Научная статья на тему 'Современные аспекты детской психотерапии'

Современные аспекты детской психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
615
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская психотерапия / гармоничная личность / отрицательные эмоции / психосоматика / childhood psychotherapy / harmonious personality / negative emotions / psychosomatics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. Д. Романенко

В статье представлена проблема детской психотерапевтической службы в России, описаны основные симптомокомплексы детских эмоций отрицательного реагирования, даны практические рекомендации психотерапевтических методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т. Д. Романенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF CHILDHOOD PSYCHOTHERAPY

The article presents the problem of child psychotherapy service in Russia, describes the main symptom of the negative e motions of children's responses are given practical advice psychotherapeutic techniques.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты детской психотерапии»

PRINCIPLES OF EARLY DIAGNOSIS OF CANCER

Ya.A. Dykhno14,I.V. Kolotupov2, F.B. Hlebnikova14, S.V. Yakimenko3

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Vojno-Yasenetsky1, Krasnoyarsk Russia; Clinical Hospital №51 of FMBA2, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region; Clinical Hospital №42 of FMBA of Russia3, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region; Krasnoyarsk Regional Clinical Oncology Dispensary named

after A.I. Kryzhanivskyi4, Krasnoyarsk, Russia

Abstract. The article covers the actual problem - early cancer diagnosis. The authors propose to divide malignant tumour development into three periods: preblastomatous, preclinical and clinical. It is necessary to form malignant tumour development risk groups during the preblastomatous period taking into account not only optional or obligate precancer, but also bad habits, unfavorable working conditions, heredity, and other criteria including the dysplasia severity. Further preventive examinations of the risk groups patients with the mandatory use of instrumental and cytohistological research methods should be performed. Key words: oncology, early diagnosis.

Статья поступила в редакцию 10.07.2011г.

© РОМАНЕНКО Т.Д.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Т. Д. Романенко

ФГУЗ Клиническая больница № 51 ФМБА России, г. Железногорск, Красноярского края, РФ

662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д. 5 E-mail: tamromanenko@yandex.ru

Резюме. В статье представлена проблема детской психотерапевтической службы в России, описаны основные симптомокомплексы детских эмоций отрицательного реагирования, даны практические рекомендации психотерапевтических методик.

Ключевые слова: детская психотерапия, гармоничная личность, отрицательные эмоции, психосоматика.

В последние годы на острие научно-практического дискурса все чаще рассматривается проблема психического здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье не просто как отсутствие болезни, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В том или ином виде психотерапевтической помощи нуждаются многие (если не большинство) дети и подростки в каждодневной врачебной педиатрической практике. При этом, в подавляющем большинстве регионов, и Красноярский край не исключение, не только отсутствует четко структурированная детская психотерапевтическая служба, но и количество лицензированных врачей - детских психотерапевтов катастрофически ничтожно [6].

Функции детских психотерапевтов взяли на себя психологи, педагоги, социальные работники и другие специалисты, работающие в структуре различных образовательных центров. Но право на лечение имеет только врач. В связи с этим остро стоит вопрос об организации детской и подростковой психотерапевтической службы в рамках российского здравоохранения и подготовки для нее специалистов из числа врачей педиатрического профиля и медицинских психологов.

В настоящее время психотерапия, как наука, выходит за рамки медицины, идет активное внедрение психотехник в бизнес, рекламу, образование, искусство, политику, армию, спорт и т.д. Психотерапия - наука междисциплинарная. Су-

ществует пространственно - временная модель взаимодействия основных общественно - государственных институтов, влияющих на психическое здоровье человека, представлена.

Homo sapiens - биологическая система, заложенная в процессе онтогенеза. Homo communicans - человек общественный. В основе человека общественного лежат его отношения с близкими, друзьями, сослуживцами, отношения с религиозными, общественными, и партийными объединениями, а также то, как каждый индивидуум воспринимает воздействие общественного мнения, нравственные традиции, средства массовой информации. Homo fabier - человек созидающий, совершенствующий себя как физически, так и духовно. И эту область отражает степень взаимодействия индивидуума с различными сферами науки, культуры, экономики и политики, влияющими на идеологию, образованность и мировоззрение человека.

В результате получается человек, как модель биопсихосоциальная, и лечить его необходимо как целостный субъект (нозологию). Взаимодействие основных общественно-государственных институтов: прошлое - психология и образование, будущее - медицина и социальные службы.

Довольно сложно взаимодействие биологических и социальных факторов в психической жизни человека. Порой бывают такие ситуации - про человека говорят: «У него трудный характер, неуживчивость в коллективе, постоянные конфликты с коллегами, с клиентами, с пациентами». Но при

этом интеллект человека сохранен, он социально адаптирован, и нельзя сказать, что это психопатия, невротические реакции или олигофрения. Но у человека существует проблема, и в психотерапевтической коррекции этот индивидуум, несомненно, нуждается.

Самая большая человеческая ценность - душевное равновесие, психосоматическая гармония, когда не страдает никто: ни сам человек, ни окружающие. Он принимает себя таким, какой есть. Человек с устойчивой психо-эмоциональной сферой и с гармоничным развитием в помощи психотерапевта не нуждается, он сам справится с любыми жизненными трудностями. Здоровый ребенок также самостоятельно справится со всеми жизненными неурядицами - от первого разобщения с мамой (оформление в детский сад) до конфликтных ситуаций с учителями, сверстниками в школьном возрасте. Но абсолютно здоровых, гармонично развитых детей очень мало - не более 10%.

Характеристика гармоничной личности

1. Гармоничный характер - это гибкость, здравомыслие, реальность самооценки (не завышена, не занижена), простота и естественность в поведении. Человеку разумному, любящему себя, выгодно относиться к окружающим альтруистически, больше отдавать - он понимает, что все вернется сторицей.

2. Позитивное самопрограммирование и самопрогнозирование - это состояние психоэмоциональной сферы человека, который способен сам себе ставить цель и достигать ее.

3. Позитивный минимум - готовность довольствоваться малым [2]. В настоящее время развеян миф о том, что счастье приходит с богатством. Да, нам нужно какое-то количество денег, чтобы быть спокойными, что их было достаточно для удовлетворения наших основных нужд. Когда есть деньги на все необходимое, они перестают играть в важную роль. Зарабатываете ли Вы 20, 30 или 100 тысяч - нет разницы в уровне счастья, в нашем самоощущении этого чувства. Деньги - не залог счастья.

4. Стремление к развитию и самосовершенствованию - это состояние психоэмоциональной сферы, когда человек улучшает себя сам. Гармоничную личность не стоит ассоциировать исключительно с высоким уровнем интеллекта -людей, с которыми комфортно общаться, как раз много и в среде «простых» профессий. Рабочий на заводе может вытачивать детали по какому-то рациональному методу и, тем самым, совершенствовать себя как профессионал. Среди сельских жителей много открытых к общению людей, которые совершенствуются развитием народных промыслов, сохранением традиционного фольклора.

5. Позитивная отстраненность. Это характеристика гармонично развитой личности особенно важна по отношению к детям. Все мы любим своих детей, и должны говорить им об этом как можно чаще. Принцип позитивной отстраненно-

сти заключается в предоставлении самостоятельности ребенку с самого раннего возраста, контролируя его поведенческие реакции ненавязчиво и по мере необходимости. Надо любить детей, но гиперопека и любовь - разные вещи. Как правило, у доминирующей мамы вырастет инфантильный сын, который впоследствии не сможет самостоятельно содержать семью, пока не найдет жену-маму.

6. Контроль над эмоциями - гармоничные люди не позволяют себе слишком радоваться или слишком огорчаться.

7. Готовность к утратам - способность человека, думая о плохом, находить и проигрывать варианты решений - ведь все хорошее когда-нибудь кончается. Нужно правильно интерпретировать уязвимые ценности - то, что уходит: здоровье, жизнь близких людей, финансовое благополучие, внешний вид, супружескую верность, отстраненность взрослых детей. Готовность к утратам - очень важная особенность душевного равновесия [2]

В противовес гармоничной личности, выделяют синдромокомплекс дисгармнотичной личности.

Характеристика дисгармоничной личности

1. Склонность к негативному самопрограммированию - состояние, когда человек постоянно пугает себя плохим исходом («Нет, я не смогу!», «Я боюсь!», «У меня ничего не получится...»).

2. Катастрофическое мышление - психоэмоциональное состояние человека, который каждую мелочь (незначимое событие) расценивает, как катастрофу.

3. Деструктивный максимализм - желание человека получить максимальный набор благ сразу и в большом количестве («Мне надо все, сразу, на меньшее я не согласен.», «Все, кто мне этого не дает - все плохие»). Некоторые молодые специалисты с таким жизненным подходом очень долго не могут найти себя в жизни.

4. Доминирование уязвимых ценностей - неготовность к утратам. Вырабатывается идиллисти-ческая жизненная установка, особенно у женщин («Я всегда буду молодой, всегда должна быть красивой.»). В конечном итоге это приводит к психологическому конфликту - несовпадению желаемого и действительного. Зачастую, такие женщины становятся постоянными пациентками пластических хирургов.

5. Пассивное отношение к эмоциям - психоэмоциональное состояние, когда люди не получают радости от окружающего мира прекрасного (музыки, произведений искусства, природы). Человек с пассивным отношением к эмоциям, гладя на картину, являющуюся шедевром искусства, говорит: «Ну и что тут особенного? Подумаешь, нарисовали лес, цветы, женщину.». В то же время как тысячи других гармонично развитых людей в этой картине видят другой, более глубинный смысл.

6. Патологическая увлеченность - состояние психоэмоциональной сферы человека, который

всем дает советы, ему до всего происходящего есть дело. Однако советы дисгармоничных личностей, как правило, малопродуктивны.

Как сформировать гармоничную личность у ребенка? Акцентуация личности ребенка начинается с 3-х лет, когда он осознает свое собственное «Я». Именно с этого возраста можно применять психотерапевтические методики. До 5 лет необходимо привить и закрепить лучшие семейные традиции. Например, семейные ужины, когда обсуждаются события, произошедшие за день, члены семью дают друг другу советы, а ребенок, как полноправный член семьи, тоже принимает участие в этих обсуждениях. Также нужно воспитывать уважительное отношение к главе семьи - отцу. Всегда на Руси лучший кусок пищи отдавался отцу, как и закрепленное место за столом. Ребенок должен усвоить простую истину - папа работал, он заслужил к себе такое отношение. Вот если бы еще все мамы понимали важность таких воспитательных моментов, может быть, меньше было бы и разводов. Сейчас у нас в стране по статистике на 1000 браков 700 разводов.

С какого возраста нужно начинать воспитание ребенка? Влиять на онтогенез мы можем уже перинатально - через маму. Между любящей мамой и ребенком существует психоэмоциональная связь. Ее нельзя измерить, ощутить, но ее существование абсолютно доказано, также, как доказано, что мысль материальна [1]. Психоэмоциональное состояние мамы целиком и полностью отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Ребенок никогда не возьмет грудь у тревожной матери, но тут же спокойно берет грудь у кормилицы.

Известно, что плод внутриутробно слышит с 5 месяцев. И от того, что он слышит, зависит его психоэмоциональное состояние, внутриутробное развитие, онтогенез в целом. Плод способен слушать музыку - на этом основан метод музы-котерапии в период беременности. Плод слышит мамин голос - мама улыбается, радостная, и ребенок радуется, активно шевелится. И наоборот - мама тревожная, в депрессии - ребенку плохо, периодически он замирает, рождается невропатом, с комплексом врожденной агрессии.

Основополагающий момент в жизни каждого ребенка - это роды. Именно в момент родов на высоте болевого состояния происходит мощнейшее замыкание эмоциональной связи между мамой и ребенком [1], уровень адреналина повышается в 100 раз - при кесаревом сечении этого не происходит. Все дети после кесарева сечения нуждаются в сенсорно - моторной коррекции(плавание, батут, фигурное катание). Батут - очень хороший спортивный снаряд для детской психотерапии, как и сухой бассейн.

В течение первого года жизни у малыша формируется определенный темперамент. Типы темпераментов всем нам известны - сангвиники, флег-

матики, холерики. В последние годы меланхолики исключены из типов темпераментов - меланхолия расценивается как болезнь. Чаще темперамент наследуется от родителя противоположного пола: девочка наследует темперамент папы, а мальчик -мамы. В связи с этим женщине - одиночке проще создать семью, если у нее ребенок от предыдущего брака - мальчик. Как проявляется темперамент до года? Темперамент младенца можно определить уже по тому, как ребенок плачет, что преобладает - сон или бодрствование, как он реагирует на чужих, в какие игрушки любит играть (холерик любит громкие хлопушки, пищалки, флегматик же их пугается, ищет мелкие детали). По мере взросления темперамент проявляется в игре.

С 3 - х летнего возраста ребенок приобретает самосознание и в своем поведении ориентируется на родителя того же пола (если папы нет, то мальчик берет, как пример для подражания, дедушку или дядю). Важно, чтобы обязательно был объект для подражания для ребенка мужского пола, иначе мальчик феминизируется.

Если говорить о правильном воспитании, надо отметить важность телесного контакта с ребенком -важно как можно чаще брать малыша на руки, играть с ним, укачивать - это онтогенетический феномен. Почему в домах ребенка дети часто раскачиваются, сидя в кроватке? Это «недолюбленные» дети - их редко берут на руки, поэтому раскачивание (якта-ция) расценивается как компенсаторная, защитная реакция. Однако оно может трасформироваться в патологию - невроз навязчивых состояний.

Отсутствие грудного вскармливания также относится к депривации (недополучение необходимого, лишение, утрата, недостаточное удовлетворение потребностей) контакта ребенка с матерью. Усиливает депривацию разлука с мамой - с 6 до 18 месяцев малыша вообще нельзя разлучать с мамой, поскольку это может вызвать депрессию.

Отрицательные эмоции детского возраста: дефиниция и причины. Наиболее характерная отрицательная эмоция в детском возрасте - срыв привычных стереотипов. Детей до 3 лет не рекомендуется увозить далеко от дома, или, как сейчас модно, за границу. Малыши плохо переносят смену часовых поясов, перемену климата, чужеродную пищу. Ребенок еще маленький, только познает мир, он еще окружающий мир не познал, а его уже перебрасывают в другой, чужеродный. Такая стрессовая ситуация может привести к психотравме, вплоть до ее соматических осложнений - алопеции или остро развившегося сахарного диабета.

Нарушение эмоциональной сферы ребенка может вызвать неправильное построение режима дня. Раннее засыпание и ранний подъем - признак здоровья. Мозг отдыхает только во сне. «Залеживание» в постели, как детей, так и взрослых, может приводить к формированию ипохондрии - головным болям, лабильности АД, раздражительности,

снижению трудоспособности. Психотерапия является этиотропным лечением в данной ситуации.

Любые негативные реакции в детском возрасте изначально являются компенсаторными, защитными (приспособительными) на сложившиеся обстоятельства (раздражитель) [3]. В целом, около 50% детей дошкольного возраста отрицательно реагируют на появление брата или сестры. Известие о том, что он приемный ребенок, 30% воспринимают трагически (психологи рекомендуют сообщать об этом факте ребенку как можно раньше). Развод родителей вызывает депрессию у 50% дошкольников и у 70% детей школьного возраста.

Часто родители, бабушки, не понимая причины изменения поведения ребенка, обращаются к психологу с типичными жалобами: «Он мне грубит, совсем отбился от рук, я для него всю жизнь посвятила, сделайте из него человека.». А ребенок несчастен в семье, однако он не может покинуть семью, что могут позволить себе взрослые, и вынужден принимать сложившиеся обстоятельства жизни такими, какие есть. Трудно менять семейные стереотипы, которые формируются в семьях из поколения в поколение. Очень наглядно продемонстрированы примеры директивной семейной психотерапии в фильме «Похороните меня за плинтусом», где бабушка стремится воспитать внука по своему образу и подобию - с такими семьями психотерапия зачастую обречена на провал.

Маленькому ребенку все нужно говорить прямо, правильно, не лгать. У маленьких детей развито магическое мышление, они очень тонко чувствуют ложь, не пойдут на контакт с плохим человеком. Но после 3-х лет это мышление угасает, и детской доверчивостью часто пользуются представители преступного мира.

В разговорной речи надо как можно реже использовать частицу «не» - «не беги, не кричи.». Дети не слышат частицу «не», и слова взрослых воспринимают буквально, как команды: «Беги! Кричи!». Правильнее употреблять фразы: «Иди медленнее, говори тише.».

Одна из причин формирования отрицательных эмоций - отсутствие условий для самостоятельной игры. У ребенка должна быть своя комната, у разнополых детей - разные комнаты.

Типичные внешние проявления отрицательных эмоций у детей раннего возраста: 1. Нерешительность; 2. Непослушание, приставание к другим детям (непослушным детям не надо повторять одну и ту же просьбу, нужно предоставить выбор без выбора, например: «Ты когда хочешь убрать игрушки, сейчас или после мультиков?», что, по своей сути, является имитацией демократичности); 3. Жалобы на других детей (дети-ябеды - это компенсаторная реакция детей, которые хотят, чтобы другим было хуже, чем им самим); 4. Враждебное отношение к окружающим (если на ребенка систематически повышать голос или кричать, то это вызовет только невротические реакции - плач, раздражитель-

ность, враждебность); 5. Тревога, детские фобии (страх темноты, страх остаться одному, страшные сны); б.Нежелание шутить, улыбаться (нормальный ребенок дошкольного возраста улыбается не реже, чем 1 раз в 6 минут); 7. Патологически привычные действия в быту - сосание пальца, кусание ногтей, истерические реакции.

Возрастные особенности нервно-психического реагирования у детей. В возрасте 4-10 лет - тики, заикание, навязчивые движения. Тики - устойчивое патологическое состояние, которое трудно поддается медикаментозному лечению. Причина, как правило, кроется в семье. Только семейная психотерапия может привести к положительному результату. В возрасте 7 - 12 лет на первый план выходят страхи (фобии), повышенная возбудимость, и, как крайнее проявление, - бродяжничество; в 12 - 17 лет - психогенные реакции протеста: анорексия, сверхценные увлечения, интересы (метафизическая интоксикация), проявляющиеся в неформальных объединениях (эмо, готы, и другие). К основным причинам отрицательных эмоций у школьников относятся: неспособность справиться со школьной нагрузкой, отрицательное отношение к учителю, неприятие детского коллектива. Крайняя степень проявления нервно-психического реагирования - развитие психосоматических состояний, или заболеваний.

Психосоматика. До 70% детей, обращающихся к педиатру, нуждаются в помощи психотерапевта. Психосоматическая патология желудочно-кишечного тракта за 10 лет выросла в 3 раза, бронхиальная астма - в 4 раза. Еще Гиппократ при определении меланхолии писал: «Меланхолик страдает от плохого настроения, избегает людей, и жалуется на боли в животе, как будто в него вонзают иголки», т.е. отражал связь депрессии с органикой. Кожные заболевания могут быть напрямую связаны с психотравмой - это доказывает изменение цвета кожи при горе. Например, про человека говорят: «Он почернел от горя».

Головной мозг - регулятор всей жизнедеятельности организма. Не каждый человек среагирует психосоматикой на стресс. В основе проявления психосоматического синдрома лежат три фактора: наследственность, неблагополучное детство, взрослый возраст возникновения. В структуре психосоматической патологии выделяют поражение от 2 до 8 органов, но чаще всего страдают органы желудочно-кишечного тракта, кожа, респираторный тракт. Все психосоматические состояния - это функциональные расстройства, они могут купироваться при изменении ситуации, например, при налаживании взаимоотношений в семье, устранении ведущей причины стресса.

Острая аффективная ситуация может вызвать язву желудка, язвенный колит, спазм гладкой мускулатуры кишечника как реакцию организма на

стресс. Стресс может спровоцировать острое развитие крапивницы, отека Квинке. Общеизвестно, что горе вызывает поседение волос. Может быть неврогенный ночной зуд, психическая аллергия, например: ребенок увидел лимон и покрылся сыпью. Кожные неврогенные проявления многолики - псориаз, витилиго, алопеция. У девочек-подростков может развиться дисменорея. Любая форма тревоги повышает аппетит, часто тревожные дети употребляют много сладкого, что приводит к избытку веса (ожирению), развитию сахарного диабета. Длительный навязчивый кашель может быть следствием перенесенного стресса. Депрессия ведет к развитию энуреза, от тяжелой депрессии у больного впадают глаза. Например, в народе говорят: «Глаза от горя ввалились», что является плохим прогностичеким признаком, трудно поддается лечению. Депрессия снижает тонус мышц, нарушает терморегуляцию, приводит к персистирующему субфебрилитету.

Психотерапия расстройств нервно-психического реагирования у детей. Важно оценить следующие моменты: А - факт, событие, которое свершилось; В - мысли об этом событии, его интерпретация; С - эмоции, реакции, поступки. На каком этапе может воздействовать психотерапия? На втором этапе - этапе интерпретации мысли по качеству и количеству. Не всегда мысли можно перестроить, но их можно канализировать, направить в нужное русло. Суть развития депрессии - негативные интерпретации. Это зависит от типа личности и темперамента. Нужно изменить интерпретацию, и, как следствие, изменятся реакции и поступки человека. Если говорить о детях, то следует предпочесть методику семейно-груп-повой психотерапии. Иными словами - болезнь в семье возникла, в семье развивалась, и семьей должна лечиться [6]. Не бывает несчастных детей у счастливых родителей.

В детской психотерапевтической практике не применяются директивные методы, но есть элементы эмоционально - стрессовой терапии, в которой стресс оказывает лечебное воздействие, «выталкивает» больного из патологического состояния. Эта терапия направлена больше на окружение ребенка.

Важный момент при проведении психотерапии - врачу с самой первой встречи необходимо установить психологический контакт с пациентом. Психотерапевт должен соответствовать своему социальному статусу. Важно все, но, прежде всего, внешний вид. Одежда врача - психотерапевта должна быть классической. Манеры, речь, интонация речи - все должно соответствовать облику более сильной личности, чем сам пациент. На первом сеансе психотерапии врачу нужно соответствовать жизненной концепции пациента, проявить родство взглядов: «Да, на вашем месте я поступил бы точно также. Действительно, это не очень хорошая ситуация...». Но не надо заражать-

ся общением с пациентом до уровня родственных душ. Можно применить метод визуальной аудилизации - потереть ладони, снять часы. При этом внимание пациента переключится на ваши действия, что приведет к ослаблению эмоций. Недопустимо, чтобы во время сеанса у врача или пациента работал мобильный телефон. Очень важен прямой зрительный контакт - при работе с пациентом необходимо отложить все посторонние дела. Используется метод вербального (словесного) присоединения - приемы цитирования. Например, можно повторять слова пациента без акцента на интонацию. Моторный элемент также эффективен - присоединение к мимике (повторение жестов пациента). Невербальное спонтанное общение возникает спонтанно между людьми, которые друг другу приятны в общении. Про такие отношения говорят: «Люди понимают друг друга с полуслова, выражают единство взглядов».

Как методы психотерапии применить в деятельности врача первичного звена? Врач первичного звена здравоохранения первый видит пациента и в последующем верифицирует клинический диагноз. Человек - модель биопсихосоциальная. Исходя из этой концепции, врач должен оценивать социальный и психологический статус больного (мера индивидуального личностного подхода). Для этого врачу, прежде всего, нужно вникнуть в семейные стереотипы. Важно, чтобы семья впустила врача в свой быт. Для этого врач должен быть в семье «своим человеком». Система ценностей в семьях разная, мотивации тоже. Изменить семейные стереотипы трудно, но их можно улучшить. Например, своими рекомендациями повысить качество пищи и сформировавшиеся стереотипы питания, улучшить экологию жилища, разумно отстранить компьютер, добиться психологической гармонии, стабильности между членами семьи.

Наследственность определяет 20% потенциала здоровья. На кого похож ребенок, чей темперамент он унаследовал - это тоже должен оценить врач. Конституция передается по наследству вместе с определенным кругом недугов.

Надо сказать, что психологические аспекты врачевания даются не каждому. В нашем депер-сонолизированном «медицинском обслуживании» доктор зачастую - единственная ниточка между больным и реальным, лишенным гуманизма миром. Миф о равенстве российских граждан развеян. Как и в других странах, у нас есть бедные (к сожалению, их большинство), есть медленно формирующийся средний класс, есть богатые. Исходя из этого, складываются три типа медицины: медицина для малоимущих (диагностика не выходит за рамки программ обязательного медицинского страхования, лечение укладывается в формулярную систему); медицина для богатых, позволяющая использовать дорогостоящие методы; и медицина для среднего класса (если таковые готовы тратить деньги на свое здоровье) [4]. Врач, ведущий больного, должен владеть досто-

верной информацией об имущественном статусе пациента, его желании или нежелании употребить часть бюджета (и какую) на восстановление или сохранение своего здоровья.

Следует сказать несколько слов о смыслах жизни врача. Существует множество смыслов жизни

- разные люди выбирают разный жизненный путь. Массовое сознание людей посвящено реализации биологического смысла жизни, базирующегося на инстинкте самосохранения - инстинкт продолжения рода, физиологические инстинкты, употребление пищи. Это самый примитивный смысл. Но даже потеря этого смысла жизни - удар по иммунитету. Существуют смыслы жизни в виде диад: любовь - ненависть, создание иллюзий - разрушение их, накопление - трата (у одного синдром Плюшкина, когда человек всю жизнь копит деньги, а у другого, наоборот - все средства проигрываются в казино). Существует и такая диада: креативный смысл жизни - акреативный. Креативный

- это творческий подход к жизни, стремление обогатить себя знаниями; акреативный - следование шаблонам, консерватизм [5].

В зависимости от того, какой смысл жизни выбрал врач, зависит его профессиональная карьера - самосовершенствование или регресс. Если

врач не смог реализовать себя в работе, наступает кризис смысла. Врач выгорает, он теряет свои гуманистические идеи, становится злым, раздражительным, работает, спустя рукава. Больные, как назойливые мухи, мешают ему жить.

Заключение. В нашей профессии лучше придерживаться креативного смысла жизни. Нужно радоваться каждому новому дню, ставить перед собой цель и добиваться ее - в любом возрасте, при любой жизненной ситуации.

Список литературы:

1. Драпкин Б.З. Семейная психотерапия. - М., 2005. - 15 - 16 с.

2. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости. - М., 2004. -159с.

3. Кузнецов А.И., Симашкова Н.В. Психические расстройства и расстройства поведения у детей и подростков. - М., 2006. - С. 40.

4. Мовшович Б.Л. Доктор, идущий рядом с больным // Медицинская газета. - 2011. - №33 - С. 4-5.

5. Романенко Т.Д. Психиатр - не значит «враг народа» // Медицинская газета. - 2011. - №44 - С. 6.

6. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.. Радостное взросление. - С.- Пб., 2004. - С.4-6, 41.

MODERN ASPECTS OF CHILDHOOD PSYCHOTHERAPY

T.D. Romanenko

Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, FR

Abstract. The article presents the problem of child psychotherapy service in Russia, describes the main symptom of the negative e motions of children's responses are given practical advice psychotherapeutic techniques.

Key words: childhood psychotherapy, harmonious personality, negative emotions, psychosomatics.

Статья поступила в редакцию 31.10.2011г.

© КРЫЖАНОВСКАЯ С.В., ШНАЙДЕР Н.А., ПАНИНА Ю.С., ДМИТРЕНКО Д.В.

ВИРУСНЫЙ ЭНЦЕФАЛИТ И ЭПИЛЕПСИЯ

С.В. Крыжановская1, Н.А. Шнайдер2, Ю.С. Панина2, Д.В. Дмитренко2

ФГУЗ Сибирский Клинический центр ФМБА России1, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Университетская клиника2, Красноярск, РФ

1660037, г. Красноярск, ул. Коломенская, 26 E-mail: sv.krija@mail.ru

266 0 021, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 124 E-mail: NASchnaider@yandex.ru

Резюме. Вирусный энцефалит может быть причиной развития эпилептических приступов не только в острой стадии, но и поздних неспровоцированных эпилептических приступов (симптоматической постинфекционной эпилепсии) в отдаленном восстановительном периоде. Среди спорадических вирусных энцефалитов, энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса, чаще всего ассоциируется с высоким риском симптоматической эпилепсии, которая зачастую протекает тяжело и является фармакорезистентной. Кроме того, вирусные энцефалиты другой этиологии также ассоциированы с развитием фармакорезистентной мультифокальной эпилепсии. Ключевые слова: вирусный энцефалит, эпилепсия, человек.

Введение. Вирусный энцефалит относится к инфекции [24]. Клиническая картина вирусного острому воспалительному процессу паренхимы энцефалита порой является неопределенной и головного мозга в результате прямой вирусной включает лихорадку, изменение уровня сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.