Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ КИТАЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фортепианное образование / китайские пианисты / российские консерватории / советская фортепианная школа / современная российская фортепианная педагогика / профессиональная подготовка пианистов / дидактические принципы / системный подход / индивидуальная образовательная стратегия / целостность / моделирование образовательного процесса / piano education / Chinese pianists / Russian conservatories / Soviet piano school / modern Russian piano pedagogy / professional training of pianists / didactic principles / systematic approach / individual educational strategy / integrity / modeling of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Су Цзюнь, А.П. Мансурова

В статье рассматриваются вопросы фортепианной педагогики, имеющие приоритетное значение для совершенствования современной системы профессионального фортепианного образования в Китайской Народной Республике. За модель профессиональной подготовки пианистов была принята российская система фортепианного образования. Авторы излагают результаты анализа данной системы, рассмотренной в структурно-функциональном аспекте, в хронологических рамках исторического развития российской фортепианной педагогики. Предложенная классификация ключевых идеологических, методологических и теоретико-методических характеристик современной российской педагогики фортепианного исполнительства учитывает педагогическую ценность классических, ставших традиционными, основ обучения и воспитания музыкантов, а также ведущие тенденции в современных гуманитарных науках и сфере музыкального исполнительского творчества. На основе полученных промежуточных научно-исследовательских результатов делаются выводы о перспективных векторах дальнейшей деятельности по моделированию эталонного процесса профессиональной подготовки пианистов в музыкальных учебных заведениях КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF MODERN RUSSIAN PIANO TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF IMPROVING PIANO PEDAGOGY IN CHINA

The article deals with the issues of piano pedagogy, which are of priority importance for improving the modern system of professional piano education in the People’s Republic of China. The Russian system of piano education was adopted as a model of pianists’ professional training. The authors present results of the analysis of this system, considered in the structural and functional aspect, in the chronological framework of the historical development of Russian piano pedagogy. The proposed classification of the key ideological, methodological and theoretical-methodological characteristics of the modern Russian pedagogy of piano performance takes into account the pedagogical value of the classical foundations of musicians’ training, which have become traditional, as well as the leading trends in the modern humanities and the field of musical performance creativity. On the basis of the obtained intermediate research results, conclusions are drawn about the promising vectors of further activities for modeling the reference process of pianists’ professional training at music educational institutions in the People’s Republic of China.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ КИТАЯ»

2. Музыкальное исполнительство в условиях досуга обладает большим потенциалом в нравственном воспитании детей и молодежи, содействует профилактике негативных тенденций в развитии их личности, учит любви, состраданию и внутренней работе души.

3. Специфика музыкального исполнительства в условиях досуга заключается в добровольности занятий музыкальной деятельностью, возможности различной степени активности личности, а атмосфера сотрудничества и сотворчества облегчает формирование нравственных качеств.

Библиографический список

4. Нужно всячески использовать потенциал музыкального исполнительства в нравственном воспитании, организовывать различные виды музыкально-творческой деятельности в учреждениях культуры и дополнительного образования. Всё это позволит сформировать нравственный иммунитет у детей, подростков и молодежи, и тогда будет намного меньше негативных явлений в нашей жизни.

5. Полагаем, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Available at: 0001201512310038.pdf (kremlin.ru)

2. О молодежной политике в Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г Available at: docs.cntd.ru

3. Панова Н.Г Народное музыкальное исполнительское искусство как средство формирования духовных ценностей в современном информационном обществе. Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятия индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сборник научных трудов. Москва: УЦ Перспектива, 2018: 135 - 140.

4. Жданова Т. А. Массовое музыкально-эстетическое воспитание в пространстве российского образования: сфера досуга или вектор государственной политики? Available at: https://prodod.moscow/archives/9813

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа», 1969.

6. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям. Советская Россия. 2004; 13 июня.

7. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Москва: ВЛАДОС, 2000.

8. Шилова Н.Е. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка. Педагогическое образование в России. 2013; № 1: 112 - 115.

9. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Музыка в школе. 1987; № 4: 28 - 32.

10. Панова Н.Г. Формирование исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке в училищах культуры и искусств. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

11. Денисенко Ю.В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2009.

12. Блок О.А. Раннее развитие детей средствами народного инструментального искусства. Межкультурное взаимодействие в музыкально-образовательном пространстве. Москва: МГИК, 2020: 71 - 79.

13. Панова Н.Г Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственного иммунитета молодежи. Общество и экономика в эпоху глобализации: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции. Москва: Буки-веди, 2016: 36 - 40.

14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Москва: Просвещение, 1984.

15. Киселева Т.Г, Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.

16. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.

17. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга. Москва: МГУКИ, 2010.

18. Красильников Ю.Д. Формирование нравственного иммунитета личности как проблема и результат проектирования. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Москва: МГУКИ, 2011: 10 - 22.

19. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

References

1. Strategiya nacional'nojbezopasnosti RossijskojFederacii. Available at: 0001201512310038.pdf (kremlin.ru) http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201512310038.pdf

2. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2020 g. Available at: docs.cntd.ru

3. Panova N.G. Narodnoe muzykal'noe ispolnitel'skoe iskusstvo kak sredstvo formirovaniya duhovnyh cennostej v sovremennom informacionnom obschestve. Social'no-kul'turnoe vzaimodejstvie vuza ipredpriyatiya industriikreativnogo dosuga v sisteme innovacionnojpodgotovki kadrov dlya stolichnyh uchrezhdenij obrazovaniya ikul'tury: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: UC Perspektiva, 2018: 135 - 140.

4. Zhdanova T.A. Massovoe muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie v prostranstve rossijskogo obrazovaniya: sfera dosuga ili vektor gosudarstvennoj politiki? Available at: https:// prodod.moscow/archives/9813

5. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: «Radyans'ka shkola», 1969.

6. Bazarnyj V.F. Povernis', Rossiya, serdcem k detyam. Sovetskaya Rossiya. 2004; 13 iyunya.

7. Zimina A.N. Osnovy muzykal'nogo vospitaniya irazvitiya detej mladshego vozrasta. Moskva: VLADOS, 2000.

8. Shilova N.E. Rol' muzyki v processe vospitaniya nravstvennyh chuvstv rebenka. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 1: 112 - 115.

9. Kagan M.S. Vzaimodejstvie iskusstv v pedagogicheskom processe. Muzyka v shkole. 1987; № 4: 28 - 32.

10. Panova N.G. Formirovanie ispolnitel'skogo masterstva muzykanta v processe obucheniya igre na garmoni-hromke v uchilischah kul'tury i iskusstv. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

11. Denisenko Yu.V. Duhovno-nravstvennoe vospitaniestudencheskojmolodezhisredstvaminarodnogomuzykal'nogotvorchestva vsferedosuga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2009.

12. Blok O.A. Rannee razvitie detej sredstvami narodnogo instrumental'nogo iskusstva. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. Moskva: MGIK, 2020: 71 - 79.

13. Panova N.G. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya nravstvennogo immuniteta molodezhi. Obschestvo i 'ekonomika v 'epohu globalizacii: sbornik nauchnyh trudov po itogam nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Buki-vedi, 2016: 36 - 40.

14. Kabalevskij D.B. Vospitanie uma i serdca. Moskva: Prosveschenie, 1984.

15. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.

16. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovojdeyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.

17. Strel'cov Yu.A., Strel'cova E.Yu. Pedagogika dosuga. Moskva: MGUKI, 2010.

18. Krasil'nikov Yu.D. Formirovanie nravstvennogo immuniteta lichnosti kak problema i rezul'tat proektirovaniya. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy sbornik nauchnyh statej. Moskva: MGUKI, 2011: 10 - 22.

19. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. VestnikMGUKI. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

Статья поступила в редакцию 18.11.21

УДК 78.071.4

Su Jun, postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

Mansurova A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

ACTUAL ASPECTS OF MODERN RUSSIAN PIANO TRAINING SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF IMPROVING PIANO PEDAGOGY IN CHINA. The article deals with the issues of piano pedagogy, which are of priority importance for improving the modern system of professional piano education in the People's Republic of China. The Russian system of piano education was adopted as a model of pianists' professional training. The authors present results of the analysis of this system, considered in the structural and functional aspect, in the chronological framework of the historical development of Russian piano pedagogy. The proposed classification of the key ideological, methodological and theoretical-methodological characteristics of the modern Russian pedagogy of piano performance takes into account the pedagogical value of the classical foundations of musicians' training, which have become traditional, as well as the leading trends in the modern humanities and the field of musical performance creativity. On the basis of the obtained intermediate research results, conclusions

are drawn about the promising vectors of further activities for modeling the reference process of pianists' professional training at music educational institutions in the People's Republic of China.

Key words: piano education, Chinese pianists, Russian conservatories, Soviet piano school, modern Russian piano pedagogy, professional training of pianists, didactic principles, systematic approach, individual educational strategy, integrity, modeling of educational process.

Су Цзюнь, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

А.П. Мансурова, канд. пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ КИТАЯ

В статье рассматриваются вопросы фортепианной педагогики, имеющие приоритетное значение для совершенствования современной системы профессионального фортепианного образования в Китайской Народной Республике. За модель профессиональной подготовки пианистов была принята российская система фортепианного образования. Авторы излагают результаты анализа данной системы, рассмотренной в структурно-функциональном аспекте, в хронологических рамках исторического развития российской фортепианной педагогики. Предложенная классификация ключевых идеологических, методологических и теоретико-методических характеристик современной российской педагогики фортепианного исполнительства учитывает педагогическую ценность классических, ставших традиционными, основ обучения и воспитания музыкантов, а также ведущие тенденции в современных гуманитарных науках и сфере музыкального исполнительского творчества. На основе полученных промежуточных научно-исследовательских результатов делаются выводы о перспективных векторах дальнейшей деятельности по моделированию эталонного процесса профессиональной подготовки пианистов в музыкальных учебных заведениях КНР.

Ключевые слова: фортепианное образование, китайские пианисты, российские консерватории, советская фортепианная школа, современная российская фортепианная педагогика, профессиональная подготовка пианистов, дидактические принципы, системный подход, индивидуальная образовательная стратегия, целостность, моделирование образовательного процесса.

Актуальность исследования обусловлена быстрым развитием фортепианного образования в Китае и расширением международных обменов преподавателей и студентов-пианистов, которыми ознаменовалось начало XXI века в социокультурной жизни государства. Данные процессы повлияли на формирование обновленного музыкального мышления и педагогического мировоззрения, привнесли в исполнительский процесс новые художественно-эстетические стандарты, а также обусловили постановку актуальных задач перед китайским педагогическим сообществом. Действительно, сегодня «перед современным музыкальным образованием стоит ряд острых проблем, от решения которых зависит его будущее, а также будущее музыкального искусства, а значит, и культуры, и общества» [1, с. 169]. Эти проблемы в первую очередь связаны с требованием соответствия международным стандартам и критериям уровня преподавания на всех ступенях профессионального музыкального образования в КНР

Общепризнано, что обращение к изучению не только классического педагогического наследия, но и передовой теории и методики обучения является необходимым и важным звеном для построения актуальных, эффективных педагогических моделей. Поэтому основные реформаторские тенденции, характерные для современной китайской системы преподавания фортепиано, заключаются в изучении, анализе и эквивалентной интеграции современных эффективных подходов, технологий, методов, приемов и средств обучения игре на фортепиано с учетом национальных особенностей педагогического взаимодействия, моральных и эстетических традиций. Исследовательское внимание было обращено на достижения современной российской системы фортепианной подготовки.

Целью исследования является выявление перспективных векторов развития профессиональной подготовки пианистов в музыкальных учебных заведениях КНР на основе анализа структурно-функционального и теоретико-методологического аспектов современной российской системы подготовки пианистов.

Поставленная цель обусловила задачи данного исследования: проанализировать современную российскую систему подготовки пианистов в хронологических рамках исторического развития фортепианной педагогики; выявить отличительные характеристики современного процесса профессиональной подготовки пианистов в России; сформировать классификацию ключевых идеологических, методологических и теоретико-методических характеристик современной российской педагогики фортепианного исполнительства, учитывающих педагогическую ценность классических, ставших традиционными, основ обучения и воспитания музыкантов, а также ведущих тенденций в современных гуманитарных науках и сфере музыкального исполнительского творчества.

Материалы и методы исследования. Выбор современной российской фортепианной школы в качестве оптимального теоретико-методологического, методического и технологического ресурсов для совершенствования китайской национальной системы фортепианного обучения обосновывается многовековыми историческими культурными, исполнительскими и педагогическими традициями российской фортепианной школы, глубоким пониманием и уникальной интерпретацией мировоззрения и мышления европейских композиторов российскими педагогами и исполнителями, а также изначальным влиянием (в силу исторических событий) русской фортепианной школы на становление китайской системы фортепианного образования в первой половине ХХ столетия.

Несмотря на ощущаемое сегодня в китайской фортепианной педагогической и исполнительской среде влияние западноевропейских и американских

фортепианных школ [2], российская система подготовки пианистов продолжает оставаться для китайских педагогов и исполнителей эталоном профессионализма, что подтверждается интенсивными взаимосвязями между музыкальными учебными заведениями, научными и исполнительскими школами России и КНР.

Наибольший интерес у китайских пианистов - педагогов и исполнителей -по-прежнему вызывают главные очаги средоточия и кристаллизации творческих дарований и музыкальных талантов в России: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Казанская государственная консерватория им. Н.Г Жиганова. В этих учебных заведениях новые поколения не только российских, но и китайских пианистов воспитывают видные представители современной фортепианной школы России, уже получившие международное признание в статусе мэтров исполнительского искусства и педагогики.

Так как для достижения основной цели нашей исследовательской деятельности требовалось выявить и изучить современные подходы, технологии, методы российской фортепианной педагогики для последующей их адаптации и интеграции в образовательный процесс музыкальных учебных заведений КНР, наше исследовательское внимание в первую очередь было сосредоточено на выявлении путем педагогического наблюдения и библиографического анализа отличительных характеристик современного процесса профессиональной подготовки пианистов в высших учебных заведениях России сквозь призму имеющихся знаний о теоретико-методических достижениях основных советских фортепианных школ.

Изучение причинно-следственных связей и выявление первооснов педагогического опыта современных российских пианистов убедительно свидетельствуют не только о сохранении преемственности с советской педагогикой на методологическом, дидактическом и методическом уровнях, но и о значимых изменениях, произошедших за последние десятилетия. Так, например, «длительное время основными показателями эффективной вузовской подготовки выступали знания, умения и навыки, но со временем исследователи доказали, что успешность профессиональной карьеры также зависит от внутренних, психологических ресурсов личности» [3, с. 96]. В связи с этим в противовес универсальным, классическим методологическим и теоретико-методическим основам фортепианного образования в последние десятилетия интенсивно формировались и проявлялись в практике российской фортепианной педагогики и исполнительства кардинальные изменения, истоки которых уходят в психологическое и нейрофизиологическое научное поле. Это касается подходов к проблемам развития музыкального мышления, организации восприятия музыки, формирования эстетических представлений, обучения музыкальной интерпретации на основе развития интонирующего сознания [4], организации продуктивной творческой коммуникации в исполнительском ансамбле [5, с. 177] и мн. др.

Сравнительный анализ теоретических и методических материалов прошлого и современности по вопросам музыкальной педагогики и, в частности, подготовки пианистов, а также публицистических источников в области фортепианного исполнительства позволяет идентифицировать основные концептуально-мето-

дологические столпы современной российской педагогики фортепианного исполнительства (при этом «подчас сложно установить последовательность развития причинно-следственных связей между данными явлениями» [6, с. 191]):

- верность классическим дидактическим принципам обучения, выработанным основоположником современной европейской педагогики Яном Амосом Коменским и получившим наибольшее развитие и реализацию в советской педагогике (теории и методике обучения и воспитания) в ХХ столетии;

- системность и комплексность учебно-методического обеспечения образовательного процесса на всех этапах профессиональной подготовки исполнителей;

- открытость интеграции междисциплинарных инноваций в первую очередь в современных гуманитарных науках (методологии науки, психологии, педагогики, социологии, искусствоведении, коррекционной педагогике и музы-котерапии [7, с. 144], теоретическом музыкознании), а также в области информационно-коммуникационных технологий;

- эстетизм как критерий моделирования содержания воспитательной и просветительской деятельности в специальных учебных заведениях, формирования репертуарных стратегий, охватывающих программы по всем дисциплинам учебного плана подготовки пианистов;

- когнитивность как ключевое требование к технической и художественной учебной, концертной и творческой деятельности исполнителей, так как «осмысленное исполнение, наполненное технико-тактической целесообразностью и художественно-образным целеполаганием - ключ к решению проблем в современном музыкально-инструментальном исполнительстве» [8, с. 3];

- индивидуально-личностный подход в разработке образовательных траекторий, выборе коммуникативных стратегий, планировании учебно-методической работы в фортепианном классе и внеаудиторной самостоятельной работы исполнителя [9], от уровня мастерства и культуры которого «зависит очень многое в жизни сочинения: ... специфика формирования исполнительских традиций; жанрово-стилистическая доминанта; построение системы выразительных средств; распределение ценностных ориентиров; современный взгляд; популярность в музыкальной среде; популярность в обществе в целом» [10, с. 103];

Библиографический список

- целостность как ключевая характеристика учебного процесса, представленная исчерпывающим перечнем всех социально значимых аспектов мира музыкального исполнительства и суммированных результатов музыкально-педагогического опыта всех поколений пианистов, содержащихся в латентном состоянии (структурно-функциональном виде) в виде универсальной модели профессионального фортепианного образования.

Анализ структурно-функционального и теоретико-методологического аспектов современной российской системы подготовки пианистов позволил выявить и систематизировать ключевые идеологические, методологические и теоретико-методические характеристики современной российской фортепианной педагогики. На основании разработанной классификации можно утверждать, что современная российская система подготовки пианистов представляет собой уникальный продукт интегративной преемственности лучших классических традиций и актуальных новаций, зарекомендовавших себя в качестве эффективных компонентов образовательного процесса в целом и профессиональной подготовки музыкантов в частности.

Перспектива дальнейших исследований. Несмотря на все увеличивающееся число педагогических научных исследований, осуществляемых китайскими музыкантами, подавляющее их большинство обращено исключительно к классическому наследию советской фортепианной школы. В компаративных исследованиях китайских ученых не находит отражения изучение современных новаций российской фортепианной педагогики на методическом, дидактическом и технологическом уровнях, а также обновленная и расширенная понятийная система, хотя очевидно, что «категориальный аспект . определяет вектор, содержание и результаты деятельности современных педагогов» [11, с. 4].

Таким образом, выбранный нами ракурс перспективен и актуален. Все перечисленные в разработанной нами классификации аспекты требуют детального изучения сквозь призму динамических изменений экзогенного (международного) и эндогенного (национального) характера для последующего моделирования эталонной системы профессиональной подготовки современных пианистов в музыкальных учебных заведениях КНР. «Лейтмотивом» подобной деятельности должно стать музыкально-педагогическое творчество, соединяющее в себе художественное и научное начала [12].

1. Климай Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании. Высшее образование в России. 2009; № 7: 169 - 173.

2. Майковская Л.С., Смит Е.Д. Система аттестации и сдачи музыкальных экзаменов ABRSM как инструмент диагностики достижений обучающихся в классе фортепиано. Искусство и образование. 2020; № 5 (127): 122 - 128.

3. Майковская Л.С., Мавродина Ю.Н. Модель формирования профессиональной готовности учителя музыки к конструктивно-проектировочной деятельности. Искусство и образование. 2018; № 3 (113): 95 - 104.

4. Климай Е.В. Феномен «обращения» в структуре интонирующего сознания пианиста. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 63 - 68.

5. Руднева С.В. Приоритетные качества личности концертмейстера и их преломление в контексте ансамблевого исполнительства. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2016; № 3: 176 - 180.

6. Черватюк П.А. Качество профессиональной подготовки в вузе: проблемы диагностики и перспективы оптимизации. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016; № 3 (71): 190 - 196.

7. Гузовская А.С., Черватюк П.А. Психолого-педагогические условия коррекции заикания у детей посредством вокала в формате дополнительного музыкального образования. Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 143 - 149.

8. Блок О.А. Музыкально-инструментальное исполнительство детей: аспекты анализа. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2018; № 2: 1 - 9.

9. Руднева С.В. Самостоятельная работа как необходимая основа интенсивного учебного процесса. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2018; № 15: 200 - 202.

10. Блок О.А. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

11. Черватюк П.А., Майковская Л.С., Мансурова А.П. Готовность педагога к реализации образовательных технологий как ключевое требование современного института образования: к проблеме категориальной идентификации. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 1: 1 - 10.

12. Блок О.А. Творчество в педагогике музыкального образования: методологический подход. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2014; Т. 3, № 3: 313 - 326.

References

1. Klimaj E.V. Sovremennye tendencii v muzykal'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 7: 169 - 173.

2. Majkovskaya L.S., Smit E.D. Sistema attestacii i sdachi muzykal'nyh 'ekzamenov ABRSM kak instrument diagnostiki dostizhenij obuchayuschihsya v klasse fortepiano. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 5 (127): 122 - 128.

3. Majkovskaya L.S., Mavrodina Yu.N. Model' formirovaniya professional'noj gotovnosti uchitelya muzyki k konstruktivno-proektirovochnoj deyatel'nosti. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 3 (113): 95 - 104.

4. Klimaj E.V. Fenomen «obrascheniya» v strukture intoniruyuschego soznaniya pianista. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6 (128): 63 - 68.

5. Rudneva S.V. Prioritetnye kachestva lichnosti koncertmejstera i ih prelomlenie v kontekste ansamblevogo ispolnitel'stva. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. 2016; № 3: 176 - 180.

6. Chervatyuk P.A. Kachestvo professional'noj podgotovki v vuze: problemy diagnostiki i perspektivy optimizacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016; № 3 (71): 190 - 196.

7. Guzovskaya A.S., Chervatyuk P.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya korrekcii zaikaniya u detej posredstvom vokala v formate dopolnitel'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 143 - 149.

8. Blok O.A. Muzykal'no-instrumental'noe ispolnitel'stvo detej: aspekty analiza. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2018; № 2: 1 - 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rudneva S.V. Samostoyatel'naya rabota kak neobhodimaya osnova intensivnogo uchebnogo processa. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. 2018; № 15: 200 - 202.

10. Blok O.A. Model' muzykal'no-ispolnitel'skih dejstvij-dvizhenij instrumentalistov kak produkt nauchnogo poiska. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

11. Chervatyuk P. A., Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Gotovnost' pedagoga k realizacii obrazovatel'nyh tehnologij kak klyuchevoe trebovanie sovremennogo instituta obrazovaniya: k probleme kategorial'noj identifikacii. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 1: 1 - 10.

12. Blok O.A. Tvorchestvo v pedagogike muzykal'nogo obrazovaniya: metodologicheskij podhod. Gumanitarnoe prostranstvo. Mezhdunarodnyj al'manah. 2014; T. 3, № 3: 313 - 326.

Статья поступила в редакцию 09.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.