УДК 159
Носкова К.И.
студентка 2 года обучения института экономики, технологии и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(г. Волгоград, Россия)
Симонова Л.Б.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(г. Волгоград, Россия)
ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье исследуется феномен одиночества. Выявлены причины страха остаться одним у детей младшего возраста. Также в данной работе показано влияние одиночества на психоэмоциональное состояние человека.
Ключевые слова: одиночество, психоэмоциональное состояние, общение, отдаленность, проблема, психическое явление, переживание.
Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность [1, с.20].
Задачи экспериментальной работы:
- подтвердить актуальность проблемы преодоления страха одиночества у детей 3-4х лет;
- выявить условия преодоления страха одиночества у детей 3-4х лет.
Методом исследования была выбрана беседа с детьми на выявление у них
тех или иных страхов, связанных с одиночеством.
Детям задавался вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься...?» и затем перечислялось 8 страхов. Дети должны были отвечать, чего они бояться и не бояться. Следующим этапом беседы было выявление причины боязни или не боязни ребенком страха одиночества посредством вопроса: «Почему ты боишься (не боишься) оставаться дома один? ».
В ходе первого этапа беседы на вопросы из списка дети отвечали достаточно быстро, не задумываясь. Некоторые дети смотрели на экспериментатора, пытаясь «угадать» правильный ответ.
Следует выделить ответы двух мальчиков (3,5 и 4 года), которые на все перечисленные страхи ответили отрицательно. Один из них объяснил это тем, что он Человек-Паук и ничего не боится. Другой мальчик сказал, что он просто сильный и ничего никогда не боится [4, с.22].
Результаты первого этапа беседы отражены в следующей таблице 1.
Таблица 1. Результаты анализа
СТРАХ Стас Леша Даша Диана Дима Лена Миша Катя Саша
Остаться один дома + + + + + + +
Наказания + - + + + + - - +
Заболеть + - + + + - - - +
Темноты + - + + + + - + +
Бабы Яги - - + + + - - + +
Боли + - + + + + - + +
Воды - - - - - - - + +
Нападения + - + - + + - + +
Второй этап беседы заключался в попытках выяснить у детей причины их страха одиночества. Лишь 5 детей из 9 смогли объяснить, почему они бояться или не бояться оставаться дома одни. Остальные четверо детей на вопрос «Почему ты боишься оставаться дома один? » или молчали, или отвечали: «Потому что» [3, с.36].
Даша (4 года): «Боюсь включать свет, когда одна, потому что током ударит».
Диана (4 года): «Потому что мамы нет, и я боюсь».
Дима (4 года): «Когда мы ходим в магазин, я боюсь потеряться».
Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют сделать выводы о том, что страх одиночества является одним из самых распространенных среди страхов, перечисленных детям младшего дошкольного возраста.
Девочкам свойственны почти все представленные страхи, кроме страха воды. У мальчиков страхов чуть меньше, но они всё же есть.
У 7 детей из 9 обнаружились, судя по ответам детей, страхи одиночества, темноты и боли.
Страх наказания и нападения встречался у 6 детей.
Бабу Ягу бояться 5 детей из 9. Столько же детей бояться заболеть.
Меньше всего дети боятся воды - только 2 детей.
Сложность анализа полученных данных и выполнение второй поставленной задачи в этом эксперименте, заключается в том, что дети еще не могут полно и адекватно оценивать свои страхи и объяснять их причины. В результате чего, сложно выявить на основе этой беседы условия преодоления страха одиночества, так как не удалось определить ясные причины страха, условия его протекания [1, с.14].
Но, не смотря на это, большая часть детей смогла объяснить хотя бы отдаленные причины своего страха одиночества, что дает уверенность в том, что дети не просто бояться, но и понимают, хоть и смутно, почему боятся. Понимание детьми своих страхов значительно упростит дальнейшую работу по их преодолению.
Проблема страха одиночества существует, преодолевать ее возможно и необходимо, так как дети четко осознают этот страх и готовы делиться своими чувствами и тревогами. Сложность проведения такой работы будет заключаться лишь в том, что дети пока плохо могут выразиться словами и раскрыть всю
картину своих внутренних переживаний [2, с.88].
В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что проблема страха одиночества у детей 3-4х лет актуальна и требует изучения и разрешения.
Страх одиночества у ребенка связан с чувством неуверенности и незащищенности, когда он находиться один, наедине со своими тревогами и фантазиями. Детские страхи занимают значительное место в психике ребенка и могут получить отголоски во взрослой жизни, не будучи успешно преодоленными еще в детстве. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога - вовремя помочь ребенку преодолеть страх, научить смело «смотреть ему в глаза» и различать реальную и выдуманную опасность.
Конечно, проводить разъяснительные и научные беседы с ребенком дошкольного ребенка по поводу его страхов еще рано. Но без участия взрослого человека в жизни ребенка, без разделения им детских тревог и опасений преодоление страха будет невозможным.
Поэтому в период младшего дошкольного возраста наиболее эффективными условиями преодоления страха одиночества, наряду с соответствующими коррекционными методиками, являются: обеспечение здоровой, гармоничной атмосферы в среде, окружающей ребенка;
непринужденные и доверительные беседы с ребенком о его интересах, тревогах, страхах; внимательное отношение к особенностям возраста и психики ребенка при выборе новых игрушек, внесении новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Именно чуткое отношение взрослого к особенностям личности ребенка будет залогом ее гармоничного развития и преодоления любых препятствий, возникающих на этом пути.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузнецов О. Н. , Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. - М. , 2021 г., 677 с.
2. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Под ред.Н. Е. Покровского. - М. : Прогресс, 2019 г. - 133 с.
3. Рузова Л.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вуз. образования. - 2021 г. -Вып. 6, ч. 3. - 245 с.
4. Садлер У. А. , Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М. : Прогресс, 2019 г. - 123 с.