. Примером служит музыка и музыкальное исполнительство. Однако в настоящее время существует противоречие между осознанием возможностей музыкальной деятельности в нравственном воспитании подрастающего поколения и недостаточным их использованием в условиях свободного времени, досуга. Этим и обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование возможностей нравственного воспитания детей и молодежи средствами музыкального исполнительства в условиях досуга. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Выявить педагогический потенциал музыкального исполнительства в нравственном воспитании детей и молодежи.
2. Определить специфику использования музыкального исполнительства в формировании нравственных качеств личности.
3. Обозначить причины, препятствующие эффективному использованию потенциала музыкального исполнительства в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Музыкальное исполнительство традиционно воспринимается как средство эстетического воспитания, и это, безусловно, справедливо, так как музыка обладает большими возможностями в воздействии на личность, формировании эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, развитии способностей воспринимать и ценить прекрасное. Однако уже не одно тысячелетие пение, исполнительство на музыкальных инструментах используется и как средство нравственного воспитания, влияния на эмоционально-чувственную сферу человека. Вспомним о том, как применялась музыка в античные времена. Греки называли её «гимнастикой души», считали, что музыка способна оказать решающее воздействие на формирование характера; разработали так называемое учение об «этосе» - теорию нравственного воздействия на человека музыкальных ладов, ритмов и инструментов [3]. Пифагор с помощью определенных ритмов и мелодий лечил душевные недуги и усмирял страсти молодых людей. Платон полагал, что музыка влияет на нравственное и гражданское воспитание. Аристотель говорил о том, что музыка может избавить человека от болезненных переживаний и в целом содействует нормализации психического здоровья; использование разных ладов, по его мнению, вызывает в человеке определенные эмоции и настроение. Широко применялась музыка в качестве лечебного и воспитательного средства в Древней Индии и Древнем Китае. Отрадно, что в Китае изучение музыкальной науки и игра на инструменте считались обязательным качеством образованного и воспитанного человека.
В другие временные эпохи музыку также связывали с темпераментом, чувствами, эмоциями людей; считалось, что музыкальные произведения передают определенный характер, настроение. Особенно активно возможности музыкальной деятельности, в частности хорового пения, в деле воспитания подрастающего поколения использовались в советское время. Фактически каждый школьник
проходил через различные музыкальные объединения: хоровые студии, кружки и т.д., приобретая бесценный опыт совместной творческой деятельности. Как отмечает Т.А. Жданова, такое массовое музыкальное воспитание имеет целый ряд ярко выраженных педагогических преимуществ, так как оно обращено к эмоциональной сфере человека, развивает его образное мышление и душевную отзывчивость [4]. Надо сказать, что и в профессиональных учебных заведениях ведущие педагоги всегда большое внимание уделяли воспитанию личности музыканта, ставили эту задачу на первое место, следуя известному высказыванию С.Е. Фейнберга, что мастерство пианиста определяется «четыреххвосткой»: человек - художник - музыкант - пианист Таким образом, выражение В.А. Сухом-линского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [5, с. 52 - 53], активно претворялось в жизнь.
К сегодняшнему дню мы имеем серьезную доказательную базу и подтверждающий научные выводы опыт музыкальной исполнительской деятельности -можем смело утверждать, что основным содержанием музыкальных произведений являются настроения, эмоции, чувства. Многие философы, просветители, педагоги, психологи, музыковеды (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.А. Барен-бойм, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Г Гегель, А.Б. Гольденвейзер, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, И. Кант, А.С. Макаренко, В.В. Медушевский, ГГ Нейгауз, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Б.Л. Яворский и др.) говорили о значении музыкального искусства в становлении личности, формировании её духовно-нравственных качеств. По мнению исследователей, именно музыкальное искусство обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека, пробуждает в нём лучшие качества.
В.Ф. Базарный подчёркивал, что гармоничная музыкальная среда является одним из главных условий воспитания души, формирования физического и психического здоровья людей, особенно детей [6]. А.Н. Зимина полагала, что сопереживание ребенком чувств, которые заложены в музыке, позволяет формировать его нравственность, и что музыка оказывает на ребенка иногда более сильное воздействие, чем уговоры или указания [7, с. 21]. По мнению Н.Е. Шиловой, «музыка способна пробудить в душе ребенка чувство стыда и желание исправиться, стремление совершить доброе дело, пожалеть, приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается», учит быть внимательным к окружающему миру и людям [8, с. 114]. Отечественный философ и культуролог М.С. Каган отмечал, что в будущем значение музыки будет возрастать: дальнейшая эволюция общества вызовет необходимость уравновешивания развития интеллектуальной и эмоциональной сферы личности, так как человек должен быть способен не только мыслить, но и переживать [9]. Неслучайно он видел основную функцию искусства в «очеловечивании» людей.
Особенно сильное воздействие на личность оказывает народное музыкальное исполнительство. Народные инструменты уже не одно столетие активно используются в повседневной жизни, и их тембр усвоился настолько, что уже на подсознательном уровне воспринимается как что-то родное [10]. То же самое можно сказать и про народную музыку, народные песни и пляски. Народные мелодии передаются из поколения в поколение, ребёнок слышит их практически с рождения и когда становится старше, то звучание народных песен и плясок, знакомых с детства, воспринимается с особой радостью и теплотой. Слушание и исполнение народной музыки будет легче восприниматься и пониматься, а значит? мы можем использовать это в педагогических целях - через соответствующий репертуар решать задачи нравственного воспитания. Согласимся с Ю.В. Денисенко, что народное музыкальное творчество является уникальным источником сохранения духовно-культурных достижений поколений, так как в нём выражены нравственные идеалы и ценности народа, которые являются значительным ресурсом в обогащении современной педагогики и социально-культурной деятельности [11]. О.А. Блок справедливо отмечает, что в народном инструментальном искусстве заложен код, своеобразный геном, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности [12].
Выше мы затронули один аспект, связанный с влиянием музыки на формирование личности, в частности на нравственное воспитание, а именно - непосредственное воздействие музыкальных произведений на эмоционально-психическую сферу человека в момент их восприятия (слушания) или исполнения. Но хотелось бы ещё сказать о другом - о том, как сами занятия музыкальной деятельностью влияют на личность, на формирование положительных качеств.
Всем известно, что игра на музыкальных инструментах, разучивание вокальных произведений требуют проявления волевых усилий, целеустремленности, усидчивости. Без фактически ежедневного труда невозможно добиться каких-либо серьезных результатов. Посещение занятий с преподавателями, выполнение домашних заданий способствуют приобретению таких положительных черт характера, как дисциплинированность, ответственность. Особую роль здесь играет совместное музыкальное творчество, так как в таких условиях человек отвечает не только за себя, но и за весь коллектив. При этом также формируются уважение к другим членам коллектива, доброта, терпимость к другим точкам зрения и многие другие позитивные качества.
В досуговой сфере занятия музыкальной деятельностью осуществляются в учреждениях дополнительного образования и культуры в различных формах. Это может быть и обучение в школе искусств, и занятия в музыкальной студии или кружке, и участие в творческом объединении (хоре, оркестре, ансамбле). Человек может просто посещать музыкальные концерты, фестивали, конкурсы,
тематические вечера и т.п. Преимущество занятий музыкальной деятельностью в свободное время заключается в том, что досуговая деятельность отличается добровольностью, природосообразностью, соответствием интересам и потребностям личности, разнообразием видов и др. Человек может выбрать степень активности своего участия: либо быть слушателем или зрителем, либо «работать» в творческом коллективе, выступать на публике.
Благотворное влияние музыкальной деятельности в сфере досуга выражается в формировании у подрастающего поколения так называемого «нравственного иммунитета», под которым понимается совокупность свойств личности, позволяющих психологически противостоять деструктивным воздействиям окружающей среды, критически оценивать поступающую информацию и отсеивать ту, которая влияет пагубно. Всё это даёт человеку возможность не потерять духовную опору в жизни, сохранить ценностные ориентации и снижает риск саморазрушающего поведения [13]. Неслучайно Д.Б. Кабалевский называл формирование любви и привычки к подлинному искусству «иммунитетом против пошлости» [14, с. 104].
О потенциале досуговой деятельности в формировании нравственных качеств и ценностных ориентиров говорят многие исследователи. Они отмечают, что досуг способствует духовному возвышению человека, его нравственному совершенствованию [15]; в условиях культурно-досуговой деятельности происходит самоактуализация, саморазвитие и личностный рост человека [16]; в процессе занятий культурно-творческой деятельностью в сфере досуга человек реализуется во всей целостности своих созидательных сил [17]. Поэтому педагогически правильно организованная социально-культурная деятельность содействует сохранению нравственного иммунитета, придаёт ему устойчивую форму [18, с. 14].
В процессе организации музыкальной деятельности в сфере досуга создаются более благоприятные условия для формирования нравственных ценностей по сравнению с условиями учреждений образования, в частности общеобразовательными школами. Атмосфера творчества, сотрудничества, диалога позволяет осуществлять воспитание незаметно, ненавязчиво. А определенная толерантность педагогов при творческом самовыражении и проявлении поведенческой свободы детей, подростков и молодежи противостоит строгости, чёткой регламентации, царящих в учреждениях образования и снижающих мотивацию обучающихся, подавляющих их на эмоционально-психологическом уровне, что отнюдь не содействует самореализации и проявлению творческой инициативы. Неслучайно О.А. Блок, подчеркивая значимость духовно-творческого начала для музыкантов, в структуре педагогического потенциала музыкального искусства выделял эстетический вкус, ценностные ориентиры, мировоззрение, нравственность [19].
Нравственное воспитание в условиях досуга осуществлялось бы ещё более продуктивно, если бы все педагоги имели правильные целевые ориентиры в процессе своей деятельности. Дело в том, что для некоторых самой главной задачей является научить петь или играть на музыкальном инструменте. Автор неоднократно слышала такие ответы от преподавателей на вопрос: «Какова Ваша главная цель педагогической деятельности?» В результате такой установки дети часто бегут из школы искусств, а если и заканчивают её, то потом продают инструмент или прячут его в самый дальний угол. Необходимо понимание, что любому, даже самому талантливому ученику, предстоит долгая жизненная дорога, и то, как он её пройдёт, зависит от его воспитания, сформированных личностных качеств. А такие качества, как уважение к другим людям, доброта, ответственность, честность, эмпатия, справедливость и многие другие, позволят ему оставаться человеком и прожить достойную жизнь.
Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики и доказательстве возможностей использования музыкального исполнительства в сфере досуга в нравственном воспитании детей и молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении влияния музыкального исполнительства на эмоционально-психологическую сферу личности; обосновании необходимости культурно-творческой, в том числе музыкальной, деятельности в сфере досуга в формировании нравственного иммунитета у детей и молодежи; рассмотрении причин, препятствующих решению воспитательных задач в учреждениях культуры и дополнительного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы статьи могут быть использованы исследователями потенциала культурно-творческой деятельности в сфере досуга в формировании различных качеств личности, а также преподавателями музыкальных дисциплин, руководителями музыкальных объединений в сфере досуга, работающими с детьми, подростками и молодежью.
Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике может составлять выявление педагогического потенциала различных видов досуговой деятельности, а также изучение возможностей занятий музыкальной деятельностью в формировании других положительных качеств личности, развитии психически-познавательных процессов.
На основании вышеизложенного выше можно заключить:
1. Музыкальное исполнительство во все времена использовалось не только как средство эстетического воспитания, но и как способ влияния на эмоциональное и психическое здоровье человека, формирования различных качеств личности. Об этом говорят и многочисленные исследования, и опыт практической музыкальной деятельности.
2. Музыкальное исполнительство в условиях досуга обладает большим потенциалом в нравственном воспитании детей и молодежи, содействует профилактике негативных тенденций в развитии их личности, учит любви, состраданию и внутренней работе души.
3. Специфика музыкального исполнительства в условиях досуга заключается в добровольности занятий музыкальной деятельностью, возможности различной степени активности личности, а атмосфера сотрудничества и сотворчества облегчает формирование нравственных качеств.
Библиографический список
4. Нужно всячески использовать потенциал музыкального исполнительства в нравственном воспитании, организовывать различные виды музыкально-творческой деятельности в учреждениях культуры и дополнительного образования. Всё это позволит сформировать нравственный иммунитет у детей, подростков и молодежи, и тогда будет намного меньше негативных явлений в нашей жизни.
5. Полагаем, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Available at: 0001201512310038.pdf (kremlin.ru)
2. О молодежной политике в Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г Available at: docs.cntd.ru
3. Панова Н.Г Народное музыкальное исполнительское искусство как средство формирования духовных ценностей в современном информационном обществе. Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятия индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сборник научных трудов. Москва: УЦ Перспектива, 2018: 135 - 140.
4. Жданова Т. А. Массовое музыкально-эстетическое воспитание в пространстве российского образования: сфера досуга или вектор государственной политики? Available at: https://prodod.moscow/archives/9813
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа», 1969.
6. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям. Советская Россия. 2004; 13 июня.
7. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Москва: ВЛАДОС, 2000.
8. Шилова Н.Е. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка. Педагогическое образование в России. 2013; № 1: 112 - 115.
9. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Музыка в школе. 1987; № 4: 28 - 32.
10. Панова Н.Г. Формирование исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке в училищах культуры и искусств. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.
11. Денисенко Ю.В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2009.
12. Блок О.А. Раннее развитие детей средствами народного инструментального искусства. Межкультурное взаимодействие в музыкально-образовательном пространстве. Москва: МГИК, 2020: 71 - 79.
13. Панова Н.Г Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственного иммунитета молодежи. Общество и экономика в эпоху глобализации: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции. Москва: Буки-веди, 2016: 36 - 40.
14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Москва: Просвещение, 1984.
15. Киселева Т.Г, Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.
16. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.
17. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга. Москва: МГУКИ, 2010.
18. Красильников Ю.Д. Формирование нравственного иммунитета личности как проблема и результат проектирования. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Москва: МГУКИ, 2011: 10 - 22.
19. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 1 (69): 227 - 232.
References
1. Strategiya nacional'nojbezopasnosti RossijskojFederacii. Available at: 0001201512310038.pdf (kremlin.ru) http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201512310038.pdf
2. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2020 g. Available at: docs.cntd.ru
3. Panova N.G. Narodnoe muzykal'noe ispolnitel'skoe iskusstvo kak sredstvo formirovaniya duhovnyh cennostej v sovremennom informacionnom obschestve. Social'no-kul'turnoe vzaimodejstvie vuza ipredpriyatiya industriikreativnogo dosuga v sisteme innovacionnojpodgotovki kadrov dlya stolichnyh uchrezhdenij obrazovaniya ikul'tury: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: UC Perspektiva, 2018: 135 - 140.
4. Zhdanova T.A. Massovoe muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie v prostranstve rossijskogo obrazovaniya: sfera dosuga ili vektor gosudarstvennoj politiki? Available at: https:// prodod.moscow/archives/9813
5. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: «Radyans'ka shkola», 1969.
6. Bazarnyj V.F. Povernis', Rossiya, serdcem k detyam. Sovetskaya Rossiya. 2004; 13 iyunya.
7. Zimina A.N. Osnovy muzykal'nogo vospitaniya irazvitiya detej mladshego vozrasta. Moskva: VLADOS, 2000.
8. Shilova N.E. Rol' muzyki v processe vospitaniya nravstvennyh chuvstv rebenka. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 1: 112 - 115.
9. Kagan M.S. Vzaimodejstvie iskusstv v pedagogicheskom processe. Muzyka v shkole. 1987; № 4: 28 - 32.
10. Panova N.G. Formirovanie ispolnitel'skogo masterstva muzykanta v processe obucheniya igre na garmoni-hromke v uchilischah kul'tury i iskusstv. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
11. Denisenko Yu.V. Duhovno-nravstvennoe vospitaniestudencheskojmolodezhisredstvaminarodnogomuzykal'nogotvorchestva vsferedosuga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2009.
12. Blok O.A. Rannee razvitie detej sredstvami narodnogo instrumental'nogo iskusstva. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. Moskva: MGIK, 2020: 71 - 79.
13. Panova N.G. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya nravstvennogo immuniteta molodezhi. Obschestvo i 'ekonomika v 'epohu globalizacii: sbornik nauchnyh trudov po itogam nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Buki-vedi, 2016: 36 - 40.
14. Kabalevskij D.B. Vospitanie uma i serdca. Moskva: Prosveschenie, 1984.
15. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.
16. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovojdeyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.
17. Strel'cov Yu.A., Strel'cova E.Yu. Pedagogika dosuga. Moskva: MGUKI, 2010.
18. Krasil'nikov Yu.D. Formirovanie nravstvennogo immuniteta lichnosti kak problema i rezul'tat proektirovaniya. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy sbornik nauchnyh statej. Moskva: MGUKI, 2011: 10 - 22.
19. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. VestnikMGUKI. 2016; № 1 (69): 227 - 232.
Статья поступила в редакцию 18.11.21
УДК 78.071.4
Su Jun, postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
Mansurova A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),
E-mail: [email protected]
ACTUAL ASPECTS OF MODERN RUSSIAN PIANO TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF IMPROVING PIANO PEDAGOGY IN CHINA. The article deals with the issues of piano pedagogy, which are of priority importance for improving the modern system of professional piano education in the People's Republic of China. The Russian system of piano education was adopted as a model of pianists' professional training. The authors present results of the analysis of this system, considered in the structural and functional aspect, in the chronological framework of the historical development of Russian piano pedagogy. The proposed classification of the key ideological, methodological and theoretical-methodological characteristics of the modern Russian pedagogy of piano performance takes into account the pedagogical value of the classical foundations of musicians' training, which have become traditional, as well as the leading trends in the modern humanities and the field of musical performance creativity. On the basis of the obtained intermediate research results, conclusions