Научная статья на тему 'Об интеграционных тенденциях в области онтои социолингвистики'

Об интеграционных тенденциях в области онтои социолингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
309
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / ДИСКУРС / ИНПУТ / РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ ИНДИВИДА / ОНТОЛИНГВИСТИКА / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хохловская Ольга Геннадьевна

Онтосоциолингвистика зарождающаяся научная дисциплина, формирующая собственный научный аппарат, методы исследования, ряд значимых прикладных аспектов. Признание ключевой роли социальной среды в онтогенезе речи выдвигает на первый план как системообразующий, из ряда многочисленных подходов к изучению онтогенеза, именно социолингвистический. На одном из этапов речевого онтогенеза возрастает роль культурологической парадигмы лингвистического инпута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интеграционных тенденциях в области онтои социолингвистики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30 (168).

Филология. Искусствоведение. Вып. 35. С. 152-155.

О. Г. Хохловская

ОБ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В ОБЛАСТИ ОНТО-И СОЦИОЛИНГВИСТИКИ

Онтосоциолингвистика - зарождающаяся научная дисциплина, формирующая собственный научный аппарат, методы исследования, ряд значимых прикладных аспектов. Признание ключевой роли социальной среды в онтогенезе речи выдвигает на первый план как системообразующий, из ряда многочисленных подходов к изучению онтогенеза, именно социолингвистический. На одном из этапов речевого онтогенеза возрастает роль культурологической парадигмы лингвистического инпута.

Ключевые слова: детская речь, дискурс, инпут, речевой онтогенез индивида, онтолингвистика, речевая среда, речевая компетенция, социолингвистика.

Основным вопросом настоящего сообщения является предположение о том, что в сфере социолингвистических и психолингвистических исследований зарождается новое самостоятельное лингвистическое направление, которое можно назвать онтосоциолингвистикой. Об этом свидетельствуют имеющие место в современной лингвистике исследования речи взрослых, родителей и педагогов с позиции ее воздействия на формирование речи детей [4].

Мы полагаем, что задача осознания интеграционных тенденций в области онто- и социолингвистики и вербализации их в парадигме самостоятельного научного направления достаточно своевременна и насущна. Актуальность решения этой задачи заключается, на наш взгляд, в следующем:

- во-первых, в том, что доминирование тезиса (в большинстве онтогенетических исследований) о необходимости учета взаимодействия, а не противопоставления различных теорий онтогенеза речи, делающих акцент только на каком-то одном из аспектов, и наблюдаемая тенденция к их интеграции говорят о начале процесса формирования нового синтезирующего направления в лингвистике, требующего осмысления и описания;

- во-вторых, актуальность связана с тем, что является необходимым обоснование выбора одного из существующих направлений в качестве базового в процессе интеграции, обладающего в большей степени универсальностью методологии;

- в-третьих, нам кажется актуальным то, что значимый акцент на роли культурологического и в определенной мере лингвокультурологического аспекта в онтогенезе речи

образует методологическую и практическую основы особого научного направления гуманитарных исследований, существенного для теории и практики освоения и преподавания языка.

Частотность постановки вопроса о роли инпута в онтогенезе детской речи говорит о том, что она достаточно злободневна. Так, например, по этому поводу звучит мнение С.

Н. Цейтлин: «На овладение ребенком родным языком влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпу-том. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать (отнюдь не все ему доступно) ребенок. Бедность инпута и малый процент речевой продукции, адресованной ребенку, - приметы госпитализма - специфических условий, связанных с некоторой изоляцией, психической депривацией (термин Й. Лангмейер и З. Матейчик). Многое в речевом развитии ребенка определяется речевым поведением матери» [7. С. 43].

Тем не менее, несмотря на то, что все современные концепции усвоения языка отмечают важную роль в этом процессе речи-источника, все же значимый акцент на речи взрослого - не самый распространенный подход при анализе процесса усвоения родного языка ребенком. Подходы к изучению детской речи в западной традиции достаточно разнообразны. Разнообразие это можно связать прежде всего с несовпадением представлений о природе языковой способности, языковых структур и о характере их приобретения. Однако мы полагаем, что подчеркнутое внимание к роли, отводимой инпуту, свойствен-

ное всем направлениям в изучении детской речи, и невозможность изучения ее вне социолингвистических и психолингвистических подходов диктует необходимость осмысления этого вопроса в рамках самостоятельного научного направления синтезирующего типа

- онтосоциолингвистики.

В своем исследовании мы предполагаем исходить из следующих теоретических посылок: во-первых, в основе усвоения языкового знания ребенком лежит процесс созидания системы присваиваемого языка через неосознанный анализ языковых явлений; во-вторых, социальное развитие ребенка детерминирует его речемыслительную деятельность и процессы развития ее форм; в-третьих, инпут как совокупность речевой продукции взрослых, обращенной к ребенку, значительно влияет на становление его коммуникативной компетенции; в-четвертых, адекватное изучение речевого развития ребенка, как показывает опыт исследования детской речи, возможно лишь на пересечении таких дисциплин, как социолингвистика, психолингвистика, онтолингвистика, онтогенетика, психология развития.

Вслед за В. В. Казаковской, мы полагаем, что «.. .концепциями, обладающими наибольшей объяснительной силой в сфере лингвистики детской речи, оказываются те, в которых доминирует подход от смысла к способам и средствам его языкового выражения, а главное внимание уделяется функциям языковых единиц» [5. С. 25]. С этой точки зрения нам наиболее близок функциональный подход, разрабатываемый Петербургской школой функциональной грамматики.

Именно поэтому базовым мы считаем социолингвистический подход, так как «.При социолингвистическом подходе к языку объектом изучения является функционирование языка» [1. С. 17]. Изучение речевого поведения человека как члена определенной группы

- «прямое дело социолингвистики» [1. С. 11].

Предметом исследования социолингвистики в речевом аспекте является языковое «приспособление» говорящего, определяемое как его личностными характеристиками, его социальным статусом и ролью, так и характером его взаимоотношения с партнером по коммуникации, поэтому инструмент исследования, выработанный в социолингвистике, абсолютно адекватен для изучения воздействующей роли инпута в онтогенезе

детской речи. Впрочем, подобное изучение речи взрослых уже имеет место в ряде исследований, которые сегодня можно расценивать как пионерские, пилотные работы в области зарождающейся науки, например, работа В. В. Казаковской «Вопросо-ответные единства в диалоге “взрослый - ребенок”» [5].

Существует и другая проблематика, являющаяся насущной именно для зарождающейся науки и выводящая онтогенетический подход в процессах обучения языку и речи на первый план, - это проблема формирования языковых и речевых компетенций в условиях, приближенных к онтогенетическим, например, в статье И. М. Румянцевой «Речевой онтогенез и возможности его моделирования при обучении взрослых иноязычной речи» [3. С. 161-163]. «Приблизить формирование речи к онтогенетическому можно путем восстановления у них способности к обостренному чувственному восприятию, которое в дополнение к развитой логике может усилить и улучшить работу всех психических функций человека», - пишет автор данной статьи и продолжает: «Если в онтогенезе слово возникает в результате обобщения непосредственных раздражителей и аффектов, как бы синтезировав в себе те ощущения, впечатления и представления, которые ребенок приобрел от знакомства с действительностью, то у взрослого человека при “онтогенетическом” обучении в “пути” от аффекта к слову этап такого обобщения как бы пропущен. Однако именно сопутствующие слову аффекты и непосредственные раздражители делают это слово для взрослого человека живым и гибким». Мы полагаем, что подобный подход частично можно применить в рамках проблемы формирования речевой компетенции на четвертом, «школьном» этапе онтогенеза, по периодизации А. А. Леонтьева, в какой-то мере углубив его теорией логики культур, в частности, ее психологическими аспектами, разработанными в рамках концепции Школы диалога культур.

Не следует понимать, на наш взгляд, онтосоциолингвистику как социологическое (или социолингвистическое) направление в исследованиях онтогенеза речи, так как она обладает самостоятельной, более широкой проблематикой. В термине «онтосоциолингвистика» смысловые отношения складываются, как мы понимаем, следующим образом: это не социологический аспект онтолингвисти-

154

О. Г Хохловская

ки, скорее это онтогенетическое направление в социолингвистике.

Таким образом, рабочее определение онтосоциолингвистики может быть сформулировано следующим образом: онтосоциолингвистика - это комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая социолингвистический характер языкового приспособления говорящего в онтогенезе и способы и средства моделирования онтогенетического дискурса.

Объектом исследования, решающего поставленную задачу, должна быть, на наш взгляд, область лингвистического знания, отражающая интеграционные тенденции в процессе развития онто- и социолингвистических концепций. В частности, это проблемы общественной обусловленности возникновения и развития языка/речи, воздействия общества на язык, а языка на общество, особенностей детской речи как реализации языковых потенций. Предметом исследования, соответственно, будет совокупность взаимосвязанных научных исследований, изучающих онтогенетическую направленность речи. Целью, таким образом, станет разработка научных основ онтосоциолингвистики как научной дисциплины синтезирующего типа.

Цель подобного исследования может быть конкретизирована в следующих задачах:

1. Определение статуса онтосоциолингвистики в ряду других лингвистических дисциплин с позиций новой парадигмы знаний.

2. Описание актуальных проблем онтосоциолингвистики на современном этапе развития общества.

3. Анализ, обобщение и систематизация наиболее существенных исследований проблемы социолингвистического аспекта в онтогенезе речи.

4. Формулировка задач, цели и методов, выявление объекта и предмета исследования в онтосоциолингвистике, её базовых понятий.

5. Разработка принципов системного анализа объектов данной науки.

6. Анализ роли культурологической парадигмы лингвистического инпута на определенном этапе речевого онтогенеза.

7. Разработка основных рекомендаций для прикладных аспектов онтосоциолингвистики.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка объединения различных

концепций речевого онтогенеза в рамках единого научного направления - онтосоциолингвистики как научной дисциплины синтезирующего типа. Данное исследование может способствовать развитию теоретической базы языкознания, так как теоретическое осмысление принципов, подходов, концептуальных схем, научных парадигм позволяет показать их реальное взаимодействие. Всестороннее теоретическое обоснование понятия «онтосоциолингвистика», разработка научного аппарата этой дисциплины, на наш взгляд, создает предпосылки для целостного и многокомплексного исследования явлений онтогенеза речи.

Особое место в рамках данного исследования занимает задача изучения способов и средств моделирования онтогенетического дискурса. Мы исходим из предположения, что возможно целенаправленное формирование таких типов дискурса, в первую очередь диалогических, которые способны решать задачи речевого онтогенеза, задачи формирования речевой компетенции в условиях, приближенных к онтогенетическим. В связи с этим можно выделить и ряд практических аспектов онтосоциолингвистики, таких, как:

- описание принципов и приемов анализа детской речи в свете онтосоциолингвистиче-ской парадигмы;

- переосмысление статусных характеристик определенных типов детской речи;

- расширение проблематики теории и практики обучения языку;

- разработка онтосоциолингвистических принципов организации учебной литературы.

Таким образом, на основании рассмотренного материала, относительно тенденций зарождения новой научной лингвистической дисциплины онтосоциолингвистики, можно, с нашей точки зрения, сделать следующие выводы:

1. Рассмотрение проблем онтолингвистики в контексте проблем социолингвистики объективно и продиктовано закономерностями развития этой области научного знания.

2. Признание ключевой роли социальной среды в онтогенезе речи выдвигает на первый план как системообразующий, из ряда многочисленных подходов к изучению онтогенеза, именно социолингвистический.

3. Онтосоциолингвистика - научная дисциплина, обладающая собственным научным аппаратом и методами исследования.

4. Несмотря на разнообразие концепций онтогенеза речи, существует возможность выработки принципов системного анализа объектов данной науки.

5. Одним из оснований систематизации многочисленных концепций онтогенеза речи является соотнесение их с соответствующими этапами онтогенеза.

6. На одном из этапов речевого онтогенеза возрастает роль культурологической парадигмы лингвистического инпута.

7. Онтолингвистика как научная дисциплина имеет ряд значимых прикладных аспектов.

Список литературы

1. Беликов, В. И. Социолингвистика / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. М., 2001. 324 с.

2. Бондарко, А. В. Функциональная грамматика. Л., 1984. 342 с.

3. Детская речь и пути ее совершенствования : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 марта 1998 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 90 с.

4. Доброва, Г. Р. Возрастная социолингвистика : к постановке вопроса // Проблемы онтолингвистики - 2007 : материалы науч.-практ. конф. СПб., 2007.

5. Казаковская, В. В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый-ребенок» / отв. ред. А. В. Бондарко, М. Д. Воейкова. СПб. : Наука, 2006. 456 с.

6. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2001. 320 с.

7. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.