Научная статья на тему 'ОГНЕВАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ОГНЕВАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная подготовка / огнестрельное оружие / физическая подготовка / полицейский / стрельба / тактико-специальная подготовка / comprehensive training / firearms / physical training / police officer / shooting / tactical and special training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чобитько Сергей Петрович, Жамборов Анзор Анатольевич, Гущин Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрен комплексный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции. Предложенный подход позволяет достичь максимальной эффективности в формировании необходимых навыков и умений в огневой, тактико-специальной, физической и психологической подготовке, а также сформировать необходимый уровень стрессоустойчивости для выполнения служебных задач в экстремальных условиях. Рассматриваемый подход позволит сформировать и развить необходимые качества лидера, укрепить командный дух для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чобитько Сергей Петрович, Жамборов Анзор Анатольевич, Гущин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers an integrated approach to the training of police officers in the direction of professional training. The proposed approach allows to achieve maximum efficiency in the formation of the necessary skills and abilities in fire, tactical-special, physical and psychological training, as well as to form stress resistance to perform official tasks in extreme conditions. The considered approach will allow to form and develop the much-needed qualities of a leader, to strengthen the team spirit to achieve the goal.

Текст научной работы на тему «ОГНЕВАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Проведенные панельные дискуссии по актуальным проблемам современности оказались наглядной иллюстрацией того факта, что доля студентов, изначально скептически относившихся к обсуждению проблем дискриминации по национальному признаку, насилия, экстремизма, ксенофобии, ненависти резко снизилась. В результате итоговой сессии около 85% студентов считали эти проблемы наиболее уязвимыми и ощутимыми в условиях поликультурного общества, требующими немедленного решения. Более того, экспериментальное исследование привлекло внимание к необходимости повышения осведомленности о вышеупомянутых темах среди молодого поколения. Участники активно обсуждали возможные решения, делая акцент на развитии поликультурного образовательного пространства как инструмента превращения негативных аспектов интеграционных процессов в позитивные. Около 10% участников разделяли опасения большинства, хотя и признались, что им было бы слишком трудно заставить себя адаптироваться к новому образу жизни, взаимодействовать с представителями разных национальностей, изучать особенности культур и поведения. Лишь несколько студентов проявили свое безразличие к рассматриваемым вопросам.

Глобальные проблемы современности, системные вызовы, изменения всех сфер человеческой деятельности часто ставят перед людьми на первый взгляд непреодолимые задачи. По мнению разных исследователей, напрашивается предположение, что наше общество на нынешнем этапе своего развития требует вовлеченности каждого человека и ответственного отношения от каждого в целях мировой безопасности и гармоничного развития. Обсуждение со студентами актуальных вопросов, связанных с текущим состоянием мирового общества, сосредоточение внимания на темах, касающихся социальной, культурной и других сфер жизни, а также на вопросах будущего человечества, способствуют формированию нового типа обучающегося - социально ответственного, способного жить в мире и согласии с окружающими, испытывать эмпатию и толерантность, обладающего поликультурной компетентностью, являясь таким образом достойным представителем современного многонационального общества.

Литература:

1. Акулич, М.М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. - С. 50-57

2. Батарчук, Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды / Д.С. Батарчук // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 344. -С. 153-159. - EDN NEGSCL

3. Губогло, М.Н. Толерантность представлений и представления о толерантности / М.Н. Губогло // Этнопанорама. -2002.-№3-4.-С. 58-71

4. Декларация и программа действий в области культуры мира // ВНЕшкольник. - 2010. - № 4(139). - С. 8-14

5. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2(31).-С. 15.

6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика: сборник научно-методических статей. - 2-е издание, стереотипное. - Москва: Московский психолого-социальный университет, 2003. - 368 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2011. -48 с.

8. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина [и др.]; Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный педагогический институт, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова, Башкирский институт развития образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. - Москва : Педагогическое общество России, 2004. - 240 с.

9. Шалумова, Р.Н. Сущность поликультурной личности в научно-педагогической теории и практике / Р.Н. Шалумова, Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. -№ 1(213).-С. 93-100

Педагогика

УДК 623.5

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Гущин Дмитрий Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Ростов-на-Дону)

ОГНЕВАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье рассмотрен комплексный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции. Предложенный подход позволяет достичь максимальной эффективности в формировании необходимых навыков и умений в огневой, тактико-специальной, физической и психологической подготовке, а также сформировать необходимый уровень стрессоустойчивости для выполнения служебных задач в экстремальных условиях. Рассматриваемый подход позволит сформировать и развить необходимые качества лидера, укрепить командный дух для достижения поставленных целей.

Ключевые слова: комплексная подготовка, огнестрельное оружие, физическая подготовка, полицейский, стрельба, тактико-специальная подготовка.

Annotation. The article considers an integrated approach to the training of police officers in the direction of professional training. The proposed approach allows to achieve maximum efficiency in the formation of the necessary skills and abilities in fire, tactical-special, physical and psychological training, as well as to form stress resistance to perform official tasks in extreme conditions. The considered approach will allow to form and develop the much-needed qualities of a leader, to strengthen the team spirit to achieve the goal.

Key words: comprehensive training, firearms, physical training, police officer, shooting, tactical and special training.

Введение. Современное общество сталкивается с все более сложными проблемами, которые требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных органов. Для того чтобы справиться с этими вызовами, необходимы высококвалифицированные сотрудники полиции, которые имеют актуальную комплексную подготовку. В современных реалиях, когда преступность неизбежно сопутствует развитию общества, важность профессиональной подготовки правоохранительных органов становится все более актуальной. Не последнюю роль занимают огневая и тактико-специальная подготовка сотрудников полиции, которая позволяет им успешно выполнять свои задачи в сложных и экстремальных условиях.

Изложение основного материала статьи. В своих работах мы уже отмечали важность комплексной подготовки сотрудников правоохранительных органов [4, 5]. Комплексная подготовка - это систематическое обучение сотрудника полиции по всем направлениям профессиональной подготовки. Такой подход позволяет достичь максимальной эффективности в службе. Комплексная подготовка сотрудников полиции позволяет им быть готовыми к различным видам угроз и ситуаций, включая преступления на почве коррупции, терроризма и др. Такая подготовка важна для обеспечения безопасности всех граждан и охраны общественного порядка. В стрессовой экстремальной ситуации важно, чтобы правоохранитель умел контролировать свои эмоции и стресс, а также умел работать в составе группы и уважительно обращаться с гражданами. Комплексную подготовку можно разделить на несколько блоков:

1. Огневая подготовка - приобретение навыков обращения с огнестрельным оружием и эффективного ведения огня.

2. Тактико-специальная подготовка - это комплекс мероприятий, связанных с обучением тактике боя и выполнения специальных задач. В рамках этого направления проводятся тренировки по работе в команде при выполнении оперативно-служебных задач, обучение методам скрытного перемещения на местности, входа на объекты, а так же навыков тактики действий в различных ситуациях. Также в рамках этой подготовки сотрудники обучаются тактике действий при возможном нападении или террористическом акте, что помогает им успешно выполнять свои функциональные обязанности на высоком уровне. В сфере охраны правопорядка, особенно в работе полицейского, огневая и тактико-специальная подготовка являются неотъемлемой частью профессионального обучения сотрудников.

3. Физическая подготовка - тренировка выносливости, силы, ловкости, формирование навыков рукопашного боя, необходимых для выполнения служебных задач в экстремальных условиях.

4. Психологическая подготовка - обучение управлять своими эмоциями в критических ситуациях, укрепление психологической устойчивости и способности принимать решения в стрессовых ситуациях.

5. Лидерство и командный дух - развитие навыков работы в команде и управления командой, умения сплотить и организовать коллектив для достижения поставленной цели.

Огневая подготовка является одним из основных элементов комплексной подготовки полицейских. Она позволяет овладеть навыками безопасного обращения с оружием и эффективного применения его для защиты граждан и нейтрализации угрозы. На огневой подготовке приобретаются умение эффективно и безопасно использовать оружие при выполнении служебных задач. Основой для огневой подготовки являются технические аспекты, которые должны быть хорошо изучены каждым сотрудником. На данном этапе приобретаются знания материальной части отдельных образцов вооружения, мер безопасности при обращении с ним, а также способы быстрой и эффективной перезарядки, и оперативного устранения задержек при стрельбе. Для достижения высоких результатов в этом направлении необходимо систематически тренироваться на стрелковых полигонах и получать знания о технике стрельбы, механизмах работы оружия, а также изучать тактику применения оружия в различных условиях. Специальные тренинги помогают улучшить навыки владения оружием, научиться корректно и безопасно обращаться с ним, совершенствовать технику стрельбы. Для профессионального выполнения своих обязанностей сотрудником правоохранительных органов, занятия в рамках огневой подготовки должны переплетаться с другими элементами профессионального обучения, такими как тактическая и физическая подготовка.

Практическое выполнение упражнений является необходимым шагом для закрепления теоретических знаний и улучшения мастерства владения оружием. Среди таких упражнений можно выделить следующие:

1. Стрельба на точность - такие упражнения позволяют обучиться точной стрельбе, когда требуется поразить маленькую цель на большом расстоянии (например, голову преступника). В процессе выполнения упражнения сотруднику полиции необходимо сосредоточиться на ряде важных элементов (своем дыхании, технике прицеливания, контроле спуска курка) [1].

2. Стрельба на скорость - такие упражнения позволяют обучиться быстрой стрельбе в условиях ближнего боя. Сотрудникам полиции предлагается поразить цель (обычно это мишень-поппер или картонная мишень) как можно быстрее, используя различные техники стрельбы (например, из двух или одной руки).

3. Стрельба по подвижной цели - такие упражнения позволяют обучиться стрельбе по цели, которая движется. Сотрудникам полиции предлагается поразить цель в движении, используя заранее определенные тактические приемы. Важным аспектом огневой подготовки является также работа в команде. Для этого проводятся тренировки по координации действий нескольких сотрудников при преследовании преступников или защите объектов.

На сегодняшний момент, подготовка сотрудников полиции к выполнению служебных обязанностей должна быть максимально эффективной и профессиональной. Важно, чтобы каждый сотрудник мог быстро и точно реагировать на любую ситуацию, связанную с применением силы и огнестрельного оружия.

С целью улучшения навыков своих сотрудников многие силовые структуры мира проводят регулярные тренировки и симуляции. В рамках таких тренировок используются самые различные сценарии: от контрольных стрельб до полноценных сражений с "врагом". Для этого используются специально оборудованные помещения и территории, которые имитируют различные ситуации с применением оружия [2, 3]. Однако, огневая подготовка не ограничивается лишь тренировочными занятиями. Важно, чтобы сотрудники полиции постоянно отрабатывали навыки стрельбы и знания необходимых нормативных правовых актов по применению силы и оружия. Для этого необходимо постоянно обучать сотрудников новым методам и приемам.

Правильная и эффективная огневая подготовка сотрудников полиции - это залог безопасности граждан и работников правоохранительных органов. Она позволяет сохранить жизни и здоровье всех участников возможного конфликта, а также эффективно бороться с преступниками и защищать закон и правопорядок.

В рамках профессионального обучения сотрудники полиции получают умения действовать в различных условиях и выполнять специфические задачи и практические навыки работы в различных зданиях и сооружениях, умение защищать третьих лиц и охраняемые объекты, осуществлять контроль массовых мероприятий и т.д.

Профессиональный инструктор должен научить сотрудников правильно оценивать ситуацию, принимать решения в критических ситуациях, использовать тактику работы в группе для достижения поставленной цели.

Особое внимание уделяется тактико-специальной подготовке, которая является важным компонентом комплексной подготовки сотрудников полиции. Она позволяет обучить сотрудников правильно и быстро реагировать на различные

критические ситуации. Тактико-специальная подготовка включает в себя изучение тактических приемов ближнего боя, непосредственного противодействия противнику, а также способности быстро ориентироваться в незнакомой местности.

Основные цели тактико-специальной подготовки:

1. Развитие умения правильно оценивать ситуацию и принимать решения на основании этой оценки.

2. Обучение работе в команде при выполнении сложных задач (например, освобождение заложников).

3. Подготовка к действиям в условиях стресса (огневой контакт, противоборство с использованием физической силы и специальных средств).

Ключевыми элементами тактико-специальной подготовки являются:

1. Тренировки по задержанию преступника и защите от нападения. В процессе обучения приобретаются навыки, которые позволяют эффективно защищаться и контролировать преступника.

2. Работа с оружием в условиях стресса - это упражнения, которые позволяют обучиться правильной работе с оружием в скоротечных стрессовых ситуациях.

3. Тренировки на специальных площадках - это тренировочные комплексы, которые имитируют различные критические ситуации (например, перестрелку или захват заложников). Сотрудники приобретают навыки быстро принимать решения и действовать в соответствии со своими задачами.

Одним из главных принципов тактико-специальной подготовки является индивидуальный подход в обучении, учитывая физические данные обучающегося, его профессиональные навыки, психологический склад и опыт работы. Однако даже самый профессиональный специалист не всегда может справиться со сложными задачами самостоятельно.

Командная работа предполагает объединение усилий всех членов группы для достижения общей цели. В рамках тактико-специальной подготовки команда должна быть способна выполнять любые задания быстро, точно и безопасно. Каждый член группы должен знать свою роль и обязанности, а также быть готовым к оперативному изменению плана действий. В процессе подготовки к любым мероприятиям особое внимание уделяется тренировкам командной работы («слаживанию»). Сотрудники должны научиться работать в различных условиях, в том числе в условиях недостаточной видимости, различной местности и т.д. Необходимы умения быстро ориентироваться на местности и принимать решения в нестандартных ситуациях. Кроме того, для эффективной командной работы необходимо обеспечить четкую связь между всеми членами группы. На это направлено использование специального оборудования и средств связи, а также разработка стратегии построения коммуникаций в рамках операций.

Один из способов повышения эффективности командной работы при выполнении сложных задач - это использование тактических сигналов для передачи информации между членами группы без использования голоса или радиосвязи. Такие сигналы могут быть заранее определены командиром группы и закреплены на тренировочных площадках.

Кроме того, для эффективной командной работы необходимо научить сотрудников работе в условиях стресса. В рамках тактико-специальной подготовки проводятся специальные тренировки, направленные на развитие устойчивости к стрессу и оптимизации процесса принятия решений в экстремальных условиях. Важным элементом командной работы является тактическое планирование операций. Это процесс разработки стратегии выполнения задачи, определения ролей и обязанностей каждого члена группы, выбора места и времени действий. Такое планирование позволяет минимизировать риски для жизни и здоровья сотрудников полиции, а также повышает эффективность выполнения задания.

Выводы. В заключение можно отметить, что командная работа играет ключевую роль в повышении эффективности действий при выполнении сложных задач в рамках тактико-специальной подготовки сотрудников полиции. Как уже отмечалось ранее, она предполагает индивидуальный подход к каждому члену группы, использование специального оборудования и средств связи, тренировку навыков работы в экстремальных условиях и тактическое планирование операций. Все это позволяет достичь общей цели - обеспечить безопасность граждан и сотрудников полиции при выполнении задач.

Следует отметить, что направления профессиональной подготовки по отдельности не в состоянии достичь максимального результата. Важным фактором является их сочетание в рамках комплексной подготовки сотрудников полиции. Комплексный подход к огневой и тактико-специальной подготовке позволяет добиться синергии этих направлений и значительно повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников. Обучение правилам боевого движения, тактике работы в команде при выполнении оперативных задач и тренировки по стрельбе на различных дистанциях - все это помогает улучшить навыки работника полиции в целом. Сочетание огневой и тактико-специальной подготовки позволяет решать задачи быстрее и более эффективно, уменьшая вероятность возникновения инцидентов и минимизируя потенциальный ущерб для жизни людей. Кроме того, комплексная подготовка способствует формированию у сотрудников полиции высокой степени ответственности и профессионализма, что является важным фактором для обеспечения безопасности граждан.

Важно отметить, что комплексная подготовка сотрудников полиции должна быть регулярной и систематической. Это позволяет сохранять навыки и знания на достаточном уровне, а также оперативно корректировать программу обучения в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Сочетание огневой и тактико-специальной подготовки в рамках комплексной подготовки является необходимым условием для повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции, что даст возможность быстро и эффективно решать задачи по обеспечению безопасности граждан. Регулярное проведение занятий в рамках данных дисциплин позволит поддерживать необходимые навыки на высоком уровне.

Комплексная подготовка сотрудников полиции является основой для поддержания безопасности и порядка в обществе. Такой подход позволяет нашей стране на высоком уровне готовить высококвалифицированные кадры полиции, которые готовы противостоять любым вызовам в борьбе с преступностью.

Из вышесказанного следует, что каждый вид подготовки как по отдельности, так и в междисциплинарных связях являются важными элементами комплексной подготовки сотрудников полиции. Они позволяют не только улучшить навыки работы с оружием, но и обучить правильно реагировать на различные критические ситуации.

Литература:

1. Светличный, Е.Г. Формирование правильных стрелковых навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на первоначальном этапе обучения / Е.Г. Светличный, С.И. Рабазанов, P.A. Кудрявцев // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 150-153.

2. Светличный, Е.Г. Совершенствование огневой подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России с использованием программы адаптивного взаимодействия «Дизайнер упражнений IPSC» / Е.Г. Светличный, С.П. Чобитько, A.M. Басинский // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы». 20.05.2022. - Симферополь. - 2022. -С. 287-290

3. Светличный, Е.Г. Использование ЗБ программ-конструкторов в профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, С.П. Чобитько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 296-299

4. Светличный, Е.Г. Комплексная подготовка спортсменов-стрелков / Е.Г. Светличный, С.П. Чобитько, Д.Н. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2021. - Выпуск 72 (2). - С. 301-303

5. Чобитько, С.П. Комплексная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях / С.П. Чобитько // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. - 2020. - С. 505-507

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Шабанова Шахназ Гилаловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных

языков и методики их преподавания Шабанова Джамиля Садулаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных

языков и методики их преподавания Абулайсова Насихат Абулайсовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Рассматриваются наиболее характерные черты процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка по ходу обучения в вузе. Для этого в начале статьи изучаются изменения в требованиях социума к выпускникам педагогических вузов, успешно освоившим соответствующий профиль подготовки. На этом основании доказывается необходимость расширения использования личностно ориентированного обучения в соответствующем процессе. Демонстрируется система требований, которые с необходимостью должны получить практическое воплощение при его реализации. Затем говорится об особенностях формирования коммуникативного, дидактического и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка учителей иностранного языка, совершенствование процесса подготовки учителей иностранного языка, компетентность учителя иностранного языка, развитие компетентности будущего учителя иностранного языка.

Annotation. The most characteristic features of the future foreign language teachers professional competence developing process during their studies at the university are considered. To do this, at the article's beginning, changes in the society requirements for pedagogical universities graduates who have successfully mastered the appropriate training profile are studied. On this basis, the necessity of expanding the personality-oriented learning use in the relevant process is proved. A system of requirements is demonstrated, which must necessarily be put into practice during its implementation. Then the authors talk about the peculiarities of the future foreign language teachers professional competence communicative, didactic and reflexive components formation.

Key words: higher education, training of foreign language teachers, improvement of the process of training foreign language teachers, the competence of a foreign language teacher, the development of the competence of a future foreign language teacher.

Введение. Неуклонный рост потребности в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах является одной из наиболее характерных черт современного социума (М.Ю. Бухаркина, М.В. Вербицкая, Т.Н. Гущина, Н.Г. Масюкова, К.С. Махмурян, Е.С. Полат). Сказанное в полной мере относится к образовательной сфере. Действительно, на современном, постиндустриальном этапе развития общества первоочередная цель реализации учебно-воспитательного процесса перестаёт состоять в усвоении готовых знаний. Сегодня он должен быть нацелен на построение системы информационного обмена между субъектами, целью которого является обретение ими компетентности и эрудированности (Н.В. Ипполитова, Н.Г. Масюкова, Н.А. Нагибина, Е.С. Полат).

Необходимость реализации образовательного процесса в таком ключе способствует выдвижению особых требований к компетентности педагога [8, С. 166]. Этому также способствует ряд объективных факторов. Перечислим их:

- появление инновационных типов школ;

- широкое применение в системе среднего общего и основного общего образования авторских педагогических систем [11, С. 182];

- постоянное расширение сферы использования передовых технологий в обучении и воспитании (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, С.К. Гураль, Г.И Петрова, В.М. Смокотин).

Соответственно, успешным завершением профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков на ступени высшего образования следует считать выпуск специалиста, легко ориентирующегося не только в новейших достижениях, связанных с изучением иностранных языков, но и в инновациях психолого-педагогической науки [13, С. 7]. Сумма профессиональных и личностных компетенций такого педагога, сформированная к моменту начала профессиональной деятельности, должна позволять ему реализовывать ряд важнейших функций. К таковым относятся:

- практическое применение различных технологий преподавания учебного предмета, не исключая инновационных;

- эффективная работа с одарёнными и трудными детьми [11, С. 188];

- проектирование траектории собственного профессионально-личностного становления [13, С. 9];

- осуществление научно-исследовательской деятельности [1, С. 8];

- проектирование дидактического процесса (Д.Р. Абдильманова, Ю.В. Гутрова, О.В. Крылова, А.А. Леонтьев, Н.Н. Новик, Г.И. Петрова, С.В. Тетина);

- реализация личностного подхода в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическим аспектам подготовки учителя, способного к их воплощению, посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. На протяжении трёх последних десятилетий педагоги-исследователи и

практики уделяли немало внимания различным проблемам, связанным с развитием компетентности будущих учителей иностранногоязыка(Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.