ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10405 © А.Ю. Нестеров, 2020
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ С СОТРУДНИКАМИ ОВД
Андрей Юрьевич Нестеров,
заместитель начальника кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Рассматриваются элементы образовательных технологий и методического обеспечения огневой подготовки в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД, направленные на формирование навыков эффективного владения и использования огнестрельного оружия согласно требованиям, предъявляемым обществом и государством к представителям исполнительной власти.
Ключевые слова: дидактическая система, технология, методическое обеспечение, огневая подготовка, стрельба из табельного оружия, круговая тренировка, формирование навыков, стрелковая подготовка.
APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF FIRE TRAINING SESSIONS WITH POLICE OFFICERS
Andrey Yu. Nesterov,
Deputy Head of the Department of Fire Training Educational а^ Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with the elements of educational technologies and methodological support for fire training in the system of professional service and physical training of police officers, aimed at developing skills for effective possession and use of firearms in accordance with the requirements of society and the state for representatives of the executive power.
Keywords: didactic system, technology, methodological support, fire training, shooting from service weapons, circular training, skill formation, shooting training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Нестеров А.Ю. Применение образовательных технологий для организации и проведения занятий по огневой подготовке с сотрудниками ОВД. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):305-9.
Федеральный закон «О полиции» в лице госу- блемы огневой подготовки в современных условиях
дарства и общества наделяет сотрудников полиции приобретают особую актуальность.
правами применять различные виды принудитель- Огневая подготовленность является важной ча-
ного воздействия, включая состоящее на вооруже- стью службы сотрудника органов внутренних дел,
нии огнестрельное оружие [1]. без которой невозможно полноценно выполнять
Повышение правовой грамотности правонару- служебные обязанности по обеспечению право-
шителей, использование ими современных видов порядка и защиты общества и государства от про-
огнестрельного оружия и средств защиты от него, тивоправных действий. Для обеспечения обще-
усиление контроля со стороны государства за со- ственной безопасности, предупреждения престу-
блюдением законности в деятельности сотрудников плений и укрепления законности и правопорядка
полиции, рост роли общественных организаций, в обществе, Федеральным законом «О полиции»
интернет-сообществ и средств массовой информа- от 07.02.2011 г. № З-ФЗ предусмотрено, что сотруд-
ции приводят к росту требований к сотрудникам ник ОВД имеет право на применение огнестрельно-
ОВД в случае применения ими физической силы, го оружия. Закон четко прописывает аспекты, при
специальных средств или огнестрельного оружия. которых оружие можно применять. На сотрудни-
В связи с остающейся сложной криминогенной ка, которому государство предоставило право на
ситуацией в стране, в связи с возрастающими тре- применение огнестрельного оружия, возлагается
бованиями к уровню владения табельным оружием большая ответственность. Кроме юридической, в
сотрудниками правоохранительных органов про- данном аспекте присутствует и фактическая сторо-
на, суть которой заключается в знаниях, умениях и навыках, позволяющих не только оперативно, но и грамотно применять огнестрельное оружие сотруднику в служебной деятельности.
Уверенное и эффективное владение огнестрельным оружием является основой профессиональной подготовки сотрудника ОВД [2]. Это гарантирует обеспечение безопасности жизни и здоровья человека и гражданина, защиту прав общества в различных условиях.
Педагогический аспект огневой подготовки включает в себя содержание и формы организации учебного процесса, а также поиск наиболее эффективных методик и средств, приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности. Неоспоримым остается тот факт, что существенную роль в совершенствовании огневой подготовки играет зарубежный опыт.
Известно, что содержание огневой подготовки имеет сложную целостную структуру, вбирающую такие компоненты, как меры безопасности, знания внутренней и внешней баллистики, устойчивые навыки по нормативам огневой подготовки, стрелковая подготовка, знания нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность сотрудников ОВД, навыки выполнения подготовительных упражнений, профессиональную и психологическую подготовленность [3]. Эти компоненты достигаются путем грамотно выстроенной дидактической системы обучения огневой подготовке.
Тема методического обеспечения достаточно популярна среди ученых и вызывает интерес для исследования. Множество авторов описывают огневую подготовку с разных точек зрения. Данная тема актуальна с точки зрения повышения уровня огневой подготовки сотрудников ОВД. Методическое обеспечение представляет собой комплекс, являющийся дидактическим средством по управлению подготовкой педагогического работника, посредством включенной в него учебно-методической информации [6; 7]. Именно методическое обеспечение отображает основные элементы образовательного процесса и задает его структуру. В огневой подготовке методическим обеспечением является комплекс знаний, описывающих учебный процесс подготовки стрелка [5].
Большинство предлагаемых методик обучения различным видам стрельбы из огнестрельного оружия включают подготовительный этап, базовый этап и этап совершенствования. Такое подразделение является весьма условным. Все этапы являются единой составляющей учебного процесса и следуют друг за другом. Отличительной особенностью начального этапа является то, что при выполнении подготовительных упражнений у обучающихся закладываются базовые, фундаментальные навыки в отработке элементов производства выстрела, являющиеся необходимыми для последующего быстрого, качественного и эффективного формирования самых разнообразных стрелковых умений и навыков. Значительная часть стрелков нуждается в преодолении психологического барьера, влияющего на правильность их действий при стрельбе из боевого оружия (боязнь боевого оружия, звука выстрела, яркой вспышки в момент выстрела, отдачи оружия после выстрела, ожидание выстрела и т.п.). Необходимо помнить, что пока обучающийся не добьется стабильности результатов при выполнении подготовительных упражнений, не обретет уверенность в себе и в правильности своих действий с оружием, переход к следующему этапу, с большой вероятностью, приведет к негативным последствиям и замедлит процесс обучения в целом. При несвоевременном переходе на этап совершенствования, ошибки, допускаемые при выполнении подготовительных упражнений, закрепляются. В дальнейшем для их устранения потребуется много времени и привлечение значительного количества ресурсов. В период службы сотрудника его уровень стрелковой подготовки может иметь нестабильный характер, т.е. варьировать от низкого к более высокому, и наоборот. Для недопущения серьезных ошибок в стрельбе, которые могут привести к неудовлетворительным результатам, является важным умение обучающегося формировать и контролировать свое рабочее состояние, а также осуществлять постоянный анализ своих действий при производстве каждого выстрела, который стрелок проводит самостоятельно. Переход к очередному этапу возможен лишь в том случае, когда обучающийся достиг определенного уровня в освоении элементов подготовки предыдущего и у него сформировались необходимые умения и навыки. В случае если обучающийся начинает ре-
гулярно показывать неудовлетворительные результаты, то очевидным решением будет возвращение на предыдущий этап подготовки [4; 5].
На занятиях по огневой подготовке обучающиеся приобретают необходимые знания, которые передаются преподавателем различными способами. Для увеличения моторной плотности при проведении занятий и достижения более быстрого освоения учебного материала среди элементов образовательной технологии, используется метод круговой тренировки. Также эффективным является использование на практических занятиях не всей совокупности учебных мест этого метода обучения, а ряда его элементов.
Практика показала, что распределение учебных мест и используемых в них учебных материалов можно представить следующим образом:
- 1-е учебное место: Подготовка (разминка) без патрона. Производится отработка действий с оружием по подаваемым командам; изучение приемов и правил стрельбы; отработка и совершение техники стрельбы; выполнение подготовительных (корректирующих) упражнений для недопущения, а также устранения ошибок при стрельбе.
- 2-е учебное место: Огневой рубеж (применяется в стрелковых комплексах, инфраструктура которых позволяет его организацию). Производится работа с боевым оружием и боевыми патронами по приведению оружия к нормальному бою, выполнению подготовительных (корректирующих) упражнений.
Использование данного учебного места особенно эффективно при подготовке сотрудников ОВД к учениям и соревновательным мероприятиям.
- 3-е учебное место: Огневой рубеж. Осуществляется выполнение упражнений стрельб (НОП-2017) и специальных упражнений (в усложненных условиях), контроль соблюдения мер безопасности и правильности действий с оружием.
- 4-е учебное место: Тактическая подготовка. Осуществляется отработка способов устранения задержек при стрельбе, в том числе в различных моделируемых ситуациях; обучение тактическим действиям как индивидуальным, так и в составе группы; отработка оптимального применения оружия в условиях, моделирующих огневой контакт с правонарушителем.
- 5-е учебное место: Вспомогательная подготовка. Производится отработка нормативов (НОП-2017); отработка специальных (комплексных) нормативов.
- 6-е учебное место: Теоретическая подготовка. Изучение нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих организацию огневой подготовки в ОВД. Проведение анализа стрельбы. Заполнение стрелковой документации. Повторение и изучение сведений по материальной части оружия и боеприпасов. Изучение условий и порядка выполнения упражнений НОП-2017 и специальных упражнений. Разработка стратегии и тактики выполнения упражнений стрельб. Изучение задержек при стрельбе, поломок оружия и способов их оперативного устранения. Повторение ранее изученного теоретического материала.
Контроль знаний теоретического раздела огневой подготовки осуществляется выборочно на каждом занятии.
- 7-е учебное место: Работа на тренажерах (при наличии стрелковых тренажеров и других технических средств обучения в тире). Производится выявление ошибок в технике стрельбы; отработка и совершенствование выполнения упражнений стрельб, а также их отдельных элементов; обучение технике стрельбы и тактике применения оружия в создаваемых тренажером визуальных ситуациях.
Помимо использования традиционных тренажеров, практика доказывает эффективность применения и простых, мобильных, легко изготавливаемых из подручных материалов приспособлений. Путем присоединения к оружию предмета небольшой массы и придания ему хаотичного движения, достигается усложнение процесса прицеливания, что способствует отработке техники прицеливания и обработки спуска при выполнении упражнений стрельб, выработки оптимального алгоритма действий на огневом рубеже, формированию мышечной памяти обучающихся. Использование данного тренажера по мере необходимости и под контролем преподавателя позволяет не допускать и исправлять такие традиционные стрелковые ошибки, как ожидание выстрела и поддергивание. Использование данного тренажера возможно при выполнении обучающимися самых разнообразных упражнений стрельб как при работе вхолостую, так и с патроном.
Для достижения наилучших результатов важна комплексная и последовательная работа на каждом учебном месте с отработкой необходимых обучающимся упражнений, исходя из их уровня подготовленности.
Техника стрельбы изучается по элементам, после чего обучающиеся могут приступать к полноценному выполнению отработки выстрела или конкретного упражнения без патрона (вхолостую).
На этапе отработки техники выполнения стрелковых упражнений преподавателю/инструктору необходимо наглядно показывать правильность их выполнения сначала поэлементно, а затем в целом с подробным рассказом, чтобы обучающихся смогли сформировать полноценное зрительное представление об изучаемом приеме.
При обучении правильной, эффективной и точной стрельбе в различных искусственно смоделированных условиях оперативно-служебной и служеб-но-боевой деятельности первостепенное значение имеет методически грамотное применение технологий обучения и систематическая тщательная работа по закреплению полученных знаний, умений и навыков. Для этого изученный ранее материал повторяется обучающимися на каждом учебном месте, повторяется, доводя до выработки устойчивых навыков.
Использование современных технологий и технических средств обучения, освоение современных техник стрельбы в процессе выполнения служебных обязанностей играет огромную роль в подготовке сотрудников ОВД к эффективному применению оружия.
Перед сотрудниками кафедр, учебно-научных комплексов и центров специально-физической подготовки стоит главная цель - обучить личный состав правильно обращаться с оружием и уметь стрелять на высоком уровне, постоянно работать над научно-методическим обеспечением учебного процесса не только в учебной дисциплине «Огневая подготовка» для курсантов, но и профессиональной подготовке действующих сотрудников ОВД. В каждом подразделении к такой задаче относятся по-разному. Однако это не значит, что в некоторых подразделениях данный аспект игнорируется. Огневая подготовка была, есть и будет важной частью профессионального уровня сотрудника ОВД. Государство возло-
жило на него обязанность следить за порядком и наделило его правом применения огнестрельного оружия. И каждый сотрудник должен понимать тот социальный статус, который он имеет. Ввиду этого у него должно формироваться особое мировоззрение как борца с преступностью. Именно оно рождает в сотруднике такое состояние как внутренняя мотивация. Она заставляет сотрудника более качественно относится к служебным обязанностям, в перечень которых входит огневая подготовка. Поэтому перед каждым преподавателем или инструктором стоит не только цель объяснить сотруднику правила применения огнестрельного оружия, но также и мотивировать сотрудника показывать максимальные результаты. Это также косвенно облегчает работу инструктора, так как такой сотрудник ищет пути самообразования и не нуждается в особом внимании и поддержке преподавателя. Важно разработать полноценные методики, которые позволили бы воспроизводить полученные навыки и умения вне зависимости от ситуации, в любом положении, необходимом для стрельбы. Необходимо разрабатывать качественные современные методики огневой подготовки сотрудников полиции с целью успешного выполнения ими служебных задач в ситуациях повышенного риска.
Таким образом, использование современных образовательных технологий и современных методик для организации и проведения занятий по огневой подготовки с сотрудниками ОВД, повышает моторную плотность проведения занятий, позволяет эффективнее использовать материально-техническую базу стрелковых объектов, технические средства обучения, предоставляет возможность формировать подгруппы со схожим уровнем стрелковой подготовленности и подбирать на занятиях для них оптимальные методы, приемы и средства обучения, эффективно работать на рабочих местах.
Использование электронного УМК, современных тренажеров, метода круговой тренировки и ее элементов в обучении сотрудников ОВД работе с огнестрельным оружием является эффективным для выполнения ими в дальнейшем оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Внедрение этих элементов в организацию практических занятий по огневой подготовке, учебно-тренировочного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
спортсменов в образовательных организациях и территориальных подразделениях МВД России может оказать позитивное влияние на формирование готовности сотрудников ОВД к пресечению правонарушений и обеспечению правопорядка в обществе. Это гарантирует обеспечение безопасности жизни и здоровья человека и гражданина, защиту прав общества.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»: [фед. Закон: принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г.]. М.: Проспект, 2011.
2. Приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: № 880 от 23.11.2017.
3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки
кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
4. Байкин Р.Ф. Интегрирование элементов метода круговой тренировки в методику проведения практических занятий по огневой подготовке / Р.Ф. Байкин // Вестник сибирского юридического института МВД России, 2017. № 3. С. 97-101.
5. Корсаков Ю.В. Роль специальных упражнений при проведении учебных занятий по стрельбе / Ю.В. Корсаков // Мир науки. М., 2018. Т. 6. № 5.
6. Косовский В.Б. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел на этапе совершенствования навыков стрельбы из пистолета / В.Б. Косовский // Общество: социология, психология, педагогика. М., 2017. № 11. С. 179-181.
7. Тихомиров С.Н. Электронный учебно-методический комплект дисциплины как компонент информационно-образовательной среды университета / Тихомиров С.Н. // Научные исследования и образование. 2018. № 1 (29). С. 54-57.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Психология
служебной деятельности
Учебник Второе издание
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.