АРТ-ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дилфуза Шавкатовна Насиба бурбон кизи Наргиза Супхоновна Мирзаева Насимова Х,акимова
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Арт-педагогика это отрасль педагогической науки, основанная на объединении педагогики и искусства, которая занимается изучением закономерности воспитания и развития человека при помощи искусства.
Ключевые слова: артпедагогика, феномен, процесс, художественная культура, творческий характер, техника, активно, художественно-творческая.
ART PEDAGOGY FOR PRESCHOOLERS ABSTRACT
Art pedagogy is a branch of pedagogical science, based on the combination of pedagogy and art, which studies the laws of human upbringing and development with the help of art.
Keywords: art pedagogy, phenomenon, process, artistic culture, creative character, technique, actively, artistic and creative.
Артпедагогика как феномен современной педагогической действительности возникла относительно недавно.В настоящее время артпедагогика представляет собой целую отрасль педагогической науки, которая основывается на объединении педагогики как науки с областью искусства.
Артпедагогика всесторонне изучает закономерности воспитания и развития человека с помощью искусства. В процессе своего развития артпедагогика активно развивает не только научную теорию, но и практическую реализацию, обеспечивая тем самым педагогическую составляющую коррекционной направленности процесса художественного развития детей (обучающихся), формируя основы художественной культуры человека через искусство и художественно-творческую деятельность.
Сущность деятельности в рамках реализации основ артпедагогики предоставляет возможность обучения, воспитания и развития любого человека средствами искусства, в том числе и людей с проблемами в развитии, людей с ограниченными возможностями здоровья. Творческий характер основной продуктивной деятельности создает условия для формирования основ
художественной культуры и овладения практическими умениями и навыками в разных видах художественной деятельности.
В области арт-педагогики для дошкольников существует много разных техник. Большое значение для развития личности имеет активная позиция ребенка, который превращается в творца под руководством педагога. Чтобы применять арт-педагогику, педагог должен в совершенстве владеть многими техниками и приемами. Для использования различных видов декоративно-прикладного творчества нужно овладеть ими еще на этапе получения педагогического образования.
В современной арт-педагогике применяются новые техники, развивающие творческие способности дошкольников. Один из них-это изонити. Суть его состоит в том, что при помощи пересечения в определенной последовательности цветных нитей на картоне создается художественный образ. Эта техника может применяться при работе с детьми дошкольного возраста для подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Во время ручного созидательного труда у обучающихся развивается мелкая моторика пальцев рук и усидчивость. Основные достоинства технологии-это положительное воздействие на сенсорное восприятие детей, формирование представлений об основных геометрических понятиях, развитие глазомера, логического мышления и воображения. Также в процессе творческой деятельности развиваются и волевые качества дошкольников, такие, как умение доводить начатую работу до конца, усидчивость, старательность, терпение.
Очень популярным в последнее время становится применение техники квиллинга, состоящей в закручивании определенным способом тонких полосок бумаги. Как правило, самыми распространенными являются цветная и гофрированная бумага. Скручивание производится пальцами или при помощи наматывания на карандаш. Завитым фигуркам можно придать форму, после чего склеить из них композицию на твердой основе.
Занятия квиллингом развивают у ребенка мелкую моторику пальцев во время работы с мелкими деталями, терпение и усидчивость, конструкторское мышление. Кроме того, дошкольник учится сравнивать полученный результат с образцом, получает представление о конечном результате собственного труда. Важным является и то, что в процессе работы происходит формирование художественно-эстетического вкуса, освоение новых лексических единиц речи. Этот вид искусства не особо сложен в технологическом исполнении и легко осваивается дошкольниками, что способствует росту их самооценки.
Арт-педагогика для дошкольников имеет большое значение в современных условиях обучения и развития, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии.
Таким образом, педагогический потенциал артпедагогики является значимым в современных условиях обучения и развития различных групп детей и особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии.
REFERENCES
1.Мирзаева Д. Ш., Мухитова Р. С. К., Уйгуновна И. К. Формы сотрудничества с семьями дошкольных образовательных учреждений //Academy. - 2020. - №. 5 (56). - С. 59-61.
2.Mirzaeva, S. D. (2021). Art-pedagogical technology in the development of the fine activity of elder preschool children. Middle European Scientific Bulletin, 11.
3. Мирзаева, Дильфуза Шавкатовна, and Зулайксо Бахтиоровна Кенжаева. "Значение использования интерактивных методов в развитии дошкольного образования." Academy 5 (56) (2020): 57-59.
4. Nigmatova, M. M., and Mirzayeva D. Sh. "ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION." Проблемы науки (2021): 54.
5. Нигматова М. М., Мирзаева Д. Ш. Коррекционная педагогическая деятельность-процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности //Academy. - 2019. - №. 11 (50).
6. Mirzayeva S. D. Innovative approaches to Teaching and Upbringing in Pre-School Institutions //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 10.
7. Mirzayeva S. D. Innovative approaches to Teaching and Upbringing in Pre-School Institutions //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 10.
8. Мирзаева, Д. Ш., & Рахматова, Д. Х. К. (2020). Методы развития речи в процессе развития речи у детей. Academy, (6 (57)), 93-94.
9. Мирзаева, Д. Ш. "Деятельность учителя по развитию интереса к учению у учащихся начальных классов." Сборники конференций НИЦ Социосфера. No.
10. Мирзаева Д. Ш., Нуриддинова В. Н. К., Жураева Д. У. К. Современные подходы к использованию инновационных образовательных технологий в повышении эффективности начального образования //Academy. - 2020. - №. 3 (54).
11. Мирзаева, Д. Ш. (2020). Методы использования дидактико-игровых образовательных педагогических технологий в начальных классах. Academy, (3 (54)).
12. Мирзаева, Д. Ш. (2019). Внедрение мультимедийных технологий в дошкольное образование. Научный журнал, (6 (40)).
13. Nurulloyev F. Maktabgacha ta'lim yoshidagi bolalarini axloqiy tarbiyalash //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.
14. Nurulloyev F. Oilada sog'lom, ma'naviy-axloqiy muhit //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 5. - №. 5.
15. Nurulloyev F. Maktabgacha yoshdagi bolalarda oilaga nisbatan hurmat munosabatini hakllantirish //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). -2020. - Т. 2. - №. 2.
16. Eshova S. D., Rajabova K. I. Organization of didactic games for preschoolers.
17. Rajabova I. Ossobennosti organizatsii i provedeniya didakticheskix igr s detmi starshego doshkolnogo vozrasta //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). -2020. - Т. 1. - №. 1.
18. Xamidovna R. I. Play as a means of developing the creative abilities of Preschool Children //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 10.
19. Rajabova I. Ossobennosti organizatsii i provedeniya didakticheskix igr s detmi starshego doshkolnogo vozrasta //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). -2020. - Т. 1. - №. 1.
20. Kamilova G. Maktabgacha talim muassasalarida ekologik tarbiyani tashkil etishda integrativ yondashuv //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2020. - Т. 1. - №. 1.
21. Olimovna K. G. The importance of the criteria of pedagogical technologies at training highly qualified personnel //Достижения науки и образования. - 2017. - №.
5 (18).
22. Камилова Г. А., Тураева О. С. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //Проблемы науки. - 2021. - С. 50.
23. Хамроева Н. А. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ //Проблемы науки. - 2021. - №. 3 (62). - С. 74-76.
24. Хамроева Н. А., Назарова Д. Ж. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста //Вестник магистратуры. - 2020. - №. 1-5. - С. 37.
25. ХАМРОЕВА Н. А. преподаватель кафедры дошкольного образования, факультет дошкольного и начального обучения //Бухарский государственный университет, Узбекистан.
26. Supkhonovna H. N. Technology for the development of the qualities of pedagogical competence in future teachers //ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH. - 2021. - Т. 10. - №. 5. - С. 372-382.
27. To'raqulovich J. U., Supxonovna H. N. Ways to shape a healthy lifestyle in the family of preschool children //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 11.
28. Хакимова Н. С., Хабибова Г. Г. А. АВЛОНИ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ И РЕФОРМАТОР ШКОЛЫ //Вопросы науки и образования. - С. 34.
29. Umarova G. Bolalarning iqtisodiy bilimdonligini rivojlantirishda matematik tasavvurlarni shakllantirish mashg'ulotlarining ahamiyati //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.
30. Sharipova I. F., Umarova G. U. Some methods for calculating limits //Journal: JOURNAL OF ADVANCES IN MATHEMATICS. - Т. 10. - №.