Научная статья на тему 'Оказание психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей'

Оказание психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1604
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-сироты / психотерапия / психологическая помощь / children -orphans / psychotherapy / psychological care

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е. А. Жарикова

В данной статье предложены психотерапевтические методы по оказанию психологической помощи детям от 0 до 4 лет, оставшимся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CARE TO CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

This article presented psychotherapeutic methods providing of psychological care for children without parental support. We observed kids from 0 till 4 years old.

Текст научной работы на тему «Оказание психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Совместная деятельность ребенка с родителями на занятиях повысила уровень эмоционального комфорта (52,3%) и благополучия (38,9%) в межличностных отношениях, что благотворно сказалось на общем эмоциональном фоне.

В дальнейшем, пациенты повторно поступали в детский стационар ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России, где психологом вновь проводилось психотерапевтическое лечение с использованием коррекционно-развивающей программы с целью закрепления достигнутых результатов.

Выводы. При лечении энуреза лучше всего использовать комплексную терапию, в состав которой входит не только медикаментозное лечение, но и оказание психотерапевтической помощи ребенку. Разработанная автором программа занятий коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей с неврозоподобным и невротическим энурезом

имеет высокие показатели эффективности и может с успехом применяться совместно с медикаментозным лечением для получения более стойкой положительной динамики лечения у детей.

Список литературы:

1. Бородин В.И., Будтуева Ф.С. Место Пантокальцина в комплексной терапии энуреза у детей //Трудный пациент. - 2006. - №9. - С. 10-15.

2. Геппе Н.А., Левин И.Я., Снегоцкая М.Н., Полуэктов М.Г. Диетические возможности улучшения сна детей грудного и раннего возраста //Педиатрия. - 2011. - Т.90, №2. - С.52-58.

3. Гольбин А.И. Патологический сон у детей. - Л., 1979.

4. Казанская И.В., Отпущенникова Т.В. Обоснование лечебной тактики энуреза у детей с гиперактивым мочевым пузырем // РМЖ. - 2006. - Т. 14, № 16. - С. 1-7.

5. Студеникин В.М. Лечение первичного энуреза у детей // Педиатрия. - 2004. - Т. 6, № 2. - С. 24-30.

6. Шелковский В.И., Студеникин В.М., Маслова О.И. Ночной энурез у детей // Вопросы современной педиатрии. -2002. - Т. 1, № 1.- С. 75-82.

NEUROTIC ENURESIS: VIEW OF PSYCHOLOGIST E. A. Zharikova

Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract. Research objective - to spend an estimation of efficiency of the author's correction program on development of emotionally-personal sphere in children with neurotic enuresis. We observed 40 children age - from 6 till 14 years, mean - 8,8 ± 2,5 year. Children treated in a Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, include 29 (72,5 %) children and 11 (27,5 %) adolescents. Efficiency of the author's correction program was above at children versus adolescents. Key words: neurotic enuresis, emotionally-personal sphere, psychotherapeutic care.

Статья поступила в редакцию 12.03.2012г.

© ЖАРИКОВА Е.А.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Е.А. Жарикова

ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, детский стационар, Железногорск, Красноярский край, РФ

662990, Красноярский край, г Железногорск, ул. Кирова, д.5 E-mail: hedgehogus@rambler.ru

Резюме. В данной статье предложены психотерапевтические методы по оказанию психологической помощи детям от 0 до 4 лет, оставшимся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, психотерапия, психологическая помощь.

Постоянное увеличение числа детей, остав- Только после восстановления эмоциональ-

шихся без попечения родителей и госпитали- ного равновесия ребенка, коррекции послед-

зированных в детский стационар ФГБУЗ КБ ствий разного вида травм (психологических,

№51 ФМБА России (табл. 1), ставит вопрос о физических, эмоциональных, сексуальных)

способах оказания психологической помощи можно проводить работу по его психическому

и поддержки, направленных на компенсацию развитию. Очень часто отклонения в разви-

психического развития ребенка после получен- тии когнитивной сферы зависят от пережитых

ных эмоциональных травм, восстановление его травм. Для проведения психокоррекционной

личностной целостности, равновесия чувств работы необходимо проводить углубленную

[1,2]. диагностику по выявлению блокирующих по-

ВЕСТНИК Клинической больницы № 51

стр. 51

Таблица 1. Сведения о беспризорных и безнадзорных детях от 0 до 4 лет, доставленных в детский стационар ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России в 2009-2011 гг.

Показатели 2009г. Абс. (%) 2010г. Абс. (%) 2011г. Абс. (%)

Общая численность беспризорных и безнадзорных детей 20 (100) 22 (100) 22 (100)

Число детей, переданных родителям или законным представителям 13 (65) 15 (68) 8 (36)

Число детей, переданных в дома ребенка 3 (15) 3 (13,5) 12 (54,5)

следствий пережитых травм. Снижение памяти у ребенка, нарушение или дефицит внимания могут быть следствием пережитых психических травм, стрессов, поэтому, прежде всего, надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием логических процессов или когнитивной сферы [4] .

Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, во многом определена размытостью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства ребенка [3]. Именно поэтому важным фактором начала психотерапевтической работы с данной категорией детей является установление открытого эмоционального контакта. На этом этапе используется метод сказкотерапии, что, с учетом возрастных особенностей (ведущей в этом возрасте является игровая деятельность), помогает легче установить взаимоотношения с ребенком и в легкой и безболезненной форме проиграть психотравмирующие ситуации. При этом необходимо помнить, что сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна предлагать замещающий опыт, используя который, ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы, либо в этом должен помочь психолог.

Параллельно с методом сказкотерапии используется пальчиковый развивающий массаж для стимуляции высших корковых зон. При использовании пальчиковых развивающих игр необходимо учитывать следующие возрастные особенности:

- в 2 месяца у ребенка появляются ощупывающие движения;

- в 4 месяца он уже протягивает руку к предмету и затем ощупывает его, ребенок замечает появление и исчезновение предметов, их отличительные качества, может удерживать предмет в руке до 20 сек;

- в 5 месяцев пальцы кисти принимают активное участие в процессе схватывания предметов, причем главная роль отводится большому пальцу, в такое время для малыша особенно удобны игрушки, у которых есть ручка для за-

хвата, ребенок может трясти предмет, перекладывать его из одной руки в другую;

- в 6 месяцев малыш умеет брать предмет из любого положения, он выделяет его постоянные свойства, такие как форма, размер и цвет;

- в 7 месяцев ребенок уже не просто размахивает игрушкой, а стучит ею, он становится более ловким;

- в 7-10 месяцев ребенок учится соотносить предмет с определенным местом в пространстве, умеет вынимать и класть на место игрушки, нанизывать крупные детали, использовать одну вещь по отношению к другой в качестве орудия;

- в 8-9 месяцев маленькие предметы малыш берет пальцами, большие - всей ладонью, учится работать сразу с двумя предметами, начинает проявляться преобладание одной руки;

- с 10 месяцев до 1 года и 2 месяцев малыш начинает функционально использовать предметы;

- в 1 год и 2 месяца активизируется кончик большого, а затем и указательного пальцев, малыш может взять предмет двумя пальцами, как пинцетом, далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальчиков;

- 1-2,5 годы считаются исследовательским возрастом, ребенок хочет все узнать, поэтому трогает предметы, оценивает их физические свойства, размеры, вес;

- к 3 годам движения пальцев ребенка становятся похожими на действия рук взрослого человека, он умеет расстегивать все пуговицы, одеваться, правильно держать ложку в руках, мыть руки, в своих играх использует мелкие предметы, строит из 4-6 кубиков, выполняет элементарные рисунки, в этом возрасте малыша нужно ознакомить с ножницами и пластилином, а также с приемами работы с ними.

Начиная с 10 месяцев можно подключать еще один терапевтический прием - арт-терапию, благодаря которой ребенок получит возможность выражать свое эмоциональное состояние посредством цвета, так как у многих детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка речевого развития.

Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что только после психокор-

рекции личностного развития ребенка, возможны дальнейшие этапы коррекции и развития его высших психических функций.

Таким образом, оказание психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, должно проходить поэтапно. Вначале проводится коррекция личностного развития, затем - коррекция и развитие когнитивных функций. Психотерапевтическая работа с данной категорией детей сложна и требует огромных психических и физических затрат как от самого ребенка, так и от психолога, и максимально чуткого понимания личностных особенностей таких детей.

Список литературы:

1. Закон Красноярского края от 31.10.2002 №4-608 «О системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».

2. Закон Красноярского края от 25.01.2007 №21-5725 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации круглосуточного приема, содержания, выхаживания и воспитания детей в возрасте до 4-х лет, заблудившихся, подкинутых, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, в муниципальных учреждениях здравоохранения».

3. Семья Г В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности. - 2004. - № 1. - С. 71-86.

4. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. - М., 2001. - С. 95-110.

PSYCHOLOGICAL CARE TO CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

E. A. Zharikova

Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract. This article presented psychotherapeutic methods providing of psychological care for children without parental support. We observed kids from 0 till 4 years old. Key words: children -orphans, psychotherapy, psychological care.

Статья поступила в редакцию 19.03.2012г.

© ШНАЙДЕР Н.А., ГАЗЕНКАМПФ К.А., ХАМРАЕВА Э.Х., РОНДОВА К.В.

КОМПЬЮТЕРНОЕ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ У ЗДОРОВЫХ ПРАВО - И ЛЕВОРУКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ Н.А. Шнайдер12, К.А. Газенкампф12, Э.Х. Хамраева12, К.В. Рондова1

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедра медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО, Красноярск

1660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 266 0021, г Красноярск, ул. Карла Маркса 124 E-mail: naschnaider@yandex.ru

Резюме. Цель - сравнить чувствительность комплексного компьютерного психонейрофизиологического тестирования межполушарной асимметрии мозга. Материалы: обследовано 36 здоровых добровольцев, возраст от 17 до 27 лет, средний возраст - 21,2±0,95 [95% ДИ: 20,2 - 22,1] лет, девушек - 21 (58%), юношей - 15 (42%). Полученные результаты, вероятно, свидетельствуют о малой информативности изолированных тестов, направленных на определение межполушарной асимметрии, и наличии крайне малого количества истинных правшей и левшей в популяции. Ключевые слова: мозг, межполушарная асимметрия, нейропсихофизиология.

Введение. Межполушарная асимметрия (др.-греч. а--«без» и аи^етрю — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных [1, 2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межпо-лушарной асимметрии психических процессов (рис. 1). В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими

познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

Функциональная асимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.