Научная статья на тему 'Деофшоризация и устойчивое развитие экономики: налоговые и финансовые инструменты'

Деофшоризация и устойчивое развитие экономики: налоговые и финансовые инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ДОЛГОВОЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / КРЕДИТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / BUSINESS CLIMATE / GOVERNMENT SUPPORT / DEOFFSHORIZATION OF ECONOMY / DEBT MARKET / INFRASTRUCTURE PROJECTS / INFRASTRUCTURE BONDS / CREDIT ACTIVITY / REDUCTION OF CAPITALIZED EXPENSES / TARGET PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепов В. Г.

В статье приводится перечень мер, направленных на деофшоризацию экономики, включающих раскрытие компаниями своих владельцев, комплексный контроль над деятельностью иностранных компаний, информационную открытость компаний, претендующих на получение государственных гарантий и на участие в государственных закупках, и налоговые инструменты, обеспечивающие политику деофшоризации экономики. В работе также выявлены причины низкой кредитной активности российских предприятий реального сектора экономики, связанные с достаточно высокой стоимостью привлекае мых ресурсов, что снижает эффективность использования заемных средств для целей расширения и модернизации производства. Условия по привлечению кредитов для корпоративных заемщиков не являются в настоящее время привлекательными по стоимости ресурсов и по срокам, на которые российские коммерческие банки могут предоставить деньги. Качественные заемщики из корпоративного сектора выходят на международный рынок публичного долга, который в настоящее время составляет серьезную конкуренцию банковскому рынку. Многие крупные российские компании за счет привлечения на долговом рынке стремятся погасить ранее привлеченные кредиты, отличающиеся сложными условиями обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deoffshorization and sustainable development of economy: taxation and financial instruments

The article describes the number of actions aimed at deoffshorization of economy which include owners' information disclosure, integrated control on foreign companies' activity, transparency of companies with a claim of government guarantees and participation in state procurements and fiscal stimulus which provide the policy of deoffshorization of economy. The article also reveals some causes of low credit activity of Russian enterprises of real sector of economy which are connected with considerably high cost of resources. It blunts the effectiveness of application of borrowed resources in terms of expansion and modernization of production. At the present moment the terms of raising loans for corporate borrowers can hardly be attractive by means of costs of borrowed funds and duration which are being offered by Russian commercial banks while lending money. High-quality corporate borrowers enter the international public debt market which makes now the serious competition to the banking one. Many large-scale Russian companies by means of attraction of financial resources in the debt market seek to extinguish earlier attracted loans which possess the complex loan servicing.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация и устойчивое развитие экономики: налоговые и финансовые инструменты»

АЕОФШОРИЗАЦИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗБИТИЕ ЭКОНОМИКИ: НАЛОГОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ШЕЛЕПОВ В.Г.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Vlad2217218@gmail.com

В статье приводится перечень мер, направленных на деофшоризацию экономики, включающих раскрытие компаниями своих владельцев, комплексный контроль над деятельностью иностранных компаний, информационную открытость компаний, претендующих на получение государственных гарантий и на участие в государственных закупках, и налоговые инструменты, обеспечивающие политику деофшоризации экономики.

В работе также выявлены причины низкой кредитной активности российских предприятий реального сектора экономики, связанные с достаточно высокой стоимостью привлекае-мыхресурсов, что снижает эффективность использования заемных средств для целей расширения и модернизации производства.

Условия по привлечению кредитов для корпоративных заемщиков не являются в настоящее время привлекательными по стоимости ресурсов и по срокам, на которые российские коммерческие банки могут предоставить деньги. Качественные заемщики из корпоративного сектора выходят на международный рынок публичного долга, который в настоящее время составляет серьезную конкуренцию банковскому рынку. Многие крупные российские компании за счет привлечения на долговом рынке стремятся погасить ранее привлеченные кредиты, отличающиеся сложными условиями обслуживания.

Ключевые слова: бизнес-климат; государственная поддержка; деофшоризация экономики; долговой рынок; инфраструктурные проекты; инфраструктурные облигации; кредитная активность; снижение капитальных затрат; целевые показатели.

DEOFFSHORIZATION AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMY: TAXATION AND FINANCIAL INSTRUMENTS

SHELEPOV V.G.,

PhD, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance", Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, e-mail: Vlad2217218@gmail.com

The article describes the number of actions aimed at deoffshorization of economy which include owners' information disclosure, integrated control on foreign companies' activity, transparency of companies with a claim of government guarantees and participation in state procurements and fiscal stimulus which provide the policy of deoffshorization of economy.

The article also reveals some causes of low credit activity of Russian enterprises of real sector of economy which are connected with considerably high cost of resources. It blunts the effectiveness of application of borrowed resources in terms of expansion and modernization of production.

At the present moment the terms of raising loans for corporate borrowers can hardly be attractive by means of costs of borrowed funds and duration which are being offered by Russian commercial banks while lending money. High-quality corporate borrowers enter the international public debt market which makes now the serious competition to the banking one. Many large-scale Russian companies by means of attraction of

© В.Г. Шелепов, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

financial resources in the debt market seek to extinguish earlier attracted loans which possess the complex loan servicing.

Keywords: business climate; government support; deoffshorization of economy; debt market; infrastructure projects; infrastructure bonds; credit activity; reduction of capitalized expenses; target performance.

JEL classification: H21, H25, H27.

Фактором, замедляющим рост российской экономики, выступает ограниченная возможность отечественного финансового рынка интегрировать и канализировать сбережения экономических агентов, которые имеют устойчивую тенденцию оттока капитала в развитые страны глобализирующейся экономики и офшорные юрисдикции. Отметим, что оффшорные компании оставляют прибыль за рубежом, тем самым снижают инвестиционную активность своих «материнских» компаний.

Значительные отток капитала из России определяет высокую актуальность разработки инструментов, направленных на снижение оттока капитала и деофшоризацию российской экономики на основе разработки законодательных инициатив, а также определенных мер и инструментов налогового регулирования для тех экономических агентов, которые намерены вернуться в российскую юрисдикцию. С офшорными юрисдикциями по различным схемам работает в настоящее время более 20 тыс. российских компаний. Наибольшим спросом у российского бизнеса пользуются Нидерланды, Кипр, Швейцария, Люксембург и Британские Виргинские острова.

Налоговые службы развитых стран, например, США, Германии, Австралия и Великобритания обмениваются в настоящее время информацией по экономическим агентам, которые выступают налоговыми уклонистами, в целях взимания с них причитающихся налогов. Программу по обмену налоговой информацией о состоянии банковских счетов таких агентов совместно разработали регуляторы из Великобритании, Германии, Италии, Испании и Франции, а затем к этому соглашению присоединились специалисты из Австрии.

Формирование такой системы - это дорогостоящая программа для любой страны, но наиболее сложно формировать международные мониторинговые программы такого уровня, направленные на получение информации у банков об их клиентах. Известно, что именно крупные ведущие банки, выступая финансовыми посредниками, позволяют своим клиентами проводить операции по налоговой оптимизации.

Когда в США вступил в силу закон БАТСА «Закон о налогообложении иностранных счетов», предполагающий, что иностранные финансовые компании должны на основе автоматического обмена выявлять и предоставлять налоговым органам данные об экономических агентах США, активы которых за рубежом превышают 50 тыс. долл., то европейская система отслеживания налоговых уклонистов только начала формироваться. Вопрос о необходимости организации аналогичного БАТСА автоматического обмена информацией о счетах и активах граждан Европы, которые они держат в банках других стран, особенно остро встал после глобального финансового кризиса.

Для того, чтоб российский бизнес имел мощную мотивацию инвестирования в отечественную экономику, а работающие за рубежом компании возвращались в российскую юрисдикцию важно создать благоприятный инвестиционный климат и обеспечить формирование благоприятной деловой среды на основе финансовых, инвестиционных и налоговых инструментов, а также мер государственного регулирования.

Министерство финансов Российской Федерации вводит следующие законодательные инициативы, направленные на борьбу с офшорами:

• раскрытие компаниями своих владельцев;

• комплексный контроль над деятельностью иностранных компаний, которые взаимодействуют с российскими фирмами;

• раскрытие компаниями, претендующими на получение государственных гарантий и субсидий, а также намеренных участвовать в государственных закупках, своих бенефициаров, зарегистрированных в офшорах.

Значительный эффект, связанный с решением проблемы деофшоризации отечественной экономики, могут принести ограничения участия компаний в государственном и муниципальном государственном заказе.

В качестве возможных налоговых инструментов, обеспечивающих политику деофшоризации экономики, могут быть использованы следующие: налоговый маневр, освобождение от налогообложения доходов, полученных от продажи акций «дочек», находящихся во владении акционера в течение двух и более лет, освобождение от налогов дивидендов, полученных от дочерних компаний, доля в которых составляет не менее 20%, установление льгот при налогообложении доходов, полученных от реализации акций зарубежных «дочек» при доле владения ими не менее 20%.

Несмотря на то, что в развитых странах уровень безработицы остается достаточно высоким, в глобальной экономике растет уровень доверия потребителей, а на локальных рынках труда отмечаются видимые улучшения. Вместе с тем, «рост производительности в США, характерный для кризисного периода развития экономики, снизился в 2013 г. и «остался на уровне 0,9%, несмотря на то, что показатели производительности труда в США, например, лучше показателей европейских стран, где производительность труда выросла на 0,4% в 2013 г. после падения на 0,1% в 2012 г.» (Джайлз, 2014).

Главной задачей посткризисной регулятивной политики, направленной на обеспечение роста экономики, является привлечение капитала, иностранных инвестиций и обеспечение финансовой стабильности, контроля над ин-

фляционной динамикой и сбалансированностью рынка труда, прежде всего, обеспечение максимальной занятости населения.

С уровнем развития деловой среды и созданием комфортного бизнес-климата тесным образом связано и повышение места страны в глобальном рейтинге по условиям ведения бизнеса, составляемом Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. В настоящее время ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к падению прибыли многих российских фирм и предприятий. По экспертным оценкам, в случае достижения Россией 20-го места в мировом рейтинге, отечественная экономика могла бы ежегодно получать 2,5% дополнительного роста ВВП.

Вместе с тем, по данным Минэкономразвития, в первом полугодии 2013 г. в металлургии прибыль упала на 44,1%, в химическом производстве - на 23,6%, в машиностроении - на 31,5%, в производстве неметаллических минеральных продуктов - на 33,2%, в строительстве - на 50,9% (Кувшинова, 2013).

Ограниченность ресурсов резко снижает возможности финансирования инвестиционных программ даже крупных российских предприятий, доля собственных средств которых в финансировании капитальных вложений составляет практически 45%. Например, корпорации ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Газпром» значительно снизили вложения в инвестиционные программы. Замедление потребительского спроса снизило потребности крупных компаний корпоративного сектора в привлечении кредитов.

Для обеспечения финансовой устойчивости крупные компании, а также компании малого и среднего бизнеса должны сократить издержки. Снижение затрат на производство продукции выступает в настоящее время приоритетной регулирующей мерой, входящей в пакет антикризисных мероприятий.

Это связано с тем, что выявленные темпы роста тарифов естественных монополий превышают темпы роста потребительских цен и индекса производителей, поэтому для обеспечения устойчивости национальных компаний важным вопросом является внедрение новых стандартов корпоративного управления, обеспечивающих сокращение затрат, а также формирование гибких рыночных цен на производимую продукцию, товары и услуги.

Например, для поддержания инвестиционной активности ОАО «Российские железные дороги», по мнению Минэкономразвития, следует заключить «сетевой контракт», на основе которого корпорация на полученные от государства субсидии будет развивать инфраструктуру, выполняя условия контракта по перевозке определенного объема грузов.

Предполагается, что при фиксированном размере суммы субсидий, которые планируется выделять ежегодно, общий размер государственной поддержки будет зависеть от эффективности снижения капитальных затрат и трансакционных издержек, а также выполнения корпорацией ОАО «Российские железные дороги» целевых показателей (например, скорость доставки грузов, их сохранность, используемое количество вагонов и др.), установленных в программе Минэкономразвития.

Все эти факторы могут иметь положительный результат лишь при наличии у предприятия дополнительных средств, источником которых являются либо инвесторы, либо коммерческие банки. Однако в настоящее время объемы банковского кредитования недостаточны для развития предприятий реального сектора экономики. Финансовокредитный сектор страны является динамическим фактором отечественной экономики, обеспечивающим развитие национальной хозяйственной системы и экономических агентов на основе продуцирования денежного оборота.

Одними из наиболее востребованных в настоящее время финансовых инструментов в России являются банковские кредиты, что объясняется особенностями развития российской финансовой системы. Глубина финансового рынка и уровень развития банковской системы непосредственным образом влияет на развитие промышленных компаний и других предприятий, обеспечивающих расширение потребительского спроса и рост отечественной экономики в целом. Для оживления роста реального сектора экономики необходима системная оценка вектора посткризисного развития финансово-кредитного сектора, стимулирующей роли системы налогового регулирования, обеспечивающей привлекательность деловой среды и объективных процессов экономической динамики, происходящих на рынке труда.

Для устойчивого развития национальной экономики российские банки должны кредитовать не потребительский спрос населения, а стимулировать кредитование корпоративного сектора, развитие которого значительно замедлилось в 2013 г., несмотря на рост потребности со стороны заемщиков в кредитных ресурсах. Условия по привлечению кредитов для корпоративных заемщиков не являются в настоящее время привлекательными по стоимости ресурсов и по срокам, на которые российские коммерческие банки могут предоставить деньги. В связи с этим, по нашему мнению, качественные отечественные заемщики из корпоративного сектора выходят на международный рынок публичного долга, который в настоящее время составляет серьезную конкуренцию банковскому рынку. Многие крупные российские компании за счет привлечения на долговом рынке стремятся погасить ранее привлеченные кредиты, отличающиеся сложными условиями обслуживания.

Если сопоставить сложившийся тренд на российском рынке банковских услуг с тенденциями глобального рынка в 2013 г., то можно выявить, что рост мирового рынка корпоративного кредитования увеличился, несмотря на то, что более 30% всех заимствований крупных компаний приходилась на ресурсы, привлеченные с долгового рынка.

Следует также обозначить новую тенденцию, которая проявляется на глобальном финансовом рынке в последнее время. Изменение модели привлечения ресурсов корпоративными заемщиками связано с тем, что увеличивают свою кредитную активность небанковские институты и организации (управляющие активами, страховые компании, фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, профессиональные ассоциации организации), которые воспользовались изменением конкурентной ситуации на рынке, связанной с ужесточением требований регуляторов к коммерческим банкам и увеличением кредитных рисков по корпоративным заемщикам.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

Динамическое взаимодействие компаний реального сектора и коммерческих банков состоит в том, что именно банковский сектор является основным источником финансирования деятельности российских фирм и предприятий, следовательно, можно констатировать то факт, что от уровня доступности банковских услуг зависит формирование положительного тренда развития экономики. Вместе с тем, особенность посткризисного развития российской экономики состоит в том, что, несмотря на сложившуюся в экономике значительную потребность фирм и предприятий реального сектора в заемных ресурсах, доля привлекаемых кредитных ресурсов, направляемых на развитие бизнеса, остается низкой, несмотря на отсутствие достаточных собственных средств на осуществления инвестиций в расширение производства.

Можно отметить, что низкая кредитная активность предприятий реального сектора экономики связана с достаточно высокой стоимостью привлекаемых кредитных ресурсов, которая значительно снижает эффективность применения банковских кредитов для целей расширения производства, модернизации оборудования и освоения новых рыночных ниш.

Для обеспечения роста экономики часть средств из резервного фонда можно направлять на финансирование значимых инфраструктурных проектов, определив в качестве модератора этого процесса непосредственно новый институт, например, бюджетный фонд финансирования инфраструктурных объектов, контролируемый Минтрансом и Минэнерго. Безусловно, на создание нового института потребуются временные и организационные ресурсы, а также выверенный перечень приоритетных проектов, в числе которых, по нашему мнению, можно выделить следующие: строительство морского порта по перевалке сжиженного газа на Ямале, Центральной кольцевой дороги и возобновление проекта «Урал промышленный - Урал полярный», скоростные магистрали и т. д.

В конце 2012 г. была утверждена государственная программы «Развитие транспортной системы» до 2020 г., которая будет поддержана средствами из федерального бюджета. Таким образом, несмотря на политику снижения расходов, финансирование транспортных инфраструктурных проектов правительством Российской Федерации будет продолжено, при этом, основной объем финансирования будет выделен на развитие железнодорожного транспорта, который получит значительную часть ресурсов на развитие инфраструктурных проектов. Финансирование государственной программы превысит консервативный сценарий реализации транспортной стратегии.

Согласно этому сценарию, к 2020 г. протяженность российских дорог общего пользования по сравнению с 2011 г. вырастет лишь на 1%, качество региональных дорог практически не улучшится, а доля перегруженных дорог в крупных городах будет расти. По мнению экспертов, перегружены основные магистрали российских дорог, поэтому важно улучшать их безопасность и повышать комфорт, так как ограниченность ресурсов в регионах выступает риском деградации дорожной инфраструктуры (Лютова, 2014).

Правительство России планирует оказать финансовую поддержку и обеспечить доступное кредитование транспортных, энергетических и коммунальных проектов. Для этого наблюдательному совету Внешэкономбанка (ВЭБа) необходимо определять основные параметры сделок по инвестированию накоплений в инфраструктурные облигации. В настоящее время Внешэкономбанк участвует в финансировании 289 проектов стоимостью 3,9 трлн руб., большая часть из финансируемых Внешэкономбанком проектов - это инфраструктурные проекты и проекты, которые имеют стратегическое значение для инновационного развития российской экономики России.

Среди приоритетных проектов можно выделить развитие инфраструктуры Дальнего Востока и Восточной Сибири, Московский транспортный узел, сообщение в городах, где будет проведен чемпионат мира по футболу в 2018 г. и другие. Несмотря на то, что в российском законодательстве понятия «инфраструктурные облигации» пока не существует, ВЭБ инвестирует пенсионные накопления в облигации инфраструктурных компаний, имеющих госгарантии или кредитный рейтинг не ниже суверенного.

Такими инструментами выступают гарантированные государством облигации компаний, созданных для обеспечения финансирования следующих проектов: «Западный скоростной диаметр» и «Северо-Западная концессионная компания», облигации РЖД, «Автодора», «Водоканала».

Для усиления контроля за расходованием средств на инфраструктурные проекты Президент Российской Федерации, В.В. Путин, поручил сформировать специальную группу для осуществления контроля за ходом реализации инфраструктурных проектов. Первым проектом, финансируемым по данной схеме, является проект Московского транспортного узла (ЦКАД). Этот проект реализуется с учетом средств из фонда национального благосостояния (ФНБ).

По мнению специалистов, если проекты по развитию инфраструктуры Дальнего Востока и Восточной Сибири, реконструкции Московского транспортного узла, формированию опорной инфраструктуры для проведения чемпионат мира по футболу в 2018 г. окажутся окупаемыми, а также, если привлекать финансирование под них будут надежные эмитенты, то ВЭБ будет инвестировать в бумаги этих агентов накопления (Письменная, Биянова, 2012).

Перспектива строительства наиболее масштабного инфраструктурного проекта, железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва - Казань» зависит от возможности возобновления устойчивого роста российской экономики. Планируется, что скоростная магистраль «Москва - Казань» пройдет по территории 7 российских регионов, при этом, время в пути должно составить около 3,5 часов при максимальной скорости движения до 400 км/ час. Корпорация планируется ввести проект в эксплуатацию в 2018 г.

Выделения из фонда национального благосостояния финансирования корпорации ОАО «Российские железные дороги» на реализацию этого инфраструктурного проекта требует уточнения финансово-экономического обоснования. Пока модель финансирования еще не утверждена окончательно, так как проект является довольно масштабным.

На реализацию этого транспортного проекта в виде возвратных средств необходимо привлечь 150 млрд руб. инвестиционных ресурсов из российского фонда национального благосостояния (ФНБ) и 239 млрд руб. из Пенсионного фонда на основе использования новых инструментов - инфраструктурных облигаций. Достаточно солидную сумму (около 220 млрд руб.) должны составить кредитные ресурсы банков.

Для привлечения инвестиционных ресурсов частных инвесторов инфраструктурные проекты высокоскоростных магистралей планируется реализовать механизм финансирования на основе государственно-частного партнерства, строительство скоростных железных дорог будет финансировано за счет бюджета.

По оценкам специалистов, за счет реализации инвестиционных проектов к 2016 г. объем задолженности компании ОАО «Российские железные дороги» вырастет до 750 млрд руб. Долг/EBITDA компании останется на уровне 2,6. По сравнению с рассмотренным предыдущим вариантом инвестиционной программы корпорации, которая была разработана в 2012 г., долговая нагрузка корпорации могла составить 645 млрд руб. (долг/EBITDA - 2,2), новая программы имеет планируемую долговую нагрузку 705 млрд руб. (долг/EBITDA — 2,6), а к 2016 г. долг ОАО «Российские железные дороги» может увеличиться на 46,4 млрд руб. Для развития инвестиционных проектов ОАО «Российские железные дороги» собирается в 2014 г. привлечь на рынке 58,5 млрд руб., в 2015 г. - 15,8 млрд руб., в 2016 г. - 41,1 млрд руб.; 50 млрд руб. в 2014 г. корпорация ОАО «РЖД» планирует привлечь в качестве кредитных ресурсов у ВЭБа, разместив инфраструктурные облигации (Челпанова, 2013).

Инфраструктурные облигации могут выступить в качестве инструментов финансирования инфраструктурного проекта «Восточная Сибирь - Тихий океан» корпорации «Транснефть». Инвестиционная программа компании на 2014-2018 гг. может составить более 500 млрд руб. Необходимость привлечения средств для инвестиционных проектов из фонда национального благосостояния обосновывается тем, что привлекать новые кредиты корпорация не имеет возможности в связи со сложившейся в настоящее время высокой долговой нагрузкой. Соответственно, к размещению инфраструктурных облигаций корпорация имеет большой интерес.

Менеджмент компании объясняет сложившуюся ситуацию тем обстоятельством, что корпорации при замораживании тарифов необходимо провести расширение проекта по прокладке трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), не сокращая объемы реализации других проектов.

Другим источником финансирования инвестиционных проектов корпорации «Транснефть», по мнению специалистов, может стать тариф на прокачку нефти по ВСТО. Это направление является сверхприбыльным для предприятий данной отрасли, в связи с чем корпорация «Транснефть» считает возможным увеличить ставку тарифа на 450 руб. до 2 531 руб. за 1 т (Старинская, 2013).

Для поддержания развития модели инвестиционной экономики, необходимо обеспечить доступность кредитов для компаний разных форматов бизнеса, но, прежде всего, для развития инновационных компаний. В настоящее время, ставки по кредитам сложно сопоставить с возможной доходностью по инвестиционным проектам, поэтому крупные компании вынуждены прибегать для развития долгосрочных проектов к помощи государства.

При реализации инвестиционных программ для расширения бизнеса корпорация «Транснефть», как правило, использовала собственные средства из прибыли или привлеченные в качестве банковских кредитов ресурсы, однако, воспользоваться механизмом привлечения заемных средств в настоящее время компания не имеет финансовой возможности.

Соотношение чистого долга корпорации «Транснефть» к EBITDA составляет около 1, что позволяет, по мнению специалистов, при реализации инвестиционного проекта часть вырученных денежных средств возвращать в бюджет, а оставшиеся ресурсы инвестировать в развитие проекта (Старинская, 2013).

Проектное финансирование - это сложный процесс, который включает в себя мониторинг множества рисков, которые на стадии строительства и эксплуатации делятся между государством и бизнесом, представленным разными компаниями и организациями. Следует также отметить, что доходность инфраструктурного проекта тесным образом связана с возможностью привлечения относительно недорогих кредитных ресурсов и отлаженного механизма финансирования. Сложность механизма финансирования связана, прежде всего, с большим числом участников, многообразием технических процедур и документов. Механизм проектного финансирования формируется на условиях синдицированного кредитования на основе взаимодействия нескольких кредитных организаций. При реализации проекта особую роль играет государство, которое прямо участвует в регулировании рисков и выполняет различные обязательства при возможных дефолтах в части компенсации старших кредиторов и акционеров проектной компании.

ЛИТЕРАТУРА

Джайлз К. (2014). Кризис производительности поразил мировую экономику // Vedomosti.ru. Доступно на: http:// www.vedomosti.ru/finance/news/21368971/krizis-proizvoditelnosti-porazil-miravuyu-ekonomiku#ixzz2qq1XP7Ic.

Кувшинова О. (2013). В фокусе: Новая норма - стагнация // Ведомости. Приложение «Форум», от 24 декабря. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/598301/novaya-norma-stagnaciya#ixzz2qqZVKFjS.

Лютова М. (2014). Бюджет не сэкономит на транспорте // Vedomosti.ru. Доступно на: http://www.vedomosti. ru/finance/news/21587921/transportu-dengi-ne-pomogut#ixzz2r2OBtjP3.

Письменная Е., Биянова Н. (2012). Дорогое ускорение // Ведомости. № 246(3260) С. 3 от 26 декабря. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/370021/dorogoe_uskorenie#ixzz2S3Dn0mdY.

Старинская Г. (2013). ВСТО могут расширить за счет средств ФНБ // Vedomosti.ru. от 25 ноября. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/companies/news/19151371/truba-blagosostoyaniya.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

REFERENCES

Giles K. (2014). The crisis hit the world economy performance. Vedomosti.ru. Available at: http://www.vedomosti. ru/finance/news/21368971/krizis-proizvoditelnosti-porazil-mirovuyu-ekonomiku#ixzz2qq1XP7Ic. (In Russian.)

Kuvshinova O. (2013). Focus: The new standard - Stagnation. Sheets Appendix "The Forum", on December 24. Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/598301/novaya-norma-stagnaciya # ixzz2qqZVKFjS. (In Russian.)

Lyutova M. (2014). The budget does not save on transport. Vedomosti.ru. Available at: http://www.vedomosti.ru/ finance/news/21587921/transportu-dengi-ne-pomogut # ixzz2r2OBtjP3. (In Russian.)

Pysmennaya E., Biyanova N. (2012). Expensive acceleration. Vedomosti, № 246(3260) of 26 December. C. 3. Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/370021/dorogoe_uskorenie # ixzz2S3Dn0mdY. (In Russian.)

Starynska G. (2013). ESPO can expand at the expense of the NWF. Vedomosti.ru. 25. November. Available at: http:// www.vedomosti.ru/companies/news/19151371/truba-blagosostoyaniya. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.