Научная статья на тему 'Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком'

Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ / SPEECH ONTOGENESIS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Румянцева Ирина Михайловна

Рассматривается обоснование обучения иноязычной речи взрослых людей методом психологического тренинга по модели естественного развития родной речи в онтогенезе. Освещается современный взгляд на онтогенез речи и его прикладные возможности.The article describes the foundations for ontogenetic model of teaching adults a foreign language (on the base of a psychological training), as if it were their native one. It gives a modern view on the problem of peech ontogenesis and discusses its applied opportunities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком»

УДК 159.9

И.М. Румянцева,

Институт языкознания Российской академии наук

Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком

Новое тысячелетие охарактеризовалось сменой научных парадигм, корректировкой ряда научных теорий, пересмотром многих научных взглядов.

До недавнего времени в психологии одной из ведущих являлась точка зрения, восходящая к швейцарскому ученому Жану Пиаже, согласно которой развитие психических структур человека определяется последовательными фазами его физического и умственного формирования и ограничивается временем их морфологического и функционального созревания. С этим было связано и распространенное в психологии и психолингвистике рассмотрение онтогенеза (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) как процесса формирования основных структур и функций психики индивида, в том числе речи, в течение его детства.

Однако современная наука предлагает иной взгляд на эту проблему. Согласно этому взгляду, нашедшему отражение в идеях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии и др., развитие психических структур и функций не заканчивается с завершением возрастных изменений, а может продолжаться при благоприятных условиях всю жизнь. Это положение позволяет вернуться к расширенному и универсальному толкованию онтогенеза как к процессу развития индивидуального организма на протяжении всей его жизни.

Институт языкознания Российской академии наук

Речевая способность, которую А.А. Леонтьев определил как психофизиологический механизм, обеспечивающий человеку овладение и владение речью, является, по нашему мнению, психической структурой и функцией. И, следовательно, как и все прочие психические функции человека, она способна к развитию, которое при определенных условиях может продолжаться всю человеческую жизнь.

Это положение важно для нас с позиций прикладной психолингвистики, а именно с позиций учеб-

ного билингвизма, ибо позволяет рассматривать процесс овладения иностранным языком (иноязычной речью) не только ребенком, но и взрослым человеком через призму развития языковой способности в онтогенезе в универсальном его понимании, не ограничивая последний рамками детства.

Положение о пожизненном развитии психических функций оказалось судьбоносным для прикладных наук, связанных с теорией обучения иностранным языкам: оно перевернуло представление (бы-

© Румянцева И.М., 2016

ИРИНА МИХАИЛОВНА РУМЯНЦЕВА

доктор филологических и психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания Российской академии наук. Сфера научных интересов: лингвистика, психология, педагогика. Автор более 200 публикаций

Рассматривается обоснование обучения иноязычной речи взрослых людей методом психологического тренинга по модели естественного развития родной речи в онтогенезе. Освещается современный взгляд на онтогенез речи и его прикладные возможности.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение, онтогенез речи, психологический тренинг

The article describes the foundations for ontogenetic model of teaching adults a foreign language (on the base of a psychological training), as if it were their native one. It gives a modern view on the problem of peech ontogenesis and discusses its applied opportunities. Key words: foreign language, teaching, speech ontogenesis, psychological training.

товавшее на протяжении большей части ХХ века), согласно которому обучение иноязычной речи по модели естественного развития родной речи ребенка невозможно. Это положение заставило ученых по-новому взглянуть и на детскую речь, а именно искать в формировании детской речи те универсальные моменты, на которые можно опереться в обучении иноязычной речи взрослых.

Работая над нашей системой обучения, мы исходили из того предположения, что речевое развитие ребенка и взрослого человека (при обретении ими речи иноязычной) следует в своем становлении и развитии, пусть и с определенными поправками, неким общим закономерностям, на которых можно строить основные принципы научения. Это положение легло в основу разработанного нами интегративного лингво-психологического тренинга.

Оппоненты «онтогенетического» подхода к обучению иноязычной речи (И.Ю. Шехтер в частности) также апеллировали к теории Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Они утверждали, что речь развивается и формируется в процессе онтогенеза в сложных системах взаимодействия со средой, опосредованной человеческим общением посредством языка,

когда определяется переход от чувственно-наглядной ступени познания к более высокому уровню интеллектуального анализа и синтеза. В этот же период происходит и формирование личности человека, и речь ребенка оказывается органически вплетенной во все проявления его личности при общении с другими людьми. Наступает время, когда детство заканчивается, завершаются известные этапы развития и на опыте речевой деятельности формируются функциональные системы регуляции и поведения человека [3, с. 26].

Но классики науки потому и классики, что в их трудах можно найти ответы на многие, даже буквально противоположные вопросы. И выбирая «онтогенетический» путь обучения иноязычной речи взрослых людей, в тех же самых доводах мы находим подсказку, как сделать процесс их обучения иноязычной речи эффективным.

Опираясь на теорию пожизненного развития психических функций, мы предлагаем не воспроизводить в обучении речевой онтогенез (да это и невозможно), а лишь строить обучение по модели естественного формирования речи в онтогенезе. Это происходит за счет применения средств

психологического тренинга, которые развивают психические процессы и свойства личности и вместе с этим - иноязычную речь.

У взрослого человека, несмотря на сформированность психических функций, овладение иноязычной речью достаточно затруднено. Это происходит потому, что психические функции сформированы на родном языке и вместе с этим языком. Однако обучение иностранномуязыку взрослого человека по аналогии с постижением ребенком языка родного возможно.

Возвращая взрослым людям способность не только логического, но и чувственного, аффективного познания иноязычной речи, раскрывая им «каналы» восприятия, мы стараемся таким образом улучшить работу познавательных функций взрослого человека.

Если в онтогенезе слово возникает в результате обобщения непосредственных раздражителей и аффектов, как бы синтезируя в себе те ощущения, впечатления и представления, которые ребенок приобрел от знакомства с действительностью, то у взрослого человека при «онтогенетическом» обучении в «пути» от аффекта к слову этап такого обобщения как бы пропущен. Однако именно сопутствующие слову аффекты и непосредственные раздражители способны сделать слово для взрослого человека живым и гибким.

Так, например, для того чтобы ребенок и взрослый человек научились воспринимать и понимать речь быстрее и лучше, необходимо, чтобы слышимые звуковые образы связывались при восприятии с целым комплексом ощущений, движений и эмоциональных переживаний, получаемым от объекта или предмета, которые этим словом обозначены. М.М. Кольцова, например, описывает следующую яркую иллюстрацию чувственно-двигательного восприятия и по-

знания речи ребенком из трудов И.М. Сеченова: «Вот, говорит он, маленький ребенок видит елку, трогает ее, колется иголками, чувствует смолистый запах - и весь этот комплекс ощущений связывается со словом "елка"» [1, с. 52]. То же самое происходит и при обучении взрослых людей. Приведем пример с экзотическим фруктом, когда, воспринимая, запоминая и воспроизводя его название, человек опирается на сопровождающий слово чувственно-двигательный комплекс сигналов.

Для развития моторной речи, т.е. воспроизведения звучащей речи, необходима тренировка всех речепроизводящих органов. Еще на стадии восприятия речевой аппарат человека начинает готовиться к ее воспроизведению, реагируя на звук незаметными глазу движениями губ, языка, гортани и др. При этом голосовые реакции как ребенка (при овладении им родной речью), так и взрослого (при постижении речи иноязычной) начинают формироваться быстрее и лучше, если тренировка артикуляции происходит в обстановке общения. Поскольку, согласно И.М. Сеченову, между звуковой артикуляцией, мимикой и жестами есть прямая связь, то правильная речь вырабатывается скорее, если человек видит и копирует не только саму артикуляцию, но и сопровождаемую ее мимику, причем при этом помогает и движение рук. Таким образом, между произносимым звуком и артикуляторной мимикой и жестами возникают прочные связи. Эти звуко-мимические связи важны и при производстве речи, и при ее восприятии. Они продолжают

То, как учится говорить ребенок, может стать примером для обучения иностранному языку взрослого

работать даже тогда, когда общение происходит дистантным способом (по телефону). Поэтому для обучения моторной речи непосредственное, лицом к лицу, общение очень важно. При этом голосовые реакции становятся выразительными и стойкими, если общение происходит на радостной, эмоционально насыщенной ноте.

Освоение языковой системы в целом (фонетики, лексики, грамматики) проводится в нашем обучении иноязычной речи взрослых тоже по модели развития речи в онтогенезе и потому подвержено действию все тех же закономерностей. Лингвистическая информация всех уровней закрепляет-

ся в головном мозге человека при помощи сопутствующих экстралингвистических сигналов, которые помогают не только ее переработке, но и воспроизведению. Таким образом, можно сказать, что языковая система, и в частности грамматика иностранного языка, является «самопорождающейся».

«Онтогенетические» основы ин-тегративного лингвопсихологиче-ского тренинга способны приблизить обучение иноязычной речи взрослых людей к ходу естественного речеформирования и интенсифицировать обучение за счет технологий, стимулирующих психические процессы взрослого человека к дальнейшему развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. СПб., 1998. 3. Шехтер И.Ю. Необратимость онтогенеза и развитие рече-

2. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая вой деятельности на чужом языке // Методика и психоло-психология. М., 2004. гия интенсивного обучения. М., 1981.

ЦТЕЯАТиЯА_

1. KoltsovaV.V. РеЬуопокисИ^эуадоуоп!:. БРЬ., 1998. 3. ShehterI.Yu. Neobratimostontogeneza' I гагуШуе гвоИеуо1

2. Rumyantseva I.M. Psihologiya гесЫ I lingvopedagogiches- deyatel'nosti па сИигИот уагуке // Metodika I psihologiya кауа psihologiya. М., 2004. intensivnogo obucheniya. М., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.