ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗБИТИЯ ОФШОРНЫХ ФИНАНСОВЫХ СЕТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СПРАВЕДЛИВОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
АНДРЕЕВА А.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: alya_andreeva@mail.ru;
РАГОВИК Л.В.,
аспирант кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: ragoviklv@mail.ru;
ШЕЛЕПОВ В.Г.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Vlad2217218@gmail.com
В статье рассмотрен ряд проблем, связанных решением задач по деофшоризации экономики, обусловливающих необходимость разработки системы мероприятий, направленных на активизацию антиофшорной политики международного сообщества и сокращение оттока капитала в налоговые оазисы. Причины расширения экономической политики деофшоризации связаны с преодолением последствий глобального экономического кризиса, обострением долговых и бюджетных проблем в развитых и развивающихся странах. Также в статье актуализируются задачи разработки устойчивого институционального механизма, направленного на ограничение развития офшорных финансовых сетей и реализацию модели справедливого налогообложения.
Ключевые слова: налоги; налогообложение; справедливое налогообложение; финансовые сети; офшоры, деофшоризация экономики; налоговый оазис.
RESTRICTION OF DEVELOPMENT OF OFFSHORE FINANCIAL NETWORKS AND REALIZATION OF EQUITABLE TAXATION MODEL
ANDREEVA A.V.,
PhD, associate professor of the Department of "Economics and Finance", Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: alya_andreeva@mail.ru;
RAGOVIK L.V.,
Graduate student of the Department of "Economics and Finance", Rostov State of Railway Transport University, Rostov-on-Don,
e-mail: ragoviklv@mail.ru;
SHELEPOV V.G.,
PhD, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance" Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: Vlad2217218@gmail.com
Abstract. The article covers some problems regarding deoffshorization of economy, which causes the necessity of intensive anti-offshore policy development of international community and reduction of the capital outflow in tax oasis. The reasons of deoffshorization of economic policy are connected with overcoming of consequences of the world
© А.В. Андреева, Л.В. Раговик, В.Г. Шелепов, 2013
economic crisis, an aggravation of debt and budget affairs in the developed and developing countries. Also the article makes actual some problems of sustainable institutional mechanism development aimed at restriction of offshore financial networks and realization of model of the equitable taxation.
Keywords: tax; taxation; equitable taxation; financial network; offshore; deoffshorization of economy; tax oasis.
JEL classification: H21, H25, H27.
Стремление снизить налоговую нагрузку, работать в комфортной деловой среде и применять для развития бизнеса гибкие финансовые инструменты, которые работают на развитых рынках, способствует оттоку отечественного капитала в оффшорные юрисдикции. Из офшорных зон управляются, прежде всего, крупнейшие отечественные финансовые холдинги, а также нефтяные и газовые компании. За период развития рыночной экономики из Российской Федерации в офшорные зоны было выведено 800 млрд долл.
В связи с этим, необходимость возвращения российских компаний из офшоров является важнейшим стратегическим направлением, обеспечивающим рост экономики. Для реализации этой комплексной стратегии по возврату отечественного капитала необходимо применять налоговые инструменты, связанные с налогообложением на российской территории доходов иностранных компаний, имеющих отечественных акторов, и регулирующие меры, связанные с запретом предоставления государственной поддержки и заключения государственных контрактов с такими компаниями.
В конце 2013 г. В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию объявил о новых инструментах, разрабатываемых в направлении деофшоризации экономики. В настоящее время для реализации мер по деофшоризации экономики разрабатывается ряд законопроектов, предполагающих внесение поправок в Налоговый кодекс, целью которых является, во-первых, введение новых правил для организации бизнеса за рубежом, связанных с жесткими обязательствами платить налоги с дивидендов по российским ставкам, а, во-вторых, институционализация к налоговой и правоприменительной практике следующих экономических понятий:
• дефиниции «налоговое резидентство организаций», позволяющей выявить компании, не имеющие постоянного представительства в России;
• дефиниции «фактический получатель дохода», позволяющей выявить компании, к которым не будут применяться пониженные ставки по процентам, дивидендам и роялти в соглашении о двойном налогообложении, однако, лишь в том случае, когда указанные фирмы являются агентами, а не фактическим получателем дохода;
• определения «контролируемые иностранные компании», позволяющего получать с отечественных компаний налог на прибыль, который ранее перечислялся дочерним фирмам в оффшорных юрисдикциях.
В связи с тем, что в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации предложил лишить государственной поддержки российские компании, сотрудничающие с офшорными экономиками, ограничить для этих фирм возможность работать по государственным контрактам и обложить их доходы дополнительным налогом, 5 крупных российских компаний вышли из офшорных юрисдикций.
По мнению специалистов, объявившие о выходе из офшоров металлургические компании нуждаются в значительной государственной поддержке, поэтому не могут отказаться от государственной помощи (Миронов, 2013).
В настоящее время в России отмечается один из самых высоких уровней офшоризации экономики. Это связано с рядом обстоятельств, определяющих условия ведения бизнеса, которые в офшорных юрисдикциях на сегодняшний день более благоприятные, чем на отечественном рынке.
Для решения проблемы деофшоризации экономики необходим комплекс стимулирующих мер, а не только инструментов административного воздействия на бизнес, а также ограничений в получении определенных государственных преференций. Профессор Я. Миркин отмечает особую уникальность технологий офшоризации российского бизнеса, состоящую в том, что основные иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляют офшорные компании. Предложения Я. Миркина, направленные на деофшоризацию отечественной экономики, связаны с необходимостью в новых условиях посткризисного развития «перестраивать модель экономики, радикально улучшать инвестиционный климат, условия ведения бизнеса в России» (Миркин, 2013).
Мероприятия по созданию благоприятной деловой среды и улучшению инвестиционного климата, на наш взгляд, относятся к системным инструментам формирования модели справедливого налогообложения, определяющим магистральный путь развития российской экономики, включающим также меры по ее деофшоризации, агрессивное использование которых отнюдь не будет способствовать притоку капитала. Модель справедливого налогообложения может быть создана при условиях, когда формируется предсказуемая и взвешенная налоговая политика, соответствующая возможностям устойчивого роста отечественного бизнеса, реальной налоговой нагрузки и маржинальным возможностям получения прибыли.
В условиях финансовой глобализации борьба с офшорами только методами налогового регулирования, безусловно, успеха принести не может. Таким образом, актуализировалась задача формирования системного подхода к реализации программы деофшоризации экономики, включающей не только контроль над финансовыми потоками операций с интегрированным в российские сделки иностранными элементами, применяемые для вывода прибыли из-под российского налогообложения, но и борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, а также обеспечение защиты государственной собственности и имущества государственных компаний.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
Замедление экономического роста и высокая динамика оттока капитала в офшорные юрисдикции вследствие ограниченной возможности канализировать инвестиционные сбережения экономических агентов актуализируют поиск мер по деофшоризации российской экономики, а также инструментов налогового регулирования для тех экономических агентов, которые намерены вернуться в российскую юрисдикцию. В настоящее время вопросы обмена налоговой информацией между Россией и другими государствами проводятся на уровне двусторонних договоренностей.
В качестве ограничивающих мер по оттоку капитала в новых направлениях налогового регулирования и реализации налоговой политики Российской Федерации можно выделить подготовку межправительственных соглашений с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями об обмене информацией для противодействия схемам минимизации налогов. В качестве стратегических мер, вносящих необходимые коррективы с учетом меняющейся экономической ситуации, можно отметить разработку типового межправительственного соглашения и внесения поправок в Налоговый кодекс о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в проводимых налоговых проверках в Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.
Сегодня меняется и внутренний механизм контроля налоговых платежей посредством внедрения режима добровольного расширенного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в целях обеспечения конкурентоспособной налоговой системы, направленной на создания комфортной деловой среды, институционализации дополнительных платежей в системе финансовых потоков. Кроме 13 видов налогов, которые отражены в Налоговом кодексе, российским бизнесом фактически осуществляется большое количество дополнительных платежей, не включенных в кодекс, например, страховые платежи, утилизационные выплаты, портовые сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду. К неудовольствию бизнес-структур постепенно формируется параллельная система фискальных сборов, которая дестабилизирует действующий механизм национальной налоговой политики. В качестве дестабилизирующих факторов, влияющих на развитие экономики, можно выделить частые изменения «правил игры».
Для снятия этих ограничений необходимо в качестве модернизационных мер законодательно закрепить стабильность и предсказуемость налоговой нагрузки и отразить эти меры в основных направлениях налоговой политики, так как частое изменение правил работы предприятий и фирм на российском рынке негативным образом влияет на динамику оттока капитала в офшорные зоны. Задачи успешной реализации политики деофшоризации экономики и создания благоприятной деловой среды тесным образом переплетены между собой, так как представляют единый институциональный механизм, направленный на развитие экономики посредством стимулирующей налоговой политики и эффективного делового климата.
Механизмы налоговой экономии, поиск которых в большинстве развитых странах, прежде всего, в США, Германии, Франции и других странах, относящихся к странам глобального финансового центра, проводят экономические агенты, стимулируют переход фирм и предприятий этих стран, в так называемые «налоговые оазисы», с системой финансовых сетей, сверхмягкого режима налогообложения и предоставлением значимых налоговых льгот.
В систему «налоговых оазисов» обычно включены крупные порты, особые экономические зоны, зоны свободного предпринимательства, в которых установлен специальный режим налогообложения, способствующий привлечению финансового капитала на основе привлекательных финансовых инструментов и условий соблюдения банковской и коммерческой тайны.
Важным позитивным фактором для привлечения иностранных компаний для работы в оффшорной зоне является упрощенная система регистрации компании, а также отсутствие всяких ограничений и налогов на перемещение активов, вывоз капитала и валюты. Офшорные юрисдикции привлекательны также тем фактом, что не имеют институциональных соглашений с другими странами о предоставлении полной информации о своих резидентах, а также отличаются благоприятной деловой средой для привлечения инвестиций, инновационных компаний и финансового капитала.
С юрисдикциями, которые относятся к «налоговым оазисам» сотрудничает более 20 тыс. российских экономических агентов, часть которых являются налоговыми уклонистами, что и определяет необходимость разработки и внедрения системы автоматизированного обмена налоговой информацией между различными странами, обеспечивающей транспарентность финансовых потоков и контроль над движениями активов компаний за рубежом.
Вследствие динамичного развития офшорных территорий, постоянного роста их экономической привлекательности для зарубежных компаний, отсутствия ограничений для перемещения финансового капитала происходит отток валютных ресурсов и инвестиционного капитала из стран базирования этих компаний, а также снижается уровень налоговых поступлений и сборов.
Оффшорные финансовые сети создаются с целью снижения налогов, комфортных удобных условий ведения бизнеса и анонимности конечных бенефициаров финансовых операций. Дефиниция «офшорные финансовые сети» была предложена Б.А. Хейфицем для обозначения взаимосвязанной деятельности акторов офшорных юрисдикций, направленной на снижение налогов посредством использования финансовых схем (Хейфец, 2008).
Офшорные зоны в глобальной экономике благодаря этим схемам динамично развиваются. По мнению ученого, в глобальной экономике зарождаются различные формы офшорных финансовых сетей, которые отличаются не только составом участников, но и значительным разнообразием схем.
«Большая двадцатка», или «Группа двадцати» (020), возникшая как актор мировой экономики на основе проведения неформального экономического форума крупнейших стран мира в период развития глобального кризи-
са. В эту группу включены следующие страны: США, Великобритания, ЮАР, Италия, Германия, Франция, Канада, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, КНР, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, Республика Корея, Япония, Россия, а также руководство Евросоюза.
В начале апреля 2013 г. Международный консорциум журналистов опубликовал в ведущих мировых СМИ данные о глобальной офшорной сети на Британских Виргинских островах, островах Кука, Кипре и в Швейцарии.
Актуальные вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня у развитых стран, входящих в группу 020, безусловно, связаны с поиском инструментов и технологий снижения рисков реализации глобального финансовоэкономического кризиса, борьбой с оттоком капитала, выявлением компаний, уклоняющихся от уплаты налогов, и поиском технологий обеспечения экономического роста. В совокупности страны «Большой двадцатки» являются основными глобальными игроками, доминирующими операторами мирового рынка и представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли.
Страны 020 разработали стратегию деофшоризации и рекомендуют присоединиться к ней, используя международные стандарты обмена информацией по борьбе с уклонением от налогов, позволив банкам раскрывать необходимые данные о счетах клиентов. В связи с тем, что в условиях глобального кризиса и снижения доходов бюджета актуализировалась задача контроля над действиями налоговых уклонистов, Еврокомиссия потребовала, чтобы данные о получаемых дивидендах, доходах от прироста капитала и других видах финансовых доходов стали предметом автоматического обмена информацией между налоговыми органами в странах Евросоюза с 2015 г.
Похожие проблемы, связанные с необходимостью снижения налогового бремени, испытывает бизнес и в других странах. По мнению Я. Миркина, отечественный бизнес, «существующий в условиях развивающейся экономики, сталкивается с очень тяжелой налоговой нагрузкой, сопоставимой с той, которая есть в развитых странах» (Миркин, 2013).
В страны, в которых созданы системы с льготным порядком налогообложения, стремится финансовый капитал из других юрисдикций. Офшорные юрисдикции именно предоставлением налоговых преференций привлекают на свою территорию финансовые активы с глобального финансового рынка, предоставляя иностранным компаниям льготные налоговые режимы, поэтому они называются «налоговыми оазисами», или «налоговым раем».
Иностранные инвестиции и финансовый капитал вследствие существования привлекательных налоговых условий могут способствовать развитию принимающей страны и росту экономики. Привлекательность налоговых условий в «налоговых оазисах» связана с действием особых налоговых режимов, направленных на частичное или полное освобождение фирм от налогообложения, а также ограничение мероприятий, направленных на обеспечение жесткого контроля над перемещением финансового капитала.
В момент регистрации любой иностранной компании по законодательству оффшорных юрисдикций, которые относятся к так называемым «налоговым оазисам», образуется новый экономический агент, который выступает резидентом этой страны и становится особым субъектом налогообложения.
Статус субъекта налогообложения определяется установленным законодательством и может быть реализован в различных формах, например, он может означать установление фиксированных налоговых платежей определенной платы за регистрацию фирмы при отсутствии налогов или существование других платежей или условий при отсутствии необходимости уплаты налогов.
Уход российских компаний в офшорные зоны объясняется целым рядом регулирующих факторов, определяющихся более благоприятными институциональными условиями ведения бизнеса с точки зрения финансовых и налоговых условий, связанных с отчислением налоговых платежей от полученных доходов компаний, уплатой социальных взносов и других мер.
Перечень таких условий был представлен в типовых договорах об избежании двойного налогообложения в период раннего формирования финансовой глобализации (конец ХХ в.) с целью активного привлечения прямых инвестиций и финансово-инвестиционного капитала с мирового рынка1. В настоящее время драйверы роста экономики и стимулы привлечения капитала изменились, поэтому следует пересматривать институциональный механизм привлечения инвестиций, а также менять регулирующие факторы и условия работы российского бизнеса.
В современных условиях следует, наоборот, удерживать российский капитал на своей территории, создавать благоприятные условия для регистрации и ведения крупного бизнеса, привлекательного для финансового капитала именно в России. Вместе с тем, вследствие развития открытой экономики, либерализации экономических, усиления роли глобализирующейся экономики в движении финансовых потоков офшорные юрисдикции стали проводить агрессивную маркетинговую политику, привлекая наиболее успешные компании и банки в качестве новых участников в свои финансовые схемы.
Институциональной основой развития такого взаимодействия послужило возникновение и развитие многосторонних «Соглашений об избежании двойного налогообложения». Различают следующие системы соглашений об избежании двойного налогообложения: модель ОЭСР, построенная на принципе резидентности при налогообложении и противоположная ей модель ООН, основанная на принципе территориальности, когда доходы облагаются налогами от деятельности в той стране, в которой она осуществляется.
Политика деофшоризации, реализуемая в целях обеспечения роста экономики, проводимая развитыми странами, опирается на изменения в законодательстве, проводимые офшорными юрисдикциями для повышения прозрач-
1 Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84. Доступно на: http://base.consultant.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ности своей деятельности и обмена информацией с налоговыми органами заинтересованных стран. Например, в 2013 г. были подписаны соглашения странами группы G5 (Великобританией, Германией, Францией, Италией и Испанией) со следующими офшорными юрисдикциями: Каймановыми, Бермудскими, Британскими Виргинскими островами, Гибралтаром, островами Гернси, Джерси и Мэн о взаимном обмене налоговой информацией.
С 1 февраля 2013 г. в Швейцарии вступил в силу закон «О международной административной помощи по налоговым делам», который разрешает иностранным налоговым службам запрашивать информацию о банковских счетах иностранных граждан, считающихся налоговыми уклонистами. Весной 2013 г. антиофшорное расследование Международного консорциума журналистики (ICIJ) стало доступной информацией, раскрывающей сведения о налоговых уклонистах (130 тыс. офшорных компаний и трастов из 170 юрисдикции).
Для эффективности политики деофшоризации необходимо разработать общий план мероприятий для всех стран, поэтому Россия должна согласовывать свои действия в реализации антиофшорных мер с другими странами.
Значительный ущерб приносят российской экономике сомнительные финансовые операции, связанные с обналичиванием средств, проведением схем «серого импорта» через страны Таможенного союза и выводом финансовых средств в офшоры через фирмы-однодневки. По мнению экспертов, в ФНС России всего зарегистрировано 3,9 млн коммерческих организаций, из них реально действующих организаций, проводящих платежи через банковскую систему, насчитывается примерно 2 млн, при этом 11% этих субъектов не платят никаких налогов, а 4-6% субъектов платят лишь символические суммы (Игнатьев, 2013).
В Налоговый кодекс Российской Федерации с 1 января 2012 г. были внесены изменения, касающиеся трансфертного ценообразования и контроля всех внешнеторговых сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн руб. в год. Этим документом обоснован круг взаимозависимых лиц, порядок и методы определения рыночной цены для целей налогообложения.
Действующая налоговая система в России отличается устойчивостью, однако, в связи с тем, что отток капитала из страны не уменьшается, необходимо формировать более конкурентоспособную налоговую политику, способную привлечь для работы инвестиционно активные компании эффективной налоговой нагрузкой.
ЛИТЕРАТУРА
Игнатьев С. (2013). Интервью / Ведомости. 20 февраля.
Миркин Я. (2013). Капитал припишут к Родине / «Российская газета». Федеральный выпуск № 6258(282). Доступно на: http://www.rg.ru/2013/12/13/mirkm.html.
Миронов В. (2013). Изгнание из рая. Крупные компании покидают оффшоры / «Российская газета». Федеральный выпуск, 2013 от 20 декабря, № 6264(288). Доступно на: http://www.rg.ru/2013/12/19/Krupnyekompaniipokidautofshory.html.
Хейфец Б.А. (2008). Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М.: Экономика.
REFERENCES
HeifetzB.A. (2008). Offshore jurisdictions in the global and national economy. M.: The Economy. (In Russian.)
Ignatiev S. (2013). Interviews. Vedomosti. Feb 20. (In Russian.)
Mirkin J. (2013). Capital will be credited to the Motherland. "Rossiyskaya Gazeta" - Federal Issue, no. 6258(282). Available at: http: www.rg.ru/2013/12/13/mirkin.html. (In Russian.)
Mironov V. (2013). Expulsion from Paradise. Large companies are leaving offshore. "RossiyskayaGazeta"- Federal issue, dated 20 December, 2013, no. 6264 (288) Available at: http: www.rg.ru/2013/12/19/Krupnyekompaniipokidautofshory. html. (In Russian.)