Научная статья на тему 'СОНЕТЫ М. АХМЕДОВА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОНЕТНОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ АВАРСКОЙ ПОЭЗИИ'

СОНЕТЫ М. АХМЕДОВА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОНЕТНОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ АВАРСКОЙ ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
96
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ / ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА / СОНЕТЫ / АВАРСКАЯ ПОЭЗИЯ / КЛАССИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА / ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / КАНОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ / LITERARY PROCESS / EVOLUTION OF THE GENRE / POETIC FORM / CLASSICAL GENRES / AVAR POETRY / SONNETS / GENRE SYSTEM / FIGURATIVE SISTEM / CANONICAL STRUCTURE / ARTISTIC IDEA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджилова Шанисат Магомедовна

Предмет исследования данной статьи художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова в контексте развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Сонеты М. Ахмедова представляют собой значимую часть его поэтического творчества и рассматриваются как новое явление в современной аварской поэзии, зарождение которого связано с творчеством Р. Гамзатова и М. Абасил. Объектом исследования является жанр сонета в аварской литературе. Цель работы состоит в выявлении сонета в многожанровой поэзии М. Ахмедова, а также в осмыслении художественного содержания и формы сонетов М. Ахмедова во взаимосвязи с развитием жанра в современной аварской поэзии. Особое внимание акцентируем на этапах эволюции рассматриваемого жанра в дагестанской, в частности аварской литературе. В центре внимания - художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова, их сравнительно-сопоставительный анализ, образный строй и идейно-тематические особенности. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрены сонеты М. Ахмедова, занимающие значимое место не только в его творчестве, но и в процессе развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Полученные результаты показали, что изучение сонетов М. Ахмедова позволяет выявить не только диапазон поэтических исканий поэта, но и богатство жанровой системы современной поэзии аварцев. Сонеты М. Ахмедова привлекают внимание еще и тем, что они вбирают в себя старые и новые традиции предшественников и современников поэта. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ сонетов М. Ахмедова, позволяющий восполнить пробел как в изучении эволюции и процесса развития рассматриваемого жанра, так и поэтического творчества М. Ахмедова в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОНЕТЫ М. АХМЕДОВА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОНЕТНОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОЙ АВАРСКОЙ ПОЭЗИИ»

Филология: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Гаджилова Ш.М. — Сонеты М. Ахмедова и процесс развития сонетного жанра в современной аварской поэзии // Филология: научные исследования. - 2020. - № 11. DOI: 10.7256/2454-0749.2020.11.34056 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34056

Сонеты М. Ахмедова и процесс развития сонетного жанра в современной аварской поэзии

Гаджилова Шанисат Магомедовна

кандидат филологических наук

старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства Дагестанского федерального

исследовательского центра Российской академии наук

367000, Россия, республика Дагестан, г. Махачкала, уп. Ажерханова, 18, оф Б

И shanisat05@yandex.ru

Статья из рубрики "Литературоведение"

DOI:

10.7256/2454-0749.2020.11.34056

Дата направления статьи в редакцию:

08-10-2020

Дата публикации:

06-11-2020

Аннотация.

Предмет исследования данной статьи художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова в контексте развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Сонеты М. Ахмедова представляют собой значимую часть его поэтического творчества и рассматриваются как новое явление в современной аварской поэзии, зарождение которого связано с творчеством Р. Гамзатова и М. Абасил. Объектом исследования является жанр сонета в аварской литературе. Цель работы состоит в выявлении сонета в многожанровой поэзии М. Ахмедова, а также в осмыслении художественного содержания и формы сонетов М. Ахмедова во взаимосвязи с развитием жанра в современной аварской поэзии. Особое внимание акцентируем на этапах эволюции рассматриваемого жанра в дагестанской, в частности аварской литературе. В центре внимания - художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова, их сравнительно-сопоставительный анализ, образный строй и идейно-тематические особенности. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрены сонеты М. Ахмедова, занимающие значимое место не только в его творчестве, но и в процессе развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Полученные результаты показали, что изучение сонетов М. Ахмедова позволяет выявить не только диапазон

поэтических исканий поэта, но и богатство жанровой системы современной поэзии аварцев. Сонеты М. Ахмедова привлекают внимание еще и тем, что они вбирают в себя старые и новые традиции предшественников и современников поэта. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ сонетов М. Ахмедова, позволяющий восполнить пробел как в изучении эволюции и процесса развития рассматриваемого жанра, так и поэтического творчества М. Ахмедова в целом.

Ключевые слова: образный строй, жанровая система, сонеты, аварская поэзия, классические жанры, поэтическая форма, эволюция жанра, литературный процесс, каноническая структура, художественная идея

Сонеты - часть поэтического творчества М. Ахмедова, тесно связанная с развитием жанровой системы современной аварской поэзии, однако до настоящего времени не рассматриваемая в качестве объекта научного исследования. Сонет, как один из жанров современной аварской поэзии также относится к разряду малоизученных. Вопросы его зарождения и развития в аварской литературе частично раскрываются в работах М. Х. Гаджиахмедовой, З. М. Магомедова.

В ходе выполнения данной работы мы опирались на труды дагестанских ученых, в которых прямо или косвенно затронута интересующая нас проблема. Это работы Ч. С. Юсуповой «Три десятилетия аварской поэзии», М. Х. Гаджиахмедовой «Художественный мир Абасил Магомеда» и З. М. Магомедова «Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг.». Вместе с тем хорошей теоретической базой для нас служили труды известных литературоведов - И .Бехера, В. Л. Гроссмана, А. П. Квятковского, В. А. Пронина. Также интересны на наш взгляд наблюдения над лермонтовским сонетом А. В. Ложковой в работах "Сонет в творческой практике М. Ю. Лермонтова", "Сонет как лирический жанр". В фундаментальных трудах и диссертациях М. Л. Гаспарова, О.И. Федотова, О. В. Зырянова, А. В. Останковича освещены проблемы, связанные с феноменом и исторической эволюцией отечественного сонета, начиная с периода возникновения жанра до современного этапа его развития. В этом плане особенно интересна работа М. Л. Гаспарова "Сонеты Шекспира в переводах Маршака", в которой автор подробно рассматривает шекспировский сонет через переводы С. Я. Маршака и называет их "исключительным явлением" в русской литературе. В работах А. В. Останковича "Художественная роль повтора в гармонии сонета", "Жанровая специфика, принципы и закономерности", "Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма", "Гармоническая структура русского классического сонета XVIII-первой половины XX века", "Гармония сонета" и др. достаточно свободно и расширенно анализируются художественные особенности сонетного жанра. Эти и другие работы подчеркивают актуальность выбранной нами темы. История развития и художественные особенности аварского сонета - малоизученная область дагестанского литературоведения.

Сонет - один из новых жанров дагестанской литературы, зарождение которого относится к началу 70-х годов XX века. Сонет как классический жанр, богатый разновидностями, имеет свою историю развития и «каноническую структуру - четырнадцать строк: два катрена, два терцета, с определенной рифмой по схеме abba abba ccd eed (или ccd ede) - во «французском» варианте adad adad cdc dcd (cde cde) - в итальянском варианте. Среди различных отклонений от этих канонических форм наиболее известен «английский» вариант сонета с рифмовкой adad cdcd efef gg. Рекомендовались, но не стали всеобщими и некоторые «правила» для содержания сонета: строфы должны кончаться точками, слова - не повторяться, последнее слово - быть «ключевым», четыре

строфы - соотноситься как тезис - развитие - антитеза - синтез или как завязка -развитие - кульминация - развязка и пр». [3, с 58]

Сонет утвердился в аварской поэзии благодаря творческим исканиям Расула Гамзатова, который придал ему европейские черты, приспособив к канонам аварской поэтической речи, в результате чего гамзатовский сонет приобрел самобытное звучание.

Определенный вклад в формирование и развитие этого жанра в дагестанской литературе также внесли М. Ахмедов, Ш.-Э. Мурадов, Х. Хаметова, М.-З. Аминов, И. Гусейнов, Ю. Базутаев, А. Джачаев и др. Среди аварских мастеров художественного слова вслед за Р. Гамзатовым свободно и широко использовал сонет учитывая при этом все Абасил Магомед, в творчестве которого этот жанр соответствовал всем требованиям канона.

Значима роль М. Ахмедова в развитии этого жанра. Интересно отметить тот факт, что сонеты Р. Гамзатова и М. Ахмедова во многом схожи. Р. Гамзатов называл свои сонеты «горскими», а М. Ахмедов «свободными». Здесь важно заметить, что в ряде литературоведческих работ нетрадиционная форма рассматривается как «неправильный» или «неканонический» сонет. К примеру, в работе З. М. Магомедова сонеты Ш. Казиева и Р. Гамзатова, называются ««неправильными» (неканоническими)или же «горскими»,

как их называл сам Р. Гамзатов». [5, с- 69]

Сонеты М. Ахмедова тоже относятся к «неправильным» (неканоническим) или «свободным». Можно добавить, что сонеты А. Магомеда близки к «английской» форме. В них соблюдена рифма: аЬаЬ cdcd sfsf дд. Так автор старается сохранить общую канву сонета, его архитектонику и размеры. Приведем отрывок из его сонетов:

Жакъа баг1арбакъги бух1ун щун бугин,

Щай хасалил къоял рак1алде щолел?

Хъилил къват1аздаги хъаличин гьеч1ин,

Гьал дун унел нухал щай к1ержадулел?

Жакъа г1азу гуро г1адалт1е балеб.

Г1одой гъунеб буго сон бук1араб т1егь,

Т1еренаб ц1ер гуро нухазда бугеб,

Гъот1ол х1ули буго сон бук1араб т1егь.

Гьале цо к1удада данде вач1унев,

Гьавги гурищ вугев сон вук1арав вас?

Доле цо к1одоги хадуйго гъолей,

Дойги гурищ йигей сон йик1арай яс?

Гъот1одаса т1угьдул гъунареланищ!

Нилъер г1олохъанлъи унаребанищ! [3. с. 59]

Сегодня красное солнце жарко светит,

Почему же вспоминаются зимние дни?

На асфальтовых улицах нет льда, Почему же скользят мои дороги? Не снег сегодня падает на затылок, Это осыпаются вчерашние цветы. Не тонкий лед покрывает дороги, А оперенье деревьев - вчерашние цветы. Вот идет старик навстречу, Не он ли был еще вчера мальчишкой? Вот догоня е т е го ста рушка , Не она ли вчера была девочкой?. Не осыпались бы цветы с деревьев! Не уходила бы от нас молодость!-Ш

На сегодняшний день Абасил Магомед остается единственным аварским поэтом, в творчестве которого сонет реализован довольно удачно и может быть приведен в пример, как подражание шекспировским сонетам «Когда подумаю, что миг единый», «Мы вянем быстро», «Украдкой время с тонким мастерством», в которых красной нитью проходит мысль о быстротечности человеческой жизни. Архитектоника сонетов М. Ахмедова и Абасил Магомеда имеет сходство в количестве катренов и сонетном замоке, занимающем одинаковое положение в стихах. Однако в сонетах М. Ахмедова отсутствует классическая конечная рифма, также не встречается терцет. Его сонеты имеют строго одинаковую архитектонику, состоят из трех катренов и сонетного замка. По проблематике, жанрово-видовым особенностям, тематическому диапазону разделены на несколько групп - циклов сонетов. «Циклы сонетов создаются по тематическому единству. Создавали циклы сонетов И. В. Северянин (его цикл сонетов состоит из пятнадцати самостоятельных сонетов, посвященных пятнадцати великим поэтам и композиторам), Л. Гроссман (его цикл посвящен известным русским писателям и поэтам)

и др.» ^———60],- пишет М. Х. Гаджиахмедова. Тематический критерий может использоваться и в отношении сонетов М. Ахмедова, которые образуют циклы «Назмаби» («Назидания»), «Соназул сонетал» («Сонеты лет»), «Эркенаб г1акълу» («Свободный ум»), «Бец1ал сардал» («Темные ночи»). Каждый цикл объединяет более двадцати, иногда и тридцати самостоятельных сонетов, которые близки друг другу по смысловому содержанию и архитектонике. Сонеты М. Ахмедова, действительно, как утверждает и сам поэт, «свободны», легко воспринимаются читательским слухом, вполне оправдывают высказывание В. Л. Гроссмана, что «поэтика правильного сонета, в сущности,

чрезвычайно проста». с- 154] Более того, на пути становления и развития этого жанра, редко можно встретить идеальные, выдержанные в соответствии с правилами формы. Несомненно, каждый поэт, стремясь оставить след в истории этого жанра или пробуя силы в новом подходе, в передаче художественной мысли, отходит от установленных правил, считая свой подход верным, а лепту - весомой. Причем подобные отступления от правил наблюдались еще во времена Шекспира и Петрарка.

Различные эксперименты мастеров художественного слова, проводимые ими в рамках

сонета, привели к многообразию жанровых форм. Появились такие термины, как «белый» сонет в связи с отказом от рифм, «сплошной» сонет (А. В. Ефоромов) соединением катренов и терцетов, «хвостатый» сонет - введением лишних строк. Известны случаи наращения одного стиха в сонете (В. Я. Брюсов), трехстиший до семнадцати, двадцати строк (Ф. Берни). Также имеется опыт уменьшения количества строф на одну, («безголовым» сонет у М. Ю Лермонтов), уменьшения количества строф на один катрен и один терцет ( «половинный» сонет у В. В. Набокова) вольного порядка катренов и терцетов («опрокинутый» сонет у А. Н. Плещев). Существуют «триолетно-октавный» и «вертикально-горизонтальный» сонеты. Самым сложным и ярким достижением в сонетном творчестве считается венок сонетов, обычно состоящий из пятнадцати стихотворений. Это так называемая «архитектоническая форма поэмы, состоящая из 15-ти сонетов» [4, с- 72].

Как констатирует исследователь аварской литературы Ч. С. Юсупова, «сонет - сложная форма, требующая от художника большого таланта и большой профессиональной культуры. Отрадно, что аварские лирики, обратившись к нему, создали немало образцов, обогативших национальную поэзию, значительно поднявших художественный уровень»

[1°, с. 159]. Многообразные, многосторонние, многозначные формы сонетного жанра М. Ахмедова дополняют историю этого интересного жанра в аварской литературе.

Г1умруялъул гьаракь гьуин гьабизе

Гьунаралъул гьаракь ракьалъ кьун буго.

Кьурда т1егь г1адинан пикру т1егьазе

Т1адег1анаб роржен раг1улъ лъун буго.

Зах1матаб х1ал буго каранда рек1ел:

Кире унел ругел, бице г1адамал?

Г1адалаб г1асруялъ мусруги бикьун,

Рикь-рикьизе гьарун ч1валел руго нуж.

Нусг1адинан буго къоабилеб век

Къалеб дир мугъзада, рек1еда коч1олъ.

Ахиралде щведал щайт1абаз ккураб,

Щиб гьелъул хут1илеб бук1инеселъе?

Гьунаралъул гьаракь гьуинлъанаг1ан,

Г1умруялъул гьаракь кьог1лъулеб буго. [1, с' 198]

Жизни голос чтоб усладить,

Голос таланта подарен землей,

Словно цветок на скале, чтоб мысль расцвела

Высокий полет вложен в слово.

Трудно сердцу в груди:

Куда вы идете, люди, скажите? Б е з умный в е к с а в а н раз да е т, Разъединяет, а потом убивает вас. Словно нож этот век двадцатый Колит мне в спину, в сердце и в стих, Достигая конец свой, одержимым он стал, Что же от него останется для будущего? Чем слаще становится голос таланта,

Тем горестнее становится голос жизни.-^21

Это первый сонет из цикла «Назмаби» (Назидания). Все остальные сонеты этого и других циклов, а также не входящие в них написаны подобно этому: три катрена и заключительный дистих. Рифма стихотворения не соответствует канонам классического сонета. В первом катрене рифма соблюдена по схеме adad, а далее поэт больше внимания обращает на аллитерацию. Повторяющиеся согласные звуки в каждой строке, укрепляющие связь строк друг с другом, усиливают фонетический эффект стиха, образность текста как яркой поэтической картины. В первых двух строках первого катрена в основном повторяется звук «гь» в словах «гьуин гьабизе», «гьунаралъул», «гьаракь». Слово «кьун» в конце второй строки, начинающейся словом «кьурда», (на скале). Далее идет повторение звуков «т1» в конце третей строки. В начале четвертой этот звук повторяется в словах «т1егьазе», («цвести») «т1адег1анаб» («возвышенное»). Завершается четверостишие повторением звука «р» в словах «роржен» («полет»), «раг1улъ» («в слове»). По такой схеме строятся и все остальные сонеты М. Ахмедова. Принципиально важным правилом силлабического стиха в сонетах М. Ахмедова является количество слогов, которое всегда приравнивается к одиннадцати, в итоге получается 154 слога. Здесь уместно вспомнить высказывание В. А. Пронина, что «идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена

должно быть на один больше, чем в терцетах» с 155"1.

Учитывая, что в сонетах М. Ахмедова терцет не встречается, остается добавить, что автор использует в катренах и сонетном замке одиннадцатисложный размер. И в творчестве М. Ахмедова и в дагестанской литературе в целом «частое обращение к данному размеру многих художников объясняется не только богатыми интонационными, выразительными возможностями его, но и подвижностью, гибкостью этого размера» [9, с-

Мунагьазул ц1урав, ц1адулъе ккарав, Ц1аралъе г1емераб г1акъуба кьурав, Кьурт1аса ц1ум г1адин г1одой вортарав, Г1одов ч1ун вуго дун г1умрудул гъасда. Бачуна къисматалъ балъгояб бакъан, Къот1изе гьабула гьелъ дир пашманлъи.

Лъил маг1у бижилеб, раг1и батилеб, Тун гьаб дуниялгун дун араб мехалъ? Г1умру гуккараб их, ц1орораб рии, Ц1умур кьабулаго кьураб хаслихълъи, Хасалил нухазул сухъмахъаздасан Сундухъги урхъун дун вахунев вугев? Цох1о талих1 буго бакъул дуниял,

Бакъ г1адал дир лъимал релъулел рук1ин. [1, с- 264].

Погрязший в грехах, оказавшийся в огне,

Имя многократно подвергший страданиям,

Словно орел, упавший со скалы,

Сижу я у очага жизни.

Играет судьба таинственную музыку

Она прерывает печаль мою

Чья с ле з а родитс я , кто с ло в о про мо л в ит

Когда я уйду, покинув этот мир?

Жизнь, обманутая весна, холодное лето,

Со звонком предоставленная осень.

По дорогам, тропинкам зимним

К чему я иду, желая чего?

Одно счастье есть в солнечном свете,

Подобные солнцу, смеются мои дети.

Содержание приведенного выше сонета представляет собой законченное лирическое переживание поэта, оформленное как «вопрос-ответ». Первый катрен здесь представлен как экспозиция, в которой утверждается основная тема произведения. Далее идет развитие мысли в выбранном направлении. Одним словом, в обоих катренах художественная мысль ведется по линии подъема, то есть усиления пессимизма, связанного с жизненными реалиями. В третьей части вместо нисхождения темы, что обычно встречается в русских сонетах, автор обобщает начатую в первых и во вторых катренах мысль, плавно переходя от мысли о себе, своей личной жизни к мыслям о судьбе человечества. В последней строке намечается развязка, которая должна быть завершена в сонетном замке. Развязка в последнем двустишии оформлена в виде ответа на вопросы предыдущих двух катренов. «Одно счастье есть в солнечном свете, подобные солнцу смеются мои дети». Сонетный замок здесь, представлен ярким выражением, самым сильным по смыслу и образности. Причем мысль сонетного замка вносит светлую, оптимистическую ноту и снимает смысловую, психологическую нагрузку,

которую навевали предыдущие части сонета. Таким образом, поэт, «погрязший в грехах», «подобный орлу, скатившемуся со скалы», «печально сидящий у жизненного очага», задумываясь о смысле своей жизни, задает себе вопрос: зачем он живет? К чему он стремится на склоне своих лет? Ответом на эти вопросы становятся слова, что его дети живут на этой планете. Счастье поэта заключается в радости его детей.

При рассмотрении сонета, как литературного жанра, принято делить его на несколько частей по примеру общеизвестных схем: «тезис» (первый катрен) - антитезис (второй катрен) - синтез (два заключительных терцета) [2, с' 436"". Или «тезис - антитезис -синтез - развязка» [6, с' 153"", или «тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез» 1"8-,с-Самый упрощенный вариант: «завязка - развитие действия - кульминация -развязка».

Представленный выше сонет, также как и остальные, выстроен по последней схеме, включает в себя лирическое переживание поэта, получившее развитие в последующих частях. Отличие сонета М. Ахмедова от классического заключается в том, что смысл конечного стиха не связан с начальным смыслом, то есть нет возвращения к первоначально выраженной мысли. Причем смысл конечного стиха может быть противоположным смыслу начального и наоборот. Схема "завязка - развитие действия -развязка"развивает содержание следующего сонета М. Ахмедова:

Сариназе сабру санаца кьуна

Кьурич1о рек1ее кьураб нухдаса...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дун - сон велъанхъарав, жакъа - къваридав,

Г1адамазда дунго вич1ч1илин гуро.

Г1умруялъул маг1у ц1орораб мехалъ,

Рохалил кесказул мат1у гьабуна

Рит1ухълъидул рет1ел т1ут1ун барабго.

Рак1алде щвеязул гурде букъана.

Бакъ баккулеб буго, т1ерхьунеб буго,

Т1ехь хъвазе рагьарал гьал дир т1анчазда.

Сордо рогьунаро рогьел рук1к1уна,

Рек1аб заманаялъ рак1 бик1улелъул.

Гьенисан т1инк1арал бидул къат1раби

Къисматалъул къалмил т1анк1аллъун руго. [1, с~ 265"" Произведениям терпение годы дали Не сошел я с дороги, что сердцу дана. Я, вчера смеявшийся, сегодня печалюсь, И не думаю, что люди меня поймут.

Когда же замерзла слеза жизни,

Из кусков радости я сделал зеркало.

Когда справедливости одежда была порвана,

Сшил я себе рубашку из воспоминаний.

Солнце то появляется, то прячется,

На моих открытых страницах для будущей книги.

Ноч ь не ра с с в е та е т, ра сс в е т те мне е т,

Когда хитрое время ковыряется в сердце.

Капли крови, что упали из сердца,

Словно точки карандаша судьбы.

Тематика сонета М. Ахмедова разнообразна и возвышена. Каждый сонет имеет красивую форму и глубокое содержание, отражает внутреннее состояние поэта. Несомненно, тематика сонетов М. Ахмедова, также как и произведений других жанров, зависела не только от душевных волнений, внутренних переживаний поэта, но и от социальных условий политической обстановки в стране и, конечно, от радостей и разочарований, подъемов и спадов на своем личном жизненном пути. Различные тематические группы сонетов М. Ахмедова, выдержаны в традициях родства с соответствующими им крупными или малыми жанрами (поэма, баллада, элегия, лирическое стихотворение и т.д.). Философская мысль М. Ахмедова, смешанная с психологизмом, красной нитью проходит от начала до конца и в рассмотренном выше сонете. «Повышенная метафоричность стихов, интенсивное влияние в них связи между миром природы и жизнью человека, значительно усиливают и углубляют известное эмоционально-психологическое содержание темы, ее элегическую проникновенность и экспрессивность» [13, с- 159]

В этом плане показательны эмоционально-психологическое состояние автора, его философские раздумья в следующем сонете:

Дица марк1ач1уда рич1улеб буго

Ворч1изе рес гьеч1еб гьаб сардил гъамас.

Гъасда г1одовги ч1ун пикрабалъ вуго,

Балъголъи бахчарал х1енх1азде къулун.

Марк1ач1уда зодихъ ц1вабзазул х1арпаз

Х1акъалдаса ц1унун руго дир мухъал.

Хъах1илаб т1ехьалъул т1анчалги рагьун

Т1аде къулун руго рорхатал къоял.

Къисматалъул къасдал къот1улеб алмаз -

Марк1ач1ул г1уж буго г1умрудулъ рещт1ун.

Г1урул хъуди г1адин г1инда багъулеб.

Рагъги кьалги буго бук1инеселъул. Дир коч1ол зобазда ц1вабзазул х1арпаз

Х1алхьи дие кьелин кидаго хъвач1о [1, с~ 269"". Я под вечер открываю

Сундук этой ночи, от которой невозможно проснуться. Сидя у очага, я в мыслях,

Смотрю на искры, что спрятали таинственность.

Вечером на небе буквы звезд

О б е ре га ют мои с троки о т г р е ха .

Голубой книги открыли страницы

И склонились над ними высокие дни.

Надежды судьбы режущий алмаз -

Вечерняя пора посетила жизнь.

Словно шум руки в ушах звенящий

Война и мир будущего.

На небе моего стиха буквы звезд

Никогда не писали, что будет мне легко.

В этих строках отражены мысли и чувства нашего современника, стойко пережившего все потрясения 20-го века, не сломленного жизненными испытаниями и продолжающего жить и созидать. «Есть поэзиярямого названия ощущений, чувств, мыслей, событий. И есть поэзия сложного, многоступенчатого претворения действительности через эстафету

образных ассоциаций» [7, с' 167"". В сонетах М. Ахмедова, доведенная до максимализма духовность, высокие человеческие стремления к ней проверяются самой жизнью. Философские и психологические ориентиры поэта позволяют обостренно воспринимать неотвратимый ход времени, осознавать и понимать сложные жизненные перипетии.

В ходе проведенного исследования сделаны следующие выводы: сонет как литературный жанр, является результатом художественных поисков М. Ахмедова, который значительно расширил границы жанровой системы в собственном творчестве и в современной аварской поэзии.

Перу М. Ахмедова, верного ученика и последователя Р. Гамзатова и А. Магомеда, принадлежат сонеты, схожие с произведениями предшественников, одновременно но приводящие читателя к выводу, что для поэта всегда важен свободный выбор. Отсюда и название «свободный сонет». Вместе с тем, М. Ахмедову важно показать человека и общество, вечное и тленное, материальное и духовное, реальное и романтическое в разработанных им единых формулах и формах.

Проанализировав сонеты М. Ахмедова в контексте развития рассматриваемого жанра в современной аварской поэзии, мы пришли к выводу, что наряду с Р. Гамзатовым и М.

Абасил, М. Ахмедов внес заметный вклад в развитие сонетного жанра, который в последующем может быть использован аварскими литераторами как опыт литературной традиции, заимствований и преемственности.

Настоящая статья может служить научно-теоретической базой для дальнейших исследований природы сонета и тенденций его развития в дагестанской поэзии.

■Ш Перевод с аварского языка на русский Гаджиахмедовой М. Х.

Перевод с аварского языка на русский здесь и далее наш Библиография

1. Ахмедов М. Поэт и родина. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2006. 806 с.

2. Бехер И. Философия сонета // Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. М.: Худож. лит., 1965. С. 436-462.

3. Гаджиахмедова М. Х. Художественный мир Абасил Магомеда. Махачкала, ДГУ 2004. 148 с.

4. Квятковский А. П. Венок сонетов // Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 72-74.

5. Магомедов З. М. Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90 гг.: Дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 2009. 10.01.02. 158 с.

6. Пронин В. А. Сонет. Мир в миниатюре // Теория литературных жанров: учеб. пособие. М.: МГУП, 1999. С. 153-165.

7. Рунин Б. В защиту лирической индивидуальности. День поэзии. М.: «Правда», 1956. 127 с.

8. Семенов В. Б. Сонет // Школьный словарь литературоведческих терминов: иносказательность в художественной речи. Тропы. Стиховедение / под общей ред. Л. В. Чернец. М.: Просвещение, 2002. С. 155-162.

9. Хайбуллаев С. М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала; Издательство Дагестанского научного центра РАН, 1999. 239 с.

10. Юсупова Ч. С. Три десятилетия аварской поэзии. Махачкала; Издательство ДНЦ РАН, 1998 247 с.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья «Сонеты М. Ахмедова и процесс развития сонетного жанра в современной аварской поэзии» актуальна по двум причинам. Прежде всего, в ней предложен новый материал для исследования - сонеты М. Ахмедова, которые ранее не становились предметом пристального научного анализа. А между тем, как показано в данной статье, это интересная, глубокая, самобытная лирика. Во-вторых, важен теоретический аспект. Данное исследование углубляет существующие представления о национальных формах сонета, о его современном бытовании. Стоит отметить, что сонет в последние десятилетия активно изучается исследователями в разных аспектах. Появился ряд фундаментальных трудов и диссертаций М.Л. Гаспарова, О.И. Федотова, О.В. Зырянова, А.В. Останковича, интересные наблюдения над лермонтовским сонетом содержатся в

трудах А.В. Ложковой, есть исследования о немецком, французском сонете и мн. др. Поэтому не совсем справедливым представляется игнорирование современных трудов о сонете в данном исследовании. Автор ссылается на словарные статьи о сонете А.П. Квятковского и В.Б. Семенова и на работы аварских ученых. Последнее, безусловно, мотивировано, ведь в центре его внимания - творчество аварского поэта. Но более широкий контекст и опора на фундаментальные исследования, а не на словарную статью придали бы выводам большую убедительность и репрезентативность. В начале своей статьи автор дает емкий экскурс в историю сонета в аварской поэзии, показывает, что у истоков данной формы стоит Р. Гамзатов, который придал сонету «черты отчетливой самобытности», и Абасил Магомед. М. Ахмедов наследует и развивает сложившуюся традицию. В статье показывается, что Р. Гамзатов создает, по его определению, «горский сонет», тяготеет к неканоническим формам сонета, сохраняя при этом общую канву сонета, его архитектонику и размеры стиха. На этом фоне сонеты М. Ахмедова, по наблюдениям автора, больше ориентированы на традицию - и прежде всего на шекспировский канон. Они, как правило, состоят из трех катренов и сонетного замка. Автор выделяет ряд циклов сонетов в творчестве М. Ахмедова по тематическому принципу и жанрово-видовым особенностям: «Назмаби» («Назидания»), «Соназул сонетал» («Сонеты лет»), «Эркенаб г1акълу» («Свободный ум»), «Бец1ал сардал» («Темные ночи»). В статье дается их анализ: раскрывается идейный план произведений и структурные, ритмические особенности как отдельных сонетов, так и циклов в целом. Особый акцент в анализе делается на разного рода отступления от канонических форм, на поэтические эксперименты. Статья имеет отчетливую структуру, внутреннюю логику, хотя в ней иногда встречаются повторы одной и той же мысли. Все наблюдения в финале статьи получают обобщение. Ссылки служат для подтверждения собственных наблюдений или становятся отправной точкой для новых рассуждений. Список литературы не всегда оформлен единообразно, в соответствии с установленными правилами, а потому нуждается в корректировке. В основе данного исследования лежит продуктивная идея, использован интересный материал. Но статья нуждается в кардинальной редакторской и корректорской правке. В представленном виде она не может быть опубликована.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемый текст посвящен изучению особенностей современной аварской поэзии. Данная специфика выявляется на примере творчества М. Ахмедова. Однако, автор из множества структурных форм ориентирован на точечный анализ жанра сонета. Считаю, что такой подход вполне оправдан, ибо он имеет приметы концептуального вида. Опора на труды Ч.С. Юсуповой, М.Х. Гаджиахмедовой, З.М. Магомедова и других исследователей позволяют сформировать весьма хороший срез критических оценок, а также обеспечить базис для дальнейшего установления особенностей поэтического творчества М. Ахмедова. Работа выполнена на хорошем теоретическом и практическом уровнях, так как источники общего/частного порядка не могут не радовать - М.Л. Гаспаров, О.И. Федотов, А.П. Квятковский... Актуальность исследования заключается в том, что в работе выявляются новые грани развития дагестанской литературы, определяются черты индивидуальной поэтики М. Ахмедова на примере сонетной формы. Удачно автор использует в тексте т.н. теоретические справки, они дополняют сочинение, позволяют потенциально заинтересованному читателю «пропедевтически» вспомнить

материал. Работа не лишена общей логики, все основные части - введение, основная часть, заключение - подчинены магистрали цели, научным задачам. Примеры, которые приводятся в ходе размышлений, точны, уместны. При этом учитывается и перевод, который является необходимым и важным. Привлекает в статье умение автора работать с собственно художественным текстом, следовательно, материал может использовать в качестве примера для выполнения работы смежной тематической направленности. Основные приметы сонетов М. Ахмедова установлены целостно, объемно: проанализирована и архитектоника текстов, и особенности тематики, проблематики, и смысловая составляющая. В ходе оценки вводится т.н. «литературный контекст», имена Петрарки, Шекспира и других поэтов приведены в качестве непрямой оппозиции. Автор отоваривает, что сонеты М. Ахмедова есть творческий эксперимент, который весьма удачен и интересен. Основная цель исследования достигнута, задачи решены максимально точно. Текст самостоятелен, в нем нет серьезных фактических ошибок/неточностей, оригинальность объективна. Стиль, язык статьи имеет приметы собственно научного типа, терминологическая точность есть показатель адекватности мыслей/гипотез. Автор усиливает статью частыми промежуточными выводами, они сводят весь наличный материал в гармонично выдержанную концепцию. Итоги не противоречат основному звену; в данном случае этому фрагменты свойственна ясность, точность, понятность: «проанализировав сонеты М. Ахмедова в контексте развития рассматриваемого жанра в современной аварской поэзии, мы пришли к выводу, что наряду с Р. Гамзатовым и М. Абасил, М. Ахмедов внес заметный вклад в развитие сонетного жанра, который в последующем может быть использован аварскими литераторами как опыт литературной традиции, заимствований и преемственности». Несомненно, что данная работа может служить материалом для дальнейшего изучения дагестанской поэзии. Библиография к тексту полновесна. Статья «Сонеты М. Ахмедова и процесс развития сонетного жанра в современной аварской поэзии» может быть рекомендована к открытой публикации в журнале «Филология: научные исследования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.