Научная статья на тему 'ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА'

ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ОТДАЛЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носкова К.И., Симонова Л.Б.

В статье исследуется феномен одиночества. Выявлены причины страха остаться одним у детей младшего возраста. Также в данной работе показано влияние одиночества на психоэмоциональное состояние человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONELINESS AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM IN YOUNG CHILDREN

the article explores the phenomenon of loneliness. The reasons for the fear of being left alone in young children have been identified. Also, this work shows the influence of loneliness on the psychoemotional state of a person

Текст научной работы на тему «ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 159

Носкова К.И.

студентка 2 года обучения института экономики, технологии и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет

(г. Волгоград, Россия)

Симонова Л.Б.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

(г. Волгоград, Россия)

ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье исследуется феномен одиночества. Выявлены причины страха остаться одним у детей младшего возраста. Также в данной работе показано влияние одиночества на психоэмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: одиночество, психоэмоциональное состояние, общение, отдаленность, проблема, психическое явление, переживание.

Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность [1, с.20].

Задачи экспериментальной работы:

- подтвердить актуальность проблемы преодоления страха одиночества у детей 3-4х лет;

- выявить условия преодоления страха одиночества у детей 3-4х лет.

Методом исследования была выбрана беседа с детьми на выявление у них

тех или иных страхов, связанных с одиночеством.

Детям задавался вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься...?» и затем перечислялось 8 страхов. Дети должны были отвечать, чего они бояться и не бояться. Следующим этапом беседы было выявление причины боязни или не боязни ребенком страха одиночества посредством вопроса: «Почему ты боишься (не боишься) оставаться дома один? ».

В ходе первого этапа беседы на вопросы из списка дети отвечали достаточно быстро, не задумываясь. Некоторые дети смотрели на экспериментатора, пытаясь «угадать» правильный ответ.

Следует выделить ответы двух мальчиков (3,5 и 4 года), которые на все перечисленные страхи ответили отрицательно. Один из них объяснил это тем, что он Человек-Паук и ничего не боится. Другой мальчик сказал, что он просто сильный и ничего никогда не боится [4, с.22].

Результаты первого этапа беседы отражены в следующей таблице 1.

Таблица 1. Результаты анализа

СТРАХ Стас Леша Даша Диана Дима Лена Миша Катя Саша

Остаться один дома + + + + + + +

Наказания + - + + + + - - +

Заболеть + - + + + - - - +

Темноты + - + + + + - + +

Бабы Яги - - + + + - - + +

Боли + - + + + + - + +

Воды - - - - - - - + +

Нападения + - + - + + - + +

Второй этап беседы заключался в попытках выяснить у детей причины их страха одиночества. Лишь 5 детей из 9 смогли объяснить, почему они бояться или не бояться оставаться дома одни. Остальные четверо детей на вопрос «Почему ты боишься оставаться дома один? » или молчали, или отвечали: «Потому что» [3, с.36].

Даша (4 года): «Боюсь включать свет, когда одна, потому что током ударит».

Диана (4 года): «Потому что мамы нет, и я боюсь».

Дима (4 года): «Когда мы ходим в магазин, я боюсь потеряться».

Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют сделать выводы о том, что страх одиночества является одним из самых распространенных среди страхов, перечисленных детям младшего дошкольного возраста.

Девочкам свойственны почти все представленные страхи, кроме страха воды. У мальчиков страхов чуть меньше, но они всё же есть.

У 7 детей из 9 обнаружились, судя по ответам детей, страхи одиночества, темноты и боли.

Страх наказания и нападения встречался у 6 детей.

Бабу Ягу бояться 5 детей из 9. Столько же детей бояться заболеть.

Меньше всего дети боятся воды - только 2 детей.

Сложность анализа полученных данных и выполнение второй поставленной задачи в этом эксперименте, заключается в том, что дети еще не могут полно и адекватно оценивать свои страхи и объяснять их причины. В результате чего, сложно выявить на основе этой беседы условия преодоления страха одиночества, так как не удалось определить ясные причины страха, условия его протекания [1, с.14].

Но, не смотря на это, большая часть детей смогла объяснить хотя бы отдаленные причины своего страха одиночества, что дает уверенность в том, что дети не просто бояться, но и понимают, хоть и смутно, почему боятся. Понимание детьми своих страхов значительно упростит дальнейшую работу по их преодолению.

Проблема страха одиночества существует, преодолевать ее возможно и необходимо, так как дети четко осознают этот страх и готовы делиться своими чувствами и тревогами. Сложность проведения такой работы будет заключаться лишь в том, что дети пока плохо могут выразиться словами и раскрыть всю

картину своих внутренних переживаний [2, с.88].

В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что проблема страха одиночества у детей 3-4х лет актуальна и требует изучения и разрешения.

Страх одиночества у ребенка связан с чувством неуверенности и незащищенности, когда он находиться один, наедине со своими тревогами и фантазиями. Детские страхи занимают значительное место в психике ребенка и могут получить отголоски во взрослой жизни, не будучи успешно преодоленными еще в детстве. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога - вовремя помочь ребенку преодолеть страх, научить смело «смотреть ему в глаза» и различать реальную и выдуманную опасность.

Конечно, проводить разъяснительные и научные беседы с ребенком дошкольного ребенка по поводу его страхов еще рано. Но без участия взрослого человека в жизни ребенка, без разделения им детских тревог и опасений преодоление страха будет невозможным.

Поэтому в период младшего дошкольного возраста наиболее эффективными условиями преодоления страха одиночества, наряду с соответствующими коррекционными методиками, являются: обеспечение здоровой, гармоничной атмосферы в среде, окружающей ребенка;

непринужденные и доверительные беседы с ребенком о его интересах, тревогах, страхах; внимательное отношение к особенностям возраста и психики ребенка при выборе новых игрушек, внесении новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Именно чуткое отношение взрослого к особенностям личности ребенка будет залогом ее гармоничного развития и преодоления любых препятствий, возникающих на этом пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецов О. Н. , Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. - М. , 2021 г., 677 с.

2. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Под ред.Н. Е. Покровского. - М. : Прогресс, 2019 г. - 133 с.

3. Рузова Л.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вуз. образования. - 2021 г. -Вып. 6, ч. 3. - 245 с.

4. Садлер У. А. , Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М. : Прогресс, 2019 г. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.