Научная статья на тему 'ОБРАЗ И ЛИЧНОСТЬ АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО В ТВОРЧЕСТВЕ М. АХМЕДОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО'

ОБРАЗ И ЛИЧНОСТЬ АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО В ТВОРЧЕСТВЕ М. АХМЕДОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. АХМЕДОВ / АВАРСКАЯ ПОЭЗИЯ / СЮЖЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / МОТИВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджилова Ш.М.

В статье рассматривается часть художественных произведений М. Ахмедова, в которой освещена личность аварского ученого-поэта Али-Гаджи из Инхо, представлен его образ как творческий портрет мудреца. Исследование данного вопроса позволяет отметить ряд важных проблем, имеющих отношение к традициям и преемственности в творчестве М. Ахмедова, его новаторскому подходу к развитию художественных традиций в современной аварской поэзии. Особое внимание автор статьи уделяет поэме М. Ахмедова «Али-Гаджи из Инхо, или Баллада времени». Обращая внимание на сюжет и идею поэмы, строящиеся вокруг экскурса в эпоху Али-Гаджи, автор статьи подчеркивает психологическую мотивацию М. Ахмедова. Через мотивы разума, добра и милосердия поэт связывает между собой эпохи, проводит мысль о необходимости сохранить традиции. Обращение М. Ахмедова к человеку, его судьбе, его жизненным критериям в статье рассматривается как новый духовный ориентир, продиктованный временем. Поэт «на границе столетий» (М. Ахмедов) ищет способы сохранения чистоты и доброты; актуализацию драматизма судьбы человека автор поэмы использует как определенный художественный прием, навеянный философским пафосом и психологическим воздействием на восприятие читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE AND PERSONALITY OF ALI-GADZHI FROM INHO IN M. AKHMEDOV’S WORKS: CONTINUITY, TRADITIONS, INNOVATION

The article considers part of the artistic works of M. Akhmedov, in which the personality of the Avar Poet Ali-Gadzhi from Inho is highlighted, his image is represented as the creative portrait of the sage. The study of this issue allows us to note a number of important problems related to traditions and continuity in the work by M. Akhmedov, his innovative approach to the development of artistic traditions in modern Avar poetry. The author of the article focuses on the poem by M. Akhmedov “Ali-Gadzhi from Inho or the Ballad of Time”. Paying attention to the plot and idea of the poem that are being built around the Exurses in the Ali-Gadzhi era, the article emphasizes the psychological motivation of M. Akhmedov, through the motives of the mind, goodness and mercy, the poet connects the era, brings talents closer to each other, and protrudes the idea of the need to preserve traditions. The appeal of M. Akhmedov to man, his fate, his life criteria is considered in the article as a new spiritual guideline dictated by time. The poet ‘On the border of the centuries’ (M. Akhmedov) is looking for ways to maintain purity and philanthropy; the author of the poem uses the actualization of the drama of a person’s fate as a certain artistic device, inspired by philosophical pathos and psychological impact on the reader’s perception.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ И ЛИЧНОСТЬ АЛИ-ГАДЖИ ИЗ ИНХО В ТВОРЧЕСТВЕ М. АХМЕДОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО»

УДК 894 612

DOI: 10.21779/2542-0313 -2023 -38-1 -56-62 Ш.М. Гаджилова

Образ и личность Али-Гаджи из Инхо в творчестве М. Ахмедова: преемственность, традиции, новаторство

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; shanisat05@mail.ru

В статье рассматривается часть художественных произведений М. Ахмедова, в которой освещена личность аварского ученого-поэта Али-Гаджи из Инхо, представлен его образ как творческий портрет мудреца. Исследование данного вопроса позволяет отметить ряд важных проблем, имеющих отношение к традициям и преемственности в творчестве М. Ахмедова, его новаторскому подходу к развитию художественных традиций в современной аварской поэзии.

Особое внимание автор статьи уделяет поэме М. Ахмедова «Али-Гаджи из Инхо, или Баллада времени». Обращая внимание на сюжет и идею поэмы, строящиеся вокруг экскурса в эпоху Али-Гаджи, автор статьи подчеркивает психологическую мотивацию М. Ахмедова. Через мотивы разума, добра и милосердия поэт связывает между собой эпохи, проводит мысль о необходимости сохранить традиции.

Обращение М. Ахмедова к человеку, его судьбе, его жизненным критериям в статье рассматривается как новый духовный ориентир, продиктованный временем. Поэт «на границе столетий» (М. Ахмедов) ищет способы сохранения чистоты и доброты; актуализацию драматизма судьбы человека автор поэмы использует как определенный художественный прием, навеянный философским пафосом и психологическим воздействием на восприятие читателя.

Ключевые слова: М. Ахмедов, аварская поэзия, сюжет, художественный образ, мотив.

В творчестве современного аварского поэта М. Ахмедова значимое место занимают произведения, посвященные философскому, художественно-эстетическому осмыслению образов поэтов-мудрецов, старейшин, духовных наставников и национальных героев, в которых доминанта преемственности представлена как взаимосвязанная с национальными традициями и новаторским подходом автора художественная особенность. В этой связи понятия образ и личность в его произведениях раскрываются через синтез философского, иногда психологического повествования с документальным, историческим. Психологическое повествование, смешанное с глубокими философскими размышлениями и с историческими, документальными фактами, представлено как органически сложенное художественное полотно в следующих произведениях М. Ахмедова: «Огонь» («Ц1а»), «Смерть Муслима Атаева» («М. Атаевасул хвел»), «Сулейманов из Батлуха» («Бакълъухъа Сулейманов»), «Чанка и Махмуд» («Ч1анк1аги Мах1мудги»), «Имам и поэт» («Имамги шаг1ирги»), «Два поэта» («К1иго шаг1ир»), «Али-Гаджи из Инхо, или Баллада времени» («Инхоса Г1али-Х1ажи яги заманаялъул баллада»), «Убийца и смерть» («Ч1вадарухъанги хвелги»), «Предательство» («Хия-нат»), «Стихи сына» («Васасул куч1дул»), «Шейх из Чиркея» («Ч1ик1аса устар») и др. Так, образы имама Шамиля, ученого-поэта Тажуддина из Батлаича, «певца любви» Махмуда и его легендарной возлюбленной Муи, революционера Муслима Атаева, мудре-

ца и поэта Али-Гаджи из Инхо, духовного предводителя Саида-афанди из Чиркея и других раскрывают интерес и внимание автора к яркой человеческой личности, легендарному подвигу, а также желание автора раскрыть лабиринты духовного мира и осмыслить суть и назначение людской судьбы.

Одним из ярких образов, занимающих видное место в творчестве М. Ахмедова, является образ Али-Гаджи из Инхо. Это известная личность из истории развития аварской духовно-просветительской мысли. «Али-Гаджи из Инхо внес неописуемый вклад в развитие аварской дореволюционной литературы» [6, с. 454]. Имя Али-Гаджи из Инхо ассоциируется у дагестанского читателя с понятием «море разума», которое он оставил после себя как поэт-рационалист, наставник и воспитатель благого нрава, этики и морали. «Мастер слова, учитель разума», - так пишет М. Ахмедов об Али-Гаджи из Инхо в одном из этюдов книги «Классические звезды». Со «страстью писателя к психологическому анализу, изучению человека и его души» [7, с. 333] пытается расшифровать М. Ахмедов критерии разума Али-Гаджи, основывающиеся на фундаменте добра, милосердия, человеколюбия и представляющие собой связующее звено прошлого с настоящим.

Надо сказать, что личность Али-Гаджи из Инхо в истории аварской литературы всегда занимала значимое место, но его многогранное творческое наследие не всегда освещалось всесторонне. К примеру, в советские годы если о творчестве Анхил Марин, Эльдарилав из Ругуджа, Махмуда из Кахабросо или Тажуддина из Батлаича знали и говорили почти все, то в творчестве Али-Гаджи из Инхо игнорировалась целая часть его духовной лирики. Более того, мудреца представляли как неутомимого борца за интересы народа, выступающего против духовенства и религиозных деятелей. Лишь к концу двадцатого века неординарная личность Али-Гаджи как поэта-просветителя, представителя духовенства, мудреца и философа стала известной во всей своей полноте. Его богатое поэтическое наследие стало объектом научных интересов крупных аварских исследователей, таких, как Г.Г. Гамзатов, Ч.С. Юсупова, С.М. Хайбуллаев и др. В начале 70-х годов XX в. с большим интересом к его творческому наследию обращаются и сами представители аварской литературы. В этот период выходит новое издание произведений Али-Гаджи из Инхо, сборник «Стихи» («Назмаби» 1972 г.), с развернутым предисловием Абасил Магомеда. Впервые в этом сборнике стихи Али-Гаджи получили свои названия, в том числе и знаменитое «Море разума» («Г1акълудул ралъад»). В 1995 году читатели наконец получают возможность ознакомиться с его богатой духовной лирикой [11, с. 8]. Этот факт подтверждает высказывание исследователя кумыкской литературы М.А. Гусейнова о том, что со второй половины 1980-х годов в национальных литературах Дагестана «наметилась тенденция изображения досоветского прошлого, выдающихся легендарных личностей» [8, с. 47].

В объяснении устройства мира нельзя полагаться лишь на логику и науку, что действия человека приводят к несоизмеримым по противоречивости результатам и что нужны новые духовные ориентиры», - справедливо замечает Г.Ш. Бахшиева [4, с. 41]. Возвращение духовной памяти в аварскую литературу в этой связи представляется как связующее звено на границе столетий, позволяющее укрепить духовные ориентиры мастеров художественного слова. Подобное явление в современной русской литературе рассматривает Ш.А. Мазанаев как «продолжение традиций русской литературы в новом времени, связующее звено между литературой XX и XXI веков» [9, с. 39].

Приблизительно так можно охарактеризовать художественные поиски М. Ахмедова, связанные с новыми реалиями конца XX и начала XXI века, когда стало актуально по-новому смотреть на роль и место человека в современном мире. Отсюда новые

поиски и приобретения в художественных интересах автора, попытки переосмыслить традиционные идеи, сюжеты и образы, а также обращение поэта к внутреннему миру человека через видение великого учителя. «Он открыл нам многие тайны, постиг глубину духовного мира и высоту разума», пишет М. Ахмедов об Али-Гаджи из Инхо в книге «Классические звезды» [1, с. 398], - в своих размышлениях о поэте М. Ахмедов пытается вновь осмыслить отношение мудреца к вопросам жизни и смерти, молодости и старости, назначения и быстротечности человеческой жизни; основным лейтмотивом выступает мысль о бессилии людей перед жизненными реалиями. Известное стихотворение Али-Гаджи из Инхо «Седой волос», в котором реалистическими красками нарисована проекция человеческой жизни, М. Ахмедов называет «маленькой поэмой». Стихотворение «вобрало в себя всю жизнь человека, по нему мы узнаем путь, по которому мысли поэта достигли высших степеней» [1, с. 399]. Талант Али-Гаджи и его умение мыслить, его миропонимание М. Ахмедов выбирает как путеводитель, как свет, указывающий верное направление в пути. Поэт гордится, что есть Али-Гаджи, Чанка, Махмуд, Гамзат Цадаса. «Я горд, что имею возможность читать их произведения и что могу говорить об их воздействии на мое вдохновение», - пишет М. Ахмедов [2, с. 4].

Размышления М. Ахмедова, представленные в книге «Поэт», дополняют материал о художественной интерпретации поэтического мира Али-Гаджи из Инхо. М. Ахмедов пишет, что в книге произведений Али-Гаджи каждое слово выходит из уст мудреца, словно «драгоценный жемчуг», и подчеркивает, что его уроки не утеряли свою актуальность в наше время. Каждое слово Али-Гаджи, по мнению М. Ахмедова, словно «крепкий гвоздь», подходит для «стены нашего столетия»; стихи мудреца совершенствуют мысли читателя, учат его красноречию и острословию. Критика Али-Гаджи, смешанная с мудрыми назиданиями и наставлениями и вложенная в поэтически организованную речь, близка М. Ахмедову как поэту и человеку. Отрывки из поэзии Али-Гаджи, которые включены в размышления М. Ахмедова о «своем учителе», автор использует вместо слов, которые он сам хочет сказать своему современнику. Рассмотрим это на примерах.

Зах1мат бихьич1ого рах1ат бокьарас Бекьич1ого лъилъе нилъ гьеч1ого хур [2, с. 95].

Тот, кто желает отдых без труда,

Пусть пожинает без серпа непаханое поле.

***

Х1амий сарин ах1ун мун сверданиги,

Дур сариналъ х1амил х1ал хисиларо [2, с. 92].

Хоть споешь ты песню ослу,

От песни твоей осел не дрогнет.

***

Надилъ г1ет1 ц1ирич1еб боц1ухъ балагье, Багьана дуйги щун щиб кколебали. Щаклъи гьеч1еб далил, дуда гьеб бичЫа, -Гьобо г1адин дунял даим сверулеб [2, с. 93].

На лбу у тебя пот не вышел, но богатство собрал,

Посмотришь, что будет, когда время придет.

Нет сомнений, доказано, ты это пойми, -

Словно мельница мир вертится.

Наиболее ярко представления М. Ахмедова об Али-Гаджи, его понимание и желание быть преемником и последователем мудреца-наставника отражены в поэме «Али-Гаджи из Инхо, или Баллада времени», в которой автор демонстрирует новый подход к композиции поэмы, к развитию ее сюжета, удачно сочетая его с традициями новых художественно-эстетических тенденций в литературе. Инхоса Г1али-Х1ажи, Г1алимчиги шаг1ирги... Асир гьабуна дуца Дир рак1ги заманаги [3, с. 80].

Али-Гаджи из Инхо,

Ученый и поэт.

Пленил ты

Мое сердце и эпоху мою.

По своему художественному содержанию и идейно-эстетическому пафосу поэма М. Ахмедова «Али-Гаджи из Инхо, или Баллада времени» близка к поэме Р. Гамзатова «Разговор с отцом». Художественный стержень обеих поэм выстроен на философских размышлениях их авторов, сопровождающихся мыслями о судьбе и роли человека в своей судьбе, в судьбе своего народа. Здесь уместно вспомнить слова А. Фадеева о поэме Р. Гамзатова «Разговор с отцом»: «В такой поэме вы имели право вызвать живую тень отца вашего, и это трогает до слез» (цит. по: [10, с. 36]).

В поэме М. Ахмедова также «истинно поэтически» (А. Фадеев) выражена мысль о поэзии, ее источниках и содержании, о ее характере и направлениях, а вместо «живой тени отца» здесь представлен голос народного мудреца Али-Гаджи. С точки зрения М. Ахмедова, поэзия - это надежная хранительница народного опыта, а поэт, как и судья, имеет власть над временем и связывает между собой эпохи и поколения. Преемственность традиций в этой связи представляется не просто как художественная особенность, к которой прибегает поэт с целью усиления философичности поэтической мысли, ее глубины и масштабности, но и с целью передачи крепких, истинно народных убеждений, заключенных в определенный кодекс морали и нравственности:

Г1умру - к1удияб гъвет1, дун - гьелъул т1амах,

Гьороца т1ун тела, я босун ина,

Г1умру - к1удияб зоб, дун гьениб цо ц1ва,

Я бакун батила, я бортун ина.

Цох1о раг1и буго щуц1ул абизе,

Г1енекке раг1изе, дица ц1алила [2, с. 534].

Жизнь - большое дерево, я - на дереве листок, Иль ветер унесет, иль просто упадет, Жизнь - небо просторное, я - на нем звезда, Иль будет гореть, иль может упасть. Слово есть одно, пять раз говорить, Слушайте, чтобы слышать, я прочитаю.

Слово, раскрывающее мысль о человеке, разделено на пять частей и выступает как закрепляющее эту мысль резюме: «И все же я человек». В первой части речь идет о быстротечности времени («Могучее времени течение»), во второй части автор задается вопросом «Что такое вечность?», в третьей части автор говорит о любви к земной жизни, четвертая часть подчеркивает мысль о горестях на жизненном пути, в пятой части

поясняется, что в жизни все чередуется, но при этом важно остаться человеком. Однако время, а именно жестокая эпоха превратили человека, «призванного стать повелителем, творцом, в послушного, покорного раба» [10, с. 39]. Художественная интерпретация концепции времени как злого рока в дагестанской поэзии впервые разрабатывается в поэме Гаджимагомеда из Согратля «Век-давитель» на арабском языке, в которой речь идет об историческом периоде после пленения Шамиля. Позже эта же проблема звучит прямо или косвенно в произведениях Г. Цадасы, З. Гаджиева, М. Сулиманова, Р. Гамзатова, М. Ахмедова и других.

В творчестве М. Ахмедова концепция времени выделяется как один из ярко выраженных философских мотивов. Здесь поэту важно заострить проблему, чтобы обратить читателя к голосу разума. Благодаря образу Али-Гаджи разум одновременно выступает и как внутренний голос мудреца-ученого, и как его собеседник, указывающий на верное понимание вещей. Именно разум возвращает поэта к мысли, что время бессильно перед лицом добра, что человек может, и должен задуматься о своей душе как об источнике этого добра. Такого рода постановка проблемы сопровождается специфичным для М. Ахмедова стилем, выступающим как синтез художественных компонентов, навеянных философским пафосом или подтекстом. «Даже отдельное слово со своим конкретным содержанием, смыслом может восприниматься в зависимости от интонации, от соседства с другими словами и контекстом, от его расположения в ряду других структур совершенно по-другому, оказывать другое впечатление. Это относится и ко всей структуре художественного произведения - все они в совокупности создают стилевое единство» [5, с. 59].

Художественное содержание своей поэмы М. Ахмедов осложняет еще и внедрением образа светильника, с которым автор сравнивает Али-Гаджи: поэт провел свою жизнь, освещая путь другим людям. Все грани мыслей автора передаются в поэме через диалоги и монологи, и каждый образ имеет свой голос и свое право говорить. Все это свидетельствует о новаторском подходе автора к раскрытию художественной идеи поэмы.

Резюмируя сказанное выше, важно подчеркнуть, что образ Али-Гаджи из Инхо, мудреца, ученого, поэта, который сыграл немаловажную роль в становлении и развитии творческой личности М. Ахмедова, занимает значимое место в его творчестве. М. Ахмедов со всей ответственностью искренно призывает читателя обратить на вопросы преемственности духовной культуры, сохранения национальных художественно-эстетических традиций, в которых главной идеей выступает идея разума.

Литература

1. АхмедовМ. Классические звезды. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2008. - 478 с.

2. Ахмедов М. Поэт. - Махачкала: Дагкнигоиздат,2014. - 646 с.

3. Ахмедов М. Баллады времени. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 103 с.

4. Бахшиева Г.Ш. Тема греха и наказания за грехи в романе Уильяма Голдинга «Воришка Мартин» // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 36, вып. 4. - С. 41-48.

5. Гаджиахмедова М.Х. Эволюция понятия стиль художественной литературы в отечественном литературоведении // Вестник Дагестанского государственного университета. 2021. Вып. 3. - С. 54-60.

6. Гаджилова Ш.М. Диалог времен: Али-Гаджи из Инхо и современность // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). - С. 453-455.

7. Гао Чжэньнань. Проблема человека в творчестве В.М. Шукшина и Ф.М. Достоевского (на примере произведений «Калина красная» и «Преступление и наказание») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 12. -С. 332-336.

8. ГусейновМ.А. Ученик Ивана Поддубного: художественный образ атлета и силача в историческом романе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 3. - С. 47-51.

9. Мазанаев Ш.А. Деконструкция постмодернизма и зарождение нового реализма в современной русской литературе // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 33, вып. 4. - С. 39-44.

10. Хайбуллаев С.М. Поэзия высокого накала. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1990. 152 с.

11. Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо. Жизнь и творчество. - Махачкала, 1997.

- 158 с.

References

1. AkhmedovM. Classic stars. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 2008.

- 478 p.

2. AkhmedovM. Poet. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 2014 - 646 p.

3. Akhmedov M. Ballads of time. - Makhachkala: Dagestan book publishing house, 1982. - 103 p.

4. Bakhshieva G.Sh. The topic of sin and punishment for sins in William Golding's novel "Vorishka Martin" // Bulletin of Dagestan State University. Series 2. Humanities. 2021. Vol. 36, iss. 4. - Рр. 41-48.

5. Gadzhiakhmedova M.Kh. Evolution of the concept of fiction in domestic literary criticism // Bulletin of Dagestan State University. 2021. no. 3. - Рр. 54-60.

6. Gadzhilova Sh.M. Dialogue of times: Ali-gadzhi from Inho and modernity // World of Science, Culture, Education. no. 3 (70) Gorno-Altaysk, 2018. - Рр. 453-455.

7. Gao Zhennan. The problem of man in the work of V.M. Shukshin and F. M. Dosto-evsky (for example, works "Kalina Red" and "Crime and Punishment") // Diploma. Philological sciences. Questions of theory and practice. - Tambov, 2020. Vol. 13, Issue 12. -Рр. 332-336.

8. Huseynov M.A. Pupil Ivan Poddubny: the artistic image of the athlete and the strongman in the historical novel // Diploma. Philological sciences. Questions of theory and practice. - Tambov, 2020. Vol. 13, Issue 3. - Рр. 47-51.

9. Mazanaev Sh.A. The deconstruction of postmodernism and the emergence of new realism in modern Russian literature // Bulletin of Dagestan State University. Series 2. Humanities. 2018. Vol. 33, Issue 4. - Рр. 39-44.

10. Khaibullaev S.M. Poetry of high intensity. - Makhachkala: Dagestan book publishing house. 1990. - 152 p.

11. Yusupova Ch.S. Ali-gadzhi from Inho. Life and creation. - Makhachkala, 1997. -

158 p.

Поступила в редакцию 22 июня 2022 г.

UDC 894 612

DOI: 10.21779/2542-0313 -2023 -38-1 -56-62

The Image and Personality of Ali-Gadzhi from Inho in M. Akhmedov's works:

continuity, traditions, innovation

Sh.M. Gadzhilova

Institute of Language, Literature and Art. G. Tsadasy DFIC RAS; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; shanisat05@mail.ru

The article considers part of the artistic works of M. Akhmedov, in which the personality of the Avar Poet Ali-Gadzhi from Inho is highlighted, his image is represented as the creative portrait of the sage. The study of this issue allows us to note a number of important problems related to traditions and continuity in the work by M. Akhmedov, his innovative approach to the development of artistic traditions in modern Avar poetry.

The author of the article focuses on the poem by M. Akhmedov "Ali-Gadzhi from Inho or the Ballad of Time". Paying attention to the plot and idea of the poem that are being built around the Exurses in the Ali-Gadzhi era, the article emphasizes the psychological motivation of M. Akhmedov, through the motives of the mind, goodness and mercy, the poet connects the era, brings talents closer to each other, and protrudes the idea of the need to preserve traditions.

The appeal of M. Akhmedov to man, his fate, his life criteria is considered in the article as a new spiritual guideline dictated by time. The poet 'On the border of the centuries' (M. Akhmedov) is looking for ways to maintain purity and philanthropy; the author of the poem uses the actualization of the drama of a person's fate as a certain artistic device, inspired by philosophical pathos and psychological impact on the reader's perception.

Keywords: M. Akhmedov, Avar poetry, plot, artistic image, motif.

Received 22 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.