Научная статья на тему 'ОЛЬФАКТОРНАЯ ПОЭТИКА ЛИРИКИ ИЛЬИ КОРМИЛЬЦЕВА'

ОЛЬФАКТОРНАЯ ПОЭТИКА ЛИРИКИ ИЛЬИ КОРМИЛЬЦЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / ОЛЬФАКТОРНАЯ ПОЭТИКА / КОРМИЛЬЦЕВ / НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС / РУССКИЙ РОК / СУБКУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зыховская Наталья Львовна

Статья посвящена анализу ольфакторной поэтики (система приемов, с помощью которых передаются чувственные ощущения, связанные с запахами) поэтического творчества Ильи Кормильцева. Выявляются следующие способы репрезентации сенсорных впечатлений: любовно-эротическая, природно-онтологическая и политическая ольфакторика. Делается вывод о значимости ольфакторных обращений в коммуникативной авторской стратегии Ильи Кормильцева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLFACTORY POETICS OF ILYA KORMILTSEV’S LYRICS

The article is devoted to the analysis of olfactory poetics (the system of techniques, which are used to convey sensual sensations associated with smells) of Ilya Kormiltsev’s poetic work. The following ways of sensory impressions representation are revealed: love-erotic, natural-ontological and political olfactory. The conclusion about the significance of olfactory references in the communicative strategy of Ilya Kormiltsev is made.

Текст научной работы на тему «ОЛЬФАКТОРНАЯ ПОЭТИКА ЛИРИКИ ИЛЬИ КОРМИЛЬЦЕВА»

Челябинский гуманитарий. 2022. № 3 (60). С. 35-40. ISSN 1999-5407 (print). Chelyabinskij Gumanitarij. 2022; 3 (60), 35-40. ISSN 1999-5407 (print).

Научная статья УДК 82.01/09

DOI 10.47475/1999-5407-2022-10305

ОЛЬФАКТОРНАЯ ПОЭТИКА ЛИРИКИ ИЛЬИ КОРМИЛЬЦЕВА Наталья Львовна Зыховская

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу ольфакторной поэтики (система приемов, с помощью которых передаются чувственные ощущения, связанные с запахами) поэтического творчества Ильи Кормильцева. Выявляются следующие способы репрезентации сенсорных впечатлений: любовно-эротическая, природно-онтологическая и политическая ольфакторика. Делается вывод о значимости ольфакторных обращений в коммуникативной авторской стратегии Ильи Кормильцева.

Ключевые слова: рок-поэзия, ольфакторная поэтика, Кормильцев, Наутилус Помпилиус, русский рок, субкультура, современная русская литература.

Благодарности: Исследование подготовлено в рамках гранта Российского научного фонда (региональный конкурс Челябинской области) № 22-28-20162 «Литературное творчество Южного Урала в системе региональной идентичности: конструирование, репрезентация и продвижение в цифровом пространстве».

Для цитирования: Зыховская Н. Л. Ольфакторная поэтика лирики Ильи Кормильцева // Челябинский гуманитарий. 2022. № 3 (60). С. 35-40. doi: 10.47475/1999-5407-2022-10305

Original article

THE OLFACTORY POETICS OF ILYA KORMILTSEV'S LYRICS Natalia L. Zykhovskaya

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the analysis of olfactory poetics (the system of techniques, which are used to convey sensual sensations associated with smells) of Ilya Kormiltsev's poetic work. The following ways of sensory impressions representation are revealed: love-erotic, natural-ontological and political olfactory. The conclusion about the significance of olfactory references in the communicative strategy of Ilya Kormiltsev is made.

Key words: rock poetry, olfactory poetics, Kormiltsev, Nautilus Pompilius, Russian rock, subculture, contemporary Russian literature.

For citation: Zykhovskaya N. L. (2022). The olfactory poetics of Ilya Kormiltsev's lyrics. Chelyabinskij Gumanitarij, 3 (60), 35-40, doi: 10.47475/1999-5407-2022-10305

Введение

Полноценное изучение творчества Ильи Кормильцева - поэта, писателя, переводчика, общественного деятеля, литературного критика, издателя и «тайного капитана «Наутилуса» (так называлось интервью, которое было частично опубликовано в журнале «Сельская молодежь» № 9, 2000, а позднее вошло в интервью «Никакой революции не было» [9. C. 163] стало возможным в 2017 году, когда был издан трехтомник автора - поэзия, проза и нон-фикшн [8; 9]. Научные исследования лирики И. Кормильцева последнего времени сосредоточены в русле анализа отечественной рок-поэзии, типологии свердловско-екатеринбургского рок-движения [3], конкретных альбомов [6; 7; 10; 11; 12], основных сюжетов, мотивов и образов и деталей [4; 6; 7; 10], хронотопа [1], единства альбомов, связывающих определенные пластинки с предшествующим и последующим творчеством музыкантов [10; 11; 12], образами репрезентации лирического героя [1; 12], обозначениями значимой индивидуально-авторской лексики и культурным

кодам поэта [13]._

© Зыховская Н. Л., 2022

Ольфакторную поэтику можно рассматривать как систему приемов, с помощью которых передаются чувственные ощущения, связанные с запахами, а также сам процесс восприятия запахов. Ольфакторика в поэтическом тексте моделирует перцептивные процессы, отражает авторскую модель мира, реализованную в соответствии с конкретной эстетической задачей. Так «образ личности» Ильи Кормильцева в работах Е. А. Селезовой характеризуется как образ героя, «обращенного вовне», который «смотрит на действительность холодно, абстрагировано» [12. С. 161]. Исследовательница даже выделяет одну из граней личности поэта - «Бурмильцев», в отличие от «образа» В. Бутусова, для которого «не характерно, например, такое внимание к бытовой реальности, склонность к анализу законов действительности и протесту против них или, как минимум, критике существующих порядков» [12. С 162]. В связи с этим образом поэта интересно проследить те способы репрезентации сенсорных впечатлений, которые закрепились в его лирике. Условно можно выделить любовно-эротическую, природно-онтологическую, и политическую ольфакторику в лирике И. Кормильцева.

Любовно-эротическая ольфакторика

Исследователи много раз обращали внимание на гедонистический характер поэзии Ильи Кормильцева, что связано с темой юности и свободы, свойственных мироощущению молодого рок-певца, а также «яркие образы юности в творчестве И. В. Кормильцева сопряжены с изображением слома и переживания сложных эмоций: с одной стороны, утратой иллюзий и травмоопасном соприкосновении с истиной-вечностью» [6. С 61]

В стихотворении «Вероника» автор создает сложную флористическую и религиозно-эротическую образность.

Был запах яростный и дикий. И ложе. И не нужно слов. И бились в отдаленье крики Апостолов и их ослов [8. С 51]

Кормильцев обращается в легенде о святой Веронике, которая вытерла своим платком кровь и пот с лица Христа, идущего на Голгофу. Насчитывается несколько толкований, объясняющих легенду, зачем Вероника отерла лицо Исуса платком. К этим разночтениям и обращена строчка поэта: «Вести счет каплям, размышляя: / Зачем ты поднесла платок?» [8. С 51]. Однако по легенде результатом этого поступка стал лик Христа, запечатленный на платке, как на холсте: «коснулся белый холст лица».

В апокрифические легенды вплетается запах синих неприхотливых цветов, называющихся вероника, а также история летней любовной страсти и загадки, кем же была эта девушка. Эротическая ольфакторная метафора имплицитна, запах возлюбленной сложносоставной, в нем и невинность, и «пышущий огонь»:

И кто была ты: свежесть сена, Букет из нераскрытых роз? Толстуха спелая Пуссена, От жира падкая до слез? [8. С. 50]

В стихотворении «Магнитная любовь» продолжается любовная тема, магнитным притяжением-отталкиванием, препятствием-возможностью. Всё пространство художественного мира подвержено неустойчивой, томительной, разбалансирующей атмосфере, которая создается, в том числе, и за счет запаха.

Центробежные ольфакторные спирали расходятся от «черточек напоминаний» внутри «стакана черепа», вырываются яростным воздухом, сталкиваясь с диким ароматом обсаженной липами аллеи, предрешены стальными прутьями ограждений. Первая спираль, раскручивающаяся по ходу движения вдоль липовой аллеи, заканчивается воронкой: чеки (года жизни) насаженные на стальной прут времени.

Нежные черточки напоминаний

Облекаются пышностью безудержной памяти.

Яростный воздух

Бурю поднял

В стакане черепа.

Исход аллеи, обсаженной липами,

Предрешен стальным прутом дикого аромата,

Который ты запомнишь навечно,

Который года один за другим

Насаживает чеками,

Уплаченными за доли жизни. [8. С 99]

«Экспансивное хождение» (вдоль аллеи, выход из двери, за пределы города), соединившись с метафорой обнаженного тела («розовеющая нагота», «изобразительное богатство раздетого тела») ведут героя к основам, инстинктам. Спонтанное движение - и снова остановка, - всё это для того, чтобы не пропустить важного - принюхаться. Поскольку путеводная звезда героя - не зрительный, а обонятельный ориентир.

остановись:

Не задуматься, а принюхаться, сделать привязку

К звезде путеводной

Изведанной ласки,

Чтобы не потерять ориентацию

На Магнитную Любовь [8. С. 100]

В кормильцевском мире, где действует принцип остранения, и герой, и возлюбленная, и липы, и воздух, и Бог живут в одном мире по одним законам, и всё является всем, разлито в воздухе, ощущается всеми и имманентно присутствует во всем.

Последняя часть стихотворения возвращает нас в город, где герой, стоя на балконе курит, наблюдая линьку весны и ощущает себя Богом и жертвой божественной игры, растворяясь в этом весеннем запахе: «стоит тебе / Еще раз раствориться богом / В плывущем весеннем запахе?» [8. С. 100]. Контрасты и сближения, движение и остановки имитируют пульсацию жизни, атмосферу любовной лихорадки. Тема любовного краха продолжается в стихотворениях «Падал теплый снег».

падал теплый снег струился сладкий газ дети любви,

мы уснем в твоих мягких лапах дети любви,

нас погубит твой мятный запах [8. С. 291].

«Дети любви», которых погубит «мятный запах» и «сладкий газ» - заявленная у Кормильцева тема любви приводит к героев к смерти. Движение любовной темы в ее ольфакторном развитии неизбежно печально. В стихотворении «Она ждет любви» автор прибегает к ольфакторному минус-приему. Любовь -это газ без цвета и запаха:

она ждет любви с Востока и Запада, она ждет любви с Юга и Севера любовь — это газ без цвета и запаха, и дни, как листва, опадают с дерева она зажигает спичку от спички, она не знает, как это опасно, [8. С. 319].

Природно-онтологическая ольфакторика

Онтологическая составляющая - важная доминанта поэзии Ильи Кормильцева. Путь и странствия героя, философские размышления, печать разочарования и отрешенности - неизбежный этап пути взрослеющего героя.

Во второй части лирической трилогии «Три сна» меняется локация и амплуа персонажа, он уже не воин, бессмысленное орудие убийства, а скиталец, странник, который оказывается то на чердаке, то в монастыре, где «устав запрещает умеренность». Однако пространство сна, возвращает героя к прошлому ольфакторному опыту - не случайно привычный запах сигарет парадоксально подменяется полем горящей травы:

Нахожу свой приют в монастыре, где строгий устав запрещает умеренность, где сигареты не случайно пахнут, как поле горящей травы [8. С. 25].

Стихотворение «Воспитание рук» - печальное размышление о беспомощности художника в борьбе со временем, утрате любви и о невыразимости сущего. В последнем пятистишии (рифмующейся третьей и четвертой строкой напоминающем абсурдистские лимерики) поэт создает сложную метафору розового фонтана с жемчужным ртом, которому подвластна вязь секунд, и который способен, в отличие от поэта, вдыхавшего напрасно запах колосьев и колен, создать чудо. Запахи «колосьев и колен», природного и женского начала, -неподвластны поэту, сколько не воспитывай руки.

и розовый фонтан хватает вязь секунд, разбрасывает всем свой рот жемчужный и за окном тюремной камеры души свершает чудо — то, что ты не смог свершить, вдыхая запахи колосьев и колен [8. С. 35].

Идея пантеистического мира находит свое воплощение в стихотворении «Звезда Печали! Знаки Зодиака» [8. С. 118], где город, Бог и мирозданье существует в виде местоимения «Всё», написанного с большой буквы. «Всё прошло», «Садилось Всё в такси, входило в Небо», «Сидело Всё, укутанное в мех». Осенний, умирающий мир, с желтеющими, будто ноющая печень, листьями, с пахнущим снегом и «Огромный Нос», который «вдыхал осенний воздух, через ноздрю в себя вбирая облака...». В этом мире единожды появляется лирический герой, ставший причиной вневременной остановки мира: «И я не поздоровался со встречным, / Остановив вневременной, кричащий бег» и становится свидетелем его краха:

И горло тишине прорезал возглас: «Неужто это Всё?» — И Всё сказало: «Да...»

В отличие от тотальной осенней интроспекции, когда мир вдыхает сам себя и умирает, герою стихотворения «Разбуженный ударом между глаз»: свет нестерпим, звук нестерпим,

отвратителен каждый запах [8. С. 219], и свет, и звук, - всё несет боль и раздражение, но особенно опасен каждый запах «из порванных труб вырывается газ», «это - кислород, и он смертелен для нас». В последней строфе рефреном звучит боль утреннего пробуждения, связанная не столько с «агрессивным» внешним миром, сколько с безразличием людей друг к другу и особенно к герою - «ничуть обо мне не заботясь», «невесомы тела, / непонятны слова, / здесь нет никого - / ни тебя, ни меня. Тема разочарования и протеста сближает онтологическую тему с политической.

Политическая ольфакторика

Илья Кормильцев в своих эссе и многочисленных интервью много раз заявлял о своей антимилитаристической позиции (см., например, «Комплекс проигравших войну») [9. С. 491]. Название стихотворения «Ничейная земля» из небольшой лирической трилогии И. Кормильцева «Три сна» иронически отсылает нас к песне В. Высоцкого «Песня о нейтральной полосе», где нейтральная полоса «ничейная земля» между Турцией и Пакистаном, на которой растут прекрасные цветы. Лирический герой И. Кормильцева, представляет собой существо, состоящее из четырнадцати глаз (на каждый сектор обстрела); сотканный из указательных пальцев на спусковых крючках, рисует фантасмагорическою картину, как он занимает круговую оборону на «ничейной земле», вырывает кольцо взрывателя из одуванчика. Если у В. Высоцкого «Пьян от запаха цветов капитан мертвецки, / Ну и ихний капитан тоже в доску пьян» [2], - запах цветов прекращает случайный военный конфликт, у Кормильцева драматургия иронически перевернута, герой один - он бессмысленно борется при помощи искусственного запаха дезодорантов с природными запахами:

Запах бодрого кваса, запах бодрого риса, запах бодрого виски -я их разгоняю - мои автоматы строчат дезодорантами [8. С. 23].

Это столкновение природно-гастрономического и искусственно-парфюмерного задает основную метафору, связанную с разрушающим действием бессмысленной войны: ничейная земля - ничейный герой - ничейная война.

Своеобразным ольфакторным манифестом Ильи Кормильцева можно считать стихотворение, написанное не позднее 1990 года - «Мертвая мечта плохо пахнет» [8, 359]. Первая строфа создает многомерный перцептивный образ воды: кусты покрыты росой, стекло вымыто дождевой водой, лирический герой «встал под теплый душ»:

улицы пусты, и в парке кусты покрыты росой чистое стекло вымыто мягкою дождевою водой я встал под теплый душ, обнажив свою душу, нагой и босой [8. С. 359].

Позитивная коннотация (роса, чистое стекло, мягкая дождевая вода, теплый душ) разрушается ольфакторной темой - тяжелый, грустный запах не смыть водой, он въелся, прилип:

но этот липкий запах, тяжелый и грустный -он остался со мной.

Строфа завершается двойным рефреном, дублирующим название стихотворения:

мертвая мечта плохо пахнет

мертвая мечта плохо пахнет [8. C. 359].

Данное стихотворение аккумулирует любовно-эротический и онтологические темы поэзии Ильи Кормильцева. «Обнажив душу», «я стал брезглив: эти влажные губы пахнут кладбищем летом», «тот, кто уклоняется от поцелуев, чувствует то же, что ты» - эротические строки с семантикой запаха тесно связаны на формальном и содержательном уровне, а их взаимодействие порождает ольфакторную тему смерти (кладбище летом, мертвые газеты, мухи, открытая могила). Важной особенностью развернутой ольфакторной метафоры становится ее перцептивная сложность, которая формируется благодаря синестетическим сочетаниям: запах описывается через визуальные, тактильные, кинестетические описания.

Вторая строфа выводит ольфакторную тему из личностно-индивидуальной зоны на уровень некоего лирического обобщения. «Типографическая краска не может отбить запах мертвых газет», «отравленный нюх не обманешь», не знал НАШЕЙ мертвой мечты.

этот запах въелся под кожу до самых печенок, как краска стыда

этот запах сделал сердце открытой могилой — не зарыть никогда

и тот, кто, стоя рядом, ничего не почует, не знал нашей мертвой мечты но тот, кто уклоняется от поцелуев, чувствует то же, что ты [8. C. 359].

Идея «мертвой мечты», которая плохо пахнет (другое название стихотворения «Мертвая мечта дурно пахнет») связана с рефлексией Кормильцева по поводу происходящего в стане и в рок-музыке. Еще в 1997 году в газете « Аргументы и факты» вышло интервью Ильи Кормильцева Владимиру Полупанову « Наутилус» лег на дно». В лиде сообщается, что Вячеслав Бутусов и компания «похоронят» идею легендарной группы «Наутилус Помпилиус» в Екатеринбурге, там, где коллектив и родился. «Первые легкие запахи разложения появились в начале 1990-х. Но тогда трудно было разобраться: то ли это внутри самого жанра, то ли общая обстановка в стране» [9. C. 105]. В 2000 в интервью Владимиру Преображенскому «Никакой революции не было» Илья Кормильцев, рассуждая об относительно позднем распаде «Наутилуса», говорит о том, что это происходило, согласуясь, в некотором смысле с тем переходным периодом в стране, когда «вещи, которые должны были завершиться логично и перейти на следующий этап, жили мучительно долго» [9. C. 165]. «Знаете, если очень долго нюхать самого себя, то наступает период аутоэротизма, когда начинаешь от собственного запаха кончать. В общем-то, русскому року это всегда было присуще. И особенно стало присуще, когда стали нормальные деньги получать, жить якобы по-западному: якобы пластинки, якобы релизы...» [9. C. 165-166]. Действительно, происходящее в стране, развал группы, общая обида на товарищей по цеху, коммерческий неуспех и несостоятельность идеалистических воззрений приводит кормильцевского героя к ощущению тотальной катастрофы.

Таким образом, ольфакторика является важной составляющей коммуникативных авторских стратегий Ильи Кормильцева. Ольфакторные образы, являясь проекцией собственного чувственного опыта и, включенные в перцептивные ряды, имеют аксиологическое значение, формируя художественное сознание рок-поэта.

Список источников

1. Бабченко Н. В. Хронотоп и его взаимосвязь с типом лирического героя в рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2019. № 19. С. 38-47.

2. Высоцкий В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Песни. Москва: Локид-Пресс; РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 526 с.

3. Гавриков В. А. Свердловско-екатеринбургская музыкально-поэтическая школа // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1(172). С. 47-65.

4. Доманский Ю. В. Предметная деталь как способ идентификации локальной рок-сцены в ракурсе рок-поэтики (Уральский вариант) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2021. № 21. С. 6-26.

5. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: перспективы изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2013. №14. С. 7-36.

6. Дробинин Г. Д. Концепция юности в творчестве И.В. Кормильцева // Litera. 2019. № 3. С. 61

7. Дробинин Г. Д. Наш персональный Иисус, или феномен «Прогулок по воде» И. Кормильцева // Критика и семиотика. 2021. № 1. С. 351-363.

8. Кормильцев И. Поэзия. Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. 680 с.

9. Кормильцев И. Non-fiction. Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. 644 с.

10. Матвейчук В. В. Мотивная структура альбома «Переезд» рок-группы «Nautilus Pompilius» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века. Екатеринбург, 2019. С. 76-82.

11. Никитина Е. Э. От «Наутилуса» к «ю-Питеру»: альбом «э.Л.и.З.о.Б.а.Р.р.а - Т.О.р.р» В. Бутусова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2016. № 16. С. 120-127.

12. Селезова Е.А. Альбом «Разлука» (1986) «Nautilus-Pompilius»: лирический субъект и образ исполнителя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь; Екатеринбург, 2011. Вып. 12. С. 155-162.

13. Явцева, А. В. Культурные коды в лирике И. Кормильцева (на примере песни гр. «Наутилус поомпилиус» «утро Полины») // Text. Literary work. Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2018. С. 39-44.

References

1. Babchenko, N. V. (2019). Hronotop i ego vzaimosvjaz' s tipom liricheskogo geroja v rok-pojezii [Chronotope and its relationship to the type of lyrical hero in rock poetry]. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context], 19, 38-47. (In Russ.).

2. Vysockij, V. S. (2004). Sochinenija [Works] v 2 t. T. 1: Pesni. Moscow: Lokid-Press; RIPOL KLASSIK. (In Russ.).

3. Gavrikov, V. A. (2018). Sverdlovsko-ekaterinburgskaja muzykal'no-pojeticheskaja shkola [Sverdlovsk-Ekaterinburg Music and Poetry School]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta [Izvestia of the Ural Federal University]. Serija 2: Gumanitarnye nauki, 20, 47-65. (In Russ.).

4. Domanskij, Ju. V. (2021). Predmetnaja detal' kak sposob identifikacii lokal'noj rok-sceny v rakurse rok-pojetiki (Ural'skij variant) [Object detail as a way to identify the local rock scene from the perspective of rock poetry (Ural variant)]. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context], 21, 6-26. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Domanskij, Ju. V. (2013). Rok-pojezija: perspektivy izuchenija [Rock Poetry: Perspectives for Study]. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context], 14, 7-36. (In Russ.).

6. Drobinin, G. D. (2019). Koncepcija junosti v tvorchestve I.V. Kormil'ceva [The concept of youth in the works of I. V. Kormiltsev]. Litera, 3, p. 61. (In Russ.).

7. Drobinin, G. D. (2021). Nash personal'nyj Iisus, ili fenomen «Progulok po vode» I. Kormil'ceva [Our Personal Jesus, or the Phenomenon of I. Kormiltsev's Walking on Water]. Kritika i semiotika [Criticism and Semiotics], 1, 351-363. (In Russ.).

8. Kormil'cev, I. (2017). Pojezija [Poetry]. Ekaterinburg, 680 p. (In Russ.).

9. Kormil'cev, I. (2017). Non-fiction. Ekaterinburg, 644 p. (In Russ.).

10. Matvejchuk, V. V. (2019). Motivnaja struktura al'boma "Pereezd" rok-gruppy "Nautilus Pompilius". [The motive structure of the album "Moving" by the rock band "Nautilus Pompilius"]. Aktual'nye voprosy filologicheskoj naukiXXI veka [Topical issues of philological science of the XXI century]. Ekaterinburg, 76-82. (In Russ.).

11. Nikitina, E. Je. (2016). Ot "Nautilusa" k "ju-Piteru": al'bom "je.L.i.Z.o.B.a.R.r.a - T.O.r.r" V. Butusova [From "Nautilus" to "U-Peter": the album "e.L.i.Z.o.B.a.R.r.a - T.O.r.r" by V. Butusov]. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context], 16, 120-127. (In Russ.).

12. Selezova, E. A. (2011). Al'bom "Razluka" (1986) "Nautilus-Pompilius": liricheskij subekt i obraz ispolnitelja ["Nautilus-Pompilius": the lyrical subject and the image of the performer]. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst [Russian Rock Poetry: Text and Context], 12, 155-162. (In Russ.).

13. Javceva, A. V. (2018). Kul'turnye kody v lirike I. Kormil'ceva (na primere pesni gr. "Nautilus poompilius" "utro Poliny") [Cultural codes in the lyrics of I. Kormiltsev (on the example of the song "Nautilus poompilius" "Polina's morning")]. Text. Literary work [Text. Literary work]. Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 39-44. (In Russ.).

Информация об авторе

Н. Л. Зыховская - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы.

Information about the author

Natalia L. Zykhovskaya - Doctor of Philology, Professor of the Department of Literature and Russian Language.

Статья поступила в редакцию 21.09.2022; одобрена после рецензирования 01.10.2022;

принята к публикации 01.10.2022.

The article was submitted 21.09.2022; approved after reviewing 01.10.2022; accepted for publication 01.10.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.