диагноз: Болезнь Паркинсона, I стадия по Хен и Яру, смешанная форма. Учитывая возраст пациентки (55 лет на момент первого обращения), раннюю стадию заболевания, больной рекомендовано лечение агонистом дофаминовых рецепторов. Назначен Мирапекс в суточной дозе 1,5 мг с хорошим ответом на лечение. Гипокинезия и ригидность купировались полностью, легкий тремор покоя возобновлялся только при эмоциональной нагрузке. В течение трех лет состояние больной оставалось удовлетворительным на подобранной дозе препарата. С лета 2011 года отметила усиление тремора левой руки, также появление тремора правой руки. Стала беспокоить скованность конечностей, преобладающая на стороне дебюта. После коррекции терапии (мирапекс 3 мг в сутки) вновь хорошее купирование симптомов. В неврологическом статусе определяется небольшое повышение мышечного тонуса по экстрапирамидному типу в левых конечностях, легкая аксиальная ригидность, легкая гипокинезия больше в левых конечностях, тремор покоя пальцев рук, более выраженный слева.
Формирующаяся поза «просителя». Посту-ральные рефлексы сохранны.
Пациентка с пятилетним стажем заболевания остается на монотерапии АДР На настоящий момент все двигательные функции компенсированы, больная продолжает работать.
Заключение. Таким образом, на клиническом примере убедительно показан долгосрочный положительный эффект монотерапии пра-мипексолом ранней стадии БП.
Список литературы:
1. Левин О. С., Докладина Л. В. Эпидемиология паркинсонизма и болезни Паркинсона // Неврологический журнал. -2005. - №5. - С. 41-49.
2. Мизуно Й, Гусев Е.И., Гехт А.Б. Механизмы развития и прогрессирования болезни Паркинсона // Болезни движений: медицинские и социальные аспекты: сборник научных трудов. - Москва, 2010. - С. 49-55.
3. Федорова Н.В., Гусев Е. И., Гехт А.Б. Терапии ранних стадий болезни Паркинсона // Болезни движений: медицинские и социальные аспекты : сборник научных трудов. - Москва, 2010. - С. 141-145.
4. Нодель М.Р., Яхно Н.Н. Мирапекс (прамипексол) в лечении недвигательных нарушений при болезни Паркинсона // Журнал неврологии и психиатрии. - 2008. - №5. - С. 32-38.
THERAPY OF PARKINSONS DISEASE WITH DOPAMINE RECEPTOR AGONIST
M.R. Sapronova, O.P. Trikman
Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk$ Clinical Hospital No. 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract. Clinical case of patient with Parkinson's disease having therapy of dopamine receptor agonist is presented in
Key words: Parkinson's disease, dopamine receptor agonists, therapy, early stage.
Статья поступила в редакцию 25.02.2012г.
© КУЗНЕЦОВ В.В.
РЕБЁНОК ПОСТУПАЕТ В БОЛЬНИЦУ: ВЗГЛЯД ВРАЧА ПРИЁМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В.В. Кузнецов
ФГБУЗ Клиническая больница № 51 ФМБА России, Железногорск, Красноярский край, РФ
662990, ул. Кирова, д. 5, г. Железногорск. Красноярский край E-mail: [email protected]
Резюме. Активная разумная помощь родителей при госпитализации детей является существенным фактором успешного лечения маленьких пациентов. Врачу приёмного покоя важно узнать необходимую информацию о заболевании ребёнка для интегрированного подхода к оказанию медицинской помощи. Ключевые слова: ребёнок, приёмный покой, адаптация.
Как выглядят некоторые существенные мо- бёнку, аспекты приёма заболевшего пациента?
менты госпитализации, важность установления Представляю вашему вниманию взгляд врача
контакта с родителями и создание психологиче- приёмного покоя, основанный на анализе соб-
ского комфорта поступающему в больницу ре- ственного многолетнего опыта работы на базе
Клинической больницы №51 ФМБА России.
Госпитализация детей в стационар осуществляется в соответствии с нормативными актами, в том числе:
1. по экстренным / неотложным показаниям бригадой скорой помощи или самостоятельно, показаниями для госпитализации в стационар являются такие состояния, при которых неоказание медицинской помощи угрожает здоровью и / или жизни ребенка, а также в тех случаях, когда отсрочка медицинской помощи приведет к ухудшению результатов лечения - различные травмы, отравления, ожоги, тяжело протекающие инфекционные заболевания; заболевания внутренних органов, включая:
— бронхообструктивный синдром при бронхиальной астме, бронхите;
— нейроциркуляторные вегетососудистые кризы, обмороки;
— кишечные колики, болевой синдром при патологии желудочно-кишечного тракта, неясные боли в животе;
— судорожный синдром;
— гипертермический синдром;
— острые аллергические состояния;
— неясные диагностические случаи;
— выраженный синдром интоксикации;
— суб - и декомпенсированные диабетические состояния (комы);
— синдром гипервозбудимости, внутричерепной гипертензии у маленьких детей;
— отравления, в т.ч. алкогольные у подростков;
— боли в сердце, заболевания сердца, крови, эндокринных органов;
— синдром крупа;
— выраженный синдром кашля;
— выраженный синдром рвоты;
— острые заболевания почек;
— пневмония.
2. по направлению врача из детской поликлиники (бригадой скорой помощи или самостоятельно);
3. по направлению лечебных учреждений (районных, областных, краевых, республиканских детских клинических больниц);
4. возможно самостоятельное обращение родителей с детьми в приемное отделение больницы, где ребенка осматривают и, в случае необходимости, госпитализируют;
5. госпитализация на основании договора о добровольном медицинском страховании (лечение по контракту).
Ребенок заболел, и теперь важно правильно оценить его состояние, обратиться к врачу и своевременно начать лечение. Родители лучше всех знают своего малыша, поэтому могут
помочь доктору выбрать лечение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если родители категорически отказываются от госпитализации, то врач не имеет права насильно положить ребенка в больницу. При этом родителям сообщается о возможных последствиях отказа от госпитализации и делается об этом запись в журнале отказов от госпитализации. Наблюдение за ребенком передают участковому педиатру по месту жительства.
Выбор стационара. Имеют ли родители право на выбор стационара? Да, особенно в условиях большого города, где есть несколько больниц, из которых можно выбирать. Критериями выбора стационара могут быть следующие:
1. специализация стационара;
2. наличие возможности совместного пребывания матери и ребенка;
3. соответствие стационара возрасту малыша (например, отделение для новорожденных детей);
4. близость к месту проживания;
5. возможность госпитализации в стационар, оговоренный в условиях полиса о добровольном медицинском страховании;
6. рекомендации друзей, знакомых, родственников, собственный опыт.
Один из основных принципов современной медицины таков: пациент, а в данном случае его родители или законные представители (опекуны), имеют право активно участвовать во всех этапах лечебного процесса. В стационаре родители по собственной инициативе могут прервать лечение ребенка и выписаться домой. По этому поводу составляется определенный документ - запись в истории болезни и письменное объяснение родителя, разъясняются последствия такого шага.
В приемном отделении круглосуточного стационара на каждого больного ребёнка оформляется история болезни. Врач приемного отделения беседует с родителями, собирает жалобы, выясняет историю заболевания. Врачу необходима также информация о развитии ребенка. Важно знать, как протекала беременность, роды, на каком вскармливании находился малыш, болел ли до года, когда стал держать головку, сидеть, вставать, ходить, когда начал разговаривать. Важно знать, все ли положенные по возрасту прививки сделаны ребенку, и в какие сроки. Необходимо сообщить врачу приемного отделения о перенесенных ребенком детских инфекциях: ветряная оспа, корь, краснуха, скарлатина и других острых и хронических заболеваниях, травмах, операциях, о случаях непереносимости каких-либо лекарств,
продуктов, о хронических заболеваниях близких родственников, учитывая наследственную предрасположенность.
Хочется отметить, что при поступлении ребенка в тяжелом состоянии процедура расспроса (сбор анамнеза) может быть сокращена до минимума, так как важно быстро начать лечение, иногда еще в приемном отделении. Для уточнения диагноза в приемном отделении могут быть взяты анализы крови, мочи и исследованы экспресс-методами, при необходимости делаются рентгеновские снимки. С заполненной историей болезни ребенок доставляется в отделение, если состояние тяжелое - на каталке.
Больничные условия. Бытовые условия пребывания в стационаре различны. Это могут быть:
1. боксированные палаты, если ребенок находится в инфекционном отделении. В таком отделении должен быть отдельный вход с улицы, помещение, где располагается больной, санузел и вход со стороны отделения для медперсонала; таким образом достигается максимальная изоляция инфекционного больного;
2. одноместные или двухместные палаты с отдельным санузлом боксированного типа; можно изолировать тяжелого больного, с высокой температурой, больного с подозрением на начинающееся инфекционное заболевание для предупреждения распространения инфекции в отделении;
3. общие многоместные палаты; обычно в детском отделении в одной палате находятся не более трех человек одного пола, кровати, отдельная тумбочка для каждого ребенка, стол, стулья.
Каждому второму ребенку в возрасте до 15 лет хоть раз, но приходится быть госпитализированным в стационар. И многие родители в этой ситуации теряются, не зная, как себя вести. Нужно ли постоянно находиться рядом с ребенком или полностью положиться на компетенцию врачей и позволить им делать то, что они обязаны? Надо ли присутствовать на всех этапах лечения или можно довериться персоналу, обладающему знаниями и правом лечить вашего ребенка? Как действовать родителям, взволнованным во время пребывания ребенка в больнице? Еще лет двадцать назад родители практически не имели права находиться рядом со своим больным ребенком. И эта практика существовала не только в России, но и в других развитых странах, например, во Франции. Сейчас официальные документы не только не запрещают, но и рекомендуют родителям находиться рядом с ребенком в течение всего времени госпитализации, во многих клиниках разрешается пребыва-
ние родителей вместе с ребенком. Везде нужен такт, некоторые хотят знать все и сразу, иногда поступая негативно и усиливая стресс больного ребёнка, а бывает наоборот, самоустраняются в такую важную для ребенка минуту. Такие родители должны понять, что они имеют право не только быть вовремя и детально обо всем информированными, но и принимать ключевые решения, например, делать операцию или нет. На самом высшем уровне это определяет Хартия о госпитализированных детях (Юнеско 1988 г.): никто не имеет права разлучать ребенка с родителями во время госпитализации.
Особое психологическое состояние вызывает госпитализация у ребенка, который иначе, чем взрослый, переживает эту ситуацию. Для него стационар чаще всего является пространством особого психологического испытания, в результате прохождения которого он получает бесценный жизненный опыт. Трудности больничного быта, отрыв от близких, отсутствие возможностей для занятий любимой деятельностью, зрелище страданий других детей, боль, вечно серьезные и занятые врачи в белых халатах - все то, что ждет ребенка в стационаре. Реагирование на такую необычную ситуацию может быть самым разнообразным. Часто ребенок испытывает тягостные переживания и от этого становится апатичным и бездеятельным. Но может чувствовать себя вполне удовлетворительно, заниматься привычными делами и не проявлять никаких признаков беспокойства. Иногда госпитализация становится для ребенка источником положительных эмоций и чувств. Но каждый маленький пациент проходит в стенах клиники свой особенный индивидуальный путь переживаний и мыслей, который не похож ни на чей другой и определяется преимущественно особенностями самого больного.
При поступлении в больницу ребенок переносит много трудностей: острота заболевания, новая обстановка, разлука с родителями, неприятные медицинские манипуляции и др. Нужно сделать все для того, чтобы смягчить эти моменты, помочь ребенку адаптироваться. Найти подход к каждому маленькому пациенту.
Помещение приемного отделения не должно пугать детей наличием медицинского оборудования или строгостью оформления. Игрушки, эстампы или рисунки на застекленных перегородках с веселой тематикой из знакомых сказок радуют детей. Но рисунки не должны быть крупными или слишком яркими. Следует оставить ребенку игрушку, которую он привез с собой из дома, так как со знакомым предметом ему легче привыкать к новой обстановке. Принимая ребенка, нужно проявить максимум внимания к
нему и к его родителям. Если беседа с матерью при ребенке ведется в неподобающем тоне, то это настраивает ребенка против медицинского персонала, и он выступает защитником мамы, которую «ругают». Проявление формализма раздражает родителей.
Принимая ребенка в приемное отделение, нужно не только позаботиться, чтобы он не плакал, а спросить, не хочет ли он попить или на горшок, так как в новой обстановке малыш стесняется об этом сказать. Один из трудных моментов — прощание с мамой. Некоторые дети, увлекшись игрушкой и ласковым обращением, расстаются с родителями сравнительно легко, но многие горько плачут. Поэтому не следует акцентировать внимание ребенка на уходе матери, а лучше заинтересовать его предстоящим знакомством с ребятами, новой игрой и т. д. и быстро увести из приемной комнаты. Родителям разумно порекомендовать в этот же день принести малышу разрешаемые сладости, игрушку. Таким образом, поступив в палату, ребенок уже почувствует заботу мамы. В отделении, где будет находиться на лечении ребенок, его встречает медицинская сестра той палаты, куда определяют малыша. Кровать подготавливают заранее. На кровати или на тумбочке должна находиться игрушка. Путь от входной двери до кровати должен быть так оформлен, чтобы не вызывать у ребенка страха. Вновь поступившего ребенка не обязательно знакомить со всеми детьми в палате, но назвать имя соседа, а соседу имя новенького нужно. Уложив ребенка в постель, следует по - теплее укрыть его, так как в «чужой» кровати всегда кажется холоднее. Нужно спросить ребенка, не хочет ли он пить или есть, рассказать, где умывальник, где столовая. Удобно, если дети имеют мобильную связь с родителями и всегда могут услышать их голоса по телефону.
Таким образом, вместе со стандартами оказываемой медицинской помощи не теряют актуальность подготовка к госпитализации, правильный сбор анамнеза, заинтересованное участие в лечебном процессе родителей
и самого ребёнка, психологически комфортный климат на всех этапах пребывания в больнице, применение мобильных форм связи, интернета для удобства родителей и медперсонала. Детский врач лечит не только лекарствами, но и вниманием и любовью к ребёнку.
Несколько советов родителям. Первым делом, направляясь с маленьким ребёнком в больницу, надо подумать об адаптированной молочной смеси для кормления малыша, важно, чтобы госпитализация не изменила привычный для него главный продукт. Предметы повседневного ухода и гигиены детям всех возрастов, чистая и удобная одежда, обувь. Для адаптации и продолжения учёбы /отдыха любимая игрушка малышу и ноутбук старшим детям. Встречи и общение с ребёнком не подменяют звонки по телефону. Постарайтесь, идя навстречу врачу, создать доверительный треугольник родитель-врач-ребёнок, это значительно облегчит и госпитализацию и последующие за ней мероприятия. При выписке ребёнка из больницы большое значение имеют оптимальные рекомендации, которые вам даст врач. Здесь незаменимо ваше участие для подбора конкретного выполнимого вами набора реабилитационных и поддерживающих мероприятий. Их не должно быть много, только реальные и строго выполнимые советы. По возможности воспользоваться услугами дневного стационарного отделения. Безусловно, пребывание в стационаре одного ребёнка не снимает с контроля родителей вопросы его питания. Фрукты, сок никогда не бывают лишними. Старайтесь отслеживать, насколько помогают вашему ребёнку применяемые в случаях заболевания препараты, эта информация очень поможет доктору. Сейчас заметно расширились возможности родителей в получении медицинских знаний с помощью интернета. Но даже родитель, оснащённый интернетом, не заменит обязательного обсуждения с врачом всех возникших трудностей со здоровьем ребёнка. Родитель вправе анализировать и делать свои предложения на любом этапе госпитализации ребёнка.
CHILD ADMITTED TO THE HOSPITAL: VIEW OF DOCTOR OF ADMISSIONS OFFICE V.V. Kuzneteov
Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF
Abstract. Active reasonable assistance to parents of hospitalized children is a significant factor in successful treatment of young patients. Admission office doctor must know the information about development of disease and about development of the child for an integrated approach to health care in the hospital. Key words: child, admissions office, adaptation.
Статья поступила в редакцию 11.03.2012г.