Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РФ'

НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПИСТОЛЕТ / АВТОМАТ / ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРЕСТУПНИК / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Жамборов Анзор Анатольевич, Петров Андрей Владимирович

В статье проводится анализ учебного процесса в образовательных организациях органов внутренних дел Российской федерации, связанного с формированием компетенций по профессиональному владению табельным огнестрельным оружием. Обосновывается необходимость модернизации процесса получения и закрепления знаний, умений и навыков владения автоматическим оружием. Отмечается необходимость внесения изменений в рабочие учебные программы обучающихся, проходящих обучение в рамках получения высшего образования и лиц, впервые принимаемых на службу, в рамках первоначальной профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Жамборов Анзор Анатольевич, Петров Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO MODERNIZE FIRE TRAINING AIMED AT DEVELOPING MACHINE GUN SHOOTING SKILLS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the educational process in educational institutions of the internal affairs bodies of the Russian Federation, associated with the formation of competencies in the professional possession of service firearms. The necessity of modernizing the process of obtaining and consolidating knowledge, skills and habits of owning automatic weapons is substantiated. It is noted the need to make changes to the working curricula of students undergoing training as part of higher education and persons newly hired as part of initial professional training.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РФ»

9. Солодова, Е.А. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения / Е.А. Солодова, П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 264-267

10. Сунь, С. Содержание понятия «тьюторство» в научно-педагогической литературе / С. Сунь // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 120-129

11. Тьюторское сопровождение одаренных старшеклассников: учебное пособие для вузов / Е.Н. Лекомцева [и др.]; ответственный редактор Е.Н. Лекомцева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 260 с.

12. Федотова, С.В. Технология «Тьюторство» - образовательный поиск наставника и подопечного / С.В. Федотова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 18-23

13. Фетисова, В.В. Современное состояние проблемы готовности педагогов к тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде / В.В. Фетисова // Modern Science, 2022. - № 4-3. - С. 293-297

14. Samoylenko, N. New generation teacher: challenges and technologies / N. Samoylenko, L. Zharko, M. Shevchenko // EpSBS. - 2021. - Volume 111. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.europeanproceedings. com/ article/10.15405/epsbs.2021.06.03.111 (дата обращения 08.06.2022).

15. Fifty Ways to Teach Online: Tips for ESL / EFL Teachers Paperback, 2016. - 240 p.

16. Gary Motteram Innovations in learning technologies for English language teaching. British Council 2013, Brand and Design / C60710. - Spring Gardens London SW1A 2BN, UK. - 201 р.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Петров Андрей Владимирович Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РФ

Аннотация. В статье проводится анализ учебного процесса в образовательных организациях органов внутренних дел Российской федерации, связанного с формированием компетенций по профессиональному владению табельным огнестрельным оружием. Обосновывается необходимость модернизации процесса получения и закрепления знаний, умений и навыков владения автоматическим оружием. Отмечается необходимость внесения изменений в рабочие учебные программы обучающихся, проходящих обучение в рамках получения высшего образования и лиц, впервые принимаемых на службу, в рамках первоначальной профессиональной подготовки.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, пистолет, автомат, пистолет-пулемет, правоохранительные органы, министерство внутренних дел, экстремальная ситуация, преступник, правонарушение.

Annоtation. The article analyzes the educational process in educational institutions of the internal affairs bodies of the Russian Federation, associated with the formation of competencies in the professional possession of service firearms. The necessity of modernizing the process of obtaining and consolidating knowledge, skills and habits of owning automatic weapons is substantiated. It is noted the need to make changes to the working curricula of students undergoing training as part of higher education and persons newly hired as part of initial professional training.

Key words: firearms, pistol, submachine gun, submachine gun, law enforcement agencies, Ministry of Internal Affairs, extreme situation, criminal, offense.

Введение. Профессия сотрудника правоохранительных органов сложна и многогранна. Для того чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, будущий полицейский должен пройти специальный отбор на профессиональную пригодность, а также, сложный процесс обучения и подготовки, который включает массу различных дисциплин [7].

Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни. В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении [2, 8, 9].

Не последнюю роль играет наличие у правоохранителя компетенций, позволяющих в совершенстве владеть огнестрельным оружием.

Изложение основного материала статьи. Совершенствование вопросов профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов неоднократно затрагивалось в исследованиях ученых, однако на данном этапе есть ряд вопросов, один из которых мы рассмотрим в нашем исследовании и предложим на него ответ [1, 5, 6].

На вооружении ОВД стоит масса различных образцов вооружения. К основным и наиболее часто применяемым типам вооружения относятся: пистолеты, пистолеты-пулеметы (ПП) и автоматы. Табельным оружием подавляющего большинства сотрудников полиции является пистолет (в основном - пистолет Макарова (ПМ), реже - пистолет Ярыгина (ПЯ) и другие).

И если в процессе обучения времени для усвоения, закрепления и совершенствования навыков стрельбы из короткоствольного оружия отводиться относительно достаточно, то работе с длинноствольным оружием, для получения хоть каких-то устойчивых навыков, времени отводится крайне мало.

В рабочей учебной программе Профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего

образования) по должности служащего «Полицейский» отводится следующее количество времени на изучение материальной части и практическое выполнение упражнений из автомата Калашникова:

Теоретический блок АК и ПП - 2 часа.

Практические занятия АК и ПП (приемы и правила стрельбы из АК и выполнение нормативов) - 2 часа.

Практическое выполнение стрельб из АК и ПП - 6 часов.

В рабочей учебной программе «Огневая подготовка основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка, профиль образовательной программы - Оперативно-розыскная деятельность (набор 2022 г., очная форма обучения) отводится следующее количество времени на изучение материальной части и практическое выполнение упражнений из автомата:

Теоретический блок АК - 4 часа.

Практические занятия АК (приемы и правила стрельбы из АК и выполнение нормативов) - 6 часа.

Практическое выполнение стрельб из АК и ПП - 16 часов.

По большей части изучение автомата сводится к изучению его материальной части и выполнению нормативов. Кульминацией «работы» с автоматом становится выезд на полигон и выполнение 3х упражнений (упражнение № 13а, 14а, 15а). Упражнения 13а и 14а - выполняются из положения лежа, Упражнение 15а - из положения стоя [4]. На этом работа с автоматическим оружием завершается. Также следует отметить, что изучение материальной части и выполнение практических стрельб осуществляется на первом курсе обучения, в первом семестре и в дальнейшем (на протяжении всего срока обучения) к теме автомата не возвращаются.

На наш взгляд, такого количества времени недостаточно для полноценного усвоения необходимых навыков.

На современном этапе Российская Федерация сталкивается с массой вызовов, одним из которых является проведение специальной военной операции (СВО) на территории Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Указанные территории, по итогам проведенных референдумов, вошли в состав Российской Федерации. Для нормального функционирования учреждений, предприятий и организаций, а также безопасного проживания граждан в этих регионах, необходимо наведение и поддержание общественного порядка, защита законных прав и интересов, а также - имущества граждан.

Для выполнения рассмотренных выше задач и с целью оказания методической помощи территориальным органам внутренних дел, существует практика командирования штатных сотрудников различных служб правоохранительных органов Российской Федерации в зону СВО. При выполнении своих функций по охране общественного порядка в таких командировках полицейские могут сталкиваться не только с относительно безопасными правонарушителями, которые не оказывают значительного сопротивления (опасного для жизни и здоровья правоохранителей, а также третьих лиц) при предотвращении, пресечении, раскрытии преступлений и задержании указанных лиц. Велика вероятность столкнуться с хорошо подготовленными и решительными преступниками, имеющими большой арсенал различного вооружения и взрывных устройств.

Сотрудники правоохранительных органов, несущие службу в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости от зоны боевых действий, могут также столкнуться с разведывательно-диверсионными группами противника. В состав таких групп входят хорошо подготовленные, экипированные и вооруженные (большой арсенал стрелкового оружия, включая гранатометы) военнослужащие или боевики, которые имеют большой опыт ведения разведывательно-диверсионной работы и уничтожения живой силы противника.

В рассмотренных ситуациях жизнь и здоровье правоохранителей зависят от умения своевременно идентифицировать возможную угрозу и, в случае необходимости, применить имеющееся вооружение.

За командируемыми правоохранителями в качестве табельного оружия, наравне с пистолетом, закрепляются и различные модификации автомата Калашникова.

Закрепление автоматического оружия в качестве табельного обосновывается рядом преимуществ по сравнению с короткоствольным огнестрельным оружием:

- возможность вести огонь высокой плотности (стрельба «очередями»);

- патрон, применяемый в автоматах, имеет большую мощность, а конструкция пули обладает более высокой пробивной способностью (возможность поражать легко бронированного противника);

- емкость магазина значительно выше, что позволяет вести интенсивный огневой контакт более продолжительное время, чем из пистолета.

И если навыки владения пистолетом находятся на высоком уровне, то готовность профессионального применения автомата вызывает сомнение.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что навыки владения длинноствольным огнестрельным оружием у сотрудника правоохранительных органов крайне малы.

На наш взгляд, в условиях сложившейся напряженной обстановки в Российской Федерации, существует необходимость внесения ряда изменений в академический курс дисциплины «Огневая подготовка».

Во-первых, следует увеличить время, отводимое на получение и закрепление знаний, умений и навыков обращения с автоматом. Время, отводимое на изучение и закрепление указанной тематики, должно быть увеличено на столько, чтобы будущий правоохранитель мог применять указанные образцы вооружения в экстремальной ситуации максимально быстро, результативно и с соблюдением установленных мер безопасности.

Во-вторых, увеличить/разнообразить выполнение упражнений из автоматического оружия так, чтобы они содержали следующие обязательные элементы:

- стрельба с колена;

- стрельба с колена из-за укрытия;

- стрельба с колена из-за укрытия с перемещением по фронту и отход за укрытие назад;

- стрельба стоя;

- стрельба стоя из-за укрытия;

- стрельба стоя из-за укрытия с перемещением;

- стрельба со сменой положений (лежа, стоя, с колена);

- стрельба из-за укрытия слева/справа (со сменой «ведущей руки»).

Почти 90% людей на планете - правши, и только у 3-5% «ведущая рука» - левая. Остальные - амбидекстры (люди, которые одинаково эффективно могут использовать обе руки) [3]. В нашей статье, в качестве «ведущей руки», мы рассматриваем ту руку, которой стрелок лучше выполняет сложные координационные действия. Стрельба из автомата может вестись из-за укрытия как справа, что позволяет уменьшить видимый силуэт стрелка максимально, так и слева, что в случае использования классического удобного положения для стрельбы значительно увеличивает видимый противнику

силуэт. Необходимо обучить правоохранителя владению автоматом не «ведущей рукой», что позволит минимизировать риск получения ранений и гибели.

В-третьих, следует внести в рабочую учебную программу ряд тем, предусматривающих обращение с оружием в экстремальных ситуациях.

Такая тематика должна содержать следующие элементы:

- быстрая смена магазина в различных положениях для стрельбы (стоя, с колена, лежа);

- оперативное устранение задержек (а не формальное их изучение в теоретическом блоке);

- переход с одного оружия на другое (смена автомата/ПП на пистолет, в случае израсходования или неисправности оружия) и др.

Выводы. Модернизация огневой подготовки в образовательных организациях МВД РФ с учетом предложенных в нашей статье изменений позволит решить ряд важных задач:

• Предоставит возможность сотруднику правоохранительных органов улучшить навыки владения автоматическим оружием.

• Поднимет уровень личной безопасности в экстремальных ситуациях на качественно новый уровень.

• Даст больше уверенности полицейскому в своих профессиональных способностях, что позволит уверенно действовать различных нестандартных ситуациях и положительно отразится на качестве осуществляемой деятельности по охране общественного порядка.

• Такая модернизация будет способствовать скорейшему налаживанию и стабилизации общественного порядка в регионах с высоким уровнем террористической опасности.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Ведомственное образование в Крыму: ретроспектива и современность / С.А. Буткевич // Материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции «Российская полиция: три века служению отечеству» 23-25 апреля 2018 г. - СПб. - 2018. - С. 1479-1483

2. «Мода или жизнь!». - URL: http HYPERLINK "http://www.gunfightmfo/?p=1018"

3. По данным ВОЗ, всего от 3 до 10% населения Земли - (правополушарные) левши. - URL: https://kuzdrav. ru/activity/news/32001 /

4. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.11.2022).

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, А.А. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт - Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

6. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242

7. Светличный, Е.Г. Условия формирования готовности курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, Д.А. Поштарук // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 184-187

8. Челпанова, М.М. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации / М.М. Челпанова, О.И. Лахин // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. - С. 242-244

9. Шанько, В.В. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД / В.В. Шанько, М.Л. Болобан // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

кандидат юридических наук Хараев Азамат Арсенович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Крылов Денис Сергеевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА С «НЕУДОБНОГО ПЛЕЧА» СТОЯ В РАМКАХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РФ

Аннотация. В статье рассматривается один из способов ведения огня из автомата с использованием укрытия. Обосновывается необходимость обучения стрельбе из автомата с использованием «неудобного плеча». Описывается оптимальный алгоритм проведения манипуляций по смене положений для стрельбы с соблюдением мер безопасности при обращении с оружием.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, автомат, пистолет, укрытие, «Удобное/не удобное плечо», «сильная/слабая рука», полицейский, МВД, амбидекстрия.

Annоtation. The article discusses one of the methods of firing from a machine gun using cover. The necessity of learning to shoot from a machine gun using an "uncomfortable shoulder" is substantiated. The optimal algorithm for carrying out manipulations to change positions for firing is described in compliance with safety measures when handling weapons.

Key words: firearms, submachine gun, pistol, cover, "Comfortable/uncomfortable shoulder", "strong/weak arm", policeman, MIA, ambidexterity.

Введение. Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. Перед преподавателями ведомственных учебных заведений возникает задача: как обеспечить необходимый уровень подготовки в отведенное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.