Дан анализ положения Сибири и Сибирского федерального округа в социально-экономическом пространстве России. На период до 2020 г. даны оценки роста макрорегионов. Проанализированы позиции СФО в системе международных хозяйственных связей. Изложены основные направления развития внешнеэкономической деятельности в округе, призванные усилить роль и место Сибири в международном сотрудничестве.
Ключевые слова: пространственные трансформации экономики, стратегия развития Сибири, Сибирский федеральный округ, международное сотрудничество
Сибирь в едином экономическом пространстве России и системе международных хозяйственных связей
Г. Д. КОВАЛЕВА,
кандидат экономических наук,
С. А. СУСПИЦЫН,
доктор экономических наук,
E-mail: [email protected]
Институт экономики и организации промышленного
производства СО РАН,
Новосибирск,
Т. В. ПСАРЕВА,
кандидат экономических наук,
министр экономики Республики Хакасия,
Н. В. СУШЕНЦЕВА,
администрация Алтайского края
Проблемы и перспективы социально-экономического развития Сибири постоянно находятся в поле зрения научной общественности, бизнеса, федеральных и региональных органов управления. Только за последнее
© ЭКО 2010 г.
ПЕРСПЕКТИВЫ СИБИРИ 107
десятилетие разработано несколько последовательно углубляемых редакций Стратегии Сибири, базирующихся на солидном научном фундаменте1.
При научном обосновании концепции развития восточных регионов страны важно определить позиционирование Сибири в новых экономических и геополитических условиях.
Изменение позиций регионов Сибири в едином экономическом пространстве России
Под воздействием распада СССР, попыток перехода от административно-плановой к рыночной экономике, либерализации внешнеэкономической деятельности, экономического кризиса в России начали развиваться процессы дезинтеграции. Концентрация финансовых и инвестиционных ресурсов привела к усилению региональной дифференциации, снижению статуса и потенциала большей части периферийных территорий. Это относится и к сибирским регионам: их роль в экономическом пространстве России за последние два десятилетия претерпела существенные изменения. Вследствие сжатия внутреннего потребления предприятия Сибири либо переориентировались
1 Суслов В. И., Суспицын С. А. Стратегия развития Сибири: макроэкономическая и территориальная проекции // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 4. - С. 77-92; Кулешов В. В. Стратегические проекты развития важнейших хозяйственных комплексов Сибири // Регион: экономика и социология. - 2006.-№ 1. - С. 94-112; Ковалева Г. Д. Сибирский федеральный округ на мировых сырьевых рынках: упущенные возможности // ЭКО. - 2009. -№ 3; Суспицын С. А. Макроэкономические оценки стратегии развития Сибири // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 4. - С. 3-14; Псарев В. И., Казакевич Е. А., Псарева Т. В. Актуальные вопросы формирования Стратегии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 4. - С. 215227; Сибирь в первые десятилетия XXI века / Отв. ред. В. В.Кулешов. -Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008. - 788 с.; Кулешов В. В., Суслов В. И., Селиверстов В. Е. Стратегические установки долгосрочного развития Сибири // Регион: экономика и социология. -2009. - № 2. - С. 3-22; Суслов В. И. Стратегия экономического развития макрорегиона: подходы к разработке, структура, модели // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 4. - С. 3-31; Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации - М.: Анкил, 2009. - 320 с.
на внешние рынки, либо значительно снизили объемы своего производства, либо прекратили существование. Доминирование внешней (транснациональной) интеграции ослабило внутреннее экономическое взаимодействие регионов Сибири. В общем объеме произведенных и реализованных продукции и услуг на фоне растущих объемов ввоза импортной продукции и продукции из других регионов возросла доля поставок в европейскую часть России и за рубеж.
В наиболее выгодном положении оказались добывающие и энергетические предприятия региона, имеющие доступ к трубопроводному и сетевому транспорту, конкурентоспособные на внешнем рынке металлургические производства с относительно низкой себестоимостью продукции, перерабатывающие предприятия АПК с устойчивым внутренним рынком сбыта и отдельные предприятия, производящие инновационные товары и услуги.
Наименее конкурентоспособными оказались машиностроительные гиганты социалистической индустрии с предметно-замкнутым циклом производства. Помимо обвального сокращения объемов производства именно они дали первую волну безработных. Дефицит высококвалифицированных рабочих мест, ухудшение качества жизни в сибирских регионах повлекли за собой миграцию трудовых ресурсов, естественную убыль населения и, как следствие, сокращение численности проживающих в Сибири.
На изменение роли экономики сибирских регионов в экономическом пространстве России существенное влияние оказали субъективные причины административно-организационного характера. Первая из наиболее значимых — включение большинства крупных добывающих и перерабатывающих предприятий в госкорпорации или вертикально интегрированные коммерческие структуры, у которых центры управления и формирования прибыли размещены по решению учредителей в городах центральной России, а зачастую — в офшорах (Австрия, Испания, Кипр и др). В результате в конце XX — начале XXI вв. состоялось повсеместное разделение центров производства, управления и формирования прибыли,
исказившее роль регионов Сибири в экономическом пространстве страны.
При этом, поскольку при формировании федеральных округов регионы Сибири оказались в двух округах -Уральском и Сибирском, экономико-географическое понятие «Сибирь» оказалось размытым и перестало быть объектом статистического наблюдения. Со временем Сибирь стала ассоциироваться с Сибирским федеральным округом, который включает 12 из 15 сибирских регионов.
«Перекраивание» Сибири, сужение ее до рамок регионов, входящих в СФО, затрудняет прогнозные расчеты и формирование стратегий развития, так как при этом разрывается формировавшийся с 50-60-х годов XX века единый комплекс. Поэтому для целей нашего дальнейшего анализа важно представление Сибири как в целом (т. е. исторически сложившейся за Уралом территории -Западной и Восточной Сибири), так и Сибирского федерального округа (т. е. Сибири без Тюменской области и двух расположенных на ее территории автономных округов). В ряде случаев их тенденции развития в последние годы различались достаточно заметно.
Сибирский федеральный округ занимает 30,1% территории Российской Федерации, на его территории проживает 13,7% населения России. На долю округа приходится 10,7% ВРП. В целом Восточная и Западная Сибирь (регионы Сибирского федерального округа, Тюменская область, автономные округа Севера Западной Сибири, Республика Саха (Якутия) занимают 56,7% территории страны, где проживают 16,8% россиян, доля ВРП — 21,4%. Для европейской части России эти значения соответственно — 25,3%, 79,3 и 74,9%.
Анализ основных экономических показателей свидетельствует, что с 1995 г. округ ежегодно ухудшал свои позиции в едином экономическом пространстве Российской Федерации и к настоящему моменту находится в сложной экономической ситуации.
Удельный вес промышленного производства СФО к итогу по Российской Федерации снизился с 15,8% в 1995 г. до 11,4% в 2008 г.; инвестиций— соответственно,
с 12,6% до 10,6%. Отношение ВРП в расчете на одного занятого в федеральном округе к среднему значению по Российской Федерации в 1995 г. составляло 111%, а в 2007 г. — 81%. Суммарный ВРП регионов округа к итогу по России в 1995 и 2007 гг. оценивался в 15% и 10,8%.
Экономический спад 2008—2009 гг. затронул все регионы РФ. К настоящему времени активная фаза кризиса в Сибирском федеральном округе в основном преодолена, но, как предполагают эксперты, выход из рецессии будет медленным и продолжительным.
По прогнозам ИЭОПП СО РАН, к 2012 г. экономика Российской Федерации выйдет на уровень, близкий по значению основных показателей (в сопоставимых ценах) к 2007 — 2008 гг. Аналогичные оценки по Сибирскому федеральному округу показывают, что экономика сибирских регионов будет восстанавливаться быстрее, чем в целом по России. При этом лидерами выступят регионы Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития: Алтайский край, Омская, Новосибирская и Томская области (табл. 1). Данные регионы обладают достаточно диверсифицированной структурой экономики, не отягощенной первичными переделами и масштабными экспортными обязательствами, сильнее ориентированы на внутренние рынки, более открыты и восприимчивы к мероприятиям антикризисных программ правительства Российской Федерации.
Динамика экономического развития регионов ЮжноСибирского широтного пояса хозяйственного развития во многом будет определяться степенью интеграции их финансовых, производственных и трудовых ресурсов в проекты Сибирской Арктики и Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения. По мнению экспертов, это приведет к сближению уровней развития экономик регионов Сибирского федерального округа.
В то же время очевидно, что прогнозируемый экономический рост в России, а также спрос на многие виды ресурсов со стороны мировой экономики могут спровоцировать развитие сибирской экономики, прежде всего, по узконаправленному энергосырьевому вектору развития. Длительное сохранение такой модели будет консервировать
Таблица 1
Сравнительные оценки восстановительного роста регионов Сибири, % к Российской Федерации (в ценах 2008 г.)
Регион Среднедушевой ВРП Производительность труда Удельные инвестиции Средняя зарплата
Тюменский экономический район
2008 450,8 398,2 495,2 216,9
2011 456,9 403,9 483,4 231,8
Юг Западной Сибири
2008 70,5 75,7 72,3 86,3
2011 71,3 75,6 71,6 85,9
Ангаро-Енисейский экономический район
2008 108,6 113,3 79,8 111,1
2011 109,8 114,6 78,6 111,1
Байкальский экономический район
2008 67,9 75,7 83,9 106
2011 68,7 76,2 83,7 104,5
диспропорции в структуре экономики регионов Сибирского федерального округа.
Чтобы этого избежать, важно сконцентрировать усилия власти всех уровней и бизнеса на таких направлениях, как:
• дальнейшее увеличение инновационной составляющей производственного потенциала сибирских предприятий, формирование научно-производственных структур нового технологического уклада, способных революционизировать смежные отрасли (нано- биотехнологии, информационно-коммуникационные, энергосберегательные);
• интенсификация межрегиональной кооперации и сотрудничества между предприятиями как регионов Сибири, так и других субъектов Федерации;
• развитие производств по глубокой переработке сырья, основанной на ускоренном инновационном развитии «верхних этажей» ТЭК;
• сокращение доли транспортной составляющей в структуре затрат на производство товаров и услуг за счет развития производств с высокой добавленной стоимостью;
• кардинальное улучшение транспортной доступности большинства регионов Сибири вследствие изменения конфигурации
и строительства новой транспортной и логистической сети макрорегиона (создание новых транспортных коридоров, новых железнодорожных и автодорожных магистралей, промышленная эксплуатация Северного морского пути, возрождение малой авиации и т.д.).
Трансформация экономики Сибирского федерального округа в 2010—2020 гг. в районах Северо-Сибирского и Южно-Сибирского широтных поясов создаст устойчивые предпосылки для возникновения мощного инновационного и ресурсного плацдарма, способного реализовать на рубеже второго и третьего десятилетий XXI в. двуединую задачу. Во-первых, придать качественно новое ускорение развитию экономики Сибирского федерального округа, что обеспечит дополнительный финансовый ресурс, необходимый для перехода страны на инновационный путь развития. Во-вторых, сформировать новый крупный центр концентрации экономической активности России, который, располагаясь в географическом центре страны, сможет уменьшить пространственный разрыв между концентрацией основных элементов ее производительных сил в европейской части и потенциальными рынками товаров и услуг в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
В региональном разрезе о возможном росте экономики Сибири с 2010 по 2020 гг. можно судить по данным табл. 2.
Таблица 2
Динамика экономического развития регионов Сибири, 2020 г. к 2007 г., разы
Показатель СФО Юг Западной Сибири Ангаро-Енисейский Байкальский Тюменский Сибирь
ВРП 1,65 1,71 1,56 1,58 1,45 1,54
Инвестиции в основной капитал 2,47 2,58 2,42 2,29 2,05 2,25
Производство товаров и услуг 1,54 1,59 1,46 1,48 1,33 1,45
В том числе производство услуг 1,77 1,84 1,73 1,65 1,62 1,71
Строительство 2,04 2,11 2,00 1,87 1,85 1,94
Показатель СФО Юг Западной Сибири Ангаро-Енисейский Байкальский Тюменский Сибирь
Сельское хозяйство 1,23 1,27 1,17 1,12 1,18 1,22
Промышленность В том числе: 1,34 1,38 1,30 1,25 1,13 1,23
- добыча полезных ископаемых 1,33 1,32 1,35 1,29 1,09 1,13
- обрабатывающие производства 1,34 1,39 1,30 1,24 1,30 1,33
Сибирский федеральный округ в системе международных хозяйственный связей
В предкризисный период внешняя торговля Сибирского федерального округа увеличивала масштабы: расширялась номенклатура товаров, формировалось основное ядро ее участников. Продукция сибирских регионов была широко представлена во всех секторах и товарных сегментах мирового рынка. Экспорт нефти, нефтепродуктов, угля и металлов осуществлялся преимущественно в страны ЕС, АТЭС и СНГ. Продукция машиностроения шла в страны СНГ и АТЭС. Круглый лес экспортировался в восточные страны, целлюлозно-бумажные изделия — на рынки всех континентов. Региональный импорт был ориентирован, в основном, на решение производственных и инвестиционных задач и в меньшей степени — на внутреннее бытовое потребление.
В 2007 г. экспорт из регионов округа, по данным ИЭОПП СО РАН, оценивался в 43 млрд дол. Аналогичные оценки импорта в расчетный год позволили определить нижний предел регионального импортопотребления2 — 16,5 млрд дол. (включая импортное продовольствие и товары народного потребления, ввезенные на территорию
2 Максимальная оценка импорта с учетом оборудования в СФО достигала 24 млрд дол.
субъектов Сибирского федерального округа по каналам внутреннего межрегионального ввоза).
Суммарный товарооборот, по уточненным данным, достигал 59,5 млрд дол., внешнеторговое сальдо приблизилось к 26,5 млрд дол., отношение экспорта к импорту 2,6:1. Внешнеторговый оборот Сибирского федерального округа в 2007 г. составлял около 50% ВРП, уточненная экспортная квота (доля экспорта в ВРП) — 36%. При значительной роли внешней торговли товарная структура экспорта оставалась традиционной: сырьё и продукты низкого передела. В экспорте на продукцию топливно-энергетического сектора приходилось свыше 50%, около 35% — на цветную металлургию, менее 7% — на древесину и целлюлозно-бумажные изделия и менее 2,5% на машины, оборудование и транспортные средства.
Для Сибирского федерального округа характерны большая, чем в целом по России, ориентированность экспорта на рынки стран АТР и СНГ; более низкая импортоо-беспеченность на душу населения по сравнению с Российской Федерацией, и, тем более с центральными регионами Европейской России. При стабильном росте объемов экспорта и импорта столь же стабильно отставание округа по темпам роста внешней торговли от аналогичных средних показателей по РФ в целом.
Позиции предприятий Сибирского федерального округа на внешних рынках товаров и услуг определяются двумя группами факторов, которые будут сказываться с 2010 по 2020 гг.
Первая группа:
✓ высокий износ производственных фондов и устаревшая материально-техническая база экспортоориенти-рованных производств;
✓ отсутствие эффективной поддержки экспорта машиностроительных предприятий, сохранение барьеров для производственного и инвестиционного импорта;
✓ комплекс транспортных и логистических проблем;
✓ недостаточное использование потенциала малого и среднего бизнеса;
✓ недоступность долгосрочных банковских кредитов для большинства экспортеров и импортеров, отсутствие эффективной системы гарантий, неразвитость страхования внешнеэкономических операций;
✓ низкая степень переработки, особенно продукции ТЭК и цветной металлургии, заниженные (относительно мировых) среднеконтрактные цены на эти продукты на рынках ЕС (сверхприбыли от конечной реализации по высоким мировым ценам экспортных сырьевых товаров мало влияют на условия проживания населения в регионах, на территории которых добывается невозобновляе-мое высоколиквидное сырье);
✓ отсутствие федерального закона и сопутствующих нормативных правовых актов, регламентирующих приграничное сотрудничество;
✓ отсутствие единой системы информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности;
✓ неразвитость взаимных расчетов;
✓ недостаточность инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, особенно на границе и приграничных территориях;
✓ плохой статистический учет объемов региональной внешнеэкономической деятельности, особенно приграничной торговли;
✓ сложная регламентация приграничной торговли (правила, механизм движения через границу, условия пересечения границы, возможности для деятельности на приграничной территории), затрудняющая посещение, торговлю, организацию бизнеса российских граждан в производственной сфере и в сфере услуг;
✓ перераспределение экономического эффекта от региональной внешней торговли (как экспорта, так и импорта) не в пользу сибирских регионов-экспортеров и их бюджетов за счет избыточной концентрации посреднических, деловых и финансовых услуг, в первую очередь, аффилированных в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области;
✓ слабое взаимодействие региональных властей и российских корпораций — крупнейших экспортеров сибирских ресурсов;
✓ неотработанность приема иностранной рабочей силы.
Поскольку первая группа факторов носит исключительно внутрироссийский характер, преодоление их отрицательного воздействия возможно в рамках задач, сформулированных в «Концепции социально-экономического развития России до 2020 года» и «Стратегии Сибири 2020» при условии существенной корректировки внешнеэкономической деятельности по всем направлениям.
Вторая группа факторов носит глобальный характер: мировой финансово-экономический кризис и его разнонаправленное воздействие на внешнеэкономическую деятельность;
4 вступление мирового сообщества в новый технологический уклад, ориентированный на инновационный путь развития во всех сферах, а, следовательно, на выпуск и экспорт-импорт товаров и услуг нового поколения, с новыми потребительскими свойствами;
4 возросшая волатильность рынков сырьевой экспортной специализации;
4 переход значительной части услуг в сферах перевозок, туризма, образования, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды в важный сегмент внешнеэкономической деятельности;
4 изменение характера глобализации экономики, ориентация на многополярный мир, перемещение центра экономического развития в страны АТР, Центральную Азию и Индию.
Развитие внешнеэкономической деятельности в Сибирском федеральном округе
Во втором десятилетии XXI века вся система внешнеэкономической деятельности Российской Федерации должна стать эффективным инструментом модернизации и радикальной структурной перестройки национального
хозяйства. Без этого дальнейшая успешная интеграция отечественного рыночного хозяйства в мировую экономику невозможна.
Геополитическому и экономическому значению регионов Сибирского федерального округа будет соответствовать новая географическая и организационная структура внешнеэкономической деятельности сибирских регионов, способная, по расчетам к Стратегии развития Сибири, обеспечить к 2021 г. увеличение:
• экспорта - в 2,4-2,6 раза, в том числе машиностроительной продукции - в 4,1-4,5 раза;
• импорта - в 3,6-3,8 раза, в том числе товаров народного потребления и продуктов питания - не более чем в 1,2-1,3 раза;
• товарооборота - в 2,7-3 раза;
• положительного сальдо - в 1,6-1,8 раза.
К концу второго десятилетия XXI в. Сибирский федеральный округ в системе международных хозяйственных связей, по расчетам, будет характеризоваться следующими показателями (табл. 3).
По расчетам, доля экспорта в ВРП Сибирского федерального округа до конца рассматриваемого периода
Таблица 3
Основные индикаторы внешнеэкономической деятельности регионов Сибирского федерального округа в 2007—2020 гг., млрд дол. (в ценах 2007 г.*)
2007 2010 2012 2015 2020
Экспорт 43 30 43-45 65-68 105-110
Импорт 16,5 8 16-17 24-27 60-63
Товарооборот 59,5 38 59-62 89-95 165-173
Сальдо 26,5 22 27-28 41 45-47
Экспорт/Импорт 2,6 3 2,7-2,6 2,7-2,5 1,7
Примечание. *Даны предварительные оценки, требующие доработки. За основу взят 2007 г., так как данные по 2008 г. отражают динамику мировых цен этого года, которая вряд ли повторится в прогнозном периоде. Это касается товаров ТЭК, металлов, большинства импортных товаров.
за счет приоритетного расширения внутреннего рынка и общего экономического роста сибирской экономики снизится до 30—32%.
К 2021 г. экспорт услуг достигнет в общем объеме экспорта 13—15% и выйдет на объемы в 15—17,5 млрд дол. Из них транспортные услуги — 40—45%, услуги образования и медицины — по 8—10%, туризма и рекреации — 25— 30%, науки и технологии — 16—20%. Каждый четвертый рубль из общего экспорта услуг в 2020 г. будет приходиться на малый и средний бизнес.
Накопленные иностранные инвестиции в Сибирском федеральном округе к 2020 г. превысят 150 млрд дол. Из них 35% пойдут в строительство дорог и дорожной инфраструктуры, 30% — в промышленность и 10% — в развитие приграничных территорий, остальные — в сферу услуг.
На наш взгляд, приоритетами внешнеэкономической деятельности регионов Сибирского федерального округа в 2010—2020 гг. могут стать:
• ориентация на производство товаров и услуг для стран АТР (прежде всего, США, Китая, Кореи, Монголии) и стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана);
• экспорт продукции деревообработки, сортамента четвертого передела металлургии (в том числе цветной), композитов, керамики, изделий электроники, авиакосмической, дорожно-строительной техники и оборудования, вертолетов, сельхозмашин, горношахтного и энергетического оборудования, спецтехники, потребительских товаров, растительных масел, продукции зернопереработки;
• экспорт услуг транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды, туризма, спорта;
• импорт передовых технологий и оборудования, способствующих экономическому подъему предприятий обрабатывающей промышленности и их переходу на пятый технологический уклад;
• формирование межрегиональных институтов внешней торговли и единой сети маркетинга продукции
сибирских предприятий на базе объединения департаментов внешнеэкономической деятельности, представительств субъектов Федерации округа за рубежом.
Достижение этих целей предполагает более четкую координацию и комплексную поддержку государством экспорта и инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на внутренний рынок, а также объединение усилий федеральных, региональных органов государственной власти и бизнеса.
Главные направления координации
• Первое направление — разработка системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время Министерством экономического развития России разрабатывается Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. После ее утверждения правительством РФ будут приняты закон «О таможенном тарифе», постановления правительства РФ по изменению таможенных пошлин, внешнеэкономические разделы стратегий и долгосрочных программ развития отдельных субъектов Федерации, отраслей и корпораций, которые станут основными документами, регулирующими работу субъектов внешнеэкономической деятельности в данном направлении.
Доработка федерального, регионального законодательства в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. должна быть направлена на:
✓ защиту экономических интересов региональных российских товаропроизводителей и российской экономики в целом;
✓ соблюдение соответствия российского законодательства, нормативно-правовых актов субъектов Федерации Сибирского федерального округа международным требованиям и основным положениям ВТО;
✓ регулярную корректировку таможенных пошлин в целях стимулирования предприятий, реализующих
программы модернизации и технического перевооружения в рамках перехода производства на пятый технологический уклад (нано- и биотехнологии, атомно-молеку-лярная и сенсорная электроника, сверхпроводимость, информационные и коммуникационные технологии на больших интегральных схемах);
✓ введение (при необходимости) государственного регулирования экспортно-импортных операций по отдельным видам товаров, работ и услуг;
✓ усиление борьбы с нарушениями таможенного законодательства, незаконным перемещением товаров и оказанием услуг, упрощением таможенно-банковского валютного контроля за полным и своевременным взиманием таможенных пошлин, налогов и сборов.
• Второе направление - защита рынка товаров и услуг регионов Сибирского федерального округа. Назрело принятие нормативно-правовых актов, которые предотвращают неблагоприятное воздействие недобросовестной иностранной конкуренции на отечественных производителей товаров и услуг, позволяют применять комплекс антидемпинговых и компенсационных пошлин, систему квотирования и лицензирования. Нужны также центр оперативного мониторинга, анализа и координации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Сибирского федерального округа и в целом институциональные условия для приграничного сотрудничества и реализации приграничного потенциала.
• Третье направление - стимулирование промышленного экспорта, включая его организационно-техническую и экономическую поддержку. В числе первоочередных задач федеральных и региональных органов государственной власти в течение 2010-2020 гг. можно выделить:
- обеспечение эффективной системы государственных (федеральных и региональных) гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы для пополнения основных и оборотных средств предприятий и организаций, осуществляющих экспорт продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью;
— содействие страхованию экспортных контрактов с целью облегчения выхода российских экспортеров наукоемкой продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью на мировые рынки;
— формирование финансовых и организационных основ государственных услуг по продвижению отечественной продукции на внешние рынки, включая бюджетное и налоговое стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
— оказание поддержки российским организациям в сооружении промышленных объектов в странах ближнего и дальнего зарубежья.
• Четвертое направление — развитие приграничной торговли. Опыт других стран показывает, что именно приграничные территории становятся эпицентрами экономического роста.
Сибирский федеральный округ имеет протяженную государственную границу: с Казахстаном — 2698 км, с Монголией — 3485, Китаем — 1586 км. Опережающие развитие соседних приграничных районов (Китая, Казахстана, а в последнее время и Монголии) как по уровню жизни, так и в части обустройства инфраструктурных объектов, связанных с приграничной торговлей, свидетельствует о важности интенсификации приграничного сотрудничества.
К 2009 г. на семь приграничных регионов округа приходилось 50% населения, 30% — территории округа и всего 34% ВРП (2006 г.). Они значительно отстают от средних по стране показателей и розничной (внутрирегиональной), и внешней торговли. Доходы муниципальных образований этих регионов в большинстве случаев снижаются по мере продвижения от административных центров к границам. Как и социальные индикаторы: обеспеченность жильем, школами, дорогами, медицинскими, культурными и образовательными услугами. В связи с этим приоритеты для федеральных, региональных органов государственной власти и бизнеса в 2010—2020 гг. — повышение уровня жизни населения приграничных
территорий, обустройство пунктов пропуска и создание приграничной инфраструктуры за счет развития приграничного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.
Первая задача отчасти может выполняться в рамках общих текущих мероприятий регионов по повышению качества жизни и формированию комфортной среды ведения бизнеса в Сибири. На решение второй задачи направлены: «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы», «Программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 годы» и пролонгированная «Программа развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 годы».
Очень важно заключать между регионами Сибирского федерального округа и сопредельными административно-территориальными образованиями Китая, Монголии, Казахстана конкретные соглашения, предусматривающие расширение экономического и научно-технического сотрудничества; совместную реализацию крупных инвестиционных проектов по освоению и переработке ресурсов, развитие кооперации, использование рабочей силы, подготовку кадров, совместное финансирование объединенных научных исследований и внедрения научных разработок.
• Пятое направление - развитие транзитного потенциала регионов Сибирского федерального округа. На его территории в первой четверти XXI в. будет концентрироваться новое транспортное строительство. В соответствии с расчетами к Стратегии развития Сибири в 2010-2020 гг. следует провести технико-экономическое обоснование и определить конкретные сроки проектных и строительных работ для первоочередных транспортных проектов.
Первый проект - превращение Транссибирской железнодорожной магистрали в международный транспортный коридор «Транссиб-ТБ» (скоростной, с транзитным
потенциалом международных контейнерных перевозок по линии «Европа — Азия») после ее модернизации и реконструкции, сопровождаемых созданием логистических центров международного класса. В совокупности с автомобильными магистралями и воздушными коридорами железная дорога составит единый южный международный транспортный коридор, подготовит Транссиб к соединению с железными дорогами Корейского полуострова и в дальнейшем позволит обеспечить прохождение части контейнерного потока без дополнительных перевалок в морских портах.
Данный проект существенно ускорит процесс перемещения грузов и обеспечит конкурентоспособность Транссибирской железнодорожной магистрали на рынке международных перевозок. Скорость доставки грузов от Владивостока до Бреста будет не более 10 суток, а провозная способность — 120—130 млн т в год.
Второй проект — строительство Северо-Российской Евразийской железнодорожной магистрали — не только создаст инфраструктурные предпосылки освоения богатых природных ресурсов северных территорий европейской и азиатской частей страны (что позволит повысить транспортную и сырьевую безопасность), но и разгрузит Транссибирскую магистраль для экспортных перевозок. Северо-Российская Евразийская магистраль будет включать действующую Байкало-Амурскую магистраль, намеченную к строительству Северо-Сибирскую магистраль и проектируемую железную дорогу «Баренцкомур» — от порта Ванино до Индиги. Первоочередной участок — Се-веро-Сибирская магистраль от Усть-Илимска до Ивделя. Строительство может быть ускорено одновременным его началом сразу из нескольких промежуточных пунктов (Нижневартовск, Белый Яр, Лесосибирск, Богучаны, Усть-Илимск).
Третий проект — развитие Арктического транспортного коридора на базе Северного морского пути (СМП) (как части международной межокеанической магистрали «Северо-Восточный проход»). Целесообразны
восстановление и модернизация ранее действовавших ключевых портов: Диксона, Хатанги, Тикси, Певека, а также создание новых - Индига, Харасавей, модернизация и укрепление ледокольного флота.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. предусматривает к концу второго десятилетия XXI в. ежегодный объем перевозок в объеме не менее 8-10 млн т, из них не менее 35-40% - экспортные товары.
Оптимальные этапы реализации СМП: 2010-2015 гг. -западный участок, 2016-2020 гг. - восточный участок СМП. Задержка с развитием СМП и созданием его береговой инфраструктуры повлечет не только экономические потери, но и утрату контроля над огромной частью российских арктических пространств (что просто не поддается количественной оценке).
Четвертый проект - формирование и развитие транспортной системы «Енисей - Северный морской путь»: Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка, Диксон. Для организации новых выходов продукции континентальных районов Сибири через СМП на мировые рынки следовало бы восстановить интенсивность движения по Енисею (до 3 млн т генеральных грузов) с последующей перевалкой на морские суда.
Пятый проект - организация кроссполярного воздушного моста «Северная Америка - Северный полюс -Азия». В границах территории Сибирского федерального округа целесообразно реализовать две трассы. «Точки» первой: Диксон - Норильск - Туруханск - Енисейск -Кемерово - Новокузнецк. Второй - Хатанга - Тура - Кеж-ма - Братск - Иркутск - Улан-Удэ. На территории Сибири потребуются запасные аэродромы (Хатанга, Игарка, Енисейск), а также аэродромы международного уровня для возможной дозагрузки и дозаправки (Красноярск, Омск, Новосибирск, Братск, Иркутск, Улан-Удэ). К 2020 г. интенсивность полетов по кроссполярному воздушному мосту может достичь 2,5-3 тыс. единиц в год.
Шестой проект — формирование третьей широтной транспортной магистрали — «Полярной». Первоочередной ее участок — Норильск — Игарка — Уренгой — Салехард с дальнейшим переходом на левый берег Оби в Лабыт-нанги. По завершении проекта сибирские предприятия цветной металлургии и лесопереработки получат прямой железнодорожный выход к центрам международного спроса на свою продукцию.
Седьмой проект — создание на базе сибирских отделений ОАО «РЖД» эффективной логистической системы. На начальном этапе необходимы действующие объекты логистической инфраструктуры в следующих сибирских городах: Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Забайкальск, способные своевременно и без задержек обработать грузы не только для внутренних потребностей экономики России, но и экспортные и импортные грузы в сроки и с качеством, соответствующим международным стандартам.
Сеть широтных транспортных железнодорожных магистралей дополнится системой реконструированных и вновь построенных меридиональных железнодорожных путей (Нарын — Лугокан, Карымская — Забайкальск, Улан-Удэ — Наушки («Южный ход»), Кызыл — Кураги-но), а также широтных и меридиональных автомагистралей. В первую очередь, должна быть закончена реконструкция сибирского фрагмента автодороги Москва — Хабаровск — Владивосток, Чуйского тракта, автомобильной дороги Чита — Забайкальск, Култук — Монды, Улан-Удэ («Байкал») — Кяхта и др.
Названные широтные и меридиональные железнодорожные и автомобильные магистрали сформируют в перспективе опорную транспортную сеть страны в Сибирском федеральном округе, которая вместе с системой меридиональных речных магистралей (Обь-Иртышской, Лено-Якутской и Енисей — СМП (река — море)) смогут обеспечить конкурентоспособность сибирских предприятий на рынках стран АТР на первую половину XXI в.