Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в Центральной Азии и сибирский федеральный округ'

Интеграционные процессы в Центральной Азии и сибирский федеральный округ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалева Г. Д.

На Востоке от Тихого океана до Каспия, в непосредственной близости от России зарождается экономический блок, где формируются новые механизмы взаимодействия между государствами, не менее мощные и притягивающие, нежели ВТО. Россия входит в Шанхайскую организацию сотрудничества, контролирующую 61% территории Евразии, однако основными игроками в ней стали Китай и Казахстан. Россия ведет себя достаточно пассивно, и может случиться, что она и здесь опоздает к принятию основных правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в Центральной Азии и сибирский федеральный округ»

На Востоке от Тихого океана до Каспия, в непосредственной близости от России зарождается экономический блок, где формируются новые механизмы взаимодействия между государствами, не менее мощные и притягивающие, нежели ВТО.

Россия входит в Шанхайскую организацию сотрудничества, контролирующую 61% территории Евразии, однако основными игроками в ней стали Китай и Казахстан. Россия ведет себя достаточно пассивно, и может случиться, что она и здесь опоздает к принятию основных правил.

Интеграционные процессы в Центральной Азии и Сибирский федеральный округ

Г. Д. КОВАЛЕВА, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Для геополитических перспектив Сибири региональные интеграционные процессы в Центральной Азии крайне актуальны. Приграничные регионы на деле реализуют новый тип взаимодействия между странами на основе достижения общих взаимовыгодных целей. Катализатором зарождающейся интеграции стал интенсивно развивающийся Китай, большое влияние на нее оказали инвестиционная и внешнеторговая активность Казахстана и Кыргызстана, прогрессивная политика Монголии.

Естественно, что вектор интересов сибирских регионов, особенно юга Западной Сибири, все более разворачивается в южном направлении, но пока бесконечно медленно по сравнению с нашими соседями.

Динамика внешней торговли

По таможенной статистике, в 2004 г. отмечался рост объемов торговли Сибирского федерального округа со все© ЭКО 2006 г.

РЕГИОН 169

1« К^ шЖ

ми странами центральной Азии, кроме Туркмении. Наиболее высокий темп роста - с Кыргызстаном (экспорт - 172%, импорт - 210%). При положительном сальдо годовой рост объемов торговли округа с Казахстаном превышал 130%. Высокая положительная динамика была характерна как в экспорте (148%), так и импорте (127%) для торговли с Узбекистаном.

На долю Сибирского федерального округа в торговле России с Китаем в 2004 г. приходилось свыше 26%, Казахстаном - 22%, Кыргызстаном - 34%, Таджикистаном - 19%, Узбекистаном - 15%, Туркменией - 6%. В целом округ обеспечивал 21,3% товарооборота стран Центральной Азии с Россией.

Однако эти показатели ни в какой мере не соответствуют потенциалу региональных партнеров. Сибирский федеральный округ в этих странах присутствует примерно в тех же пропорциях, что и Россия в целом. Объем внешнеторгового оборота России с центральноазиатскими странами СНГ остается низким и достигает всего 10,5 млрд дол., львиная доля из которых приходилась на Казахстан - 8,1 млрд дол. Объемы торговли с Узбекистаном оцениваются всего в 1,38 млрд дол., с Кыргызстаном - 0,4 млрд дол., Таджикистаном - 0,26 млрд дол., Туркменией - 0,28 млрд дол. Весь внешнеторговый оборот с центральноазиатскими странами СНГ в 2004 г. составил 2,23 млрд дол.

В результате доля этих ближайших стран в торговле округа едва превысила 10%, причем на Казахстан приходилось 8,2% (1,8 млрд дол.) и менее чем по 1% - на каждую из остальных стран.

Объем товарооборота регионов Сибирского федерального округа с Китаем в 2004 г. составил 3,89 млрд дол. при годовом росте свыше 150%. Из них экспорт обеспечивал 3,5 млрд дол., что в 9 раз превышало объем зафиксированного импорта из Китая в Сибирь. При этом основной объем операций с Китаем реализуется через восточную границу, на Синьцзян-Уйгурский автономный район приходится менее 2%. Часть потока грузов из Сибири не учтена, так как эти товары проходят в Западный Китай как реэкспорт Казахстана.

Объем торговли России с Китаем к 2004 г. достиг 14,9 млрд дол., увеличившись почти в два раза за 5 лет. Еще недавно китайские эксперты прогнозировали рост взаимной торговли до 20 млрд дол., сегодня они подняли планку до 100 млрд дол., что станет реальностью после реализации экспортных энергетических проектов на восточной границе и интенсивного развития торговли с западным Китаем в Центральной Азии. Основной прирост будет обеспечен Восточной Сибирью, но при создании необходимых институциональных условий и инфраструктурного обеспечения торговля Сибирского федерального округа с Западным Китаем может возрасти в 10-20 раз.

Политика России в Монголии остается неоправданно аморфной. Сегодня можно сказать, что мы отказались от монгольского рынка. Объем российского экспорта в Монголию - всего 301 млн дол., импорта - 10 млн дол. Сибирские регионы не интересует монгольское сельскохозяйственное сырье, по-прежнему нет отлаженного импорта в регион монгольского мяса, не работают инвестиционные процессы, Россия не принимает участия в развитии инфраструктуры в Монголии. Сегодня там присутствуют европейский капитал, Япония, Южная Корея и другие страны.

Между тем в Монголии только в сельском хозяйстве реализуется 25 проектов с иностранным участием. Общая сумма инвестиций составляет 79,5 млн дол. Активизировал свои отношения с Монголией и Казахстан. В частности, обсуждается организация регулярных поставок монгольского мяса на Семипалатинский мясокомбинат.

Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая -перспективный торговый партнер

Синьцзян-Уйгурский район Китая (СУАР) - один из наиболее крупных регионов страны с относительно низкой плотностью населения. Он граничит с восемью государствами, протяженность границы составляет 5600 км. На его территории проживает свыше 19 млн чел., из которых 60% -крестьяне.

Темп экономического роста в регионе в среднем за 10 лет составил 11,2% в год и, по прогнозу, до 2010 г. превысит 10%. Прирост населения оценен в 1,7% в год, рост денежных доходов - 8-9%. Покупательная способность населения растет и уже сопоставима с аналогичным показателем в Сибири.

Синьцзян сегодня - это 1/3 запасов угля в Китае, добыча 1,2 млрд мЗ газа и 20-24 млн т нефти в год, нефтепереработка и машиностроение, выращивание и переработка хлопка, фруктов и овощей, крупнейшее в мире производство томатов и томатной пасты, производство удобрений, крупная мебельная фабрика с сетью дочерних предприятий и магазинов на территории страны. Это десяток экономических и технико-внедренческих зон, институты, вузы и образовательные заведения, тысячи километров современных автомобильных трасс и интенсивные инвестиции в инфраструктуру.

Началось строительство более 60 важных объектов с капиталовложениями свыше 100 млрд дол. Проложены автодороги общей протяженностью 84 тыс. км (38% из них -дороги выше второй категории) и железные дороги общей протяженностью 3 тыс. км.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе планируется постройка крупнейшего в Азии завода по переработке газа. Газовое месторождение «Карамай-2», находящееся на территории уезда Байчэн, является основным источником для транспортировки газа на Восток Китая, коммерческая поставка которого началась в 2004 г. Разведанные запасы месторождения составляют 284 млрд мЗ. Проектируемая мощность завода - 3-3,6 тыс. мЗ газа в день.

Развита индустрия туризма: пятизвездочные отели, туристические базы, автомобильные трассы и горные подъемники, разветвленные маршруты и динамичное расписание авиарейсов. В 2004 г. прием 12,4 млн китайских туристов принес почти 11 млрд дол., 270 тыс. чел. иностранных туристов -91 млн дол., что в сумме почти вдвое превысило объем внешнеторгового оборота Синьцзян-Уйгурского автономного района.

В центре Синьцзян-Уйгурского автономного района -г. Урумчи - проживает 1,85 млн чел. Доля сферы услуг в

ВВП города составляет 60%, что, безусловно, связано с бурным развитием внешней торговли. За последние 15 лет город превратился в крупную перевалочную базу, куда со всего Китая ввозится продукция, доставляемая в страны Средней Азии, Россию и далее в Европу.

Внешнеторговый оборот Синьцзян-Уйгурского автономного района растет и в 2003 г. достиг 4,8 млрд дол., что на 77% превысило уровень 2002 г. Из этой суммы 3,04 млрд дол. обеспечила приграничная торговля. Экспорт Синьцзян-Уйгурского автономного района в страны Средней Азии на 75% представлен одеждой и обувью, пока в основном невысокого качества. Свыше 90% этих товаров произведено во внутреннем Китае. По данным китайской стороны, Синьц-зян-Уйгурский автономный район экспортирует собственной продукции менее 10% и потребляет около 20% импорта (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Объемы торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района в 2002-2003 гг., млн дол.*

2002 2003

Страна Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт Внешне-торговый оборот Экспорт Импорт

Всего СУАР 2691,86 1308,49 1383,37 4771,98 2542,21 2229,77

Казахстан 1365,52 441,91 923,61 2546,13 1272,93 1273,20

Кыргызстан 153,86 99,50 54,36 230,94 162,66 688,28

Монголия 4,20 3,08 1,12 8,78 4,83 3,95

Россия 215,40 47,18 168,22 274,53 54,60 219,93

Таджикистан 4,75 0,98 3,77 8,73 3,29 5,44

Туркмения 9,93 9,68 0,25 24,72 23,97 0,75

Узбекистан 19,13 17,10 2,03 37,73 7,99 29,74

Всего Центральная Азия 1772,79 619,43 1153,36 3131,56 1530,27 2221,29

* Источник табл. 1—2: Мировая торговля, экономическая кооперация и туризм. Статистический сборник СУАР, 2004. С. 527-529.

Таблица 2

Структура торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района в 2002—2003 гг., %

2002 2003 Темп роста в 2003 г., % к

предыдущему году

Страна Внеш- Внеш- Внеш-

нетор- Экс- Им- нетор- Экс- Им- нетор- Экс- Им-

говый оборот порт порт говый оборот порт порт говый оборот порт порт

Всего СУАР 100 100 100 100 100 100 177 194 161

Казахстан 50,7 34 67 53,4 50 57 186 288 138

Кыргызстан 5,7 8 4 4,8 6 31 150 163 1266

Монголия 0,2 0 0 0,2 0 0 209 157 353

Россия 8,0 4 12 5,8 2 10 127 116 131

Таджикистан 0,2 0 0 0,2 0 0 184 336 144

Туркмения 0,4 1 0 0,5 1 0 249 248 300

Узбекистан 0,7 1 0 0,8 0 1 197 47 1465

Всего

Центральная Азия 65,9 47 83 65,6 60 100 177 247 193

Китай нашел в странах СНГ настолько емкий и непритязательный рынок, что до удовлетворения спроса на китайские товары, видимо, еще очень далеко. Объемы поставок товаров народного потребления из Синьцзян-Уйгурского автономного района интенсивно растут. В 2003 г. объем экспорта одежды достиг 760 млн дол., обуви - 450 млн дол., что в 3 раза превысило уровень 2002 г.

Транспортный выход Алашанькоу (Китай) - Дружба (Казахстан) на западной границе оказался «золотым». Сегодня это второй в Китае по объемам перевозок железнодорожный пограничный переход, по которому провозится основной объем товаров. Если в 1990 г. проследовало менее 200 тыс. т грузов, то в 2002 г. их было уже 5,8 млн т на сумму 1,29 млрд дол.

В 2003 г. в Синьцзян прибыло 7,6 млн т импортируемых товаров, в том числе перевезено железнодорожным транспортом - 7,5 млн т, автомобильным - 38 тыс. т на сумму

2,7 млрд дол. (годовой рост - 2,2 раза), что составило примерно 50% объема внешнеторговых операций Синьцзян-Уйгурского автономного района по стоимости. В 2004 г. по железной дороге было перевезено 9,3 млн т, в 2005 г. -около 11 млн т, в перспективе к 2008 г. ожидается 15 млн т грузов. Через Алашанькоу осуществляются и регулярные пассажирские перевозки: раз в неделю проходит состав Урумчи - Алма-Ата.

Объем перевезенных товаров через все контрольно-пропускные пункты Синьцзян-Уйгурского автономного района в 2004 г. составил 10,8 млн т, из них автомобильным транспортом - 1,4 млн т. Пассажиров проследовало 890 тыс. чел., в том числе автомобильным транспортом -180 тыс. чел.

Центральные власти Китая понимают всю важность обеспечения новых переходов и транспортных магистралей в соседние государства. С конца 80-х годов в Синьцзян-Уйгурский автономный район было ратифицировано 16 контрольно-пропускных пунктов, из них семь - в Казахстан, два - в Кыргызстан, четыре - в Монголию, один - в Пакистан, один - в Таджикистан, и два пункта работают в аэропортах.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе действует 63 международных маршрута: 32 пассажирских и 31 грузовой. Более всего маршрутов открыто на направлении Китай -Казахстан (16 пассажирских и 14 грузовых)1.

По мнению китайских экспертов, Синьцзян-Уйгурский автономный район и его среднеазиатские соседи во многих областях могут дополнять друг друга. Научно-технические достижения и запатентованные технологии среднеазиатских государств успешно используются в Синьцзяне. Так, с 90-х годов Комитет по науке и технике Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР провел более 500 операций по обмену научно-техническими достижениями с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.

Западные соседи автономного района владеют преимуществами во многих отраслях производства. Для Синьцзя-

1 Также открыты маршруты на Кыргызстан, Таджикистан, Монголию и Пакистан.

на сегодня актуальны разработки в нефтяной, металлургической, угольной и химической отраслях, машиностроении и строительстве. Стоимость технологического оборудования и новых технологий на рынке стран Средней Азии, по оценке китайских экспертов, - разумная, эффективность от их внедрения высокая, что позволяет закупать и успешно внедрять эти технологии на предприятиях Синьцзяна.

Совместно с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном Синьцзян-Уйгурский автономный район подписал соглашение о создании координационной информационной сети по обмену научно-технической информацией. Сибирь в этом не принимает участия, так как соглашение подписывалось в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где Россию представляет Москва - а для нее эти задачи не столь актуальны.

В начале 2005 г. года нефтегазовые компании Китая и Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве в области добычи нефти и природного газа. Все это стало важным шагом в создании Китаем структуры многоукладной энергетической дипломатии.

Синьцзян-Уйгурский автономный район достаточно успешно расширяет свое присутствие в странах Центральной Азии, но главным его партнером по всем позициям уже свыше 15 лет остается Казахстан, на долю которого приходится свыше 80% товарооборота района, достигшего в 2003 г. 3,3 млрд дол.

В основном это импорт из Казахстана: сталь, нефть, медь, алюминий, металлолом, кожи, лошадиные шкуры и пр. Синьцзянский экспорт представляют одежда, текстильные товары, обувь, головные уборы, резина, пластмассовые изделия, игрушки, телевизоры, экскаваторы, механизмы, уголь, кокс, рис, томатная паста и пр.

Основной поток прямых инвестиций из Синьцзян-Уйгур-ского автономного района направляется, большей частью, на создание в Казахстане предприятий по расфасовке и упаковке томатной пасты, в торговлю, производство строительных материалов и молочной продукции, изготовление бумаги и др. Предприятия в основном базируются в г. Алма-Ате.

На территории Синьцзяна насчитывается 23 казахских предприятия, с суммарными инвестициями 14,9 млн дол. Среди них 22 - совместные, в основном занимающиеся перевозками и металлургическим производством. Самое крупное казахское предприятие со стопроцентным иностранным капиталом в объеме 4,6 млн дол. по производству фруктового сока создано компанией «Лаимбек».

Закончено строительство нефтепровода из Казахстана в Синьцзян-Уйгурский автономный район. На первом этапе было предусмотрено строительство на участке Атасу - Алашань-коу, объем перекачки нефти по которому должен составить свыше 10 млн т в год с дальнейшим увеличением объема до 50 млн т. На втором этапе построен нефтепровод на участке Кенкияк - Кумколь - Атасу.

Китайская национальная нефтегазовая корпорация отвечает за строительство нефтепровода, организацию финансирования и проведение технико-экономического обоснования проекта. Казахстан обеспечивает предоставление земельных участков для строительства нефтепровода, гарантии по обеспечению его безопасности, стабильность законодательства в отношении экспортных пошлин на нефть и импортных - на оборудование. Нефтепровод введен в действие в декабре 2005 г. Инвестиции в экономику Казахстана составили более 700 млн дол., в строительстве участвовало более 4,5 тыс. чел., а сам нефтепровод обеспечивает работой более 500 чел.

В связи со строительством нефтепровода в автономном районе приступили к реализации проекта по переработке 10 млн т нефти и производству 1,2 млн т этилена. Эти крупнейшие на сегодняшний день проекты, завершение которых планируется в 2008 г., являются важной составляющей стратегии энергетического сотрудничества Китая и Казахстана.

Казахстан с 1999 г. активно привлекает рабочую силу из Синьцзян-Уйгурского автономного района. Вслед за Главной китайской газовой компанией, начавшей освоение казахской нефти, компании автономного района стали участвовать в бурении и эксплуатации скважин и других мероприятиях в нефтедобыче.

Сейчас обмен рабочей силой между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Казахстаном носит регулярный характер в форме подрядов. Так, Синьцзянская нефтяная компания взяла под контроль несколько объектов на казахстанском нефтяном месторождении Акэцзюбиньсыкэ. Сумма контракта составила 10 млн дол., и на месторождение было направлено более сотни китайских специалистов.

Темпы роста торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района со странами Центральной Азии показывают, что Китай делает ставку на географические преимущества расположения на торговых путях «Восток - Запад» и успешно их использует.

Россия как партнер Синьцзян-Уйгурского автономного района

Россия в торговле Синьцзян-Уйгурского автономного района занимает третье место после Казахстана и стран Евросоюза. Объем товарооборота в 2003 г. составил всего 0,28 млрд дол., что почти в 9 раз меньше, чем товарооборот района с Казахстаном. В торговле России с Китаем в 2004 г. доля Синьцзяна увеличилась с 1% до 2%, а доля России во внешнеторговом обороте с автономным районом - снизилась с 8% до 5,5%.

Синьцзян-Уйгурский автономный район ввозит из России в основном пластмассу, сталь, алюминий, дешевые металлы, древесину и т. д. Импорт из Синьцзяна почти на 100% представлен товарами народного потребления и продуктами питания: томатная паста, фруктовые и овощные соки, табак.

По данным китайской стороны, автономный район готов увеличить закупки леса и лесоматериалов. Ему требуются нержавеющие металлы высокого качества, цветные металлы (алюминий, медь, цинк и др.), строительные материалы, бесшовные трубы, сельскохозяйственная техника, тяжелые грузовые машины, нефтехимические продукты, удобрения, кордовое сырье, шины, качественный асфальт, электроэнергия и пр.

В России работают всего два предприятия с инвестициями из Синьцзян-Уйгурского автономного района, одно из них занимается лесозаготовкой и деревопереработкой (г. Киров), другое - разведением крупного рогатого скота в Сибири. Россия осуществляла инвестирование в несколько предприятий Синьцзян-Уйгурского автономного района, однако сумма инвестиций незначительна.

Торговля Сибири с Западным Китаем не получила должного развития. Основная причина - отсутствие прямого транспортного выхода. Сооружение железнодорожного полотна напрямую в Западный Китай следует рассматривать как проект будущего, когда сформируется конкуренция в международных контейнерных перевозках Транссиба, а инвестиционные возможности государства позволят реализовать этот проект. Сооружение прямого автомобильного выхода является, по расчетам, вполне достижимым в ближайшем времени2.

Доля автомобильных грузоперевозок в торговле с Китаем в целом по России составила менее 4% и осуществляется Восточной Сибирью и Дальним Востоком. На долю Западной Сибири приходится менее 0,2%.

Концентрация автомобильных перевозок в восточных регионах обусловлена развитой системой пропускных пунктов на общей границе. В Западном Китае сформировался высокий спрос на сибирские товары, однако доля автомобильных перевозок на западном направлении через Казахстан ничтожно мала. Низкий уровень торговли регионов Западной Сибири с Китаем можно объяснить только транспортной удаленностью китайских партнеров на востоке и практической недоступностью западных.

Необходимо сооружение автомобильной дороги протяженностью 186,3 км от Кош-Агача до перевала Канас на 54-километровом участке общей российско-китайской границы как продолжение Чуйского тракта - трассы федерального

2 По заданию Минтранса РФ в 2000-2001 гг. были проведены масштабные предынвестиционные исследования по организации прямого автомобильного сообщения России с Западным Китаем. В работе приняли участие Тюменская архитектурная академия, ИЭиОПП СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт водных и экологических проблем СО РАН и др.

значения Новосибирск - Ташанта. В случае реализации проекта Чуйский тракт будет обслуживать торговый транзит Западной Сибири, Урала и Европы в Синьцзян-Уйгурский автономный район и далее - в Центральный Китай.

Дорога превратит Алтай в центр международного транзита и создаст условия для развития международного рынка на территории Республики Алтай, станет толчком для качественного и количественного роста туристических услуг в регионах Алтая.

По данным китайской стороны, только Алтайский округ Синьцзян-Уйгурского автономного района, имеющий общую границу с Республикой Алтай, посетило в 2004 г. 360 тыс. чел. На 2010 г. прогнозируется рост числа туристов до 2 млн чел. Китайское озеро Канас, расположенное вблизи перевала Канас, еще в 2000 г. посетило 30 тыс. туристов, за 4 года этот поток вырос в 10 раз. При создании условий эти туристы могут заполнить кольцевые маршруты Китай -Россия - Монголия - Китай, Китай - Россия - Казахстан -Китай и др. и принести в бюджеты Республики Алтай и Алтайского края миллионы долларов.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе накоплен богатый опыт оказания туристических услуг в природных резерватах и заповедниках без нанесения какого-либо вреда окружающей среде, культивируется высокая культура отдыха в сочетании с контролем и жесткими правилами цивилизованного поведения на природе.

Сооружение прямой дороги в Западный Китай послужит толчком для развития приграничной торговли - организации международного рынка на территории Республики Алтай с участием Китая, Монголии, Казахстана, Западной Сибири, Республики Тыва и стран Средней Азии, станет новым импульсом в становлении торгово-экономического сотрудничества азиатских стран.

Руководство Синьцзян-Уйгурского автономного района надеется, что открытие контрольно-пропускного пункта на общей границе с Россией возможно в ближайшее время. В развитие сети дорог Алтайского округа Синьцзян-Уйгурский автономный район вложил свыше 40 млн юаней (около

5 млн дол.) и готов открыть КПП через перевал Канас на Алтае хоть сегодня - вопрос за российской стороной.

Управление путей сообщения и коммуникаций Синьцзян-Уйгурского автономного района приступило к разработке технико-экономического обоснования проекта строительства дороги от озера Канас до перевала Канас на российско-китайской границе. Предварительно объем капиталовложений оценивается в 110 млн дол., и на его строительство необходимо 2 года, для чего Синьцзян-Уйгурский автономный район располагает всеми необходимыми средствами, техникой и рабочей силой.

Перспективы отношений со странами Центральной Азии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сибирских регионах уже пришли к осознанию важности отношений с соседними странами. Огромная многолетняя работа по организации контактов проведена и проводится Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение».

Благодаря усилиям властей приграничных регионов в 2003 г. в соответствии с решением второй международной конференции «Научно-техническое сотрудничество и экономическое развитие Китая, России, Казахстана и Монголии в Алтайском субрегионе» создан Международный координационный совет по вопросам научно-технического и других видов сотрудничества.

В последний период межрегиональные приграничные контакты стали приобретать все более конструктивный характер, усилились акценты на обеспечение институциональных условий для сотрудничества бизнеса и власти. Все больше конкретных результатов дают региональные ярмарки с участием стран Центральной Азии, появляются реальные контракты.

Для повышения эффективности интеграции, в первую очередь, требуется преодолеть несогласованность правовой основы для заключения сделок. Так, по мнению китайской стороны, из-за недостатка эффективных механизмов сотрудничества, несовершенства законодательства, политического произвола, недостаточной прозрачности и высокой

степени риска при ведении дел множество китайских предприятий вынуждено отказываться от экономического сотрудничества с Россией.

Не работают соглашения, подписанные в рамках СНГ, не действуют механизмы создания межгосударственных финансово-промышленных групп, которые были бы очень эффективны в авиации, транспорте, металлургии, нефтехимии, добыче полезных ископаемых, переработке сельскохозяйственного сырья. Не конвертируются странами дипломы и ученые степени.

Ратификация подписанных парламентами соглашений идет очень медленно, явно не в пользу экономики и бизнеса. На межгосударственном уровне требуют решения вопросы о тарифах и условиях транзита через Казахстан, о повышении качества международных автомобильных трасс и дорожной инфраструктуры.

Для дальнейшего развития торговли важно создать условия для широкого выхода на рынок Центральной Азии мелких и средних сибирских фирм, обеспечить им поддержку в решении проблем контроля, обслуживания, расчета и кредитования. Создание цивилизованных условий в Сибирском федеральном округе для иностранной рабочей силы является задачей как регионального, так и государственного уровня.

Необходимо совместно выработать механизм и гарантии с соответствующим законодательным сопровождением для организации встречных инвестиций в развитие научных и наукоемких исследований на межгосударственном уровне, внедрению научных открытий в практику, созданию наукоемких производств.

Должна быть осознана стратегия развития сотрудничества России со странами Центральной Азии в целях обеспечения соответствующего места России в интеграционном взаимодействии и обеспечения достойного уровня жизни населения Сибири. Чтобы стать равноправным участником, необходимо быть экономически сильным, что для сибирских регионов невозможно без обеспечения институциональных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.