С.Л. Сазонов
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ
Аннотация. В статье констатируется, что проект создания Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) был разработан руководством Китая в качестве долгосрочной стратегии сопряжения транспортных сетей Китая и стран Центральной Азии с перспективой их последующей трансформации в евразийский транзитный транспортный коридор. Автор полагает, что наиболее тесное взаимодействие в русле реализации этой стратегии осуществляется между Китаем и Казахстаном, когда транзитные потоки из стран АТР, формируемые в КНР, передаются Казахстану для дальнейшей маршрутизации в страны Центральной Азии и Европы. В доказательство этого положения в статье приводится анализ логистических систем, форм и методов трансграничной передачи транзитных экспортных грузов в китайско-казахстанском транспортном коридоре.
Ключевые слова: Центральная Азия, Китай, Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), транспортная стратегия, международный транзитный коридор, логистическая цепочка, перевозка грузов, транзитный потенциал, транспортная инфраструктура.
Вследствие непригодности дальневосточных портов РФ для обработки значительных объемов транзита, способных обеспечить рентабельную загрузку Транссиба, Китай воспользовался возможностью стать не только основным «впускным клапаном», но и «гене-
ральным диспетчером» евразийских внутриконтинентальных транзитных потоков. Ныне он определяет количество и направление маршрутов транзитных грузов через свою территорию, пополняя их за счет немалых объемов собственной продукции. Кроме того, учитывая преимущества своего геополитического положения в АТР и близость Центральной и Южной Азии, Китай приступил к формированию альтернативных железнодорожных и автомобильных коридоров «Азия—Европа».
Как известно, в «золотом сентябре» (по образному сравнению китайской прессы) 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин поочередно совершил государственные визиты в Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, где обсуждал перспективы укрепления евразийской экономической интеграции. За 10 дней поездки был подписан ряд документов, в том числе о выведении отношений со всеми странами ЦА на уровень «стратегического партнерства».
Во время этого визита китайский лидер, выступая в Астане с лекцией в Университете им. Н. Назарбаева, выдвинул инициативу по совместному созданию Китаем и странами Центральной и Юго-Восточной Азии «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века» (инициатива «Один пояс, один путь»). А в официальном документе Госкомитета по делам развития и реформ (ГКРР), Министерства иностранных дел и Министерства коммерции КНР, детализировавшем предложение Си Цзиньпина и опубликованном в марте 2015 г., основным направлением проекта «Один пояс, один путь» названо создание нового континентального моста между Европой и Азией и обеспечение взаимосвязи инфраструктуры участвующих сторон1.
Инициатива Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), насущно важная именно для стран ЦА в силу их внутриконтинен-тального положения, предусматривает решение ряда стратегических задач, среди которых «усиление политического взаимодействия, расширение строительства железнодорожных и автомобильных магистралей, которые свяжут страны Центральной Азии и Китай, содействие взаимовыгодной торговле, стимулирование взаимных инвестиций, расширение использования национальных валют во
внешнеторговых расчетах, создание зон свободной торговли и укрепление взаимопонимания»2. В перспективе объединенная транспортная сеть позволит сформировать транспортный коридор от стран АТРдо стран Западной Европы, объединив 18 азиатских и европейских
стран общей площадью 50 млн кв. км с населением в 3 млрд человек3.
Отсюда следует, что главную тяжесть усилий по формированию альтернативных железнодорожных и автомобильных коридоров «Азия—Европа» должен принять на себя проект ЭПШП (Сычоу чжилу цзинцзи дай). Однако он не исключает и «частных», двусторонних инициатив и усилий, направленных на достижение генеральной задачи строительства трансконтинентального моста, и не сводится к решению лишь транспортных проблем: его реализация позволит обеспечить усиление экономического и, следовательно, политического влияния Китая в странах Центральной, Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, Закавказья, Восточной Европы.
Центральная Азия является первым по очередности и весьма важным направлением ЭПШП. Активное внедрение Китая в Центральную Азию (ЦА) стало результатом признания потенциала этого региона как ключевого звена евразийского транспортного коридора. Географическая близость к КНР и общая с ней граница протяженностью более 3,3 тыс. км, относительная внутриполитическая стабильность, расположенность к созданию транспортных коридоров в силу проводимого центральноазиатскими государствами курса на диверсификацию экспортных поставок — все это делает регион Центральной Азии (ЦАР) чрезвычайно привлекательным для КНР в плане реализации ее инфраструктурных задач.
Китай граничит с Казахстаном (протяженность общей границы
1,7 тыс. км), Кыргызстаном и Таджикистаном и отдален небольшим расстоянием от Узбекистана и Туркменистана4. К настоящему времени КНР является главным торговым партнером Казахстана и Туркменистана5, вторым по объему товарооборота для Кыргыз-стана6 и Узбекистана7 и третьим — для Таджикистана8.
На 13-м заседании глав правительств ШОС (Астана, декабрь 2014 г.) премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что именно Казахстан становится для Китая «основными транспортными воротами» в Центрально-Азиатский регион и рассматривается руково-
50 Л^ОЛ^^^
■■■III
or--,-,-,-,-,-
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. Объем торговли КНР с пятью странами Центральной Азии, млрд долл. Источник: China-Central Asia trade accelerates. URL: http://english. people.com.cn/ 90883/84262 20.html; Чжунхуа жэньминь гунхэго гоцзя тунцзицзюй : [Государственное бюро статистики КНР]. URL: http://data.stats.gov.cn/workspace/index jsessionid=480C0531DF8743FA75E0E19A32729B5A?m=hgnd
дством КНР в качестве главного звена будущей евроазиатской трансконтинентальной транзитной магистрали9. Очевидно, что и Казахстан стремится привлечь к себе подавляющую часть континентального грузопотока «Азия—Европа» и увеличить объемы транзитных перевозок с 80 млн т (в 2015 г.) до 170 млн т в 2020 г.10, наращивая доходы от евроазиатского транзита с нынешних 800 млн долл.11
12
до 2 млрд в 2020 г. и 10 млрд в 2050 г.
В настоящее время начата работа по сопряжению китайской инициативы ЭПШП и казахстанской государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» («Светлый путь»). В мае 2015 г. в г. Сиань состоялся первый международный таможенный форум, на котором представители 70 стран обсуждали перспективы развития проекта ЭПШП. В рамках форума Китай и Казахстан договорились о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) в крупных го-
13
родах вдоль железных дорог, проходящих вдоль Пути .
В 2016 г. Казахстан в рамках ШОС занял 1-е место по объемам привлеченных китайских ПИИ. В 2016 г. общий объем китайских ПИИ в более чем 40 крупных проектов в Казахстане составил 20 млрд долл., причем большая часть инвестиций была направлена именно на сооружение и реконструкцию транспортной инфраструк-
14
туры .
В ходе сопряжения ЭПШП и проекта «Нурлы жол» сотрудниче-
ство между Китаем и Казахстаном будет расширяться и далее. В марте 2017 г. местные власти округа Тачэн (СУАР) и правительство Казахстана пришли к соглашению о начале строительства железной дороги Тачэн—Аягоз (Казахстан). Железная дорога протяженностью 265 км пересечет китайско-казахстанскую границу на контрольно-пропускном пункте (КПП) Бакту и соединится в Аягозе с железнодорожной веткой, идущей из Центральной Азии в Сибирь, и далее состыкуется с Транссибирской магистралью15. Таким образом, будет сформирован новый международный железнодорожный маршрут, который свяжет Азию и Европу.
Сопредельной Казахстану китайской территорией и важнейшим средоточием всех евразийских транзитных маршрутов КНР является
СУАР, а основными коммуникационными «узлами» — контрольно-пропускные пункты на китайско-казахстанской границе Ала-шанькоу и Хоргос, через которые транспортные потоки направляются в более 30 стран Евразии. В СУАР уже функционируют 111 международных автомобильных и железнодорожных логистических маршрутов в 5 соседних стран — Монголию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Пакистан, в том числе 54 международных пассажирских линии и 57 международных грузовых линий.
В 2016 г. объем грузооборота СУАР достиг 3,46 млн т16. Ввиду успешности развития международной торговли в Синьцзяне разра-
батываются планы по учреждению в Урумчи международного регионального финансового центра и последующего создания ЗСТ «Китай—Центральная Азия», аналогичной модели сотрудничества «Ки-тай—АСЕАН»17.
В 2016 г. объем внешней торговли Автономного района с 5 странами Центральной Азии превысил 20 млрд долл. и составил около
70 % от общего внешнеторгового оборота СУАР18. Крупнейшим торговым партнером СУАР в 2016 г. оставался Казахстан, на долю которого пришлось 28,5 % объема внешней торговли автономного района19 (в стоимостном выражении — 7,88 млрд долл.)20. В 2016 г. грузооборот между двумя сторонами составил 8,3 млн т21, а в 2017 г. он должен возрасти до 10,99 млн т22.
Передача китайского груза в Казахстане производится на пограничном КПП Алашанькоу (СУАР КНР) — Достык (ранее — Дружба), который начал функционировать в 1992 г. Через этот пограничный пункт проходит и автомобильный транзит грузов из Китая в страны ЦАР. В последние годы руководство СУАР стало уделять внимание перепрофилированию этого КПП на перевалку железнодорожных грузов. Китайская сторона постоянно модернизирует свой сектор железнодорожного пограничного перехода Алашань-коу—Достык. Так, с 2003 г. Министерство железных дорого КНР инвестировало по 500 млн юаней в реконструкцию КПП, строительство новых станционных и складских помещений, расширение приемоотправочных путей, предназначенных для замены колесных пар или перегрузки вагонов23. Объемы контейнерных перевозок, осуществляемых через КПП Алашанькоу, ныне значительно превышают показатели других китайских пограничных железнодорожных переходов.
Здесь стоит отметить, что прямое железнодорожное сообщение КНР с Россией, Казахстаном, Монголией, КНДР и Вьетнамом осуществляется всего через 12 пограничных железнодорожных переходов. Работа пограничных станций во многом осложнена разницей ширины колеи. Если в КНР она составляет 1435 мм, в России — 1520, в Монголии — 1524, то во Вьетнаме — 1535 и 1000 мм. Поэтому приходится производить перегрузку либо в отдельных случаях осуществлять перестановку вагонов на колесные пары другой ширины, что приводит к задержкам при пересечении границы, а время обработки составов попадает в зависимость от мощности перегрузочного оборудования.
В 2016 г. ГКРР определил КПП Алашанькоу в качестве важнейшего пропускного пункта грузоперевозок между КНР и странами Европы24. КПП превратился в крупнейший в Китае сухопутный международный порт: за 20 лет после открытия его мощности по обработке грузов увеличились со 160 тыс. т в 1991 г. до более 28 млн т в 2016 г.25
В течение долгого времени КПП Алашанькоу—Достык оставался единственным железнодорожным переходом на китайско-казахстанской границе. Но в 2013 г. был достроен 293-километровый
участок железной дороги из Казахстана Жетыген—Алтынколь—Хор-гос, и казахстанская железная дорога соединилась с 286-километровой железнодорожной магистралью Цзинхэ—Инин—Хоргос, где был оборудован второй железнодорожный пункт пропуска — КПП Хор-гос. Он стал воротами нового дублирующего железнодорожного транзитного маршрута на запад через казахстанскую территорию, позволил в 2016 г. обеспечить обработку около 20 млн т транзитных грузов26. КПП расположен в 378 км от Алматы и обладает более явными географическими преимуществами по сравнению с КПП Ала-шанькоу, поскольку позволяет значительно сократить маршрут транспортировки грузов из провинций Западного Китая до крупнейшего города Казахстана. В 2015 г. статус железнодорожного КПП
Хоргос—Алтынколь был повышен с двустороннего до международ-
27
ного27.
К 2020 г. КПП Хоргос обеспечит увеличение объема транзита по казахстанской территории до 50 млн т28. Его открытие как второго китайско-казахстанского железнодорожного пограничного перехода позволяет на 500 км сократить расстояние транспортировки от Китая до южных областей Казахстана и стран Центральной Азии. Дублирующий международный железнодорожный коридор даст Китаю возможность освоить среднеазиатский рынок с населением 60 млн человек и закрепиться на западноазиатском и европейском
29
рынках .
С ноября 2016 г. грузовые поезда Китай—Центральная Азия стали пересекать границу Китая ежедневно, а всего по этому маршруту с 2014 г. до начала 2017 г. в Алматы проследовало 328 поездов30. С февраля 2017 г. из Урумчи (СУАР) в Алматы стали отправляться скоростные грузовые поезда, пересекающие границу в КПП Хоргос вместо КПП Алашанькоу, что позволило сократить время транспортировки грузов по маршруту Урумчи—Алматы на 25 % до 30 часов31. Этот маршрут был продлен до Ирана и Турции, и сегодня грузовые поезда из Урумчи в западном направлении следуют до Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, России, Польши и Германии. СУАР самостоятельно формирует составы, направляющиеся в страны Европы. В 2016 г. через КПП Алашанькоу и Хоргос из СУАР было отправлено
223 грузовых составов в страны ЕС, а в 2017 г. это количество возрастет до 50032.
Успешно продвигается и ряд других транспортных проектов. Так, стартовавшее в апреле 2014 г. в СУАР сооружение железнодорожной ветки Карамай—Тачэн увенчало стремление Китая получить третью железную дорогу в районе китайско-казахстанской границы, где, как уже указывалось, действуют пока две железнодорожные магистрали, пересекающие китайско-казахстанскую границу на КПП Алашанькоу и Хоргос. На западе железная дорога Карамай—Тачэн будет состыкована с маршрутом Тачэн—Аягоз и уже действующими железнодорожными линиями в Казахстане. Так появится еще один транспортный коридор в Центральную Азию и Европу и будет сформирован новый транзитный маршрут, который
позволит странам Европы и ЦА получить выход к Бохайскому за-
33
ливу .
С 2014 г. действует прямой маршрут из г. Чанша в Ташкент. Грузовые поезда пересекают китайскую границу на погранпереходе
Эрэн-Хото34. В 2015 г. стали регулярными грузовые перевозки между Ланьчжоу и Алматы35, а в июле 2016 г. открылся новый грузовой маршрут между Баотоу (АРВМ) и Астаной36. В ноябре 2016 г. был пущен в эксплуатацию международный грузовой железнодорожный маршрут, связывающий г. Шицзуйшань (Нинся-Хуэйский автономный район — НХАР) с Казахстаном. Новый маршрут позволит сократить расстояние грузовых перевозок между НХАР и странами
Центральной Азии, повысить конкурентоспособность металлургической продукции автономного района на рынке ЦА37.
20 ноября 2016 г. состоялось открытие нового маршрута из г. Уланчаб (АРВМ) в Алматы протяженностью 4,532 тыс. км38. Грузовой состав из 41 вагона, груженый оборудованием и строительными материалами, пересек северные и северо-западные районы КНР, КПП Хоргос и через 8 дней прибыл в пункт назначения. Из Алматы грузы будут распределяться по городам центральной и западной Азии39.
В феврале 2017 г. новый скоростной маршрут железнодорожных перевозок связал Сиань (Шэньси) с Ташкентом, а время транспор-
тировки контейнеров из Синьчжу в Сиане до столицы Узбекистана было сокращено с 18 до 15 дней40.
Несмотря на очевидные успехи в деле расширения международной транспортной сети в ЦА, есть и обстоятельства, препятствующие планам формирования надежных транзитных коридоров в странах региона.
Так, амбициозные устремления центральноазиатских властных элит порой заглушают общие интересы региональной экономической интеграции. В рамках ШОС зачастую имеет место несогласованность в расстановке приоритетов в очередности планируемых инфраструктурных и других экономических проектов. В ЦА велика коррумпированность государственных чиновников, ответственных за реализацию проектов, к тому же значительная часть местных руководителей обладает недостаточным опытом и экономическими знаниями.
Неразвитость и разрозненность транспортных сетей в Центральной Азии становится еще одним препятствием на пути транзит-но-транспортной интеграции КНР и стран региона. Неудовлетворительность состояния железнодорожной сети свойственна даже Казахстану, являющемуся главным перевалочным узлом китайского грузопотока. Это ограничивает рост транзитных перевозок из Китая и стран АТР в Европу. В последние годы объем транзита по территории Казахстана составлял около 18 млн т, тогда как в конце 1980-х гг. он превышал 100 млн т. При этом на железнодорожный транспорт приходится лишь 5 % этого объема41. (В 2014 г. из КНР в 13 ведущих стран Европы было поставлено 110 млн т экспортных грузов. Однако лишь 1,6 млн т, или около 1 % общего объема этого экспортного грузопотока, составили континентальные железнодорожные перевозки. Китайская сторона могла бы предоставить для транспортировки 80 млн т грузов, однако железнодорожные мощности транзитера — Казахстана оказались недостаточными для обработки таких объемов)42.
По оценкам китайских специалистов Госсовета КНР, для приведения в надлежащее состояние инфраструктуру стран ЦА, прилегающих к Поясу, в период 2016—2020 гг. потребуется совместных инвестиций в объеме более 11 трлн юаней43. А аналитики АБР пола-
гают, что в период до 2022 г. для модернизации всей транспортной
инфраструктуры стран ЦА понадобится около 3 млрд долл.44
Но как бы то ни было, но к 2015 г. общее количество грузовых железнодорожных маршрутов из КНР в страны Центральной Азии и Европы составило 6245, увеличившись на 17маршрутов по сравнению с
предыдущим годом46. В 2015 г. по этим маршрутам прошло в общей
сложности 81547 грузовых составов, которые перевезли 47,4 тыс.
контейнеров48. А в 2016 г. 1702 грузовых поезда по 40 международным евразийским железнодорожным линиям49 перевезли около 100 тыс. контейнеров с грузом на общую сумму 18млрд долл.50 С начала перевозок
(в марте 2011 г.) и до мая 2017 г. по континентальному маршруту «Китай-Европа» в общей сложности было осуществлено свыше 3700 рейсов51. В 2017 г. континентальные транзитные железнодорожные маршруты связывали 27городов КНР с 28 городами 11 стран Европы52.
Это самые короткие континентальные железнодорожные транспортные коридоры между Азией и Европой: они на 2,1 тыс. км короче мар-
шрута Транссибирской магистрали от российских дальневосточных
53
портов .
Согласно планам ГКРР, количество транзитных поездов на континентальных евроазиатских маршрутах в рамках реализации проекта ЭПШП должно возрасти до 5 тыс. в 2020 г.54 В среднем время транспортировки товаров из КНР в страны Европейского союза по суше уже сократилось на 75 % по сравнению с морскими перевозками, а стоимость железнодорожного транзита стала на 65 % ниже стоимости перевозки авиатранспортом55. Подавляющая часть грузов приходится на малогабаритную электронику с высокой добавленной стоимостью, производимую в таких крупных высокотехнологичных центрах КНР, как Чунцин, Чэнду, Чжэнчжоу и Сучжоу56.
Формирование Китаем коридоров через имеющееся соединение с центральноазиатской железнодорожной сетью (в которой Казахстан играет особую роль) позволяет КНР диверсифицировать направления континентальных транзитных железнодорожных потоков. Если раньше Россия считалась единственным транспортным коридором между Европой и Азией, то сегодня появились конкурентные маршруты, которые в перспективе способны отвлечь от РФ подавляющую часть евроазиатского транзита. Велика вероятность, что в условиях санк-
ций, постоянного сокращения финансирования на цели развития как транспортной сети ОАО «РЖД», так и мощностей дальневосточных портов увеличивающийся грузопоток пойдет из Китая по альтернативным транспортным маршрутам в обход России.
Примечания
1 «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Документ Госкомитета по делам развития и реформ, Министерства иностранных дел и Министерства коммерции КНР (издано с санкции Госсовета КНР). 28.03.2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/tl254925.shtml
2 Zhao Shengnan, Zhao Yinan, Mo Jingxi. Pacts to boost economic cooperation. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2013-11/29/content_17139294.htm; Xi's statements on the Belt and Road Initiative. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ china/2017-04/15/content_ 28940829.htm
3 New Silk Road. URL: http://www.bjreview.com.cn/This_Week/2016-01/25/ content_5931 03.htm
4 «Belt and Road» Initiative turning point for Chinese economy. URL: http:// www.china.org.cn/business/2015-04/05/content_35249612.htm
5 Zhao Shengnan, Zhao Yinan, Mo Jingxi (China Daily). Pacts to boost economic cooperation. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2016-11/29/content_1713 9294.htm
6 China, Kyrgyzstan enhance cooperation on production capacity, security. URL: http://news. xinhuanet.com/english/video/2016-11/03/c_135802780.htm
7 За 25 лет сотрудничество между Китаем и Узбекистаном получило всестороннее развитие — посол Сунь Лицзе. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/ txt/2017-01/04/ content_40033325.htm
8 China-Сentral Asia trade accelerates. URL: http://english.people.com.cn/9088 3/8426220.html
9 Premier Li attends 13th prime ministers' meeting of SCO. URL: http://en.ce.cn/ main/latest/2014 12/15/t20141215_4126509.shtml
10 Countdown to Belt and Road, China aims high for shared prosperity. URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2017-04/14/content_28930395.htm
11 Cargo train linking central Asia, east China begins operation. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/m/xinjiang/urumqi_toutunhe/2017-04/22/content_1725008 6.htm
12 Why is the world so interested in Silk Road economic belt?. URL: http:// english.peopledaily.com.cn/90883/8505124.html
13 КНР и Казахстан создадут зону свободной торговли в крупных городах вдоль железных дорог. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0602/c31518-890 0903.html
14 China, Kazakhstan to bolster economic, industrial capacity co-op. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/business/2016-12/07/content_20650989_2.htm; Китайские инвестиции в экономику Казахстана достигают 20 млрд долл. — генконсул КНР в Алматы. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/1230/c31518-916103 0.html
15 В фокусе внимания Китая: Китай и Казахстан планируют вместе работать над созданием нового трансевразийского транспортного коридора. URL: http:// russian.people.com.cn/n3/ 2017/0329/c31518-9196358.html
16 СУАР становится логистическим узлом на Экономическом поясе Шелкового Пути. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-04/14/content_40622 668.htm
17 Xinjiang aims for financial hub on economic belt. URL: http://en.ce.cn/main/ latest/201611/09/t 20161109_3874142.shtml; Ren Qi. Countries look to extend economic cooperation. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-03/23/con tent_28650979.htm
18 Объем торговли с пятью странами ЦА составил 70 % общего внешнеторгового оборота Синьцзяна. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2015-11/ 25/content_313046 64.htm; В январе—феврале товарооборот китайского Синьцзяна с Казахстаном вырос на 77,9 %. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/ 2017-03/31/content_40536317. htm
19 Казахстан остался крупнейшим торговым партнером китайского Синьцзяна. URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2017/0306/c31519-9186280.html
20 Ma Jingjing. Banking sector in Xinjiang steps up funding to support Belt, Road projects. URL: http://www.globaltimes.cn/content/1034597.shtml (Source: Global Times Published: 2017/2/23); Обобщение: инициатива «Пояс и путь» придает новый толчок развитию китайско-казахстанского сотрудничества. URL: http:// russian.china.org.cn/business/txt/2017-04/14/ content_40622248.htm
21 Xinjiang foreign trade soars 70 % in first two months. URL: http://www. chinadaily.com.cn/ business/2017-03/31/content_28760174.htm
22 Казахстан и Китай увеличат объем железнодорожных перевозок на 33 % в 2017 году. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0306/c31519-91862 22.html
23 China's largest inland port foreign trade up. URL: http://english.people. com. cn/90778/7728814. html
24 Xinjiang launches daily cargo train service to Central Asia. URL: http://www. china.org.cn/business/2016-12/01/content_39824695.htm
25 Alataw Pass: Largest land port on Kazakhstan border in Xinjiang. URL: http:// www.ecns. cn/visual/hd/2016/09-29/106807.shtml
26 Xinjiang's Horgos sees booming border trade. URL: http://www.chinadaily. com.cn/business/ 2017-04/12/content_28892824.htm
27 China-Kazakhstan trade center sees surge in visitors. URL: http://www. china.org.cn/business/2016-11/14/content_39696677.htm; в 2016 г. МЦПС «Хоргос» на китайско-казахстанской границе посетило более 5 млн человек. URL: http:// russian.china.org.cn/business/txt/2017-01/06/content_40052764.htm
28 Xinjiang's Horgos opens new customs office. URL: http://www.chinadaily. com.cn/china/2016-08/ 19/content_26538046.htm
29 Чжан Чуньсянь. В Синьцзяне началась реализация стратегии «Один пояс, один путь». URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2016-03/04/content_3495 0827.htm; China opens Horgos railway port in Xinjiang. URL: http://www.chinadaily. com.cn/business/2016-06/08/ content_25653257.htm
30 Xinjiang launches daily cargo train service to Central Asia. URL: http://www. china.org.cn/business/016-12/01/content_39824695.htm
31 Сборочный центр железнодорожных рейсов в Урумчи отправил первый грузовой состав в направлении погранперехода в Хоргосе. URL: http://russian. china.org.cn/business/txt/2017-02/26/content_40360617.htm
32 Faster train links Xinjiang to Kazakhstan. URL: http://www.china.org.cn/busi ness/2017-02/26/ content_40361798.htm
33 Xinjiang to promote Silk Road economic belt. URL: http://news.xinhuanet. com/english/china/ 2016-01/16/c_133051160.htm
34 Запущен маршрут перевозки товаров из Центрального Китая в Минск. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2017-01/20/content_40146751.htm; Mongolia vows to enhance China-Europe rail freight. URL: http://www.chinadaily. com.cn/business/2017-04/08/ content_28843 059.htm
35 Lanzhou-Almaty freight train service launched. URL: http://en.people.cn/n/ 2015/0706/c90883-8915 837.html
36 New freight train links Inner Mongolia, Kazakhstan. URL: http://www.chma. org.cn/ business/2016-11/21/content_39750361.htm
37 Открыт маршрут международных железнодорожных грузовых перевозок Шицзуйшань (Нинся)—Казахстан. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/ 1117/c31518-9143195.html
38 New freight train links Inner Mongolia, Kazakhstan. URL: http://en.ce.cn/ main/latest/2016 11/21/t20161121_17978346.shtml
39 Из Внутренней Монголии в Казахстан отправился грузовой состав. URL: http://russian. china.org.cn/exclusive/txt/2016-11/20/content_39747305.htm
40 Cargo train launched between Xi'an, Uzbekistan. URL: http://www.china. org.cn/business/ 2017-02/26/content_40361944.htm
41 China's largest inland port foreign trade up. URL: http://english.people. com.cn/90778/7728814. html
42 China-Europe rail prospers as alternative to sea, air cargo. URL: http://www. china.org.cn/ business/2014-12/13/content_32939165.htm
43 Deng Yaqing. A Shared Path. While all concerned countries hope to benefit from the Silk Road Economic Belt, China needs to take on the role of coordinator. URL: http://www.bjreview.com/ business/txt/2014-07/07/content_628061_3.htm
44 China, ADB can tap «belt and road» potential. URL: http://www.china.org.cn/ business/2015-02/ 22/content_34868884.htm
45 «Healthy» Silk Road leads to healthier int'l cooperation. URL: http://www. globaltimes. cn/content/1029811.shtml // Xinhua. 2017/1/20.
46 Rail capacity boosted under new operational plan. URL: http://www.chma. org.cn/wap/2017-05/ 17/content_38468747.htm
47 China-Europe freight trains bring vitality to ancient Silk Road. URL: http:// en.ce.cn/ main/latest/201607/23/t20160723_14091364.shtml; Шелковый путь строится на рельсах. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/1116/c31518-914239 7.html; Железнодорожное сообщение «Китай—Европа» содействует строительству «Одного пояса, одного пути». URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/ 2017- 04/18/ content_40640394.htm
48 China—Europe cargo trains create wealth. URL: http://en.ce.cn/main/latest/ 201701/ 15/t201701/15_14879898.shtml
49 Xi offering nations 'ride' on Silk Road. URL: http://www.china. org.cn/busi ness/2016-12/18/ content_39115896.htm; Railroads forecast to top 3 billion trips. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/ business/2017-01/04/content_27856853.htm
50 Объем перевозок по маршруту Азия — Европа по территории Казахстана, России, Беларуси вырос в 2 раза — АО «ОТЛК». URL: http://russian.people. com.cn/n3/2016/1231/c31519-9161500.html; Mongolia vows to enhance China— Europe rail freight. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ business/2017-04/08/cont ent_28843059.htm
51 China-Europe train services see robust growth. URL: http://www.china.org.cn/ business/2017-04/21/content_40666978.htm
52 Hu Weijia. China's B&R initiative to stimulate global growth with Europe rail connections. URL: http://www.globaltimes.cn/content/1041976.shtml (Source: Global Times Published: 2017/4/11); Железнодорожное сообщение «Китай—Европа» содействует строительству «Одного пояса, одного пути». URL: http://russian.china. org.cn/exclusive/txt/2017-04/18/content_40640394.htm
53 Faster train links Xinjiang to Kazakhstan. URL: http://www.china.org.cn/busi ness/2017-02/26/ content_40361798.htm
54 5,000 China-Europe cargo trains expected by 2020. URL: http://www.cMna. org.cn/china/Ofr_the_Wire/2016-10/18/content_39513862.htm; Hu Weijia. China's B&R initiative to stimulate global growth with Europe rail connections. URL: http:// www.globaltimes.cn/content/1041976.shtml (Source: Global Times Published: 2017/4/11).
55 CPEC's concept of «one corridor with multiple passages» realized. URL: http:// en.ce.cn/main/latest/ 201611/15/t20161115_17815213.shtml
56 Forbes praises China's Belt and Road for reviving trans-continental rail transport. URL: http://www. ecns.cn/2016/01-30/197694.shtml