Научная статья на тему 'Международная безопасность и правоохранительная функция государства'

Международная безопасность и правоохранительная функция государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1308
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко Эдуард Анатольевич

Настоящая статья посвящена исследованию о весьма значительной и объемной внешней функции, Российского государства по обеспечению прав человека, которая является функцией обеспечения международной безопасности, мира и поддержания мирового порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максименко Эдуард Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Safety And Law-Enforcement Function Of The State

Present article is devoted research about rather considerable and volume external function, the Russian state on maintenance of human rights which is function of maintenance of the international safety, the world and maintenance of a world order.

Текст научной работы на тему «Международная безопасность и правоохранительная функция государства»

2.7. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Максименко Эдуард Анатольевич. Должность: начальник факультета заочного обучения. Место работы: Краснодарский университет МВД России. E-mail: edu-ard_maksimenko@mail.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию о весьма значительной и объемной внешней функции, Российского государства по обеспечению прав человека, которая является функцией обеспечения международной безопасности, мира и поддержания мирового порядка.

Ключевые слова: международная безопасность, внешние функции, правоохранительная деятельность, мировое сообщество, государство.

THE INTERNATIONAL SAFETY AND LAW-ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE

Maksimenko Edward Anatolevich. Position: The chief of faculty of correspondence course. Place of employment: The Krasnodar university of MIA Russia. E-mail: edu-ard_maksimenko@mail.ru

Annotation: Present article is devoted research about rather considerable and volume external function, the Russian state on maintenance of human rights which is function of maintenance of the international safety, the world and maintenance of a world order.

Keywords: the international safety, external functions, law-enforcement activity, the world community, the state.

Конституция РФ определила цель современного российского государства как формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности на основе признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Весьма значительной и объемной внешней функцией, которая очень тесно переплетена с деятельностью Российского государства по обеспечению прав человека, является функция обеспечения международной безопасности, мира и поддержания мирового порядка. Цивилизованные взаимоотношения государств мирового сообщества ныне возможны при вполне определенных практических шагах каждого из них, основанных на правовых обязательствах, согласовании интересов и целей, общности социально-политического выбора развития, на принципах уважения прав человека.

При этом к средствам обеспечения мира относятся мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий и другие. Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности, которая представляет собой систему совместных дей-

ствий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Во времена «холодной войны» операции ООН по поддержанию мира носили в основном военный характер и развертывались обычно после прекращения огня, но до окончания урегулирования конфликта путем переговоров. Фактически одной из главных целей было создание условий, в которых были бы возможны переговоры в целях урегулирования конфликта. В конце 80-х годов появился новый вид операций по поддержанию мира (ОМП). Опыт миротворческих операций в ряде государств мира (Намибии, Анголе, Сальвадоре, Камбодже и Мозамбике) показал необходимость отказа от традиционного подхода к выполнению полномочий миротворцев, роль которых сводилась лишь исключительно к контролю за соблюдением сторонами взятых на себя обязательств.

В последнее время в подходах международных организаций (ООН, ОБСЕ, НАТО) к операциям по установлению и поддержанию мира появился ряд тенденций, которые обобщенно состоят в признании за международным сообществом права и обязанности принимать на себя ответственность за обеспечение всеми средствами, включая силовые, мира, правопорядка и безопасности граждан в тех государствах, в которых по каким-либо причинам эти фундаментальные условия жизни не могут быть обеспечены национальными средствами.

Так, теперь в практике ООН считается нормальным привлечение вооруженных сил на любых этапах конфликта, в том числе и без согласования с конфликтующими сторонами (хотя и по мандату международных организаций) для выполнения

превентивных, посреднических, гуманитарных и иных функций в конфликтном регионе.

В настоящее время вооруженные силы ООН,

вопреки бытовавшим ранее критериям, в ряде миротворческих операций (в бывшей Югославии, Сомали) использовали не только легкое, но и тяжелое вооружение, бронетехнику и авиацию. Если ранее мандатом ООН предписывалось строго ограничивать применение силы самообороной, то сейчас начинают практиковаться формулировки в том числе

«превентивной обороны», «преследования» и «вытеснения» сопротивляющихся группировок,

превентивного размещения вооруженных сил и «превентивной демонстрации силы» в международных вооруженных конфликтах.

Всего за время существования ООН проведено около 50 различных операций по поддержанию мира. В них участвовали более 1 млн. человек военного, полицейского и гражданского персонала из 68 стран. Погибли в ходе операций более 1000 человек, расходы на операции составили 2,8 млрд. долларов.

В последнее время вооруженные подразделения ООН приобретают все более крупные по размерам масштабы, становятся более влиятельной силой в период своего миротворчества, что подчас вызывает неодинаковую реакцию на их присутствие со стороны противодействующих сторон (операции ООН в Боснии, Черногории, Камбодже, Сомали, Косово).

В настоящее время продолжает осуществляться около 20 проектов миротворческих операции ООН в различных частях земного шара, включая Грузию, Таджикистан, Косово, Восточный Тимор и многие другие точки земного шара. Активное участие в миротвор-

6'2012

Пробелы в российском законодательстве

ческих операциях принимают и российские военнослужащие.

Россия, являясь одним из пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН, активно влияет на политику сохранения мира. Именно Совет Безопасности обязан определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и давать рекомендации или решать, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного правопорядка и мира.

В настоящее время в ООН происходит активная проработка новых подходов к формированию воинских контингентов для выполнения миротворческих задач. Так, согласно одной из предложенных концепций прорабатывается идея формирования постоянного военного контингента (силы быстрого реагирования) в распоряжении ООН на основании ст. 43 Устава. В соответствии с ней государства — члены ООН могут предоставлять национальные вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обеспечения в распоряжение Совета Безопасности как на периодической, так и на постоянной основе.

Известно, что многие страны имеют свои законодательные нормы на участие в миротворческих операциях, которые не всегда соответствуют международным. Безусловно, при различии международных и национальных юридических основ трудно выполнять резолюции Совета Безопасности. Например, шведское национальное законодательство (шведский закон 1992 г.) позволяет правительству направлять войска для службы за границей в миротворческих операциях без предварительного согласия парламента. Для выполнения решений ОБСЕ шведское законодательство четко предусматривает выделение войск для миротворческих операций за рубежом. Это достаточно объемная формулировка закона по сравнению с законом 1974 года, который предусматривал выполнение только решений ООН.

В соответствии с принятым в России законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», российское государство имеет возможность непосредственно участвовать в миротворческих операциях под флагом ООН. Таким примером являются действия Российских миротворцев в Югославии и ряде других регионов мира.

В 2004 году наши воинские контингента и отдельные военнослужащие выполняли задачи по обеспечению безопасности и поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов на территории государств — участников СНГ и в операциях оОн по поддержанию мира (Сьерра-Леоне; Приднестровский регион Республики Молдова; Г рузия — Южная Осетия и Абхазия).

При этом сегодня Кавказский регион все чаще попадает в зону фокуса мирового сообщества как один из наиболее взрывоопасных регионов.

Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, пять имели место в Кавказском регионе. Это - армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, осетино-ингушский и российско-чеченский конфликты. До сих пор ни один из вооруженных межэтнических конфликтов на Кавказе не урегулирован до конца.

В результате в 2008 году были прекращены две российские миротворческие операции в Абхазии и в Юж-

ной Осетии. Признав независимость двух бывших грузинских автономий, Москва в одностороннем порядке изменила свой статус и свою роль в конфликтах.

Гражданский активист Лиана Кварчелия из абхазского Центра гуманитарных программ и другой сотрудник Центра — политолог из Абхазского государственного университета Ираклий Хинтба отметили, что в Абхазии всегда будут ценить помощь, которую Россия оказала республике в августе 2008 г., — абхазцы верят, что Россия защитила Абхазию от возможного вторжения со стороны Грузии. Для Абхазии Россия является и будет являться главным партнером.

Одновременно с этим многие эксперты в Абхазии считают, что без признания со стороны международного сообщества республике будет сложнее развиваться как демократическому государству, т.к. кроме России, только Никарагуа, Венесуэла и Науру признали Абхазию независимым государством. Остальные страны мира по-прежнему рассматривают ее как часть Г рузии.

Сегодняшний Кавказ является одним из самых милитаризованных регионов мира. Независимые государства Южного Кавказа обладают военным потенциалом, сравнимым с потенциалом средней европейской страны. Численность азербайджанской армии составляет 95 тыс. чел. Численность личного состава вооруженных сил Армении составляет 45 тыс. чел. Максимальная численность вооруженных сил в Грузии в 2006 году составила 31 тыс. 878 военнослужащих.

Помимо военного потенциала трех признанных международным сообществом государств существуют военные машины трех непризнанных образований, вполне сопоставимых с признанными государствами. Вооруженные силы непризнанной Абхазии - это 5 тыс. чел., а Южной Осетии- 3 тыс. чел. По огневой же мощи армии непризнанных Абхазии и Южной Осетии практически не уступают Грузии.

Объединенный военно-конфликтный потенциал Северного и Южного Кавказа сопоставим с ближневосточным. Конфликтный потенциал Кавказа очень высок и в условиях экономического кризиса в регионе могут возникнуть новые очаги напряженности.

Отсутствие возможности у международных наблюдателей, таких как ОБСЕ и ООН осуществлять мониторинг ситуации непосредственно в зоне конфликта повышает риски возникновения новых военных действии.

Наряду с этим, необходимо обратить внимание, что 9 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал федеральный закон, касающийся оперативного использования Вооруженных сил России за пределами страны. Данным законом предусмотрено, что «В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1) отражение нападения на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение агрессии против другого государства;

3) защита граждан Российской Федерации за рубежом;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства».

Представляется, что основной смысл внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а, следовательно, и его внешних функций должен состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.

Рецензия

на статью Максименко Эдуарда Анатольевича «Международная безопасность и правоохранительная функция государства»

В статье рассматриваются вопросы касающиеся исследования о весьма значительной и объемной внешней функции, Российского государства по обеспечению прав человека, которая является функцией обеспечения международной безопасности, мира и поддержания мирового порядка.

Автор подчеркивает, что сегодня вопросы заинтересованности государств в деле сохранения международного правопорядка способствуют созданию системы коллективной безопасности, которая представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Автор обращает внимание, что 9 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал федеральный закон, касающийся оперативного использования Вооруженных сил России за пределами страны и в данном законе предусмотрено, что «В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения задач.

Настоящая статья в данном ракурсе представляет особый интерес и рекомендована к публикации, поскольку в ней обстоятельно показано, что основной смысл внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а, следовательно, и его внешних функций должен состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.

Заместитель начальника

Краснодарского университета МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент И.Е. Адаменко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.