Научная статья на тему 'Медицинская и биологическая этика в педиатрии: современные вызовы, пути их решения'

Медицинская и биологическая этика в педиатрии: современные вызовы, пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1128
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / BIOETHICS / ДЕОНТОЛОГИЯ / DEONTOLOGY / ДЕТИ / CHILDREN / ПОЛИПРАГМАЗИЯ / POLYPHARMACY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Файзуллоев Н.Ф., Ходжаева Н.М.

В статье представлены проблемы биоэтики и деонтологии в педиатрии, причины их возникновения и возможные пути решения. Даны основные требования к специалистам, оказывающим лечебно-диагностические услуги детскому населению, механизмы решения нехватки кадров, привлечения профориентированной молодежи на педиатрический факультет. Представлены основные деонтологические нормы и правила, соблюдение которых обеспечивает выполнение международных обязательств стран по обеспечению прав ребенка при оказании лечебно-диагностической и консультативной помощи и проведении научных исследований. Подчеркнута важность преподавания основ биоэтики и деонтологии в медицинских образовательных учреждениях. Отмечена необходимость разработки, внедрения и мониторинга выполнения клинических протоколов, как одного из способов борьбы с полипрагмазией. Предложено включить детское население в перечень контингента, которому в условиях софинасирования оказывается бесплатная медицинская помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Файзуллоев Н.Ф., Ходжаева Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND BIOLOGICAL ETHICS IN PEDIATRICS: CURRENT CHALLENGES, THEIR SOLUTIONS

The article presents problems of bioethics and deontology in pediatrics, their causes and possible solutions. Given the main requirements for professionals who provide diagnostic and treatment services for children, mechanisms for the resolution of staff shortages, involvement of prof-oriented youth on the pediatric faculty. Presents basic deontologyical norms and rules, observance of which ensures the fulfillment of international obligations of countries to promote child rights in the provision of medical diagnostic and counselling services and conducting of scientific research. Stressed the importance of teaching the basics of bioethics and deontology in medical educational institutions. Marked the necessity of developing, implementing and monitoring of clinical protocols, as one of the ways of dealing with polypragmasy. Proposed including children into the list of troops, which in the conditions of co-financing receive free medical assistance.

Текст научной работы на тему «Медицинская и биологическая этика в педиатрии: современные вызовы, пути их решения»

УДК 614.2

1ФАЙЗУЛЛОЕВ Н.Ф., 2ХОДЖАЕВА Н.М.

МЕДИЦИНСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В ПЕДИАТРИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

1Академия медицинских наук Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ 2Кафедра детских инфекционных болезней ТГМУ им. Абуали ибн Сино

^ В статье представлены проблемы биоэтики и деонтологии в педиатрии, причины их возникновения и ^ возможные пути решения. Даны основные требования к специалистам, оказывающим лечебно-диагностические услуги детскому населению, механизмы решения нехватки кадров, привлечения профориентированной молодежи на педиатрический факультет. Представлены основные деонтологические нормы и правила, соблюдение которых обеспечивает выполнение международных обязательств стран по обеспечению прав ребенка при оказании лечебно-диагностической и консультативной помощи и проведении научных исследований. Подчеркнута важность преподавания основ биоэтики и деонтологии в медицинских образовательных учреждениях. Отмечена необходимость разработки, внедрения и мониторинга выполнения клинических протоколов, как одного из способов борьбы с полипрагмазией. Предложено включить детское население в перечень контингента, которому в условиях софинасирования оказывается бесплатная медицинская помощь.

^Ключевые слова: биоэтика, деонтология, дети, полипрагмазия. ^

1FAYZULLOEV N.F., 2KHODZHAEVA N.M.

MEDICAL AND BIOLOGICAL ETHICS IN PEDIATRICS: CURRENT CHALLENGES, THEIR SOLUTIONS

Academy of Medical Sciences of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan

2Department of Pediatric Infection Diseases of the Avicenna Tajik State Medical University

The article presents problems of bioethics and deontology in pediatrics, their causes and possible solutions. Given the main requirements for professionals who provide diagnostic and treatment services for children, mechanisms for the resolution of staff shortages, involvement of prof-oriented youth on the pediatric faculty. Presents basic deontologyical norms and rules, observance of which ensures the fulfillment of international obligations of countries to promote child rights in the provision of medical diagnostic and counselling services and conducting of scientific research. Stressed the importance of teaching the basics of bioethics and deontology in medical educational institutions. Marked the necessity of developing, implementing and monitoring of clinical protocols, as one of the ways of dealing with polypragmasy. Proposed including children into the list of troops, which in the conditions of co-financing receive free medical assistance.

^Key words: bioethics, deontology, children, polypharmacy. ^

Медицинская и биологическая этика - раздел общей этики, науки о нравственных нормах и правилах, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, в быту и трудовой деятельности.

В профессиональной деятельности врача -это свод предписаний и запретов, соблюдение

Файзуллоев Н.Ф. - д.м.н., профессор

которых в основном зависит от моральных, нравственных и этических качеств специалиста. В этой связи огромное значение имеет организация системы достаточно эффективных мер по профессиональному ориентированию выпускников общеобразовательных школ при выборе будущей специальности, поскольку "случайно"

попавшие в медицинские высшие учебные заведения молодые люди без вышеперечисленных качеств могут создать для себя и, прежде всего, для больных много проблем, негативно влияющих на авторитет врача среди населения.

Медицинская и биологическая этика имеет свои особенности в профессиональной деятельности врача-педиатра, так как они касаются специалиста, чья деятельность связана с охраной здоровья ребенка.

Нарушения и инные деяния в данной сфере могут отразиться на душевном и психологическом состоянии ребёнка, оставляя порою негативный осадок на всю жизнь. Подобного рода действия с морально-этических позиций следует считать безнравственными, поскольку касаются индивидиума, не имеющего возможности в силу своего возраста защитить свои права.

Это обстоятельство диктует необходимость принятия серезных профориентационных мер среди тех, кто выбирает профессию врача-педиатра. На педиатрический факультет, а при его отсутствии - при распределении студентов медицинских факультетов, в профессию врача-педиатра, неонатолога, детского хирурга и других специальистей, имеющих отношение к охране здоровья ребенка, должны быть отобраны преданные этим специальностям студенты, те, кто испытывает истинные добрые чувтва к ребёнку. К сожелению, из числа будущих врачей выбрать студента с такими качествами очень трудно, но эта задача требует обязательного решения для того, чтобы в дальнейшем больной ребёнок оказался в руках истинного, знающего, мудрого и доброго специалиста.

Среди множества методов поиска и привлечения студентов к данной специальности наиболее эффективными являются: создание необходимых условий для выполнения их будушей врачебной деятельности (строительство современных детских лечебно-профилактических учреждений, оснащенных новейшим оберудованием), широкая пропаганда посредством средств массовой информации профессии врача-педиатра, материальная мотивация, привличение опытных, авторитетных, высокопрофессиональных специалистов при проведении профориентационных мероприятий среди школьников старших классов и студентов медицинских вузов. Следует подчеркнуть, что во многих странах мира, независимо от уровня их экономического развития, существует проблема нехватки врачей-педиатров. Для её решения, например, в США привлекаются волонтеры из числа специалистов-педиатров для работы со студентами медицинских вузов, прививая в них любовь к данной врачебной профессии.

Дефицит врачей-педиатров наиболее остро ощущается в менее развитых странах, прежде

всего, в тех, где высокая рождаемость. Данное обстоятельство приводит к тому, что лечением больных вынуждены заниматься специалисты, не имеющие опыта в данной отрасли, что пагубно отражается на эффективности и качестве услуг и значительно повышает риск развития нежелательных, порою опасных для жизни последствий, препятствует выполнению международных обязательств стран, касающихся охраны здоровья детей: "Декларации прав ребёнка" (1959), "Конвенции о правах ребёнка" (1989) и "Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (1990). В последнем документе, в частности, говорится: "Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя, как личность, и реализовать свои возможности в безопасных и благополучных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие". Во Всемирной декларации ООН содержится ряд медицинских этических норм, касающихся деятельности специалистов, занятых в сфере охраны здоровья ребёнка. Следует напомнить, что данные международные нормативно-правовые документы обязывают страны не только оказывать доступное и качественное лечение, но и обеспечивать доступ ребёнка к экологически чистым продуктам питания, чистой воде и возможностям физического, интеллектуального и умственного развития.

В тех странах, где нет доступа к качественному лечению, увеличивается риск развития тяжёлых, нередко трагических последствий, а также создаётся почва для "процветания" разного рода целительства, экстрассенства и т.п. В тех странах, где медицинские услуги оказываются на платной основе или на условиях софинансирования, родители с ограниченными экономическими возможностями вынуждены обращаться к такого рода "специалистам", что является грубым нарушением прав и свобод ребёнка. По этой же причине нередко родители ребенка занимаются самолечением или по совету окружающих и работников аптек. Немаловажную роль играет и реклама лекарственных препаратов, биологически активных добавок, сведений, полученных по интернету.

Следует подчеркнуть, что соблюдение врачами деонтологических норм и правил начинается ещё до рождения ребенка. Так, Межрегиональная конференция ВОЗ по ведению родов (Бразилия, 1985г.) рекомендует:

- здоровый новорождённый должен оставаться с матерью;

- следует поощрять кормление новорождённого без промедления;

- нет никаких оправданий для того, чтобы количество случаев кесарева сечения превышало 10-15%;

- систематическое применение эпизиотомии не оправдано;

- не следует индуцировать роды в целях удобства персонала;

- избегать во время родов применения болеутоляющих и анестезирующих средств.

В последние годы накопилось достаточно данных, подтверждающих психолого-медицинскую и социальную значимость совместного пребывания матери и новорождённого не только в родильных домах и перинатальных центрах, но и, по возможности, в стационарах по уходу за ребёнком. Иногда новорождённый может быть лишен возможности контакта с матерью после выписки из родитеьного дома по социально-экономическим проблемам.

В этой связи следует считать положительным опыт некоторых стран, где организованы учреждения, в которых матери, оказавишиеся в трудном положении, после выписки из родильного дома могли бы временно разместить своего ребёнка до решения своих проблем. Нередко в такой ситуации оказываются трудовые митранты.

В условиях, когда корпорации, выпускающие "заменители" грудного молока и получающие баснословные доходы, широко рекламируют свою продукцию, чрезвычайно актуальным является поощрение и пропаганда грудного вскармливания. Значение грудного молока настолько велико, что в некоторых странах предусмотрено финансовое поощрение (Великобритания), а в других (Таджикистан) принят Закон о защите грудного вскармливания.

Считается неоправданным при отсутствии явных показаний широкое использование оперативных методов родоразрешения и лекарственных препаратов, стимулирующих родоразреше-ние "в целях удобства медицинского персонала", так как используемые с этой целью медикаменты оказывают серьёзное негативное влияние на организм новорождённого, прежде всего, на функцию центральной нервной системы. По этой же причине не следует применять анальгетики и анестезирующие средства в процессе родов.

Не менее важной биоэтической задачей в плане обеспечения прав ребёнка является защита здоровья детей от вакциноуправляемых инфекций, так как в последние годы в связи с неправильными толкованиями о возможных реакциях и осложнениях, публикуемых в периодической печати, иногда и по религиозным соображениям, некоторые родители отказываются от профилактических прививок. Задача медицинского персонала (педиатра, неонотолога) - аргументированно и доходчиво объяснить негативные последствия такого неоправданного решения. Необходимо в этой связи вежливо напомнить,

что родители несут главную ответственность за благополучие и здоровье ребёнка. Анологичная проблема может возникнуть при проведении диагностических и лечебных процедур (отказ от оперативных вмешательств, люмбальной пункции, переливания крови и др.), что ставит врача в затруднительное положение. Во многих странах мира, если отказ родителей от медицинской помощи угрожает жизни ребёнка, то на основании существующих законадательно-правовых документов вопрос решается в пользу пациента.

Не следует забывать, что отказ родителей от профилатических прививок может повысить риск возникновения эпидемий управляемыми инфекциями (дифтерия, корь, коклюш, туберкулёз, полиомиелит), нередко заканчивающихся печальными исходами, инвалидностями и серьёзным экономическим ушербом.

Чрезвичайно важной морально-этической и нравственной задачей государства, общества и здравоохранения, а также социально-экономической проблемой является решение вопросов, связанных с созданием семьи, способной родить здоровое потомство. С этой целью во многих странах мира функционирует целая система, оказывающая консультативную помощь молодым парам перед вступлением в брак. Основная цель данной службы - предупреждение возникновения врождённых инфекций и неинфекционных (прежде всего наследственных) заболеваний будущего ребёнка. В этой связи полезен опыт ряда стран (в частности, Узбекистан, Таджикистан и др.), в которых законодательно закреплено обязательное медицинское обследование будуших супругов. Кроме того, например, в Таджикистане внесены соответсвующие изменения в Законодательство, запрещающее близкородственные браки, поскольку в таких семьях часто отмечается развитие патологий у будущего потомства. Доказано, что при аутосомно-рецессивном типе наследования вероятность встречи двух носителей патологических генов значительно увеличивается, когда у обоих супругов имеется общий предок.

С целью профилактики наследственных патологий плода следует выявить характер генетического дефекта, анализировать состояние здоровья возможно большого числа родственников. В этом ключе важно также учесть возраст родителей будушего ребёнка; доказано, что риск возникновения болезни Дауна удваивается, если возраст матери превышает 35 лет. С увеличением возраста отца повышается риск появления аутосомно-доминантных мутаций, приводящим к хромосомным аномалиям.

Медицинский персонал службы консультирования, наряду с профессиональными знаниями, должен на достаточно высоком уровне быть

осведомлен по широкому кругу вопросов психологического и морально-этического характера, так как от него зависит сохранение целостности семьи и здоровье последующего поколения. Наиболее сложная ситуация возникает, когда в семье имеется или имелся в прошлом ребёнок с генетической патологией, так как риск возникновения наследственных заболеваний у будушего ребёнка возрастает. В сложных случаях для принятия оптимального решения ключевую роль играет использование возможностей современных технологий, пренатальной диагностики и лечения.

Для семьи или будуших молодых пар, обратившихся за советом, решающим является мнение специалиста. Поэтому врач-генетик не должен выдавать "сухую" информацию; он обязан доступно и убедительно изложить свою позицию, опираясь на возможности и достижения современной медицинской генетики. В тех случаях, когда родители идут на риск рождения ребёнка с наследственной патологией, необходимо напомнить им о возможных последствиях такого решения и меру моральной и этической ответственности, каторую они берут на себя, если родится ребёнок с генетической аномалией.

Другой биоэтической проблемой остаются гендерные аспекты планирования семьи. Речь идет о гендерном неравноправии при рождениии девочек, когда появление на свет ребёнка такого пола вызывает у родителей (прежде всего, отцов) недовольство, особенно, если рождаются подряд две или более девочек. Подобная дискриминация, имеющая глубокие исторические корни, сохранилась до сих пор. Данная проблема более ярко выражена во многих странах мира, прежде всего, в тех, где ограничена рождаемость, многие семьи после определения пола плода сохраняют беременность, если плод мужского пола. В таких странах в связи с высоким удельным весом мужского населения возникают определенные сложности при создании семьи.

Подобная ситуация настолько воспринимается "болезненно", что некаторые отцы считают это основанием для возбуждения бракоразводных процессов, даже в тех случаях, когда они осведомлены о том, что закладка плода мужского пола происходит исключительно с участием мужских Y-хромосом. Такие же "обвинения" в адрес матери возникают при рождении больных детей. В таких ситуациях велика роль медицинских работников первичного звена, перинатальных центров в повышении уровня знаний родителей (прежде всего, отцов) для предотврашения смей-ных конфликтов, возникших по вышеуказанным причинам. Прежде всего, это касается тех специалистов, которые по долгу службы имеют тесный контакт с членами семьи - участковые медицинские сестры, педиатры, патронажные

акушерки, акушер-гинекологи женских консультаций, семейные медицинские сестры и врачи, специалисты центров репродуктивного здоровья и др. В сложных случаях в данную работу следует подключить специалистов других медицинских дисциплин, представителей духовенства, правительственных, неправительственных и общественных организаций, защищающих права женщин и ребёнка. В этой связи весьма полезен опыт стран, в которых функционирует государственная структура, призванная защитить права ребёнка (детский амбудсмен).

Немало проблем деонтологического характера приходится решать при организации стационарного лечения ребёнка, поскольку пребывание ребенка в больнице - серьезное психологическое испытание, так как он попадает в совершенно другую атмосферу, сталкивается с чужими и незнакомыми людьми. Наиболее чувствительным контингентом в этом плане являются дети раннего возраста. Поэтому принципиально важной считается госпитализация ребёнка с матерью или отцом (даже бабушкой или дедушкой), если родители по уважительной причине не могут находиться в стационаре. В обратном случае вреда от психологической травмы может быть больше, чем польза от стационарного лечения (за исключением случаев, угрожающих жизни ребенка). Вазможно, с этим связан тот факт, что в Великобритании ещё в конце прошлого века был принят Закон, согласно которому норма площади на каждого ребёнка в детских стационарах должна быть в два раза больше, чем в больницах для взрослых, с тем, чтобы создать оптимальные условия для совместного пребывания ребёнка с близкими ему людьми. Только в исключительных случаях на короткое время допускается госпитализация ребёнка без матери. В такой ситуации врачи должны аргументированно обяснить родителям (в реанимационных отделениях или госпитализация детей в инфекционные отделения по нозологиям, опасным для родителей).

Иногда врач, принимающий решение о госпитализации ребёнка, может оказаться в сложной ситуации, посколько не все родители соглашаются на стационарное лечение, приводя всевозможные мотивы отказа. В таких случиях важно обяснить показания к госпитализации, причины, по которым такая помощь не может быть оказана на дому, предложить совместное пребывание с ребёнком. Весьма полезным (с учётом состояния ребенка и тяжести имеющейся патологии) является использование возможности дневных стационаров. Пребывание в подобных лечебных учреждениях минимизирует психологический и эмоциональный стресс ребёнка и его близких, по сравнению с круглосуточным пребыванием в больнице.

Используемый в практике письменный отказ родителей от госпитализации не является оптимальным вариантом вопроса, а, скорее всего, свидительствует о том, что врач приёмного отделения не смог убедить родителей о последствиях и пагубности такого решения, мере ответственности, которую они берут на себя, лишая ребёнка возможности оказания необходимой медицинской помощи.

В круг деонтологических проблем входит и госпитализация ребёнка без обоснованных показаний - для выполнения статистических показателей работы стационаров (койко-дней) и улучшения финансового положения учреждения в условях, когда медицинская помощь оказывается на платной основе. К сожалению, последнее обстоятельство имеет место не только в условиях частных клиник, но и в некоторых государственных учреждениях. Подобные "услуги" не только негативно отражаются на психо-эмоциональном состоянии ребёнка и его окружающих, но наносят ощутимый ушерб семейному бюджету. Кроме того, не исключена возможность возникновения дополнительных проблем для здоровья ребёнка в связи с риском развития внутрибольничных заболеваний, более серьёзных, по сравнению с той патологией с которой был госпитализирован. Поэтому, прежде чем предложить стционарное лечение, врач обязан в первую очередь думать об интересах ребёнка, соблюдая один из главных заповедей медицины - "не навреди".

Сложно приходится врачу при решении де-онтологических проблем при курации больных с неизличимыми заболеваниями или пациентов с критическими состояниями. В первом случае медицинский персонал, прежде всего лечаший врач, несмотря на фатальный исход заболевания, должен создавать атмосферу дружелюбия, спокойствия, вселять ребёнку уверенность и надежду на выздоровление. В этот процесс следует обязательно подключить родителей и других близких ребёнку людей (бабушек, дедушек), которые, зная серьёзность заболевания, при общении с ребёнком должны, как прежде, быть дружлюбны, ласковы, внимательны, скрывать свои эмоции, поскольку ребёнок (особенно старшего возраста) по тону разговора, мимике и тревоге в глазах могут почувствовать, что его обманывают, что-то от него скрывают. В этих случаях он будет "искать правду" у обслужива-юшего персонала, тех, кто его навещает в больнице (родственников, одноклассников).

В тех случаях, когда ребёнок находится в критическом состоянии, врач должен быть в постоянном контакте с родителями, которым необходимо вселить уверенность, что для лечения ребёнка используются все имеющиеся возможности медицинского учреждения. Полезно

в таких случаях сообщить родителям о методах лечения, используемих лекарственных препаратах, результатах проводимых исследований, заключении врачебного консилиума. При необходимости следует пригласить специалистов областных, республиканских клиник. Родители, будучи в курсе всех событый и видя старания медицинского персонала, даже в случаях с трагическим исходом будут уверены, что для спасения их ребёнка были использованы все имеющиеся возможности.

Если ребёнок лечится в условиях клиник, на базе которых ведётся подготовна специалистов среднего и высшего медицинского звена, нередко возникают этические проблемы, связанные с педагогическим процессом. В этой связи ещё в приёмном отделении следует сообщить об этом родителям по ходу их ознокомления с режимом клиники. Из этичесих соображений не следует демонстрировать во время лекций детей с патологией, сопровождающиеся грубыми дефектами, так как это может нанести ребёнку серьёзную пихическую травму, а дети старшего возраста могут это расценить ещё и как оскорбление личности. В таких случаях следует использовать возможности современных видеотехнологий.

Чрезвычайно важно с первых дней пребывания в клиниках напомнить студентам об этических, деонтологических аспектах, которые должны быть, несомненно, соблюдены при курации больных. Важно привить студентам навыки общения с родителями, особенно старшекурсникам, которые под руководством преподователей курируют больных или вместе с персоналом клиники несут дежурство.

Во многих колледжах и высших медицинских образовательных учреждениях в учебную программу включена медицинская этика и деонтология. К великому сожалению, не во всех медицинских учебных заведениях ведетсся преподавание этого черезвычайно важного предмета (особенно в медицинских университетах). С учетом международных обязательств по соблюдению прав ребёнка, а также учитывая опыт передовых стран, рекомендаций международной ассоциации медицинских университетов и комитетов по биотике, следует изыскать возможность включения данного предмета в учебную программу средних и высших медицинских учебных заведений.

Не менее важным разделом медицинской деонтологии является соблюдение этических норм при проведении научных исследований, особенно в тех случаях, когда они сопряжены с риском для здоровья ребёнка.

Любые научные исследования должны пра-водиться с учётом принятых международных

норм и правил: они должны быть безопасными и осуществлены с учётом соблюдения прав ребёнка. Согласно Хельсинской и пересмотренной Токийской декларациям (1975), Всемирной медицинской ассоциации, любые научные исследования должны быть начаты после получения разрешения страновых биоэтических и медицинских комитетов. Результаты научных исследований, выполненных без согласия этических комитетов, не должны быть опубликованы, заключение комитета по данному поводу должно быть доведено до руководства учреждения, где выполнена данная работа, для рассматрения и принятия мер.

В последние годы в связи с расширением сети представительств фармацевтических компаний с большим штатом сотрудников, рекламирующих их продукцию в лечебных учреждениях (прежде всего с врачебным персоналом), а также, по-видимому, неофициального сотрудничества работников аптечной сети с врачами первичного и вторичного звена, масштаб полипрагмазии, на наш взгляд, принял угрожающий характер. Не вдаваясь в подробный анализ причин данной тенденции, необходимо ясно утвердить, что возникшая ситуация не только грубо игнорирует права ребёнка, но является морально-нравственным пароком, унижающим достоинство и авторитет врача, нарушением данной им клятвы. Не менее важным является и то, что полипрагмазия не только угрожает здоровью и жизни ребёнка, но и наносит огромный ущерб семейному бюджету, особенно в странах с низким уровнем жизни. Нередко родители вынуждены занимать деньги ради спасения своих детей. В таких случаях назначение ненужных медикаментов выглядит аморальным. Нередко врачами выписываются дорогостоящие лекарственнные препараты, хотя имеются не менее эффективные, дешевые их аналоги.

Единственно действующим механизмом в борьбе с полипрагмазией является разработка стандартов и обеспечение сторогого их выполнения. Следует вводить чёткие и эффективные меры дисциплинарного или иного воздействия в случае нарушения требований вышеуказанных документов. С этой целью весьма перспективным является внедрение единой электронной системы, с персональным данными ребёнка, в том числе перенесенными заболеваниями, назначенным лечением и т.д. Анализ поступивших данных в районные, областные и республиканские центры позволяет осуществить мониторинг выполнения клинических протоколов и стандартов и оперативно реагировать в случае их нарушения. В эту электронную сеть длжны быть подключены

как учреждения первичной медико-санитарной помощи, так и стационары.

В заключении следует подчеркнуть, что в условиях изменяюшегося мира, перехода к рыночной экономике, внедрения новых систем финансирования за оказанные медицинские услуги, развития сети частных клиник возрастает риск игнорирования биомедицинских и деонто-логических принципов, особенно в странах со слабой экономикой. Это обстоятельство, прежде всего, серьёзно сказывается на состоянии здоровья самого чувствительного контингента населения - детей.

В подобной ситуации следует обеспечить детское население (хотя бы детям до 5 лет) бесплатной, гарантированной, доступной и качественной медицинской помощью.

Необходимо уделять особое внимание на до- и последипломную подготовку врачебных кадров, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, допуская к данного рода деятельности профориентацию студентов. Важно возобновить преподавание предмета по биомедицинской этике и деонтологии.

Строгое соблюдение клинических протоколов при лечении больных детей позволяет в какой-то степени уменьшить полипрагмазию. Для борьбы с некачественной или фальсифицированной продукцией на фармацевтическом рынке целесообразно создание центров, преоб-ретающих лекарственные средства у кампаний, признанных Всемирной Организацией Здравоохранения, без участия посредников, что также может повлиять на стоимость медикаментов. Подобная система лекарственного обеспечения создана в некоторых странах (например, Таджикистан), но следует строго следить за тем, чтобы лечебные учреждения приобретали лекарственные препараты из этих центров, тем самым обеспечить их функционирование и, самое главное, доступ к качественным медикаментам. Целесообразно в последующем создать сеть аптечных учреждений, реализирующих продукцию этих центров, что значительно повлияет на доступ населения к качественным лекарственным средствам.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

ЛИТЕРАТУРА

1. Вельтищев Ю.Е. Этика, медицинская деонтология и биоэтика в педиатрии.- Москва, 1984.- 71 с.

2. Декларация прав ребенка.- ООН, 1959.

3. Всемирная декларация ООН об обеспечение выживания, защиты и развития детей, 1990.

4. Конвенция о правах ребенка.- ООН, 1989.

5. Международная конференция ВОЗ по ведению родов.- Бразилия, 1985.

6. Модельный закон о защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах - участ-

никах СНГ. Постановление межпарламентской Ассамблеи государств-участниках СНГ № 26-10 от 18 ноября 2005 г.

7. Хельсинская декларация о проведении клинических испытаний на человеке.- Хельсинки, Финляндия, 1964.

'ФАЙЗУЛЛОЕВ Н.Ф., 2ХОЧ,АЕВА Н.М.

ЭТИКАИ ТИББЙ ВА БИОЛОГЙ ДАР ПЕДИАТРИЯ: МУШКИЛИ^О ДАР ШАРОИТИ МУОСИР ВА РО^И ^АЛЛИ ОН^О

'Академияи илм^ои тибби Вазорати тандурустй ва чифзи ицтимоии ахолии Чум^урии Тоцикистон

2Кафедраи бемори^ои сироятии кудакони ДДТТ ба номи Абуалй ибни Сино

К'алимачои калидй: биоэтика, деонтология, кудакон, полипрагмазия.

Дар мацола проблемами биоэтикй ва деонтологй дар педиатрия ва ро%и %алли ощо инъикос гардидаанд. Тала-бот%ои асосй нисбат ба мутахасисоне, ки ба кудакон кумаки ташхисию табобатй мерасонанд цайд карда шуда, тарзи %алли норасогии кадр%о, цалби цавонони %авасманд ба факултаи педиатрй му%им арзёбй гардидааст. Цоида^ои асосии деонтологие, ки риояи ощо у^дадорщои байналхалции мамлакат%оро оид ба %ифзи %уцуци кудакон дар рафти ташхису табобат кумаки консултативй ва кор%ои илмй-тадцицотй таъмин менамояд пешнщод шудаанд.

Му%имии омузиши асос%ои биоэтика дар муассиса%ои таълимии тиббй цайд карда шудааст. Та%ия ва истифода-барии протокол%ои клиникй яке аз усул%ои мубориза бар зидди полипрагмазия %исобида шудааст. Пешнщод гардидааст, ки дар шароити маблаггузории муштарак, кудакон ба руйхати табацаи а%олие, ки ба ощо кумаки тиббии ройгон гузаронида мешаванд, ворид карда мешавад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.