ОМСКИЙ РЕГИОН: МЕХАНИЗМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ1
В.В. БИРЮКОВ, В.П. ПЛОСКОНОСОВА
В настоящее время возникает множество проблем, требующих активизации инновационных процессов, их теоретического обоснования и глубокого изучения. Сложность их решения заключается в том, что концептуальные и теоретические представления о стратегиях перехода к инновационной модели в отечественной науке только начинают складываться, а зарубежный опыт нуждается в адаптации. В данных условиях субъекты региональной экономики нуждаются в серьезной теоретической и практической помощи при принятии решений и, прежде всего, при выборе стратегических направлений деятельности с учетом особенностей хозяйственной, административной и нормативно-правовой среды.
За прошедший пятилетий период в Омском регионе сложился значительный рост основных макроэкономических показателей. Однако, несмотря на достижение высоких показателей за последние пять лет, в настоящее время сохраняются крупные проблемы перехода на модель устойчивого экономического роста; кроме того, регион еще серьезно отстает в развитии по основным показателям от ведущих стран. В этих условиях весьма важным представляется выполнение работ, направленных на углубленный анализ современных тенденций развития российской экономики, обобщения достижений отечественной и зарубежной экономической науки, изучение проблем функционирования хозяйственных субъектов и выявление основных направлении формирования приоритетов экономического развития.
В настоящее время весьма актуальным становится разработки следующих проблем:
1) определение институционально-технологических предпосылок осуществления инновационного прорыва в экономике региона;
2) выявление детерминант процессов эффективного накопления и использования человеческого капитала в Омском регионе, определение особенностей их взаимодействия в условиях активного формирования инновационной экономики;
3) обоснование роли региональной политики в формировании деловой среды, благоприятной для широкомасштабного освоения передовых технологий предпринимательскими структурами и активного участия в данном процессе малого бизнеса;
4) обоснование приоритетных направлений роста конкурентоспособности и расширение участия малого предпринимательства в образовании высокого технологического сектора в экономике региона.
Современный этап проработки концептуальных проблем развития региона требует как уточнения
складывающейся экономической и геополитической ситуации, так и выработки принципиально новых подходов и положений, адекватных вызовам и угрозам будущего. К их числу могут быть отнесены следующие:
- оценка состояния и тенденций развития хозяйства в рамках инерционной динамики и сохранения сложившихся подходов в экономической политике;
- постановка стратегических целей развития, ориентирующих экономику в соответствии с меняющейся ситуацией на осуществление прорывных действий для перехода на инновационный путь развития и в этом смысле имеющих амбициозный характер, в частности речь идёт о достижении высоких темпов экономического роста. Такая постановка вопроса создаёт предпосылки в будущем для экономического прорыва и упрочнения геополитического положения региона;
- сценарная проработка образа будущей экономики при относительно высокой нормативной составляющей, что обусловлено спецификой процесса прогнозирования на долгосрочную перспективу. Вместе с тем такой подход позволяет снять психологическую зависимость при формировании образа будущего от проблем текущего периода;
- при подготовке предложений, ориентированных на решение стратегических целей и структурных задач, важное значение имеет соотнесение последних со сложившейся экономической политикой, без подчинения её целям формирования высокопроизводительной и конкурентоспособной экономики невозможно преодолеть то отставание, которое возникло.
В текущем десятилетии характер и специфические свойства Омской экономики определялись целым рядом основополагающих факторов, к которым следует отнести сложившиеся особенности научно-технического потенциала, структурные, институциональные и социально-демографические особенности. При этом наиболее уязвимыми местами экономики в настоящее время являются ее структурное и технологическое несовершенство, слабая выраженность позитивной структурной и инновационной динамики, низкий уровень влияния инновационных источников развития, сокращение трудовых ресурсов в условиях демографического спада и несбалансированность их качественных характеристик, недостаточная результативность институциональной и промышленной политики.
Трансформационные процессы в экономике региона в начале текущего десятилетия способствовали формированию предпосылок для перехода качественно новому этапу ее развития (табл. 1). За последние 7 лет среднегодовые темпы роста составили 7%, что превышало в 2-3 раза темпы роста экономически развитых стран [2.3]. Проведенный анализ состояния и тенденций развития экономики Омской области свидетельствует о том, что сложившийся ее рост остается весьма противоречивым, экономические
угрозы устойчивому и динамическому развитию области будут возникать при сохранении высокой ресурсоемкости производства, низкой инновационной и инвестиционной активности, устаревшей отраслевой структуры и недостаточно развитой институциональной среды; в условиях неблагоприятного развития событий экономика может попасть в различного рода «ловушки» [1]. Достижение высоких и устойчивых во времени темпов экономического роста предполагает смещение центра тяжести от использования конъюнктурных факторов к формированию и задействованию его долговременных источников, изменение в связи с этим всего экономико-временного пространства взаимодействия государственных и рыночных механизмов. Для выработки стратегии развития экономики региона, адекватной вызовам XXI в., важным становится критическое переосмысление сложившихся подходов, в которых недооценивается влияние человеческих ресурсов на изменение экономики.
Основной целью развития экономики Омской области является повышение качества жизни населения и формирование устойчивого демографического роста за счет придания экономике области инновационного качества развития и конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.
Реализация этой основной цели определяется достижением следующих ориентиров: обеспечение значительного роста валового регионального продукта; устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения; создание и использование экономики знаний для превращения области в один из наиболее инвестиционно привлекательных регионов Российской Федерации; развитие конкурентоспособных в мировом и российском масштабах экономических отраслей и кластеров; совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и обеспечения безопасности экономических агентов.
Для осуществления отмеченных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения; изменить демографическую ситуацию; обеспечить эффективную занятость наличного населения и стимулировать приток квалификационной рабочей силы на территорию области;
- создать условия для эффективной реализации национальных проектов на территории области;
- возродить промышленность на основе придания ей инновационного качества; обеспечить организацию инновационных центров и технопарковых зон на территории области; обеспечить эффективную интергацию омских предприятий в мировую экономику; создать комплекс современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития и высокого качества жизни населения и национальной безопасности;
- обеспечить реализацию принципов устойчивого развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом решения задач по охране окружающей среды;
- стратегически развивать г. Омск в качестве мегаполиса международного уровня, сформировать в широких масштабах современную социальную и рыночную инфраструктуру;
- обеспечить реализацию новой пространственной стратегии развития области с выносом ряда предприятий в административные районы и создания там рекреационных центров;
- реализовать программы поддержки сельского хозяйства и повышения уровня жизни населения в сельской местности, разработать и реализовать новые формы взаимодействия города и села;
- развитие Омской области как ведущего инновационного центра Востока России в XXI в.;
- вхождение региона в десятку наиболее развитых субъектов Российской Федерации;
- вхождение в категорию регионов - доноров федерального бюджета с обеспечением финансовой самодостаточности территории.
Фундаментальным решением внутренних и внешних проблем является реализация стратегии последовательного перехода к ресурсосберегающей техногенной фазе позднего индустриального общества, которая требует большого напряжения интеллектуальных сил. Все другие варианты развития не способны радикально изменить ситуацию к лучшему, хотя и являются наиболее простыми и сиюминутными способами решения экономических проблем и поэтому весьма вероятны. В связи с этим возникает потребность рассмотрения отдельных форм социально-временного пространства в цивилизованных координатах, выявления в них траекторий социально-экономической динамики, последовательного демонтажа устаревших технико-экономических структур и псевдолиберальных институтов, формирования новых экономических форм природопользования. В то же время поиск и формирование новой экономической модели развития общества должны происходить в режиме диалога политических, экономических, научных и других элит с обществом. Открытость элит является фундаментальной предпосылкой формирования открытого общества.
Большая часть территории Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточено 60-85% основных энергетических и минирально-сырьевых ресурсов страны находится в суровых природно-климатических условиях. Единственной компенсационной возможностью для макрорегиона является образование благоприятных зон, готовых воспроизводить в расширенных масштабах современные типы расселения и организации экономики и стать полноценным плацдармом для интенсивного и избирательного развития регионов восточной части России. Под влиянием геополитических перспектив и угроз, описываемых в разных сценариях мирового развития, значение таких зон для страны в целом со временем может только усиливаться. В Сибирском федеральном округе к роли опорной территории в наибольшей степени готова
Омская область, которая является крупным регионом с численностью населения по состоянию на 1 января 2007 года 2025, 6 тыс. чел., из них 1135,0 тыс. чел. проживало в г. Омске, который является седьмым по численности населения городом России и вторым - Сибири и Дальнего Востока, мегаполисом межрегионального масштаба, его предприятия, учреждения обслуживают государственные организации, предпринимательские структуры и население не только Сибирского федерального округа, но и соседних регионов, в том числе Тюменскую область, Республику Саха (Якутия) и др. В связи с этим в Сибири имеется мощная зона сгущения экономической активности, вокруг которой успешно развивается городская агломерация, составляющая опорную основу активного хозяйственного развития территорий Сибири и Дальнего Востока.
В современных условиях важное значение приобретает формирование институциональнотехнологических условий для перехода Омской области в число наиболее динамично развивающихся регионов страны, способных осуществлять инновационный прорыв. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области за период с 2005 по 2015 гг. произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров с 0,6 до 8%; количества крупных и средних организаций, занимающихся разработкой инноваций в Омской области с 43 до 150 единиц; внедрение в производство ежегодно с 6 до 20 передовых технологий. Необходимо дальнейшее развитие форм государственной поддержки малого бизнеса в Омской области, это позволит значительно повысить его роль в экономической сфере, обеспечении занятости, эффективно решать проблемы развития инноваций. Стратегией развития области намечено, что за 2005-2020 гг. доля занятых в организациях малого предпринимательства возрастает с 14 до 40% от общего числа занятых в экономике Омской области, доля валового выпуска товаров и услуг, с 7 до 25%.
Омская область обладает выгодным транспортно-географическим и геополитическим положением. Она расположена в юго-западной части Сибирского федерального округа, на наиболее экономически освоенной территории России, занимает площадь 141,1 тыс. км2 и граничит с республикой Казахстан, Тюменской, Новосибирской и Томской областями России. Омская область располагает разветвленной транспортной сетью, на ее территории имеются почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Этот фактор не только способствует вхождению региона в мировое экономическое и социально-культурное пространство, но и является его необходимым условием. Важным фактором развития экономики является модернизация транспортного комплекса и использование географического положения, позволяющего Омску выступать в качестве ключевого транспортного узла, соединяющего страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Расположение Омска на пересечении крупных магистралей железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта создает благоприятные условия для формирования современного типа мультимодального транспортного узла, который может в дальнейшем успешно вписываться в систему действующих и перспективных международных коридоров, превратиться в крупный транспортно-торговый центр не только общероссийского и международного значения.
Важным является близость региона к динамично развивающемуся рынку интеллектуальных и образовательных услуг и технологий в странах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). При этом создаются возможности формирования массированного потока технологий и инноваций в направлении «восток-запад»; внедрения на рынки азиатских стран влияния на экономическую ситуацию в странах Центральной Азии и Китае, что приводит к созданию благоприятных предпосылок для эффективного вовлечения в хозяйственный оборот природных богатств Сибири.
Важным фактором роста экономики является интеграция региона в систему международных экономических отношений. В целом за период 2001 -2005 годов внешнеторговый оборот Омской области вырос более чем в 6 раз, значительно увеличилась доля экспорта с 85% в 2001 году до 95% в 2005 году.
Происходит диверсификация географии внешней торговли. Новый импульс получило развитие внешнеэкономического сотрудничества с административно-территориальными образованиями иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Чешской Республики, Федеративной Республики Германии. В Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Взаимовыгодные отношения с этими территориями уже сегодня чрезвычайно продуктивны. Статус приграничного региона также способствует активному сотрудничеству с зарубежными партнерами. В настоящее время около 80 стран мира являлись внешнеторговыми партнерами Омска. В 2006 г. на Омскую область приходилось 17,3% всего экспорта СФО. Омская область входит в число лидеров по объему инвестиций, привлекаемых от зарубежных инвесторов - 4 место а РФ в 2003 г., 9 место - в 2004 г., 2 место - в 2005 г., 14 место - в 2006 г.; 25,9% иностранных вложений в СФО, 1 место в СФО. Внешнеторговый товарооборот намечено наращивать опережающими темпами, он должен увеличиться за 2005-2020 гг. с 7,5 до 20 млрд. долл. или 2,7 раза.
Таблица 1. Индексы основных социально-экономический показателей (с сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
1990г. 1995г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Численность населения (на конец года) 100,4 99,7 99,2 99,0 97,6 99,2 99,4 94,4 99,6 -
Среднегодовая численность занятых в экономике 98,0 94,9 100,7 100,1 99,4 96,7 98,9 101,1 100,2 -
Численность безработных граждан - 69,7 96,8 67,4 99,9 98,3 96,2 98,4 106,7 87,7
Реальные располагаемые денежные доходы населения - 97,5 114,1 123,7 120,5 126,6 108,7 111,8 117,9 113,4
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата - 74,6 110,0 130,7 133,1 112,7 112,8 115,3 113,0 114,5
Валовой региональный продукт (ВРП) - 95,8 107,9 112,6 108,0 108,73 128,5 106,1 - -
ВРП на одного занятого в экономике - 104,2 107,2 112, 108,7 112,4 129,9 105,0 - -
Объем промышленной продукции (работ, услуг) 101,9 95,9 111,0 111,7 110,9 110,4 112,6 113,2 110,3 111,1
Продукция сельского хозяйства - - 111,1 137,7 97,3 100,13 101,8 102,0 102,0 102,3
Ввод в действие общей площади жилых домов 83,9 98,4 96,8 68,6 132,2 138,6 167,6 145,2 119,8 121,7
Г рузооборот транспорта общего использования 97,0 98,6 112,1 108,0 107,5 119,8 106,5 108,3 103,6 107,1
Пассажирооборот транспорта общего пользования 100,1 90,6 123,0 96,1 99,9 104,7 105,7 103,4 93,0 -
Оборот розничной торговли 117,9 93,7 105,7 118,5 123,7 115,8 113,0 116,2 114,0 120,2
Платные услуги населения 103,1 93,0 103,8 112,4 107,0 106,4 109,0 106,7 107,6 109,7
Сальдированный финансовый результат (прибыло минус убыток) деятельности организации - - в 2,8 р. 119,2 111,1 154,9 в 9,5 р. 129,3 36,9 -
Инвестиции в основной капитал 99,1 83,8 92,2 147,1 133,6 129,2 107,7 140,4 104,6 117,5
Внешнеторговый оборот со странами вне СНГ - 150,7 159,0 94,1 118,9 142,9 в 3,6 р. 177,0 64,4 -
Внешнеторговый оборот со странами СНГ - 95,9 165,0 92,9 98,5 127,9 137,4 116,5 99,4 -
В настоящее время Омская область столкнулась с необходимостью качественно изменить имеющиеся негативные тенденции, существенно усилить и укрепить позитивную динамику экономического роста и обеспечить себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI века.
В целом проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя нет по каждому отдельному направлению экономической и промышленной политики крупных преимуществ у Омской области, тем не менее она сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, при этом важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста, которым в комплексе не обладает ни один из других промышленных центров на востоке страны. Взаимосвязанность и дополнительность всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научнообразовательный потенциал и др.) существенно повышают общую конкурентоспособность области и дают ей шанс на возрождение и быстрый рост в новых условиях.
Региональная институциональная политика, обеспечивающая реализацию инновационного прорыва и основных направлений долгосрочного социально-экономического развития области, должна осуществляться на основе сочетания институтов мониторинга социально-экономического развития региона, комплексного прогноза и действий областной администрации и федеральных органов по реализации основных направлений развития, включать механизмы адаптивного реагирования на стратегические вызовы внешней среды.
Сегодня регион обладает во многом не только устаревшим производственным потенциалом, но и относительно квалифицированной рабочей силой, значительными природными богатствами, существенными научно-техническим и духовно-нравственным потенциалами. Конкурентные возможности региона необходимо наилучшим образом использовать и развивать, раскрывая интеллектуальный потенциал и формируя ресурсосберегающий тип предпринимательства.
Литература:
1. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Экономика Омского региона: приоритеты стратегии развития. - Омск, 2006, С. 299.
2. Омский областной статистический ежегодник. Стат. сб. В 2 ч. Ч. I // Омскстат. - Омск. 2008, С. 369.
Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. В 2 ч. Ч. II // Омск, 2008, С. 381.