Научная статья на тему 'Омская высшая школа милиции в истории российского образования'

Омская высшая школа милиции в истории российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1612
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ОМСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ / THE OMSK HIGHER MILITIA SCHOOL / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION / МИЛИЦЕЙСКОЕ (ПОЛИЦЕЙСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / MILITIA (POLICE) EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевина Марина Анатольевна

В статье анализируется процесс интеграции ведомственной образовательной системы МВД России в государственную систему юридического образования, выделяются факторы, повлиявшие на особенности становления и развития милицейского (полицейского) образования в России, определяется место и роль Омской высшей школы милиции в формировании системы высшего юридического образования в МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Omsk Higher militia school in the history of the Russian education

The author examines the process of integration of ministerial educational system of the Russian MIA into the national system of legal education. The article determines the factors which made the establishing and further development of militia (police) education in Russia peculiar, it also determines the place and the role of the Omsk Higher militia school in the foundation of the system of higher legal education in the Russian MIA.

Текст научной работы на тему «Омская высшая школа милиции в истории российского образования»

к ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИИ

УДК 378 © М. А. Кожевина, 2015

Омская высшая школа милиции в истории российского образования

М. А. Кожевина

В статье анализируется процесс интеграции ведомственной образовательной системы МВД России в государственную систему юридического образования, выделяются факторы, повлиявшие на особенности становления и развития милицейского (полицейского) образования в России, определяется место и роль Омской высшей школы милиции в формировании системы высшего юридического образования в МВД России.

Ключевые слова: образование, обучение, Омская высшая школа милиции, государственная система образования,

милицейское (полицейское) образование.

2015 год знаменателен для Омской школы милиции — первого в Сибири милицейского учебного заведения, — ей исполняется 95 лет со дня основания и 50 лет с момента преобразования в высшее учебное заведение. Несмотря на то что сегодня это академия МВД России, трудно не согласиться с мнением, что «Омская школа милиции — понятие более емкое и значимое. За долгие годы своего существования для многих молодых людей она стала вторым домом, школой знаний, первых проб и ошибок, школой профессионального мастерства, милицейской дружбы и милицейского братства, школой возмужания. Для одних — это начало взрослой жизни, творческого пути или последняя страница трудовой биографии, для других — это целая жизнь»

Все началось в далеком 1920 г. с милицейских курсов командного состава, которые позже были реорганизованы в школу среднего командного состава милиции и уголовного розыска, затем — в межобластную, среднюю специальную школу и, наконец, в высшее образовательное учреждение. Выпускников академии, а их более 60 тыс., можно встретить по всей России и далеко за ее пределами. Многие занимают руководящие посты в МВД России, МВД республик, краев и областей, возглавляют образовательные учреждения Министерства внутренних дел.

Пройден нелегкий путь, и с уверенностью можно отметить, что Омская высшая школа милиции стала одним из ведущих вузов страны, выполняя наиважнейшую социальную задачу — формирование высокообразованного профессионального корпуса не только российской полиции, но и российского общества.

Становление и развитие милицейской (полицейской) школы — процесс сложный и неоднозначный, пик его пришелся на советский период истории России. Он разворачивался на фоне масштабных общественно-политических, экономических и социальных преобразований. Взаимодействие народных масс и политических лидеров, выбор той или иной линии в решении общегосударственных задач, противостояние интересов различных социальных групп — все эти проблемы имели самое непосредственное отношение к функциям и обязанностям милиции (ныне полиции). Способность к выполнению этих функций всецело зависела от профессионального качества ее сотрудников.

Начиная с 1918 г., а затем на протяжении многих десятилетий, осуществлялся поиск путей, форм и методов обучения милицейских кадров, совершенствования и расширения самой системы подготовки людей для соответствующих служб. За эти годы сло-

жилась широкая сеть ведомственных образовательных учреждений, охватывающая профессиональной подготовкой все категории сотрудников органов внутренних дел.

Милицейская (полицейская) школа в полной мере реализовала себя как отрасль государственной образовательной системы, призванная на различных этапах истории и в разных ситуациях решать важные проблемы социального и культурного развития российского общества. Но в то же время она неоднократно становилась заложницей политических интересов властей. Современный курс МВД России на последовательную переориентацию работы органов внутренних дел с преимущественно карательной на социально обслуживающую функцию должен привести к формированию качественно новых по характеру и содержанию отношений между населением и полицией, восстановить утраченное доверие граждан. И роль исторического опыта профессиональной школы в этом процессе трудно переоценить.

Действующая система образовательных учреждений МВД России ориентирована на подготовку специалистов полицейской направленности, в то же время она существует не автономно, в замкнутом пространстве: вся образовательная деятельность ведомственных учреждений реализуется в рамках государственных образовательных стандартов и согласуется с основными принципами государственной образовательной политики.

Милицейское (полицейское) образование как система профессионального образования находилось и находится на границе двух государственных систем. С одной стороны, ведомственная профессиональная школа подготовки кадров успешно интегрируется в общероссийское образовательное пространство посредством государственного лицензирования, аттестации и аккредитации, действуя согласно государственным критериям и стандартам. С другой — выполняет поставленные перед полицией задачи, связанные с защитой и охраной интересов и прав граждан, общества и государства, опосредуя эту деятельность через систему внутренней службы, обязательные практические курсы первоначальной профессиональной подготовки, ежегодные стажировки в органах внутренних дел или через участие в охране общественного порядка и другой правоохранительной деятельности в регионе дислокации учебного заведения.

Однако благодаря сложившейся правовой политике в области профессионального образования (согласно Закону «Об образовании» эта область является приоритетной), ведомственная школа в современных условиях в рамках государственной системы образования выполняет основную свою функцию — образовательную. Как всякая система,

она имеет собственную структуру, закономерности функционирования, взаимосвязана с другими образовательными и социальными системами и выполняет важную культурную роль в общественном развитии.

Одним из определяющих факторов в этом развитии, на наш взгляд, является уровень общего образования населения. От решения этого вопроса зависит состояние всей образовательной системы. Устанавливая уровень обязательного образования, на протяжении всей своей истории государство определяло приоритеты в развитии и профессиональной школы. Система милицейского (полицейского) образования эволюционировала вместе с государственной общеобразовательной системой, поскольку уровень общего образования являлся одним из основных критериев при приеме кандидатов в милицейские учебные заведения, но в то же время имела свою специфику развития.

В первый период (1918-1930 гг.) ведомственные школы и курсы прежде всего были ориентированы на ликвидацию общей и профессиональной неграмотности и малограмотности обучающихся. Этот курс согласовывался с государственной политикой ликвидации безграмотности среди населения Советской Республики. В соответствии с Декретом СНК от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» все курсы подготовки милицейских кадров одновременно являлись школами первой ступени единой трудовой школы.

К началу 1930-х гг. сложилась многоуровневая система подготовки кадров для органов внутренних дел (рядового, младшего, среднего и высшего комсостава), однако она значительно отличалась от общегосударственной системы профессионального образования, включающей начальное, среднее, среднее специальное (профессиональное) и высшее образование.

Организация учебного процесса в милицейской школе во многом зависела от внешних, лежащих за рамками системы ведомственных учебных заведений, факторов. Например, таким фактором являлся низкий образовательный уровень населения страны, классовый подход к отбору абитуриентов, что обусловливало, с одной стороны, прием на курсы и в школы неграмотных и малограмотных лиц, а с другой — значительный отток выпускников в другие отрасли государственного управления и народного хозяйства. В немалой степени влиял (по сравнению с работниками других государственных органов, военнослужащими, квалифицированными рабочими) фактор низкого уровня материального обеспечения и социальной защищенности работников милиции, что затрудняло комплектование учебных заведений переменным составом, отвечающим

всем необходимым требованиям. Также на системе отражалось недостаточное государственное финансирование (вплоть до середины 1960-х гг.), которое тормозило развитие материально-технической базы учебных заведений, пагубно сказывалось на формировании преподавательского корпуса.

Но главная причина заключалась в отношении государства к милиции как к вспомогательной, второстепенной системе, а профессиональная подготовка не рассматривалась как полноценная отрасль государственной системы профессионального образования. Ее основное предназначение виделось в воспитании функционеров. Милиция в довоенный период была заложницей милиционной политики государства и ложного понимания способов решения проблем охраны общественного порядка и законности в стране, следовательно, и проблем профессиональной подготовки кадров. В результате школы и курсы осуществляли только низшее профессиональное образование. НКВД РСФСР был лишен возможности иметь ведомственные средние специальные и высшие учебные заведения. Сама же система милицейского образования в своем развитии значительно отставала от профессиональной юридической школы.

Интеграция милицейской школы в общегосударственную систему юридического образования произошла только в начале 50-х гг. ХХ в. Переход к общим принципам подготовки кадров юристов создал предпосылки для преодоления ведомственной замкнутости, и, в конечном счете, повышения профессионального уровня выпускаемых милицейскими учебными заведениями специалистов.

15 июня 1952 г. постановлением Совета Министров СССР «О реорганизации учебных заведений Министерства государственной безопасности СССР» было положено начало формированию высшего и среднего специального образования в системе подготовки кадров милиции на базе законченного среднего образования. Высшая школа милиции преобразовывалась в высшее юридическое учебное заведение, а шесть школ милиции — в средние специальные учебные заведения типа юридических школ, с задачами подготовки начальствующего состава для органов милиции. Минвузом СССР и МГБ СССР был утвержден соответствующий учебный план 2.

С вовлечением милицейской школы в государственную систему юридического образования создавались условия для формирования нового взгляда на подготовку кадров милиции. Постановление Совета Министров СССР от 15 июня 1952 г. нельзя оценить иначе как новый этап государственной политики в этой области в связи с возникшей острой необходимостью в формировании высокообразованного и высококвалифицированного милицейского кадрового

корпуса — ведущего социального компонента Министерства внутренних дел. Это решение положило начало формированию милицейского образования в качестве отрасли государственной системы профессионального образования. Устанавливался один из самых важных критериев развития — базовое общее образование. Происходил переход от принципа обучения профессии милиционера к принципу профессионального образования сотрудника милиции. Система становилась менее замкнутой, более открытой и доступной для внедрения новых образовательных технологий и многолетнего опыта гражданской системы подготовки специалистов.

Окончательно ведомственная многоуровневая система профессионального милицейского образования, аналогичная по принципам, формам и методам обучения общегосударственной профессиональной системе, сложилась в 1960-1980-х гг.

В середине-второй половине 1960-х гг. в связи с переименованием министерства и смещением акцентов в деятельности милиции в сторону охраны общественного порядка, подразумевающей не только «обеспечение общественного порядка, охраны социалистической собственности, личной безопасности граждан и их имущества от преступных посягательств», но и «своевременное предупреждение, пресечение и полное раскрытие преступлений, активное участие в проводимых Партией и Правительством мероприятиях (курсив наш. — М. К.), направленных на резкое сокращение, а затем и искоренение преступности» 3, наличие какого-либо образования для сотрудников милиции руководство страны считало недостаточным. МООП РСФСР предлагалось замещать должности начсостава лицами только с юридическим образованием.

Улучшить качественный состав милиции пытались путем привлечения через партийные и комсомольские организации добровольцев с соответствующим образованием и за счет направления выпускников гражданских учебных заведений. Весь комплекс мер дал свои позитивные результаты. На 1 января 1962 г. среди руководящего состава МВД РСФСР имели высшее (разного профиля) образование 61,8% человек (впервые за многие годы министром был назначен В. С. Тикунов, имеющий высшее юридическое образование). На 1 января 1963 г. таких специалистов было уже 75,9%, среди начальников отделов уголовного розыска — 72,8%, среди начальников отделов БХСС — 76,4%. Среди начальников горрайотделов 94,6% имели высшее и среднее специальное образование, из них 51,1% — специальное. В 1962 г. в милицию поступило 5400 молодых специалистов, в том числе из Высшей школы МООП РСФСР 233 человека и 3405 выпускников средних школ милиции. В том же году окончили средние

специальные заведения без отрыва от производства 3140 человек, обучалось заочно 46 600 человек, из них 16 592 — в вузах и 11 315 — в средних специальных учебных заведениях, более 20 тыс. — в общеобразовательных школах 4.

В 1963 г. количество имеющих высшее образование среди руководящего звена увеличилось на 4,8%, среди начальников уголовного розыска — на 6%, среди начальников БХСС — на 9,9%. Свыше 4000 человек окончили специальные учебные заведения заочно, свыше 49 тыс. милиционеров получали образование без отрыва от производства, 19 809 (40,4%) из них учились в вузах, 12 956 (24,4%) — в средних специальных учебных заведениях 5. Вместе с тем образовательный уровень отдельных категорий милиционеров оставался низким. Так, среди участковых уполномоченных 34,3% не имели среднего образования, среди следователей только 54% имели высшее (разного профиля) и незаконченное высшее образование и 32,9% — юридическое среднее образование. В некоторых регионах ситуация была критической. Например, в Красноярском крае, Свердловской, Архангельской, Иркутской, Рязанской, Смоленской областях среди начальников городских и районных отделов милиции не имели высшего и среднего специального образования 82-88%. В уголовном розыске Бурятской, Якутской, Коми АССР, Алтайском крае, Омской, Кировской, Амурской областях до 28% работников не имели среднего образования, в дознании не были юристами 31,7% сотрудников, от 50 до 71% участковых уполномоченных не имели соответствующего образования и подготовки 6.

МООП РСФСР нуждалось в специалистах с высшим или средним юридическим образованием. Основные требования были сформулированы в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1964 г. «О сроках подготовки и улучшении использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» и от 16 июня 1964 г. «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» 7.

В системе МООП РСФСР функционировало лишь одно учебное заведение, готовящее специалистов с высшим юридическим образованием, — Высшая школа. Она была создана на основании постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1952 г., имела в своей структуре 4 факультета и 15 кафедр, на которых работали 195 педагогов, среди них 3 доктора наук и 69 кандидатов наук. Ежегодно на дневном отделении по юридической специальности обучалось 900 человек, на заочном отделении — 3750, но только половина обучающихся работала в милиции, что, безусловно, являлось серьезным недостатком (лишь 50% выпускников ведомственного вуза оставались

в системе). Имелись Московское, Ленинградское, Омское и Хабаровское отделения, в которых обучалось 2600 человек. Были созданы отделения заочного обучения в Киеве, Минске, Ташкенте и Алма-Ате. Адъюнктура готовила до 25 человек для работы в учебных заведениях МООП РСФСР 8.

Анализ УУЗ МООП РСФСР работы по подготовке специалистов с высшим юридическим образованием для органов милиции показал, что одной Высшей школы для решения поставленной задачи мало. В феврале 1965 г. среди начальствующего состава милиции лишь 10% имели высшее юридическое образование. Согласно решениям правительства и перечню должностей, которые должны занимать специалисты соответствующей квалификации, в милиции и следствии должно было работать 17 600 сотрудников с высшим юридическим образованием, реально таковых имелось только около 7600 человек или 43% от необходимого количества. Ежегодно из органов милиции увольнялось около 950 человек с высшим образованием, или 6% от общего числа увольняемых. В то же время каждый год милиция пополнялась 450 специалистами с высшим образованием, из них 165 человек являлись выпускниками ВШ МООП РСФСР, остальные — выпускниками гражданских вузов, распределенными в органы внутренних дел по межведомственному плану, «что не покрывало даже естественной убыли». Поэтому Министерство охраны общественного порядка РСФСР 13 февраля 1965 г. обратилось в Совет Министров СССР с инициативой о создании на базе Омской средней специальной школы милиции и Омского отделения заочного обучения Высшей школы МООП РСФСР Омской высшей школы милиции 9.

2 июня 1965 г. постановлением Совета Министров СССР № 430-159 такая школа была создана. Это было второе высшее учебное заведение в системе МООП РСФСР 10. В школе открывалось дневное отделение (600 курсантов) со сроком обучения 4 года и заочное отделение (1500 слушателей) со сроком обучения 5 лет. По окончании школы выпускники получали диплом юриста высшей квалификации общесоюзного образца. Слушателями Омской высшей школы милиции могли стать сотрудники органов охраны общественного порядка и гражданская молодежь в возрасте до 30 лет, имеющие среднее образование, пригодные по состоянию здоровья к службе в милиции. На заочное отделение принимались лица только среднего и старшего начальствующего состава МООП, на очное отделение (это было основным отличием от Высшей школы) принималось до 50% абитуриентов, не прошедших действительную военную службу, т. е. выпускники средних школ. При поступлении они получали освобождение от службы в армии.

1 октября 1965 г. состоялось торжественное открытие Омской высшей школы милиции МООП РСФСР. Заместитель министра охраны общественного порядка РСФСР генерал-майор А. Д. Зверев от имени Президиума ВС РСФСР вручил школе Красное Знамя — символ боевых традиций советской милиции. Начальником высшей школы был назначен генерал-майор милиции Иван Романович Алексеев. Первыми сотрудниками были те, кто работал еще в средней специальной школе. Среди них С. Г. Бол-тенков — начальник учебного отдела, А. Е. Шабель-ник — помощник начальника школы по строевой части, К. М. Ширшов — начальник курса, В. Д. Матю-кин — начальник медицинской части, Л. Г. Коган — заведующая библиотекой, М. А. Забокрицкий — начальник клуба и преподаватели — В. Н. Антонюк, В. П. Бахин, А. Т. Гнетов, Н. Н. Горбунова, Л. А. Горбунова, К. Т. Грольман, А. В. Данилов, Ф. И. Загуля-ев, В. П. Казеров, Е. П. Капырин, Г. А. Коновалов, В. И. Кудрин, А. С. Кузьмина, А. И. Левков, М. К. Ленская, Р. М. Литвинович, М. И. Локтин, З. В. Маркова, Н. П. Павлов, И. В. Проников, А. З. Родионова, М. Н. Русаков, Н. А. Савельев, Ж. Ф. Седельникова, В. А. Сенина, М. С. Симонов, З. Д. Смитиенко, Г. М. Со-лоненко, Б. М. Сорокин, В. И. Толстых, И. И. Тюрин, А. А. Фролова, С. Я. Шерман, В. Г. Яковлев. Из других учреждений на преподавательскую работу были приглашены в 1965 г. М. М. Выдря, Н. Г. Еремин, С. И. Котюргин, А. И. Марцев, Д. Д. Максаров, Г. А. Лимонов, С. С. Соловей, В. Т. Томин. В 1966 г. прибыли еще 21 человек, в 1967 г. — 18, в том числе из Ленинградского университета доктор юридических наук, профессор В. Г. Смирнов, кандидаты наук Н. Т. Арапов, А. И. Костев, Е. И. Пономарев, А. М. Решетина, А. А. Рябинин, А. К. Семенов, Н. И. Титов, Д. И. Шинджикашвили и др. 11

Для обеспечения учебного процесса согласно общесоюзному Положению о вузах приказом начальника школы от 27 августа 1965 г. № 11 были созданы специальные и общенаучные кафедры: марксизма-ленинизма, иностранного языка, военно-физической подготовки, уголовного права и процесса, государственно-правовых дисциплин, специальных дисциплин. В 1967 г. формируется кафедра гражданско-правовых дисциплин, боевой и физической подготовки, в 1968 г. — административного права 12.

Управлением учебных заведений МВД СССР был определен перечень 20 учебных дисциплин, программы которых соответствовали программам гражданских учебных заведений. Среди них теория государства и права, история государства и права, советский уголовный процесс, советское уголовное право, международное право, криминология, статистика и др. Вместе с тем определялся перечень из

14 дисциплин, которые отличали милицейский вуз от гражданского и учитывали специфику милицейского дела, по ним были разработаны специальные программы. К таким относились: курс политико-воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, логика следствия, советское административное право, судебная психология, криминалистика, советское гражданское право, оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, военная подготовка и т. д.

Преобразование Омской средней школы милиции в высшую школу положило начало новому этапу в развитии милицейского (полицейского) образования в России. Условия, в которых развивалась система органов внутренних дел, указывали на необходимость иметь юридически образованный кадровый корпус. В этой связи изменился статус ведущего звена системы профессиональной подготовки кадров милиции — школ милиции, что предопределило судьбу профессиональной школы Министерства внутренних дел. Она становится полноценной частью государственной системы профессионального юридического образования. Правотворческая деятельность внутри ведомства стала определяться принципами правового регулирования государственного среднего специального и высшего образования. Унификация образовательной деятельности школ милиции ускорила интеграционные процессы самого милицейского образования в государственную систему, позволила выделиться ему в самостоятельную отрасль профессионального образования, которое включало ведущие компоненты, характеризующие образовательную систему: а) регламентирующий деятельность комплекс нормативно-правовых документов (образовательные программы, учебные планы, учебные программы, уставы и положения о средних и высших школах милиции и т. п.); б) сеть реализующих образовательные программы учреждений; в) органы управления образованием.

После создания ОВШМ МООП РСФСР сеть высших милицейских учебных заведений в России продолжала расширяться. 8 января 1966 г. Совет Министров СССР принял решение об организации Высшей следственной школы при МООП РСФСР 13 в Волгограде. В 1968 г. в системе профессиональной подготовки кадров милиции СССР было уже 5 высших школ 14. В 1969 г. учебные заведения МВД СССР выпустили 13 285 специалистов, из них работников милиции с высшим образованием 2262 человека (453 человека учились очно и 1809 — заочно) 15. В 1970 г. было принято решение об организации и открытии Рязанской высшей школы МВД СССР 16, в 1972 г. создана Горьковская высшая школа 17, в 1975 г. — Московская высшая школа милиции 18, и, что особенно важно, постановлением ЦК КПСС

и Совета Министров СССР от 21 сентября 1973 г. было положено начало преобразованию Высшей школы МВД СССР в Академию — первое и единственное учебное заведение управленческого профиля в министерстве.

Одновременно были приняты решения о дальнейшем развитии системы заочного обучения. С этой целью на базе ОВШМ МВД СССР были созданы заочные отделения в Хабаровске и Иркутске, а также открыты учебно-консультационные пункты в городах Новосибирске, Томске, Красноярске, Кемерово, Тюмени, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Якутске. Это позволило школе серьезно расширить систему заочной подготовки кадров, по которой в 1970 г. обучалось 2056 человек 19. В 1970-е гг. УКП в Кемерово, Тюмени и Красноярске преобразуются в отделения заочного обучения Омской школы, в 1980-е гг. на базе Хабаровского, Тюменского и Красноярского отделений Омской школы были созданы новые высшие школы МВД СССР 20. Таким образом, Омская высшая школа милиции стала главным центром подготовки юристов для системы МВД от Урала до Владивостока, охватив сетью своих отделений и филиалов значительную часть территории страны.

В итоге, заняв свою нишу в государственном юридическом образовании, милицейская школа приобрела устойчивый иммунитет к внутриведомственным структурным и организационным переменам и смогла сохранить относительную стабильность и динамику развития в последующем.

МВД СССР издало три важных приказа: от 8 июля 1969 г. «О мероприятиях по дальнейшему совершенствованию учебно-методической и научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях МВД СССР»; от 15 июля 1969 г. «Об улучшении подготовки специалистов для органов внутренних дел в высших учебных заведениях»; от 24 сентября 1969 г. «О сроках обучения в высших учебных заведениях МВД СССР», которые нацеливали все учебные заведения привести внутренние регламентирующие документы в соответствие с Положением о высшем учебном заведении 21.

В результате во всех вузах МВД СССР с 1970 г. вводились единые сроки обучения, как и в специализированных гражданских вузах: по очной форме обучения определялся срок 4 года, по заочной — 5 лет 22. В 1970 г. впервые были разработаны согласно установленным общегосударственным требованиям и приняты Уставы и Правила внутреннего распорядка. 27 ноября этого же года приказами МВД СССР утверждены Уставы средних специальных учебных заведений 23; Уставы высших школ милиции, начиная с 1972 г., — по мере их образования 24.

Поиск новых организационных форм в деятельности органов внутренних дел завершился издани-

ем совместного приказа МВД СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 4 июня 1969 г.«О специализации подготовки кадров для органов милиции в учебных заведениях МВД СССР». Дефицит в специалистах испытывали следственные аппараты и уголовный розыск. Только 45% следователей имели юридическую подготовку; среди работников уголовного розыска 15,4% имели высшее юридическое образование и 40,7% — среднее специальное. Наблюдалась высокая текучесть кадров: 35,8% следователей и 70% инспекторов уголовного розыска имели стаж работы менее 5 лет 25.

Однако, в отличие от следствия, которое могло активно использовать базу гражданских учебных заведений, отделы уголовного розыска пополнялись в первую очередь за счет ведомственной системы профессиональной подготовки. В итоге было решено отдельно обучать кадры для аппаратов уголовного розыска, БХСС, административных служб и для ГАИ 26. В качестве базовой школы по подготовке сотрудников уголовного розыска определялась Омская высшая школа милиции МВД СССР 27. Специализация в процессе обучения высококвалифицированных кадров для отдельных служб милиции позволяла поднять профессиональную подготовку на более высокий качественный уровень, сконцентрировать педагогические усилия учебных заведений на формировании научно-теоретической и учебно-методической базы в конкретной области профессионального образования.

Введение специализации учебных заведений МВД СССР происходило с учетом постановления Госкомитета Совета Министров СССР о науке и технике от 28 июля 1972 г., утвердившего квалификацию юриста, которая включала 18 специальностей, объединенных в 10 групп (шифры 120001-120010) 28. Каждое учебное заведение должно было иметь Устав и Типовые правила внутреннего распорядка, осуществлять научно-методическую и научно-исследовательскую работу. В качестве структурных подразделений они могли иметь филиалы, факультеты, отделения, учебно-консультационные пункты, кафедры, научно-исследовательские учреждения, издательства, библиотеки и т. д. Деятельность каждого подразделения определялась специальными положениями. Создавались Советы вуза и могли быть открыты Советы по присуждению ученых степеней.

К середине 1970-х гг. процесс интеграции ведомственной системы высшего профессионального образования в государственное образовательное пространство, начавшийся с создания первой в Сибири высшей школы милиции, завершился. К этому времени возможности системы увеличились, по сравнению с 1967 г., на 66%. В результате удалось изменить качественное состояние кадровой ситуации в системе Министерства внутренних дел 29.

Тенденции развития системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, обозначившиеся в 1970-е гг., сохранялись и в последующие десятилетия, претерпевая лишь некоторые изменения в связи с общественно-политическими преобразованиями в стране во второй половине 1980-1990-х гг.

В этот период завершается процесс адаптации милицейского образования в государственном образовательном пространстве: содержание внутриведомственных правовых норм, регламентирующих деятельность учебных заведений, приводится в соответствие с требованиями и принципами политики государства в области профессионального образования. Появляются дополнительные источники финансирования, позволяющие расширить сеть высших и средних учебных заведений, создать академию, вовлечь в образовательный процесс основную массу личного состава милиции. Повышается качество подготовки специалистов, развивается научно-исследовательская и учебно-методическая база, углубляются связи с практическими органами милиции. Процесс обучения организуется согласно основным и дополнительным образовательным государственным программам, в основе которых лежат преемственность и непрерывность. Приветствуется творчество в педагогической практике. Учебным заведениям предоставляется право использовать по собственному усмотрению часть учебного времени для инноваций.

Омская школа милиции, являясь неотъемлемым элементом государственной системы профессионального образования, будучи крупнейшим образовательным центром Сибири, использовала все ресурсы и активно расширяла свои возможности. Так, приказом МВД СССР от 27 мая 1980 г. на базе курсов повышения квалификации, существовавших с 1971 г., был создан факультет повышения квалификации. 15 различных категорий сотрудников органов внутренних дел смогли повышать свое мастерство, не выезжая за приделы Сибирского региона. Только за первые три года работы было проведено 53 учебных сбора с численностью обучающихся 2795 человек 30.

С сентября 1981 г. на основании постановления Минвуза СССР и приказа МВД СССР в ОВШМ МВД СССР начала функционировать адъюнктура по специальностям: уголовное право, криминология и ИТП (12.00.08); криминалистика и ОрД (12.00.09) 31.

12-13 декабря 1982 г. на базе Омской высшей школы милиции была организована и проведена первая в истории системы Всесоюзная Олимпиада вузов МВД СССР по юридическим дисциплинам. В олимпиаде приняли участие 10 команд 32.

Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г., приказом МВД России от 18 июля 1995 г. Ом-

ская высшая школа милиции преобразуется в Омский юридический институт МВД России. В этом же году в институте были открыты следственный факультет и экстернат, в 1996 г. создан факультет среднего образования для будущих сотрудников органов внутренних дел, а также общеюридический факультет, где получали высшую квалификации гражданские лица 33. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. и согласно приказу МВД России от 21 марта 2000 г. Омский юридический институт МВД России был реорганизован в академию 34.

Сегодня Омская академия МВД России — одно из крупнейших образовательных учреждений министерства. В ней осуществляется подготовка специалистов для органов внутренних дел по программам высшего профессионального образования, послевузовского и дополнительного образования. Приоритетным направлением в деятельности академии является подготовка специалистов для органов внутренних дел Сибирского федерального округа.

Учебную деятельность осуществляют 4 факультета — следственный, подготовки сотрудников полиции, заочного обучения и повышения квалификации и профессионального обучения, 16 кафедр и 2 учебно-научных комплекса.

В числе преподавателей — 28 докторов наук, профессоров, 140 кандидатов наук, 15 преподавателей имеют почетные звания, установленные Правительством Российской Федерации.

Омская академия остается ведущим образовательным учреждением в государственной системе профессионального образования. Она первой среди вузов министерства определила концептуальные подходы в образовательном процессе, сформировала несколько сборников документов, обобщивших опыт организации учебного процесса за последние десять лет. Этот опыт был рекомендован для практического применения в других вузах системы образования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Выпускники Омской школы милиции по-прежнему отличаются высоким уровнем профессионализма. После окончания две трети из них работают в подразделениях уголовного розыска, другие — в следственных аппаратах и иных подразделениях органов внутренних дел России. За последнее пятилетие Омскую академию окончили более 5 тыс. человек. Среди ее выпускников — 61 доктор наук, более 370 кандидатов наук, 148 выпускникам присвоены звания высшего начальствующего состава правоохранительных органов.

1 Омская академия МВД России: страницы истории. Омск, 2000. С. 4.

2 Центральный архив МВД Российской Федерации (далее — ЦА МВД РФ). Ф. 76, оп. 1, д. 164. Л. 202.

3 Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1961. № 12, ст. 47.

4 ЦА МВД РФ. Ф. 35, оп. 1, д. 150. Л. 4 ; Органы и войска МВД России : краткий исторический очерк / А. В. Борисов [и др.]. М., 1996. С. 210.

5 ЦА МВД РФ. Ф. 35, оп. 1, д. 150. Л. 15-17.

6 Там же. Л. 9.

7 Там же. Л. 52.

8 Там же. Ф. 72, оп. 1, д. 17. Л. 6, 7, 25.

9 Там же. Ф. 35, оп. 1, д. 214-а. Л. 26-27.

10 В это время на территории Советского Союза действовало две высшие школы в Москве и Киеве. Последняя была создана на базе Киевского филиала Высшей школы в 1961 г. и находилась под юрисдикцией МВД Украинской ССР (Там же. Ф. 76, оп. 1, д. 111. Л. 80).

11 Архив Омской академии МВД России. Д. 156. Л. 1-14.

12 Там же.

13 ЦА МВД РФ. Ф. 35, оп. 1, д. 214-а. Л. 81.

14 Там же. Ф. 76, оп. 1, д. 123. Л. 244.

15 Там же. Д. 37. Л. 39, 41.

16 Там же. Л. 61 ; МВД России : энциклопедия. М., 2002. С. 453, 547.

17 МВД России : энциклопедия. С. 333.

18 Там же. С. 308.

19 ЦА МВД РФ. Ф. 76, оп. 1, д. 111. Л. 27 ; Академия управления МВД России: история и современность / под общ. ред.

B. Б. Рушайло. М., 1999. С. 18.

20 Омская академия МВД России: страницы истории.

C. 227.

21 ЦА МВД РФ. Ф. 76, оп. 1, д. 123. Л. 243, 246, 249.

22 Там же. Д. 37. Л. 65. В школах, образованных до 1965 г., на очном отделении распоряжением Совета Министров СССР от 28 августа 1954 г. был установлен трехлетний срок обучения (Там же. Д. 111. Л. 80).

23 Там же. Д. 100. Л. 155.

24 Там же. Д. 123. Л. 245-246.

25 Там же. Д. 123. Л. 97, 120.

26 Там же. Л. 243.

27 Там же. Д. 257. Л. 2.

28 Там же. Д. 109. Л. 166.

29 Там же. Д. 177. Л. 49, 52.

30 Архив Омской академии МВД России. Д. 369, Т. 4. Л. 1-2.

31 Архив Омской академии МВД России. Д. 115. Л. 2.

32 Омская академия МВД России: страницы истории. С. 153.

33 Там же. С 244.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Там же. С. 227.

УДК 378 © В. В. Векленко, Н. С. Третьякова, 2015

Научная деятельность Омской академии МВД России в современных условиях

В. В. Векленко, Н. С. Третьякова

Научная деятельность справедливо считается одним из показателей эффективности деятельности вуза, определяя его место в отечественном научном сообществе, формируя имидж. Авторы анализируют современное состояние науки в Омской академии МВД России, знакомят с основными направлениями данной работы и достигнутыми результатами.

Ключевые слова: научная деятельность, исследование, ученые, приоритетные направления, научный центр, творческий научный коллектив, актуальная тематика.

Научная деятельность Омской академии МВД России, являясь неотъемлемой частью деятельности вуза, осуществляется в условиях продолжения реформ в образовании и правоохранительной системе. Новеллы Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О полиции», ряда приказов МВД России определили вектор развития современной ведомственной вузовской науки.

Основной целью научной деятельности академии является создание условий для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на основе результатов научно-исследовательских работ, проводимых профессорско-преподавательским составом по направлениям научного обеспечения, определенным для академии МВД России, приемки и внедрения научной продукции в практическую и образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.