Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ'

СТРУКТУРА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / МВД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Фатхиев Дамир Маратович, Шанько Виктор Викторович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России. Раскрываются основные задачи и структура рассматриваемой дисциплины. Обосновывается необходимость модернизации структуры процесса огневой подготовки, с целью более качественного формирования необходимых будущему правоохранителю компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Фатхиев Дамир Маратович, Шанько Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF FIRE TRAINING AS A COMPONENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of improving firearms training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main tasks and structure of the considered discipline are revealed. The necessity of modernizing the structure of the fire training process is substantiated in order to better form the competencies necessary for the future law enforcement officer.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ»

Включение гуманитарного компонента в иноязычную подготовку способствует эмоциональной насыщенности процесса обучения. С целью создания условий для рефлексии и демонстрации богатейшего культурного опыта человечества в заданиях, помимо традиционных изображений, используются произведения современных художников разных стран и направлений искусства, нетрадиционные арт-объекты (граффити, фрески на природе), которые демонстрируют разноплановость восприятия окружающей действительности и личностного самовыражения. Чем богаче и разнообразнее контакты личности с мировой культурой, тем шире возможности индивидуального образования. Тогда образование «как деятельность самого человека определяется процессом освоения идеалов культуры, конкретнее - последовательным расширением (осмыслением спектра культуросообразных выборов, жизненных сценариев) и укреплением (ценностным самоопределением) его ценностно-смысловой сферы» [7, С. 82].

Выводы. Сотрудникам подразделений по вопросам миграции, помимо вышеуказанных особенностей правоохранительной деятельности, в своей ежедневной профессиональной деятельности приходится работать с представителями различных наций, культур, вероисповеданий, что требует специальных социокультурных знаний и подготовки.. Взгляд на мир глазами другой культуры в процессе изучения неродного языка способствует пониманию сложности и многогранности человеческой деятельности в глобальном аспекте. В данном контексте задача иноязычной подготовки в образовательных организациях МВД России в этом смысле может рассматриваться как восполнение гуманитарного компонента в образовании.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - Москва: Мысль, 1978. - 216 с.

3. Вакула, И.М. Эмоционально-психологический компонент образа сотрудника полиции в контексте российского общественного сознания / И.М. Вакула, В.Б. Рожковский // Философия права. - 2019. - №2(89). - С. 132-136

4. Демин, М.В. Природа деятельности / М.В. Демин. - Москва: Издательство МГУ, 1984. - 168 с.

5. Психология: Личность, образование, самообразование, профессия: Словарь-справ / Сост. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: ООО "Хэлтон", 1998. - 399 с.

6. Современные понятия педагогики, теории и методики профессионального образования: справочное пособие / [Е.Р. Зинкевич]; под ред. Е.Р. Зинкевич. - Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2021. - 83 с.

7. Илакавичус, М.Р. Антропопрактики в образовательном процессе организаций высшего образования системы МВД России / М.Р. Илакавичус // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 4. - Часть 1. - С. 79-87

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.

9. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Э.С. Маркарян. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1973. - 147 с.

10. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Москва: Политиздат, 1982. - 255 с.

11. Полонский, В.М. Образование и педагогика: большой тематический словарь: [обучающим и обучающимся] / В.М. Полонский. - Москва: ООО "МастерПринт", 2021. - 811 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 705 с.

13. Социология молодежи: энциклопедический словарь / Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит. исслед. [и др.]; авт.-сост.: Ю.А. Зубок, д.социол.н., проф. [и др.] редкол.: д.социол.н., проф. Ю.А. Зубок [и др.]. - Москва: Academia,2008. - 606 с.

14. Столяренко, А.М. Юридическая педагогика : курс лекций / А.М. Столяренко. - Москва: ЭКМОС, 2000. - 495 с.

15. Томилов, В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе / В.А. Томилов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 231 с.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

старший преподаватель кафедры огневой и

тактико-специальной подготовки Фатхиев Дамир Маратович

Уфимский юридического института МВД России (г. Уфа);

кандидат педагогических наук Шанько Виктор Викторович

Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону)

СТРУКТУРА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России. Раскрываются основные задачи и структура рассматриваемой дисциплины. Обосновывается необходимость модернизации структуры процесса огневой подготовки, с целью более качественного формирования необходимых будущему правоохранителю компетенций.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, полицейский, МВД, профессиональная подготовка, огневая подготовка, тактическая готовность, структура процесса огневой подготовки.

Annоtation. The article deals with the issues of improving firearms training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main tasks and structure of the considered discipline are revealed. The necessity of modernizing the structure of the fire training process is substantiated in order to better form the competencies necessary for the future law enforcement officer.

Key words: firearms, police officer, Ministry of Internal Affairs, professional training, firearms training, tactical readiness, firearms training process structure.

Введение. Деятельность сотрудника правоохранительных органов связана с высоким риском. Практически ежедневно ему приходится сталкиваться и взаимодействовать с различными категориями общества, часть из которых отличаются высокой делинквентностью поведения [7, С. 12]. Для ряда правонарушителей, стимулом для отказа от совершения противоправных деяний или их прекращения является появление в поле зрения сотрудника правоохранительных органов или его требование прекращения таковых действий. Существует ряд лиц, которые по различным причинам (ранее судимые, не ставшие на путь исправления; из хулиганских побуждений; сторонники и члены криминальных субкультур, например -АУЕ [1]) могут не только не отступить от своих противоправных намерений/действий, но и вступать в противоборство с правоохранителями. Такой конфликт может носить характер, как словесной «перепалки», попытки похищения

огнестрельного оружия и специальных средств, так и попытки применения к сотруднику правоохранительных органов физической силы, холодного или огнестрельного оружия.

Исходя из вышесказанного, полицейский должен не только хорошо знать нормы и требования, соответствующих нормативных правовых актов, но и уметь противостоять преступнику или правонарушителю, а в случае необходимости, провести его задержание и доставление в отделение полиции.

Изложение основного материала статьи. В наших исследованиях неоднократно отмечалась необходимость пересмотра подхода к огневой подготовке во время процесса обучения в образовательных организациях МВД РФ, а также совершенствования таких навыков во время занятий в рамках профессиональной служебной и огневой подготовки по месту прохождения службы сотрудниками правоохранительных органов. Отмечалась целесообразность внесения изменений в ряд рабочих учебных программ, в части дисциплины «Огневая подготовка», в том числе, направленных на расширение перечня выполняемых практических упражнений [3, 4, 5].

Отметим, что на сегодняшний день существует практика откомандирования правоохранителей в зону специальной военной операции (СВО) для осуществления охраны общественного порядка и защиты от противоправных посягательств жизни, здоровья и имущества граждан. При выполнении своих профессиональных обязанностей на вновь освобожденных территориях Российской Федерации (Луганская и Донецкая народные республики, а также Запорожская и Херсонская области), высока вероятность возникновения противоборства с хорошо обученными, вооруженными и дерзкими преступниками, действия которых носят террористический характер. Есть также вероятность противостояния диверсионно-разведывательным группам противника, особенно в населенных пунктах, расположенных близко к границам боевых действий. Для сохранения своих жизни и здоровья, а также жизни и здоровья третьих лиц, полицейский должен задействовать все соответствующие компетенции, полученные в процессе обучения (умение тактически правильно действовать в складывающихся экстремальных ситуациях, профессионально используя, в случае необходимости, все имеющиеся специальные средства и огнестрельное оружие) [6].

За время прохождения обучения будущие правоохранители осваивают ряд различных дисциплин, в рамках которых, получают все необходимые для дальнейшей службы компетенции. Отдельным блоком выступают дисциплины, изучение которых направлено на получение компетенций по обеспечению личной безопасности и умению действовать в экстремальных ситуациях, требующих быстроты принятия решений и выполнения необходимых мероприятий и действий. К этому блоку относится и «Огневая подготовка», занимает далеко не последнее место.

Основные задачи и структура огневой подготовки закреплены на нормативном уровне [2].

Но на наш взгляд, приказ включает не все виды необходимой подготовки.

Рассмотрим детально, какие элементы следовало бы включить в структуру огневой подготовки дополнительно.

Не смотря на необходимость формирования компетенций, направленных на профессиональное выполнение тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности, указанная работа на занятиях по огневой подготовке не ведется.

В практической деятельности сотрудника правоохранительных органов каждая ситуация применения оружия индивидуальна в деталях, даже если в документальном изложении/описании, на первый взгляд, идентична ранее случавшейся, и разработать универсальный алгоритм их решения невозможно.

Следует включать в образовательный процесс задачи, точный алгоритм выполнения которых обучающимся заранее не известен и имеет несколько вариантов решения, а также, в процессе решения задачи вносить дополнительную информацию, которая повлияет на принятие итогового решения обучающимся.

Решение на занятиях вышеуказанных задач направлено на формирование у будущих правоохранителей компетенций, позволяющих действовать в сложившейся не стандартной экстремальной ситуации применяя все полученные навыки и умения.

Согласно требования Приказа, в рамках теоретического раздела осуществляется изучение задержек при стрельбе и способов их устранения. Однако, в практическом разделе отработка действий по устранению задержек не предусмотрена. На наш взгляд, для формирования практической готовности правоохранителя, на занятиях необходимо моделировать ситуации с возникновением задержек при стрельбе и развивать навык быстрого их устранения.

Следует рассматривать (разбирать) на занятиях по огневой подготовке ситуации применения огнестрельного оружия, которые возникают в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Такое рассмотрение должно включать изучение следующих элементов: допущенные правоохранителем ошибки, возможные альтернативные действия разрешения ситуации, оценка действий правонарушителя.

Преподавателю необходимо изучать ситуации применения табельного оружия, проводить их анализ, выявлять закономерности, определять наиболее часто повторяющиеся, и как итог, моделировать типовые упражнения-задачи.

Такая методика позволит обучающимся получать и закреплять необходимые алгоритмы действий.

Так же преподавателю необходимо анализировать и передавать на занятиях опыт применения огнестрельного оружия и сопутствующие тактические действия сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран, с целью получения новых, возможно, не стандартных решений в возникающих экстремальных ситуациях.

Приказ закрепляет целый ряд практических упражнений, направленных на формирование необходимых знаний и умений. Отдельно обратим внимание на упражнения, по условиям которых, обучающийся выполняет стрельбу из-за укрытия. По условиям таких упражнений стрелок уже находится за укрытием.

В практической деятельности часто возникают ситуации, в которых правоохранитель сталкивается с необходимостью применения огнестрельного оружия вне укрытия и для защиты от «встречного» огня ему необходимо принять максимум мер, чтобы переместиться за какое-либо укрытие, возможно даже до начала применения огнестрельного оружия.

С целью развития такого навыка и повышения уровня личной безопасности, следует разработать и внедрить в учебный процесс стрелковые упражнения, предусматривающие различные варианты отхода за укрытие до начала открытия огня, а также наиболее эффективные варианты использования различных укрытий (элементы зданий и сооружений, различные автомобили, особенности местности и т.д.).

В рамках дисциплины «Огневая подготовка» также необходимо использовать отдельные элементы психологической подготовки.

На наш взгляд, психологическая подготовка является одной из составляющих эффективного применения огнестрельного оружия.

Ускоряющийся темп жизни заставляет вести речь о «новом» антропологическом типе человека, которому для обеспечения достойной жизни себе и своей семье приходится затрачивать все больше и больше жизненной энергии. Это влечет за собой вероятность выхода индивида на грань между «нормальным» функционированием его нервной системы и тем состоянием, когда она не выдерживает, «впадая» в состояние нервных срывов, нервных потрясений и депрессий.

В граничном, крайнем положении, психика стремится к сохранению своей жизнедеятельности, зачастую обращаясь к компенсационным механизмам. Эти механизмы можно отчасти сравнить с психологическим термином «сублимация». Чтобы не потерять свое телесное и психическое здоровье человеку приходится находить занятия, которые соответствовали бы тем условиям, в которых он находится [8].

Из вышесказанного следует, что правоохранитель почти всегда находится на грани между «нормальным» функционированием его нервной системы и функционированием её в состоянии стресса, со всеми вытекающими последствиями, так как экстремальные ситуации встречаются гораздо чаще, чем в иных, «гражданских» профессиях. Ситуация осложняется еще и тем, что полицейскому необходимо принимать юридически и тактически точные решения, касающиеся применения огнестрельного оружия, и как следствие, может возникать возможность целенаправленного причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц.

Для формирования психологической готовности следует воспитывать такое качество, как «умение владеть собой». Без чувства уверенности в себе и своих силах (умениях и навыках), невозможно профессиональное применения огнестрельного оружия и тактически правильные действия в экстремальной ситуации.

Также необходимо практиковать на занятиях выполнение практических упражнений по стрельбе под воздействием «сбивающих факторов» (сирена, смена освещения, физические нагрузки, психологический прессинг) и упражнений после «мозгового штурма» (выполнение различных интеллектуальных заданий) и другие.

Учитывая вышеизложенное, процесс огневой подготовки можно разделить на несколько условных блоков:

• Теоретическая готовность.

• Практическая готовность.

• Тактическая готовность.

• Психологическая готовность.

Более детально процесс огневой подготовки имеет следующую структуру:

1. Теоретическая готовность.

1.1. Правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника.

1.2. Знание мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием (во время проведения учебно-спортивных стрельб; во время ношения, хранения, сбережения; во время изучения материальной части; во время чистки и смазки; во время несения службы).

1.3. Знание материальной части оружия.

1.4. Знание основ баллистики (Внутренней, внешней, преградной).

1.5. Знание условий и порядка выполнения нормативов с оружием.

1.6. Знание возможных задержек при стрельбе из оружия и порядка их устранения.

1.7. Знание приемов и правил стрельбы.

1.8. Знание условий и порядка выполнения практических упражнений стрельбы из различных видов оружия, а также гранатометания.

1.9. Порядок и условия проведения стрельб и гранатометания.

1.10. Вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами.

1.11. Правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними.

2. Практическая готовность.

2.1. Наличие умений и навыков стрельбы из оружия стоящего на вооружении ОВД (из различных положений: стоя, с колена, лежа и др.).

2.2. Наличие умений и навыков выполнения нормативов с оружием.

2.3. Наличие умений и навыков устранения задержек при стрельбе.

2.4. Наличие умений и навыков ведения огня в различных условиях (ограниченное время, условия недостаточной видимости, по движущимся мишеням и др.).

3. Тактическая готовность.

3.1. Знание типовых ситуаций, возникающих в практической деятельности с применением огнестрельного оружия.

3.2. Опыт применения (умения и навыки) огнестрельного оружия в вышеуказанных ситуациях.

3.3. Знания опыта применения огнестрельного оружия в зарубежных странах.

3.4. Умения и навыки перемещения с огнестрельным оружием в экстремальных условиях (отход за укрытие, задержание правонарушителя, отражение нападения, пресечение преступления и др.).

4. Психологическая готовность:

4.1. Умение прогнозировать свои действия, действия противника и возможные варианты развития экстремальных ситуаций.

4.2. Уверенность в своих силах и способностях.

4.3. Умение «владеть собой».

4.4. Опыт выполнения практических упражнений по стрельбе под воздействием «сбивающих факторов» (сирена, смена освещения, физические нагрузки, психологический прессинг).

4.5. Опыт выполнения практических упражнений по стрельбе после «мозгового штурма» (выполнение различных интеллектуальных заданий).

Выводы. Подготовка согласно такой структуры позволит будущему правоохранителю получить и развить необходимые компетенции, направленные на:

- профессиональное владение огнестрельным оружием в различных ситуациях (в том числе, под воздействием сирены, смены освещения, после физических нагрузок, психологического прессинга, «мозгового штурма», с отходом за укрытие, во время задержания правонарушителя, отражения нападения, пресечения преступления, оперативного устранения возникающих задержек при стрельбе и др.);

- «уверенность в своих силах»;

- обеспечение личной безопасности;

- принятие правильных тактических решений в экстремальных ситуациях и др.

Литература:

1. О разгуле «АУЕ» в Забайкальском крае. - http://pravorf.org/index.php/news/2014-o-razgule-aue-v-zabajkalskom-krae

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 16.12.2022)

3. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, А.А. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

4. Светличный, Е.Г. Содержание программы обучения инструкторов ОВД по профессиональной служебной подготовке / Е.Г. Светличный, Т.А. Файрушин, Р.А. Кудрявцев // Сборник научных статей по итогам недели российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 1-8 февраля 2022. - Рязань. - 2022. -С. 107-112

5. Светличный, Е.Г. Использование 3D программ-конструкторов в профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, С.П. Чобитько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 296-299

6. Светличный, Е.Г. Формирование навыка стрельбы из автомата с «неудобного плеча» стоя в рамках огневой подготовки образовательных организаций МВД РФ / Е.Г. Светличный, А.А. Хараев, Д.С. Крылов // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 1. - С. 256-260

7. Узеиров, А.А. Девиантные формы поведения личности: учебно-методическое пособие / А.А. Узеиров; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. - Ростов Н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. - 30 с.

8. Чудина, Н.В. Экстремальность и формы её проявления в современном обществе...канд. философских наук: 09.00.03 / Чудина Наталья Витальевна. - Симферополь, 2008. - 212 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат физико-математических наук, доцент Сдобняков Виктор Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлена научно-исследовательская и инновационная повестка педагогического университета, воплощающая идею национально-ориентированного образования. Обозначена значимость институционально организованного педагогического образования в решении задачи формирования нового облика отечественного образования и самоидентификации каждого ее гражданина. Вуз педагогического профиля рассматривается как форпост региональной системы образования, интегрирующий научный поиск и инновационную деятельность в области формирования, накопления и личностной реализации человеческого потенциала на высоком качественном уровне. Ценностно-целевой ориентир университета в сфере научно-исследовательской и инновационной политики определен как формирование новой генерации научных и научно-педагогических кадров, готовых к решению актуальных творческих задач, обеспечивающих достижение глобальной конкурентоспособности российского образования. Комплекс задач достижения данной цели декомпозирован в два блока: научно-исследовательская и инновационная деятельность. В качестве основополагающих регуляторов научно-исследовательской и инновационной политики Мининского университета предложены принципы трансдисциплинарности, согласованности фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, ориентации на стратегические цели социально - экономического, научно-технологического, культурно-образовательного развития страны, индивидуально-организационного сопровождения персонализированной научной деятельности, многофункциональности системы оценки результативности и эффективности научно-исследовательской деятельности, максимизации вовлеченности в научно-исследовательскую и инновационную деятельность научно-педагогических работников и студентов. Предложены четыре типа механизмов реализации политики Мининского университета в сфере науки и инноваций: рост качества и внедрение современного инструментария оценки эффективности и результативности научной работы, финансовая стабильность, управление развитием человеческого капитала, трансфер знаний и технологий. Определены предполагаемые внутренние и внешние эффекты планируемых изменений в сфере науки и инноваций. Выведены показатели результативности научно-исследовательской и инновационной политики Мининского университета. Долгосрочный вектор развития вуза в области науки и инноваций обозначен в направлении интегрирования основных научных направлений, представленных в виде научных и научно-педагогических школ в научно-исследовательские и научно-практические кластеры.

Ключевые слова: педагогический университет, научно-исследовательская политика, инновационная политика, национально-ориентированное образование, трансфер технологий.

Anmtation. The article presents the research and innovation agenda of the Pedagogical University, embodying the idea of nationally oriented education. The importance of institutionally organized pedagogical education in solving the problem of forming a new image of national education and self-identification of each of its citizens is indicated. The university of pedagogical profile is considered as an outpost of the regional education system, integrating scientific research and innovative activity in the field of formation, accumulation and personal realization of human potential at a high quality level. The value-target orientation of the university in the field of research and innovation policy is defined as the formation of a new generation of scientific and scientific-pedagogical personnel ready to solve actual creative tasks that ensure the achievement of global competitiveness of Russian education. The set of tasks to achieve this goal is decomposed into two blocks: scientific research and innovative activity. Principles of transdisciplinarity, consistency of fundamental, exploratory and applied research, orientation to strategic goals of socio-economic, scientific-technological, cultural and educational development of the country, individual organizational support of personalized scientific activity, multifunctionality of the system for evaluating the effectiveness and efficiency of scientific-research activities, maximization of involvement in research and innovation activities of scientific and pedagogical workers and students are proposed as the fundamental regulators of the research and innovation policy of Mininsky University. Four types of mechanisms for the implementation of the Minin University policy in the field of science and innovation are proposed: quality growth and the introduction of modern tools for evaluating the effectiveness and efficiency of scientific work, financial stability, human capital development management, knowledge and technology transfer. The expected internal and external effects of the planned changes in the field of science and innovation are determined. The indicators of the effectiveness of the research and innovation policy of Mininsky University are derived. The long-term vector of the university's development in the field of science and innovation is indicated in the direction of integrating the main scientific directions presented in the form of scientific and scientific-pedagogical schools into research and scientific-practical clusters.

Key words: pedagogical university, research policy, innovation policy, nationally oriented education, technology transfer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.