УДК 894 612
DOI: 10.21779/2542-0313-2023-38-2-57-63 Ш.М. Гаджилова
Омар-Гаджи Шахтаманов в художественной памяти Магомеда Ахмедова
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН; Россия, Республика Дагестан, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; shanisat()5/a mail. ги
В статье рассматривается феномен художественной памяти в произведениях М. Ахмедова, в которых освещается личность поэта О.-Г. Шахтаманова. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что проблема творческих взаимосвязей М. Ахмедова и О.-Г. Шахтаманова привлекает к себе интерес как яркий образец художественного процесса, носящего в себе эти-ко-эстетические составляющие мировоззрения и миропонимания двух поэтов. Творческая личность О.-Г. Шахтаманова является одной из самых ярких фигур аварской поэзии второй половины XX века, хотя его наследие остается малоизученной частью аварской поэзии. Более того, личность О.-Г. Шахтаманова имеет прямое отношение к традициям преемственности, которые укрепились в художественном сознании М. Ахмедова с периода студенческой жизни.
Исследование данного аспекта позволяет раскрыть ряд немаловажных проблем, имеющих отношение к художественному творчеству как к процессу этико-эстетического характера, в котором созидательная роль памяти остается актуальной как основа художественного сознания не только отдельной личности, но и всей художественной культуры.
Особое внимание автор статьи обращает на воспоминания М. Ахмедова, оформленные как в поэтических, так и в прозаических текстах, в которых память об О.-Г. Шахтаманове выявляется как главное проявление духа поэта, его художественно-эстетического мировидения. Анализируются такие произведения, как этюд «Омар-Гаджи Шахтаманов», поэма «Два поэта» и отрывки из стихотворений М. Ахмедова, посвященных памяти друга и поэта О.-Г. Шахтама-нова.
Цель статьи определяется выделением вопроса о характере функционирования художественной памяти М. Ахмедова в текстах литературных произведений, в которых вырисовывается портрет личности О.-Г. Шахтаманова как поэта, человека и друга. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка раскрыть личность О.-Г. Шахтаманова в художественных произведениях М. Ахмедова, показать значение и роль творческой судьбы поэта, которая занимает определенное место в его художественной памяти.
Научная новизна статьи обусловлена впервые предпринятой попыткой художественной интерпретации произведений М. Ахмедова, которые посвящены осмыслению судьбы поэта в лице своего лучшего учителя и верного друга О.-Г. Шахтаманова.
Ключевые слова: М. Ахмедов, О.-Г. Шахтаманов, аварская поэзия, творческие связи, художественная память, мотив.
Феномен художественной памяти - малоизученная проблема в дагестанском литературоведении, имеющая отношение к творческим поискам и приобретениям почти каждого мастера слова. Созидательная роль художественной памяти представляется главной силой, ведущей к творческим достижениям и в литературных поисках М. Ахмедова. Особое значение в его творчестве имеет книга «Классические звезды», в которой собраны размышления писателя о русских и дагестанских классиках, представленные в жанре литературного этюда. Видное место среди них занимает этюд об О.-Г. Шахтаманове. Он состоит из нескольких частей: «Омар-Гаджи Шахтаманов»,
«Путь поэта», «Костры на снегу», «Билет на Родину», «Судьбы и карьеры поэтов», «Три судьбы», «Одиночество в толпе».
Интересна мысль М. Ахмедова о поэте: «Когда умирает поэт, жизнь и поэзия которого неразделимы, думаешь, что он не умер, а временно отсутствует» [2, с. 445]. Следовательно, поэт не может умереть, т. к. после его смерти в памяти людей остается его творчество. В своей книге М. Ахмедов размышляет об О.-Г. Шахтаманове, о его характере и судьбе, о его взглядах и поступках.
Духовная культура О.-Г. Шахтаманова, его отношение к литературе и к жизни восстанавливаются в памяти М. Ахмедова как смыслообразующий и основополагающий элемент художественного творчества. Непроизвольные, ассоциативные воспоминания М. Ахмедова о друге и учителе составляют основу концепции художественной памяти, которая неразрывно связана с лабораторией художественного текста, где механизмы памяти работают на стыке литературного и окололитературного контекста. Творческая память М. Ахмедова сопротивляется канонам времени и, как сказал М.Ю. Лотман, «сохраняет прошедшее как пребывающее» [7, с. 202]. Поэт «вздрагивает каждый раз, когда звонит телефон» [2, с. 442], думает, что Омар-Гаджи желает пригласить его на разговор о своих новых стихах: «Юноша, чем ты там занимаешься? Тут старик кое-что написал: может, приедешь, почитаю?.. И я помчусь к нему через всю Москву» [2, с. 442].
В потоке мыслей М. Ахмедова об О.-Г. Шахтаманове высвечивается аспект памяти о литературе, об истории литературного процесса в тесной связи с жизненными реалиями, имеющими отношение к творческой биографии своего друга и учителя. Так, М. Ахмедов вспоминает этапы развития страны как периоды сложных исторических потрясений: «Тяжелые тридцатые годы, послевоенная разруха, XX съезд, «оттепель», крушение идеалов, пресловутый брежневский «застой», начало новой эры - перестройка и гласность, - все это прошло через сердце поэта и, конечно, оставило глубокий след в его бунтарской душе» [2, с. 447].
В конце пятидесятых годов О.-Г. Шахтаманов написал поэму «Вернись» о нравах и поведении горянки. Писатель призывал молодых девушек, покидающих свои села, быть бдительными в новых городских условиях, не забывать свое родное село и не предавать обычаи и традиции гор. К этому времени поэма Р. Гамзатова «Горянка» уже приобрела славу и признание - горянки стали уверенно смотреть в будущее, смело подражая главной героине. Однако не у всех судьба сложилась так же благополучно, как у Асият. В то время произошла переоценка духовно-этических ценностей, были «отброшены сдерживающие человека пределы, Бог, мораль...» [11, с. 524]. Голос О.-Г. Шахтаманова в этой обстановке звучал как предупреждение надвигающейся беды. Это же подчеркивает в своих воспоминаниях и М. Ахмедов, который приходит к следующему выводу: «Его долго ругали за безыдейность, очернительство, снимали с работы, не печатали. Время доказало, что поэт был прав» [2, с. 448]. Следует уточнить, что понятия «безыдейность» и «очернительство» понимались как «идеи, отбрасывающие тень на коммунизм» [10, с. 457].
Так же высоко М. Ахмедов оценивает произведение «Учитель и ученик» («Муа-лим ва мутаалим»), посвященное двум классикам аварской литературы Чанке и Махмуду, подчеркивая при этом, что и в прозе Омар-Гаджи оставался поэтом. Называя О.-Г. Шахтаманова «костром на снегу» («Костры на снегу» - сборник стихов О.-Г. Шахтаманова), согревающим и далеких и близких друзей своей добротой и искренностью, М. Ахмедов отмечает, что «немеет память» от осознания того, что больше нет поэта-друга. Но стихи, «журчащие» как родники в горах, не позволяют доминиро-
вать индивидуальному над универсальным. В потоке сознания поэта наследие О.-Г. Шахтаманова расширяет пространственные и временные рамки коммуникации духовной культуры двух поэтов.
В памяти М. Ахмедова одно за другим сменяются глубокие размышления, критические суждения, сравнительные анализы, убедительные выводы, грустные и радостные воспоминания, связанные с Омар-Гаджи, и все они выстроены в порядке смещения мыслей или, можно сказать, взрыва сгустка мыслей. В первых трех частях М. Ахмедов кратко излагает творческую биографию О.-Г. Шахтаманова. В разделе «Билет на Родину» он рассказывает о способности Омар-Гаджи воздействовать своей дипломатичностью на поведение окружающих, помнить и благодарить за добро. Так, М. Ахмедов вспоминает, как много лет назад Шахтаманов достал на Киевском вокзале в г. Москве билет на родину для него, а спустя несколько месяцев напомнил, что нужно поблагодарить ту женщину, которая им помогла. Резюмируя сказанное, М. Ахмедов пишет: «Помню, как он позвонил мне 8-го марта: "Ты не забыл отнести той женщине цветы?" Он помнил добро» [2, с. 449].
Воспоминания М. Ахмедова в тексте перемешаны с краткими суждениями и выводами о правде и лжи, о добре и зле, о справедливости и чести, о любви и зависти, о прошлом и будущем. Зачастую складывается впечатление, что поэт копается в лабиринтах своей памяти, чтобы утешить себя, найти ответы на вопросы, на которые честно ответил бы Омар-Гаджи. Каждый вопрос М. Ахмедова связан с философским осмыслением сути и назначения человека и человеческой судьбы, и особенно судьбы поэта. В разделе «Три судьбы» прошлое, настоящее и будущее поэт рассматривает в тесной связи с тремя категориями поэтов (талантливые, бездарные, карьеристы), о которых говорил в разделе «Судьбы и карьеры поэтов».
В завершающем разделе этюда под названием «Одиночество в толпе» М. Ахмедов подчеркивает чуткость О.-Г. Шахтаманова, его желание помочь любому нуждающемуся, даже совершенно незнакомому. К примеру, М. Ахмедов вспоминает, что Омар-Гаджи мог остановить в Москве любого знакомого земляка, и расспросить о причине его приезда в большой город и в итоге помочь ему, приютив у себя. Так, московская квартира Омар-Гаджи почти всегда была заполнена его земляками. Как «скорая помощь» (Ахмедов М.), он торопился навстречу к людям. Однако ему, как поэту, не хватало понимания, он чувствовал себя одиноким в толпе, но всегда свободным.
Говоря об одиночестве О.-Г. Шахтаманова, М. Ахмедов подразумевает и раскрывает прежде всего свое одиночество - одиночество поэта в толпе, которое «вовсе неоднородно, оно имеет самые разные оттенки и воплощения» [9, с. 22], раскрывающиеся в художественной памяти поэта как фундамент художественного сознания, на котором зиждется его внутренняя культура. Здесь в свою очередь имеет место и воплощение трагизма судьбы поэта, что довольно ярко вырисовывается как в этюдах, так и в его поэтических произведениях.
В стихах, посвященных О.-Г. Шахтаманову, М. Ахмедов почти всегда раскрывает внутренний мир Омар-Гаджи через свое собственное видение и понимание мира. Слова и фразы Омар-Гаджи он передает так, словно они вдвоем вспоминают те или иные события из их жизни. Так, к примеру, читатель узнает об их первой встрече из поэмы «Два поэта», в которой автор подчеркивает почти каждую фразу будущего друга и учителя. «Мне было пятнадцать, когда я впервые увидел его» [2, с. 447]. Автор имеет в виду их первую встречу, состоявшуюся в Союзе писателей, куда он вместе с Гаджи Ибрановым из соседнего села приехал прочесть свои стихи. Об этом М. Ахмедов пишет в поэме «Два поэта»:
Къорода росулъа Ибранов Х1ажи, Х1ежалде г1адин нилъ щвана гьанире. Буйнахъскиялъул къот1нор лъалхъана, Лъалареб нуц1илъ нилъ эхетун ч1ана [3, с. 708].
Гаджи Ибранов из Корода и я, Пришли сюда и мы, будто прибыли в хадж, На улице Буйнакского остановились, Перед дверью незнакомой встали (букв.).
Речь идет о здании Союза писателей, где работал и Расул Гамзатов, о котором юные М. Ахмедов и его друг слышали с детства. Вскоре сюда подходят «О.-Г. Шахтаманов, похожий на Печорина» (Ахмедов М.) и «М. Сулиманов, похожий на Онегина» (Ахмедов М.). Они приглашают молодых людей в кабинет. М. Ахмедов в поэме детально описывает свое волнение при чтении стихов перед любимыми поэтами, которых он с детства знал по фотографиям и произведениям из учебников литературы. М. Су-лиманов называет стихи М. Ахмедова «навеянными вкусом меда», а Омар-Гаджи благодарит юного поэта за «прекрасные стихи».
Прошли годы, но они остались в памяти М. Ахмедова навсегда. Их образы как два путеводителя вели его по жизни, словно фонари, освещали путь и творческую память и после своей смерти.
Амма дир рек1еда рек1ун хут1ана,
К1иго чирахъ г1адин к1иявго шаг1ир [3, с. 714].
Но в сердце моем остались
Два поэта, словно два фонаря (букв.).
Память об О.-Г. Шахтаманове М. Ахмедов называет «счастьем в стихах». «Я с Омар-Гаджи гуляю в зимнем лесу, читая друг другу стихи. От любви к аварскому языку снег тает кругом. Нет, не стихи мы читали друг другу, а счастье. Меня в новом веке бережет дыхание этого счастья, вдохновляет, и я пишу новые стихи. А сам Шахтаманов в моем сердце словно песня, словно стихи. Такого друга, как он, на моем зимнем пути, я так и не встретил» [1, с. 206].
Еще более образно и поэтически красочно судьба поэта и друга раскрывается в размышлениях М. Ахмедова о «тяжелом счастье», «о жизни, которую подготовила война», где не осталось людей, с которыми можно было бы поговорить не таясь о времени и поэзии.
Къаралазул г1урухъ г1одовги вук1ун, Г1одулев хут1ана дун дуда хадув... Дагьав цеве щвана Москваялдаса, Нилъер шагьар гуро, бат1ияб буго [1, с. 253].
На берегу каралальской реки Остался я один, плачу за тобой. Недавно вернулся из Москвы, Не наш этот город, он уже другой (букв.).
Во многих своих произведениях, М. Ахмедов возвышенно пишет о своем друге Омар-Гаджи, называет его «рекой каралальцев», и сидя на берегу этой реки, плачет над собой, как над самым одиноким в мире человеком.
«Критики часто спорят, можно ли считать современный поэтический процесс самодостаточным или же это не самая удачная попытка заявить о существовании поэзии в России» [6, с. 57]. Эту мысль неоднократно поднимает в своем творчестве и М. Ахмедов, в т. ч. и в произведениях, посвященных Омар-Гаджи. Он периодически обращается к своему верному другу, которого давно уже нет рядом. По мнению поэта, друг слышит и слушает его, как и прежде. Так, М. Ахмедов делится с ним о происходящем в поэзии: «Теперь, Шахтаманов, копеечная поэзия становится поэзией городской» [3, с. 417]. Разумеется, «современная поэзия, как и любое современное искусство, переживает кризис самоопределения, в результате которого отличить подлинное искусство от пародии на него стало практически невозможно» [5, с. 89]. Шахтаманов «не любил громких слов» [8, с. 158], но прекрасно разбирался в поэзии, в искусстве, поэтому об уходе каждого настоящего, талантливого поэта из круга литераторов Ахмедов сообщает другу. Так, автор использует свой разговор с Омар-Гаджи как возможность говорить с читателем начитанным, интеллектуальным, разбирающимся в искусстве, «при этом оставляя читателю самому право анализировать и оценивать» [4, с. 403].
0.-Г. Шахтаманов в свое время успел внести определенную лепту в развитие художественного таланта М. Ахмедова, показать молодому поэту общечеловеческие, гуманистические и художественно-эстетические ценности, которые всегда были и будут актуальны в литературе. В этом отношении особенно волнительной для М. Ахмедова была оценка О.-Г. Шахтамановым его личности, которая еще в молодости определила его творческую судьбу, привела к осознанию высокого предназначения поэта. Отсюда в творчестве М. Ахмедова одно из главных мест занимают проблемы поэта и поэзии, вопросы о значимости и роли поэта в обществе, в стране. В своих произведениях О.-Г. Шахтаманов умел показать преданное отношение к поэзии и литературе. М. Ахмедов об этом пишет следующее: «Когда меня в очередной раз сняли с работы, - говорил Шахтаманов, - поехал в горы, чтобы собрать неизвестные стихи Эльдарилава и Махмуда. Это было в 50-е годы. Никогда я не был так счастлив. Каждый день открывал для себя новый, почти забытый мир ушедших классиков» [2, с. 452]. Разумеется, есть и другие факторы, которые повлияли на творческое развитие личности М. Ахмедова, например, среда, период формирования, но это тема для другого анализа.
В результате проведенного обзора мы пришли к выводу, что художественную память М. Ахмедова, в которой О.-Г. Шахтаманов занимает видное место, можно охарактеризовать как особый вид творческой памяти, связующее звено в вопросах как литературы и литературоведения, так и преемственности художественной культуры и культурной памяти. Все это усиливает роль не только самой литературы, но и науки о литературе, расширяет диапазон литературоведческих концепций, которые могут быть использованы в сфере междисциплинарных исследований. В этом и видится перспектива проделанной работы.
Литература
1. Ахмедов М. Поэт. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2014. -
646 с.
2. Ахмедов М. Классические звезды. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2008. - 478 с.
3. Ахмедов М. Поэт и Родина. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2006. - 806 с.
4. Гаджилова Ш.М. Философские размышления как основа поэтической концепции М. Ахмедова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2018. № 4. - С. 402-405.
5. Дергачев М.И. Пластмассовый век русской поэзии // Вопросы литературы. 2021. № 3. - С. 89-97.
6. Керимова Д. Ф., Мазанаев Ш.А. Интертекстуальность современной поэзии (на материале стихов Романа Сорокина) // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 37, вып. 1. - С. 57-62.
7. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Таллинн, 1992. Т. 1. - С. 200-202.
8. Хайбуллаев С.М. Друзья сердца. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1995. - 239 с. (На авар. яз.).
9. Ширванова Э.Н., Гаджиева Р.М. Индивидуалистические мотивы в творчестве Леонида Андреева (мотивы пессимизма, одиночества и бунта) // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2019. Т. 34, вып. 4. -С.19-24.
10. Федин А.А. Третья волна: творчество советских писателей в эмиграции // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2018. № 4. - С. 457-459.
11. Флорова О.В. Мотив самопожертвования в творчестве В.М. Гаршина // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2018. № 3. - С. 524-525.
Поступила в редакцию 13 августа 2022 г.
UDC 894 612
DOI: 10.21779/2542-0313-2023-38-2-57-63
Omar-Gadzhi Shakhtamanov in the Artistic Memory of Magomed Akhmedov
Sh.M. Gadzhilova
Institute of Language, Literature and Art. G. Tsadasy DFIC RAS; Russia, Republic of Dagestan, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; shanisat05(@mail.ru
The article discusses the phenomenon of artistic memory in the works of M. Akhmedov, where the personality of the poet O.-G. Shakhtamanov is revealed. The relevance of the theme is due to the fact that the problem of creative relationships between M. Akhmedov and O.-G. Shakhtamanov attracts interest as a vivid example of the artistic process, containing ethical and aesthetic components of the the two poets' worldviews. O.-G. Shakhtamanov is one of the most striking creative figures of Avar poetry of the second half of the 20th century, nevertheless, his heritage remains as an unexplored part of Avar poetry. Moreover, the personality of O.-G. Shakhtamanov is directly related to the traditions of continuity, which were strengthened in the artistic consciousness of M. Akhmedov from the period of student life.
The study of this aspect allows to reveal a number of important problems related to artistic creativity as a process of ethical and aesthetic nature, in which the creative role of memory remains
relevant not only as the basis of the artistic consciousness of an individual personality, but also of the entire artistic culture.
The author of the article pays special attention to the memoirs of M. Akhmedov both in poetic and prose texts, where the memory of O.-G. Shakhtamanov is revealed as the main manifestation of the spirit of the poet, his artistic and aesthetic worldview. Such works as Omar-Gadzhi Shakhtamanov, the poem "Two Poets" and excerpts from the poetic works of M. Akhmedov, dedicated to the memory of a friend and poet O.-G. are analyzed.
The purpose of the article is determined by the problem of the nature of the functioning of the artistic memory of M. Akhmedov in literary texts portraying the personality of O.-G. Shakhtamanov as a poet, man and friend. As a research task, an attempt was made to reveal the identity of O.-G. Shakhtamanov in the works of M. Akhmedov, to show the meaning and role of poet's creative fate, which occupies a significant place in his artistic memory.
The scientific novelty of the article is due to the attempt of the artistic interpretation of M. Akhmedov's works devoted to the understanding of the fate of the poet in the face of his best teacher and faithful friend O.-G. Shakhtamanov.
Keywords: M. Akhmedov, O.-G. Shakhtamanov, Avar poetry, creative ties, art memory, motive.
References
1. Akhmedov M. Poet. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 2014. -
646 p.
2. AkhmedovM. Classic stars. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 2008. - 478 p.
3. Akhmedov M. Poet and homeland. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 2006. - 806 p.
4. Gadzhilova Sh.M. Philosophical thoughts as the basis of the poetic concept of M. Akhmedov // The world of science, culture, education. - Gorno-Altaysk, 2018. - Pp. 402405.
5. DergachevM.I. Plastic Age of Russian Poetry // Questions of literature. 2021. no. 3.
6. Kerimova D.F., Mazanaev Sh.A. Interstelism of modern poetry (based on the verses of the novel by Sorokin) // Bulletin of Dagestan State University. Ser. 2: Humanities. 2022. Vol. 37, iss. 1.
7. Lotman Yu.M. Memory in cultural lighting // Lotman Yu.M. Selected articles. - Tallinn, 1992. Vol. 1. - Pp. 200-202.
8. Khaibullaev S.M. Friends of the heart. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 1995. - 239 p. (In Avar.).
9. Shirvanova E.N., Gadzhieva R.M. Individualist motives in the work of Leonid An-dreev (motives of pessimism, loneliness and rebellion) // Bulletin of Dagestan State University. Ser. 2: Humanities. 2019. Vol. 34, iss. 4.
10. Fedin A.A. Third wave: the work of Soviet writers in exile. The world of science, culture, education. - Gorno-Altaysk, 2018. no. 4 [71]. - Pp. 457-459.
11. Florova O. V. The motive of self -sacrifice in the work of V.M. Garshin // The world of science, culture, education. Gorno-Altaysk, 2018. no. 3 [70]. - Pp. 524-525.
Received 13 August 2022