Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКИ / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ОВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Панова Ольга Сергеевна, Хенцинский Евгений Александрович, Хорольский Владимир Витальевич, Белецкий Александр Александрович

Цель работы: поиск эффективных форм, средств и методов совершенствования профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России. Авторами в работе выявлено, что введение в штатное расписание территориальных ОВД должностей, предназначенных для осуществления функции по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки, а также обучение таких сотрудников (инструкторов), позволит повысить уровень мастерства сотрудников ОВД при обращении с огнестрельным оружием; совершенствовать двигательные навыками, необходимые для профессионального осуществления своих функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях; развивать навыки по обеспечению личной безопасности; развивать стрессоустойчивость и мышление в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Панова Ольга Сергеевна, Хенцинский Евгений Александрович, Хорольский Владимир Витальевич, Белецкий Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The purpose of the article: the search for effective forms, means and methods of improving professional service and physical training of employees of the Department of Internal Affairs of Russia. The authors revealed in the study that the introduction into the staffing of territorial police departments of positions designed to carry out the function of organizing and conducting professional service and physical training, as well as their training, will allow increasing the level of skill of police officers when handling firearms; improving the motor skills necessary for the professional exercise of their functional responsibilities in extreme situations; developing personal safety skills; developing stress tolerance and thinking in extreme situations.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ»

ВЫВОДЫ

По итогам экспериментальной работы обучающиеся отмечают, что опыт сотрудничества с другими субъектами образования был успешным (для 58% с обучающимися и для 64% с педагогами), они считают их приятными, симпатичными, развитыми личностями, а педагогов еще и высококвалифицированными профессионалами. В ходе учебных занятий и совместных мероприятий 73% обучающихся испытали положительные эмоции и результативно взаимодействовали, 71% считают помещение и оборудование комфортным и уютным. Особенностью образовательной среды эмоционально-смысловых и коммуникативных возможностей личности является его открытость для субъектов образования, позволяющая им не только иметь необходимую информацию (информирование об успешности обучения, индивидуальные консультации, но и принимать участие в выработке управленческих решений и их реализации, вовлечение субъектов образования в жизнь образовательного учреждения, привлечение к участию в решении образовательных проблем, проведению совместных воспитательных и здоровье укрепляющих мероприятий).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бражникова, А.Н. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала / А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 6(76). - С. 12-16.

2. Внедрение кроссфита в образовательный процесс вуза / Н. В. Казанцева, В. С. Казанцев, Е. В. Глазова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6(172). -С. 105-108.

3. Татаринов, К. А. Принципы саморазвития личности / К. А. Татаринов, А.Ф. Зверев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, - № 2 (31). - С. 99-102.

REFERENCES

1. Brazhnikova, A.N. (2011), "Empathy as one of the components of the morality of a future professional", Uchenye Zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (76), pp. 12-16.

2. Kazantseva, N.V. (2019), "Introduction of crossfit into the educational process of the university", Uchenye Zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6(172), pp. 105-108.

3. Tatarinov, K. A. (2020), "Principles of self-development of personality", Azimuth of scientific research: pedagogy andpsychology, No.2(31), pp. 99-102.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 355.233

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ

Евгений Григорьевич Светличный, кандидат педагогических наук, директор, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Ялта; Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград; Евгений Александрович Хенцинский, преподаватель, Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации г. Симферополь; Владимир Витальевич Хорольский, кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону; Александр Александрович Белецкий, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград

Аннотация

Цель работы: поиск эффективных форм, средств и методов совершенствования профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России. Авторами в работе выявлено, что введение в штатное расписание территориальных ОВД должностей, предназначенных для осуществления функции по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки, а также обучение таких сотрудников (инструкторов), позволит повысить уровень мастерства сотрудников ОВД при обращении с огнестрельным оружием; совершенствовать двигательные навыками, необходимые для профессионального осуществления своих функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях; развивать навыки по обеспечению личной безопасности; развивать стрессоустойчивость и мышление в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: профессиональная подготовки, служебная подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка, сотрудники ОВД России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p362-367

IMPROVING THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SERVICE AND PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

Evgeniy Grigorievich Svetlichniy, the candidate of pedagogical sciences, director, Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive Education, Humanitarian Pedagogical Academy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta; Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd; Evgeniy Alexandrovich Hencinskiy, the teacher, Crimean

Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Simferopol; Vladimir Vitalievich Khorolskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Rostov-on-Don; Alexander Alexandrovich Beletskiy, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd

Abstract

The purpose of the article: the search for effective forms, means and methods of improving professional service and physical training of employees of the Department of Internal Affairs of Russia. The authors revealed in the study that the introduction into the staffing of territorial police departments of positions designed to carry out the function of organizing and conducting professional service and physical training, as well as their training, will allow increasing the level of skill of police officers when handling firearms; improving the motor skills necessary for the professional exercise of their functional responsibilities in extreme situations; developing personal safety skills; developing stress tolerance and thinking in extreme situations.

Keywords: professional training, service training, physical training, fire training, employees of the Department of Internal Affairs of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития органов внутренних дел Российской Федерации актуализирует вопросы кадрового обеспечения системы профессиональной служебной и физической подготовки в территориальных органах МВД России [3, 4, 6]. Должный уровень профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД может быть обеспечен только при введении в штатное расписание всех территориальных ОВД соответствующих должностей инструкторов, старших инструкторов, по правовой, служебной (включая дисциплины «Тактико-специальная подготовка» и «Личная безопасность сотрудника ОВД»), огневой и физической подготовке [1, 2, 5].

Сотрудники полиции при выполнении оперативно-служебных задач должны быть готовы к отражению нападения с использованием имеющихся средств физического принуждения, при этом действуя правомерно в рамках своих полномочий. Поэтому они должны регулярно развивать и закреплять навыки действий в экстремальных условиях.

Добиться этого можно только на практических занятиях по служебной, огневой и физической подготовке, проводимых высококвалифицированными специалистами, способными организовывать и проводить соответствующие занятия на высоком методическом и теоретическом уровне, позволяющем тренировать и проверять способности обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях [6]. Такие практические занятия и учения необходимо проводить одновременно несколькими инструкторами, так как они должны включать одновременно реализацию нескольких направлений обучения (например: правовую оценку ситуации; выбор варианта реагирования; реагирование - пресечение правонарушения, преступления, противодействия; задержание - применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; досмотр; закрепление факта правонарушения (преступления); доставление; оформление и т. п.).

Цель работы: поиск эффективных форм, средств и методов совершенствования профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для качественного обучения сотрудников на местах необходимо лиц (инструкторов), назначенных на должности по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки, направлять в ведомственные образовательные организации для прохождения переподготовки (повышения квалификации) по организации вышеуказанной деятельности (срок обучения должен составлять от 3 до 4 месяцев). Соответственно необходимо разработать и утвердить образовательную программу переподготовки (повышения квалификации) лиц, назначенных на должности по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки. Они должны иметь компетенции организовывать и проводить практические занятия и учения, на которых, в стандартных типовых ситуациях несения службы обучаемые будут применять все имеющиеся (правовые, служебные, огневые и физические) навыки и умения комплексно. В рамках совершенствования организации и проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке предлагаем следующие направления, которые изложены ниже.

В рамках направления «Огневая подготовка» профессиональное обучение инструкторов должно включать такие элементы, как:

- получение, закрепление и совершенствование навыков практического выполнения стрельб из огнестрельного оружия;

- выполнение нормативов с пистолетом, пистолетом-пулеметом, автоматом;

- оперативное устранение задержек при стрельбе;

- теория и методика проведения занятий по огневой подготовке;

- совершенствование навыков обращения с огнестрельным оружием в типовых экстремальных ситуациях;

- организация и проведение стрельб (действия по командам при выполнении практических упражнений, подготовка и оформление соответствующей документации, организация выезда на место проведения стрельб и распределение обязанностей лиц, задействованных в проведении и обеспечении стрельб, их инструктаж и т.д.);

- меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием;

- основы баллистики (внутренняя, внешняя, преградная);

- порядок и условия хранения огнестрельного оружия в подразделениях;

- материальная часть огнестрельного оружия, состоящего на вооружении в ОВД

РФ.

В рамках направления «Служебная подготовка» профессиональное обучение инструкторов должно включать такие элементы, как:

- общие меры безопасности при обращении с оружием и специальными средствами;

- правовые основания применения сотрудниками ОВД мер принуждения;

- правовые основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

- безопасное обращение с оружием при получении его из комнаты хранения оружия и сдачи его на хранение;

- безопасное обращение с оружием при его обнажении и приведение в готовность, а также по его постановке на предохранитель и убирании в кобуру (на ремень);

- оценка обстановки, организация взаимодействия, способы связи и подачи сигналов при возникновении угрозы личной безопасности;

- порядок безопасных действий сотрудников полиции при прибытии на место происшествия, преступления;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при пресечении нарушений общественного порядка, совершаемых одним лицом и группой лиц;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при задержании вооруженного или особо опасного преступника;

- средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и их применение;

- средства индивидуальной бронезащиты и их применение;

- алгоритм действий сотрудников полиции при получении информации об угрозе взрыва от гражданского населения, оперативного дежурного или других источников;

- меры предосторожности сотрудников полиции при обнаружении взрывчатых и сильнодействующих веществ;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при ограничении подвижности правонарушителя специальными средствами, проведении досмотра, доставлении в ОВД;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при оказании первой помощи, пострадавшим на месте происшествия или преступления;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при проведении досмотра посетителей охраняемых объектов ОВД, транспортных средств, при обнаружении у посетителей опасных предметов, оружия, отравляющих или взрывчатых веществ, при возникновении групповых нарушений общественного порядка;

- типичные ситуации возникновения условий применения огнестрельного оружия для защиты жизни и здоровья граждан;

- тактические приемы и способы передвижения на открытой местности с оружием в составе подразделения (группы), зоны безопасности и опасные направления, внезапное нападение преступников;

- техника и тактика передвижения в составе различных групп боевого порядка, взаимостраховка внутри группы, сигналы управления и способы передачи информации;

- приемы целеуказания при ведении огня, скрытое наблюдение и маскировка; правовые особенности применения оружия самообороны;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при поиске и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного правонарушения в условиях ограниченной видимости;

- моделирование и отработка типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции;

- отработка практических навыков по силовому пресечению противоправных действий правонарушителей с высокой степенью неопределенности на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности;

- тактические приёмы и способы обеспечения безопасности сотрудников полиции при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специалисты по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки должны регулярно совершенствовать свою квалификацию на курсах повышения квалификации именно по направлению организации профессиональной служебной и физической подготовки. Для этого целесообразно:

- дополнить штатное расписание территориальных ОВД (на уровне начальников отделов, отделений) должностями инструкторов (старших инструкторов), по организации и проведению правовой, служебной, огневой и физической подготовки (не менее одной должности на каждое направление подготовки);

- разработать и утвердить образовательную программу переподготовки (повышения квалификации) лиц, назначенных на должности по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки, рассчитанную на подготовку указанных специалистов в течение 3-4 месяцев;

Введение в штатное расписание территориальных ОВД должностей, предназначенных для осуществления функций по организации и проведению профессиональной служебной и физической подготовки, а также их обучение позволит повысить уровень мастерства сотрудников ОВД при обращении с огнестрельным оружием; позволит совершенствовать двигательные навыками, необходимые для профессионального осуществления своих функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях; развивать навыки по обеспечению личной безопасности; развивать стрессоустойчивость и мышление в экстремальных ситуациях; совершенствовать эффективные и правомерные действий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амельчаков И.Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. - 2007. - № 6. - С. 39-41.

2. Астафьев Н.В. Многоуровневая система профессионального образования сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел / Н.В. Астафьев, В.А. Глубокий - Омск: Омская академия МВД России, 2010. - 208 с.

3. Глущенко Д.В. Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России /Д.В. Глущенко, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 1 (28). - С. 160-163.

4. Инструкторско-методические занятия по огневой и физической подготовке : методические рекомендации / под общ. ред. Т.С. Купавцева ; [А.Р. Косиковский и др.] - Москва : Академия управления МВД России, 2022. - 104 с.

5. Овчинников В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

6. Светличный Е.Г. Условия формирования готовности курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, Д.А. Поштарук // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 184-187.

REFERENCES:

1. Amelchakov, I.F. (2007), "Improving the system of professional training, retraining and advanced training", Professional, Vol. 6, pp. 39-41.

2. Astafyev, N.V. and Glubokiy, V.A. (2010), Multilevel system of professional education of employees providing service and combat training of internal affairs bodies. Omsk.

3. Glushchenko, D.V. and Ovchinnikov, V.A. (2014), "Actual problems of professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol. 1 (28), pp. 160-163.

4. Kupavtsev, T.S. (2022), Instructor-methodical classes on fire and physical training, Moscow.

5. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of

the Ministry of internal Affairs of Russia, Vol. 4, pp. 172-176.

6. Svetlichny, E.G., Shanko, V.V. and Poshtaruk, D.A. (2020), "Conditions for the formation of readiness of cadets and trainees for the use of firearms in extreme situations", Problems of modern pedagogical education, Vol. 67 (2), pp. 184-187.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2022

УДК 796.92.093.642

АНАЛИЗ РАБОТЫ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ И ПРОВЕРКА ЕЁ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Александр Владимирович Петрушин, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация.

Цель исследования заключалась в теоретико-экспериментальном обосновании работы ста-билометрической платформы в процессе подготовки биатлонистов, применение специальных упражнений направленных на развитие вестибулярного аппарата, для улучшения качества стрельбы и улучшения спортивных результатов. Для достижения максимальных результатов тренеры придумывают и используют новые методики, так же с использованием технических средств реализуемых в тренировочном процессе биатлонистов, спортивные инновации пользуются большим спросом. В научно-методической литературе описаны области применения стабилометрии. Новые методы тренировок позволяют включать в тренировочный процесс биатлонистов различной квалификации технические средства. В исследовании принимали участие биатлонисты юниоры не ниже 1 взрослого разряда. Задачи исследования: выявить возможности использования «Стабилометрической платформы ST-150» в тренировочном процессе биатлонистов; разработать специальные упражнения для совершенствования стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов. Проблемная ситуация заключается в противоречии между постоянно возрастающими требованиями к качеству стрельбы, часто определяющей результат спортсмена в соревнованиях, и методиками ее тренировки, сориентированной преимущественно на практические занятия без использования технических средств. Цель исследования. Выявить возможности использования «Стабилометрической платформы ST-150» в тренировочном процессе квалифицированных биатлонистов.

Ключевые слава: стабилометрическая платформа, биатлон, вестибулярный аппарат, координация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p367-371

ANALYSIS OF THE OPERATION OF THE STABILOMETRIC PLATFORM AND VERIFICATION OF ITS EFFICIENCY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gennady Alexandrovich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, Department chair, Alexander Vladimirovich Petrushin, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The purpose of the study was to theoretically and experimentally substantiate the work of the sta-bilometric platform in the process of training biathletes, the use of special exercises aimed at developing the vestibular apparatus, to improve the quality of shooting and improve sports results. To achieve maximum results, coaches come up with and use new methods, as well as the technical means implemented in the training process of biathletes, sports innovations are in great demand. The scientific and methodological literature describes the areas of application of stabilometry. New training methods make it possible to include technical means in the training process of biathletes of various qualifications. The study involved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.