Совместная деятельность ребенка с родителями на занятиях повысила уровень эмоционального комфорта (52,3%) и благополучия (38,9%) в межличностных отношениях, что благотворно сказалось на общем эмоциональном фоне.
В дальнейшем, пациенты повторно поступали в детский стационар ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России, где психологом вновь проводилось психотерапевтическое лечение с использованием коррекционно-развивающей программы с целью закрепления достигнутых результатов.
Выводы. При лечении энуреза лучше всего использовать комплексную терапию, в состав которой входит не только медикаментозное лечение, но и оказание психотерапевтической помощи ребенку. Разработанная автором программа занятий коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей с неврозоподобным и невротическим энурезом
имеет высокие показатели эффективности и может с успехом применяться совместно с медикаментозным лечением для получения более стойкой положительной динамики лечения у детей.
Список литературы:
1. Бородин В.И., Будтуева Ф.С. Место Пантокальцина в комплексной терапии энуреза у детей //Трудный пациент. - 2006. - №9. - С. 10-15.
2. Геппе Н.А., Левин И.Я., Снегоцкая М.Н., Полуэктов М.Г. Диетические возможности улучшения сна детей грудного и раннего возраста //Педиатрия. - 2011. - Т.90, №2. - С.52-58.
3. Гольбин А.И. Патологический сон у детей. - Л., 1979.
4. Казанская И.В., Отпущенникова Т.В. Обоснование лечебной тактики энуреза у детей с гиперактивым мочевым пузырем // РМЖ. - 2006. - Т. 14, № 16. - С. 1-7.
5. Студеникин В.М. Лечение первичного энуреза у детей // Педиатрия. - 2004. - Т. 6, № 2. - С. 24-30.
6. Шелковский В.И., Студеникин В.М., Маслова О.И. Ночной энурез у детей // Вопросы современной педиатрии. -2002. - Т. 1, № 1.- С. 75-82.
NEUROTIC ENURESIS: VIEW OF PSYCHOLOGIST E. A. Zharikova
Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract. Research objective - to spend an estimation of efficiency of the author's correction program on development of emotionally-personal sphere in children with neurotic enuresis. We observed 40 children age - from 6 till 14 years, mean - 8,8 ± 2,5 year. Children treated in a Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, include 29 (72,5 %) children and 11 (27,5 %) adolescents. Efficiency of the author's correction program was above at children versus adolescents. Key words: neurotic enuresis, emotionally-personal sphere, psychotherapeutic care.
Статья поступила в редакцию 12.03.2012г.
© ЖАРИКОВА Е.А.
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Е.А. Жарикова
ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, детский стационар, Железногорск, Красноярский край, РФ
662990, Красноярский край, г Железногорск, ул. Кирова, д.5 E-mail: [email protected]
Резюме. В данной статье предложены психотерапевтические методы по оказанию психологической помощи детям от 0 до 4 лет, оставшимся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты, психотерапия, психологическая помощь.
Постоянное увеличение числа детей, остав- Только после восстановления эмоциональ-
шихся без попечения родителей и госпитали- ного равновесия ребенка, коррекции послед-
зированных в детский стационар ФГБУЗ КБ ствий разного вида травм (психологических,
№51 ФМБА России (табл. 1), ставит вопрос о физических, эмоциональных, сексуальных)
способах оказания психологической помощи можно проводить работу по его психическому
и поддержки, направленных на компенсацию развитию. Очень часто отклонения в разви-
психического развития ребенка после получен- тии когнитивной сферы зависят от пережитых
ных эмоциональных травм, восстановление его травм. Для проведения психокоррекционной
личностной целостности, равновесия чувств работы необходимо проводить углубленную
[1,2]. диагностику по выявлению блокирующих по-
ВЕСТНИК Клинической больницы № 51
стр. 51
Таблица 1. Сведения о беспризорных и безнадзорных детях от 0 до 4 лет, доставленных в детский стационар ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России в 2009-2011 гг.
Показатели 2009г. Абс. (%) 2010г. Абс. (%) 2011г. Абс. (%)
Общая численность беспризорных и безнадзорных детей 20 (100) 22 (100) 22 (100)
Число детей, переданных родителям или законным представителям 13 (65) 15 (68) 8 (36)
Число детей, переданных в дома ребенка 3 (15) 3 (13,5) 12 (54,5)
следствий пережитых травм. Снижение памяти у ребенка, нарушение или дефицит внимания могут быть следствием пережитых психических травм, стрессов, поэтому, прежде всего, надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием логических процессов или когнитивной сферы [4] .
Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, во многом определена размытостью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства ребенка [3]. Именно поэтому важным фактором начала психотерапевтической работы с данной категорией детей является установление открытого эмоционального контакта. На этом этапе используется метод сказкотерапии, что, с учетом возрастных особенностей (ведущей в этом возрасте является игровая деятельность), помогает легче установить взаимоотношения с ребенком и в легкой и безболезненной форме проиграть психотравмирующие ситуации. При этом необходимо помнить, что сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна предлагать замещающий опыт, используя который, ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы, либо в этом должен помочь психолог.
Параллельно с методом сказкотерапии используется пальчиковый развивающий массаж для стимуляции высших корковых зон. При использовании пальчиковых развивающих игр необходимо учитывать следующие возрастные особенности:
- в 2 месяца у ребенка появляются ощупывающие движения;
- в 4 месяца он уже протягивает руку к предмету и затем ощупывает его, ребенок замечает появление и исчезновение предметов, их отличительные качества, может удерживать предмет в руке до 20 сек;
- в 5 месяцев пальцы кисти принимают активное участие в процессе схватывания предметов, причем главная роль отводится большому пальцу, в такое время для малыша особенно удобны игрушки, у которых есть ручка для за-
хвата, ребенок может трясти предмет, перекладывать его из одной руки в другую;
- в 6 месяцев малыш умеет брать предмет из любого положения, он выделяет его постоянные свойства, такие как форма, размер и цвет;
- в 7 месяцев ребенок уже не просто размахивает игрушкой, а стучит ею, он становится более ловким;
- в 7-10 месяцев ребенок учится соотносить предмет с определенным местом в пространстве, умеет вынимать и класть на место игрушки, нанизывать крупные детали, использовать одну вещь по отношению к другой в качестве орудия;
- в 8-9 месяцев маленькие предметы малыш берет пальцами, большие - всей ладонью, учится работать сразу с двумя предметами, начинает проявляться преобладание одной руки;
- с 10 месяцев до 1 года и 2 месяцев малыш начинает функционально использовать предметы;
- в 1 год и 2 месяца активизируется кончик большого, а затем и указательного пальцев, малыш может взять предмет двумя пальцами, как пинцетом, далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальчиков;
- 1-2,5 годы считаются исследовательским возрастом, ребенок хочет все узнать, поэтому трогает предметы, оценивает их физические свойства, размеры, вес;
- к 3 годам движения пальцев ребенка становятся похожими на действия рук взрослого человека, он умеет расстегивать все пуговицы, одеваться, правильно держать ложку в руках, мыть руки, в своих играх использует мелкие предметы, строит из 4-6 кубиков, выполняет элементарные рисунки, в этом возрасте малыша нужно ознакомить с ножницами и пластилином, а также с приемами работы с ними.
Начиная с 10 месяцев можно подключать еще один терапевтический прием - арт-терапию, благодаря которой ребенок получит возможность выражать свое эмоциональное состояние посредством цвета, так как у многих детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка речевого развития.
Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что только после психокор-
рекции личностного развития ребенка, возможны дальнейшие этапы коррекции и развития его высших психических функций.
Таким образом, оказание психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, должно проходить поэтапно. Вначале проводится коррекция личностного развития, затем - коррекция и развитие когнитивных функций. Психотерапевтическая работа с данной категорией детей сложна и требует огромных психических и физических затрат как от самого ребенка, так и от психолога, и максимально чуткого понимания личностных особенностей таких детей.
Список литературы:
1. Закон Красноярского края от 31.10.2002 №4-608 «О системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».
2. Закон Красноярского края от 25.01.2007 №21-5725 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации круглосуточного приема, содержания, выхаживания и воспитания детей в возрасте до 4-х лет, заблудившихся, подкинутых, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, в муниципальных учреждениях здравоохранения».
3. Семья Г В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности. - 2004. - № 1. - С. 71-86.
4. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. - М., 2001. - С. 95-110.
PSYCHOLOGICAL CARE TO CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT
E. A. Zharikova
Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract. This article presented psychotherapeutic methods providing of psychological care for children without parental support. We observed kids from 0 till 4 years old. Key words: children -orphans, psychotherapy, psychological care.
Статья поступила в редакцию 19.03.2012г.
© ШНАЙДЕР Н.А., ГАЗЕНКАМПФ К.А., ХАМРАЕВА Э.Х., РОНДОВА К.В.
КОМПЬЮТЕРНОЕ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ У ЗДОРОВЫХ ПРАВО - И ЛЕВОРУКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ Н.А. Шнайдер12, К.А. Газенкампф12, Э.Х. Хамраева12, К.В. Рондова1
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедра медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО, Красноярск
1660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 266 0021, г Красноярск, ул. Карла Маркса 124 E-mail: [email protected]
Резюме. Цель - сравнить чувствительность комплексного компьютерного психонейрофизиологического тестирования межполушарной асимметрии мозга. Материалы: обследовано 36 здоровых добровольцев, возраст от 17 до 27 лет, средний возраст - 21,2±0,95 [95% ДИ: 20,2 - 22,1] лет, девушек - 21 (58%), юношей - 15 (42%). Полученные результаты, вероятно, свидетельствуют о малой информативности изолированных тестов, направленных на определение межполушарной асимметрии, и наличии крайне малого количества истинных правшей и левшей в популяции. Ключевые слова: мозг, межполушарная асимметрия, нейропсихофизиология.
Введение. Межполушарная асимметрия (др.-греч. а--«без» и аи^етрю — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных [1, 2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межпо-лушарной асимметрии психических процессов (рис. 1). В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими
познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.
Функциональная асимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и