Научная статья на тему 'Зарождение системы подготовки кадров высшего и старшего командного состава советской милиции. 1919 — 1922'

Зарождение системы подготовки кадров высшего и старшего командного состава советской милиции. 1919 — 1922 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Академия / курсы и школы милиции / подготовка кадров / старший и высший командный состав / профессиональная подготовка / Academy / police courses and schools / training / senior and senior command staff / professional training.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрей Юрьевич Климов, Игорь Анатольевич Потёмкин

На основе анализа архивных документов, в статье рассматривается история зарождения и развития системы подготовки кадров высшей квалификации для органов внутренних дел Советской России в общегосударственном масштабе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origin of the system of training of senior and senior commanders of the Soviet police (1919 — 1922)

Based оп the analysis of archival documents, the article considers the history of the origin and development of the system of training of highly qualified personnel for the internal Affairs bodies of Soviet Russia on a national scale

Текст научной работы на тему «Зарождение системы подготовки кадров высшего и старшего командного состава советской милиции. 1919 — 1922»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67.401

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10444

ЗАРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕГО И СТАРШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ

1919 - 1922

Андрей Юрьевич КЛИМОВ, главный научный сотрудник НИЦ Академии управления МВД России, доктор исторических наук, доцент E-mail: klimovandrey2008@rambler.ru

Игорь Анатольевич ПОТЁМКИН, начальник отдела по изучению проблем истории МВД России НИЦ Академии управления

МВД России E-mail: igor.potiomkin@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. На основе анализа архивных документов, в статье рассматривается история зарождения и развития системы подготовки кадров высшей квалификации для органов внутренних дел Советской России в общегосударственном масштабе.

Ключевые слова: Академия, курсы и школы милиции, подготовка кадров, старший и высший командный состав, профессиональная подготовка.

Annotation. Based оп the analysis of archival documents, the article considers the history of the origin and development of the system of training of highly qualified personnel for the internal Affairs bodies of Soviet Russia on a national scale.

Keywords: Academy, police courses and schools, training, senior and senior command staff, professional training.

В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский вынес на заседание Совета Народных Комиссаров вопрос о переходе милиции на штатную основу. Совнарком поддержал это предложение, и уже на заседании 21 марта под председательством В.И. Ленина НКВД было предложено разработать Положение о советской милиции как штатном государственном органе, профессионально выполняющим свои функции. При этом

подчеркивался классовый характер советской рабоче-крестьянской милиции.

10 мая этого же года коллегия НКВД приняла решение, суть которого заключалась в определении понятия советской милиции: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от организации Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены»1.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Фактически с самого начала деятельности милиции «возникла необходимость специального обучения сотрудников по различным направлениям милицейской работы. Вопрос профессиональной подготовки кадров становится актуальным, не требующим отлагательства»2. Первые курсы и школы милиции молодой Советской республики были созданы в первой половине 1918 г.

Так, с 20 мая этого года3 начались занятия в Школе командного состава Московской народной милиции — первом учебном заведении милиции в стране, в котором был подготовлен первый выпуск среднего командного состава за полугодовой цикл.

Обучение началось согласно приказам по Совету московской народной милиции № 75 от 10 мая и № 77 от 11 мая 1918 г., подписанным начальником наружной охраны Москвы4.

В приказе № 75 говорилось: «Совет милиции предписывает немедленно откомандировать одного свободного от службы младшего помощника комиссара по наружной охране, младшего помощника комиссара по уголовно-следственной части и десятника для прохождения курса в Школе милиции (Петровские казармы). На следующий день идет следующая тройка, на третий день — остальная тройка»5.

Словосочетание «командный состав» в то время имело то же значение, что сейчас — начальствующий состав, и также подразделялось на младший, средний, старший и высший. В этой школе готовили младший и средний командный состав для милиции Москвы.

Совет московской народной милиции, принявший решение об обучении командного состава, был административно-законодательным органом. А начальник наружной охраны вместе с комиссаром по гражданской части в это время стояли в Москве во главе руководства милицейским делом согласно постановлению Президиума Моссовета «Положение о народной милиции г. Москвы» от 28 января 1918 г. Они же возглавляли и Совет народной милиции.

Из Отчета о деятельности Школы командного состава, датированного июнем 1918 г., видно, что кроме общеобразовательных предметов личный состав изучал в этом учебном заведении такие специальные дисциплины, как общая теория права, уголовное право, уголовный процесс, следственное производство, административное право, гражданское право, судебная медицина и т.д.6.

У Школы была своя печать и педагогический совет, который возглавлял председатель на правах выборного начальника Школы7. Выпуск из Школы командного состава Московской народной милиции состоялся в ноябре 1918 г. Учащиеся в Школе держали выпускные экзамены.

В октябре 1918 г. краткосрочные курсы милиции, которые можно определить как подготовку младшего командного состава, были созданы и в Петрограде. «Обучалось на них 190 человек. В приказе от 16 октября 1918 г. по петроградской школе милиции курсанты призывались «оказаться на высоте ответственной и почетной задачи: быть первой инструкторской школой дружинников охраны революционного порядка в созданном революцией Советском государстве»... Первый выпуск Петроградских курсов милиции состоялся 17 декабря 1918 г. Окончило их 152 курсанта»8. Материалы об этих курсах частично сохранены в Государственном архиве РФ9.

В конце 1918 г. и в 1919 г. стали создаваться школы младшего командного состава, помимо Петрограда, во Владимире, Туле. А в январе 1919 г. в Москве были организованы курсы ВЦИК при НКВД, где в течение полутора месяцев по особой программе обучались представители руководящего звена НКВД и милиции10. Несколько позже эти курсы стали называться Центральная школа советской и партийной работы. Несмотря на такое название, в этом учебном заведении была осуществлена первая из известных нам систематизация подготовки руководителей НКВД на местах: в уезде, волости и губернии.

Как видим, начало обучению командного состава милиции и руководителей НКВД было положено. Правда, если вести речь только о милиции — младшего и среднего комсостава.

Осенью 1918 г. на высоком уровне встал вопрос и о подготовке старшего (руководящего) командного состава при Главмилиции, вскоре после утверждения Инструкции НКВД и НКЮ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г. Именно тогда на базе Школы командного состава Московской народной милиции стали формироваться Всероссийская школа инструкторов милиции и Всероссийские курсы руководителей уголовно-розыскных отделений по подготовке старшего командного состава милиции, обсуждаться проект программы лекций для слушателей, подыскиваться помещения для Школы и общежития.

Это отражено, например, в извещении председателя Педагогического совета Школы коман-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

дного состава Московской народной милиции М. Нарбута на имя заведующего уголовно-розыскной милиции К.Г. Розенталя от 23 октября 1918 г. за № 1900 о заседании Педагогического совета. В извещении представлена повестка дня:

«1) доклад Н.А. Благушина о помещении для Школы;

2) обсуждение проекта программы лекций на Инструкторских Курсах Р.К. Милиции;

3) вопрос о продолжительности настоящего Курса»11.

Это обсуждалось на I Всероссийском съезде заведующих губернскими и городскими управлениями Советской рабоче-крестьянской милиции, состоявшемся в Москве с 6 по 8 декабря 1918 г.

В докладе заведующего культурно-просветительским отделом Главмилиции А.Ф. Ивенина на заседании съезда 7 декабря говорилось: «На местах мало опытных работников... Главное управление решило организовать инструкторскую школу... Школа будет на Малой Бронной в помещении Евангельского училища»12.

По распоряжению заведующего Главным управлением милиции А.М. Дижбита сразу же началась подготовка проекта Положения о Всероссийской школе инструкторов милиции. Красноречива его записка в земельно-жилищный отдел Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов от 28 октября 1918 г. за № 895, в которой он просит отвести в Москве «подходящее помещение для школы и общежития инструкторов на триста человек»: «Ввиду срочности работ по реорганизации милиции на основании последней инструкции Комиссариата внутренних дел и юстиции и проистекающего отсюда громадного общегосударственного дела милиционной инструкторской школы Главное управление просит удовлетворить настоящее ходатайство в порядке исключительной срочности».

И наконец, 11 декабря 1918 г. председатель Педагогического совета Школы командного состава Московской народной милиции извещает заведующего уголовно-розыскной милиции К.Г. Розенталя об экстренном заседании совета с единственной повесткой дня: «Организация Школы Инструкторов Советской Р.К. Милиции».

Обсуждение этого проекта было вынесено на заседание Коллегии НКВД уже в феврале 1919 г. (протокол № 13 от 8 февраля 1919 г., председательствующий — нарком Г.И. Петровский). Док-

ладывал сменивший А.М. Дижбита заведующий Главным управлением милиции Васильев.

В лаконичных формулировках протокола — сама суть поднятого вопроса: «Слушали: Проект положения о курсах инструкторов при школе Главного Управления Милиции (доклад т. Васильева). Постановили: Принципиально по содержанию с проектом согласиться. Для окончательной переработки его предложить т. Васильеву в соглашении с т. Канатчиковым [для] детальной выработки программы занятий в школе, положа за основу следующие задания:

1) подготовка для инструкторов обязательно должна быть социалистически-политической;

2) специальная теоретическая подготовка уголовного розыска»13.

Вынесение данного Проекта положения на коллегию НКВД свидетельствует о том, что даже в условиях Гражданской войны высшее руководство Народного комиссариата внутренних дел было озабочено подготовкой руководящих милицейских кадров. Далее документ прорабатывался до лета 1919 г.

Но при этом Всероссийские курсы уголовного розыска при Главном управлении Советской милиции начали функционировать уже с 25 апреля 1919 г. В редакцию газеты «Правда» сообщалось: «Задача курсов — дать возможность сотрудникам уголовно-розыскных отделений Республики пройти теоретически и практически курс уголовного розыска в его научной постановке... Практические занятия ведутся при Московском управлении Уголовного розыска. В предметы преподавания входят «Общая конструкция Милиции», «Криминология», «Расследование преступлений», «Судоустройство и Судопроизводство», «Советское законодательство», «Дактилоскопия», «Стол привода» и проч.»14.

В середине августа 1919 г. вышел циркуляр Главного управления Советской милиции № 6281, подписанный заместителем заведующего Главным Управлением Советской милиции Чайковским, заведующим инструкторским отделом Н.Б. Лагушиным и заведующим учебной частью школы и курсов А.И. Вениным, в котором говорилось, что «1 сентября в Москве, при Главном управлении Советской Милиции открываются Всероссийская школа инструкторов милиции и Всероссийские курсы уголовного розыска»15.

В этом же циркуляре определена главная задача школы: «... дать опытных руководителей милиции, задача курсов — предоставить лицам, занимающимся уголовным розыском, возмож-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

ность усовершенствоваться в своем деле и подготовить руководителей уголовно-розыскными отделениями и столами»16.

Указывалось также, что курс обучения как в школе, так и на курсах трёхмесячный и что «день открытия курсов будет подтвержден еще раз телеграммой, до получения каковой командируемые в школу и на курсы не должны выезжать с мест и по получении которой они должны выехать аккуратно к назначенному сроку. И чтобы замедлением с приездом не затруднять заня-тий»17. Был указан и конкретный адрес, куда должны прибывать приезжающие: Москва, Малая Бронная, д. 14.

23 августа 1919 г. за теми же подписями Отделам управления губисполкомов почто-теле-граммой был разослан определяющий циркуляр № 6363: «Десятого сентября с/г. в Москве открываются Школа инструкторов милиции и Уголовные курсы. Необходимо командировать от каждой губернии пять [человек] в Школу и трех на курсы согласно Циркуляру Главмили-ции № 6281. Командируемые должны прибыть к восьмому сентября. Командирование обяза-тельно»18.

Эта телеграмма, как видим, указывает конкретное число начала занятий в Школе и на курсах, где должны были проходить обучение лица из числа действующих милиционеров для последующего замещения должностей старшего командного состава.

На основании указанных архивных документов можно смело утверждать, что со дня образования Всероссийской школы инструкторов милиции и Всероссийских курсов уголовного розыска ведет свое начало вся система подготовки кадров высшей квалификации для органов внутренних дел именно в общегосударственном масштабе.

Финансирование обучения осуществлялось за счет бюджета НКВД, т.е. государственных средств. По смете расходов НКВД РСФСР на второе полугодие 1919 г. (параграфы 6, 7 и 8) на содержание Школ и Курсов было изначально предусмотрено 11 млн руб. Но вскоре сумма расходов увеличилась до 13 млн 750 тыс. руб.19. Из них на содержание вышеупомянутой Всероссийской школы инструкторов при Главмилиции — 1 млн руб.20.

К моменту образования Школы и Курсов был уже назначен заведующий учебной частью этого заведения, который руководил подготовкой учебной программы — А.И. Венин.

Занятия проходили по адресу прибытия: Малая Бронная, 14.

Ряд документов подтверждает, что слушатели в Школе и на Курсах обучались.

В ходе обучения были предложены темы лекций: «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Производство дознаний по уголовным делам», «Участие милиции в делах, касающихся гражданско-правовых отношений», «Административное право и общая теория права», «Взаимоотношения милиции и других правительственных органов».

Показателен документ, который подчеркивает, какое внимание к обучающимся курсантам (слушателям) проявляло руководство Главного управления советской милиции в это трудное время разгара Гражданской войны.

Заместитель начальника Главмилиции Чайковский, курировавший Школу и Курсы, в письме от 29 ноября 1919 г. № 8233 в Горпродукт пишет: «Главное управление советской милиции просит оказать содействие в приобретении 1-й ПАРЫ ГАЛОШ предъявителю сего курсанту Всероссийской Школы инструкторов милиции товарищу Рымдейко, вследствие болезни нуждающемуся в таковых, о чем имеется свидетельство врача амбулатории при Хоз. Ч. Адм. Отд. МСРД от 22/ Х-19 г. за № 7086»21.

Надо отметить, что подпись заместителя заведующего Главмилиции Чайковского стоит под рядом документов этого периода вслед за подписью наркома Ф.Э. Дзержинского.

И все же из-за недостаточного финансирования продолжения обучения после первого выпуска в декабре 1919 г. не последовало. Но стремление ведомственного руководства в развитии системы подготовки высшего и старшего командного состава милиции не ослабевало на протяжении 20-х годов.

В конце Гражданской войны, весной 1921 г., Главмилицией снова разрабатывается Положение о курсах подготовки высшего командного состава милиции при Главном управлении милиции и программа курсов22. В самой Главмили-ции создается Комиссия по выработке положения и устава милиции РСФСР, наставлений и руководств по школьно-курсовому делу милиции, разрабатываются проекты положений о милицейских школах23.

Из архивных документов узнаем, что в Москве при Главмилиции а также в Петрограде предлагается восстановить подготовку Курсов высшего и старшего командного состава милиции. Начальник Главмилиции В.С. Корнев распоря-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

жением от 25 октября 1921 г. требует доложить «о порядке приема и степени подготовленности лиц на командные курсы, устраиваемые в Москве и Петрограде»24. А 9 ноября распоряжением начальнику милиции Московской губернии и г. Москвы он отдает указание: «Предписываю Вам в срочном порядке приступить к организации Курсов высшего комсостава милиции с расчетом на 500 человек, для чего используются имеющие в Вашем распоряжении ресурсы курсов, кои в силу новой организации милиции не вошли в штаты. Предполагаемые к открытию в Москве курсы комсостава должны обслуживать помимо Московской губернии и другие губернии Республики.»25.

В Положении о курсах подготовки высшего командного состава милиции при Главном управлении Республики, разработанном осенью 1921 г., были определены численность обучающихся в количестве 450 человек и шестимесячный срок обучения. Цель определена с учетом малограмотности поступающих на учебу как «поднятие познаний комсостава путем теоретической и практической подготовки ...»26.

Интересно, что номенклатуру комплектования курсов предполагалось расширить по сравнению со Всероссийской школой инструкторов милиции образца 1919 г. Комплект курсантов формировался поступающими с должностей «помощника начальника уездной милиции и начальников участков железнодорожной, водной милиции, командируемых Губернским дорожным и областным управлением из расчета по три человека от каждой губернии, дороги, водной области»27. В разработанной Программе занятий на Курсах подготовки высшего командного состава милиции предметы делились на три цикла:

1. Общеобразовательная и политическая подготовка.

2. Военная подготовка.

3. Специальная подготовка28.

Руководство Главмилиции пришло сначала

к мнению, что подобные курсы в силу ограниченного финансирования должны быть одни, только в Москве. В протоколе № 2 школьно-курсовой секции Комиссии по выработке устава, наставлений, руководств и школьно-курсового дела милиции от 23 ноября 1921 г. в заключении было сказано, что «должны быть созданы Высшие милицейские курсы. По мере пропуска высшего комсостава и накопления материальных средств и научных сил курсы должны быть развернуты в высшие милицейские

школы. Высшие милицейские курсы иметь только одни при Управлении милиции в Моск-ве»29. Но подходящее помещение под эти курсы в столице найти так и не удалось, несмотря на то, что начальник Главмилиции обращался за помощью с этим вопросом и к заместителю наркома внутренних дел.

В то же время в Петрограде с большим трудом площади под такие курсы были найдены. В итоге в начале 1922 г. было принято решение отказаться от Москвы и разместить курсы высшего комсостава милиции в Петрограде и Омске. Опять же из-за отсутствия должного финансирования официально курсы в Петрограде начали функционировать только с 15 марта 1922 г.

Интересно отметить, что начальник курсов в Петрограде Гончаров в начале 1922 г. предлагал Главмилиции открыть Академию милиции и выслал проект Положения об Академии. Из заключения Главмилиции по мотивировке Гончарова об открытии Академии милиции и по Положению об Академии следует, что проект «сырой», в связи с этим ходу ему не дали.

Курсы высшего командного состава в Петрограде и во 2-й омской школе просуществовали тоже недолго. Из-за невозможности финансировать из госбюджета подготовку высшего и старшего комсостава было принято решение временно от этого отказаться, а сосредоточиться на подготовке младшего и среднего комсостава.

15 ноября 1922 г. состоялся приказ начальника милиции Республики № 46/с, в котором говорилось, что «Первые Петроградские и Вторые Омские Высшие курсы комсостава милиции соответственно переименовываются в Первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции».

Финансирование за счет госбюджета учебного заведения, готовящего этот сегмент командных кадров, последовало спустя десятилетие после первой попытки в 1919 г. определить смету расходов за счет бюджета НКВД Всероссийской школы инструкторов милиции.

В 1929 г. на заседании СНК РСФСР (протокол от 9 июля 1929 г. № 44) было утверждено решение принять на государственный бюджет курсы усовершенствования старшего начсостава административно-милицейского аппарата, от которых ведет свое начало современная Академия управления МВД России.

Таким образом, 1919 г. стал предтечей в деле подготовки кадров высшего и старшего командного состава милиции. Начало было положено. Реализовать практическое продолжение этой

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

работы после 1921 — 1922 гг. не удалось до 1929 г. из-за отсутствия должного финансирования и вынужденного перераспределения ресурсов в пользу подготовки младшего и среднего комсостава милиции.

1 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 217.

2 Кожевина М.А. Подготовка кадров милиции в Советской России (1918 — 1991): Учеб. пособие. Омск, 2004. С. 6.

3 Центральный государственный архив города Москвы (ЦГА Москвы). Ф. Р-2540, оп. 1, д. 2, л. 215.

4 Там же, лл. 197—198.

5 Там же, л. 197.

6 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 393, оп. 6, д 20, лл. 14—14 об.

7 Там же, л. 16 об.

8 Николаев П.Ф. Подготовка командных кадров милиции в СССР (1917 — 1929 гг.). Краткий очерк / Под ред. И.Р. Алексеева. Омск, 1969. С. 16.

9 ГАРФ. Ф. 393, оп. 6, д. 106, лл. 34—35.

10 Власть Советов. 1919. № 1. С. 6—8.

11 ГАРФ. Ф. 393, оп. 6, д. 20.

12 Там же, д. 106, лл. 47—48.

13 Там же, оп. 10, д. 14, л. 189.

14 Там же, оп. 6, д. 11, л. 127.

15 Там же, оп. 15, д. 1а, л. 114.

16 Там же, лл. 114—115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Там же.

18 Там же, д. 7, л. 40.

19 Там же, оп. 18а, д. 48, л. 6.

20 Там же, оп. 18, д. 4, л. 3.

21 Там же, оп. 6, д. 11, л. 512.

22 Там же, оп. 31, 1921 г., д. 359.

23 Там же.

24 Там же, д. 331, л. 1.

25 Там же, л. 2.

26 Там же, оп. 31, д. 359. л. 3.

27 Там же.

28 Там же, л. 1.

29 Там же, д. 329, лл. 15—16 об.

\

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

Актуальные проблемы конституционного права России

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.