Научная статья на тему 'Односторонние международные акты государств и приграничное сотрудничество'

Односторонние международные акты государств и приграничное сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3318
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ОДНОСТОРОННИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АКТ / ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляхов Е. Г., Бадалина М. Б., Алимов А. А.

Исследованы односторонние международные акты государств (признание государств или правительств) и их влияние и связи с приграничным сотрудничеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Односторонние международные акты государств и приграничное сотрудничество»

ОДНОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Е.Г. ЛЯХОВ,

заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор;

профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России

М.Б. БАДАЛИНА,

соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России; старший юрисконсульт ФОНДА «ЗДОРОВЬЕ»

[email protected] А.А. АЛИМОВ,

адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД Росси 12.00.10 - международное право; европейское право

Аннотация. Исследованы односторонние международные акты государств (признание государств или правительств) и их влияние и связи с приграничным сотрудничеством.

Ключевые слова: источник международного права, односторонний международный акт, признание государств и правительств, приграничное сотрудничество.

UNILATERAL INTERNATIONAL CERTIFICATES OF THE STATES AND

CROSS-BOUNDARY COOPERATION

E.G. LYAKHOV,

The deserved lawyer of Russia, the doctor of jurisprudence, the professor for the department of human rights and international law of Moscow university of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

M.B. BADALINA,

an applicant for the department of human rights and international law of Moscow university of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

A.A. ALIMOV

post-graduate student for the department of human rights and international law of Moscow university of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Annotation. Authors investigated such source of international law as unilateral international certificates of the states and how the given certificates (for example, the recognition of the states or the governments) influence or are connected with cross-boundary cooperation.

Key words: a source of international law, the unilateral international certificate, a recognition of the states and the governments, cross-boundary cooperation.

Источниками международного права являются международный договор и международно-правовой обычай, т.е. прежде всего дву- или многосторонние способы формирования международного права государствами. К разряду обычаев можно отнести односторонние волеизъявления государств, порождающие юридические обязательства, например протест, принятие одностороннего обязательства (заявление не применять первым ядерное оружие (СССР, 1982 г.). Эти действия государств зачастую вызваны политической ситуацией, когда конвенционной договоренности невозможно достигнуть.

В 1984 г. Р.А. Каламкарян изложил классификацию односторонних юридических актов1, согласно которой имеют место: односторонние юридические акты, посредством которых государства принимают на себя новые обязательства (признание, обещание); односторонний юридический акт, посредством которого государство отказывается от своих прав и претензий (акт отказа в международном публичном праве); односторонний юридический акт протеста в международном публичном праве.

По мнению Р.А. Каламкаряна, односторонний юридический акт является конститутивным элементом

обычая. И в настоящее время некоторые ученые относят такого рода акты к источникам международного права2. По мнению других авторов, односторонние международные акты используются главным образом в правоприменительной сфере и не имеют значения источника международного права, хотя их влияние на правотворческий процесс существенно3. В Руководящих принципах, применимых к односторонним заявлениям государств, способным привести к возникновению юридических обязательств, принятых Комиссией международного права, под односторонними актами stricto sensu понимаются «официальные заявления, сделанные государством публично и отражающие волю взять на себя обязательства по международному праву»4.

Примерами односторонних международных актов служат:

Ф признание государства или правительства;

Ф объявление о нейтралитете или неприсоединении;

Ф обещание о предоставлении гуманитарной помощи;

Ф погашение задолженности;

Ф предоставление международно-правовых режимов, об установлении и снятии мораториев;

Ф односторонние акты, принимаемые в режиме договоров (присоединение к договору, оговорка к нему, прекращение договора или выход из него);

Ф объявление об установлении какой-либо зоны;

Ф отказ от права;

Ф разрыв дипломатических отношений, ультиматум;

Ф официальные заявления или акты, посредством которых государства выражают свою позицию в отношении территорий, статус которых является спорным (Турецкая Республика Северного Кипра, Тимор-Лешти и т.д.) или в связи с состоянием войны (объявление или фактическое развязывание войны, объявление о прекращении войны, капитуляция);

Ф протест (одностороннее заявление, посредством которого протестующее государство уведомляет о том, что оно не признает законности актов, являющихся предметом протеста, или что оно не признает ситуацию, которую эти акты создали или угрожают создать);

Ф принятие одностороннего обязательства и т.д.

Односторонние международные акты можно разделить на правомерные и противоправные. Так, правомерное одностороннее прекращение двустороннего договора ведет к утрате последним своей юридической силы, а неправомерное одностороннее прекращение такого же договора влечет за собой ответственность за нарушение принципа добросовестного соблюдения международных договоров. Правомерность некоторых односторонних актов требует подтверждения другими государствами или специальными органами, например Международным судом ООН.

Пример действия односторонних актов — случай с попыткой ареста норвежским кораблем ВМФ KVW-313 «TROMSO» российского рыболовного судна М-0133 «Электрон» 15 октября 2005 г. за пределами архипелажных вод Шпицбергена, т.е. в открытом море. По результатам проведенной проверки норвежской береговой охраной был выявлен ряд нарушений, в связи с чем, капитану судна М-0133 «Электрон» В.В. Яранцеву норвежскими инспекторами и командованием норвежского корабля «TROMSO» было сообщено о необходимости следовать в порт Тромсё (Норвегия) для дальнейшего разбирательства5.

Незаконный вылов биоресурсов был установлен в соответствии с норвежским законодательством (принятое в одностороннем порядке Норвегией в 1978 г. решение об установлении 200-мильной зоны охраны рыболовства вокруг Шпицбергена и установление в ней национальных правил регулирования рыболовства), которое не признается Россией. Поэтому все спорные вопросы по этому району должны решаться согласно норм международного права по открытому морю.

В отношении этого одностороннего акта специалисты в области международного права констатируют следующее:

Ф договор о Шпицбергене не предусматривает возможности введения указанной зоны;

Ф СССР в том же году опротестовал введение такой зоны. Из 39 стран, участвующих в договоре, только две признали «рыбоохранную зону» (некоторые страны зарезервировали свою позицию).

Современное международное право и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. не содержат каких-либо понятий или определений в отношении рыбоохранных зон. Таким образом, водные пространства, окружающие Щпицберген, относятся в том числе к открытому морю. Позиция Норвегии относительно рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена оспаривается также Испанией и Исландией.

Рассмотренный пример иллюстрирует, какие последствия для третьих стран несет принятие государствами односторонних актов.

Наиболее распространенные формы одностороннего международного акта — декларация (заявление) и нота.

Односторонние международные акты могут быть индивидуальными (Декларация о нейтралитете Австрии 1955 г.) и коллективными (провозглашается двумя и более государствами при условии, что такой акт содержит одно общее «волеизъявление», например директивы Европейского союза о признании новых государств в Центрально-Восточной Европе 1991 г.)6.

Е. Коннова (Белоруссия) пришла к выводу, что односторонний акт государства является международно-правовым актом, так как отвечает ряду признаков такого акта: наличие волеизъявления, способность самостоятельно породить последствия

по международному праву, соответствующие проявленной воле. Кроме того, она выявила особенности такого акта — особую значимость намерения взять на себя юридическое обязательство (акт порождает правовые последствия), роль публичности одностороннего акта (его содержание должно быть доведено до других государств), его относительный характер (последствия такой акт порождает только относительно его автора).

Е. Коннова сформулировала определение понятия «односторонний акт государства». Под этим понятием она понимает «одностороннее проявление воли, сформулированное публично в отношении его адресатов, выражающее намерение вызвать последствия по международному праву и способное независимо от вмешательства воли других государств породить согласно проявленной воле такие последствия, которые, будучи способны предоставлять права, не могут выступать в форме обязательств для третьих государств»7. Таким образом, источник международного права, состоящий в одностороннем действии субъекта международного права, имеющий международно-правовое значение и результатом которого является наступление международно-правовых последствий, — это односторонний международный акт.

Односторонний международный акт позволяет государствам оперативно решать практические вопросы в тех случаях, когда государство не хочет и (или) не может связывать себя договорными обязательствами. Такие акты играют важную роль при осуществлении приграничного сотрудничества, особенно обещания оказать гуманитарную помощь.

Государство принимает на себя новые обязательства через такой односторонний международный акт, как признание или непризнание независимости государств и самостоятельности правительств в осуществлении государственной власти. Признание государства и признание правительства — это традиционные виды международно-правового признания. Кроме этих видов, можно выделить промежуточные признания до образования государства или правительства: признание восставшей (воюющей) стороны, признание национально-освободительных организаций, признание организаций сопротивления и др.

Признание государством другого государства или правительства означает, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, или оно считает власть, утвердившуюся в государстве неконституционным путем, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях в качестве представителя этого государства либо населения соответствующей территории.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипло-

матические отношения. ООН — это не государство и не правительство, поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство8.

Признание выражается в установлении дипломатических отношений, но возможно и признание de facto, которое влечет за собой установление не дипломатических отношений, а только торговых, финансовых и иных отношений9. Так, 26 августа 2008 г. Президентом РФ Д.А.Медведевым были подписаны Указы о признании Россией независимости Республики Южная Осетия и независимости Республики Абхазия; 9 сентября 2008 г. Россия официально установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осе-тией10. Многие государства пока не признают независимость от Грузии Абхазии и Южной Осетии. Так, Канцлер Германии А. Меркель в 2008 г. заявила, что провозглашение Абхазией и Южной Осетией независимости противоречит принципу территориальной целостности, основополагающему принципу, основанному на международном праве, и по этой причине это неприемлемо.

Однако согласно теории международного права признание имеет декларативный характер, и каждое государство в соответствии с принципом государственного суверенитета может поступать исходя из своих интересов и интересов мирового сообщества.

17 сентября 2008 г. на высшем уровне между Россией и Абхазией и между Россией и Южной Осетией были подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, которые были ратифицированы Россией 24 ноября 2008 г. На 2009 г. с Цхинвалом подписано 14 и Сухуми 13 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений в разных областях; 35 двусторонних соглашений с Южной Осетией и 42 документа с Абхазией находятся на стадии согласования11. Соглашения затрагивают области развития и укрепления сотрудничества в военной сфере, оказания содействия в восстановлении инфраструктуры, углубления торгово-экономического взаимодействия, налаживания нормального социального обеспечения.

Сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией касается использования имеющейся в Абхазии базы отдыха, производства сельхозпродукции, прежде всего фруктов и овощей. Абхазия, Южная Осетия и Никарагуа подписали соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и безвизовом режиме для въезда граждан этих стран на срок до 90 дней 12. В рамках торгово-экономического сотрудничества возможны поставки никарагуанской говядины, кофе, какао-бобов и тропических фруктов в Абхазию и абхазского чая, табака в Никарагуа. Никарагуа также может использовать порты Абхазии для реэкспорта грузов через Абхазию на юг России.

Никарагуа, Абхазия и Южная Осетия договорились об осуществлении обменов учеными, специалиста-

ми в разных сферах экономики и студентами. Они взяли обязательство сотрудничать в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом и контрабандой наркотиков. Стороны также подписали соглашения об экономическом взаимодействии, о воздушном сообщении, торговом судоходстве и Меморандум о взаимопонимании между центральными банками двух республик13.

Соглашение о взаимных безвизовых поездках подписано 1 февраля 2010 г. главами МИД Южной Осетии и России. Соглашение предусматривает, что граждане обоих государств независимо от места проживания могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другого государства без виз сроком до 90 дней по одному из действующих документов, которые подтверждают личность и гражданство лиц, проживающих в двух странах. Для жителей Южной Осетии такими документами являются югоосетинский паспорт и свидетельство о рождении для детей в возрасте до 16 лет. В соглашении также предусматриваются документы, которые появятся в будущем: это загранпаспорт, дипломатический паспорт и служебный паспорт гражданина Республики Южная Осетия. Схожее соглашение между Россией и Абхазией было подписано главами МИД России и Абхазии 2 октября 2009 г.14.

Непризнанные государства — общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран — членов ООН, а их территория считается находящейся под суверенитетом других государств.

Различают непризнанные государства и частично признанные, т.е. признанные отдельными государствами. К непризнанным ни одним государством образованиям относят Нагорно-Карабахскую Республику, Приднестровскую Молдавскую Республику, Вазиристан в Пакистане и др. К государствам, признанным небольшим числом субъектов международного права, относятся Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Косово и др. Непризнанные и частично признанные государства сталкиваются с проблемой борьбы с преступностью.

Государства заключают международные договоры, в том числе по вопросам борьбы с преступностью: Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., о противодействии торговле людьми 2005 г. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. эта конвенция применяется к договорам между государствами. Исходя из данного положения, и того, что, например, Кипр не признан Турцией, а заключает международные договоры с теми государствами, которые его признают, следует, что непризнанные государства вправе заключать

договоры только между собой, а частично признанные — только с государствами, их признавшими.

11 ноября 2009 г. были подписаны Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в борьбе с преступностью и Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Абхазии. Соглашения затрагивают вопросы сотрудничества компетентных органов по таким направлениям, как предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, прежде всего насильственных преступлений против личности и собственности, экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма, коррупции и организованной преступности, незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ и радиоактивных материалов, торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами; незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; преступлений в сфере экономики и легализации доходов, полученных преступным путем, преступлений в сфере информационных технологий, изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, официальных документов, ценных бумаг и финансовых инструментов; преступлений в сфере интеллектуальной собственности; контрабанды; хищения и незаконного оборота автотранспортных средств, преступлений, связанных с незаконной миграцией, преступлений на транспорте, в том числе незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации и других видов транспорта.

11 ноября 2009 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Южной Осетии. Этот документ также предусматривает основные формы и направления дальнейшей активизации сотрудничества в области борьбы с трансграничной организованной преступностью и международным терроризмом, оказание практической помощи в раскрытии преступлений, в том числе террористической направленности, проведение совместных целевых и оперативно-профилактических операций, обмен группами оперативных сотрудников министерств и оперативно значимой информацией.

Непризнанные государства делают попытки подписания договоров с государствами, их не признающими. Примером неудачной попытки может служить следующее: в ходе состоявшейся 11 апреля 2008 г. рабочей встречи Президент Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов передал Президенту Республики Молдова В.Н. Воронину проект договора «О дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой». Проект предусматривал сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью, включая трансграничные преступные группировки, наркотрафик, трафик людей, отмывание денег, терроризм и другие

виды преступный деяний, представляющих вызов современному обществу. Договор подписан не был.

Тем не менее с непризнанными государствами не-признающие их государства заключают договоры поставки в рамках заключенных соглашений (поставки вооружений США в Тайвань15).

Непризнанные и частично признанные государства вносят свой вклад в решение проблемы борьбы с преступностью и заинтересованы в развитии сотрудничества с приграничными государствами и их составными частями.

В сентябре 2008 г. Общественные палаты Республики Абхазия и Воронежской области России подписали Соглашение о сотрудничестве. В рамках этого Соглашения Общественные палаты Абхазии и Воронежской области сотрудничают в сферах культуры, образования, науки, спорта, социальной поддержки населения, благотворительности и др.

Абхазия уже подписала немалое количество договоров и соглашений с субъектами Федерации, и проводятся конкретные мероприятия по их реализации. Администрация Воронежской области и Правительство Абхазии подписали 17 декабря 2008 г. в Сухуми протокол о намерениях, предусматривающий расширение дружественных связей, а также сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.

Рассмотрев односторонние международные акты государства, особенно такие, как признание государств и правительств, следует обратить внимание на их роль в развитии приграничного сотрудничества по таким вопросам, как торговля, рыболовство, защита лесных ресурсов, туризм.

1 Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств / отв. ред. В.И. Менжинский. М., 1984.

2 Ушаков Н.А Международное право: учебник. М., 2000. Международное право и национальное законодательство. М., 2009. С. 287-289.

3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/9624/ %D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0% A2% D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%98%D0 %99

4 Доклад Комиссии международного права о работе ее пятьдесят восьмой сессии: док. ООН A/61/10. Н.-Й. С. 374.

5 Борцов А. Честь офицера. URL:http://warrax.net/89/3/ electron.html

6 Международное право и национальное законодательство. С. 298.

7 Коннова Е. К вопросу об определении понятия односторонних актов государств // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 3.

8 Фактологический бюллетень ООН № 2.

9 URL:http://ru.wikipedia.org

10 URL:http://ru.wikipedia.org/

11 О развитии сотрудничества России с Абхазией и Южной Осетией URL:http://cominf.org/node/1166481032 29 08 2010.

12 Абхазия, Южная Осетия и Никарагуа заключили договор о сотрудничестве. 21.07.2010. URL:http://osinform. ru/23584-abxaziya-yuzhnaya-osetiya-i-nikaragua-zaklyuchili. html

13 РГ. 2010. 21 июля.

14 Дашков С. Прямо как в Европе // РГ. 2010. 5 марта.

15 Обама вооружает Тайвань. 26.01.2010. URL:http://www. rosbalt.ru/2010/01/26/706947.html.

О ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ОПЦИОННОЙ СДЕЛКИ И ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

С.О. МАКАРЧУК,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России

[email protected] 12.00.03 -гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. Проанализированы проблема соотношения опционной сделки и типа договора купли-продажи, а также основанные на его положениях отношения по продаже имущественных прав. Эти категории разграничиваются по двум основным критериям: во-первых, различна специфика опосредствуемых ими экономических отношений, как следствие эти явления обладают индивидуальными для них правовыми целями; во-вторых, опционная сделка в отличие от договора купли-продажи обладает свойственным ей набором юридических условий, определяющих ее последующие содержательные особенности.

Ключевые слова: опционная сделка, обязательство, правоотношение, договор купли-продажи.

ABOUT THE PROBLEM OF RATIO OF THE OPTION TRANSACTION AND THE PURCHASE AND SALE CONTRACT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.