Научная статья на тему 'Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития'

Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система профессионального образования / милицейское образование / Омская академия МВД России / system of professional education / militia education / Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожевина Марина Анатольевна

Выделяются основные этапы развития милицейского образования в России, определяются ключевые моменты в развитии, повлиявшие на качественные изменения в организации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел. Определены место и роль Омской академии МВД России в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author specifies the principal phases of the development of the militia education in Russia and the key moments in this development, which had a significant impact on the qualitative changes in the organization of training competent personnel for the agencies of internal affairs. The article determines the place and role of the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs in this process.

Текст научной работы на тему «Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития»

К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИИ

УДК 93 © М. А. Кожевина, 2010

Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития

М. А. Кожевина *

Выделяются основные этапы развития милицейского образования в России, определяются ключевые моменты в развитии, повлиявшие на качественные изменения в организации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел. Определены место и роль Омской академии МВД России в этом процессе.

Ключевые слова: система профессионального образования, милицейское образование,

Омская академия МВД России.

В момент возникновения Советского государства милиция формировалась на основе представлений о необходимости всеобщего вооружения народа . Но за короткий период из общественного органа защиты интересов трудящихся она была превращена в структуру власти и уже с мая 1918 г. имела постоянный штат и исполняла специальные функции . Именно с этого времени начинает складываться опыт кадровой политики НКВД РСФСР.

Организационный период формирования системы милицейского образования приходится на 1918— 1922 гг. Первые советские милицейские курсы появились в 1918 г. С 1920 г. школы и курсы организовывались повсеместно . Они назывались по-разному: командно-технические курсы милиции, курсы красных милиционеров, милицейские курсы, школы милиционеров и т п

Особое место в истории милицейской школы занимали Омские или Общесибирские курсы милиции Сибирский регион, оторванный от центра гражданской войной и иностранной интервенцией, вынужден был автономно организовывать мирную жизнь, создавая собственные органы власти . Милиция привлекала в свои ряды всех желающих и сочувствующих

17 апреля 1920 г. Сибревком издал приказ о начале работы курсов подготовки кадров для милиции 1 Одновременно на местах создавались губернские курсы . Вместе с ними 17 августа 1920 г. был организован показательный отряд из 200 пеших и 100 конных милиционеров . Он являлся чисто военной организацией, но одновременно осуществлял теоретическую подготовку милиционеров . В 1921 г. курсы и показательный отряд были объединены в Общесибирские курсы милиции . 15 августа 1921 г. курсы были переименованы в Высшие сибирские командные курсы советской рабоче-крестьянской милиции Значительно повышался статус курсов . Они становились учебным заведениями, готовящими специалистов более высокой квалификации

Важно отметить, что Омские курсы были неотъемлемой частью складывающейся в стране системы подготовки сотрудников милиции Выделялось три типа школ и курсов Первый и второй тип создавался во всех губерниях, областях или округах в целях подготовки старших милиционеров и первоначальных агентов уголовного розыска . Курсы третьего типа — высшие — готовили средний командный состав . В России такие курсы были только в Петрограде и в Омске

* Постоянный автор нашего журнала .

Однако создаваемые милицейские курсы независимо от статуса осуществляли лишь первичное профессиональное обучение . Но они и не могли претендовать на более высокий уровень профессиональной подготовки хотя бы в силу того, что значительная часть обучающихся была неграмотной и малограмотной. В некоторых губерниях количество неграмотных милиционеров доходило до 25%, процент малограмотных в милиции составлял 30-35 2, поэтому в программы милицейских курсов и школ был включен раздел по общеобразовательным предметам

Такое решение согласовывалось с государственной политикой ликвидации безграмотности среди населения Республики 3 . В соответствии с Декретом СНК от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» все курсы подготовки милицейских кадров одновременно являлись школами первой ступени единой трудовой школы 4 .

Следующий этап развития милицейского образования связан с развитием специальных школ и охватывает период с 1922 г. по 1952 г.

15 ноября 1922 г. в жизни Высших курсов произошли качественные изменения. Приказом ГУМ НКВД РСФСР Первые Петроградские и Вторые Омские высшие курсы комсостава милиции соответственно переименовывались в Первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции 5 . Таким образом были приведены в соответствие содержание работы и форма курсов Они готовили командиров милиции среднего звена, присвоение статуса школы расширяло эти возможности

Совершенствование школьной работы связано и с приказом НКВД РСФСР от 19 мая 1928 г. , согласно которому три школы среднего начсостава милиции и четыре школы младшего начсостава милиции были преобразованы в школы НКВД (с 1-й по 7-ю) административно-милицейских работников Омская школа получила название 2-я школа административно-милицейских работников НКВД РСФСР В ней, наряду с милицейским и уголовнорозыскным отделениями, открывалось пенитенциарное отделение Новые учебные заведения создавались по принципу единых трудовых школ, имели несколько ступеней образовательного процесса и обеспечивали обучение всех категорий работников милиции одновременно

Великая Отечественная война качественно изменила кадровый корпус милиции Приход в милицию демобилизованных офицеров и солдат оказал благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, но в большинстве своем они не обладали специальными знаниями, а порой элементарными профессиональными навыками В первый послевоенный год в школах и на курсах милиции обучалось

4680 человек, от общего числа работающих в органах милиции это составляло 1,3% (подсчеты М. К.) 6, всего же в милиции имеющих специальное образование было около 10% 7. Следовательно, остальные осваивали профессию прямо «на рабочем месте»

8 февраля 1947 г. был издан приказ Министерства внутренних дел СССР «О мероприятиях по подготовке и переподготовке руководящих и оперативных кадров милиции». Этот документ определил мероприятия по совершенствованию учебновоспитательного процесса в милицейских учебных заведениях В соответствии с приказом Омская межобластная школа милиции МВД СССР наравне с другими школами страны была переименована в школу начальствующего состава милиции МВД СССР с двухгодичным сроком обучения

Постановление Совета Министров СССР «О реорганизации учебных заведений Министерства государственной безопасности СССР» 15 июня 1952 г. положило начало формированию милицейского образования как отрасли государственной системы юридического образования и новому этапу развития Происходит переход от принципа обучения профессии милиционера к принципу профессионального образования сотрудника милиции Система становится менее замкнутой, более открытой и доступной для внедрения новых образовательных технологий и многолетнего опыта гражданской системы подготовки специалистов Высшая школа милиции преобразовывалась в высшее юридическое учебное заведение, а шесть школ милиции (Саратовская, Ташкентская, Одесская, Хабаровская, Горьковская и Ленинградская) — в средние специальные учебные заведения типа юридических школ с задачами подготовки начальствующего состава для органов милиции 8 .

В мае 1955 г. был издан приказ МВД СССР о реорганизации еще семи школ милиции, в том числе и Омской, в средние специальные школы милиции МВД СССР с двухгодичным сроком обучения 9 В школу принимались лица, имеющие законченное среднее образование По окончании средней специальной школы милиции выпускникам присваивались квалификация юриста и специальное звание «лейтенант милиции»

В ноябре 1955 г в Омской специальной школе милиции, как и в других аналогичных учебных заведениях, было открыто заочное отделение с набором 300 человек и сроком обучения 3 года. В 1959 г. комиссия УУЗ МВД СССР в акте по итогам проверки школы отметила: «В целом в работе Омской школы имеются положительные стороны, свидетельствующие о том, что коллектив с задачами учебно-воспитательной работы справляется По уровню образования, опыту работы и деловым качествам личный состав занимаемым должностям соответствует Политико-моральное со-

1922 года.

СОДЕРЖАНИЕ:

№ 46/с. О введений в действие нового положения, учебного плана и штатов школ среднего комсостава милиции.

№ 46/с. Москва, 15 ноября 1922 года.

§1.

Приказы Милиции Республики от 9-го декабря 1921 г. за № 465 и от 15-го мая 1922 г. за № 29/с настоящим приказом отменяются.

§ 2.

При сем об'являю:

а) Положение о школах среднего комсостава милиции.

б) Учебный план школ среднего комсостава милиции и

в) штат школ среднего комсостава милиции, каковы#! считать введенными в действие с сего числа.

§ 3. .

Первые Петроградские и Вторые Омские Высшие Курсы комсостава милиции соответ: ственно переименовываются в первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции.

§ 4.

Начальникам первой Петроградской и второй Омской школы среднего комсостава милиции с получением сего приказа немедленно приступить к реорганизации школ, на основаниях, об'явленных при сем положения, учебного плана и штата школ среднего комсостава милиции.

§ 5.

Реорганизацию школ осуществить в следующем порядке:

а) До 20-го декабря сего года закончить всю подготовительную работу по организации, а именно: пригласить лекторов по всем предметам младшего класса, приобрести пособия и учебники, приспособить помещение, озаботиться получением предметов вещевого и продуктового снабжения {и т. п.

б) По мере прибытия лиц переменного состава немедленно ігропускать их через поверочную комиссию, после чего приступить к занятиям, каковые начать не позднее 10-го января 1923 г.

в) Занятия организовать первоначально в составе младшего класса, на каковой зачислить всех состоящих на лицо в школах обучающихся. Курс младшего класса проходить ускоренно и закончить его прохождение к 10-му сентября 1923 г

§ *>•

О времени начала реорганизации начальникам школ донести по телеграфу и в последующем еженедельно доносить о ходе реорганизации почтой.

П. п.: Начальник Милиции Республики Т. Хвесин.

Пом. Н-ка Милиции Республики и и. о. Н-ка Адм.-Орг. Отдела В. Бородулин.

(По Административно-Организационному Отделу.

Верно: Начальник Отделен. Подготовки Н. Рогов.

стояние школы здоровое Коллектив школы систематически участвует в политических и хозяйственных мероприятиях, проводимых партийными и советскими органами, за что исполком Омского городского Совета депутатов трудящихся в декабре 1959 года наградил школу Почетной грамотой» .

Новый этап развития милицейской школы в стране связан с формированием системы высшего образования. В середине 1960-х гг. Правительством страны был предпринят ряд организационных мер, направленных на совершенствование правоохранительной системы, укрепление системы ведомственного образования . В начале 1960-х гг. среди начальствующего состава милиции лишь 10% имели высшее юридическое образование Министерство охраны общественного порядка РСФСР 13 февраля 1965 г. вышло в Совет Министров СССР с инициативой о создании на базе Омской средней специальной школы милиции и Омского отделения заочного обучения Высшей школы МООП РСФСР Омской высшей школы милиции 10

2 июня 1965 г. постановлением Совета Министров СССР такая школа была создана Это было второе в системе МООП РСФСР и первое в Сибири высшее учебное заведение милицейского профиля 11. В школе открывалось дневное отделение (600 курсантов) со сроком обучения 4 года и заочное отделение (1500 слушателей) со сроком обучения 5 лет. В 1966 г. ей были переданы Иркутское и Хабаровское отделения факультета заочного обучения Высшей школы 12. Созданием ОВШМ МООП РСФСР было положено начало дальнейшему расширению сети высших милицейских учебных заведений в России .

В 1969 г. поиск новых организационных форм в деятельности органов внутренних дел завершился изданием совместного приказа МВД СССР и Министерства высшего и среднего специального образования «О специализации подготовки кадров для органов милиции в учебных заведениях МВД СССР» Было решено готовить отдельно кадры для аппаратов уголовного розыска, БХСС, административных служб и для ГАИ 13. Для Омской высшей школы милиции была определена уголовно-розыскная специализация

Последние пятнадцать лет можно обозначить как новый этап в развитии системы профессиональ-

ного образования МВД России Менялась ее структура, на базе филиалов высших школ создавались новые школы, старые же преобразовывались в юридические институты, академии, университеты

1 июля 1995 г. , согласно постановлению Правительства России, Омская школа милиции была переименована в Омский юридический институт МВД России Были открыты следственный факультет и экстернат, в сентябре 1996 г. образован факультет среднего образовательного звена . 4 февраля 2000 г распоряжением Правительства России на базе ОмЮИ МВД России была создана академия .

Пройден нелегкий путь от милицейских курсов до высшего образовательного учреждения История Омской школы милиции как в зеркале отражает становление и развитие российской милиции, которая неотделима от судеб народа и государства За 90 лет из ее стен выпущено более 60 тысяч специалистов средней и высшей квалификации У Омского милицейского учебного заведения славное прошлое, хорошее настоящее и перспективное будущее

1 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ) . Ф. 393. Оп. 44. Д. 45 . Л. 17.

2 Постников В. Ликвидация неграмотности и малограмотности в милиции // Рабоче-крестьянская милиция . 1923. № 203. С. 11 .

3 СУ РСФСР. 1919. № 67, ст. 592.

4 Положение о единой трудовой школе, к которой относились все учебные заведения, исключая вузы (первая ступень школы давала начальное образование) было принято ВЦИК РСФСР 16 октября 1918 г. (Там же . 1918. № 74, ст. 812).

5 Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1 . Оп 1 Д 905 Л 71

6 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 8 . Д. 12. Л . 22.

7 Там же Д 78 Л 4

8 Центральный архив Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ЦА МВД РФ) . Ф. 76 . Оп. 1 . Д. 164. Л . 202.

9 ГАРФ. Ф. 9422. Оп. 1 . Д. 1682. Л . 140.

10 ЦА МВД РФ. Ф. 35 . Оп. 1 . Д. 214-а. Л. 26-27.

11 В это время на территории Советского Союза действовало две высшие школы — в Москве и Киеве. Последняя была создана на базе Киевского филиала Высшей школы в 1961 г. и находилась под юрисдикцией МВД Украинской ССР (Там же Ф 76 Оп 1 Д 111 Л 80)

12 Там же Л 27

13 Там же Л 243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.