Научная статья на тему 'Музыкально-исполнительская деятельность игры на фортепиано в китайской и российской системах музыкального образования'

Музыкально-исполнительская деятельность игры на фортепиано в китайской и российской системах музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / музыкально-исполнительская деятельность / китайская фортепьянная педагогика / music education / music and performing arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Мэйлинь

Проблемы развития музыкальной фортепианной педагогики в китайской и российской системе музыкального образования не теряют своей актуальности в современном музыкальном образовании. Интерес вызывают вопросы музыкально-исполнительской деятельности игры на фортепиано в аспекте сравнительного анализа принципов китайской и российской музыкальной педагогики. Данная статья посвящена проблеме музыкально-исполнительской деятельности в российской и китайской системах музыкального образования. Показано, что становление профессионального музыкального фортепьянного образования в Китае связано с традициями европейской и российской музыкальной фортепьянной культуры. Раскрыта национальная специфика китайской фортепианной музыкальной исполнительской деятельности. Установлено, что музыкально-исполнительская деятельность определяется как многоуровневый, деятельностный и творческий процесс музыканта исполнителя. Раскрыто влияние русской фортепианной исполнительской традиции, системы советского фортепианного преподавания, а также российской системы музыкального образования на фортепианное исполнительство китайских пианистов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES OF PIANO PLAYING IN THE CHINESE AND RUSSIAN MUSIC EDUCATION SYSTEMS

The problems of the development of musical piano pedagogy in the Chinese and Russian systems of music education do not lose their relevance in modern music education. Of interest are the issues of musical performance of playing the piano in the aspect of a comparative analysis of the principles of Chinese and Russian musical pedagogy. The article is devoted to the problem of musical and performing activities in the Russian and Chinese systems of music education. It is shown that the formation of professional musical piano education in China is associated with the traditions of European and Russian musical piano culture. The national specifics of the Chinese piano music performance activity are revealed. It is established that musical and performing activity is defined as a multi-level, active and creative process of a musician. The article reveals the influence of the Russian piano performing tradition, the system of Soviet piano teaching, as well as the Russian system of music education on the piano performance of Chinese pianists at the present stage.

Текст научной работы на тему «Музыкально-исполнительская деятельность игры на фортепиано в китайской и российской системах музыкального образования»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Музыкально-исполнительская деятельность игры на фортепиано в китайской и российской системах музыкального образования

Ван Мэйлинь,

магистр, Московский педагогически государственный университет, Кафедра музыкально-исполнительского искусства

E-mail: [email protected]

Проблемы развития музыкальной фортепианной педагогики в китайской и российской системе музыкального образования не теряют своей актуальности в современном музыкальном образовании. Интерес вызывают вопросы музыкально-исполнительской деятельности игры на фортепиано в аспекте сравнительного анализа принципов китайской и российской музыкальной педагогики.

Данная статья посвящена проблеме музыкально-исполнительской деятельности в российской и китайской системах музыкального образования. Показано, что становление профессионального музыкального фортепьянного образования в Китае связано с традициями европейской и российской музыкальной фортепьянной культуры. Раскрыта национальная специфика китайской фортепианной музыкальной исполнительской деятельности. Установлено, что музыкально-исполнительская деятельность определяется как многоуровневый, деятельностный и творческий процесс музыканта исполнителя. Раскрыто влияние русской фортепианной исполнительской традиции, системы советского фортепианного преподавания, а также российской системы музыкального образования на фортепианное исполнительство китайских пианистов на современном этапе.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-исполнительская деятельность, китайская фортепьянная педагогика.

Становление профессионального музыкального фортепьянного образования в Китае связано, прежде всего, с культурными традициями европейской и российской музыкальной фортепьянной культуры, которые воплотились в педагогической деятельности фортепианных факультетов таких крупных музыкальных учебных заведений, как Центральная и Шанхайская консерватории. Музыкальное образование понимается как «процесс постижения искусства путем проникновения в природу музыкального творчества с позиций композитора, исполнителя и слушателя» [4, с. 3]. Особое внимание в музыкальной педагогике направлено на формирование музыкально-исполнительской деятельности пианистов, которая «характеризуются внутренней творческой (вариативной) алгоритмической последовательностью, проявляющейся в поэтапной работе музыканта-исполнителя над музыкальным произведением, в поэтапном формировании идеального музыкального образа, в поэтапном формировании компонентов профессионального мастерства» [5, с. 13]. Национальная специфика китайской фортепианной музыкальной исполнительской деятельности связана с влиянием идей конфуцианства, даосизма и буддизма на музыкальную эстетику и стилистику музыкально-исполнительской деятельности, что не только сформировало китайскую традиционную музыку, но и послужило становлению современной китайской фортепианной культуры [1].

Формирование китайской музыкальной фортепианной школы происходило под влиянием фортепианного искусства русских пианистов, исполнительская деятельность которых получила признание в 20-е годы XX века в Шанхае, когда была открыта Шанхайская государственная консерватория под руководством Б. Захарова. Музыкально-исполнительская деятельность русских пианистов, воспитанников Московской консерватории С. Аксакова, В. Лазарева, Е Левитина, З. Прибытко-вой и др., оказала глубокое влияние на развитие современного китайского музыкального искусства [4, с. 3]. Педагогическая школа Б. Захарова в Китае воспитала китайских пианистов мирового уровня, среди которых Ли Щанмин, Дин Шандэ, У Лэн, Ли Цуйчжэн [1]. Большую роль в развитии музыкально-исполнительской деятельности сыграли советские педагоги, которые наряду с обучением пальцевой технике, которая преоблада-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ла в то время в китайской фортепианной школе, большое внимание уделяли качеству звука, музыкальной выразительности и стилистической чистоте, что способствовало преодолению механического исполнения и повышению выразительности музыки [4].

Сотрудничество советской и китайской музыкальной фортепианной школы в середине XX века позволило повысить уровень фортепианного исполнительства в Китае. В основу музыкального фортепианного исполнительства были положены новые методические подходы советской фортепианной педагогической школы. С позиции советской методологической традиции обучение музыкально-исполнительской деятельности является творческим процессом, который осуществляется на формальном и творческом уровнях. Формальный уровень включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для воспроизведения нотной записи на музыкальном инструменте, на творческом уровне происходит раскрытие смысла музыкального произведения и личности исполнителя - это уровень деятельности, в котором ведущим является мотивацион-ный компонент музыкального исполнительства [3, с. 22-23]. Поэтому, наряду с формированием пальцевой техники исполнения, большое внимание уделялось эмоционально-художественному восприятию музыкальных произведений, что позволяло в процессе музыкально-исполнительской деятельности достигать многообразие тембра и певучесть музыки. При содействии советских музыкальных педагогов была создана китайская фортепианная методика, ориентированная на советскую систему обучения фортепианному исполнительству [4].

С начала периода курса «политики открытости и реформ» в Китае международные культурные контакты в сфере музыкального образования, в том числе и в сфере фортепианного образования, получили широкое развитие. Это, в свою очередь, повлияло на развитие особенностей современного китайского национального фортепианного репертуара и фортепианное исполнительство. Как отмечает Дин И. «в творчестве китайских композиторов заметна небывалая активность в фортепианных жанрах: наряду с традиционной тональной системой в ее ладово-фольклорном варианте существует множество пьес в различных видах европейской стилистики, в том числе созданных в атональной манере» [2, с. 99]. В настоящее время, как отмечает Хуан Пин, фортепианное творчество композиторов Китая имеет свои национальные стилистические и жанровые особенности, которые заключаются в интеграции современных композиционных приемов и национальных китайских традиций [4]. 5 Развитие фортепианного образования сегодня о является одним из ведущих направлений совре-^ менной музыки в Китае. В современном Китае об° разовано одиннадцать консерваторий. Старейшие ав Шанхайская и Центральная консерватории Ки-

тая являются центрами музыкальной педагогической культуры, определяющие основные научно-методические принципы и подходы национальной музыкальной культуры исполнительского мастерства. Накоплен национальный китайский опыт в методике преподавания музыкального исполнительства игры на фортепиано, основными принципами которого являются «единство культурных традиций общей и музыкальной педагогики, целостность эстетических и дидактических принципов, гуманистическое отношение к ученикам, открытость искусству, бескорыстность музыкально-художественной деятельности» [4, с. 6].

Современная фортепианная музыкально-исполнительская деятельность в Китае переживает расцвет, появилась новая плеяда одаренных пианистов, получивших известность, как в Китае, так и за рубежом, что связано с современными достижениями китайского фортепианного исполнительства. В настоящее время в музыкально-исполнительской деятельности китайских пианистов, с одной стороны сохраняется китайская национальная специфика, которая воплощается в национальном репертуаре с элементами народной музыки, китайской оперы и других жанров придворного театра. С другой стороны, как и в российской системе фортепианного исполнительства, «происходит поиск новых тем и создание красочного музыкального образа», что позволяет «сделать гармоничными сочетание традиций и инноваций, придать звучанию новую форму и колорит» [2, с. 105].

Таким образом, традиции русской фортепианной школы во многом определили формирование и специфику фортепианной музыкально-исполнительской деятельности китайских музыкантов, которая сегодня отличается инновационными техниками и стилями исполнения при сохранении национальной специфики, что является принципиальным отличием от российской музыкальной традиции фортепианного исполнительства.

Литература

1. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. -Санкт-Петербург, 1994. - 22 с.

2. Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар: дис. . кандидата искусствоведения: 17.00.02. -Санкт-Петербург, 2020. - 217 с.

3. Зеленкова Т.В. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. -Москва, 1999. - 174 с.

4. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореферат дис. . кандидата искусствоведения: 17.00.02. -Санкт-Петербург, 2008. - 20 с.

5. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03. - Казань, 1989. - 425 с.

MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES OF PIANO PLAYING IN THE CHINESE AND RUSSIAN MUSIC EDUCATION SYSTEMS

Wang Meilin

Master, Moscow Pedagogical State University, Department of Music and Performing Arts

The problems of the development of musical piano pedagogy in the Chinese and Russian systems of music education do not lose their relevance in modern music education. Of interest are the issues of musical performance of playing the piano in the aspect of a comparative analysis of the principles of Chinese and Russian musical pedagogy.

The article is devoted to the problem of musical and performing activities in the Russian and Chinese systems of music education. It is shown that the formation of professional musical piano education in China is associated with the traditions of European and Russian musical piano culture. The national specifics of the Chinese piano music performance activity are revealed. It is established that musical and performing activity is defined as a multi-level, active and

creative process of a musician. The article reveals the influence of the Russian piano performing tradition, the system of Soviet piano teaching, as well as the Russian system of music education on the piano performance of Chinese pianists at the present stage.

Keywords: music education, music and performing arts. References

1. Bian Meng. Essays on the formation and development of Chinese piano culture: abstract of the dissertation of the candidate of Art History: 17.00.02. -St. Petersburg, 1994. - 22 p.

2. Ding I. The system of piano education in modern China: structure, development strategies, national repertoire: dis. ... candidate of Art History: 17.00.02. -Saint Petersburg, 2020. - 217 p.

3. Zelenkova T.V. Creative imagination in the development of musical and performing skills: dis. . cand. of psychological sciences: 19.00.01. -Moscow, 1999. - 174 p.

4. Huang Ping. Influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese pianistic school: abstract of dis. ... candidate of art history: 17.00.02. - St. Petersburg, 2008. - 20 p.

5. Tsagarelli Yu.A. Psychology of musical and performing activity: dis. ... doctor of psychological sciences: 19.00.03. - Kazan, 1989. - 425 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.