Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО М. АХМЕДОВА В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ АВАРСКОЙ ПОЭЗИИ'

ТВОРЧЕСТВО М. АХМЕДОВА В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ АВАРСКОЙ ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. АХМЕДОВ / Р. ГАМЗАТОВ / ПАТРИОТИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / АВАРСКАЯ ПОЭЗИЯ / M. AKHMEDOV / R. GAMZATOV / PATRIOTISM / ARTISTIC TRADITIONS / AVAR POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджилова Шанисат Магомедовна

Цель исследования - раскрыть художественные особенности патриотических произведений М. Ахмедова в контексте развития аварских художественно-патриотических традиций. Особое внимание уделяется этапам эволюции патриотической мысли в дагестанской, в частности аварской, поэзии. В центре внимания - художественное своеобразие патриотических стихов М. Ахмедова. Научная новизна заключается в том, что впервые в творчестве М. Ахмедова изучаются патриотические мотивы в контексте соответствующей традиции аварской поэзии. Результаты исследования показали, что патриотическая тема в его поэзии со всей очевидностью эволюционирует в способах познания и изображения Родины и выражаемых к ней чувств. Установлено, что она тесно связана с фольклорными традициями аварцев и достижениями предшествующей ему поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. AKHMEDOV’S CREATIVE WORK IN THE CONTEXT OF PATRIOTIC TRADITIONS OF THE AVAR POETRY

The purpose of the study is to provide an insight into artistic features of M. Akhmedov’s patriotic works in the context of the Avar artistic and patriotic traditions development. Special attention is paid to the evolution stages of patriotic thought in the Dagestani and, in particular, Avar poetry. The work focuses on artistic originality of M. Akhmedov’s patriotic poems. The research is novel in that it is the first to study patriotic motifs of M. Akhmedov’s creative work in the context of the corresponding tradition of the Avar poetry. The research findings have shown that the theme of patriotism clearly evolves in ways of conceiving and depicting the motherland and feelings expressed towards it in his poetry. It was found that this theme is closely linked to the Avars’ folklore traditions and achievements of preceding poetry.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО М. АХМЕДОВА В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ АВАРСКОЙ ПОЭЗИИ»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.74

Гаджилова Шанисат Магомедовна

Творчество М. Ахмедова в контексте патриотических традиций аварской поэзии

Цель исследования - раскрыть художественные особенности патриотических произведений М. Ахмедова в контексте развития аварских художественно-патриотических традиций. Особое внимание уделяется этапам эволюции патриотической мысли в дагестанской, в частности аварской, поэзии. В центре внимания -художественное своеобразие патриотических стихов М. Ахмедова. Научная новизна заключается в том, что впервые в творчестве М. Ахмедова изучаются патриотические мотивы в контексте соответствующей традиции аварской поэзии. Результаты исследования показали, что патриотическая тема в его поэзии со всей очевидностью эволюционирует в способах познания и изображения Родины и выражаемых к ней чувств. Установлено, что она тесно связана с фольклорными традициями аварцев и достижениями предшествующей ему поэзии.

Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/2/2020/12/74.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 369-374. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www .gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.74 Дата поступления рукописи: 06.10.2020

Цель исследования - раскрыть художественные особенности патриотических произведений М. Ахмедова в контексте развития аварских художественно-патриотических традиций. Особое внимание уделяется этапам эволюции патриотической мысли в дагестанской, в частности аварской, поэзии. В центре внимания - художественное своеобразие патриотических стихов М. Ахмедова. Научная новизна заключается в том, что впервые в творчестве М. Ахмедова изучаются патриотические мотивы в контексте соответствующей традиции аварской поэзии. Результаты исследования показали, что патриотическая тема в его поэзии со всей очевидностью эволюционирует в способах познания и изображения Родины и выражаемых к ней чувств. Установлено, что она тесно связана с фольклорными традициями аварцев и достижениями предшествующей ему поэзии.

Ключевые слова и фразы: М. Ахмедов; Р. Гамзатов; патриотизм; художественные традиции; аварская поэзия.

Гаджилова Шанисат Магомедовна, к. филол. н.

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы

Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала shanisat05@yandex. т

Творчество М. Ахмедова в контексте патриотических традиций аварской поэзии

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что комплексный анализ патриотических произведений М. Ахмедова в контексте развития соответствующих традиций в аварской поэзии позволит восполнить пробел в изучении творчества поэта в целом. Такой подход к изучению рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, расширит исследовательское представление о поэзии М. Ахмедова. Вместе с тем привлеченный в настоящей статье материал о генезисе и развитии патриотической мысли в дагестанской поэзии вообще и в аварской в частности может стать весомым вкладом в развитие современного дагестанского литературоведения. В соответствии с целью определены следующие задачи: выделить основные этапы эволюции художественно-патриотических традиций в аварской поэзии; проанализировать патриотические произведения М. Ахмедова в контексте развития художественно-патриотических традиций в аварской поэзии; исследовать главные отличительные черты патриотических произведений М. Ахмедова.

В ходе работы применены следующие методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный и метод целостного анализа литературного произведения.

В ходе выполнения данной работы мы в основном опирались на труды дагестанских ученых, в исследованиях которых прямо или косвенно затронута интересующая нас проблема. Это работы Г. Г. Гамзатова «Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти», Ч. С. Юсуповой «Три десятилетия аварской поэзии (1955-1990)», «Расул Гамзатов в расколотом мире (1985-2000)», «О современной аварской лирике», С. М. Хайбуллаева «Современная дагестанская поэзия» и др. Вместе с тем теоретической базой исследования стал сборник статей известных дагестанских критиков и писателей «Литература Дагестана и жизнь», в котором намечаются пути изучения аварской патриотической поэзии.

Практическая значимость работы заключается в расширении литературоведческих подходов к изучаемому объекту. Результаты нашего исследования могут стать материалом при составлении спецкурсов для студентов, магистрантов и аспирантов вузов и других учебных заведений. Кроме того, материал статьи, ее общие выводы могут стать частью монографического исследования творчества М. Ахмедова.

Тема патриотизма в аварской литературе всегда была актуальна и востребована. В дореволюционный период отношение к родине, чувства любви и преданности ей были на самом почетном месте как в жизни, так и в художественной литературе. Произведения устного народного творчества «Разгром Надир-шаха», «Парту Патима», «Каменный мальчик» и другие закрепили в сознании дагестанских народов понимание любви к родине. Достаточно вспомнить период Кавказской войны, когда «обращенность поэзии к высоким общественным идеалам служения родной земле, отечеству, борьбы за его независимость, к теме подвига народа и личности в справедливой войне поднимала роль и значение художественного творчества» [4, с. 95]. Художественное творчество, обращенное к событиям великой освободительной борьбы народов Дагестана, воспевало массовое подвижничество и героизм, сохраняя о них вечную память. «Понимая глубокую значимость и принципиально важную роль литературы в формировании и развитии этико-эстетической системы морального, духовно-нравственного, интеллектуального кодекса дагестанского мусульманина, лидеры Кавказской войны были заинтересованы в создании литературных и исторических памятников, отражающих реальную действительность и призывающих к справедливым, верным, согласно шариату, решениям социальных, экономических, религиозных, военно-политических проблем Дагестана» [3, с. 43]. Так появились произведения самих предводителей Кавказской войны - Газимагомеда и Шамиля, их сторонников - Му-хаммад-Тахира аль-Карахи, Абдурахмана-хаджи из Согратля и многих других.

Революция 1917 года и Гражданская война стали следующим историческим этапом, когда аварские мастера художественного слова использовали перо наравне с мечом. Этот период считается самым исторически противоречивым и политически сложным для Дагестана, когда брат становился против брата, друг против друга, и каждый из них по-своему видел правду, понимал свободу.

Великая Отечественная война (1941-1945) получила наиболее масштабное отражение в литературе всех народов Дагестана и вызвала небывалый подъём патриотизма. Аварские поэты обратились к сынам народа с призывом о защите Отечества. «В годы войны были созданы произведения, составившие сборники "За Родину", (1942), "К мести", "Голубка с лазаревой шейкой" (1944) Гамзата Цадасы; "Песни борьбы" (1943) З. Гаджиева, "Пламенная любовь и жгучая ненависть" (1943), "Отголоски войны" (1945) Р. Гамзатова и другие» [7, с. 30].

В послевоенные годы были написаны произведения о героизме народа, его лучших сынах, их подвигах и преданности Родине. На этих книгах воспитывался советский человек. В послевоенные годы основные силы государства были направлены на восстановление страны, и в этой работе огромное значение придавалось литературе, прежде всего её идеологической составляющей. Отсюда обостренные, искренние, проникновенные чувства любви к Родине в произведениях Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, М. Сулиманова, О.-Г. Шахтаманова, А. Хачалова, А. Даганова, А. Магомеда и других. «Родина в творчестве поэтов края представляется ее героическим прошлым, славными делами современников, красотой ее природы, не только родная земля красит человека, но и человек прославляет ее. И потому родина изображена в динамике ее сложной и энергичной жизни» [8, с. 11].

Характеризуя творчество аварских поэтов постсоветского периода, С. М. Хайбуллаев пишет: «В поэзии последних десятилетий красной нитью проходят две основополагающие темы - Родина и мир - с их заботами, тревогами, нуждами. От горского очага, горской сакли тянутся нити ко всем уголкам нашей необъятной страны, они переходят рубежи ее, добираясь до далеких стран и континентов. Поэты сосредоточивают свои взоры на горячих точках планеты, поднимают глобальные, общечеловеческие проблемы, изображают напряжение жизни, решают проблемы, выдвигаемые нашей эпохой, сложным и динамичным двадцатым веком» [Там же, с. 7]. Действительно, поэты этого периода считали своим долгом перед Родиной думать, что они могут дать родной земле и обществу своими стихами, показывали личные переживания за судьбу страны и народа. «Поэтический мир истинных мастеров слова, их мировоззренческие принципы и эстетическое кредо, несомненно, определяются значимыми общественными, культурными, морально-этическими запросами действительности» [11, с. 5].

Сказанное выше имеет прямое отношение к творческой судьбе М. Ахмедова. Любовь к литературе и преданное отношение к родине всегда дополняли друг друга и играли немаловажную роль в определении творческой личности поэта-гражданина. Произведения патриотического характера были написаны М. Ахмедовым в разные годы. В советский период он публиковал их в районной газете «Новый свет», в аварской газете «Красное знамя», альманахе «Дружба» и т.д. Позже они были включены в сборники его стихов «Поэт и родина», «Поэт и народ». Патриотические произведения М. Ахмедова вбирают в себя масштабную мысль поэта, его широкое мировидение, и в них он представляется зрелым, талантливым мастером художественного слова.

Приход М. Ахмедова в литературу относится к 1970-м годам. Ему не довелось стать свидетелем и участником героических страниц великой эпопеи народа. И все же он из тех поэтов, кто всегда рассматривал художественное творчество как общественное служение. «Даже беглый анализ тех поэтических произведений, которые современные аварские лирики посвящают теме Родины и народа, позволяет прийти к весьма значительным выводам о главном, решающем, определяющем характере этой темы. С темой Родины, например, неразрывно связаны, с нею слиты тема народа, тема гражданского долга, тема человеческой личности, тема судьбы и поэзии» [9, с. 42].

Поэт и народ, поэт и родина, поэт и судьба, поэт и справедливость, поэт и любовь, поэт и преданность, поэт и поэзия - основные темы творчества М. Ахмедова, которые нашли свое достойное отражение и в его гражданской лирике.

«Я гордился тобой, а сегодня - не хочется жить,

Мы в бездонную пропасть так глупо с тобой сорвались.

Наши лучшие мысли лавиною с гор пронеслись,

Ты ответь мне, Родина, как мне тебя полюбить?» [1, с. 434].

Стихотворение написано М. Ахмедовым в постсоветский период, когда в стране рухнули порядок и закон, изменились жизненные ценности (материальное благополучие стало самой значимой целью человеческого существования). Родина предстала перед ним в новом облике, который поэт не в состоянии принять и полюбить. Обращение к родине как к живому существу придает экспрессивный характер произведению и наполняет его свежими смысловыми оттенками и чувствами. Сочувствие к «стону несчастных матерей» и к страданиям «бедных стариков» раскрывает духовный мир Ахмедова-гражданина. Поэт подчеркивает, что в годы детства и юности он гордился своей родиной. А теперь она растерзана, разбита, потеряна связь времен, связующая нить со славным историческим прошлым. Но поэт продолжает надеяться, что все восстановится:

«Я у Бога прошу, чтоб срастил он Истории нить,

Мне без прошлого, Родина, в будущем незачем жить» [Там же].

Прошлое Родины для поэта - то, что должно остаться в истории, чем могут гордиться потомки. Наполненное тревожными раздумьями обращение к Родине как к одушевленному лицу неслучайно. Это призыв к каждому задуматься о судьбе Отечества и его будущем.

«Ты горишь от стыда,

Я услышал немой твой ответ.

Ты воскреснешь, о, Родина?! - Да!

Ты не бросишь нас? - Нет!» [Там же, с. 299].

На память приходят слова Р. Гамзатова, обращенные к Дагестану и несущие в себе значение единства родины и народа:

«Дагестан, все, что люди мне дали, Я по чести с тобой разделю, Я свои ордена и медали На вершины твои приколю» [5, с. 185].

В стихах М. Ахмедова родина «горит от стыда». Поэт пытается таким образом разбудить в своих соотечественниках чувство ответственности перед родиной, ее историей. В стихах Р. Гамзатова - гордость за страну, её достижения, благодарность за ордена и медали.

В стихотворении «Изгнанник» Ахмедов предается вдумчивому анализу своей личности во времени и пространстве, наблюдает за средой, в которой живет. Гражданские чувства, соединяясь с лирическими, рождают философскую мысль:

«Я горец. Я аварец. Не пророк. На родине своей изгнанник я. Плыву сквозь лет изменчивый поток, Плыву сквозь годы горя и вранья. Плыву сквозь слезы, немощен и сед, И удивляюсь, что еще живой. На куст колючий времени присев, Пою, как птица: "Родина, я твой..."» [1, с. 299].

Рассматривая гражданскую лирику М. Ахмедова, нельзя обойти вниманием понятие «народность». Показательно, что Э. Капиев «связывает народность с правдивостью и ответственностью, смелостью и прямотой. Разумеется, такому определению народности трудно претендовать на полноту, но, несомненно, и эти ее черты довольно точно бьют в цель, и нам понятно, что Э. Капиев имел право воинственно их утверждать. Писатель пришел к выводу, что народность художника заключается в его всесторонних связях с жизнью народа, в его готовности быть трибуном народа, служить своим талантом народу» [10, с. 124].

У М. Ахмедова в интерпретации понятия «народность» особое место занимают ответственность, смелость и прямота. Так же, как Э. Капиев, он связан с жизнью народа, готов ему служить своим талантом и даже жизнью. В то же время через все произведения М. Ахмедова лейтмотивом проходит тема душевного беспокойства и глубокой обиды. Поэт чувствует, что он не всегда понят народом. В качестве подтверждения - отрывок из поэмы «Поэт и люди»:

«Шаг1ир:

- Ват1ан, гьал г1адамал, дур г1адамалищ? Г1адаллъулев вугин гьезул хъудиялъ, Хъурмал г1адин диде т1аделъарал гьез ^адкъан буго дида къаникь мун лъезе.

Г1адамал:

- Раг1улищ, Ват1анги нижехъан буго, Вит1ун цеве лъедал лъала дур къимат. Ниж г1емерал руго, мун цох1о вуго,

Цо х1ухьел теларо дуе эркенаб» [2, с. 786-787]. /

Поэт:

- О, Родина, эти люди - разве твои люди? С ума я схожу от их шума.

Как змеи, напали они на меня, Ими поручено мне похоронить тебя.

Люди:

- Слышишь, и Родина на нашей стороне,

Ценность твою мы познаем, поэт, когда тело твое будет мертвым лежать. Нас много, а ты всего лишь один,

Не оставим мы тебе ни один свободный вздох (здесь и далее подстрочный перевод автора статьи. - Ш. Г.).

Как видим, понятие народности у Ахмедова приобретает новые черты. В аварской литературе, начиная с Гамзата Цадасы, который впервые поэтически подтвердил осознанное служение поэта обществу, понятия «поэт и народ», «поэт и общество» всегда представляли гармонию, согласие, особенно со стороны поэта. Здесь уместно вспомнить слова Г. Цадасы: «А кто из меня сделал поэта? - Народ! И библиотекой моей был народ. И аудиторией был народ. У народа брал, народу отдавал. Я - человек, взращенный народом, и оружие у меня, отточенное народом» [9, с. 11]. Так начиналась традиция народности в развитии дагестанской советской литературы, достойно продолженная в творчестве Э. Капиева («Поэт»), Р. Гамзатова («Разговор с отцом») и других. Безусловно, гражданские, патриотические стихи советского периода буквально зиждились

на принципах партийности, которые стимулировали развитие поэтической мысли в данном направлении. Другой немаловажный фактор, содействующий формированию патриотической лирики, - глубокая убежденность поэтов в том, что народ - источник света, путеводная звезда, которая освещает время и указывает прямой путь. Показательны строки Р. Гамзатова:

«Ты пред нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью, Немало средь людей таких, чья жизнь -Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарившим нас Мыслителям, героям и поэтам, Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом» [6, с. 27].

В произведениях Р. Гамзатова «К дальним звездам, в небесную роздымь», «Молодому поэту», «Стихи о горах», «Будь призванию верен», «Поэзия», «Птицы» затрагиваются проблемы патриотизма. «Поэт и общество», «поэт и народ» - основные темы размышлений обоих поэтов. Но ни в одном произведении Р. Гамзатова мы не находим наполненных отчаянием и усталостью, обидой и разочарованием чувств сломленного веяниями времени, суровыми социально-политическими потрясениями человека. Приведенные из произведений Р. Гамзатова и М. Ахмедова примеры наглядно демонстрируют, насколько сильно изменились поэт и общество в постсоветском пространстве. Как констатирует исследователь аварской литературы Ч. С. Юсупова, «художественное осмысление еще не оформившегося нового содержания в неизмеримом многообразии его социальных и нравственных проблем, глубины душевной смуты и раздвоенности человека - задача не из легких даже для большого мастера» [12, с. 242]. В центре событий - одинокий поэт, «мастер», сопротивляющийся, как может, этим переменам:

«Нужей лъугьараб щиб, нужей ккараб щиб?

Рак1 бихъулеб буго, рехъен к1варич1о.

Рахъа нужго т1аде, Т1адвугес кьураб,

Кьураби щущалеб къуват бакГаре.

Къудратлъи рещтГараб тарих цГи гьабе,

Тахида кьижарал рорчГизе гьаре,

Гьаб дуниялалда миллаталъул цГар,

Молода лъечГого цГва гГадин баке» [2, с. 788-789]. /

Что случилось с вами, что стряслось? Разрывается сердце - не нужна толпа, Вставайте, то, что дал вам Всевышний, Силы, что могут разрушить скалы, соберите. Сильную свою историю обновите, Спящих на креслах разбудите, Не кладите в гроб имя нации, На этом свете его, как звезду, берегите.

Люди - «высокие звезды» Р. Гамзатова - в поэме М. Ахмедова предстают безродными невеждами, потерявшими веру в себя, в свою родину, в преемственную связь с историей. Одержимые слабостью и равнодушием, они признаются:

«Нижер къуват гьечГо, къуна ниж рагъда,

Рагъухъаби гьечГо, чахъаби гурел.

Ниж мискинлъиялъул мусрудулъ жемун,

Росун унел руго гГад-хочГги гьарун.

ГГадамал цолъараб цо халкъ лъугГана,

ХГинкъиялъ соролел тГелал хутГана.

ГГадан валагьизе чирахъ бакарав,

Чиякъго къанщила мунги ракьалда» [Там же, с. 789]. /

Нет силы у нас, мы поражены на войне,

Нет воинов, есть только овцы.

Мы завернуты в саван бедности,

И уносят нас неизвестно куда.

Потерялся народ, где люди были объединены,

Остались ряды, дрожащие от страха.

Ты (поэт) зажигаешь лампу, чтоб найти человека,

Но и ты одиноким в землю уйдешь.

Вопреки жизненным перипетиям, ощущению трагического одиночества, поэт остается сильным и несломленным обстоятельствами. Он поднимает тревогу, бьет во все колокола, чтобы люди опомнились,

одумались. Забвение «великой истории» стало причиной образовавшейся между поэтом и его народом преграды. В отчаянии поэт говорит:

«Дир чиякълъиялъулъ чилъи бук1ана, Чияр чияк1аби рук1ун руго нуж. Дир мискинлъиялъулъ месед бук1ана, Мискъалг1анасеб ях1 нужер батич1о» [Там же]. /

В моей бедности человечность была, Чужими чучелами оказались вы, В моей нищете золото было, Но малейшего достоинства я в вас не нашел.

Лирический герой М. Ахмедова отличается многогранностью и сложностью. Он всегда ищет ответы на мучающие его вопросы, касающиеся человека и общества, родины и всей планеты. Большую глубину, емкость, философичность получают патриотические произведения поэта через попытку осмыслить личную биографию как судьбу своего современника. В других произведениях он старается найти оправдание своему поколению, защитить его, спасти Родину сердцем, душой. В поэме «Поэт и люди» Ахмедов выступает обвинителем народа:

«О, Всевышний, - молю, -

Береги Дагестан год за годом,

Много туч нависает,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Склонились они над народом.

Отгони эти тучи своею всесильной рукою,

Подари Дагестану хотя бы немного покоя» [1, с. 287].

В стихотворении «Родина» образ родины предстает как образ матери. Поэт верен ей в своей «любви сыновней», а родина бережет его, как мать:

«Когда нежданно предают друзья, Мне смотрит в душу родина моя. И на меня в лихие времена Людских измен надеется она. Заветной болью за родной народ Незримо в сердце родина живет. И потому всегда в любой беде Она со мною всюду и везде. Вот истины цена и глубина -Сумей постичь, что родина одна! А потому нет ничего сильней

Любви единственной, любви сыновней к ней!» [Там же, с. 483].

Таким образом, патриотические стихи М. Ахмедова - довольно содержательный, интересный пласт его поэтического творчества. В подобных произведениях поэт настойчиво проводит мысль о необходимости беречь и ценить человеческое достоинство, преданность самому себе, своему народу, Родине. В них - страстная любовь поэта к Отчизне и самая сильная ненависть, безжалостное осуждение тех, кто однажды предал её, потерял в погоне за материальными ценностями. Меланхолическая тональность, на которой иногда выстроены патриотические произведения М. Ахмедова, подчеркивает трепетные чувства поэта к Родине и народу. Его патриотические стихи представляют собой значимую часть дагестанского литературного процесса и заслуженно занимают важное место в истории развития художественно-патриотической мысли аварцев.

Проведенный на материале поэзии М. Ахмедова анализ позволяет выявить некоторые типологические схождения, свидетельствующие о традициях и преемственности в аварской литературе, и сделать следующие выводы:

- художественно-патриотические традиции в аварской поэзии имеют глубокие корни, которые генетически восходят к устному народному творчеству;

- в период дореволюционного развития аварской поэзии тема патриотизма была самой востребованной. Кавказская война, восстание 1877 года, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, послевоенная эпоха, постсоветский период стали временем духовных поисков и творческих исканий аварских поэтов;

- творчество М. Ахмедова занимает значимое место в процессе современного развития патриотической мысли в аварской поэзии;

- М. Ахмедов как поэт сформировался под влиянием своего старшего друга и учителя Р. Гамзатова. В то же время в реализации патриотических мотивов у М. Ахмедова есть свой подход, обусловленный психологическими, мировоззренческими исканиями;

- патриотическая тема в аварской поэзии прошла эволюцию от признания любви к Родине до глубоких философских раздумий над её историей;

- главная отличительная черта художественно-патриотической мысли М. Ахмедова - отражение глубины душевных переживаний, одиночества поэта, его размышлений о родине, народе и будущем.

Настоящая статья может стать теоретической базой для выявления патриотических традиций в аварской литературе, их генезиса и развития. Данное исследование также может служить основой изучения поэтического творчества М. Ахмедова, которое является неотъемлемой частью современного дагестанского литературного процесса. Предложенный нами аспект исследования представляется перспективным и в плане рассмотрения жанровой системы современной аварской поэзии, ее идейно-тематического богатства.

Список источников

1. Ахмедов М. Граница столетий. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2015. 495 с.

2. Ахмедов М. Поэт и родина. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2006. 806 с.

3. Гаджилова Ш. М. Арабоязычная литература Дагестана и творчество Фахруддина из Аргвани. Махачкала: ДНЦ РАН; RIZO PRESS, 2007. 183 с.

4. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. Махачкала: Наследие, 1996. 651 с.

5. Гамзатов Р. Избранное: в 2-х т. М.: ГИХЛ, 1964. Т. 1. 247 с.

6. Гамзатов Р. Имя твое. Махачкала: Эпоха, 2003. 349 с.

7. Гасанов М. Слово, приравненное к штыку // Литература Дагестана и жизнь / сост. М.-З. Аминов, Г. Гашаров; ред. совет: К. Абуков, М.-З. Аминов, Г. Гаджикулиев, Г. Гашаров, М. Магомедов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985. С. 29-47.

8. Хайбуллаев С. М. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. 256 с.

9. Щадаса ХИамзат. Т1аса рищарал асарал: в 4-х т. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. T. 4. 397 с.

10. Юсупова Ч. С. О современной аварской лирике. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970. 211 с.

11. Юсупова Ч. С. Расул Гамзатов в расколотом мире (1985-2000). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2007. 381 с.

12. Юсупова Ч. С. Три десятилетия аварской поэзии (1955-1990). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН; ИРС, 1998. 247 с.

M. Akhmedov's Creative Work in the Context of Patriotic Traditions of the Avar Poetry

Gadjilova Shanisat Magomedovna, PhD

Gamzat Tsadasa Institute of Language, Literature and Art ofDagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala

shanisat05@yandex. ru

The purpose of the study is to provide an insight into artistic features of M. Akhmedov's patriotic works in the context of the Avar artistic and patriotic traditions development. Special attention is paid to the evolution stages of patriotic thought in the Dagestani and, in particular, Avar poetry. The work focuses on artistic originality of M. Akhmedov's patriotic poems. The research is novel in that it is the first to study patriotic motifs of M. Akhmedov's creative work in the context of the corresponding tradition of the Avar poetry. The research findings have shown that the theme of patriotism clearly evolves in ways of conceiving and depicting the motherland and feelings expressed towards it in his poetry. It was found that this theme is closely linked to the Avars' folklore traditions and achievements of preceding poetry.

Key words and phrases: M. Akhmedov; R. Gamzatov; patriotism; artistic traditions; Avar poetry.

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.75 Дата поступления рукописи: 11.11.2020

Цель исследования - выявить особенности реализации категории адресованности в поэзии В. Даниловой на примере сборника «Райский ад». Научная новизна определяется тем, что лирические произведения эвенкийской поэтессы впервые рассматриваются как диалогически ориентированные тексты. В статье проанализированы наиболее репрезентативные с точки зрения заявленной темы стихотворения, определены показатели адресации; обозначены виды диалога и их функции; выявлены доминирующие типы адресатов. Полученные результаты показали, что диалогические интенции и, как следствие, фактор адресации являются значимыми составляющими в произведениях В. Даниловой: они повышают семантическую насыщенность и интертекстуальный градус её текстов.

Ключевые слова и фразы: эвенкийская литература; Варвара Данилова; лирический диалог; фактор адресации; коммуникативность лирики.

Меркель Елена Владимировна, д. филол. н., доц. Чаунина Наталья Владимировна, к. филол. н., доц.

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

merkel-e@yandex.т; chaunin@mail.т

Адресация в сборнике Варвары Даниловой «Райский ад»

Сохранение, изучение и популяризация культурного наследия малочисленных народов являются одной из магистральных задач современной стратегии Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.