Научная статья на тему 'Олимпиада по математике как психолого-педагогический феномен'

Олимпиада по математике как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / OLYMPIAD / ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ / ОЛИМПИАДНАЯ СРЕДА / OLYMPIAD ENVIRONMENT / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / MATHEMATICAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

Современные требования к образованию актуализируют формирование активной личности, выявление и развитие ее способностей. Огромными возможностями и ресурсами в этом процессе обладает олимпиада по математике. Статья посвящена анализу истории становления математических олимпиад, подходов к определению термина «олимпиада», олимпиадной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL COMPETITION AS PSYCHO-PEDAGOGICAL PHENOMENON

Modern education requirements make the formation of achiever, revealing and development of his abilities actual. Mathematical competition has great possibilities and resources in this process. The article is devoted to the analysis of Olympiad history, approaches to the term definition and Olympiad environment of the university.

Текст научной работы на тему «Олимпиада по математике как психолого-педагогический феномен»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна

Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск)

ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. Современные требования к образованию актуализируют формирование активной личности, выявление и развитие ее способностей. Огромными возможностями и ресурсами в этом процессе обладает олимпиада по математике. Статья посвящена анализу истории становления математических олимпиад, подходов к определению термина «олимпиада», олимпиадной среды вуза.

Ключевые слова: олимпиада, олимпиада по математике, олимпиадная среда, способности, педагогическое сопровождение.

Annotation. Modern education requirements make the formation of achiever, revealing and development of his abilities actual. Mathematical competition has great possibilities and resources in this process. The article is devoted to the analysis of Olympiad history, approaches to the term definition and Olympiad environment of the university.

Keywords: Olympiad, mathematical competition, Olympiad environment, abilities, pedagogical support.

Введение. Стратегия научно-технического развития России, выявление приоритетных направлений развития науки и техники актуализируют ряд задач перед отечественным образованием. Одной из значимых задач современного образования является формирование талантливой личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, обладающей гибким, критичным, оригинальным мышлением. В определенной мере обозначенную проблему помогут решить предметные олимпиады, в частности математические. Важность предметных олимпиад, их стимулирование государственной поддержкой подчеркнута в указах Президента и постановлениях Правительства РФ. Так, в федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г, утвержденной 23.05.2015 постановлением №497 Правительства РФ, акцентируется создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов. В рамках программы реализуется проект «Развитие общенаучной системы выявления и развития молодых талантов». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная 4.02.2010 указом №271 Президента РФ, выдвигает в качестве стратегической задачу развития системы поддержки талантливых людей. Здесь говорится: «...В ближайшие годы будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.Требуется развить систему олимпиад и конкурсов для школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы» [9]. В Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной 24.12.2013 распоряжением №2506-р Правительства РФ, в качестве ключевых задач обозначены «обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающие математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; популяризация математических знаний и математического образования» [8, c. 5]. Там же подчеркивается: «возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием . системы математических соревнований (олимпиад и др.)» [8, c. 6]. В концепции озвучено соответствующее требование к организациям высшего образования.

Формулировка цели статьи. Опыт, накопленный отечественным образованием, связанный с проведением математических олимпиад, требует осмысления, обобщения, систематизации, анализа. Цель статьи: анализ становления отечественного олимпиадного движения по математике, анализ разнообразных трактовок понятий «олимпиада», «способности», подходов к проектированию олимпиады.

Изложение основного материала статьи. Олимпиады по математике в нашей стране имеют глубокие корни. Олимпиада подразумевает состязание. Состязание в решении задач может произойти и на обычном занятии, и на занятии математического кружка (школьного или студенческого), на различных викторинах, ученических, дистанционных и интернет-олимпиадах. Нередко конкурсы по решению задач проводятся вузами, журналами, различными образовательными фондами. Занимательные задачи пропагандировались уже в учебниках Ф. Магницкого и Л. Эйлера, в многочисленных сборниках задач XIX века. Заочные конкурсы по решению математических задач имеют свою историю в России с 1886г. С 1894 г. по 1917 г. издавался в Одессе, а затем в Киеве журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики», размещающий на своих страницах трудные задачи на «конкурс», в котором участвовали многочисленные читатели - студенты, учителя, учащиеся гимназий и реальных училищ. Однако олимпиада в отличие от конкурсов по решению задач имеет свои специфические особенности. Первые олимпиады школьников в СССР стали проводиться более 70 лет тому назад. В 1934-1935 гг. городские соревнования юных математиков проводились в Ленинграде, Москве, Тбилиси, несколько позже - в Киеве. В послевоенное время разнообразная работа со школьниками получила новый вектор развития: организовывались кружки по решению математических задач при университетах, лекции известных математиков, олимпиады по математике. В конце 50-х годов идея вовлечения в эту работу школьников всей страны приобрела особые масштабы: интерес к математике и физике стимулировался полетами в космос, началом развития вычислительной техники.

Идея проведения олимпиад по математике среди победителей из разных городов принадлежит Б. Н. Делоне, замечательному математику. Именно благодаря его энтузиазму, были проведены первые олимпиады школьников в Ленинграде. Осенью 1959 г. на одной из топологических конференций в Тбилиси несколько молодых математиков: И.В. Гисанов, Д.Ф. Фукс, А.С. Шварц при поддержке Б. Н. Делоне решили организовать заключительный тур Московской олимпиады старшеклассников. За осуществление этой идеи в Москве взялся И.В. Гисанов - один из руководителей школьного математического кружка при МГУ. Реализация идеи стала возможной благодаря поддержке ректора МГУ академика И.Г. Петровского и первого заместителя министра просвещения РСФСР, профессора МГУ А.И. Маркушевича.

Олимпиады по математике вызвали небывалое до этого развитие кружков по математике, вечерних математических школ, заочных математических школ, каникулярных математических школ, летних школ по решению нестандартных задач. В становлении и развитии всероссийских и всесоюзных олимпиад по

математике сыграл особую роль академик А. Н.Колмогоров. Еще в 30-х годах Андрей Николаевич руководил школьным математическим кружком при МГУ, был одним из организаторов первых московских математических олимпиад. Авторитет А.Н. Колмогорова, как одного из крупнейших ученых, оказал неоспоримое влияние на развитие математического образования. Здесь уместно вспомнить и модернизацию программ и учебников для средней школы, организацию специальных физико-математических школ-интернатов при крупных университетах. Благодаря энтузиазму А.Н. Колмогорова были организованы заочные конкурсы, летние лагеря, специализированные учебно- научные центры. Не случайно на протяжении многих лет А.Н. Колмогоров был основным научным руководителем математической олимпиады.

Таким образом, весной 1960 г. впервые была проведена Московская олимпиада по математике, в которой участвовали школьники из девяти союзных республик и нескольких областей РФ. В 1961 г. уже проводится первая Всероссийская олимпиада по математике, в которой приняли участие команды из большинства областей и республик. Увлечение математикой и олимпиадным движением в те годы отчасти можно сравнить с увлеченностью компьютерами и всевозможными информационными гаджетами. По существу, все первые олимпиады можно назвать всесоюзными, так как в них принимали участие представители почти всех союзных республик. Однако принято считать, что отсчет Всесоюзная олимпиада по математике начала с 1967 г. (Тбилиси) [5].

В становление и развитие олимпиадного движения, традиций математических олимпиад неоценимый вклад внесли В.И. Арнольд, П.С.Александров, И.П. Белецкая, В.С. Владимиров, И.М. Гельфанд, Л.Д. Глейзер, Б.Н.Делоне, В.Ф. Каган, А. Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник, А.И. Маркушевич, А.П. Савин, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев, Ю.М. Широков, Л.Г. Шнирельман, Г.Н. Яковлев, С.А. Яновская и др. Исследованию и проектированию олимпиадного движения, педагогическим условиям организации олимпиад, научно-методическим рекомендациям и технологиям в подготовке к олимпиадам по математике посвящены исследования: Г.И. Алексеевой, М.И. Баишевой, Будуэн Серрано Инес де-ла Каридад; по физике -Б.С Кирьякова, О.Ю Овчинникова, И.В Старовиковой, Ю.Д Эпштейна; по информатике -А.В Мальцева, А.В Алексеева; по химии- Н.А. Белан; по черчению- А.А Дарамаевой и др.

Олимпиадная среда вуза сама по себе может выступать предметом научных исследований различного уровня. Олимпиадная среда вуза - развивающаяся социальная (образовательная) среда, основное предназначение которой в наиболее полном раскрытии интеллектуальных, творческих и эмоционально-волевых способностей личности, развитие опыта исследовательской деятельности. С педагогической точки зрения это «интеллектуально-развивающий оазис», так как отличается от обычной образовательной среды более высоким уровнем содержания и интенсивности интеллектуально и эмоционально насыщенной деятельности; результатами этой деятельности и достижениями, возникающими при внешних трудных условиях: дефицита времени и высокого умственного напряжения. Атмосфера олимпиады пронизана духом соперничества, сотрудничества, доброжелательности, творчества. Олимпиада обладает ярко выраженным этическим аспектом.

Обратимся к термину «олимпиада» (гр. 01утр1ас!о8). В словаре иностранных слов данный термин имеет несколько значений. Одно из значений в контексте нашего исследования: под олимпиадой понимается соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области. Сложность и многоаспектность феномена «олимпиада» подтверждается наличием разнообразных трактовок, подходов к ее проектированию. В научно-педагогической практике предметные олимпиады принято рассматривать как форму: контроля обязательных результатов обучения; выявления учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития; выявления и коррекции профессиональных склонностей и способностей учащихся; отбора учащихся, наряду с ЕГЭ, в вузы; развития учащихся в соответствующей образовательной области; отбора в соответствующие школы, лицеи, гимназии [10].

В современных психолого-педагогических исследованиях «олимпиада» рассматривается как: интегративная образовательная форма диагностики и стимуляции творческого развития учащихся [6]; форма работы с одаренными детьми [1]; дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников [10]; форма обучения одаренных детей в системе дополнительного образования [7, с.28]. Нередко исследователи понимают под олимпиадой средство развития интереса к предмету; средство, отражающее специфику траектории движения одаренных детей от практики к творчеству. Тоноян Г.А. предложил рассматривать математические олимпиады как средство повышения математической культуры учащихся и пропаганды математических знаний.

Олимпиадное движение позволяет формировать готовность к эффективному осуществлению деятельности в экстремальных условиях.

Анализируя модель деятельности в условиях олимпиады, необходимо разобраться, как в психологических трактовках понимают термин «способности». Понятие «способности» ввел в науку Платон (428-348 д.н.э), развил это понятие Гален (II век до н.э). Одним из отечественных основоположников теории способностей является С.Л. Рубинштейн. Представители личностно-деятельностного подхода к понятию «способности»: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов понимают под способностями соответствие нервно-психических свойств человека требованиям деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна: «Под способностью в более специальном смысле обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному...виду общественно-полезной деятельности [11,с. 546]. «Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия» [11, с. 547]. «Развитие любых способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые предполагает способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня» [11, с. 547].

Б.М. Теплов в понятие «способности» включает три признака: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называются не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к сущности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способности» не сводится к тем знаниям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека» [12]. Б.М. Теплов считал, что от одаренности зависит не успех в выполнении дела, а только возможность достижения успеха.

Представители функционально-генетического подхода В.Д. Шадриков, Е.П. Ильин усматривали признаки генетической обусловленности способностей. Так, В.Д. Шадриков считает, что способности это

«свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [13]. С.Л. Рубинштейн не разделяет мнение исследователей, считающих, что развитие человека детерминируется силами, лежащими вне этого развития, внешними факторами, независимыми от всего того, что совершает развивающийся индивид. По С.Л. Рубинштейну «развитие человека является в конце концов ни чем иным, как становлением личности. Её развитие является не продуктом взаимодействия внешних факторов, а «самодвижением» субъекта» [11, с. 157]. Беря за основу этот тезис, мы склонны полагать, что олимпиадная среда, несомненно, обладает эластичными возможностями в реализации «самодвижения» личности. При этом, с одной стороны, участник олимпиады - объект различных педагогически обусловленных воздействий и управления, но одновременно он и субъект, изменяющий свою личность и воздействующий тем самым на саму среду.

Одним из компонентов олимпиадной среды является педагогическое сопровождение олимпиады. Многолетняя практика проведения региональной олимпиады по математике для учащихся 7-11 классов на базе Альметьевского государственного нефтяного института позволила выявить форму педагогического сопровождения олимпиады, включающую 4 этапа.

1. Диагностико-целевой: постановка целей, задач, принципов в соответствии с ресурсами для реализации творческих, интеллектуальных, социально-психологических, эмоционально-волевых особенностей участников.

2. Аналитико-деятельностный: поиск, формулировка, анализ, корректировка, отбор и применение методических средств - олимпиадных заданий, позволяющих сформировать определенные позитивные изменения в личности участников и системах коммуникативного взаимодействия; выработка системы оценочных критериев.

3. Контрольно-оценочный: мониторинг эффективности результатов деятельности, анализ динамики позитивных изменений, анализ эффективности и корректности системы олимпиадных заданий и системы критериев.

4. Рефлексивно-корректирующий - обсуждение особенностей, методов и вариантов решения олимпиадных заданий (до объявления результатов деятельности участников), рефлексия участников и организаторов олимпиады.

Мы склонны полагать, что олимпиада по математике формирует определенный стиль математической деятельности. С этой точки зрения нам близко мнение А.В. Боровской: «Характер мышления поддерживается определенным стилем деятельности, а инерция деятельности удерживает мышление в рамках сложившихся стереотипов» [4].

Опыт проведения региональный олимпиады по математике показал, что олимпиада в современных условиях, продиктованных государственной стратегией в области образования, главным образом собственно призвана решать проблему повышения качества образования. С самого начала региональная олимпиада по математике строилась по принципу интерактивности. Практика проведения региональной олимпиады по математике позволяет озвучить следующие наблюдения:

1. Первоначальный замысел олимпиады возник у представителей ЭКУ ПАО «Татнефть» и преследовал несколько иные цели. Присоединение Альметьевского государственного нефтяного института на условиях партнерства отразилось на принципах организации. Олимпиаде был придан статус экспериментальной площадки.

2. Интерес к олимпиаде, ее замыслу проявляется со стороны работодателей, преподавателей школ юго-востока Республики Татарстан и соседних регионов.

3. Подтверждается перманентный развивающий эффект олимпиадной среды вуза. Олимпиадная среда обладает мощными драйверами и резервами для развития математической компетентности как метакомпетентности личности. Олимпиада выступает как основа для создания бифуркационных переходов на более высокие ступени (уровни) развития математической компетентности.

4. Структура олимпиады, ее средства, компоненты, непосредственные результаты деятельности организаторов и участников, отражающие тот факт, что усилия организаторов и участников потрачены не зря, представляют исследовательский материал.

5. Представления о том, какой должна быть математическая олимпиада за исторически непродолжительный период времени не претерпели радикальных изменений.

6.Олимпиада связана с развитием математического мышления, расширяет потенциал развития исследовательских компетенций. Осуществление математической деятельности в рамках олимпиады является одним из благоприятных условий в развитии математического мышления.

Выводы. Государственная стратегия в области образования актуализирует олимпиаду по математике как средство, направленное на решение проблем качества математического образования, проблем профориентации, проблем развития одаренных детей и т.д. Понятийно-терминологический аппарат олимпиадной педагогики требует дальнейшего исследования на основании принципа системности, интеграции личностно-деятельностного, задачного подходов.

Литература:

1. Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад (опыт и проблемы).: дис...канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 144 с.

2. Белан Н.А. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии: автореферат дис.канд. пед. наук. - М: 2010. - 23 с.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.:Академия, 2002. - 320 с.

4. Боровская А.В. Педагогическая командная олимпиада в МГУ // Педагогика. 2016. №1. С. 74-81.

5. Васильев Н.Б, Егоров А.А. Задачи Всесоюзных олимпиад по математике. Часть 1. - М.: Бюро Квантум, 2010. - 176 с.

6. Корсунова О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад.: дис... канд. пед. наук. - М.: 2003. - 170 с.

7. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. -М.: 2003. - 34 с.

8. Концепция развития математического образования в Российской Федерации:Ы{р:// минобрнауки.рф.МоситеПз/3894 (дата обращения 22.06.17).

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». http:// минобрнауки.рф.Моситей8/1450 (дата обращения 19.02.18).

10. Огурэ Л.Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников: автореферат дис...канд. пед. наук. -М.: 2004. - 24 с.

11. Рубинтштейн С.Л.Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2006. - 713 с.

12. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки Гос.науч. - иссл.ин-та психологии, т. 2. -М.: 1941, С. 3-56.

13. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. - 1985. - Т.6. -№3. - С. 38-46.

Педагогика

УДК:37

начальник кафедры военной педагогики и психологии Зотов Александр Александрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск

национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);

доктор педагогических наук, доцент Федосеева Ирина Александровна

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

САМОВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается самовоспитание в профессиональной подготовленности курсантов Росгвардии, раскрываются обстоятельства и факторы, проведён анализ сущности и содержания данного феномена. Рассмотрено содержание самовоспитания через методы, приёмы, средства и их роль в формировании будущего офицера Росгвардии. Авторами уточнено определение самовоспитания личности будущего офицера Росгвардии.

Ключевые слова: самовоспитание, курсант Росгвардии, методы, приёмы, средства, обстоятельства и факторы, анализ сущности и содержания самовоспитания.

Annotation. The article considers self-education in the professional training of cadets of Regardie guard, reveals the circumstances and factors, analyzes the essence and content of this phenomenon. The content of self-education through methods, techniques, means and their role in the formation of the future officer of Regardie is considered. The authors clarified the definition of self-education of the future officer of Regardie.

Keywords: self-education, cadet of Regardie, methods, techniques, means, circumstances and factors, analysis of the essence and content of self-education.

Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание.

Л.С. Выготский

Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает.

В. А. Сухомлинский

Введение. Нельзя не согласиться с высказыванием Льва Семёновича Выготского, что воспитание находится в неразрывной связи с самовоспитанием, как ядром структуры личности, главным условием которого является «наличие истинного знания о себе, правильной и адекватной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов» [7].

Самовоспитание курсанта Росгвардии в профессиональной подготовленности обусловлено рядом обстоятельств и факторов.

Во-первых, в связи с ростом требований к уровню образованности и воспитанности кадров Росгвардии, формулируемый на основе государственного заказа, выраженных в требованиях к выпускнику военного вуза, постоянно возрастают возможности для всестороннего развития личности, в том числе - в процессе самовоспитания в профессиональной подготовленности.

В-вторых, чтобы быть на уровне современных требований, офицеру необходимо непрерывно работать над собой, над стремлением к наиболее полному развитию своих воинских, профессиональных, нравственных, умст- венных и физических качеств, профессиональных навыков и умений, потребности в самовоспитании, в реализации своего интеллектуального потенциала.

В-третьих, самовоспитание рассматривается как одно из важных и непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому, в силу его природы, присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Занимаясь самовоспитанием, курсант приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

В связи с обращением к вопросу самовоспитание курсантов Росгвардии, имеет смысл более подробно выявить и проанализировать сущность и содержание данного феномена.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке отмечается рост интереса к проблемам самовоспитания. В философских исследованиях М.С. Кагана, Е.Н. Князевой, И.С. Кона, С.П. Курдюмова, А.Г. Спиркина подчеркивается, что сложность бытия требует дальнейшего самосовершенствования, внимания к внутреннему миру человека, к самосознанию и его проявлению в процессе самовоспитания.

Рассматривая вопрос самосознания в самовоспитании, И.С. Кон указывает, что одной из важнейших функций самосознания личности является оказание помощи индивиду в выработке эффективной жизненной ориентации. Самосознание выступает мощным фактором самовоспитания, это не только познание себя, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.