Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА С "НЕУДОБНОГО ПЛЕЧА" СТОЯ В РАМКАХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РФ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА С "НЕУДОБНОГО ПЛЕЧА" СТОЯ В РАМКАХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / АВТОМАТ / ПИСТОЛЕТ / УКРЫТИЕ / «УДОБНОЕ/НЕ УДОБНОЕ ПЛЕЧО» / «СИЛЬНАЯ/СЛАБАЯ РУКА» / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / МВД / АМБИДЕКСТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Хараев Азамат Арсенович, Крылов Денис Сергеевич

В статье рассматривается один из способов ведения огня из автомата с использованием укрытия. Обосновывается необходимость обучения стрельбе из автомата с использованием «неудобного плеча». Описывается оптимальный алгоритм проведения манипуляций по смене положений для стрельбы с соблюдением мер безопасности при обращении с оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Хараев Азамат Арсенович, Крылов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR MODERNIZATION OF FIRE TRAINING AIMED AT THE FORMATION OF AUTOMATIC SHOOTING SKILLS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses one of the methods of firing from a machine gun using cover. The necessity of learning to shoot from a machine gun using an "uncomfortable shoulder" is substantiated. The optimal algorithm for carrying out manipulations to change positions for firing is described in compliance with safety measures when handling weapons.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА С "НЕУДОБНОГО ПЛЕЧА" СТОЯ В РАМКАХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РФ»

силуэт. Необходимо обучить правоохранителя владению автоматом не «ведущей рукой», что позволит минимизировать риск получения ранений и гибели.

В-третьих, следует внести в рабочую учебную программу ряд тем, предусматривающих обращение с оружием в экстремальных ситуациях.

Такая тематика должна содержать следующие элементы:

- быстрая смена магазина в различных положениях для стрельбы (стоя, с колена, лежа);

- оперативное устранение задержек (а не формальное их изучение в теоретическом блоке);

- переход с одного оружия на другое (смена автомата/ПП на пистолет, в случае израсходования или неисправности оружия) и др.

Выводы. Модернизация огневой подготовки в образовательных организациях МВД РФ с учетом предложенных в нашей статье изменений позволит решить ряд важных задач:

• Предоставит возможность сотруднику правоохранительных органов улучшить навыки владения автоматическим оружием.

• Поднимет уровень личной безопасности в экстремальных ситуациях на качественно новый уровень.

• Даст больше уверенности полицейскому в своих профессиональных способностях, что позволит уверенно действовать различных нестандартных ситуациях и положительно отразится на качестве осуществляемой деятельности по охране общественного порядка.

• Такая модернизация будет способствовать скорейшему налаживанию и стабилизации общественного порядка в регионах с высоким уровнем террористической опасности.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Ведомственное образование в Крыму: ретроспектива и современность / С.А. Буткевич // Материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции «Российская полиция: три века служению отечеству» 23-25 апреля 2018 г. - СПб. - 2018. - С. 1479-1483

2. «Мода или жизнь!». - URL: http HYPERLINK "http://www.gunfightinfo/?p=1018"

3. По данным ВОЗ, всего от 3 до 10% населения Земли - (правополушарные) левши. - URL: https://kuzdrav. ru/activity/news/32001 /

4. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.11.2022).

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, А.А. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт - Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

6. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242

7. Светличный, Е.Г. Условия формирования готовности курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, Д.А. Поштарук // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 184-187

8. Челпанова, М.М. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации / М.М. Челпанова, О.И. Лахин // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. - С. 242-244

9. Шанько, В.В. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД / В.В. Шанько, М.Л. Болобан // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Хараев Азамат Арсенович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Крылов Денис Сергеевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ АВТОМАТА С «НЕУДОБНОГО ПЛЕЧА» СТОЯ В РАМКАХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РФ

Аннотация. В статье рассматривается один из способов ведения огня из автомата с использованием укрытия. Обосновывается необходимость обучения стрельбе из автомата с использованием «неудобного плеча». Описывается оптимальный алгоритм проведения манипуляций по смене положений для стрельбы с соблюдением мер безопасности при обращении с оружием.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, автомат, пистолет, укрытие, «Удобное/не удобное плечо», «сильная/слабая рука», полицейский, МВД, амбидекстрия.

Annоtation. The article discusses one of the methods of firing from a machine gun using cover. The necessity of learning to shoot from a machine gun using an "uncomfortable shoulder" is substantiated. The optimal algorithm for carrying out manipulations to change positions for firing is described in compliance with safety measures when handling weapons.

Key words: firearms, submachine gun, pistol, cover, "Comfortable/uncomfortable shoulder", "strong/weak arm", policeman, MIA, ambidexterity.

Введение. Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. Перед преподавателями ведомственных учебных заведений возникает задача: как обеспечить необходимый уровень подготовки в отведенное

учебное время выделяемыми материальными ресурсами, такими как оружие, боеприпасы, тренажеры, учебные помещения, тиры и полигоны [4].

В наших исследованиях отмечалась необходимость пересмотра подхода к огневой подготовке из автомата во время процесса обучения в образовательных организациях МВД РФ, а также совершенствования таких навыков во время занятий в рамках профессиональной служебной и огневой подготовки по месту прохождения службы сотрудниками правоохранительных органов. Отмечалась целесообразность внесения изменений в рабочую учебную программу дисциплины «Огневая подготовка» в части увеличения объема времени, отводимого на приобретение и совершенствование навыков обращения с автоматом и расширение перечня выполняемых практических упражнений.

В большинстве регионов Российской Федерации наличие в качестве табельного огнестрельного оружия пистолета в подавляющем большинстве случаев достаточно, а в случае возникновения угрозы столкновения с организованными преступными группами и незаконными вооруженными формированиями на помощь оперативным и участковым уполномоченным полиции, сотрудникам ГИБДД и другим полицейским, деятельность которых не связана с решением задач по силовому противодействию вышеуказанным категориям преступников, приходят бойцы различных специальных подразделений. Напомним, что на сегодняшний день существует практика откомандирования сотрудников правоохранительных органов в зону специальной военной операции (СВО) для осуществления охраны общественного порядка. При выполнении своих профессиональных обязанностей на вновь присоединенных территориях Российской Федерации (Луганская и Донецкая народные республики, а также Запорожская и Херсонская области), высока вероятность возникновения противоборства с хорошо обученными, вооруженными и дерзкими преступниками, действия которых носят террористический характер. Есть также вероятность противостояния диверсионно-разведывательным группам противника, особенно в населенных пунктах, расположенных близко к границам боевых действий. В таких ситуациях для сохранения своих жизни и здоровья, а также жизни и здоровья третьих лиц, полицейский должен задействовать все навыки и умения, полученные в процессе профессиональной подготовки. В такой ситуации применение автомата является приоритетным по сравнению с пистолетом по следующим причинам:

- возможность вести огонь высокой плотности (стрельба «очередями»);

- патрон, применяемый в автоматах, имеет большую мощность, а конструкция пули обладает более высокой пробивной способностью (возможность поражать легко бронированного противника);

- емкость магазина значительно выше, что позволяет вести интенсивный огневой контакт более продолжительное время, чем из пистолета.

Охрана общественного порядка ведется преимущественно в населенных пунктах, где возможность использования укрытий очень высока и умение правильно применить имеющиеся навыки и умения повысит живучесть сотрудника. Практические упражнения, связанные с выполнением стрельбы из-за укрытия из пистолета в курсе обучения - есть, чего не скажешь об автомате. К сожалению, в рамках академического курса обучения огневой подготовки, времени, отводимого на изучение и выполнение практических упражнений по стрельбе из автомата крайне мало (около 16 часов за весь период обучения - 5 лет), а упражнения стрельбы выполняются из положений лежа и стоя [1]. Упражнений стрельбы из-за укрытия из автомата нет вообще. Следовательно, навыки работы в таких условиях у полицейского отсутствуют и ему приходится импровизировать, подвергая себя и третьих лиц опасности.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании мы рассмотрим необходимость внесения изменений в курс огневой подготовки, в части касающейся выполнения практических упражнений из автомата из-за укрытия, рассмотрим один из вариантов ведения огня из-за укрытия стоя.

В настоящее время, число левшей, согласно статистике, составляет около 10% от общего мирового населения.

Есть люди, одинаково хорошо владеющие правой и левой рукой, так называемые - амбидекстры.

Амбидекстрия - врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Но количество таких людей крайне мало - примерно у 1% людей амбидекстрия бывает врожденной [5, С. 35].

Поэтому стреляя по вспышке выстрела со стороны противника, выноси точку прицеливания на полфигуры вправо. В оконном проеме здания стрелка следует искать в правом от вас нижнем углу - потому, что естественное для него укрытие -угол окна и стена, будут слева от него. Правше с поворотом вправо стрелять намного неудобнее, чем с разворотом влево. Это психофизиологическая особенность его организма.

При выполнении практических упражнения целесообразно, в качестве разнообразия, использовать мишени, имитирующие противника, ведущего огонь из-за укрытия, с учетом вышерассмотренных особенностей.

Также, с учетом вышеуказанных рекомендаций, при осмотре объекта на наличие вооруженных противников следует обходить углы зданий против часовой стрелки, держась подальше от этих углов [2]. При таком алгоритме проведения осмотра противник лишается преимущества, а полицейский - его приобретает.

В практической деятельности сотрудников правоохранительных органов могут возникать экстремальные ситуации, с применением огнестрельного оружия, в которых для успешного их разрешения необходимо отдавать приоритет в обращении с оружием не ведущей - «слабой руке», что может вызвать ряд проблем. В большинстве случаев «слабой рукой» является - левая [3].

При обращении с короткоствольным оружием (пистолет), в описании особенностей работы, достаточно использовать термин «слабая/сильная рука». Для детального описания особенностей обращения с автоматом следует ввести дополнительный термин - «удобное/не удобное плечо».

Удобное плечо - плечо, которое является частью ведущей (сильной) руки.

Максимально удобное и безопасное положение для стрельбы из-за укрытия (для правшей), когда стрелок ведёт огонь справа от укрытия. При таком положении силуэт, видимый противнику, минимален (Рисунок 1).

Не всегда есть возможность занимать удобное положение для стрельбы из-за укрытия и при использовании классической стойки и максимально удобного удержания автомата (для правши) из-за укрытия справа, видимый противнику силуэт стрелка будет на порядок больше.

Наиболее правильным решением рассматриваемого вопроса, является обучение стрельбе из-за укрытия с удобного и не удобного плеча.

Ведение огня слева из-за укрытия с использованием неудобного плеча позволит максимально уменьшить силуэт (как при стрельбе справа из-за укрытия) (Рисунок 2).

Рисунок 1 Рисунок 2

Для удобства смены положений для стрельбы необходимо обучить стрелка правильной и быстрой смене удержания автомата максимально правильно, быстро и с соблюдением мер безопасности. Алгоритм таких манипуляций должен быть следующим:

- если стрельба велась из-за укрытия слева, спрятаться за укрытия, не меняя хват оружия, сменить положение приклада с удобного плеча, на неудобное (Рисунок 3);

- перенести сильную руку с пистолетной рукоятки на цевье автомата (Рисунок 4);

- перенести слабую руку на пистолетную рукоятку автомата (Рисунок 5).

Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5

Возможно ведение огня слева из-за укрытия, не меняя положения рук на автомате (Рисунок 6). Но при таком удержании силуэт, видимый противнику будет более значительным, так как практически вся левая рука будет видна.

Рисунок 6

При смене положения рук на автомате, во избежание травматизма, следует уделить особое внимание положению большого пальца правой руки (Рисунок 7). Расположить руку таким образом, чтобы избежать травмирования пальца затвором.

Рисунок 7

Одно из условий стрельбы из автомата из-за укрытия - расстояние до укрытия должно составлять 1-1,5 метра (если есть такая возможность) для удобства манипуляций с оружием.

При стрельбе из-за укрытия как с удобной, так и с неудобной стороны, необходимо соблюдать следующее правило: мушка у автомата Калашникова находится на определенной высоте около 3х сантиметров относительно дульного среза ствола. При прицеливании, автомат не должен заваливаться набок, так как есть вероятность того, что в прицельном приспособлении противник появился, а ствол еще находится за укрытием. В таком случае выстрел может быть случайно произведен в укрытие (бетонная/кирпичная стена, элемент металлической конструкции/автомобиля), в следствии чего, образуются осколки (рикошет пули), что может привести к ранению или гибели стрелка.

Прежде чем приступить к выполнению практического упражнения, рассмотренный алгоритм следует довести до «автоматизма» с учебным оружием.

Выводы. Внесение изменений в рабочую учебную программу с учетом результатов нашего исследования, внедрение их в учебный процесс, а также регулярная отработка и закрепление вышеуказанных навыков и умений на занятиях, позволит:

- научиться тактической (быстрой) замене магазина левой и правой руками;

- маневрировать всеми элементами управления на оружии обеими руками с соблюдением мер безопасности, не допуская ошибок [3];

- менять удержание автомата с удобного плеча, на не удобное, не забывая при этом соблюдать требования мер безопасности;

- вести огонь из-за укрытия с любой стороны максимально эффективно;

- повысить уровень личной безопасности в экстремальных ситуациях применения огнестрельного оружия;

- в случае ранения ведущей (сильной) руки, продолжать вести огонь не менее эффективно.

Литература:

1. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 05.11.2022).

2. Живу, сражаюсь, побеждаю! Правила жизни на войне // Разумов А.Н., Крюков Г.А., Кузнецов А.Н. Москва. -2022. - 64 с.

3. Светличный, Е.Г. Обучение и развитие навыков обращения с огнестрельным оружием с использованием "слабой руки" в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД / Е.Г. Светличный, О.С. Лейнова // Материалы шестнадцатой международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 02 февраля 2018 г. - Часть 2. - Барнаул. -2018. - С. 283-284

4. Светличный, Е.Г. Стрелковая подготовка сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран / Е.Г. Светличный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/12 HYPERLINK "http://www.science-education.ru/128-21464"8-21464

5. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь // Сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. - прайм-ЕВРОЗНАК. - 2004. - С. 35

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сухомлинова Татьяна Викторовна Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар);

старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной

подготовки Файрушин Тимур Аликович

Уфимский юридического института МВД России (г. Уфа)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SMARTPEN)

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности искусственного интеллекта и способы внедрения его в образовательный процесс образовательных организаций МВД России. В частности, рассматривается такой продукт искусственного интеллекта, как умная ручка (SMARTPEN). Раскрываются все положительные качества данного устройства, обосновывается необходимость внедрения её в образовательный процесс.

Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, умная ручка, компьютер, смартфон, планшет, обучающийся, образовательная организация МВД России.

An^tatton. This article discusses the possibilities of artificial intelligence and ways to implement it in the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In particular, such an artificial intelligence product as a smart pen (SMARTPEN) is considered. All the positive qualities of this device are revealed, the need to introduce it into the educational process is substantiated.

Key words: artificial intelligence, neural network, smart pen, computer, smartphone, tablet, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Введение. Наука не стоит на месте, внедрение передовых технологий и высокотехнологичных продуктов происходит во всех отраслях жизнедеятельности человека, и образование не является исключением. В последние 10-20 лет активно совершенствуются и внедряются в образовательный процесс технологии искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект (Artificial intelligence) - раздел информатики, который занимается решением когнитивных задач, обычно предназначаемых для человеческого интеллекта, таких как обучение, решение проблем и распознавание шаблонов. Искусственный интеллект (ИИ) часто ассоциируется с робототехникой и научной фантастикой, но на самом деле он давно вышел за пределы фантастических фильмов. Сегодня искусственный интеллект - это часть продвинутых компьютерных технологий [1].

Несмотря на уже достигнутые результаты, ИИ все еще находится на начальных стадиях развития. Но даже этого уровня достаточно для того, чтобы преподаватели и студенты могли извлекать невероятную для себя пользу. Специалисты прогнозируют, что применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения в ближайшем будущем станет ключевым фактором эволюции всей образовательной системы [2].

Пандемия и вызванная ею потребность в дистанционном обучении только ускорили процесс интеграции AI-технологий в образовательный сектор. По оценкам экспертов платформы eLearning Industry, более 47% инструментов управления обучением будут оснащены возможностями ИИ в ближайшие пару лет [2].

Изложение основного материала статьи. Образование стремительно меняется, заимствуя передовые технологии и различные «новшества» из других отраслей жизнедеятельности человека. Технологии искусственного интеллекта также являются источником вдохновения для модернизации образовательного процесса в различных аспектах, таких как:

• Максимальная объективность при выставлении оценок.

Большую, и несомненно важную, часть деятельности преподавателя занимает проверка полученных обучающимся знаний, умений и навыков в процессе освоения каких-либо компетенций.

В силу ранее полученных обучающимся положительных или отрицательных оценок, преподаватель не всегда объективно оценивает его знания и умения.

Использование ИИ для проверки знаний обучающихся и выставления соответствующих оценок, позволяет избежать необъективности в оценивании и оставляет больше времени на взаимодействие «учитель-обучающийся».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель тратит большое количество времени и сил на проверку самостоятельной работы обучающихся. ИИ позволяет преподавателю проанализировать оценки, выставленные программой, определить, какая тематика вызывает сложности в освоении, подобрать дополнительный материал (более детально разъясняющий тему, вызывающую сложность в понимании) и детально разобрать сложный материал на занятии. Автоматизация определенных задач позволяет сосредоточиться на самом учебном процессе и повышении его продуктивности.

2. Оптимизация рабочего времени учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.