[гиена и санитария 6/2013
О В. Р КУЧМА, 2013
УДК 614.2:616-053.2084
В. Р. Кучма
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В интересах детей на 2012-2017 Г.
ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, 119991, Москва
Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Стратегия базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права. Реализация Национальной стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям; здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии.
Школьное здравоохранение призвано быть активно задействованным в двух направлениях: доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
Основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются: обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм безопасного дошкольного образования, включая негосударственный сектор; обеспечение доступности для каждого старшеклассника безопасного выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам, а также функциональным возможностям и состоянию здоровья; обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей; создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости; внедрение системы мониторинга образовательной среды; создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей. Создание дружественного к ребенку здравоохранения обеспечивается: совершенствованием нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей; развитием технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье; развитием подростковой медицины, созданием молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам; проведением просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних; поддержкой успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи; восстановлением медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях; повышением ответственности персонала медицинских учреждений при оказании медицинской помощи детям. Доступная развитая сеть учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме онлайн, оказывающих помощь детям и подросткам, защитит детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех детей с учетом их индивидуальных потребностей, увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечит естественную биологическую потребность детей в движении.
Ключевые слова: стратегия действий в интересах детей; охрана здоровья детей; медицинская помощь детям в образовательных учреждениях; профилактика; доступность безопасного образования; психологическая помощь; здравоохранение, дружественное к детям; здоровый образ жизни
V.R. Kuchma - HEALTHCARE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN NATIONAL STRATEGY FOR ACTION FOR CHILDREN FOR 2012-2017
Scientific Center of Child Healthcare, 119991, Moscow, Russian Federation
The National Strategy defines the main directions and objectives of public policy in the interests of children and the key mechanisms for its implementation. The strategy is based on the universally recognized principles and norms of international law. Implementation of the National Strategy will be realized in the following areas: Family Child Welfare Policy, availability to quality education and training, cultural development, and information security of children, child-friendly health care, and healthy lifestyle; equal opportunities for children in need of special care of the State, the creation of protection and safeguarding the rights and interests of children and child-friendly justice, and children - members of the realization of National Strategy. School health care is intended to be actively involved in two directions: availability to quality education and training, cultural development, and information security of children, health care, child-friendly and healthy lifestyle.
The main tasks in the part of hygiene and children’s health are: state support for the construction of new preschool educational institutions and the development of all forms of safe preschool education, including non-state sector; providing for every upperclassman safe choice of training profile corresponding to his inclinations and life plans, as well as the functional possibilities and health state; providing quality psychological, correctional and pedagogical aid to children in educational institutions; renewal offorms and methods of control of child neglect, drug addiction, alcoholism, crime, prostitution; the development of effective mechanisms in prevention of deviant behavior in childhood; the creation and implementation of training programs for children and adolescents on rules of safety behavior in the World Wide Web, prevention of Internet addiction; the introduction of the system for monitoring of
26
the educational environment; the creation of portals and sites accumulating the information about best resources for children and parents.
Creation child-friendly health care is provided by: improvement of the regulatory and legal framework in the area of the healthcare of children, the development of technologies for complex diagnosis and early medical and social care for children with deviations in development and health, development of adolescent medicine, creation of the Youth Counselling Centres, centers for reproductive health care for adolescents and centers for medical and social care for adolescents; implementation of educational work on the prevention of early pregnancies and abortions in minors; support for successfully realized projects for creation friendly to children and young people clinics in the regions; restoring medical offices in educational institutions, the encouragement of responsibility of health staff in medical institutions in delivery of health care to children, available developed network of institutions, including telephone emergency services, counseling online, providing help to children and adolescents to will protect children in hardship. Availability ofphysical culture and sports, tourism infrastructure for all children with bearing in mind their individual needs, increasing the proportion of children and adolescents regularly engaged in physical culture and sport, will meet natural biological move requirements of children.
Key words: strategy ofactions in the interests ofchildren; health care for children; medical care for children in educational institutions; prevention; availability of safe education; psychological assistance; child-friendly health care; healthy lifestyle
В Российской Федерации впервые Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г. и рассчитан на период до 2000 г. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.
Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
При этом стратегия учитывает и предполагает решение основных проблем в сфере детства, среди которых:
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
- неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для
детей;
- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно, в том числе в сфере здравоохранения.
Материалы и методы
Реализация Национальной стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественное к ребенку правосудие; дети - участники реализации Национальной стратегии.
Вопросы охраны здоровья детей и подростков системно отражены в двух направлениях:
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович [email protected]
- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
Основной проблемой доступности дошкольного образования является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Предстоят серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения.
Продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом нереализованными. Этими проблемами являются:
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
- отстающее от современных потребностей общества качество образования;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
В связи с этим основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются:
- обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм безопасного дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор;
- обеспечение развития способностей каждого ученика, доступности для каждого старшеклассника безо-
27
[гиена и санитария 6/2013
пасного выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам, а также функциональным возможностям и состоянию здоровья;
- обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
- нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материальнотехнического, финансового, кадрового, информационнометодического) и организации контроля за безопасными условиями обучения, воспитания и социализации детей;
- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей [1];
- расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам безопасной общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернетпространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность;
- внедрение системы мониторинга образовательной среды, соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;
- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.
Выполнение поставленных задач позволит обеспечить:
- всеобщую доступность безопасного дошкольного образования, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации;
- организацию обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных безопасных информационно-компьютерных технологий;
- расширение возможностей безопасного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
- сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением;
- создание надежной системы защиты детей от про-
тивоправного контента в образовательной среде школы и дома;
- сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
В ряде субъектов Российской Федерации недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей, ненадлежащим образом организуется проведение диспансеризации и иммунизации детей, не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья.
Подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах [2]. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.
Результаты и обсуждение
Для решения указанных проблем необходимо:
- создание условий для здорового развития каждого ребенка, обеспечение доступа всех детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения;
- развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни [3];
- формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей;
- формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях.
Мерами по созданию дружественного к ребенку здравоохранения являются:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;
- внедрение эффективных организационных и медицинских технологий оказания медицинской помощи детям;
- развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье;
- развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам;
- проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;
- поддержка успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи;
- восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
- повышение ответственности персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.
В стратегии определены меры по развитию политики
28
формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Использование эффективной социальной рекламы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования, - важная составляющая этих мер.
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения, потребности в здоровом образе жизни, оказание поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью, в современных условиях крайне необходимы.
Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения возможно в ближайшие годы [4].
Обеспечение занятиями физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями должно быть в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций также отвечает потребностям детей и их родителей.
Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек, активное их взаимодействие с образовательными учреждениями могут существенным образом повлиять на ситуацию [5].
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни - важный фактор формирования личности ребенка.
Проведение мониторинга качества жизни детей, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты [6], внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков, активизация работы по психологическому тестированию обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ позволят создать систему управления образом жизни детей и подростков.
В системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также для организации проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка требуется разработка современной системы мер профилактики, включая подготовку психологов.
Необходимо ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции, обеспечит здоровый и активный досуг, в том числе проживающих в малых городах и сельской местности.
Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка - важные составляю-
щие здорового образа жизни детей и подростков.
Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, будет способствовать формированию культуры здорового питания [7].
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения и контроля за качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования сегодня крайне необходимо [8].
Выполнение мероприятий стратегии позволит обеспечить доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Должно возрасти число образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школы здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Число детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества, должно существенно сократиться.
Доступная развитая сеть учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме онлайн, оказывающих помощь детям и подросткам, защитит детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Обеспечить естественную биологическую потребность детей в движении и увеличить число детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, можно посредством доступности физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Литер атур а
1. Критерии оценки и алгоритм выявления расстройств личности на субклиническом (донозологическом) уровне при проведении профилактических осмотров: Методические рекомендации. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2012.
2. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). 2-е изд. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2010.
3. Клиники, дружественные к подросткам и молодёжи, в Российской Федерации: инициатива, опыт, результат, сотрудничество, устремлённость в будущее. М.: ЮНИСЕФ; 2010.
4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение; 2012.
5. Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2012.
6. Методы оценки качества жизни школьников: Учебное пособие. М.; Воронеж: Истоки; 2006.
7 . Алексеева Е.Г., Баркалова О.Г. Влияние современных информационных технологий на поведение молодежи, ассоциированное с ВИЧ-инфекцией. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 39-42.
8. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 8: 7-10.
29
[гиена и санитария 6/2013
References
1. The evaluation criteria and detection algorithm of personality disorders at subclinical (prenosological) level during routine inspections . Metodicheskie rekomendacii. Moscow: Izdatel’ Nauchnyj centr zdorov’ja detej RAMN; 2012. 24 p. (in Russian)
2. Strategy «Health and development of adolescents in Russia (Harmonization of Euro-pean and Russian approaches to the theory and practice of protection and improvement of adolescent health)». Iz-danie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe. Moscow: Izdatel’ Nauchnyj centr zdorov’ja de-tej RAMN; 2010. 108 p. (in Russian)
3. Friendly clinics for adolescents and young people in the Russian Federation: the initiative, experience, results, collaboration, focus on the future. Moscow: JuNIsEF; 2010. 207 p. (in Russian)
4. Health schools in Russia: principles and organization of work. Monitoring of development and efficiency. Moscow: Prosvewenie; 2012. 253 p. (in Russian)
5. Guidelines for the development of cooperation of educational institutions with children’s health centers on the formation of healthy life style among students. Moscow: Izdatel’ Nauchnyj centr zdorov’ja detej RAMN; 2012. 30 p. (in Russian)
6. Methods for assessing the quality of life of schoolchildren. Uchebnoe posobie. Moscow, Voronezh: ISTOKI; 2006. 112 p. (in Russian)
7 . Alekseeva E.G., Barkalova O.G. The impact of modern informational technology on the behavior of young people associated with Human Immunodeficiency Virus Infection // Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 1:39-42. (in Russian)
8. Kuchma V.R., Chernigov V.V. Monitoring modernization of catering for children in educational institutions // Zdorov’e naselenija i sreda obitanija. 2012; 8: 7-10. (in Russian)
Поступила 13.03.13
Гигиена окружающей среды
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.7:546.41
В.И. Иванов1, А.А. Стехин1, Г.В. Яковлева1, О.Н. Савостикова1, А.В. Алексеева1, И.П. Пьянзина2
биофизические аспекты биологической активности структурнонапряженного кальция углекислого в мицеллярной форме
1ФГБУ «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина» Минздрава РФ, 119121, Москва ; 2ООО «СОЗИДАТЕЛЬ», Москва
Приводятся результаты исследований изменений электрохимического и структурного состояния фазы ассоциированной воды в растворах структурно-напряженного кальция углекислого в мицеллярной форме. На основе сопоставления структурно-физических изменений активированной воды с данными по активности биолюминесцирующих микроорганизмов «Эколюм» при их неконтактной активации обосновывается электронный механизм влияния активированной воды на клеточный метаболизм. Показано, что использование мицеллата кальция, обладающего неконтактным электронодонорным действием на клеточные структуры, позволяет компенсировать дефицит электронов и таким образом восстановить активность редуктаз и железосодержащих пептидов, необходимых для продукции регуляторных активных форм кислорода (АФК) и изменения редокс-состояния внутриклеточной среды.
Ключевые слова: мицеллат кальция углекислого; активированная вода; микроорганизмы «Эколюм»; клеточный метаболизм
VI. Ivanov1, A.A. Stekhin1, G.V Yakovleva1, O.N. Savostikova1, A.VAlekseeva1,1.P. Pyanzina2 - BIOPHYSICAL ASPECTS OF BIOLOGICAL ACTIVITY STRUCTURE - STRAIN CALCIUM CARBONAT IN MICELLAR FORM
1A.N. Sysin Research Institute of Human Ecology and Environmental Health, 119121, Moscow, Russian Federation; 2ООО «Sozidatel», 127299, Moscow, Russian Federation
Results of the study of electrochemical and structural state ofphase of associated water in the solutions of structurally stressed calcium carbonate in the micellar form are reported. On the base on the comparison of structural - physical changes of activated water with the data on the activity of bioluminiscentic “Ecolyum” microorganisms in their noncontact activation the electronic mechanism of the effect ofactivated water on cellular metabolism is substantiated. The use of “Micellate of calcium” possessing non-contact electron-donor action on cellular structures was shown to permit to compensate the deficit of electrons and thereby to restore the activities of reductases and iron-containing peptides required for the production of regulatory ROS and alteration in redox state of the intracellular environment.
Key words: micellate of calcium carbonate; activated water; “Ecolyum” microorganisms; cell metabolism
В последние годы на рынке препаратов для водоподготовки появился препарат мицеллат кальция углекислого под торговой маркой «Мицеллат» (ООО «Славянская аптека»), сертифицированный в качестве кондиционера питьевой воды. Однако по результатам исследований,
для корреспонденции: Алексеева Анна Венидиктовна, al. [email protected]
выполненных в течение 2007-2012 гг. [1, 2], эффективность препарата оказалась значительно более высокой, чем это предполагалось на начальном этапе.
В экспериментах на животных с модельными травмами костей показано, что «Мицеллат» эффективен не только для профилактики, но и для лечения многих заболеваний, включая травмы различной степени тяжести. При добавлении в питьевую воду в малых дозах препарат способствует нормализации обмена веществ, повышает
30