совершившим преступление, своей вины, добровольное возмещение нанесенного преступлением ущерба. Необходимо получить у лица, совершившего преступление, потерпевшего согласие на проведение расследования в сокращенной форме, поскольку это, с одной стороны, учитывало бы его интересы, а с другой - сводило бы к минимуму факты последующих отказов от сокращенной формы производства. Общий срок сокращенного производства не должен превышать 10 суток. Обвинительное постановление подлежит утверждению и представлению в суд прокурором, рассмотрению в особом порядке судебного разбирательства без процедуры возвращения дела прокурору, что будет способствовать быстрому и полному рассмотрению дела по существу, обеспечению прав и свобод человека.
Несомненно, как об этом уже имеется упоминание в законе, что сокращенное производство невозможно и в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, скрылось или заболело психическим или
иным тяжким заболеванием, а также при наличии других оснований для приостановления производства по делу.
На первоначальном этапе целесообразно образовать в системе полиции подразделения дознания, которым передать расследование преступлений небольшой тяжести в форме упрощенного производства; усовершенствовать систему профессиональной подготовки; организовать систему информационного обеспечения органов дознания, федерального снабжения и финансирования.
Список литературы
1. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru.
2. Гаврилов Б.Я. Актуальные проблемы защиты конституционных прав и свобод личности в досудебном производстве / Б.Я. Гаврилов; Акад. упр. МВД России. - Москва : Академия управления МВД России, 2012.- 366 с.
УДК 347.963
Трошин Д.С.*
РОЛЬ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Трошин Д.С. Роль прокурора при проведении надзорной деятельности в административном процессе: проблемы и пути совершенствования правового регулирования. - Статья.
В данной статье освещается понятие «прокурорского надзора» за соблюдением законов на территории Российской Федерации, определяется его цель и полномочия прокурора при участии в арбитражном процессе при оспаривании постановления административного органа.
Ключевые слова: прокуратура, прокурор, полномочия, законность, прокурорский надзор.
Troshin D.S. Role of the Prosecutor during the supervisory activities in the administrative process: challenges and ways of legal regulation improvement. - Article.
This article highlights the concept of «prosecutorial supervision» for law enforcement in the territory of the Russian Federation, its purpose and prosecutor's powers in the arbitration process on challenge to the administrative authority decision are identified.
Keywords: Prosecutor's Office, Prosecutor, authority, legality, public Prosecutor’s supervision.
* Трошин Дмитрий Сергеевич - Белгородский государственный национальный исследовательский университет, магистрант, Белгород, Россия. Севастополь, Крым, Украина.
Трошин Д.С. Роль прокурора при проведенні наглядової діяльності в адміністративному процесі: проблеми та шляхи вдосконалення правового регулювання. - Стаття.
У даній статті висвітлюється поняття «прокурорського нагляду» за дотриманням законів на території Російської Федерації, визначається його мета і повноваження прокурора при участі в арбітражному процесі при оскарженні постанови адміністративного органу.
Ключові слова: прокуратура, прокурор, повноваження, законність, прокурорський нагляд.
Сегодня прокуратура Российской Федерации является неотъемлемым участником в юридическом процессе. Роль, процессуальный статус и полномочия, которыми наделен прокурор в некоторых видах юридического процесса, до сих пор являются предметом исследований. Вместе с этим в позитивном юридическом процессе процессуальному статусу прокуратуры практически не уделяется внимание. Под позитивным (неюрисдикционным) процессом подразумевается нормальная правореали-зация (регистрационный, лицензионный, избирательный процессы). Позитивным процессом, в котором непосредственно участвует прокуратура, являются прокурорско-надзорный процесс. Здесь представляется возможным рассматривать прокурорско-надзорный процесс как вид позитивного юридического процесса.
Согласно Федеральному закону № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в ее функции входит осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 закона). Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, иными органами контроля, федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами военного управления, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих организаций. Упомянутый закон определяет обязанности и полномочия прокурора по проверке жалоб и иных обращений граждан, в том числе право прокурора проверять исполнение
законов, требовать от должностных лиц представления необходимых материалов и документов, в установленном законом порядке приносить протесты на незаконные правовые акты перечисленных выше органов и их должностных лиц, вносить представления об устранении нарушений закона и должностным лицам, уполномоченным устранить допущенные нарушения.
Прокурору также предоставлено право возбуждать производство о привлечении (ст. 25.11) к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокурор вправе участвовать в гражданском судопроизводстве, предъявлять гражданский иск в интересах пострадавших в тех случаях, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде свои права и свободы, а также когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (статьи 2628 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Практика осуществления прокурорского надзора подтверждает важную роль органов прокуратуры в обеспечении прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей, лиц, страдающих психическими заболеваниями, прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников социальной сферы, а также в охране трудовых прав граждан.
Перечисленные надзорные функции органов прокуратуры по мере развития судебной системы и административного
судопроизводства, повышения правовой культуры нашего общества, по нашему мнению, будут трансформироваться в систему судебного контроля за деятельностью органов публичной власти, и, тем самым, институт административной юстиции в России будет в большей степени соответствовать правовым традициям стран Европейского Союза.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России, наряду с общепринятым и традиционным институтом административной юстиции, существуют иные, кроме судебной, формы защиты прав и свобод человека и гражданина.
«Надзорную форму юридической деятельности следует считать средством построения правовой политики и ее осуществления, а значит, и средством для создания правового государства» [1, с. 9].
Если не дискутировать о соотношении таких понятий, как «контроль» и «надзор», следовало бы отметить, что целью надзора является неуклонное и точное исполнение закона без оценки целесообразности совершенных действий и принятых актов.
Из обозначенной цели надзора, а также действующего законодательства РФ следует, что надзор вправе осуществлять только прокуратура РФ (согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
Невозможно не заметить в целом поступательного движения прокурорского надзора относительно признания его процессуальной и правоприменительной деятельности, а также выделения его в самостоятельный вид юридического процесса.
Под прокурорско-надзорным процессом понимается деятельность, направленная на устранение нарушений действующего законодательства путем выявления правонарушений в ходе прокурорских проверок, принятия актов прокурорского реагирования, деятельность по изучению состояния преступности и законности, по предупреждению преступлений и правонарушений, координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и преступностью.
В прокурорско-надзорном процессе выделяют такие основные «производства», как проведение проверок по поводу исполнения действующего законодательства (прокурорские проверки), координирование деятельности по борьбе с преступностью.
Поскольку прокурорские проверки входят в состав прокурорско-надзорного процесса, деятельность по их проведению должна подчиняться определенной правовой процедуре, должна проводиться по определенным этапам (каждый из которых должен иметь свои задачи и цели), а по окончании прокурорской проверки должен быть принят соответствующий итоговый документ.
Прокурорская проверка является процессуальной формой прокурорско-надзорного процесса, которая направлена на выявление нарушений исполнения действующего законодательства и устранение их, а также на соблюдение действующего законодательства посредством применения надзорных полномочий. «Прокурорская проверка характеризуется этапами проведения, каждый из которых имеет свои задачи и цели, вынесением итогового документа по завершении проверки» [2, с. 63].
Как указано в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проверка исполнения законов органами прокуратуры осуществляется лишь в связи с поступлением в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законодательства, а также обращениями, материалами, ревизией деятельности подведомственных или подконтрольных организаций.
Если прокурорскую проверку рассматривать как форму прокурорско-надзорного процесса, то выделяются несколько этапов ее проведения:
1. подготовительный. На данном этапе происходит определение целей, задач проведения прокурорской проверки, подготавливается необходимая для проведения проверки нормативно-правовая
база, оформление прокурорского решения о проведении проверки;
2. проведение проверки. На данном этапе разъясняются права и обязанности проверяемых лиц, а также других законных представителей, запрашиваются, а затем исследуются документы, которые необходимы для достижения целей проводимой проверки;
3. По результатам проверки составляется итоговый документ, принимаются меры прокурорского реагирования.
«Административный, гражданский, налоговый кодексы устанавливают определенные процессуальные сроки, которыми обязаны руководствоваться участники какого-либо процесса с целью соблюдения прав и законных интересов» [3, с. 52].
Одной из сторон надзорной деятельности прокурора в административном процессе является возможность приносить протесты на вступившие в силу постановления по делам об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Данное право гарантировано прокурору ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ. При этом право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям. Эта норма находит свое продолжение в ч. 2 ст. 52 АПК РФ, где говорится о том, что обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним
прокуроры или их заместители. Данные установления подтверждаются соответствующей судебной практикой.
Часть 2 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обращение в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Возможность обращения с заявлениями в арбитражный суд прокуроров, не являющихся прокурорами субъекта Российской Федерации, или прокуроров, не приравненных к прокурорам субъекта Российской Федерации, данной статьей не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» полномочия по обращению в арбитражный суд предоставлены КоАП РФ прокурорам городов и районов, а также их заместителям по определенной категории дел - о привлечении к административной ответственности.
Между тем, разъяснения о применении в указанном случае статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержатся в пункте 2 упомянутого постановления Пленума ВАС РФ № 15: «по делам, указанным в пункте 1 настоящего постановления прокурор вправе вступить на любой стадии процесса применительно к части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ № 15 указаны, в том числе дела, об административных правонарушениях.
«Таким образом, полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе при оспаривании постановления административного органа (а также иных актов административного органа, принятых в процессе
производства по делу об административных правонарушениях), определяются общей нормой статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прокурор вправе вступить в процесс на любой его стадии (часть 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), но такими полномочиями обладают прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или заместители» [4].
На работников прокуратуры возложен целый ряд разнообразных полномочий. Реализовать весь комплекс возложенных обязанностей и имеющихся прав по сути невозможно хоть сколько-нибудь эффективно без организованного управления. Важно отметить, что некое локальное подразделение структуры, скажем, районного масштаба, не может осуществить все функции, которые на него возлагаются. Эта проблема решается путем осуществления контроля и координации с позиции вышестоящего руководства.
Отсутствие четких границ прокурорских полномочий по надзору за выполнением действующего законодательства видится скорее плюсом чем минусом. Прокуратура осуществляет свои полномочия в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). В связи с тем что охраняемые законом общественные отношения многочисленны, разнообразны и каждое имеет свои особенности, точное законодательное регулирование участия прокурора в их защите, во-первых, представляется сложным, громоздким и трудно осуществимым, а во-вторых, в связи с тем, что правовые отношения постоянно развиваются и совершенствуются, появляются новые, - будет способствовать созданию пробелов в законодательстве, что естественно повлечет за собой возможность совершения правонарушений в дан-
ных сферах и ухода виновных лиц от ответственности. Таким образом, в настоящих условиях прокуратура имеет возможность гибко реагировать на любые нарушения законодательства и, соответственно, более эффективно охранять права и законные интересы физических и юридических лиц на территории РФ. При этом некоторые более узкие вопросы на данные момент нуждаются в более четком регулировании.
Круг дел, поднадзорных прокурору, довольно широкий, а правовые акты, издаваемые исполнительными и представительными органами, которыми он руководствуется в своей деятельности, по своему характеру довольно разнообразны. Большой объем ведомственных и законодательных нормативных актов влечет за собой много вопросов в правоприменительной практике.
Перед прокурорами появляются вопросы конкретизации персоналий участников административного преследования нарушителей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности за определенные виды правовых нарушений.
Список литературы
1. Беляков П.А. Работа с обращениями граждан прокуратур государств-участников СНГ. / П.А. Беляков. // Правовая инициатива. - 2013. - № 3. - С. 9.
2. Винокуров А.Ю. Российская прокуратура: итоги 20-летней деятельности в современном государстве / А.Ю. Винокуров, И.А. Васькина // Государство и право. -2012. - № 11.- С. 60-66
3. Гулягин А.Ю. Правовая природа функций прокуратуры / А.Ю. Гулягин. // Российская юстиция. - 2011. - № 11. - С. 50-54.
4. Российская Федерация. Федеральный арбитражный суд Центрального округа. Постановление от 14 марта 2013 г. по делу № А23-1912/2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство.