Научная статья на тему 'Охрана труда в Российской Федерации средствами прокурорского надзора'

Охрана труда в Российской Федерации средствами прокурорского надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3180
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана труда в Российской Федерации средствами прокурорского надзора»

пись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее гражданину в день увольнения (последний день работы).

Итак, анализ особых положений трудового договора с работниками альтернативной гражданской службы позволяет сделать вывод о том, что далеко не все особенности правовой регламентации труда работников альтернативной гражданской службы нашли свое отражение в Трудовом кодексе. Большинство из них предусмотрено специальным законодательством об альтернативной гражданской службе, а именно ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и «Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»5.

На наш взгляд, специальные нормы, регулирующие трудовые отношения данной категории работников, должны непременно найти отражение в статьях главного кодифицированного акта о труде. В связи с этим, необходимо расширить главу 55 Трудового кодекса РФ и внести в нее все соответствующие изменения и дополнения.

Полагаем, что сосредоточение специальных правил, касающихся работников альтернативной гражданской службы, в одной главе, безусловно, будет свидетельствовать

0 совершенствовании системы Трудового кодекса Российской Федерации, а также повысит уровень соблюдения прав работников при заключении трудового договора.

Примечания

1 См.: Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учеб.-практ. пособие. М., 2003.

2 См.: Власов В.И. Альтернативная гражданская служба: правовой аспект // Юрид. мир. 2003. №10. С. 54-55.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3030.

4 См.: Снежко О.А. Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности // Юрист. 2003. №8. С. 56-57.

5 См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» от 28 мая 2004 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2004. №23. Ст. 2309.

Е.В. Курбалов

Охрана труда в Российской Федерации средствами прокурорского надзора

Органы прокуратуры являются неотъемлемой частью государственного механизма и наделены определенным объемом власти для осуществления надзора за исполнением законов в государстве.

В настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых прав человека и гражданина, в частности прав на безопасные условия и охрану труда. Организация этой работы прокурора должна строиться с расчетом на максимально полное обеспечение ее профилактической направленности1.

Прокурорский надзор за исполнением законов об охране труда является составной частью определенного Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзора за исполнением законов. При этом органы прокуратуры согласно ч. 2 ст. 26 указанного закона не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека, и не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Исходя из требований ст. 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства

06 охране труда является:

- надзор за исполнением законов об охране труда, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитета-

ми, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур;

- надзор за соответствием федеральным законам правовых актов об охране труда, издаваемых всеми перечисленными выше органами и должностными лицами.

Если же конкретизировать предмет прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда в контексте соблюдения прав и свобод человека и гражданина, тогда предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 26 Закона является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрено существенное усиление надзора за соблюдением законов об охране труда со стороны органов прокуратуры. В 1995 г. из КЗоТ РФ была исключена ч. 4 ст. 244 о прокурорском надзоре. Теперь этот пробел восстановлен и согласно ч. 4 ст. 353 ТК РФ «государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом».

Характер прокурорского надзора определяется его задачами, назначением прокуратуры как органа, следящего за законностью и стремящегося к утверждению единообразного и точного исполнения законов всеми органами, организациями, должностными лицами на всей территории страны. Главным критерием прокурорской оценки деятельности объектов надзора служит законность их действий и актов. Прокурор обязан фиксировать их отклонение от норм закона и требовать устранения правонарушений, причин и условий, им способствующих.

Следует отметить, что вопросу надзора за исполнением законов о труде прокуратура всегда уделяла особое внимание. Это выражается в издании Генеральным прокурором соответствующих приказов, обязательных для исполнения нижестоящими прокурорами. Институт повышения квалификации Генеральной прокуратуры проводит анализ работы прокуроров, подготавливает методические рекомендации по проведению проверок соблюдения трудового законодательства в целом, отдельных его отраслей, а также отдельных законов2.

Согласно п. 10.1 Приказа Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при осуществлении прокурорского надзора прокуроры обязаны акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции трудовых прав и свобод человека и гражданина, при проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда. Исходя из требований вышеназванного приказа и Указания Генерального прокурора РФ № 107/7 от 6 июля 2000 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности», прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним транспортные, военные и специализированные прокуроры обязаны при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране труда решать следующие задачи:

1. Обеспечивать своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности, в том числе при выполнении работ по заданиям индивидуальных предпри-

нимателей, использующих наемный труд. Не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования. Повысить эффективность прокурорского надзора за своевременностью, обоснованностью и законностью принимаемых по материалам проверок процессуальных решений. При очевидности состава преступления незамедлительно возбуждать уголовные дела и обеспечивать безотлагательное проведение необходимых следственных действий.

2. По заявлениям и жалобам граждан о непринятии должностными лицами, руководителями предприятий всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями надлежащих мер по обеспечению безопасных условий труда проводить проверки, в необходимых случаях — с привлечением специалистов и выездом на место. Принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

3. По каждому факту укрытия от учета несчастного случая на производстве, несвоевременного или некачественного проведения работодателями или соответствующими контролирующими органами расследований травматизма ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в этом лиц.

4. При ненадлежащем исполнении руководителями инспекций своих служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля за безопасными условиями труда на производстве направлять в вышестоящие органы представления о привлечении их к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения от занимаемой должности.

5. По каждому сообщению о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом обеспечить незамедлительный выезд прокуроров, следователей либо других оперативных работников прокуратуры на место происшествия для квалифицированного и качественного его осмотра, выявления всех обстоятельств происшедшего и принятия обоснованного решения.

6. Руководителям прокуратур обеспечить обязательное поддержание государственного обвинения по уголовным делам данной категории, а по наиболее актуальным делам поддерживать государственное обвинение лично. Ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

7. Обеспечить предъявление регрессных требований к должностным лицам и иным работникам, по вине которых государственные предприятия понесли убытки в результате происшедших случаев производственного травматизма.

8. Наладить эффективное взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными, в первую очередь правозащитными организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушении законодательства об охране труда3.

Также хочется отметить, что в прокуратурах субъектов Российской Федерации постоянно разрабатываются методические рекомендации по организации и проведению проверки соблюдения законодательства об охране труда. Например, в прокуратуре Челябинской области отделом по надзору за исполнением законов в социальной сфере разработаны методические рекомендации по проведению проверки соблюдения законодательства об охране труда на предприятиях малого и среднего бизнеса4.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 30 прокуроры обязываются при осуществлении надзора за исполнением законов контролирующими органами:

- придавать первостепенное значение выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений;

- проверять законность и полноту принятых ими мер по устранению правонарушений и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Исходя из требований данного приказа, прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда в первую очередь контролирующими органами следует считать одним из важнейших и приоритетных направлений прокурорской деятельности.

Для этого руководителям прокуратур республик, краев, областей, округов, городов и районов надлежит решить следующие задачи:

- обеспечить своевременное поступление в прокуратуру от соответствующих источников информации необходимых оперативных сведений и основных официальных данных о совершенных правонарушениях;

- систематически анализировать состояние законности в деятельности органов контроля (Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора и других) и на основе полученных результатов определять объекты для организации надзорных проверок;

- регулярно проводить проверки законности правовых актов, издаваемых органами контроля, государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами, на предмет их соответствия требованиям законов;

- усиливать организационную и методическую направленность надзорной деятельности, постоянно совершенствовать стиль и методы этой работы;

- в практике осуществления надзора вырабатывать и использовать при проверках наиболее действенные формы и способы выявления правонарушений в деятельности контролирующих органов в сфере охраны труда;

- постоянно усиливать профилактическую направленность всех надзорных мероприятий, достигая их большей эффективности и результативности;

- принимать адекватные меры реагирования по фактам выявленных нарушений законности в деятельности органов контроля;

- координировать деятельность всех надзорно-контрольных органов.

Необходимо обозначить, что состояние дел по соблюдению трудовых прав граждан в 2003 г. складывалось под влиянием определенных положительных процессов в экономике и социально-трудовой сфере. Вступивший в силу новый Трудовой кодекс Российской Федерации начал более четко регламентировать обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, устанавливая гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Однако, несмотря на наличие ряда позитивных тенденций в сфере охраны труда, в 2003 г. состояние условий и охраны труда в организациях ряда отраслей экономики продолжало оставаться неудовлетворительным. По имеющимся данным, численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в основных отраслях экономики за последние годы имеет тенденцию к росту. К началу 2003 г. в Российской Федерации практически каждый шестой работал в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. При этом, например, в промышленности относительная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общему числу работников составляла 22,7%.

Неблагополучное положение в сфере охраны труда подтверждает и прокурорская практика, которая показывает, что нарушения законов о труде продолжают носить распространенный характер, ежегодно составляя до 60% от общего числа выявленных органами прокуратуры правонарушений социального блока, и имеют тенденцию к росту.

Негативные явления, сохраняющиеся в настоящее время в сфере охраны труда, связанные со старением основных производственных фондов, ростом количества аварий, крупных пожаров, вредных выбросов, требуют от прокуроров пристального внимания к проблеме безопасного труда, остающейся пока очень острой. Особенно тяжелое положение с охраной труда сложилось на предприятиях угольной промышленности, где

каждая миллионная тонна добытого подземным способом угля оплачивается одной человеческой жизнью.

Осуществление прокуратурой общего надзора означает, что работники прокуратуры надзирают за исполнением всех законов. Поверхностные знания всех законов отрицательно сказываются на работе прокуратуры. Нельзя не отметить тот факт, что работники прокуратуры, к сожалению, не всегда компетентны в вопросах трудового законодательства. Часто, обладая значительными полномочиями, они вмешиваются в процесс проверки, давая обязательные для исполнения указания, противоречащие трудовому законодательству.

Как показывает практика, наиболее эффективными и результативными являются проверки, проводимые совместно с другими органами надзора и контроля. Организация совместных проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с органами прокуратуры может привести к лучшим результатам5.

Наиболее тесное и продуктивное взаимодействие осуществляется с Федеральной инспекцией труда и ее подразделениями на уровне субъектов Российской Федерации путем привлечения их специалистов, проведения совместных проверок, обмена необходимой информацией. Во многих случаях проверки по выявлению нарушений законодательства проводятся по разработанным и утвержденным планам совместных действий контрольно-надзорных органов.

Вместе с тем, поддерживая деловые контакты с контролирующими органами, прокуратура ни в коей мере не вправе уклоняться от своих обязанностей по надзору за исполнением ими законов. В этом смысле прокурорский надзор — «государев глаз» за контролем, осуществляемым данными органами, поскольку прокуроры обязаны проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению правонарушений и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

На основе анализа можно сделать следующие выводы по совершенствованию надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере охраны труда:

- требуется дальнейшее совершенствование Генеральной прокуратурой и прокуратурами субъектов РФ правовых основ государственного надзора, предполагающее разработку и принятие соответствующих приказов, указаний, рекомендаций;

- необходимо определение принципов взаимодействия различных органов, осуществляющих свои полномочия в области обеспечения соблюдения трудового законодательства;

- при проверках следует обращать особое внимание на износ основных фондов и посредством внесения представлений в адрес работодателей способствовать уменьшению производственного травматизма на предприятиях всех форм собственности;

- по каждому сообщению о несчастном случае на производстве необходим своевременный и беспрепятственный выезд на территорию предприятия прокуроров и следователей для выявления всех обстоятельств происшедшего и принятия законного и обоснованного решения.

Примечания

1 См.: Викторов И. С. и др. Охрана труда в Российской Федерации: новое законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор: Науч.-практ. комментарий / И.С. Викторов, В.Г. Бессарабов, Д.Г. Алексеева, А.Б. Швецов. М., 2003.

2 См.: Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности: Указание Генерального прокурора от 6 июля 2000 г. № 107/7 // Информ.-справ. система «Гарант».

3 См.: Викторов И.С. Указ. соч.

4 См.: Методические рекомендации по организации и проведению проверки соблюдения законодательства об охране труда на предприятиях малого и среднего бизнеса прокуратурой Челябинской области от 11.11. 2002 г. № 7/133-2002.

5 См.: Губенко М.И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003.

О.В. Арсентьев

О роли частных определений в гражданском судопроизводстве

Частные определения являются отдельным видом санкций в гражданском судопроизводстве. Они свойственны только судебному праву.

Частные определения не разрешают процессуальных вопросов, а носят лишь сигнализационный характер, являясь своеобразным способом судебного реагирования на нарушения различных общественных отношений, установленные в ходе судебного разбирательства по конкретному делу.

В соответствии со ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности, послуживших причиной правонарушений, суд вправе вынести частное определение. Речь может идти о нарушениях, ставших предметом судебного разбирательства или способствовавших ему, например нарушениях жилищного, трудового законодательства, ведомственных нормативных актов, различных инструкций, моральных норм. Все эти нарушения устанавливаются на основе фактов, бывших предметом судебного разбирательства, т.е. в процессе судебного доказывания.

Частные определения служат предупреждению гражданских правонарушений и споров, выполняют воспитательные функции. Являясь процессуальной формой предупреждения негативных социальных явлений, частные определения выступают как акт судебного реагирования на нарушения правовых и нравственных норм. Частные определения обладают свойством обязательности. Закон возлагает на организации или соответствующих должностных лиц, которым частное определение адресовано, обязанность в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

Необходимость устранения выявленных нарушений, вопреки желанию обязанных лиц, позволяет причислить частные определения к санкциям. Устранение нарушений по частному определению содержит элементы правовосстановительной и пресекательной санкций. Однако оно происходит за рамками судопроизводства и регулируется не процессуальным законодательством, а нормами материального права. Эта особенность не препятствует отнесению частных определений к процессуальной санкции как по основанию и порядку их вынесения, так и последствиям неисполнения.

Лица, в адрес которых вынесено частное определение, вступают в гражданские процессуальные правоотношения. При неисполнении частного определения виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу (ч. 2 ст. 226 ГПК РФ). В этом случае частные определения смыкаются со штрафными санкциями. Аналогичные правоотношения возникают в гражданском судопроизводстве при истребовании письменных и вещественных доказательств лицами, не участвующими в деле (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ). Суд при невыполнении его требований о представлении доказательств вправе подвергнуть виновных должностных лиц штрафу.

Частные определения являются своеобразным способом судебного реагирования на нарушения законности, установленные в ходе судебного разбирательства по конкретному делу. Эти нарушения выступают в качестве причин и условий, способствовавших правонарушениям и спорам по гражданским делам.

Являясь санкцией в отношении таких нарушений, частные определения применяются на основе норм процессуального законодательства в рамках процессуальных правоотношений. В этом качестве частные определения имеют сходство с такой санкцией, как предупреждение.

Задачи гражданского судопроизводства определяют, что деятельность суда должна способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правона-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.