Научная статья на тему 'Развитие дивергентного мышления старшеклассников средствами предметной олимпиады школьников'

Развитие дивергентного мышления старшеклассников средствами предметной олимпиады школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THINKING / DIVERGENT THINKING / SENIOR STUDENTS / SUBJECT OLYMPIAD / МЫШЛЕНИЕ / ДИВЕРГЕНТНО МЫШЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетина С.В., Ильясов Д.Ф.

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью проблемы развития дивергентного мышления учащихся средствами предметной олимпиады. Целью статьи является найти доказательства использования педагогического потенциала предметной олимпиады школьников как средства развития дивергентного мышления старшеклассников. Рассмотрены различные направления в понимании и интерпретации терминов «дивергенция» и «мышление» отечественными и зарубежными учёными. Авторами уточнено основное понятие «дивергентное мышление старшеклассников». Выявлены структурные компоненты дивергентного мышления старшеклассников и классифицированы функции предметной олимпиады школьников. В статье раскрыта сущность предметной олимпиады школьников и олимпиадного движения школьников. Представлен краткий анализ эмпирического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIVERGENT THINKING OF SENIORS BY MEANS OF THE SUBJECT OLYMPIAD OF SCHOOL STUDENTS

The relevance of the article is due to insufficient knowledge of the problem of development of divergent thinking of students by means of the subject Olympiad. The task of the article is to reveal proofs of use of pedagogical potential of the subject Olympiad of schoolchildren in the development of divergent thinking. The various directions in understanding and interpretation of concepts “divergent thinking” and “thinking” by Russian and foreign scientists are considered. The authors specify the basic concept “divergent thinking of seniors”. Structural components of divergent thinking of seniors are revealed and functions of the subject Olympiad of school students are classified. The meanings of the subject Olympiad of school students and the Olympiad movement of school students are explained.

Текст научной работы на тему «Развитие дивергентного мышления старшеклассников средствами предметной олимпиады школьников»

вивающей образовательной среды; умение работать с содержанием обучения; владение разнообразными педагогическими технологиями, умение предоставлять им развивающую направленность [3].

Рассматривая индивидуальный подход в личностно ориентированном обучении, мы соглашаемся с тем, что это один из принципов педагогики, который основывается на знании личных качеств того, кто учится. Зная интересы и наклонности личности, педагог поощряет способных студентов в полном соответствии с их возможностями, способствует продвижению менее способных студентов в учёбе и помогает тем, кто имеет низкий уровень подготовки. Индивидуальный подход является необходимым условием успешного педагогического процесса.

В современных мировых концепциях индивидуализация обучения в высшей школе является признанием гуманистической ориентации образования, пониманием того, что студент является суверенным лицом, осознанием развития индивидуальности как личностной целостности, восприятием взаимодействия необходимым условием социализации через обучение, демократизацию отношений.

Новая концепция преподавания родной речи как средства социализации тех, кто учится, ещё раз подтверждает необходимость сосредоточения всей дидактической работы на личности каждого студента. Переход от догматического обучения к развивающему требует от преподавателя родной речи и составителей учебно-методических комплексов гибкости, как при построении занятия, так и при создании учебников. Как подчеркивает Ю.К. Бабанский, новаторский статус преподавателя родной речи в системе формативно-развивающего обучения, а именно активного регулятора процесса преподавания, предоставляет ему свободу действий в методико-дидактической деятельности. Вокруг личности ученика сосредотачиваются все дидактические инициативы. Демократизация отношений «ученик - педагог» имеет целью не только свободу решений со стороны учащих-

Библиографический список

ся, но и ответственность со стороны преподавателя в процессе проверки приобретённых учеником знаний. Преподаватель должен создать ученикам мотиваци-онную среду, адекватную для изучения культуры речи [4].

Личностно-ориентированный подход к обучению позволяет преподавателю лучше понять каждого студента, повлиять на формирование его личности, профессиональных интересов. Дифференцированный подход к студентам в обучении культуре речи способствует более ответственному отношению студентов к выполнению задач, активизации их деятельности по усвоению грамматического и лексического материала, а также позволяет преподавателю поддерживать постоянный контакт с каждым студентом.

Личностно ориентированным технологиям свойственна гуманистическая и психологическая направленность. Такая технология предполагает не только накопление знаний, выработку умений, навыков, компетенций, но и формирование принципов саморазвития и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей.

Эти технологии легко вписываются в традиционную систему обучения при условии, что преподаватель изменит отношение к обучающемуся, осознает, что студент является центральной фигурой, а не преподаватель.

Итак, учебно-воспитательный процесс должен быть направлен, прежде всего, на формирование и воспитание национально-языковой личности - образованного, высокоинтеллектуального человека.

Правдивым является утверждение, что языки - это действительно продукты человеческой деятельности. Они служат основой для национальных движений, но в то же время зависят от результатов национально-государственного строительства. Когда речь идёт о многонациональном государстве, то вопрос языковой политики является одним из составляющих продвижения к стабилизации общества, формирования единства полиэтнического народа, достижения межнационального согласия.

1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации. Москва: Изд. Юрайт, 1996.

2. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Педагогическая библиотека. УССР: Радянська школа, 1984.

3. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе. Известия Южного федерального университета. 2011; 1: 21 - 30.

4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Москвка: Педагогика, 1989. References

1. Lihachev B.T. Pedagogika: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov i slushatelej institutov i fakul'tetov povysheniya kvalifikacii. Moskva: Izd. Yurajt, 1996.

2. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Pedagogicheskaya biblioteka. USSR: Radyans'ka shkola, 1984.

3. Bondarevskaya E.V. Metodologiya razrabotki sovremennoj teorii vospitaniya v rostovskoj nauchnoj shkole. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2011; 1: 21 - 30. 2. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskvka: Pedagogika, 1989.

Статья поступила в редакцию 14.07.19

УДК 371

Tetina S.V., senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia),

Е-mail: svtetina@mail.ru

Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Corresponding member of Russian Academy of Natural Science (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: dinaf_chel@mail.ru

DEVELOPMENT OF DIVERGENT THINKING OF SENIORS BY MEANS OF THE SUBJECT OLYMPIAD OF SCHOOL STUDENTS. The relevance of the article is due to insufficient knowledge of the problem of development of divergent thinking of students by means of the subject Olympiad. The task of the article is to reveal proofs of use of pedagogical potential of the subject Olympiad of schoolchildren in the development of divergent thinking. The various directions in understanding and interpretation of concepts "divergent thinking" and "thinking" by Russian and foreign scientists are considered. The authors specify the basic concept "divergent thinking of seniors". Structural components of divergent thinking of seniors are revealed and functions of the subject Olympiad of school students are classified. The meanings of the subject Olympiad of school students and the Olympiad movement of school students are explained.

Key words: thinking, divergent thinking, senior students, subject Olympiad.

С.В. Тетина, ст. преп. каф. языкового и литературного образования, ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования», г. Челябинск, E-mail: svtetina@mail.ru

Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования», г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru

РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью проблемы развития дивергентного мышления учащихся средствами предметной олимпиады. Целью статьи является найти доказательства использования педагогического потенциала предметной олимпиады школьников как средства развития дивергентного мышления старшеклассников. Рассмотрены различные направления в понимании и интерпретации терминов «дивергенция» и «мышление» отечественными и зарубежными учёными. Авторами уточнено основное понятие «дивергентное мышление старшеклассников». Выявлены структурные компоненты дивергентного мышления старшеклассников и классифицированы функции предметной олимпиады школьников. В статье раскрыта сущность предметной олимпиады школьников и олимпиадного движения школьников. Представлен краткий анализ эмпирического опыта.

Ключевые слова: мышление, дивергентно мышление, старшеклассники, предметная олимпиада.

В современном мире возрастает спрос на интеллектуальную личность, способную мыслить самостоятельно, ставить цели, формулировать задачи, проектировать способы их решения, осуществлять самоконтроль и адекватно принимать решения. Соответственно, задачей общеобразовательных организаций становится оказание содействия в развитии особой когнитивной деятельности старшеклассников. На развитие когнитивной сферы в юношеском возрасте влияет социальная ситуация и мышление [1]. Для выполнения социального заказа современного общества на личность, способную функционировать в быстро меняющемся мире, обладающую гибким продуктивным и неординарным мышлением и творческим потенциалом, требуется особое педагогическое средство, которое способствует развитию дивергентного мышления. Таким педагогическим средством вполне может стать предметная олимпиада школьников.

Для более детального понимания феномена «дивергентное мышление» и «дивергентное мышление старшеклассников» определим сущность этих объектов.

Представление о «дивергентном мышлении» и «дивергентном мышлении старшеклассников» может быть полным, если рассмотреть феномен «дивергенция». Дивергенция как явление проявляется во многих сферах деятельности человека и является междисциплинарным понятием. Немалый вклад в интерпретацию понятия «дивергенция» внесли такие науки как математика, биология, физика, география, лингвистика и др.

Английский математик У Клиффорд ввёл понятие «дивергенция» в математику. Дивергенция в математической науке означает «скалярное поле, характеризующее плотность источников данного векторного поля (поле скоростей в установившемся движении несжимаемой жидкости характеризует интенсивность источника в данной точке)» [2].

Дивергенция в кинематике (раздел физики) представлена как существование и как динамика объектов, включая системы и сетевые структуры, расщеплённых в одном из пунктов изменений различного рода потоков и видов на части и имеющих протяжённости во времени сосуществования [3].

В биологии, подчёркивают ученые, благодаря селекции и искусственному отбору, дивергенция объясняет возникновение новых видов растений и животных. Биологическая наука объясняет «дивергенцию» как расхождение признаков и свойств близких групп организмов в процессе эволюции [4].

В географической науке дивергенция объясняет расхождение потоков вод Мирового океана, обуславливается силой ветра и конфигурацией суши [5].

В лингвистике дивергенция проявляется несколькими вариантами: первое - превращение вариантов языковой единицы (обычно вариантов фонемы) в самостоятельные единицы в связи с устранением условий, определяющих варьирование; второе - расхождение в реализации одной языковой единицы, например, фонемы; и наконец, третье - размежевание диалектов или вариантов одного языка и превращение их в самостоятельные языки [6].

В толковых словарях, дивергенция означает «изменение», «трансгрессия», «расхождение», «различие» [7 и др.]. В целом, термин «дивергенция» означает расхождение в различных направлениях от заданного центра, что символизирует изменение и развитие. Общее толкование термина «дивергенция» позволяет выделить основную характеристику дивергентности - отличие от нормы, стандарта, что в свою очередь говорит о тенденции к преобразованию, изменению, развитию.

Исходя из выше представленного анализа, можно утверждать, что термин «дивергенция» является междисциплинарным понятием.

Вопросами мышления занимаются многие науки, но немалый вклад в представление о мышлении человека вносит психология. Психология рассматривает мышление как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Другими словами, мышление определяется как «способность человека рассуждать, мыслить» [8].

Термин «дивергентное мышление» впервые был введён в научную среду Дж. Гилфордом [9]. Дивергентное мышление представляется Дж. Гилфордом как мышление, обладающее набором таких признаков как гибкость, беглость, оригинальность и т. п. Е. Торренс рассматривал дивергентное мышление как особый вид мышления, которое стимулирует к нахождению нестандартных решений [10].

Многие отечественные учёные занимались стратегиями развития дивергентного мышления. А.И Савенков утверждает, что задания дивергентного типа, ориентированные на постановку проблемных ситуаций, способствуют развитию личности [11]. По мнению А.М. Матюшкина, уникальной характеристикой творческого мыслительного процесса является умение выдвигать проблему [12].

Всё чаще предметом психолого-педагогических исследований является познавательное направление деятельности взрослеющего человека. Следовательно, объектом этих исследований становятся обучающиеся дошкольного и младшего школьного возраста, старшеклассники.

Для формирования у младших школьников дивергентного мышления А.А. Ленкова предлагает использовать потенциал внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе [13].

Побуждение обучающихся основной школы к поиску решений различных проблем способствует развитию дивергентного мышления, как заявляет Т. М. Коробова [14].

Н.А. Авдюнин выделяет способность обучающихся генерировать множество оригинальных решений как один из основных признаков дивергентного мышления [15].

Способность личности находить множество решений к поставленной проблеме считается одним из основных признаков, что данная личность обладает дивергентным мышлением. К выше обозначенному признаку следует добавить такие качества личности как умение анализировать, систематизировать, классифицировать и т. д. Всё это говорит о том, что дивергентное мышление сформировано в зачаточных формах и требует дальнейшего развития.

Рассмотрев различные взгляды учёных на трактовку терминов «дивергенция» и «мышление», сложив представление о феномене «дивергентное мышление», перейдём к рассмотрению основного понятия «дивергентное мышление старшеклассников».

В контексте проблемы развития дивергентного мышления старшеклассников считаем необходимым акцентировать своё внимание на возрастных особенностях старшеклассников. Учёные определяют юношеский возраст как период максимального развития творческих и интеллектуальных способностей. Именно в этом возрасте обучающие наиболее предрасположены к когнитивному развитию, размышлению и стремлению к личной успешности. Процесс развития дивергентного мышления старшеклассников предполагает переход с более низкого уровня на более высокий за счёт активизации компонентов дивергентного мышления. Мы предлагаем рассмотреть, на наш взгляд, ведущие структурные компоненты дивергентного мышления старшеклассников: мотивационный, интеллектуально-смысловой и рефлексивно-деятельностный.

Предполагаем, что наличие мотивации позволяет вырабатывать самостоятельность у старшеклассников, так как это обусловлено важнейшими возрастными потребностями: профессиональное и жизненное самоопределение. В период обучения в старших классах старшеклассники выражают готовность рассматривать образование как ценность и как инструмент для получения в дальнейшем хорошей профессии с высоким доходом. Рассматривая мотивацию как компонент развития дивергентного мышления старшеклассников, мы уверены, что наличие мотивов стимулирует процесс саморазвития старшеклассников.

Предлагаем интеллектуально-смысловой компонент в качестве второго структурного компонента дивергентного мышления старшеклассников. Связь интеллектуальной деятельности с мышлением неоспорима, поскольку наличие интеллекта есть необходимое и достаточное условие, для того чтобы запустить процесс развития дивергентного мышления. В юношеском возрасте любая деятельность наполнена смыслами, причём смыслы концентрируются на получении хорошего образования, при этом сам процесс получения знаний переходит в контекст жизненно-важных установок. Старшеклассники проявляют осознанный интерес к смыслу получения новых знаний среди молодёжи.

Не менее значимым и необходимым структурным компонентом развития дивергентного мышления является рефлексивно-деятельностный компонент. Умение анализировать, планировать и прогнозировать результаты деятельности есть столь необходимые навыки для старшеклассников, чтобы быть успешными в будущем. Для эффективного выполнения любой деятельности требуется ещё и наличие такого навыка как рефлексия. Именно рефлексия побуждает обучающихся старшего школьного возраста вырабатывать новые идеи и вдохновлять самих себя на результативную деятельность.

Развитие дивергентного мышления обучающихся старших классов, на наш взгляд, может идти наиболее эффективно в рамках подготовки к участию в предметных олимпиадах школьников. Интенсивная практика подготовки к интеллектуальному соревнованию (предметная олимпиада) предполагает производство неординарных идей, нахождение оригинальных решений, синтезирование различного рода интеллектуальных задач. Заявляем, что данное средство, способствующее развитию дивергентного мышления старшеклассников, есть предметная олимпиада школьников. В последнее время заметное внимание уделяется пропагандированию олимпиадного движения в Российской Федерации с целью охвата наибольшего количества потенциальных участников предметных олимпиад школьников. Предложенное нами средство для развития дивергентного мышления старшеклассников - предметная олимпиада школьников - наделено одной из наиболее значимых функций, такой как «выявление сильнейших», которая поддерживает функцию саморазвития и самосовершенствования личности. Априори предметные олимпиады школьников наделены социально-педагогическим характером, т. к. их основной задачей является популяризация научных знаний.

Уточняя сущность «предметных олимпиад школьников» ещё раз подчеркнём, что суть их заключена в интеллектуальных состязаниях «сильнейших». Следовательно, предметная олимпиада школьников способствует тому, чтобы старшеклассники применяли предметные знания в решении нестандартных задач в неординарных условиях.

Кроме того, система подготовки, проведения и сопровождения предметных олимпиад школьников в целом представляет собой «олимпиадное движение школьников». Данное понятие представляется нам как развивающаяся система интеллектуального характера, способствующая познавательной активности и осуществляющая социально-образовательные функции.

Таким образом, функции предметной олимпиады позволяют рассматривать её в качестве средства развития дивергентного мышления старшеклассников,

поскольку в предметной олимпиаде основным видом деятельности является решение нестандартных задач, что в свою очередь предполагает у старшеклассников наличие творческого начала, готовности к генерированию множества решений и способов их получения. В рамках предметных олимпиад обучающимся старших классах предоставляется возможность проявить креативность, оригинальность, глубину и нестандартность предложенных решений. Подготовка к предметной олимпиаде школьников способствует развитию когнитивной компетенции старшеклассников, позволяя им критически подходить к достижению своего успеха. Более того, потенциальные участники предметных олимпиад нарабатывают практику самостоятельной работы по поиску нужной информации и приобретают умения грамотно с ней работать и верно её интерпретировать. Совместная творческая и интеллектуальная деятельность в процессе подготовки к предметной олимпиаде создаёт предпосылки обмена накопленными знаниями и навыками, а также даёт возможность участникам проявить амбициозные качества в конкурентной среде олимпиадного движения школьников.

Эксперимент проводился с целью найти подтверждение гипотезы о развитии дивергентного мышления старшеклассниками средствами предметной олимпиады школьников. Экспериментальные мероприятия включали в себя процесс подготовки к предметной олимпиаде и результативное участие в ней. Уровень

Библиографический список

развития дивергентного мышления на начальном этапе в контрольной и экспериментальной группах был одинаков или почти одинаков. После подготовки к школьной, муниципальной и региональной предметной олимпиаде и результативного участия в них показатели уровня развития дивергентного мышления были значительно выше в экспериментальной группе. Уровень развития дивергентного мышления участников контрольной группы был ниже, что служит доказательством того, что выдвинутое нами предположение подтвердилось. В ходе проведения эксперимента была разработана методика, которая апробировалась в группах подготовки потенциальных участников предметных олимпиад в рамках очно-заочной школы и тренировочных сборах перед разными этапами (школьный, муниципальный и региональный) предметной олимпиады школьников. Грамотное использование возможных методов и приёмов, позволяющих уверенно работать с информацией, находить различные решения к «некорректным» задачам во время организации подготовительных мероприятий (очно-заочные школы и тренировочные сборы) к предметной олимпиаде и результативное участие в ней, позволяет нам заявить, что предметная олимпиада школьников является педагогическим средством для развития дивергентного мышления школьников. Апробация предложенной нами методики подтвердилась успехами участников эксперимента.

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Книга по требованию, 2013.

2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. Под редакцией ГБ. Клейнера. 5 изд., перераб. и доп. Москва: Дело, 2003.

3. Айзерман М.А. Классическая механика: учебное пособие. 3-е изд. Москва: Изд-во физ.-мат. лит., 2005.

4. Яблоков А.В. Дивергенция. Большая советская энциклопедия. Москва, 1972; Т. 8: 244.

5. Краткая географическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1. Главный редактор А.А. Григорьев. Москва: Советская энциклопедия,1960.

6. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. 4-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1989.

7. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Заки-ровой. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Под редакцией Л.В. Антонова, И.Р Григорян, Н.И. Шильнова. Москва: Дом славянской книги, 2017.

9. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.

10. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englishwood Cloffs. N.Y. Prentice - Hall, 1962.

11. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для вузов. Москва: Ось-89, 2006.

12. Матюшкин М.А. Мышление, обучение, творчество. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

13. Ленкова А.А. Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2011.

14. Коробова И.В. Развитие дивергентного мышления учащихся основной школы в обучении физики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киев, 2000.

15. Авдюнина Н.А. Развитие конвергентного и дивергентного мышления среди учащихся юношеского возраста. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017; 2: 86 - 93.

References

1. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2013.

2. Lopatnikov L.I. 'Ekonomiko-matematicheskijslovar': Slovar'sovremennoj 'ekonomicheskojnauki. Pod redakciej G.B. Klejnera. 5 izd., pererab. i dop. Moskva: Delo, 2003.

3. Ajzerman M.A. Klassicheskaya mehanika: uchebnoe posobie. 3-e izd. Moskva: Izd-vo fiz.-mat. lit., 2005.

4. Yablokov A.V. Divergenciya. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva, 1972; T. 8: 244.

5. Kratkaya geograficheskaya 'enciklopediya. V 4 t. T. 1. Glavnyj redaktor A.A. Grigor'ev. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya,1960.

6. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor A.M. Prohorov. 4-e izd. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1989.

7. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. V.I. Zagvyazinskij, A.F. Zakirova, T.A. Strokova; pod red. V.I. Zagvyazinskogo, A.F. Zakirovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

8. Ushakov D.N. Bol'shojtolkovyjslovar'russkogoyazyka. Pod redakciej L.V. Antonova, I.R. Grigoryan, N.I. Shil'nova. Moskva: Dom slavyanskoj knigi, 2017.

9. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.

10. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englishwood Cloffs. N.Y Prentice - Hall, 1962.

11. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Os'-89, 2006.

12. Matyushkin M.A. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. Moskva: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta. Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2003.

13. Lenkova A.A. Formirovanie divergentnogo myshleniya mladshih shkol'nikov v processe vneuchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

14. Korobova I.V. Razvitie divergentnogo myshleniya uchaschihsya osnovnojshkoly v obuchenii fiziki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2000.

15. Avdyunina N.A. Razvitie konvergentnogo i divergentnogo myshleniya sredi uchaschihsya yunosheskogo vozrasta. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2017; 2: 86 - 93.

Статья поступила в редакцию 26.06.19

УДК 370

Muratalieva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Bishkek Humanitarian University

n.a. K. Karasaev (Bishkek, Kyrgyz Republic), E-mail: Aitolkun-93@mail.ru

MODERN ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS DURING TEACHING PRACTICE. The article deals with specifics of a teaching profession, its importance in the development of the state, methods of training students in the framework of pedagogical practice. The article describes the experience of Bishkek Humanitarian University, which implements a project of "Pedagogical Workshops". This project is designed to provide alternative practical training of future teachers, improve the efficiency of professional pedagogical education by targeted training of teachers at the request of the author's educational institutions. The project provides the graduates with interesting and promising work in the best educational institutions. The most important element of the project is to increase the attractiveness of the teacher's career for young people.

Key words: pedagogical workshops, competitiveness, practice.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А. Мураталиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек,

E-mail: Aitolkun-93@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.