Научная статья на тему 'Регион Центральной Азии как важнейшее звено инфраструктурного сотрудничества большой евразии-2030'

Регион Центральной Азии как важнейшее звено инфраструктурного сотрудничества большой евразии-2030 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
492
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная Азия / транзитные потоки / международное сотрудничество.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регион Центральной Азии как важнейшее звено инфраструктурного сотрудничества большой евразии-2030»

У Цзы (КНР)

аспирант Института Дальнего Востока РАН

[email protected]

Сазонов С.Л.

к.э.н., в.н.с. Института Дальнего Востока РАН [email protected]

РЕГИОН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ИНФРАСТРУКТУРНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ-2030

Ключевые слова: Центральная Азия, транзитные потоки, международное сотрудничество.

Сегодня вследствие неспособности дальневосточных портов РФ обрабатывать значительные объемы транзитных грузов, и, соответственно, насытить Транссиб грузопотоком Китай превратился в основной «впускной клапан» евразийских континентальных транзитных потоков из стран АТР, добавляя к ним и значительную часть произведенных в стране товаров. Китай стал «генеральным диспетчером транзитных потоков», определяя количество и направление маршрутов перевозки транзитных грузов. Учитывая свое геополитическое положение в АТР и близость Центральной и Южной Азии, Китай приступил к созданию собственных альтернативных железнодорожных и автомобильных коридоров Азия-Европа. План создания «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП, по кит. - Сычоу чжилу цзинцзи дай) не сводится лишь к решению транспортных проблем, хотя инфраструктурный аспект составляет стержень китайской инициативы. Реализация плана позволит обеспечить усиление экономического и, следовательно, политического влияние Китая в странах Центральной, Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, Закавказья, Восточной Европы. Активное внедрение Китая в Центральную Азию (ЦА) явилось естественным результатом превращения этого региона в центральное звено евразийского транспортного коридора. Географическая близость ЦА, общая граница протяженностью более 3,3 тыс. км, относительная политическая стабильность в регионе, реальная возможность создания транспортных коридоров с учетом проводимого центрально-азиатскими государствами курса на диверсификацию экспортных поставок - все это делает регион ЦА чрезвычайно привлекательным для Китая1. КНР граничит с Казахстаном (общая граница 1,7 тыс. км), Кыргызстаном и Таджикистаном и отдален небольшим расстоянием от Узбекистана и Туркменистана. В 2014 г. объем торговли между КНР и пятью странам ЦА составил 45,02 млрд. долл. США, Китай стал главным торговым партнером Казахстана и Туркменистана, вторым по объему для Кыргызстана и Узбекистана и третьим - для Таджикистана2.

Основным центром сосредоточения всех евразийских транзитных маршрутов КНР является Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), а основными каналами связи являются контрольно-пропускной пункт (КПП) Алашанькоу и КПП Хоргос, через которые транспортные потоки направляются более чем в 30 стран Евразии. В СУАР уже открыто 111 международных автомобильных и железнодорожных логистических маршрутов в пять соседних стран - Монголию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Пакистан, в том числе 54 международных пассажирских линии и 57 международных грузовых линий. В 2016 г. объем евразийского пассажирооборота СУАР 683 тыс. человек, объем перевозки грузов - 3,46 млн. т. Результатом развития региональной международной торговли явилось предложение об учреждении в Урумчи международного регионального финансового центра и последующем создании зоны свободной торговли Китай-Центральная Азия, аналогичной модели сотрудничества Китай-АСЕАН3.

В 2016 г. объем внешней торговли автономного района с пятью странами Центральной Азии превышал 20 млрд. долл. США и составлял около 70% от общего внешнеторгового оборота СУАР4. Крупнейшим торговым партнером СУАР в 2016 г. стал Казахстан, на долю которого пришлось 28,5% объема внешней торговли автономного района или 7,88 млрд. долл. США. В 2016 г. грузооборот между двумя странами составил 8,3 млн. т, а в 2017 г. он

1 Центрально-азиатские государства, по чьей территории проходит ЕТМ, являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Площадь стран этой региональной организации составляет 30,1 млн км2 (5,9% общей площади Земли или 3/5 площади Евразии), здесь проживает 21,5% всего населения планеты (1589,3 млн чел.). Совокупный объем ВВП стран-членов ШОС в 2015 г. составил12,436 млрд. долл. США или 16,9% общемирового ВВП, а объем внешней торговли - 4,605 млрд. долл. США.

2 СЫпа-central Asia trade accelerates. - http://english.people.com.cn/90883/8426220.html

3 Xinjiang aims for financial hub on economic belt. - http://en.ce.cn/main/latest/201611/09/t 20161109_3874142.shtml; Ren Qi. Countries look to extend economic cooperation. - http:// www.chinadaily.com.cn/business/2017-03/23/content_28650979.htm

4 Объем торговли с пятью странами ЦА составил 70 проц. общего внешнеторгового оборота Синьцзяна. - http://russian. china.org.cn/business/txt/2015-11/25/content_31304664.htm; В январе-феврале товарооборот китайского Синьцзяна с Казахстаном вырос на 77,9 процента. - http://russian.china.org.cn/business/txt/2017-03/31/content_40536317.htm

возрос до 10,99 млн. т1. На 13-м заседании глав правительств ШОС (Астана, декабрь 2014 г.) премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что именно Казахстан становится для Китая «основными транспортными воротами» в Центрально-азиатский регион и рассматривается руководством КНР в качестве главного звена будущей евроазиатской трансконтинентальной транзитной магистрали. Совершенно очевидно, что и Казахстан стремится привлечь подавляющую часть континентального грузопотока в направлении Азия-Европа и увеличить объемы транзитных грузов с 80 млн. т в 2015 г. до 170 млн. т в 2020 г. и нарастить доходы от евроазиатского транзита с нынешних 800 млн. долл. США до 2 млрд. в 2020 г. и 10 млрд. долл. США в 2050 г.2 Сегодня ведется активная работа по сопряжению китайской инициативы по строительству ЭПШП и казахстанской государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» («Светлый путь»). В мае 2015 г. в г. Сиань состоялся первый международный таможенный форум, на котором представители 70 стран обсуждали перспективы развития проекта ЭПШП. В рамках форума Китай и Казахстан договорились о создании зоны свободной торговли в крупных городах вдоль железных дорог, проходящих вдоль проекта ЭПШП. В 2016 г. Казахстан в рамках ШОС превратился во второго по значимости торгового партнера КНР и занял первое место по объемам привлеченных китайских ПЗИ. В 2016 г. общий объем китайских прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в реализацию более 40 крупных проектов в Казахстане составил 20 млрд. долл. США, а большая часть была направлена на строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры3. С 2010 по 2016 гг. капиталовложения Казахстана в модернизацию национальной транспортной инфраструктуры составили более 23 млрд. долл. США и Астана планирует в ближайшие 4 года инвестировать еще 11 млрд. долл. США в реализацию 51 инфраструктурного проекта на территории Казахстана4. В марте 2017 г. местные власти округа Тачэн (СУАР) и правительство Казахстана пришли к соглашению о начале строительства железной дороги Тачэн-Аягоз (Казахстан). Железная дорога протяженностью 265 км будет пересекать китайско-казахстанскую границу на КПП Бакту и соединится в Аягозе с железнодорожной веткой, ведущей из Центральной Азии в Сибирь, а далее - с Транссибирской магистралью5. Таким образом, будет сформирован новый международный железнодорожный маршрут, который свяжет Азию и Европу. По мере сопряжения строительства ЭПШП и государственной программы инфраструктурного развития Казахстана «Нурлы жол» сотрудничество между Китаем и Казахстаном становится все более тесным. Железная дорога Карамай-Бакту-Аягоз станет одним из железнодорожных маршрутов на ЭПШП, ее строительство будет способствовать повышению роли СУАР в качестве ключевой зоны ЭПШП. В 2016 г. Китай и Казахстан сделали важный шаг в финансовом сотрудничестве - они перешли на расчеты в юанях, что будет стимулировать развитие торговли двух стран и создавать благоприятные условия для инвестиций.

Передача китайского груза в Казахстане происходит на пограничном КПП Алашанькоу (КНР)-Достык (ранее Дружба), который начал функционировать в 1992 г. Через этот пограничный переход также осуществляется транзит грузов автомобильным транспортом из Китая в страны ЦА. В последние годы руководство СУАР стало уделять внимание перепрофилированию этого КПП на перевалку грузов в железнодорожном сообщении. Постоянно осуществляется обустройство железнодорожного пограничного перехода Алашанькоу-Достык на китайской территории. Начиная с 2003 г. МЖД КНР инвестировало по 500 млн. юаней в реконструкцию КПП, строительство новых станционных и складских помещений, расширение приемоотправочных путей, предназначенные для замены колесных пар или перегрузки вагонов. В 2015 г. на КПП действовало 24 перегрузочных линии, был построен крупнейший в Азии всепогодный закрытый перегрузочный центр, способный ежегодно обрабатывать 200 тыс. ДФЭ. Количество железнодорожных контейнеров, следующих через КПП Алашанькоу, стало значительно превышать показатели перевалки грузов на других китайских железнодорожных переходах с сопредельными странами, а ежегодный объем грузооборота КПП Ала-шанькоу стал превышать половину совокупного объема грузооборота 16 КПП СУАР6. В декабре 2012 г. Алашанькоу получил статус города уездного уровня, а в 2016 г. ГКРР определил КПП Алашанькоу в качестве важнейшего пропускного пункта в грузовых перевозках между КНР и странами Европы. КПП Алашанькоу превратился в крупнейший в Китае сухопутный международный порт: за двадцать лет после его открытия мощности по обработке грузов увеличились со 160 тыс. т в 1991 г. до более 28 млн. т в 2016 г.7 В период 12-й пятилетки (2010-2015 гг.) общее количество транзитных составов в западном направлении из направлении из КНР, прошедших через КПП Алашанькоу, составило 2075. Было перевезено 394 тыс. т грузов общей стоимостью 8,28 млрд. долл. США. В 2016 г. через КПП Алашанькоу

1 Ma Jingjing. Banking sector in Xinjiang steps up funding to support Belt, Road projects. - http://www. globalti mes.cn/content/1034597.shtml (Source: Global Times Published: 2017/2/23); Обобщение: инициатива «Пояс и путь» придает новый толчок развитию китайско-казахстанского сотрудничества. - http://russian.china.org.cn/business/txt/2017-11/14/ content_40622248.htm

2 Cargo train linking Central Asia, East China begins operation. - http://www.chinadaily.com. cn/m/xinjiang/urumqi_toutunhe/2017-04/22/content_17250086.htm; Why is the world so interested in Silk Road economic belt? - http://english.peopledaily. com.cn/90883/8505124.html

3 China, Kazakhstan to bolster economic, industrial capacity co-op. - http://www.chinadaily.com.cn/business/2016-12/07/content_20650989_2.htm; Китайские инвестиции в экономику Казахстана достигают 20 млрд долларов - генконсул КНР в Алматы. - http://russian.people.com.cn/n3/2016/1230/c31518-9161030.html

4 Казахстан в ближайшие 4 года инвестирует в транспортную инфраструктуру 11 млрд долларов США. -http://russian.people.com.cn/n3/2016/1201/c31519-9149249.html; Bai Shi. Development Paths Interlace. Kazakhstan's senate chairman applauds the Silk Road Economic Belt's progress. - http://www.bjreview.com/World/201612/t20161212_800074390.html

5 В фокусе внимания Китая: Китай и Казахстан планируют вместе работать над созданием нового трансевразийского транспортного коридора. - http://russian.people.com.cn/n3/ 2017/0329/c31518-9196358.html

6 В фокусе внимания Китая: Алашанькоу становится важным пунктом на Экономическом поясе Шелкового пути. -http://russian.people.com.cn/31520/index.html

7 Alataw Pass: Largest land port on Kazakhstan border in Xinjiang. - http://www.ecns.cn/visual/hd/2017/09-29/106807.shtml

прошло 1,2 тыс. международных железнодорожных составов из КНР в страны ЦА и Европы, которые перевезли 301 млн. т грузов1 Алашанькоу является главными воротами сухопутного импорта автомобилей из РФ и стран Европы -на КПП работает 13 предприятий, занимающихся ввозом в КНР готовых автомашин из-за рубежа. В 2016 г. через КПП Алашанькоу было ввезено в общей сложности 283 полностью собранных автомобилей, а в 2017 г. импорт автомобилей в Китай из России, Германии, ОАЭ и других стран превысит 1 тыс. ед.2

Из-за недостаточного развития сети автомобильных дорог в СУАР железная дорога Ляньюньган-Урумчи протяженностью 3,2 тыс. км сегодня является основной магистралью, которая связывает Синьцзян с остальными провинциями и автономными районами КНР. Магистраль временами перегружена китайскими грузами регионального значения. Неудовлетворительное состояние железнодорожной сети Казахстана, являющегося главным перевалочным звеном китайского грузопотока, также становится ограничителем роста транзита грузов из Китая и стран АТР в Европу. В последние годы объем транзитных перевозок по территории Казахстана составлял около 18 млн. т, тогда как в конце 1980-х гг. он превышал 100 млн. т. При этом на железнодорожный транспорт приходится лишь 5% объема этих перевозок. В 2014 г. из КНР в 13 ведущих стран Европы было перевезено 110 млн. т экспортных грузов. Однако, лишь 1,6 млн. т или около 1% общего объема экспортных грузов из КНР в страны Европы составили континентальные же-

3

лезнодорожные перевозки .

В течение долгого времени КПП Алашанькоу-Достык был единственным железнодорожным переходом на китайско-казахстанской границе. В 2013 г. был достроен участок железной дороги из Казахстана Жетыген-Алтынколь-Хоргос протяженностью 293 км, и казахстанская железная дорога соединилась с железнодорожной магистралью Цзинхэ-Инин-Хоргос (286 км), где был оборудован второй железнодорожный пункт пропуска. КПП Хоргос, ставший воротами нового дублирующего железнодорожного транзитного маршрута на запад через казахстанскую территорию, позволил в 2016 г. обеспечить обработку около 20 млн. т транзитных грузов. К 2020 г. КПП обеспечит увеличение объема транзита по казахстанской территории до 50 млн. т4. Открытие второго китайско-казахстанского железнодорожного пограничного перехода позволило на 500 км сократить расстояние транспортировки от Китая до южных областей Казахстана и стран Центральной Азии. Дублирующий международный железнодорожный коридор позволит Китаю освоить среднеазиатский рынок с населением 60 млн. человек, постепенно закрепиться на западно-азиатском и европейском рынках.

С середины 2014 г. из китайско-казахстанского международного терминала порта Ляньюньган поезда через КПП Хоргос и Алашанькоу стали прибывать в Алматы. Еженедельно в оба конца отправлялись два состава, груженные 100 контейнерами, а время в пути составляло 12 дней. С ноября 2016 г. грузовые поезда «Китай-Центральная Азия» стали пересекать границу Китая ежедневно, а всего по этому маршруту с 2014 г. до начала 2017 г. проследовало 328 поездов в Алматы5. В декабре 2016 г. только через КПП Хоргос проследовал юбилейный сотый грузовой состав «Китай-Центральная Азия» из порта Ляньюньган в Ташкент. В течение 2016 г. из города Ухань (провинция Хубэй) следовали грузовые маршруты в пять стран Центральной Азии. С февраля 2017 г. из Урумчи (СУАР) в Алматы стали отправляться скоростные грузовые поезда, пересекающие границу через КПП Хоргос вместо КПП Алашанькоу, что позволило сократить время транспортировки грузов по маршруту Урумчи-Алматы на 25% до 30 часов. Кроме того этот маршрут был продлен до Ирана и Турции, а в целом сегодня грузовые поезда из Урумчи в западном направлении достигают Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, России, Польши и Германии. СУАР самостоятельно формирует составы, направляющиеся в страны Европы. В 2016 г. через КПП Алашанькоу и Хоргос из СУАР было отправлено 223 грузовых составов в страны ЕС, а в 2017 г. это количество возрастет до 5006.

Следует выделить внутриполитические факторы, негативно сказывающиеся на планах формирования надежных транзитных коридоров в странах Центральной Азии (ЦА). Амбициозные планы лидеров политических элит стран ЦА. иногда доминируют над общими региональными интересами экономической интеграции. Часто происходит несогласованность с определением приоритетности в принятии инфраструктурных и других проектов в сфере экономики без согласования с другими членами ШОС. Велика коррумпированность государственных чиновников, ответственных за реализацию проектов, к тому же значительная часть местных руководителей не обладает достаточным опытом и экономическими знаниями. Неразвитость и разрозненность транспортных сетей стран Центральной Азии становится еще одним препятствием развития транзитной транспортной интеграции КНР и стран региона ЦА. По оценкам китайских специалистов Госсовета КНР, для приведения в надлежащее состояние инфраструктуры стран ЦА, прилегающих к «поясу и пути», в период 2016-2020 гг. потребуются совместные инвестиции в объеме более 11 трлн. юаней7. Анали-

1 В 2016 году через КПП Алашанькоу из Китая в страны ЦА и Европы прошло более 1200 товарных составов. -http://russian.people.com.cn/n3/2017/0123/c31518-9170347.html; В фокусе внимания Китая: Алашанькоу становится важным пунктом на Экономическом поясе Шелкового пути. - http://russian.people.com.cn/31520/index.html

2 China's largest land port expects car import boom. - http://en.people.cn/n3/2017/0320/c90000-9192286.html

Китайская сторона могла бы предоставить для транспортировки железнодорожным транспортом 80 млн т грузов, однако транзитные мощности казахстанских дорог не могли обработать эти объемы (China-Europe rail prospers as alternative to sea, air cargo. -http:// www.china.org.cn/business/2016-12/13/content_32939165.htm).

4 Xinjiang's Horgos opens new customs office. - http://www.chinadaily.com.cn/china/2016-08/19/content_26538046.htm

5 Xinjiang launches daily cargo train service to Central Asia. - http://www.china.org.cn/ business/016-12/01/content_39824695.htm

6 Faster train links Xinjiang to Kazakhstan. - http://www.china.org.cn/business/2017-02/26/ content_40361798.htm

7 Deng Yaqing. A Shared Path. While all concerned countries hope to benefit from the Silk Road Economic Belt, China needs to take on the role of coordinator. - http://www.bjreview.com/ business/txt/2014-07/07/content_628061_3.htm

тики АБР полагают, что в период до 2022 г. потребуется около 3 млрд. долл. США инвестиций для модернизации всей транспортной инфраструктуры стран ЦА1.

В начале 2016 г. руководство КЖК выступило с инициативой о строительстве ВСЖД по маршруту СУАР-Восточная Европа. Планируется, что скоростная железная дорога протяженностью 6 тыс. км протянется по маршруту СУАР (Урумчи, Инин)-Казахстан (Алматы)-Кыргызстан (Бишкек)-Узбекистан (Ташкент, Самарканд)-Туркменистан (Ашгабат)-Иран (Тегеран)-Турция2-Болгария. Стоимость строительства ВСЖД составит 150 млрд. долл. США, основные работы могут быть закончены в 2020 г., а в 2030 г. магистраль будет запущена в эксплуатацию. Новая дорога позволит грузовым контейнерным поездам развивать скорость в 120 км/час, пассажирским - 250-300 км/час и перевозить около 100 млн. т грузов в год3.

С 2014 г. действует прямой маршрут перевозки из Чанша в Ташкент. Грузовые поезда пересекают китайскую границу на погранпереходе Эрэн-Хото. В 2015 г. стали регулярными грузовые перевозки между Ланьчжоу и Алматы, а в июле 2016 г. открылся новый грузовой маршрут между Баотоу (АРВМ) и столицей Казахстана Астаной4. В ноябре 2016 г. был запущен международный грузовой железнодорожный маршрут, связывающий г. Шицзуйшань (Нинся-Хуэйский автономный район - НХАР) с Казахстаном. Первый поезд, отправленный по новому маршруту, 12 декабря прибыл в Алматы. Состав из 45 вагонов отправился со станции уезда Пинло г. Шицзуйшань, прошел через города Увэй и Цзяюйгуань (пров. Ганьсу), пересек границу через КПП Хоргос и прибыл в Алматы. Поезд перевез 2,8 тыс. т стального проката. Новый маршрут позволит сократить расстояние грузовых перевозок между НХАР и странами Центральной Азии, повысить конкурентоспособность металлургической продукции НХАР на рынке стран Центральной Азии. 20 ноября 2016 г. из г. Уланчаб (автономный район Внутренняя Монголия) был открыт новый маршрут в Алматы протяженностью 4,532 тыс. км5. Грузовой состав из 41 вагона, груженный оборудованием и строительными материалами, пересек северные и северо-западные районы КНР, КПП Хоргос и через 8 дней прибыл в пункт назначения. Из Алматы грузы будут распределяться по городам центральной и западной Азии. В феврале 2017 г. новый скоростной маршрут железнодорожных перевозок связал Сиань (пров. Шэньси) с Ташкентом, а время транспортировки контейнеров из вокзала Синьчжу в Сиане до столицы Узбекистана было сокращено с 18 до 15 дней6.

В 2015 г. общее количеству грузовых железнодорожных маршрутов из КНР в страны Центральной Азии1 и Европы составило 62, увеличившись на 17 маршрутов по сравнению с предыдущим годом8. В 2015 г. по этим маршрутам прошло в общей сложности 8159 грузовых составов, которые перевезли 47,4 тыс. контейнеров1, В 2016 г.

1 China, ADB can tap «belt and road» potential. - http://www.china.org.cn/business/2015-02/22/content_34868884.htm

2 В 2013 г. Президент Турции на встрече с делегацией ЦК КПК выразил готовность Турции участвовать в строительстве ЭПШП. В 2015 г. в Стамбуле был запущен в эксплуатацию железнодорожный туннель (четыре колеи) под Босфором на глубине 60 м, строительство которого обошлось в 4,1 млрд. долл. США. Длина морского туннеля составляет 13,6 км, в том числе подводная часть — 1,5 км. Туннель уже сегодня позволяет ежедневно перевозить 1,5 млн. человек. Сегодня в Турции действует высокоскоростная железная дорога (ВСЖД) Стамбул-Анкара, построенная с помощью китайских инвестиций и технологий, и в период до 2020 г. власти Турции планируют инвестировать 45 млрд. долл. США в расширение высокоскоростной железнодорожной сети. К этому времени будет построено более 6,5 тыс. км ВСЖД и около 4,8 тыс. км обычных железных дорог, что позволит Турции стать важным звеном евроазиатского транспортного коридора (Jin Dan (Сhinadaily.com.cn). How high-speed rail network transformed China's social landscape. - http://www.chinadaily.com.cn/m/qingdao/2017-01/05/content_27868346.htm).

3 New rail route proposed from Urumqi to Iran. - http://www.china.org.cn/business/2016-03/21/content_37123402.htm; Zhong Nan, Ren Xiaojin |(China Daily). Initiative to boost infrastructure, industries along route. - http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-04/14/ content_28925016.htm

4 Lan zhou-Almaty freight train service launched. - http://en.people.cn/nZ2015/0706/c90883-8915837.html; New freight train links Inner Mongolia, Kazakhstan. - http://www.chma. org.cn/business/2016-11/21/content_39750361.htm

5 New freight train links Inner Mongolia, Kazakhstan. - http://en.ce.cn/main/latest/2016 11/21/t20161121_17978346.shtml

6 Cargo train launched between Xi'an, Uzbekistan. - http://www.china.org.cn/business/2017-02/26/content_40361944.htm

В 2014 г. через КПП Алашанькоу прошли 53 железнодорожных грузовых составов, которые перевезли китайские товары в главные города Центральной Азии. В 2015 г. количество рейсов превысило 100, в 2016 г. составило 233 грузовых состава. В 2017 г. это количество должно возрасти до 400 (Xinjiang to run 400 westbound cross-border trains in 2017. - http:// www.china.org.cn/ business/2017-01/05/content_40049349.htm; Xinjiang to run 400 westbound cross-border trains in 2017. - http://en.ce.cn/main/latest/ 201701/06/t2017 0106_19422630.shtml; Li Nan. More Westbound Cross-border Trains. - http://www. вjreview.com.cn/World/201701/ t20170106_800084780.html).

8 «Healthy» Silk Road leads to healthier int'l cooperation. - http://www.globaltimes. cn/content/1029811.shtml (Source: Xinhua Published: 2017/1/20); Rail capacity boosted under new operational plan. - http://www.china.org.cn/wap/2017-05/ 17/content_38468747. htm

9 Китайские специалисты в области железнодорожных перевозок отмечают, что маятниковые евроазиатские железнодорожные маршруты на практике зачастую превращаются в поездки с обратным холостым пробегом - большинство грузовых поездов, прибывающих из Китая в Европу, на обратном пути из стран Старого Света в КНР идут полупустыми, а иногда и полностью порожними. В 2014 г. лишь 28 поездов из Европы были заполнены товарами, а в 2015 г. в КНР из Европы заполненными возвратились 265 составов. С момента открытия железнодорожного сообщения Иу-Европа 18 ноября 2014 г. по март 2017 г. по этому маршруту всего проследовало 131 грузовых поезда, из которых в Европу было отправлено 122 состава (10550 стандартных контейнеров, а в Китай осуществлено девять рейсов (527 контейнеров). Кроме того, руководство КЖК сетует на отсутствие достаточных производственных мощностей в западных провинциях КНР, что вызывает нехватку экспортных грузов и, как следствие, недогруз вагонов и контейнеров при прохождении железнодорожных составов через территорию западных провинций КНР (China-Europe freight trains bring vitality to ancient Silk Road. - http://en.ce.cn/ main/latest/201607/23/t20160723_14091364.shtml; Шелковый путь строится на рельсах. - http://russian.people. com.cn/n3/2016/1116/c31518-9142397.html; Железнодорожное сообщение «Китай-Европа» содействует строительству «Одного пояса, одного пути». - http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2017-04/18/content_ 40640394.htm).

1702 грузовых поезда по 40 международным евразийским железнодорожным линиям перевезли около 100 тыс. контейнеров с грузом на общую сумму 18 млрд. долл. США2. С начала перевозок и до мая 2017 г. по континентальному маршруту «Китай-Европа» в общей сложности было осуществлено свыше 3200 рейсов. В 2017 г. континентальные транзитные железнодорожные маршруты связывали 27 городов КНР3 с 28 городами 11 стран Европы4. Это самые короткие континентальные железнодорожные транспортные коридоры между Азией и Европой - они на 2,1 тыс. км короче маршрута Транссибирской магистрали от российских дальневосточных портов. Согласно планам Госсовета КНР, количество транзитных поездов на континентальных евроазиатских маршрутах в рамках реализации плана возрождения ЭПТТТП должно возрасти до 5 тыс. в 2020 г.5 В среднем время транспортировки товаров из КНР в страны Европейского Союза по суше сокращалось на 75% по сравнению с морскими перевозками, а стоимость железнодорожного транзита была на 65% меньше стоимости перевозки авиационным транспортом. Подавляющая часть грузов приходилась на малогабаритную электронику с высокой добавленной стоимостью, производимую в таких крупных высокотехнологичных центрах КНР как Чунцин, Чэнду, Чжэнчжоу и Сучжоу.

Организация Китаем этих коридоров центрального маршрута перевозок через имеющееся соединение с железнодорожной сетью Казахстана позволяет КНР диверсифицировать направления континентальных транзитных железнодорожных потоков. Если раньше Россия считалась единственным транспортным коридором между Европой и Азией, то сегодня у России появились конкурентные маршруты, которые в перспективе способны отобрать у РФ подавляющую часть евроазиатского транзита. Велика вероятность, что в условиях санкций, постоянного сокращения финансирования развития транспортной сети ОАО «РЖД» и мощностей дальневосточных портов эти дополнительные составы пойдут по альтернативным транспортным маршрутам в обход РФ.

1 China-Europe cargo trains create wealth. - http://en.ce.cn/main/latest/201701/15/t201701/15_14879898.shtml

2 Xi offering nations 'ride' on Silk Road. - http://www.china.org.cn/business/2016-12/18/content_39115896.htm; Railroads forecast to top 3 billion trips. - http:// www.chinadaily.com.cn/business/2017-08/04/content_27856853.htm; Mongolia vows to enhance China-Europe rail freight. - http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-10/08/content_28843059.htm

С 8 июня 2016 г. на всех поездах, следующих из Китая в Европу, имеется единый логотип - «Китайско-европейский экспресс». Поезда курсируют по определенным маршрутам, связывающим Китай со странами, прилегающими к ЭПШП, и европейскими государствами. Сегодня экспрессы следуют в зарубежные страны по трем основным маршрутам: восточному - через пограничные переходы Маньчжоули и Суйфэньхэ на границе с РФ, центральному - через КПП Эрэн-Хото на границе с Монголией и западному - через КПП Алашанькоу и Хоргос на границе с Казахстаном.

4 Hu Weijia. China's B&R initiative to stimulate global growth with Europe rail connections. - http://www.globaltimes. cn/content/1041976.shtml (Source: Global Times Published: 2017/4/11); Железнодорожное сообщение «Китай-Европа» содействует строительству «Одного пояса, одного пути». - http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-04/18/ content_40640394.htm

5 5,000 China-Europe cargo trains expected by 2020. - http://www.china.org.cn/china/0ff_the_Wire/2016-10/18/content_39513862. htm; Hu Weijia. China's B&R initiative to stimulate global growth with Europe rail connections. - http://www.globaltimes.cn/ content/1041976.shtml (Source: Global Times Published: 2017/4/11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.