К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИИ
УДК 93 © М. А. Кожевина, 2010
Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития
М. А. Кожевина *
Выделяются основные этапы развития милицейского образования в России, определяются ключевые моменты в развитии, повлиявшие на качественные изменения в организации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел. Определены место и роль Омской академии МВД России в этом процессе.
Ключевые слова: система профессионального образования, милицейское образование,
Омская академия МВД России.
В момент возникновения Советского государства милиция формировалась на основе представлений о необходимости всеобщего вооружения народа . Но за короткий период из общественного органа защиты интересов трудящихся она была превращена в структуру власти и уже с мая 1918 г. имела постоянный штат и исполняла специальные функции . Именно с этого времени начинает складываться опыт кадровой политики НКВД РСФСР.
Организационный период формирования системы милицейского образования приходится на 1918— 1922 гг. Первые советские милицейские курсы появились в 1918 г. С 1920 г. школы и курсы организовывались повсеместно . Они назывались по-разному: командно-технические курсы милиции, курсы красных милиционеров, милицейские курсы, школы милиционеров и т п
Особое место в истории милицейской школы занимали Омские или Общесибирские курсы милиции Сибирский регион, оторванный от центра гражданской войной и иностранной интервенцией, вынужден был автономно организовывать мирную жизнь, создавая собственные органы власти . Милиция привлекала в свои ряды всех желающих и сочувствующих
17 апреля 1920 г. Сибревком издал приказ о начале работы курсов подготовки кадров для милиции 1 Одновременно на местах создавались губернские курсы . Вместе с ними 17 августа 1920 г. был организован показательный отряд из 200 пеших и 100 конных милиционеров . Он являлся чисто военной организацией, но одновременно осуществлял теоретическую подготовку милиционеров . В 1921 г. курсы и показательный отряд были объединены в Общесибирские курсы милиции . 15 августа 1921 г. курсы были переименованы в Высшие сибирские командные курсы советской рабоче-крестьянской милиции Значительно повышался статус курсов . Они становились учебным заведениями, готовящими специалистов более высокой квалификации
Важно отметить, что Омские курсы были неотъемлемой частью складывающейся в стране системы подготовки сотрудников милиции Выделялось три типа школ и курсов Первый и второй тип создавался во всех губерниях, областях или округах в целях подготовки старших милиционеров и первоначальных агентов уголовного розыска . Курсы третьего типа — высшие — готовили средний командный состав . В России такие курсы были только в Петрограде и в Омске
* Постоянный автор нашего журнала .
Однако создаваемые милицейские курсы независимо от статуса осуществляли лишь первичное профессиональное обучение . Но они и не могли претендовать на более высокий уровень профессиональной подготовки хотя бы в силу того, что значительная часть обучающихся была неграмотной и малограмотной. В некоторых губерниях количество неграмотных милиционеров доходило до 25%, процент малограмотных в милиции составлял 30-35 2, поэтому в программы милицейских курсов и школ был включен раздел по общеобразовательным предметам
Такое решение согласовывалось с государственной политикой ликвидации безграмотности среди населения Республики 3 . В соответствии с Декретом СНК от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» все курсы подготовки милицейских кадров одновременно являлись школами первой ступени единой трудовой школы 4 .
Следующий этап развития милицейского образования связан с развитием специальных школ и охватывает период с 1922 г. по 1952 г.
15 ноября 1922 г. в жизни Высших курсов произошли качественные изменения. Приказом ГУМ НКВД РСФСР Первые Петроградские и Вторые Омские высшие курсы комсостава милиции соответственно переименовывались в Первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции 5 . Таким образом были приведены в соответствие содержание работы и форма курсов Они готовили командиров милиции среднего звена, присвоение статуса школы расширяло эти возможности
Совершенствование школьной работы связано и с приказом НКВД РСФСР от 19 мая 1928 г. , согласно которому три школы среднего начсостава милиции и четыре школы младшего начсостава милиции были преобразованы в школы НКВД (с 1-й по 7-ю) административно-милицейских работников Омская школа получила название 2-я школа административно-милицейских работников НКВД РСФСР В ней, наряду с милицейским и уголовнорозыскным отделениями, открывалось пенитенциарное отделение Новые учебные заведения создавались по принципу единых трудовых школ, имели несколько ступеней образовательного процесса и обеспечивали обучение всех категорий работников милиции одновременно
Великая Отечественная война качественно изменила кадровый корпус милиции Приход в милицию демобилизованных офицеров и солдат оказал благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, но в большинстве своем они не обладали специальными знаниями, а порой элементарными профессиональными навыками В первый послевоенный год в школах и на курсах милиции обучалось
4680 человек, от общего числа работающих в органах милиции это составляло 1,3% (подсчеты М. К.) 6, всего же в милиции имеющих специальное образование было около 10% 7. Следовательно, остальные осваивали профессию прямо «на рабочем месте»
8 февраля 1947 г. был издан приказ Министерства внутренних дел СССР «О мероприятиях по подготовке и переподготовке руководящих и оперативных кадров милиции». Этот документ определил мероприятия по совершенствованию учебновоспитательного процесса в милицейских учебных заведениях В соответствии с приказом Омская межобластная школа милиции МВД СССР наравне с другими школами страны была переименована в школу начальствующего состава милиции МВД СССР с двухгодичным сроком обучения
Постановление Совета Министров СССР «О реорганизации учебных заведений Министерства государственной безопасности СССР» 15 июня 1952 г. положило начало формированию милицейского образования как отрасли государственной системы юридического образования и новому этапу развития Происходит переход от принципа обучения профессии милиционера к принципу профессионального образования сотрудника милиции Система становится менее замкнутой, более открытой и доступной для внедрения новых образовательных технологий и многолетнего опыта гражданской системы подготовки специалистов Высшая школа милиции преобразовывалась в высшее юридическое учебное заведение, а шесть школ милиции (Саратовская, Ташкентская, Одесская, Хабаровская, Горьковская и Ленинградская) — в средние специальные учебные заведения типа юридических школ с задачами подготовки начальствующего состава для органов милиции 8 .
В мае 1955 г. был издан приказ МВД СССР о реорганизации еще семи школ милиции, в том числе и Омской, в средние специальные школы милиции МВД СССР с двухгодичным сроком обучения 9 В школу принимались лица, имеющие законченное среднее образование По окончании средней специальной школы милиции выпускникам присваивались квалификация юриста и специальное звание «лейтенант милиции»
В ноябре 1955 г в Омской специальной школе милиции, как и в других аналогичных учебных заведениях, было открыто заочное отделение с набором 300 человек и сроком обучения 3 года. В 1959 г. комиссия УУЗ МВД СССР в акте по итогам проверки школы отметила: «В целом в работе Омской школы имеются положительные стороны, свидетельствующие о том, что коллектив с задачами учебно-воспитательной работы справляется По уровню образования, опыту работы и деловым качествам личный состав занимаемым должностям соответствует Политико-моральное со-
1922 года.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 46/с. О введений в действие нового положения, учебного плана и штатов школ среднего комсостава милиции.
№ 46/с. Москва, 15 ноября 1922 года.
§1.
Приказы Милиции Республики от 9-го декабря 1921 г. за № 465 и от 15-го мая 1922 г. за № 29/с настоящим приказом отменяются.
§ 2.
При сем об'являю:
а) Положение о школах среднего комсостава милиции.
б) Учебный план школ среднего комсостава милиции и
в) штат школ среднего комсостава милиции, каковы#! считать введенными в действие с сего числа.
§ 3. .
Первые Петроградские и Вторые Омские Высшие Курсы комсостава милиции соответ: ственно переименовываются в первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции.
§ 4.
Начальникам первой Петроградской и второй Омской школы среднего комсостава милиции с получением сего приказа немедленно приступить к реорганизации школ, на основаниях, об'явленных при сем положения, учебного плана и штата школ среднего комсостава милиции.
§ 5.
Реорганизацию школ осуществить в следующем порядке:
а) До 20-го декабря сего года закончить всю подготовительную работу по организации, а именно: пригласить лекторов по всем предметам младшего класса, приобрести пособия и учебники, приспособить помещение, озаботиться получением предметов вещевого и продуктового снабжения {и т. п.
б) По мере прибытия лиц переменного состава немедленно ігропускать их через поверочную комиссию, после чего приступить к занятиям, каковые начать не позднее 10-го января 1923 г.
в) Занятия организовать первоначально в составе младшего класса, на каковой зачислить всех состоящих на лицо в школах обучающихся. Курс младшего класса проходить ускоренно и закончить его прохождение к 10-му сентября 1923 г
§ *>•
О времени начала реорганизации начальникам школ донести по телеграфу и в последующем еженедельно доносить о ходе реорганизации почтой.
П. п.: Начальник Милиции Республики Т. Хвесин.
Пом. Н-ка Милиции Республики и и. о. Н-ка Адм.-Орг. Отдела В. Бородулин.
(По Административно-Организационному Отделу.
Верно: Начальник Отделен. Подготовки Н. Рогов.
стояние школы здоровое Коллектив школы систематически участвует в политических и хозяйственных мероприятиях, проводимых партийными и советскими органами, за что исполком Омского городского Совета депутатов трудящихся в декабре 1959 года наградил школу Почетной грамотой» .
Новый этап развития милицейской школы в стране связан с формированием системы высшего образования. В середине 1960-х гг. Правительством страны был предпринят ряд организационных мер, направленных на совершенствование правоохранительной системы, укрепление системы ведомственного образования . В начале 1960-х гг. среди начальствующего состава милиции лишь 10% имели высшее юридическое образование Министерство охраны общественного порядка РСФСР 13 февраля 1965 г. вышло в Совет Министров СССР с инициативой о создании на базе Омской средней специальной школы милиции и Омского отделения заочного обучения Высшей школы МООП РСФСР Омской высшей школы милиции 10
2 июня 1965 г. постановлением Совета Министров СССР такая школа была создана Это было второе в системе МООП РСФСР и первое в Сибири высшее учебное заведение милицейского профиля 11. В школе открывалось дневное отделение (600 курсантов) со сроком обучения 4 года и заочное отделение (1500 слушателей) со сроком обучения 5 лет. В 1966 г. ей были переданы Иркутское и Хабаровское отделения факультета заочного обучения Высшей школы 12. Созданием ОВШМ МООП РСФСР было положено начало дальнейшему расширению сети высших милицейских учебных заведений в России .
В 1969 г. поиск новых организационных форм в деятельности органов внутренних дел завершился изданием совместного приказа МВД СССР и Министерства высшего и среднего специального образования «О специализации подготовки кадров для органов милиции в учебных заведениях МВД СССР» Было решено готовить отдельно кадры для аппаратов уголовного розыска, БХСС, административных служб и для ГАИ 13. Для Омской высшей школы милиции была определена уголовно-розыскная специализация
Последние пятнадцать лет можно обозначить как новый этап в развитии системы профессиональ-
ного образования МВД России Менялась ее структура, на базе филиалов высших школ создавались новые школы, старые же преобразовывались в юридические институты, академии, университеты
1 июля 1995 г. , согласно постановлению Правительства России, Омская школа милиции была переименована в Омский юридический институт МВД России Были открыты следственный факультет и экстернат, в сентябре 1996 г. образован факультет среднего образовательного звена . 4 февраля 2000 г распоряжением Правительства России на базе ОмЮИ МВД России была создана академия .
Пройден нелегкий путь от милицейских курсов до высшего образовательного учреждения История Омской школы милиции как в зеркале отражает становление и развитие российской милиции, которая неотделима от судеб народа и государства За 90 лет из ее стен выпущено более 60 тысяч специалистов средней и высшей квалификации У Омского милицейского учебного заведения славное прошлое, хорошее настоящее и перспективное будущее
1 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ) . Ф. 393. Оп. 44. Д. 45 . Л. 17.
2 Постников В. Ликвидация неграмотности и малограмотности в милиции // Рабоче-крестьянская милиция . 1923. № 203. С. 11 .
3 СУ РСФСР. 1919. № 67, ст. 592.
4 Положение о единой трудовой школе, к которой относились все учебные заведения, исключая вузы (первая ступень школы давала начальное образование) было принято ВЦИК РСФСР 16 октября 1918 г. (Там же . 1918. № 74, ст. 812).
5 Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1 . Оп 1 Д 905 Л 71
6 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 8 . Д. 12. Л . 22.
7 Там же Д 78 Л 4
8 Центральный архив Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ЦА МВД РФ) . Ф. 76 . Оп. 1 . Д. 164. Л . 202.
9 ГАРФ. Ф. 9422. Оп. 1 . Д. 1682. Л . 140.
10 ЦА МВД РФ. Ф. 35 . Оп. 1 . Д. 214-а. Л. 26-27.
11 В это время на территории Советского Союза действовало две высшие школы — в Москве и Киеве. Последняя была создана на базе Киевского филиала Высшей школы в 1961 г. и находилась под юрисдикцией МВД Украинской ССР (Там же Ф 76 Оп 1 Д 111 Л 80)
12 Там же Л 27
13 Там же Л 243