АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дилфуза Шавкатовна Мирзаева Зилола Исмоиловна Курбанова
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Проблема коррекции страхов у детей дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Согласно определению, которое дает психологический словарь, страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.
Ключевые слова: коррекция, страх, теоретический, аффект, типология, статус, функционально, эгоцентрический.
ART PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR CORRECTION OF FEARS
IN PRESCHOOL CHILDREN
ABSTRACT
The problem of correction of fears in preschool children is relevant both theoretically and practically. According to the definition given by the psychological dictionary, fear is an emotion that arises in situations of threat to the biological or social existence of an individual and is aimed at the source of real or imagined danger. Functionally, fear serves as a warning to the subject about an impending danger, allows you to focus on its source, and encourages you to look for ways to avoid it.
Key words: correction, fear, theoretical, affect, typology, status, functionally, egocentric.
На сегодня проблема коррекции страхов у детей дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Согласно определению, которое дает психологический словарь, страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или
воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас, он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Все страхи можно разбить на три группы: природные, социальные и внутренние.
Первая группа — страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человека. В соответствии с данной типологией, страх пожара относится к первой группе.
Вторая группа страхов- боязни и опасения за изменение своего социального и окружения статуса. На основании этой классификации страх публичных выступлений относится ко второй группе.
Третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной основы. Например, боязнь привидений можно отнести к третьей группе.
Существует предположение, что возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития человека. Страх — неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Как в процессе становления человечества менялись присущие человеку страхи, так направленность детских страхов изменяется по мере взросления ребенка. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.
Постепенно психологическая структура страхов усложняется, это происходит вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувства стыда, вины, гордости и самолюбия. Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения страхи дополняются социально опосредованными,
затрагивающими жизнь и благополучие других людей.
Начиная со второго года жизни постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Появляются страхи животных. В этот же период часто имеет место страх разлуки с родителями (особенно с матерью). Наиболее часто этот страх проявляется вечером, когда мать оставляет ребенка одного в кровати. В этом случае следует бурная эмоциональная реакция, сопровождаемая слезами.
Страх одиночества при засыпании достигает максимума позднее — в возрасте 3-4 лет. Для этого возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, в этот период достигают своего максимума страхи воды и врачей.
В 5-6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира, — нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому же виду фобий относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. В основе всех перечисленных противоречивых страхов лежит, прежде всего, боязнь смерти, сочетающаяся с испытываемым малышом чувством незащищенности. Данная фобия способна проявиться в том случае, если родители (особенно отец) требуют от ребенка большей самостоятельности, чем та, на которую он способен.
Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3-4 недель, это можно считать нормой. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином аффективно-ослабленном виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей.
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. В то же время, нельзя забывать, что если о многих проблемах можно сказать, что ребенок их перерастет, то при неблагоприятных условиях детские страхи растут вместе с ним, увеличиваются до размеров фобий и пожирают душу изнутри. Поэтому чем раньше родители и специалисты обратят внимание на детские страхи и начнут с ними работать, тем лучше.
Вообще-то детям свойственно бояться. И это нормально, ведь ребенок маленький, слабый, а окружающий его мир таит в себе опасности. Но бывает, когда страх разрастается до слишком больших размеров и мешает ребенку жить. Обычно повышенными страхами страдают дошкольники и младшие школьники. В таких случаях особенно полезно прибегнуть к арт-педагогическим приемам коррекции, потому что дети очень рано начинают стесняться своей трусливости и скрывать ее от взрослых.
Необходимо проводить беседу, не торопясь и содержательно, называя страхи и ожидая ответа «нет» или «да», «не боюсь» или «боюсь». Дублировать вопрос о том, чего боятся или не боятся дети, надлежит только время от времени. Таким образом, можно избежать наведения страха, его непроизвольное внушение. Педагог, который задает вопросы, должен сидеть
рядом, а не напротив ребенка, помнить о том, что его нужно время от времени хвалить и подбадривать за то, что он говорит правду. Лучше всего перечислять страхи по памяти, лишь иногда заглядывать в список, а не зачитывать его по записи.
В результате многих исследованиях было выявлено, что для группы детей 4-5 лет характерны такие страхи как: страх одиночества, страх снов, страх смерти родителей или своей смерти, страх темноты, страх огня и пожара, страх перед животными и страх войны. Для детей старшей и подготовительной групп характерно выражены следующие категории страха: страх перед неожиданными звуками, боязнь уколов, боязнь врачей и боли, страх пожара, страх перед папой и мамой, страх перед нападением, страх умереть и потерять своих родителей, а также страх наказания.
Для выявления детских страхов с родителями воспитанников была проведена индивидуальная беседа. Далее родителям было предложено осуществить дома вместе с детьми серию рисунков на тему страхов. Использовался рисуночный тест «Мои страхи» А. И. Захарова [1]. Далее детям предлагалось принести рисунки на занятия для дальнейшей работы с ними. Такого рода деятельность выполнялась два раза в неделю и затрагивала одну или две темы.
Рисование страхов ребенком не ведет за собой их усиления, а наоборот, ослабляет напряжение от тревожного предвкушения его реакции. В рисунках страх уже по большей части реализован как нечто уже фактически происшедшее, случившееся на самом деле; остается меньше неопределенного, неясного, недосказанного. Все это в совокупности освобождает от аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка.
Первоначально осуществлялась индивидуальная беседа, целью которой являлось понять, боится ли ребенок сказочных персонажей, нападения (бандитов, одиночества, наказания, темноты; боится ли он заболеть, смерти родителей, умереть сам, высоты, стихии, глубины, огня, воды, животных, транспорта, крови, врачей. Составив в полной мере весь список страхов каждого воспитанника, можно было начать коррекционную работу по изгнанию страхов из внутреннего мира дошкольника.
Многие специалисты, работающие с детскими страхами, и родители, столкнувшиеся с данной проблемой, знают, что кукла является очень ценным помощником в борьбе со страхами. Страх, как правило, ощущение неосознанное. Чтобы с ним справиться, его необходимо «легализовать». Это может быть кукла, которую ребенок может сделать самостоятельно.
Для детей дошкольного возраста игра сама по себе является важнейшим мотивом деятельности, однако дети 7-9 лет могут заявить, что они «уже не
маленькие». В этом случае нужно выдвинуть в качестве мотива нечто другое. Например, развитие артистических способностей. Можно представить эту игру как подготовку к поступлению в театральный кружок. Тем более что такие игры действительно разовьют у ребенка творческие способности.
Вербализация страхов порождает эмоциональное переключение, чувственный ответ, которые выступают в роли психологической защиты. Детям можно предложить методику «Сказка про страх», где они выдумывали и рассказывали разного рода истории, связанные с их страхами. А также им было предложено преобразить на новый лад сказку «Лиса и петух» и воспроизвести ее по ролям. В завершении работы дети начинают понимать, что персонажи из сказок — это фантазия и их возможно сделать такими, какими захочешь сам, то есть, смешными, добрыми и веселыми. Коррекционная работа выполняется не со страхом, а с причинами, его породившими.
REFERENCES
1.Закон Республики Узбекистан "О дошкольном образовании и воспитании" №ЗРУ-595 16.12.2019.
2. Nigmatova, M. M., and Mirzayeva D. Sh. "ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION." Проблемы науки (2021): 54.
3. Mirzaeva S. D. Art-pedagogical technology in the development of the fine activity of elder preschool children //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 11.
4.Turdiyeva M. J., Islomova M. I. Q. A MODEL FOR DEVELOPING THE CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN BASED ON A PERSON-CENTERED APPROACH //Builders Of The Future. - 2021. - С. 10-14.
5.Олимов К., Турдиева М. Maktabgacha ta'lim va tarbiya jarayonini amalga oshirishda innovatsion yondashuv va "ilk qadam" davlat o'quv dasturi //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 2/S. - С. 419-423.
6. Juraqulovna T. M. et al. TYPES OF PERSON-CENTERED TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS //E-Conference Globe. - 2021. - С. 105-107.
7.Ахмеджанов М. М., Турдиева М. Ж. Пути развития инновационных технологий //Молодой ученый. - 2017. - №. 8. - С. 321-323.
8.Gafurova D. H. Development Of Skills And Abilities Of Speech Communication Of Students //International Engineering Journal For Research & Development. - 2020. - Т.
5. - №. 4. - С. 4-4.
9.Ражабова Л. Ч., Очилова Л. Т. Методика использования мультимедийных образовательных технологий и средств в процессе обучения школьников младших классов //Academy. - 2019. - №. 12 (51).
10.Rasulova L. G. Formation Of Abilities And Skills In Measuring Activity In Preschoolers //The American Journal of Social Science and Education Innovations. -2021. - Т. 3. - №. 02. - С. 363-369.
n.Gaybullaevna R. L. Information technology in primary school //Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 14981503.
12. Рахмонова Г. Ш., Насруллаева М. Н. К. Методика проведения занятий по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях //Academy. - 2019. -№. 12 (51).
13. Nizomiddinovna K. N. Compliment as one of the forms of Phatic Communication //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 10. - №. 1.
14. Ражабова Л. Ч., Бахранова А. А. Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста //Вестник магистратуры. - 2020. - №. 1-5. - С. 33.
15. Mirzayeva, Shavkatovna Dilfuza. "Innovative approaches to Teaching and Upbringing in Pre-School Institutions." Middle European Scientific Bulletin 10.1 (2021).
16.Nurulloyev, Firuz. "Maktabgacha yoshdagi bolalarda oilaga nisbatan hurmat munosabatini hakllantirish." ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz) 2.2 (2020).
17.Qosimovna, Hasanova Gulnoz. "The concept of the development of the giftedness of Preschool Children of Creative Self-Realization." Middle European Scientific Bulletin 10 (2021).
18.Asadovna, Umida Fayziyeva, and Zarafshon Jalilov Baxshilloyevich. "METHODOLOGICAL SUPPORT FOR EXTRA-CLASS ACTIVITIES OF A STUDENT." Scientific reports of Bukhara State University 4.1 (2020): 321-325.
19.Рахимов, Фаррух Болтаевич, and Махбуба Бахшиллоевна Шарипова. "Место инноваций в решении современных проблем непрерывного образования." Academy 5 (56) (2020): 38-40.
20.Низомова Ш. Ш. ВЫРАЖЕНИЕ ОБРАЗОВ В УЗБЕКСКОЙ ПОЭЗИИ //Проблемы науки. - 2021. - С. 79.
21.Камилова Г. А., Тураева О. С. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //Проблемы науки. - 2021. - С. 50.
22.Jabborova, S. Z. (2021). Forms, methods and ways of moral education of children in the family by means of national values. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 820-823.
23. Гафурова Д. Х. Роль детской литературы в развитии детей дошкольного возраста //Academy. - 2020. - №. 12 (63).
24. Gafurova D. K. FORMATION OF FLUID SPEECH IN PRESCHOOLERS //International Engineering Journal For Research & Development. - 2021. - Т. 6. - №. 1. - С. 5-5.
25. Gafurova D. H. Development of skills and abilities of speech communication of students //International Engineering Journal For Research & Development. - 2020. - Т. 5. - №. 4. - С. 4-4.
26. Гафурова Д. Х. РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧИ //Zbior artykulow naukowych recenzowanych. - С. 45.
27. Гафурова Д. Х., Курбанова М. Ф. ФОРМИРОВАНИЕ БЕГЛОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЁМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ //Проблемы науки. - 2021. - С. 81.
28. Nurulloyev F. Maktabgacha ta'lim yoshidagi bolalarini axloqiy tarbiyalash //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.
29. Nurulloyev F. Oilada sog'lom, ma'naviy-axloqiy muhit //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 5. - №. 5.
30. Nurulloyev F. Maktabgacha yoshdagi bolalarda oilaga nisbatan hurmat munosabatini hakllantirish //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). -2020. - Т. 2. - №. 2.