Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество СФО и суар: пора проявить волю?'

Приграничное сотрудничество СФО и суар: пора проявить волю? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FRONTIER COOPERATION / СИБИРЬ / SIBERIA / СИНЬЦЗЯН / XINJIANG / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INSTITUTIONAL MAINTENANCE / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / LINES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалева Г.Д.

Россия не реализует свой потенциал в приграничном сотрудничестве с Западным Китаем, упуская выгоду и игнорируя экономические и социальные интересы своих приграничных территорий в Западной Сибири. При полном осознании и научном обосновании перспектив и направлений несостоявшегося, но объективно необходимого сотрудничества в качестве основного его препятствия признана неэффективная и разорительная система управления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia has not yet fulfilled its potential of its frontier cooperation with Western China missing potential profits and ignoring the economic and social interests of the frontier areas of the Western Siberia. Being completely aware of a scientifically reasonable necessity of such cooperation which is failed to take place, the ineffective and wasteful governance in Russia is recognized as a basic obstacle to establishing this cooperation.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество СФО и суар: пора проявить волю?»

ЭКО. - 2012. - №7

КОВАЛЕВА Г.Д.

Россия не реализует свой потенциал в приграничном сотрудничестве с Западным Китаем, упуская выгоду и игнорируя экономические и социальные интересы своих приграничных территорий в Западной Сибири. При полном осознании и научном обосновании перспектив и направлений несостоявшегося, но объективно необходимого сотрудничества в качестве основного его препятствия признана неэффективная и разорительная система управления в России.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, Сибирь, Синьцзян, экономический потенциал, институциональное обеспечение, экспорт, импорт, направления развития

Приграничное

сотрудничество СФО и СУАР: пора проявить волю?

Г.Д. КОВАЛЕВА, кандидат экономических наук, зав. сектором внешнеэкономических связей Сибири, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Исторически сложилось, что при обсуждении темы приграничного сотрудничества России и Китая на первый план выходит взаимодействие восточных районов. Из поля зрения политиков выпадает тот факт, что на юге Западной Сибири также есть общая граница с Китаем, которая всего 20 лет назад измерялась в тысячах километров. Значительное уменьшение протяженности границы (осталось всего 54 км в горах Алтая) - это важная, но не основная причина невнимания обеих стран к взаимодействию на западном направлении. Китай опасается сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Россия же не проявляла интереса из-за низкого экономического уровня развития самой удаленной от центра западной территории Китая, ее бедности, слабой заселенности, неприспособленности почв для ведения сельского хозяйства, отсталых способов хозяйствования. Сказалась также традиционная западная ориентация российского руководства. Но ситуация изменилась.

Что же сейчас происходит в непосредственной близости на южной границе Сибири с Западным Китаем?

Новое качество развития СУАР

Современный Синьцзян-Уйгурский автономный район -огромная по площади территория (1,66 млн км2), численность населения - чуть более 20 млн человек при относительно низкой заселенности - 12,6 чел/км2 (2007 г.). СУАР занимает всю западную часть Китая и имеет внешнюю границу общей протяженностью 5600 км с Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Индией и Пакистаном.

Синьцзян - один из пяти национальных автономных районов Китая, основной массе населения которого свойственна высокая толерантность. На территории района проживает 47 национальностей, самые многочисленные - уйгуры, китайцы и казахи. Русских в современном СУАР насчитывается около 11 тыс. человек, из них около 9 тыс. потомков нескольких волн эмиграции проживает в г. Инине и около 2 тыс. -в административном центре г. Урумчи. Многонациональная структура населения обеспечивает языковую основу для расширения внешних контактов с соседними странами.

За последние 20 лет экономика СУАР приобрела совершенно новое качество, коренным образом изменились условия жизни населения. При государственной поддержке район высокими темпами и с наивысшим эффектом реализует свой природный, географический и внешнеэкономический потенциал.

Анализируя динамику развития Синьцзяна, можно проследить, как в процессе вертикально-соподчиненного управления согласуются интересы страны и отдельной территории. Стратегические и среднесрочные планы Китая по развитию западной автономии подкрепляются крупными централизованными капиталовложениями в инфраструктурные и промышленные проекты, прямыми инвестициями в социальную сферу с неукоснительным соблюдением сроков их освоения. Поддерживая высокий темп развития СУАР, государство использует апробированный в восточных провинциях опыт организации эффективного бизнеса, создания условий для привлечения инвестиций, делает ставку на внешнеэкономические связи и провозглашает открытость региона в качестве основы развития. СУАР рассматривается руководством страны как платформа позиционирования Китая в Центральной Азии.

Современный СУАР - это высочайший темп экономического развития и планомерное повышение уровня и качества жизни: интенсивное освоение природных ресурсов, создание транспортных коммуникаций, строительство практически заново городов и поселков, аэропортов, гостиниц, выставочных центров, развитие логистики, энергообеспечения, организация современных зон экономического развития, создание новых отраслей на основе внедрения современных технологий. Это созидание в самом высоком смысле слова, основанное на разумном управлении и высокой ответственности власти и бизнеса. По мере выполнения поставленных задач происходит смена выверенных приоритетов развития: интенсивное преобразование в промышленно-развитый район дополняется быстро развивающейся системой образования, становлением научной отрасли, привлечением и разработкой новых технологий.

Нефтегазовая отрасль. Это - первое направление экономического развития СУАР. Интенсификация нефтегазовой отрасли на территории района охватывает одновременно разведку, освоение, добычу, создание транспортной сети для реализации собственной продукции и транзита экспортных потоков.

Объемы нефтеперерабатывающих мощностей Китайской национальной нефтегазовой корпорации в Синьцзяне уже превысили 22 млн т. В 2011г. управление нефтепромыслов «Шэнли» при китайской нефтехимической корпорации «Си-нопек» открыло в СУАР новое нефтяное месторождение «Чуньфэн», запасы которого оцениваются в 33,59 млн т, а разведанные залежи нефти - 10,38 млн т. Одновременно с масштабным финансированием нефте- и газоразведки и освоением новых месторождений создаются новые нефтеперерабатывающие мощности.

Только на ближайшие годы запланировано создание и уже начато сооружение четырех современных нефтехимических перерабатывающих производств: в Душаньцзы, Урумчи, Карамай и Кучэ. Ранее сооруженный в Душаньцзы всего за 4 года комбинат с объемом нефтепереработки 16 млн т был сдан в эксплуатацию в 2009 г. Новый нефтеперерабатывающий проект на 10 млн т и этиленовый проект на 1 млн т в Душань-цзы реализуется в соответствии с государственной программой по развитию Западного Китая и является крупнейшим

в стране интеграционным нефтехимическим проектом. После пуска новых перерабатывающих мощностей НПЗ Душань-цзы станет одним из крупнейших в Китае. Комбинат работает на нефти, импортируемой по новому нефтепроводу из Казахстана.

На базе традиционного нефтепромысла в г. Карамай расширяются нефтеперерабатывающие мощности, за два года запланировано поднять объем переработки с 5 до 10 млн т.

В июле 2011 г. завершилось строительство и началась пробная эксплуатация в Урумчи комплекса Урумчийской нефтехимической компании по переработке ароматического углеводорода мощностью 1 млн т с последующим поэтапным увеличением объемов переработки до 6 млн т, а затем - до 10 млн т. В уезде Кучэ действующие нефтеперерабатывающие мощности на 2,2 млн т расширяются до 5,7 млн т.

Система трубопроводного транспорта СУАР включает построенные за рекордно короткие сроки и недавно пущенные в эксплуатацию нефтепровод «Казахстан - Китай» и газопровод «Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай».

Не менее интенсивно развиваются газоразведка, газодобыча, переработка газа, а также транзит собственного и экспортного газа на восток страны. По итогам 2011 г. по первой линии газопровода «Запад - Восток» прокачано 36 млрд м3 природного газа, в основном с Таримских нефтепромыслов Синьцзяна.

Вторая линия газопровода «Запад - Восток» включена в газотранспортную систему центральноазиатских стран, она начинается в Синьцзяне и доходит до восточного побережья (г. Шанхай, Гуанчжоу и др). Её пропускная мощность -30 млрд м3 газа ежегодно.

Реализация всех строящихся объектов и их запуск на полную мощность на собственном сырье и части сырой нефти, поступающей по китайско-казахскому нефтепроводу, позволят Синьцзяну уже в этом десятилетии стать крупнейшей в Китае базой по нефтегазовой переработке.

Транспортная инфраструктура. На 12-ю пятилетку (20112015 гг.) запланировано создание сети современных дорог согласно грандиозной программе развития дорожной сети Китая. По всей стране, по данным Министерства железных

дорог КНР, предполагается построить свыше 50 тыс. км скоростных железных дорог, которыми будут соединены почти все города с численностью населения в 500 тыс. чел. и более и будет охвачено свыше 90% населения страны.

В 2011 г. на развитие железнодорожного транспорта было инвестировано около 1,8 млрд долл. Построена ветка в северо-западном направлении, соединившая Урумчи и Алтайский округ, закончена стыковка железных дорог на крупном автомобильном пограничном переходе Хоргос на китайско-казахстанской границе, открыто движение по целому ряду новых линий. По данным Управления железных дорог Синь-цзян-Уйгурского автономного района, к началу 2012 г. общая протяженность действующих железнодорожных линий в СУАР увеличилась до 4479 км с 2819 км в 2008 г. В результате за 2011г. объем пассажироперевозок по железной дороге составил рекордную цифру - 40 млн человек, объем грузов, вывезенных по железным дорогам из СУАР, вырос на 7% против 2010 г. По плану к 2015 г. протяженность действующих железных дорог в СУАР должна достигнуть 8200 км.

Столь же стремительно развивается сеть автомобильных дорог. Начало было положено в далеком 1939 г., когда СССР по просьбе Китая построил автомобильную дорогу протяженностью около 3 тыс. км по направлению Шелкового пути, связав Турксиб (ст. Сары-Озек) через КПП Хоргос на западе и г. Ланьчжоу на востоке.

В 2004 г. была открыта первая транскитайская скоростная автомагистраль, которая берет начало в порту Желтого моря г. Ляньюньган и завершается в КПП Хоргос1, что позволило сократить время проезда автомобильного транспорта через всю страну от побережья на востоке до границы на западе в 7 раз: до 50 ч с 15 суток при скорости движения 120 км/ч.

В СУАР протяженность дорог с твердым покрытием в 2005 г. составляла 80,9 тыс. км, к 2020 г. она должна превысить 150 тыс. км. Сооружаются современные трассы, создается вся придорожная инфраструктура, обеспечивается

1 Ковалёва Г.Д. Направления трансграничного сотрудничества Сибири и Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая // Форум научно-технических обменов и сотрудничества ЭКСПО «Китай-Евразия». 1 сент. 2011 г.: сб. статей. - КНР. Урумчи, 2011. - С. 47-57.

максимум безопасности и комфорта движения. Так, при строительстве автобана через вторую по величине в мире пустыню Такла-Макан с движущимися песками осуществлено озеленение уникальной дороги на протяжении 436 км, под каждое дерево был подведен водопровод, подающий воду из подземных источников. На это было выделено 26,5 млн долл. На строительство только сети приграничных автодорог было направлено 300 млн долл. для увеличения пропускной способности КПП на границе (на территории Синьцзяна расположены 17 КПП первой категории и 12 - второй). Создавая дорожную инфраструктуру, Китай ориентируется на индустриально-экономическое развитие с большим заделом на будущее. В течение 12-й пятилетки в Синьцзяне количество аэропортов достигнет 30, международных и внутренних авиамаршрутов - 155.

Правительство Синьцзяна реализует системный подход в развитии территории. Все отрасли хозяйства должны обеспечивать внутренние потребности и осваивать внешний рынок. Наиболее показательным представляется туризм, которому за все 20 лет подъема экономики СУАР уделялось значительное внимание; для отдельных районов он провозглашен в качестве приоритетной основы экономического развития.

Туризм. Планируется превратить туризм Синьцзяна в ведущую отрасль, повысив к 2015 г. число отечественных туристов до 80 млн чел. и зарубежных - до 2 млн чел.

Инфраструктура для этого создается во всех туристических центрах СУАР, включая строительство автомобильных и канатных дорог к туристическим объектам, сооружение жилых туристических комплексов с выполнением всех экологических требований и бережным отношением к природе. Так, в Алтайском округе СУАР, где проживает немногим более 500 тыс. жителей, построены сотни километров автомобильных горных дорог по территории природного заповедника к озеру Канас, расположенному в 70 км от российской границы, возведено несколько жилых туристических комплексов, удаленных на 20-30 км от озера - в таком радиусе вокруг уникального озера может быть использован только специальный транспорт для перевозки туристов, удовлетворяющий всем экологическим требованиям.

Ежегодно из восточного Китая в Алтайский округ СУАР прилетает свыше 1 млн чел. С целью расширения масштабов и повышения удобств для обслуживания туристического проекта «Канас» за короткий срок в ближайших предгорьях построен аэропорт с полосой, пригодной для приема самолетов «Боинг-714». С китайской стороны автомобильная дорога подошла почти вплотную к российской границе. Власти СУАР много лет поднимают вопрос о строительстве прямой дороги через перевал Канас в Республику Алтай, что позволило бы значительно продлить туристический маршрут, повысить его привлекательность и открыть китайский Алтай для россиян, а российский - для китайцев. Но мы сверхосторожны и на всякий случай ничего не делаем. А тем временем углубляется пропасть в условиях и качестве жизни по обе стороны границы.

За последние 10 лет примыкающая к российской границе территория Алтайского округа СУАР изменилась настолько, что трудно поверить в реальность увиденного. Построены современные автомобильные дороги, новые электролинии, газокомпрессорные станции для газопровода, который пройдет из Казахстана через КПП Зимунай, проведен канал для подачи воды с гор в долины, введены в оборот новые сельскохозяйственные угодья, выросли лесополосы, отстроены современные города, возводятся многофункциональные современные торговые комплексы и объекты культуры.

Свободные экономические зоны. Число экономических зон различного статуса на территории СУАР продолжает увеличиваться. В настоящее время с санкции Госсовета КНР на крупнейшем в Китае сухопутном КПП Алашанькоу на границе с Казахстаном (ст. Дружба) начаты работы по созданию первой в СУАР и 16-й в Китае комплексной беспошлинной зоны.

Общая проектная площадь составит 5,6 км2, инвестиции оцениваются в 123 млн долл. В 2012 г. запланировано завершение строительства и сдача в эксплуатацию первой очереди объекта площадью 2,96 км2.

КПП Алашанькоу является единственным в стране государственным контрольно-пропускным пунктом первой категории, обслуживающим железно- и автодорожные грузо-и пассажироперевозки, а также пропуск импортируемой

нефти по трубопроводу. В 2011 г. грузооборот через КПП Ала-шанькоу превысил 25 млн т, объем внешнеторгового оборота - почти 12 млрд долл., поступления от таможенных взносов - свыше 1,7 млрд долл. Создание комплексной беспошлинной зоны в районе КПП Алашанькоу открывает новые возможности для внедрения современных технологий внешней торговли и повышает конкурентоспособность Синьцзяна.

В 2009 г. приступили к разработке концепции создания зон экономического освоения в КПП Хоргосе (граница с Казахстаном) и КПП Кашгаре (юго-западный участок границы). На период с 2011 по 2015 гг. им выделяются субсидии из центрального бюджета, на их территориях предусмотрен спектр необходимых льгот, включая налоговые. В Кашгаре предполагается развитие электроники, металлургии, производства возобновляемой энергии. В Хоргосе создаются химическая промышленность, сельскохозяйственное производство, производство лекарственных препаратов.

Таким образом, ближайший к Западной Сибири регион Китая превратился в современный индустриально развитый, потенциал возможностей сотрудничества с которым стремительно нарастает и формирует вызовы для соседних стран, включая Россию.

Внешние контуры межрегионального сотрудничества

В 2010 г. был превышен докризисный объем торговли Китая и России, он составил 59,3 млрд долл. (рост - на 50,3% за год). Китай занял первое место среди торговых партнеров России. Темпы роста торговли с учетом трансформации взаимодействия позволяют прогнозировать двукратный рост товарооборота стран к 2015 г.

Передовые страны мира вступают в шестой технологический уклад, который характеризуется новым уровнем информационных технологий, медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной энергетики и др. Объективные факторы глобального развития определяют экономическую политику России и Китая.

План научно-технического развития на 12-ю пятилетку, разработанный Министерством науки и техники КНР, направлен на превращение научно-технических результатов

в реальную производительную силу, долгосрочное укрепление потенциала научно-технического развития и расширение открытости.

Основные положения Плана созвучны и гармонично сочетаются с положениями проекта Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Переход на инновационную социально-ориентированную модель развития признан единственно возможным способом достижения этих целей. Инновационное развитие в обеих странах рассматривается как основной источник экономического роста, условием достижения поставленных целей с учетом глобализации декларируются повышение открытости национальной инновационной системы, усиление степени интеграции в мировые инновационные процессы, расширение международного сотрудничества.

В 2011г. объем экспорта и импорта Синьцзяна достиг 22,8 млрд долл. и вырос на 33% по сравнению с 2010 г.

Растут объемы внешней торговли и Сибирского федерального округа (СФО) и его значимость во внешней торговле России. Даже без учета поставок нефти в восточном направлении объем экспорта СФО в 2010 г. превысил 44 млрд долл., в том числе около 10% приходилось на Китай2.

Китай в 2010 г. занимал в торговле СФО первые места среди стран по закупкам древесины и целлюлозно-бумажных изделий, а также продукции химической промышленности; 6-е место - по ввозу из СФО машин и оборудования; 5-е -текстиля, изделий из него и обуви; 7-е - по закупкам продовольствия и сырья; 11-е - по ввозу металлов и изделий из них. В 2010 г. резко возросли поставки угля. Всего СФО экспортировал в КНР товары 300 наименований.

Чем торгуют СУАР и Сибирский федеральный округ?

По данным Государственного таможенного управления КНР, объем торговли СУАР с Россией в 2010 г. составил всего 356 млн долл., из них экспорт из России - 55,5 млн долл., импорт в Россию - 300,8 млн долл. За 10 лет товарооборот РФ с СУАР вырос в 2,4 раза, в том числе экспорт из РФ

2 КовалеваГ.Д. Успеет ли Сибирь на Восточный экспресс // ЭКО. - 2010. -№11.- С. 5-21.

сократился вдвое, импорт - вырос в 10 раз. Но абсолютные объемы товарооборота несопоставимо малы: это всего 0,64% от товарооборота между Россией и Китаем и 2,1% от их приграничной торговли в 2010 г.3 (таблица).

Динамика торговли России и СУАР КНР в 2001—2010 гг., млн долл.

Объем торговли 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

СУАР, всего 148,7 299,8 277,2 258,8 319 176,3 369,82 1121,83 655,69 356,24

% 4,3 6,1 4,9 3,6 3,1 1,3 2,1 5,9 5,5 2,1

Экспорт из РФ 119,5 254,9 219,4 211,9 261 92,88 126,6 714,89 474,97 55,45

% 4,4 6,7 5,7 4,5 4,2 1,1 1,3 5,3 5,5 0,5

Импорт в РФ 29,2 44,9 57,8 46,9 58 83,42 243,22 406,94 180,72 300,79

% 4,6 4,7 3,2 2,0 1,4 1,6 3,1 7,0 5,6 6,2

Источник: по данным ГТУ КНР.

Доля СФО в экспорте России в СУАР составляла 47%. В 2010 г. из сибирских регионов в СУАР экспортировались товары 30 наименований на общую сумму 26,3 млн долл. Среди них - 13 видов пиловочников различных пород деревьев, лесо- и пиломатериалы, лом и изделия черных металлов, полиэтилен и полипропилен. Основными партнерами по экспорту товаров в СУАР были Алтайский край (лесные товары) и Томская область (лесные товары и химическая продукция). Небольшие партии лесных товаров поставляли Кемеровская область, Красноярский край и Республика Хакасия. Всего в экспорте товаров в СУАР принимало участие 7 сибирских регионов, включая Забайкальский край4.

Импортом сибирских товаров в Китай занималось около 40 китайских компаний, среди которых наибольший вклад внесли Международная торговая компания с ограниченной ответственностью «Алашанькоу ХАЙ Ч», ООО Компания

3 По данным ГТУ КНР, приграничная торговля России и Китая в 2010 г. по всей границе оценивалась в 16,7 млрд долл., в том числе экспорт России составил 11,8 млрд, импорт из Китая в Россию - 4,9 млрд долл. Приграничный товарооборот за 10 лет вырос в 4,8 раза, в том числе экспорт из России - в 4,3 раза, импорт - в 7,6 раз.

4 Ковалева ГД. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Сибири//От идеи Ломоносова к реальному освоению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока/под ред. Татаркина А.И., Кулешова В.В., Минакира П.А. - Екатеринбург: ИЭ Уро РАН, 2009. - Гл. 11,6 - С. 800-815.

приграничной торговли «Юнцзя», ТОО «Алашанькоу Массив», торговая компания «Тянь Цзянь» и др.

Со стороны СФО в экспорте в СУАР участвовало 70 предприятий и организаций, среди них лидировали ООО «Томск-нефтехим» Томской области, предприятия Алтайского края ООО ПИИ «Шень Лун», ООО «Лесное», ООО «Объединенная лесная компания», ООО «Заринская лесная компания».

При общем росте объемов торговли между Россией и Китаем экономические отношения Западного Китая с регионами Сибири не получают должного развития. В частности, объем экспорта СФО в СУАР5 был примерно на том же уровне, что и в 2004 г. Аналогичные выводы вытекают из сопоставления инвестиций и сравнения экономического межрегионального сотрудничества на западной и восточной границах.

Для оценки перспектив важно то, что современный СУАР представляет растущую экономику с высоким темпом увеличения объемов внешней торговли. По темпам роста импорта Синьцзян занял первое место в стране. СУАР повышает свою роль в формировании транспортных потоков с востока на запад, развивая современную логистику и новые технологии продвижения грузов.

Экономические планы развития Синьцзяна соответствуют стратегическим тенденциям развития КНР и направлены, по словам председателя правительства СУАР г-на Нур Бекри, на расширение открытости, активизацию участия в международном и внутреннем технико-экономическом сотрудничестве, эффективное использование внутренних ресурсов и потенциала внешнего рынка.

Какие задачи стоят сегодня перед регионами? При наличии колоссального экономического потенциала и объективной необходимости усиления региональных контактов определяющим контуром всестороннего взаимовыгодного сотрудничества регионов выступают достигнутые договоренности на уровне стран.

5 Ковалева Г.Д., Ягольницер М.А. Обоснование организации прямого автомобильного сообщения между Россией и Китаем через участок общей границы на территории Алтайских гор (Республика Алтай). - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.

Россией и Китаем с момента подписания соглашения о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики в 1992 г. на уровне государств сформирован полный комплекс необходимых договоренностей и выработаны механизмы развития горизонтальных отношений между регионами.

Последние совместные коммюнике, содержащие итоги ежегодных встреч глав правительств России и Китая, существенно расширили рамки регионального сотрудничества и определили перспективу современных контактов сибирских регионов и СУАР по всем актуальным направлениям.

Сибирь и СУАР - важнейшие в своих странах продуценты всех видов углеводородов, и в контексте последних правительственных договоренностей перед ними открываются возможности сотрудничества в сфере добычи, переработки и потребления нефти, природного газа, угледобычи и организации их транспортировки. К совместным интересам относится сотрудничество по организации транспортных услуг, включая контакты в области гражданской авиации, создание транспортной инфраструктуры России и Китая, что напрямую касается приграничного взаимодействия СУАР -Западная Сибирь, Западная Сибирь - Казахстан - СУАР и Западная Сибирь - Монголия - СУАР.

Много лет провозглашается необходимость взаимного расширения инвестиционного сотрудничества. Основные направления инвестиций - строительство инфраструктурных объектов, обрабатывающая отрасль, энергетика, создание лесной транспортной инфраструктуры и предприятий по заготовке и глубокой переработке древесины. Перед СУАР и Сибирью открываются возможности расширения сотрудничества в освоении и переработке угольных ресурсов, торговле углем и угольной техникой, проектировании и обслуживании отрасли. Велик потенциал и в области сельского хозяйства6.

На государственном уровне оговорены возможности предоставления услуг связи в приграничных районах, кооперации в сфере информационных технологий.

6 Дробышев В.Ю, Ковалева Г.Д. Регионы Сибири на внешнем рынке продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья// Регион: экономика и социология. - 2009. - № 4. - С. 122-144.

Особое значение для обеих сторон приобретают межправительственные договоренности, затрагивающие институциональные вопросы: обеспечение стабильных и предсказуемых условий сотрудничества, снижение торговых и технических барьеров, защита прав интеллектуальной собственности, противодействие торговому протекционизму, внедрение в практику коммерческими банками двух стран расчетов в национальных валютах, организация страхования7.

Сибирская наука в свете последних государственных соглашений получает новые возможности в связи с углублением сотрудничества в сфере высоких технологий и инноваций, реализацией совместных инновационных проектов, разработкой и внедрением новых, в том числе нанотехнологий.

Региональное поле регулирования и его механизмы

Начнем с того, что большая часть достигнутых договоренностей должны реализовываться на региональном уровне. Именно регионы в рамках действующего законодательства осуществляют торговлю товарами и услугами, обмен инвестициями, реализуют проекты по развитию инфраструктуры, генерируют идеи и направления совершенствования институтов взаимодействия и т. д.

В наших регионах уже накоплен огромный опыт ознакомительных контактов, подписаны множества соглашений, меморандумов и даже договоров о различных направлениях взаимодействия, созданы и действуют рабочие группы по формированию горизонтальных связей. Особенно широкое развитие получил такой инструмент, как ярмарки и выставки, в том числе инвестиционных проектов.

Интереснейший и богатый опыт представляет деятельность Международного координационного совета (МКС) «Наш общий дом - Алтай», его проекты по формированию совета ректоров Большого Алтая; развитие сайта «Алтай трансграничный»; сотрудничество между технопарками Большого Алтая; создание научно-технического фонда для содействия реализации совместных научно-технических и экологических проектов. МКС объединил Алтайский край и Республику

7 Ковалева Г Д. Успеет ли Сибирь на Восточный экспресс? // ЭКО. -2010.- №11.

Алтай Российской Федерации, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии, Восточно-Казахстанскую область Казахстана и проделал огромную работу по сближению трансграничных регионов и поднял на новый уровень их взаимодействие.

Опираясь на достижения Большого Алтая и коммуникационный опыт восточных регионов, необходимо придать новый импульс сотрудничеству всех регионов СФО и СУАР. Научно-техническая компонента будет обеспечивать максимальный эффект только при системном подходе к совершенствованию взаимодействия СУАР и регионов СФО.

Здесь необходимо выделить три аспекта. Как определить перспективы дальнейших контактов? Каковы приоритеты? Кто должен активизировать межрегиональное сотрудничество?

Главными приоритетами инвестиционной деятельности КНР в России являются энергетика, разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

Современные приоритеты инновационного развития Китая включают технологии энергосбережения и защиты окружающей среды, информационную индустрию - новое поколение телекоммуникационных сетей, биоиндустрию, новые источники энергии, производство гибридных автомобилей и электромобилей, высокотехнологичного оборудования, новых материалов, включая композитные.

С учетом специфики СУАР и СФО область их взаимодействия может включать инновации в нефтехимии, строительстве, сельском хозяйстве, агротехнике и садоводстве, рыболовстве, производстве строительных материалов. Становятся актуальными контакты в области нефте- и газопереработки, охраны окружающей среды, развития машиностроения и энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, создания транспортной инфраструктуры, ориентированной в будущее. Особое место занимает совместное освоение туристических ресурсов.

Актуальны совместные исследования в сфере медицины, фармакологии, геофизики, разведки и освоения недр. Областью общих интересов является подготовка специалистов, квалифицированных переводчиков, организация молодежных

коммуникаций всех сибирских регионов на базе опыта Синь-цзянского университета, алтайских вузов, Новосибирского государственного университета и др.

Научно-техническое сотрудничество получило новый импульс с созданием Российского научно-технического парка «Новосибирск», который уже заключил целый ряд соглашений с аналогичными китайскими учреждениями.

На практике проблемы сотрудничества связаны с тем, что с российской стороны неудовлетворительно реализованы механизмы гарантий и защиты инвестиций, рабочей силы, приема инвестиций и многообразных форм расчета. Пока маловато опыта по созданию зон научно-технического сотрудничества. Не создана система отчетности о ходе реализации подписанных соглашений, поэтому многое остается на бумаге и переходит из одного документа в последующий.

Для развития региональной торговли важно усиление взаимодействия по стандартизации, метрологии, сертификации и инспекции, защите прав потребителей, безопасности пищевых продуктов, в частности санитарного, фитосанитарного и ветеринарного надзора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России в связи с внедрением в систему управления программного подхода в регионах разрабатываются долгосрочные программы социально-экономического развития, формируются среднесрочные концепции и программы по отдельным блокам - в частности по развитию внешнеэкономической деятельности регионов.

Обобщением региональных документов стала Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2020 г., которая содержит большой раздел по внешнеэкономической деятельности, где особое внимание уделено экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Китаем.

Естественным продолжением деятельности по реализации принятой стратегии могла бы стать среднесрочная программа сотрудничества Сибирского федерального округа и Синьцзян-Уйгурского автономного района с акцентом на научно-техническое взаимодействие и при активном участии сибирских отделений российских академий наук, отраслевых институтов и крупных учебных центров Сибири и Синьцзяна.

Для организации приграничного сотрудничества и координации совместной деятельности необходим компактный межрегиональный постоянно действующий центр по типу Центра российско-китайского научно-технического сотрудничества и коммерциализации технологий в Харбине. Такой центр будет разрабатывать действенные механизмы решения вопросов, адаптированные к особенностям взаимодействующих регионов, генерировать и передавать на государственный уровень обеих стран инициативы, обоснованные и согласованные с партнерами. Центр должен на межрегиональном уровне реализовать возможности:

- Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, в рамках которой действует ряд подкомиссий и рабочих групп;

- созданной в 2009 г. при Минэкономразвития России межведомственной рабочей группы по формированию региональных проектов для представления заинтересованным китайским инвестиционным компаниям;

- Российско-китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией;

- Китайского фонда поддержки импорта российской машинно-технической продукции (100 млн юаней);

- финансовой поддержки в КНР коммерциализации научно-технических достижений с целью продвижения технических инноваций и ускорения экономической реформы. Игнорирование приграничных интересов в регионах СФО

вызывает миллиардные потери с нашей стороны, отставание в обустройстве наших территорий, утрату важных секторов рынка товаров и услуг в соседних странах Центральной Азии.

Главной причиной стагнации потенциально взаимовыгодных внешнеэкономических отношений можно считать неэффективность системы управления в России по сравнению с Китаем. Национальные средства в Китае аккумулируются и вкладываются с минимальными затратами и максимальной эффективностью в чрезвычайно сжатые сроки, они направляются на экономическое развитие и социальный рост при полной ответственности власти на всех уровнях за принимаемые решения и понесенные расходы.

Сопоставление темпов развития приграничных территорий, к сожалению, заставляет делать выводы не в нашу пользу.

Ьк Ь» ёй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.