. 342.76
Плотников Святослав Игоревич Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Институт прокуратуры Россия, Москва Plotnikov [email protected] Plotnikov Svyatoslav Igorevich Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Institute of Prosecution Russia, Moscow
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАН В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
(COVID-19)
Аннотация: в рамках настоящего исследования проанализированы конституционно и законодательно установленные основы ограничения прав и свобод граждан в Российской Федерации. Кроме того, рассмотрены принятые в субъектах РФ меры, связанные с передвижением граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Сделан вывод об их необходимости и правомерности установления в рамках режима ограничительных мероприятий (карантина), но невозможности применения исключительно при введении режима повышенной готовности. Кроме того, предложен ряд изменений, направленных на усовершенствование действующего законодательства, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ключевые слова: коронавирус, коронавирусная инфекция, COVID-19, право на свободу передвижения, ограничение свободы передвижения в период пандемии, режим повышенной готовности, ограничительные мероприятия (карантин).
126
RESTRICTIONS ON THE FREEDOM OF MOVEMENT OF CITIZENS DURING THE PERIOD OF NEW CORONAVIRUS INFECTION
(COVID-19)
Annotation: Within the framework of this study, the constitutionally and legislatively established bases for limiting the rights and freedoms of citizens have been analyzed. In addition, measures taken in the constituent entities of the Russian Federation related to the movement of citizens in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) were considered. The conclusion is drawn about their necessity and the legality of their establishment within the framework of the regime of restrictive measures (quarantine), but the impossibility of their application only when the high alert regime is introduced. In addition, a number of changes were proposed aimed at improving the current legislation related to ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population.
Key words: coronavirus, coronavirus infection, COVID-19, the right to freedom of movement, restriction of freedom of movement during a pandemic, high alert, restrictive measures (quarantine).
Сегодня во многих странах были реализованы различные мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Тем не менее, практически все государства были «единодушны» в необходимости ограничения свободы передвижения граждан. Связано такое решение прежде всего с важностью уменьшения непосредственного контакта людей, являющегося «causa causarum» (причиной причин, первопричиной) дальнейшего распространения заболевания. Данная мера была введена в Соединенных Штатах Америки, Италии, Королевстве Испания и ряди иных стран. Не исключением стала и Российская Федерация. Однако ее введение стало предметом острой дискуссии, в рамках которой обсуждались правомерность и законность такой меры и ряд иных вопросов. Так, для разрешения данного спора необходимо обратиться к нормативно-правовому регулированию права граждан на свободу передвижения, а также
127
È È
конституционным основам ограничения прав и свобод граждан проанализировать конкретно вводимые сегодня меры и «правовой механизм» их закрепления.
Так, свобода передвижения является одним из фундаментальных прав человека, которое имеет долгую историю становления и является важнейшим элементом правового статуса каждого в демократическом государстве [20, с. 138]. Оно закреплено в целом ряде международно-правовых актов. Например, во Всеобщей декларации прав человека и гражданина (п. 1 ст. 13) [2], в Протоколе №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2) и многих других [3]. Провозглашена она и Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 27), где указано, что: «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» [1]. Но на основании чего и в каких ситуациях может быть ограничена свобода передвижения и другие права и свободы граждан?
Во-первых, свобода передвижения, как и другие права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены исключительно федеральным законом. Данное положение подтверждается и конкретизируется практикой Конституционного Суда России. В частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской" указано, что конституционно допустимые ограничения прав и свобод возможны только на основании федерального закона
[17].
Во-вторых, определенные права и свободы граждан, не могут быть ограничены в силу их, как отмечает А. А. Подмарев, абсолютного характера (право на жизнь, свобода совести и вероисповедания, право на жилище и др., см ч. 3 ст. 56 Конституции РФ) [24, с. 64]. Однако свободы передвижения граждан не отнесена к категории абсолютных. Ее ограничение допустимо.
В-третьих, ограничение прав и свобод граждан должно осуществляться в соответствии конституционно установленным целям, а именно могут устанавливаться только для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ). Данные цели ограничения представляются разумными и не поддающимися оспариванию. Как метко подмечает М. В. Баглай: «Эти основания — всего шесть и ни одним больше — сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод» [19, с. 192].
В-четвертых, при установлении ограничения свободы передвижения надлежит руководствоваться правовыми позициями, выработанными Конституционным Судом России, а именно: устанавливать ограничения соразмерно конституционно установленным целям [15], использовать и реализовывать только необходимые и строго обусловленные конституционными целями меры и рядом иных [16]. Кроме того, важно отметить и доктринальные принципы ограничения права и свобод граждан, выделяемые учеными на основе действующего конституционного правового регулирования. Так, вводимые ограничения должны отвечать принципам: своевременности установления [23, с. 46], сбалансированности интересов личности, государства и общества, временной определенности, информационного обеспечения их применения [18, с. 225-227].
Таким образом, ограничение права граждан на свободу передвижения допустимо и возможно. Однако оно должно осуществляться:
1) исключительно на основании федерального закона;
2) соразмерно конституционно установленными целями (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
3) в точном соответствии с предусмотренными законодательством мерами
на определенный срок (иметь временную определенность); 129
ш
4) своевременно и с учетом интересов как отдельной личности, так и общества и государства в целом.
Так каким образом было ограничено право граждан свободно передвигаться? В Российской Федерации не были введены режим чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Не был также принят специальный федеральный закон, регламентирующий отдельные ограничения и мероприятия. Механизм реализации ограничения свободы передвижения прав и свобод на сегодняшний день в России, отличается от реализованных ранее. Так, в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий [7]. Ранее такой механизм не применялся и на данный момент является своего рода «правоприменительной новеллой», являющейся крайне актуальной для научных исследований. То есть, конкретные меры ограничения в период наибольшего пика заболеваний (март-август 2020 года), вводились в каждом регионе «индивидуально» в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки. В связи с чем отдельные аспекты ограничения свободы передвижения в различных субъектах Российской Федерации отличаются. Например, ограничение свободы передвижения в зависимости от определенного субъекта РФ может носить обязательный, либо рекомендательный характер. Во многих субъектах РФ (например, Тюменская области [8], Тамбовская область [9], Орловская область и др.) устанавливается запрет на покидание места проживания (пребывания) за исключением установленных случаев, к которым, как правило, отнесены:
- обращение за экстренной (неотложной) медицинской помощью;
- следование к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе
работы), которая не приостановлена в установленном порядке; 130
Ш
- следование к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг
- выгул домашних животных;
- вынос отходов.
В других же лишь закреплены нормы, рекомендующие воздерживаться от
посещения определенных объектов. Например, в Республике Алтай в
соответствии с п. 4 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта
2020 года № 144-р рекомендовано воздержаться от посещения театрально-
зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных,
спортивных и других массовых мероприятий [11]. Кроме того, в некоторых
субъектах Российской Федерации установлен запрет на выезд и въезд в
определенные муниципальные образования. Так, Распоряжением Главы -
Председателя Правительства Республики Тыва от 18.05.2020 №2 167-РГ запрещен
въезд на территорию сумона Шуурмакский и выезд из него (п. 2) [12]. В иных
регионах такой запрет мог быть не закреплен. Кроме того, для определенных
категорий граждан был введен «режим самоизоляции», понятие которого на
данный момент отсутствует в федеральном законодательстве. К таким
категориям граждан, как правило, отнесены, лица старше 65 лет, либо
прибывающие на территорию субъекта РФ из иностранных государств, либо из
других субъектов РФ, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной
инфекции. В зависимости от субъекта РФ предписанный «режим самоизоляции»
может носить обязательный характер, либо же рекомендательный. Так, на
основании п. 6 Распоряжения главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020
года № 42-РГ гражданам, прибывшим из государств с неблагополучной
эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции рекомендовано
обеспечить свою изоляцию на дому на 14 календарных дней со дня возвращения
в Российскую Федерацию [13]. А в Пермском крае на основании Указа
губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 на граждан, прибывших
на территорию Пермского края из иностранных государств, в том числе
транзитом через другие населенные пункты Российской Федерации возложено
обязательство по обеспечении самоизоляции в домашних условиях 131
Ш
продолжительностью 14 календарных дней [14]. Таковы основные меры ограничения свободы передвижения граждан на территории различных субъектов РФ. Действительно, обязательность исполнения предписаний, конкретные способы ограничения дифференцируются в зависимости от конкретного субъекта РФ, что осложняет их изучение и классификацию. Однако можно выделить определенный «перечень мер» ограничения свободы передвижения, реализуемые разными субъектами РФ. К ним можно отнести следующие:
1) запрет на покидание места жительства (места пребывания) за исключением, установленных нормативными правовыми актами случаев;
2) запрет на въезд, выезд в определенные муниципальные образования внутри определенного субъекта Российской Федерации;
3) обязанность соблюдать карантин по приезде из субъектов РФ и иностранных государств с неблагополучной-эпидемиологической ситуацией;
4) установление режима самоизоляции для определенных категорий граждан (как правило, лица старше 65 лет, лица с хроническими заболеваниями).
Перечисленные меры не реализуются в абсолютно каждом субъекте Российской Федерации. В зависимости от конкретного региона могут реализовываться одни, но не использоваться другие, а также различаться характер предписаний: обязательный или рекомендательный. Вопрос о правомерности принятых мер и вообще возможности ограничения свободы передвижения при распространении заболеваний является одним из самых широко обсуждаемых на данный момент. Многие утверждают о невозможности их установления. Другие же полагают, что предпринятые меры соответствуют действующему законодательству.
Безусловно, вводимые ограничительные меры являются необходимыми и реализуются не только на территории Российской Федерации, но и во многих зарубежных государствах. В определенной степени вводимые ограничения являются реализацией права граждан на охрану здоровья, закрепленного в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Однако они должны приниматься в соответствии с
132
Ш
конституционно установленными целями и действующим законодательством. Как отмечалось выше, ограничение прав и свобод человека возможно исключительно на основании и в соответствии с федеральным законом. То есть, не допускается возложение дополнительных обязанностей или сужение возможностей реализации права на уровне подзаконных актов или законодательства субъектов РФ [26, с. 272]. Так, Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон №5242-1) устанавливаются исчерпывающие основания ограничения свободы передвижения [4]. Согласно ст. 8 Закона РФ №52-42-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено, в частности на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Разрешение вышеуказанной дискуссии зависит от того в рамках какого правового режима вводились различные ограничения права свободного передвигаться. Как указывалось выше, ограничение свободы передвижения граждан возможно в соответствии с Законом №5242-1, например, в случае если введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности из-за угрозы распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Так, в субъектах Российской Федерации с целью установления определенных ограничений свободы передвижения были введены режимы повышенной готовности, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и ограничительных мероприятий (карантина) [5], предусмотренный Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФХ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» [6].
133
Ш
Так, согласно ст. 1, и п. 1 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также -Закон №52-ФЗ) ограничительные мероприятия (карантин), предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, в том числе ограничение передвижения населения вводятся на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. На территории соответствующего субъекта РФ ограничительные мероприятия (карантин) согласно п. 1 ст. 6 Закона №52-ФЗ вводятся субъектами РФ на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. То, есть ограничение права свободно передвигаться и реализация иных санитарно-эпидемиологических мер в рамках режима ограничительных мероприятий (карантина), предпринимаемые субъектами Российской Федерации на основании Закона №58-ФЗ являются правомерными и соответствующими действующему законодательству. Так как возможность ограничения передвижения свободы в рамках предусмотрена Законом №52-ФЗ и сам режим ограничительных мероприятий (карантина) является особой режим хозяйственной и иной деятельности.
Однако возможно ли ограничение прав и свобод в рамках режима повышенной готовности? В абсолютном большинстве регионов был также введен режим повышенной готовности, представляющий собой одну из разновидностей особых политико-территориальных режимов. Да, согласно подп. «и» п. 1 ст. 11 Федерального закона " от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Закон №68-ФЗ) субъекты РФ могут вводить обязательные правила поведения при введении режима повышенной готовности. Но возможно ли посредством данного режима ограничить свободу передвижения граждан, а также иные права и свободы. На основании всего вышесказанного можно
134
Ш
сделать вывод, что ограничение свободы передвижения при введении режима повышенной готовности не представляется правомерным, поскольку в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом. При введении режима повышенной готовности Законом №68-ФЗ прямо не предусмотрена возможность ограничения прав и свобод. Более того, сам режим повышенной готовности скорее представляет специальный режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а не особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, предусмотренные Законом №5242-1.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, вводимые субъектами РФ ограничения свободы передвижения в рамках ограничительных мероприятий (карантина) в связи с распространением нового инфекционного заболевания на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и в соответствии с Законом № 52-ФЗ правомерны, поскольку прямо предусмотрены федеральным законодательством.
Во-вторых, возможность ограничения прав и свобод при введении режима повышенной готовности представляется неправомерной, поскольку прямо не предусмотрена Законом № 68-ФЗ, а также Законом №5442-1.
В-третьих, необходимо совершенствование действующего правового
регулирования с целью конкретизации того, какие конкретно меры, связанные с
ограничением прав и свобод человека и гражданина, могут приниматься при
введении ограничительных мероприятий (карантина). Это необходимо,
поскольку, как отмечает В. А. Лебедев, ограничение прав и свобод граждан
представляет собой не само правило, а скорее исключение из правила и задача
законодателя и правоприменителя сводится к обеспечению свободы личности, а
не к ее ущемлению [22, с. 133]. Как указывалось выше, одной из
конституционных основ ограничения прав и свобод является осуществление в
соответствии с регламентированными мерами. Широкая «дискреция 135
Ш
правоприменителя» здесь недопустима. На данный момент указывается лишь сам факт возможности ограничения права свободно передвигаться при введении ограничительных мероприятий (карантина). Так, с учетом сложившейся правоприменительной практики представляется необходимым указать в Законе №-52-ФЗ следующие допустимые меры ограничения свободы передвижения:
1) запрет покидать место жительства (место пребывания) за исключением определенных случаев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации
2) запрет на въезд, выезд в определенные муниципальные образования внутри определенного субъекта РФ, а также за пределы территории РФ при отсутствии крайней необходимости
3) соблюдение карантина гражданами по приезде из субъектов РФ и иностранных государств с неблагополучной-эпидемиологической ситуацией, а также при заболевания близкого родственника, с которым лицом находится в постоянном контакте.
Кроме того, разумным представляется также закрепить в Законе №52-ФЗ полномочия при введении ограничительных мероприятий за законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. В частности, возможно установление нормы, согласно которой введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории конкретного региона или отдельных территорий невозможно без его согласия.
Таким образом, пандемия поставила перед законодателем ряд острых
вопросов, связанных с гармонизаций правовых действий и совершенствованием
отечественного законодательства [21, с. 116]. Можно сказать, что, в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) данные вопросы
являются наиболее актуальными и важными для российской юстиции сегодня. В
данной работе предложена лишь часть законодательных изменений.
Необходимы и возможны иные. Но тем не менее все предлагаемые изменения
должно вводиться строго в рамках конституционно установленных целей
ограничений прав и свобод, а также с учетом принципа разумной достаточности 136
Ш
[25, с. 53]. Кроме того, важным представляется проведения целого ряда исследований, посвященных санитарно-эпидемиологическому правовому регулированию, вопросам ограничения прав и свобод граждан в условиях распространения инфекционных заболеваний.
Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с "Протоколом [Ы 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163
4. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // "Российская газета", N 152, 10.08.1993.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3648.
6. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
7. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной
137
ш
М
инфекции (COVID-19)" // "Собрание законодательства РФ", 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2082
8. Постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п "О введении режима повышенной готовности" [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2020)
9. Постановление администрации Тамбовской области от 26.03.2020 N 233 "О дополнительных мерах по снижению рисков (2019-nCoV) на территории Тамбовской области" [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2020).
10. Указ Губернатора Орловской области от 03.04.2020 N 156 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" [Электронный ресурс] // URL: http://orel-region.ru (дата обращения: 14.10.2020).
11. Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года № 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" [Электронный ресурс] // URL: http: //www. altai-republic.ru (дата обращения: 15.10.2020).
12. Распоряжение Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 18.05.2020 № 167-РГ "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории сельского поселения сумон Шуурмакский муниципального района "Тес-Хемский кожуун Республики Тыва" [Электронный ресурс] // URL: http: //www.pravo .gov.ru (дата обращения: 15.10.2020)
13. Распоряжение Главы УР от 18.03.2020 N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" [Электронный ресурс] // URL: http: //www. udmurt .ru (дата обращения: 15.10.2020).
138
14. Указ губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2020).
15. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 8 6-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой» // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4368.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана» // СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1066.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. 2).
18. Аль-Рубайе М.К. Принципы ограничений конституционных прав человека в условиях особых политико-правовых режимов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. №2. С. 224-229.
19. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 2007. М.: Норма. c. 784.
20. Гулина О. Р. Право на свободу передвижения (часть 1) // Актуальные проблемы российского права. 2015. №5. c. 138-144.
21. Жадан И. М. Исполнение обязательств стразовых компаний по договорам добровольного медицинского страхования в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в Российской Федерации // Образование и право. 2020. №4. С. 113-116.
139
22. Лебедев В. А. Конституционные основы ограничений прав и свобод человека и гражданина // Lex Russica. 2017. №1 (122). c. 130-139. DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.130-139.
23. Опалева С. А. О критериях и принципах допустимого ограничения прав граждан // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2005. № 1. С. 46-49.
24. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №4 (72). c. 6266.
25. Салихова Б. А. Некоторые аспекты ограничения права на свободу передвижения // Закон и право. 2018. №7. c. 52 - 53. DOI: 10.24411/2073-33132018-10051.
26. Фадеев В. И. (ред.). Конституционное право: учебник для бакалавров. 2017. М.: Проспект. c. 592.