Научная статья на тему 'ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА 2020 ГОДА: АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА 2020 ГОДА: АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА / ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА 2020 ГОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич

В статье проведен анализ соревновательной деятельности призеров Олимпийской парусной регаты 2020 года, выступавших в период коронавирусных ограничений. Оценивались перемещения лидеров на различных участках дистанции (после 1-го знака) каждой гонки и российских яхтсменов. Составлялись «модельные характеристики» соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC SAILING REGATTA 2020: COMPETITIVE ACTIVITY ANALYSIS

The article analyzes the competitive activities of the 2020 Olympic medalists in the sailing regatta, who performed during the period of coronavirus restrictions. The movements on different sections of the distance (after the 1st sign) of the leaders of each Olympic race and Russian yachtsmen were evaluated. “Model characteristics” of the competitive activity of the 2020 Olympic champion were compiled.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА 2020 ГОДА: АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА 2020 ГОДА: АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.Г. ТОМИЛИН, СГУ, г. Сочи, Россия

Аннотация

В статье проведен анализ соревновательной деятельности призеров Олимпийской парусной регаты 2020 года, выступавших в период коронавирусных ограничений. Оценивались перемещения лидеров на различных участках дистанции (после 1-го знака) каждой гонки и российских яхтсменов. Составлялись «модельные характеристики» соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2020 года.

Ключевые слова: Олимпийская парусная регата, показатели соревновательной деятельности, модель олимпийского

чемпиона 2020 года.

OLYMPIC SAILING REGATTA 2020: COMPETITIVE ACTIVITY ANALYSIS

K.G. TOMILIN, SGU, Sochi city, Russia

Abstract

The article analyzes the competitive activities of the 2020 Olympic medalists in the sailing regatta, who performed during the period of coronavirus restrictions. The movements on different sections of the distance (after the 1st sign) of the leaders of each Olympic race and Russian yachtsmen were evaluated. "Model characteristics" of the competitive activity

of the 2020 Olympic champion were compiled.

Keywords: Olympic sailing regatta, indicators of competitive activity, model of Olympic champion in 2020.

Введение

Проведен анализ соревновательной деятельности призеров Олимпийской парусной регаты 2020 г. Отличие данной регаты от предыдущих состоит в том, что коронавирусные ограничения, действующие в некоторых странах, существенно уменьшили возможность участия гонщиков в международных соревнованиях, и это за полтора года до Олимпиады, что не могло не сказаться на эффективности их выступления на Олимпийских играх 2020 г. в Японии.

Цель работы: сравнительный анализ соревновательной деятельности призеров Олимпийской парусной регаты 2020 г. и российских яхтсменов.

Методы и организация исследования

Проведена обработка протоколов Олимпийской регаты 2020 г. в Японии [1] и проанализировано распределение медалей на Олимпийских парусных регатах 2008, 2012 [2-4] и 2020 гг. По результатам анализа фиксировались выходы на 1-й знак и приходы к финишу призеров регаты 2020 г. и российских гонщиков. Оценивались перемещения на различных участках дистанции (после 1-го знака) лидеров каждой олимпийской гонки. Составлялись «модельные характеристики» соревнова-

тельной гоночной деятельности олимпийских чемпионов 2020 г.

Результаты исследования

Распределение и количество медалей, завоеванных странами на Олимпийских парусных регатах 2008, 2012, 2020 гг., представлено в табл. 1.

Как видно из таблицы, на успешность выступления ведущих национальных команд яхтсменов, их подготовку к главным состязаниям олимпийского четырехлетия практически не влияют карантинные меры по СОУГО-19 и связанные с этим ограничения. Команды Великобритании и Австралии независимо от погодных условий, ограничительных мер, связанных с коронавирусом, стабильно показывают хороший результат. А лидеры парусного спорта 1988 и 1992 гг. - команда США - значительно снизили свои позиции в рейтинге. Также следует отметить неудачное выступление российской команды.

Олимпийская регата 2020 г.

В связи с эпидемиологической обстановкой из-за СОУГО-19 регата проходила в 2021 г. при минимальном числе зрителей. Показатели соревновательной деятельности призеров Олимпийской регаты и российских гонщиков (выход на 1-й знак и финиш) представлены в табл. 2.

Таблица 1

Распределение медалей на Олимпийских парусных регатах 2008, 2012, 2020 годов

Страна Олимпийская регата Всего

2008 год 2012 год 2020 год

Число медалей

золотых - серебряных - бронзовых за три регаты

Великобритания 4-1-1 1-4-0 3-1-1 16

Австралия 2-1-0 3-1-0 2-0-0 9

Нидерланды 0-2-0 1-1-1 1-0-2 8

Франция 0-1-2 0-0-1 0-2-1 7

Испания 1-1-0 2-0-0 0-0-2 6

Швеция 0-0-1 1-0-1 0-2-0 5

Китай 1-0-1 1-0-0 1-0-1 5

Новая Зеландия 1-0-0 1-1-0 0-1-0 4

Дания 1-0-0 0-1-1 1-0-0 4

Германия 0-0-1 0-0-0 0-1-2 4

Бразилия 0-1-1 0-0-1 1-0-0 4

Польша 0-0-0 0-0-2 0-1-0 3

Италия 0-1-1 0-0-0 1-0-0 3

Финляндия 0-0-0 0-1-1 0-0-0 2

США 1-1-0 0-0-0 0-0-0 2

Аргентина 0-0-1 0-0-1 0-0-0 2

Хорватия 0-0-0 0-0-0 0-1-0 1

Словения 0-1-0 0-0-0 0-0-0 1

Норвегия 0-0-0 0-0-0 0-0-1 1

Литва 0-1-0 0-0-0 0-0-0 1

Кипр 0-0-0 0-1-0 0-0-0 1

Израиль 0-0-1 0-0-0 0-0-0 1

Греция 0-0-1 0-0-0 0-0-0 1

Венгрия 0-0-0 0-0-0 0-1-0 1

Бельгия 0-0-0 0-0-1 0-0-0 1

Таблица 2

Выход на 1-й знак и финиш призеров Олимпийской регаты 2020 г. и российских гонщиков

Класс яхты Призеры регаты 2020 г. (Хср. ± о) Российские гонщики (Хср. ± о)

1-й знак (место) приход к финишу

1 место 2 место 3 место

1 2 3 4 5

49-er (м, n = 19) 6,5 ± 4,6 4,8 ± 3,6 6,9 ± 4,7 4,6 ± 3,3 5,2 ± 5,4 5,7 ± 4,6 -

49-er (ж, n = 21) 8,3 ± 5,9 6,1 ± 3,8 8,0 ± 4,1 6,5 ± 3,5 7,0 ± 4,4 6,6 ± 4,1 -

Nacra 17 (м+ж, n = 20) 4,8 ± 4,1 2,4 ± 1,6 5,3 ± 3,5 3,3 ±2,1 7,3 ± 4,4 4,6 ± 2,4 -

470 (м, n = 19) 3,7 ± 2,3 2,2 ± 1,4 3,9 ± 3,6 4,3 ± 3,4 6,8 ± 4,0 5,0 ± 3,3 11,4 ± 5,6 9,8 ± 3,2

470 (ж, n = 21) 3,2 ± 3,6 3,2 ± 1,8 6,6 ± 5,4 5,0 ± 4,8 8,2 ± 4,2 4,8 ± 2,6 -

Финн (n = 19) 4,5 ± 4,5 3,2 ± 1,8 8,0 ± 3,8 3,8 ± 1,9 4,4 ± 3,6 4,6 ± 2,1 -

= ® =

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

Лазер (м, п = 35) 6,1 ± 6,0 5,1 ± 5,5 16,2 ± 8,9 7,8 ± 4,2 9,7 ± 6,6 7,8 ± 5,2 11,3 ± 5,8 10,9 ± 6,6

Лазер-Р (ж, п = 44) 8,8 ± 6,9 7,1 ± 7,4 7,3 ± 4,2 8,0 ± 6,5 12,0 ± 8,7 7,7 ± 6,0 20,7 ± 11,5 22,0 ± 9,4

RS:X (м, п = 25) 4,3 ± 4,6 2,9 ± 2,2 5,3 ± 3,2 5,3 ± 4,1 6,2 ± 5,6 5,9 ± 4,6 18,6 ± 4,2 18,9 ± 2,4

RS:X (ж, п = 27) 3,6 ± 2,6 2,8 ± 2,1 3,5 ± 2,5 3,1 ± 2,0 5,0 ± 3,6 3,0 ± 2,1 19,9 ± 6,7 20,4 ± 6,9

В среднем по всем классам 5,4 ± 4,9 4,0 ± 3,8 7,0 ± 5,5 5,1 ± 4,0 7,1 ± 5,5 5,5 ± 4,0 16,6 ± 7,9 16,7 ± 7,7

Из таблицы 2 видно - как и на предыдущих Олимпиадах, призеры демонстрировали отличный выход на

1-й знак с дополнительным продвижением во флоте к лидерам и на других участках дистанции (в пределах

2-4 мест, не более). Исключением является выступление второго призера в классе «Лазер» среди мужчин (из Хорватии), имевшем выход на 1-й знак: 16,2 ± 8,9 и на финише: 7,8 ± 4,2. Данного положения в турнирной таблице на трех последних регатах не наблюдалось ни у одного экипажа.

Российские гонщики неудачно выполняли как старт, так и первую лавировку, особенно «Лазер-Р», «К8:Х» (мужчины и женщины), и в большинстве случаев проигрывали своим соперникам на других участках дистанции.

«Модельные характеристики» соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2020 года

При расчете обобщенной «Модели соревновательной деятельности олимпийского чемпиона» необходимо учитывать количество яхт соперников, которых (в среднем) надо было опередить для победы.

К примеру, число судов, участвующих в регате 2020 г. в Японии, составляло 250; количество классов - 10. Количество яхт (в среднем) - 25. Количество конкурентов (в среднем), которых чемпион регаты 2020 г. опережал для победы, можно рассчитать по формуле: количество яхт минус средний приход победителя к финишу (25,0 -4,0 = 21,0). Количество конкурентов (в среднем), которых чемпион регаты 2020 г. опережал на 1-м знаке, рассчитывается по формуле: количество яхт минус средний приход к 1-му знаку (25,0 - 5,4 = 19,6).

Если для условного чемпиона регаты 2020 г. победа (в среднем) на финише 21,0 яхт обеспечивала 100% успеха, то можно рассчитать процент успеха при опережении 19,6 яхт на 1-м знаке:

21,0 яхт - обеспечивает 100% успеха, 19,6 яхт - обеспечивает Х% успеха, X = 19,6x100% / 21,0 = 93,3%.

Следовательно, в 2020 г. в Японии после эффективного прихода к 1-му знаку лидер обеспечивал до 93,3% своего успеха в достижении золотой медали, оставляя

на полные курсы и остальные лавировки не более чем по 3-4%.

Следует вспомнить, что в 1970-1980-х гг., когда дистанции парусных гонок были значительно длиннее, по мнению трехкратного олимпийского чемпиона Валентина Манкина [5] и заслуженного тренера России Олега Ильина [6-8], на 30-50% успех в гонке давал хороший старт. Принимая это, графически обобщенную «Модель соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2020 года» можно представить в виде рис. 1.

£

Лавировки

/Полные V. курсы

93,3%

1 -я лавировка: опережение 93,3% своих конкурентов

Успешный старт: опережение 30-50% своих конкурентов

Рис. 1. Обобщенная «Модель соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2020 года»

Расчет коэффициента корреляции между выходом на 1-й знак и финишем для олимпийских регат выявил высокую прямую взаимосвязь (при р < 0,001).

Пилотные исследования показали, что изменение вклада - значения первой лавировки в достижение победы - мало меняется от одной Олимпиады к другой и, как правило, находится в диапазоне 85-95%, в редких случаях приближается к 100%. На Олимпийской регате 2004 г. в Греции победитель класса «Финн» имел на 1-м знаке 87,7% успеха; на Олимпиаде 1988 г. в Южной Корее -97,3%. Из наименьших показателей успешности выхода чемпионов на 1-й знак (за 30 лет такого анализа в КНГ) был результат Виктора Потапова в классе «Катамаран

С*)

□ Выход на 1 -й знак

Приход к финишу

10 Гонка

Рис. 2. Взаимосвязь выхода на 1-й знак и финиш Д. Полищука (на Олимпийской регате 2012 года)

"Торнадо"» на XXXI Балтийской регате в Таллине. Этот спортсмен традиционно стартовал с третьего эшелона в сторону от флота, и вклад первой лавировки в достижение победы у Виктора Потапова в то время составлял 74,4% [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удачной иллюстрацией необходимости хорошего старта и выполнения успешной первой лавировки являются результаты выхода на 1-й знак и финиш члена сборной команды России Дмитрия Полищука - 20 место на Олимпийской регате 2012 г. в классе «Парусная доска "К8:Х"», где успешный старт и удачное прохождение первой лавировки обеспечили хороший приход к финишу (рис. 2) [10].

Анализ «Модели соревновательной деятельности олимпийского чемпиона» показывает, что система подготовки отечественных гонщиков к Олимпиадам нуждается в существенной коррекции. Был забыт интереснейший спортивный опыт Валентина Манкина. В 1960-1970-х гг. до 45% времени он проводил на воде, совершенствуя взятие стартов: «с места», «с хода», в различных зонах стартовой линии [3], при большом скоплении судов. Также забыт его богатейший опыт уже как тренера (заслуженного тренера СССР), внедрившего перед «Играми доброй воли» подготовку яхтсменов страны на «Лучах». Тогда на коллективную тренировку ежедневно выходило 60-80 судов с рулевыми и шкотовыми и многократно, при большом скоплении судов отрабатывались двухминутные старты (с прохождением 100-метровой лави-ровки и финишем). На весенних Всесоюзных регатах на швертботах-одиночках класса «Луч» в то время гонялись по 120-140 участников.

1200 официальных и 800 тренировочных гонок (коротких и «матчевых») выполняли с сентября по ноябрь и с февраля по июнь североамериканские яхтсмены -курсанты морской Академии. И во время летних каникул они дополнительно принимали участие во всех регатах, проходивших в США. Именно это и являлось базой, фундаментом подготовки лидеров мирового парусного спорта [11].

Отработке стартов много внимания уделял четырехкратный олимпийский чемпион Паул Эльвстрем:

«Я считал, что достаточно технически подготовлен, когда гонялся в классе "Финн", если при четырехбалльном ветре был в состоянии не менее 3-х минут стоять возле знака, чтобы радиус моих перемещений не превышал полуметра» [3].

Сегодня для успешной подготовки спортивного резерва сборной команды России по парусному спорту можно рекомендовать пересмотреть систему подготовки в годичном цикле подготовки; отказаться от выработанного «личного» привычного стереотипа ведения гонок; обратить особое внимание на общую физическую выносливость, на базе которой можно воспитывать специальную выносливость; также обратить особое внимание на формирование психологической готовности вести соревновательную деятельность независимо от погодных условий, уровня подготовленности соперников, их рейтингов; научиться контролировать свои действия в быстро меняющейся соревновательной обстановке и принимать единственно правильные тактические решения по ходу гонки. Для решения таких задач в первую очередь необходимо постоянно повышать уровень технической, тактической, функциональной подготовленности яхтсменов и развивать творческий потенциал тренерского состава сборных команд. Репродуктивный метод работы тренера не может дать положительного результата, так как то, что положительно повлияет на одного спортсмена, может отрицательно сказаться на другом, и в спорте высших достижений мы, как правило, сталкиваемся с индивидуализацией тренировочного процесса.

Пример: «агрессивный» способ выполнения стартовых действий требует определенного психологического настроя гонщика, четкого выполнения установок:

- хороший старт - 50% успеха;

- первые 100 м после старта строго выполнять выбор приоритетов (по Машовцу С.А. - с учетом ветра, волнения, положения во флоте) [9];

- отличная лавировка - 80-90% успеха;

- не проигрывать лидерам полных курсов;

- никакой «авантюрной» личной тактики; контролировать соперника (применять «паразитарную тактику»); выигрывать на мелочах.

С*)

На сегодня требуется сформировать «новые правила игры» для: попадания в первый состав сборной команды; выполнения большого числа коротких и «матчевых» гонок (как тренировочных, так и официальных); новой системы распределения высококачественной материальной части и выездов на международные регаты. А также сделать переход на «бригадный метод» подготовки яхтсменов с четким распределением обязанностей (и ответственности) между группами тренеров-единомышленников по всем без исключения разделам подготовки квалифицированного спортсмена: работа с материальной частью; техническая, тактическая, теоретическая, психоло-

гическая подготовка; общая и специальная физическая подготовка; вопросы реабилитации и медико-биологического обеспечения.

Данная система подготовки, на наш взгляд, будет способствовать приходу в российский парусный спорт уже других гонщиков. С совершенно новой установкой, мотивацией на работу и успех, очень похожих на Валентина Манкина - способных выдерживать большие физические и психологические нагрузки, отличаться высоким уровнем работоспособности [4, 12]. Только такие яхтсмены и могут надеяться на стабильный успех в Олимпийских регатах.

Заключение

На основе проведенных исследований выявлены «слабые звенья» в подготовке отечественных гонщиков, выезжающих на Олимпийские регаты. «Эффективность» владения спортивной техникой (результат выхода на 1-й знак и приход к финишу), а также «стабильность» выполнения спортивно-технических приемов (стандартное отклонение выхода на 1-й знак и прихода к финишу за регату) говорит о значительном отставании российских гонщиков от своих зарубежных конкурентов.

Разработана «Модель соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2020 года» в Японии,

в соответствии с которой можно утверждать, что вне зависимости от погодных условий проведения Олимпийских регат основными рекомендациями для гонщиков резервного состава сборной команды России по парусному спорту являются «установки» тренера: хороший старт - 50% успеха; первые 100 м после старта строго выполнять выбор приоритетов (по Машовцу С.А.); отличная лавировка - минимум 80-90% успеха; не проигрывать лидерам полных курсов; никакой «авантюрной» личной тактики; контроль соперника; выигрыш на мелочах.

Литература

1. Результаты олимпийской парусной регаты 2020// URL: https://tokyo2020.sailing.org/results-centre/ (дата обращения: 10.12.2020).

2. Томилин, К.Г. Характеристики соревновательной деятельности чемпионов Олимпийской парусной регаты 2008 г. // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 2. -С. 15-17.

3. Томилин, К.Г., Михайлова, Т.В., Кузнецова, М.М. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: учебное пособие, 2-е изд. стер. -СПб: Лань, 2020. - 220 с.

4. Томилин, К.Г. К вопросу показателей соревновательной деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации (подготовка спортивного резерва) // Подготовка спортивного резерва: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по спортивной науке, г. Москва, 1-2 декабря 2020 г. - М.: ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта, 2020. -С.489-496.

5. Манкин, В.Г. Белый треугольник / лит. запись В. Пожиловой (2-е изд., доп.). - М.: Молодая гвардия, 1981. - 224 с.

6. Ильин, О.А. К проблеме описания соревновательной деятельности яхтсмена-участника Олимпийской

парусной регаты: методические рекомендации. - М.: ГК по ФКиС при СМ СССР, 1979. - 30 с.

7. Ильин, О.А. Анализ подготовки и выступления сборной команды СССР по парусному спорту на XXII Олимпийских играх 1980 г.: методические рекомендации. -М.: ГК по ФКиС при СМ СССР, 1981. - 46 с.

8. Ильин, О.А. Олимпиада, которую мы выиграли (Заметки главного тренера сборной команды по парусному спорту на 0лимпиаде-80). - М.: ГК по ФКиС при СМ СССР, 2000. - 56 с.

9. Томилин, К.Г., Швец, А.А., Николаев, Б.А. Эффективные технологии подготовки яхтсменов-гонщиков: основы, концепции, методы, технологии / Монография. -Saarbrücken: LAP, 2011. - 351 с.

10. Томилин, К.Г., Калинкин, Л.А., Емельянов, Б.А. К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» // Вестник спортивной науки. -2016. - № 6. - С. 20-26.

11. Хилл, П. Как готовят чемпионов в США и Канаде // Катера и яхты. - 1990. - № 4. - С. 33-34.

12. Томилин, К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. -С. 6-9.

References

1. Tokyo 2020 Resource centre (2020), Results of the 2020 Olympic sailing regatta [Online], URL: https://tokyo 2020.sailing.org/results-centre/ (accessed 12/10/2020).

2. Tomilin, K.G. (2009), Characteristics of the competitive activity of the champions of the Olympic sailing regatta in 2008, Vestnik sportivnoy nauki, no. 2, pp. 15-17.

3. Tomilin, K.G., Mikhaylova, T.V. and Kuznetsova, M.M. (2020), Sailing: a one-year training cycle for qualified racers. Textbook. 2nd ed. Stereotype, St. Petersburg: Lan', 220 p.

4. Tomilin, K.G. (2020), On the issue of indicators of competitive activity of elite yachtsmen-racers (training of a sports reserve), in: Training of a sports reserve: Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation in sports science, Moscow, December 1-2, 2020, Moscow: GKU "TSSTiSK" Moskomsporta, pp. 489-496.

5. Mankin, V.G. (1981), White triangle. Lit. record by V. Pozhilova (2nd ed., add.), Moscow: Molodaya gvardiya, 224 p.

6. Ilyin, O.A. (1979), On the problem of describing the competitive activity of a yachtsman participating in the Olym-

pic sailing regatta: Methodological recommendations, Moscow: GK po FKiS pri SM SSSR, 30 p.

7. Ilyin, O.A. (1981), Analysis of the preparation and performance of the USSR national sailing team in the XXII Olympic Games in 1980: Guidelines, Moscow: GK po FKiS pri SM SSSR, 46 p.

8. Ilyin, O.A. (2000), The Olympics that we won (Notes of the head coach of the sailing team at the 0lympics-80), Moscow: GK po FKiS pri SM SSSR, 56 p.

9. Tomilin, K.G., Shvets, A.A. and Nikolaev, B.A. (2011), Effective technologies for training yachtsmen-racers: Fundamentals, concepts, methods, technologies: Monograph, Saarbrücken: LAP, 351 p.

10. Tomilin, K.G., Kalinkin, L.A. and Emelyanov, B.A. (2016), On the issue of fitness models for yachtsmen of the "Sailboard" class, Vestnik sportivnoy nauki, no. 6, pp. 20-26.

11. Hill, P. (1990), How champions are prepared in the USA and Canada, Katera i yachty, no. 4, pp. 33-34.

12. Tomilin, K.G. (2003), Sailing: ways to ensure the versatility of training yachtsmen, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 6, pp. 6-9.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.