Научная статья на тему 'Российско-абхазские отношения в оценках МИДа РФ в 2008 - 2013 гг'

Российско-абхазские отношения в оценках МИДа РФ в 2008 - 2013 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
323
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АБХАЗСКИЙ ВОПРОС / ЖЕНЕВСКИЕ ДИСКУССИИ / МНОГОВЕКТОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / INTERNATIONAL RELATIONS / THE ABKHAZIAN QUESTION / GENEVA DISCUSSIONS / MULTIVECTOR COOPERATION / SOUTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чайкина Виктория Алексеевна

В статье анализируется специфика взаимодействия России и Абхазии в 2008 2013 гг. в контексте современной мировой геополитики. Большое внимание уделяется аспектам российско-абхазского многовекторного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN-ABKHAZIAN RELATIONSHIP IN ESTIMATES OF THE RUSSIAN FOREIGN MINISTRY IN 2008-2013

The article analyzes the specificity of interaction between Russia and Abkhazia during 2008 2013 in the context of modern global geopolitics. Great attention is paid to aspects of Russian-Abkhazian multivector cooperation.

Текст научной работы на тему «Российско-абхазские отношения в оценках МИДа РФ в 2008 - 2013 гг»

УДК 94(470), 327 (470+479.224)

В. А. Чайкина

РОССИИСКО-АБХАЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОЦЕНКАХ МИДА РФ В 2008-2013 гг.

В статье анализируется специфика взаимодействия России и Абхазии в 20082013 гг. в контексте современной мировой геополитики. Большое внимание уделяется аспектам российско-абхазского многовекторного сотрудничества.

Ключевые слова: международные отношения, абхазский вопрос, Женевские дискуссии, многовекторное сотрудничество, Южный Кавказ.

V. A. Chaikina

THE RUSSIAN-ABKHAZIAN RELATIONSHIP IN ESTIMATES OF THE RUSSIAN FOREIGN

MINISTRY IN 2008-2013

The article analyzes the specificity of interaction between Russia and Abkhazia during 2008 - 2013 in the context of modern global geopolitics. Great attention is paid to aspects of Russian-Abkhazian multivector cooperation.

Российско-абхазские взаимоотношения имеют поступательную динамику развития и более чем 200-летнюю историю. 17 февраля 1810 года Высочайшим манифестом Александр I объявил о присоединении Абхазского княжества к Российской империи [15, с. 9], установив тем самым исторические связи, которые и сегодня определяют вектор внешнеполитических приоритетов двух государств. В геополитических интересах России Абхазия играла и играет особую роль: является геополитической опорой России на Южном Кавказе, обладает важным в геостратегическом плане коммуникационным потенциалом (морским и воздушным), представляет собой перспективную рекреационную зону на Черноморском побережье и др. [14, с. 359]. Россия - одна из первых стран, которая привнесла стабильность в абхазский регион после грузино-абхазской войны (1992-1993 гг.) и оказывает финансовую помощь молодой Республике Абхазия в политическом и социально-экономическом восстановлении. В Концепции внешней

Key words: international relations, the Abkhazian question, Geneva Discussions, multivector cooperation, the South Caucasus.

политики Российской Федерации 2013 г. отмечается, что «в числе российских приоритетов остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению» [11]. Проведение Россией заявленной политики усложняется тем, что абхазский вопрос до сих пор остается не до конца решенным в мировом сообществе.

Исходя из вышесказанного считаем актуальным анализ современных российско-абхазских политических, социально-экономических и культурных отношений. Главными источниками здесь выступят Обзоры МИДа РФ о внешнеполитической и дипломатической деятельности в 2008-2013 гг.

Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. и подготовка аналогичной акции против Абхазии стали кульминационным моментом в политике Российской Федерации на Южном Кавказе. Начиная

КФУей

именно с 2008 г. российско-абхазский политический диалог носит интенсивный характер.

26 августа 2008 г. Президентом России Д. А. Медведевым был подписан указ о признании независимого и суверенного статуса Республики Абхазия, 9 сентября путём обмена нотами были установлены дипломатические отношения России с Абхазией, а 17 сентября Москва и Сухум заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, положивший начало формированию соответствующей нормативно-правовой базы российско-абхазских отношений [1, с. 53]. Важно отметить, что Россия признала Абхазию «на основе свободного волеизъявления абхазского народа, руководствуясь положениями устава ООН, Декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинским Заключительным актом СБСЕ 1975 г. и другими основополагающими международными документами» [12] и помимо признания сразу же выразила готовность официально представлять в других государствах интересы Абхазии [1, с. 131]. При этом изначально Россия шла на выстраивание конструктивного диалога с Грузией по поводу решения грузино-абхазского вопроса, что подтверждают встречи Д. А. Медведева и М. Н. Саакашвили в Санкт-Петербурге и Астане летом, однако Тбилиси продолжал конфронтационный курс, итогом которого стал разрыв дипломатических отношений с Россией в начале осени.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия 2008 г. представлял собой документ декларативного характера, описывающий лишь основные направления, в которых предполагается развивать сотрудничество двух государств, однако в контексте формирования нормативно-правовой базы двусторонних отношений его называют основным документом взаимодействия. Важнейшими статьями договора стали ст. 2, 5 и 7-я, в которых говорилось о сотрудничестве «в деле

укрепления мира, повышения безопасности и стабильности в Закавказском регионе», о военном взаимодействии и охране государственных границ Абхазии [8].

С той же целью - обеспечения прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии, стабильности в Закавказском регионе и посткризисном урегулировании - с 2008 г. в Женеве открылись международные дискуссии по проблематике Закавказья в соответствии с договоренностями Президента России Д. А. Медведева и Президента Председательствующей в Европейском союзе Франции Н. Саркози от 12 августа и 8 сентября [1, с. 5]. Во встречах участвовали представители Абхазии, Грузии, Южной Осетии, России, США при коллективном сопредседательстве Европейского союза, Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обсуждение велось в формате рабочих групп - по вопросам безопасности и гуманитарной ситуации.

На волне Женевских дискуссий Абхазия установила контакты со странами Европейского союза: в июне 2008 г. Сухум посетил верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и провел переговоры с главой Республики С. Багапшем, позже сам С. Багапш посетил Париж, а министр иностранных дел С. Шам-ба побывал в Швеции [13, с. 13-14]. Такая вспышка интереса к Абхазии членов Европейского союза объяснялась возросшей интенсивностью консультаций о путях урегулирования грузино-абхазского конфликта, и Сухум в силу традиционной диверсифицированной системы внешних связей активно шел на диалог с европейскими представителями.

В 2009 г. приоритет российской стороны также состоял в обеспечении надежной безопасности Республики на основе двусторонних соглашений (проекты о неприменении силы между Грузией и Абхазией). На основе договоренностей России и Франции прошло 5 раундов Женевских дискуссий, на одном из которых в феврале была достигнуто соглашение о создании на границе

Абхазии и Грузии совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты [2, с. 51-52]. В июле 2009 г. МПРИ был запущен на грузино-абхазской границе (город Гал). Механизмы подразумевали проведение ежемесячных встреч для решения споров, разногласий и инцидентов. В работе деятельно участвовали Россия, Европейский союз и Организация Объединенных Наций.

2009 г. в российско-абхазских взаимоотношениях вообще отмечен активным военно-техническим сотрудничеством и договоренностями по вопросам безопасности. Так, 30 апреля сторонами заключено Соглашение о совместных усилиях в охране государственной границы (на его основании в Абхазии действует Пограничное управление ФСБ России), а 15 сентября - Соглашение о сотрудничестве в военной области, предусматривающее укрепление военной безопасности, взаимодействие в военно-морской области, в сферах военной разведки и др. На важную правоохранительную составляющую деятельности по охране границы указывает тот факт, что полномочными органами сторон, ответственных за реализацию соглашений, выступают специальные службы, а не армейские структуры (со стороны России - Федеральная служба безопасности, со стороны Абхазии - Служба государственной безопасности) [10, с. 306].

Эти соглашения стали важным дополнением к формированию договорно-правовой базы отношений двух государств. В целом, в 2009 г. с Абхазией было подписано 24 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документа [2, с. 64]. Продолжал развиваться диалог на политическом уровне: состоялось три встречи с президентом Абхазии С. В. Багапшем, с визитом в Сухуме находился спикер Государственной Думы Российской Федерации Б. Грызлов [13, с. 12], было подписано межправительственное соглашение с Республикой о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран, а в марте в столице Абхазии было открыто Посольство Российской Федерации [2, с. 161].

Проводилась четкая линия на укрепление правовых основ сотрудничества в экономической области. 17 марта 2009 г. состоялось подписание межведомственных соглашений между министерствами финансов РФ и Абхазии об оказании финансовой помощи на социально-экономическое развитие и обеспечение сбалансированности бюджета республики (объем финансовой помощи из федерального бюджета России составил для бюджета Республики Абхазия 2,36 млрд рублей) [10, с. 307]. 12 августа было заключено межправительственное соглашение об оказании помощи республике Абхазия в социально-экономическом развитии и сформирована двусторонняя Межправительственная комиссия по социально-экономическому сотрудничеству. Приоритетной задачей комиссии являлась реализация положений об оказании помощи в социально-экономическом развитии и комплексных планов восстановления объектов социального назначения, жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, связи, коммуникаций, образования и здравоохранения, сельского хозяйства и транспорта. За время функционирования комиссии после создания (2010-2014 гг.) было проведено восемь заседаний, четыре из которых в Москве, а четыре в Сухуме [12]. В 2009 г. также были подписаны соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, которые стимулировали приток денежных средств как в Российскую Федерацию, так и в Республику Абхазия. В качестве помощи в социальной сфере в Абхазии проводились межведомственные гуманитарные акции «Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность» [2, с. 65].

В целом отношения России и Абхазии в 2009 г. носили характер союзнических и партнерских во всех важнейших сферах -политической и военной, социально-экономической и культурной, что характеризует характер сотрудничества двух государств как многовекторный. В то же время у Европейского союза, несмотря на активное участие в Женевских дискуссиях и сотрудничество в сфере обеспечения безопасно-

КФУей

сти, определяющей в отношении Абхазии выступала «политика непризнания», основу которой заложил разработанный в конце 2009 г. непубличный документ Комитета по вопросам политики и безопасности европейского союза «О непризнании в отношении Абхазии и Южной Осетии и параметрах политики участия ЕС» [9, с. 29]. Ее главным принципом стала стратегия «не признавать, но взаимодействовать». Подобная стратегия способствовала еще большему сближению России и Абхазии.

В 2010 г. Российская Федерация продолжала политическую линию обеспечения безопасности и восстановления Абхазской Республики: в ходе Женевских дискуссий выступала за юридическое оформление режима неприменения силы между Грузией и Абхазией, участвовала в функционировании МПРИ в районе грузино-абхазской границы. На основе Соглашения об объединенной российской военной базе на территории Абхазии от 17 февраля 2010 г. в республике была дислоцирована 7-я объединенная российская военная база, обеспечивающая дополнительную защиту суверенитета и безопасности [12].

Продолжалось всестороннее укрепление межгосударственных отношений и договорно-правовой базы: в 2010 г. с Абхазской Республикой было заключено уже 54 соглашения [3, с. 57] - в два раза больше, чем в 2009 г.

В контексте абхазского вопроса улучшились взаимоотношения России с государствами Центральной и Южной Америки. Так, Никарагуа и Венесуэла, первыми признав независимость Абхазской Республики в 2008 и 2009 гг. соответственно, в 2010 г. продолжили поддерживать российскую политическую линию на Кавказе: в их столицах прошли приемы главы Республики Абхазия, Венесуэла установила с Абхазией дипломатические отношения [3, с. 130].

Крепло российско-абхазское сотрудничество в социально-экономической сфере: в октябре 2010 г. под эгидой Пограничной службы ФСБ России в Абхазии прошла вто-

рая по счету межведомственная гуманитарная акция «Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность» [12].

Особенно нужно обратить внимание на возросшее взаимодействие двух государств в сфере науки и культуры. С 2010 г. на территории Российской Федерации и Республики Абхазия начали проводиться культурные сезоны «Абхазия - Россия», основная функция которых заключалась в реализации культурно-образовательных программ. Среди них наиболее масштабным стал международный фестиваль классической музыки «Хибла Герзмава приглашает...», участники которого - прославленные деятели культуры и искусства Абхазии и России (В. Спиваков, И. Абдразаков и др.) [16]. 16 марта в МГИМО(У) прошла научно-практическая конференция, посвященная 200-летию включения Абхазии в состав Российской империи, на которой присутствовали глава правительства Абхазии С. М. Шамба, Чрезвычайный и Полномочный посол Абхазии в России И. М. Ахба, директор 4 ДСНГ МИД России А. В. Келин [7, с. 5], что подчеркнуло ее высокий уровень и значимость.

Развитие российско-абхазских взаимоотношений в 2011 г. отличалось позитивной динамикой и в целом проходило в ранее заявленных направлениях. По вопросам безопасности и стабильности продолжали функционировать Женевские дискуссии, по вопросам социально-экономического сотрудничества - Межправительственная комиссия. Продолжилось усиленное развитие договорно-правовой базы: с Абхазией было заключено 67 новых соглашений [4, с. 55].

Улучшению российско-абхазского взаимодействия и дальнейшей интенсификации политического диалога способствовал официальный визит в Россию Президента Республики Абхазия А. З. Анкваба в октябре 2011 г. [4, с. 56]. Это был первый официальный визит абхазского президента в Россию. Абхазию в апреле в свою очередь посетил министр иностранных дел С. В. Лавров [12].

Определенные успехи наблюдались и в научно-культурном взаимодействии в 2011 г.: начало функционировать предста-

вительство Россотрудничества в Сухуме, в Абхазии в целом действовали учебно-методические центры русского языка. Подобные процессы стали закономерным следствием укрепления политико-экономического сотрудничества двух государств, в которых с 2011 г. официально стал функционировать безвизовый режим.

2012 г. ознаменовался рядом противоречий Тбилиси и Москвы по абхазскому вопросу: например, попытки Грузии получить от России односторонние обязательства по неприменению силы, на фоне последовательной работы по созданию условий для оформления юридически обязывающего режима неприменения силы между Грузией и Абхазией. Заметным событием стало обнародованное в контексте Женевских дискуссий заключение независимых экспертов по международному гуманитарному праву о неправомерности употребления понятий «оккупация» и «оккупированные территории» по отношению к российским войскам и военным базам, дислоцированным на территории Республики Абхазия [5, с.36], что подняло международный авторитет России и упрочило правомерность ее южнокавказской политической линии.

Дальнейшее развитие получили российско-абхазские взаимоотношения в политико-экономической сфере. В 2012 г. состоялись встречи Президента Российской Федерации с главой Республики Абхазия, была создана Межведомственная комиссия по вопросам развития сотрудничества с Абхазией, взявшая на себя координирующую роль в деле оказания содействия процессам ее социально-экономического восстановления [5, с.46].

Реализовывались многочисленные научно-культурные программы: например, 26 -27 апреля 2012 г. в Сухуме прошел первый российско-абхазский гуманитарный форум «Россия и Абхазия: к развитию общественного диалога», Министерство Образования и Науки РФ в 2012/2013 учебном году предоставило Абхазии 214 мест для обучения в государственных вузах России [12].

В 2013 г. продолжалась уже выстроенная ранее линия многовекторного сотрудничества России и Абхазии. В ходе Женевских дискуссий опять предпринимались попытки решения вопросов, связанных с подписанием Грузией соглашения о неприменении силы, и обеспечением права на свободное передвижение для жителей Абхазии. Развитию российско-абхазских отношений способствовали уже ставшие практически традиционными политические контакты на высшем уровне: встречи Президентов Российской Федерации и Абхазии весной и летом 2013 г. [6, с.51].

Особо тесное сотрудничество двух государств в 2013 г. происходило в экономике. Основные экспортные операции (вино, цитрусовые, рыба) Абхазия проводила именно с Россией - 85% от общего объема (для сравнения с членом Евросоюза Турцией лишь 15%). Основные импортные операции Абхазии также приходились на Россию - 57,5 % от общего объема (Турция - 13,8%) [12]. Более того, в Сухуме ежегодно проводятся российско-абхазские деловые форумы: пятый был 14-15 ноября 2013 г. В форумах принимают участие с российской стороны представители МИД, Минэкономразвития, Мин-транспорта, Минсельхоза, Минпромторга, Ростуризма, региональных торгово-промышленных палат и бизнес-структур. С абхазской -руководство республики, госучреждений и деловых кругов. Подобные мероприятия закрепляют успехи торгово-экономического сотрудничества, способствуют новому импульсу в этой сфере.

Итак, российско-абхазские взаимоотношения за последние пять лет в целом характеризовались положительной динамикой и многовекторным сотрудничеством. Два государства имеют стойкие перспективы развития союзнических и партнерских отношений, особенно в социально-экономической и культурной областях. Однако существует ряд нерешенных вопросов на политическом уровне, в который входит положение молодой Абхазской Республики на международной арене, ее политическое признание другими государствами и сложный клубок противоречий в российско-грузино-абхазских отношениях.

КФУяк

Литература

1. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2008 г. Обзор МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620f 40c32576b20036eb06/b2 86e140e4b7e48ac325752e002def65!0penDocument (Дата обращения: 12.10.2014).

2. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2009 г. Обзор МИД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620 f40c32576b20036eb06/ ba 837a62ade20651c325785a0041fd92!0penDocument (Дата обращения: 12.10.2014.).

3. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010 г. Обзор МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620 f40c32576b20036eb06/58 37bbe2727d8c3dc32576e9003ad888!0penDocument (Дата обращения: 12.10.2014).

4. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2011 г. Обзор МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620f 40c32576b20036eb06/9 f0f52e364c2d5dd44257b820039fe38!0penD0Cument (Дата обраще-ния: 12.10.2014).

5. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2012 г. Обзор МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620 f40c32576b20036eb06/a5 d82e99be657e33442579d50026094c!0penD0Cument (Дата обращения: 12.10.2014).

6. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2013 г. Обзор МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620 f40c32576b20036eb06/a 00d1cfa2351f2b144257caf004719a6!0penDocument (Дата обращения: 12.10.2014).

7. Волхонский М. А. Россия и Абхазия: двести лет дружбы и взаимопонимания // Вестник МГИМО. 2010. № 3.

8. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия / Информационно-аналитический сайт «Абхазия». [Электронный ресурс]: URL: http://www.abkhaziya.org/serverarticles/article-0ef9873fa55908a6accb1ae9d65a8f80.html (Дата обращения: 13.10.2014).

9. Зухба М. И. К проблеме независимости Абхазии: от исторического прошлого к настоящему // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3(13).

10. Колобов О. А., Коротышев А. П., Платонов И. В. Формирование нормативно-правовой базы двусторонних отношений РФ и Республик Абхазия и Южная Осетия: информационно-политический аспект// Вестник Нижегородского университета имена Н. И. Лобачевского. 2010. № 5 (1).

11. Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097 f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160 051bf7f! Open Document (Дата обращения: 12.10.2014).

12. Российско-абхазские отношения (справочная информация) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mid.ru/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da 1d5a7185432569e700419c7a/1e3f2cbc048cfc5d4 4257ce0004 0b33b!OpenDocument (Дата обращения:12.10.2014).

13. Силаев Н. Итоги Августовской войны для Кавказа// Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 3 (63).

14. Сляднева Г. В. Республика Абхазия в контексте геополитических процессов Кавказского региона // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.

15. Шамба С. М. Россия - Абхазия: история и современность// Вестник МГИМО(У). 2010. № 3.

16. Шулумба Б. В. Особенности межкультурного взаимодействия Абхазии и России // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. 2013. №6. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/41740548.pdf (Дата обращения: 13.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.