Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, ИХ ВИДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, ИХ ВИДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1232
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ СТРАХИ / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / ВИДЫ СТРАХОВ / СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бирина Екатерина Романовна, Гордеева Вероника Викторовна

Дети дошкольного возраста могут испытывать огромное количество страхов, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние дошкольников, их общение с окружающими людьми, а также внутренние системы организма ребенка. В период дошкольного детства существует большое количество причин, которые могут привести к возникновению страхов у детей: запугивание со стороны взрослых или других детей, имеющийся негативный опыт и др. Также существует большое разнообразие классификаций детских страхов, в зависимости от причин возникновения, характера проявления, длительности протекания. Взрослые, в первую очередь, родители и специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, должны своевременно обнаруживать имеющиеся у малыша страхи и применять наиболее эффективные способы воздействия по их преодолению и устранению. Такие способы взаимодействия взрослых с детьми, направленные на преодоление страхов, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, ИХ ВИДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

УДК 373.24

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, ИХ ВИДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Е. Р. Бирина1, В. В. Гордеева2

1'2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1avdeevaekaterina8з1@gmail.ru 2Ь.уегоп1ка1982@та11.ги

Аннотация. Дети дошкольного возраста могут испытывать огромное количество страхов, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние дошкольников, их общение с окружающими людьми, а также внутренние системы организма ребенка. В период дошкольного детства существует большое количество причин, которые могут привести к возникновению страхов у детей: запугивание со стороны взрослых или других детей, имеющийся негативный опыт и др. Также существует большое разнообразие классификаций детских страхов, в зависимости от причин возникновения, характера проявления, длительности протекания. Взрослые, в первую очередь, родители и специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, должны своевременно обнаруживать имеющиеся у малыша страхи и применять наиболее эффективные способы воздействия по их преодолению и устранению. Такие способы взаимодействия взрослых с детьми, направленные на преодоление страхов, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Ключевые слова: детские страхи, причины возникновения, виды страхов, способы устранения, дети дошкольного возраста

Для цитирования: Бирина Е. Р., Гордеева В. В. Причины появления детских страхов, их виды и пути преодоления // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 9-12.

В современном мире эмоции могут означать страх, и за этим стоит инстинкт самосохранения. Каждый ребенок, а особенно тот, у кого в жизни случаются непредвиденные ситуации, приводящие к стрессу, испытывает страх, возможно, даже несколько его разновидностей. У ребенка дошкольного возраста еще нет достаточного опыта для того, чтобы справиться со своими страхами, разобраться в причинах их появления. Именно поэтому взрослый человек должен уметь понять, в чем заключается страх ребенка, какова причина его появления, а также помочь малышу правильно реагировать на него.

Детские страхи и фобии относятся к специфическим расстройствам. Исходя из возрастных особенностей ребенка, страхи могут проявляться в виде тревог, переживаний и беспокойства. В дальнейшем страхи могут привести к различным сбоям в организме ребенка, таким как ускорение ритмов сердца, эмоциональной трансформации, сбои в работе дыхательной и мышечной систем [1].

Любые беспокойства и тревоги переходят в страх постепенно, в первую очередь, при отсутствии своевременной коррекции. Некоторые страхи могут со временем затихать, а другие - оставаться с ребенком в течение всей жизни. Дело в том, что ребенок не в состоянии понять, из-за чего появляется его страх, и не может попытаться самостоятельно справиться с ним.

© Бирина Е. Р., Гордеева В. В., 2022

В дошкольном возрасте ребенок имеет такое же восприятие мира, как и его родители. Соответственно, родители зачастую переносят свои переживания и боязни на ребенка, тем самым, сами того не замечая, внушают своему малышу чувство тревоги, которое в дальнейшем способно перерасти в страх.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть те или иные страхи, необходимо разобраться в причинах их возникновения. Детский страх - это серьезная проблема, провокатором которой могут стать несколько причин. Рассмотрим основные из них:

1. Запугивание, к которому могут относиться: укус животным или насекомым; внезапный громкий звук, крик; ссоры и скандалы родителей; запугивание сказочными персонажами, монстрами и пр.

2. Приобретенный негативный опыт, к которому может относиться волнительное событие в жизни ребенка. Из личного опыта взаимодействия с детьми можем привести примеры нескольких подобных ситуаций, сохранившихся на долгое время в памяти ребенка: девочка начала тонуть в реке и наглоталась воды; ребенка укусила собака; ребенок потерялся в магазине и т.п.

3. Чрезмерная опека ребенка родителями. Большинство родителей, заботясь о своем ребенке, совершают большую ошибку, проявляя чрезмерную опеку над ним. Они пытаются уберечь малыша от всевозможных неприятностей и угроз, тем самым не давая ему полноценно адаптироваться в современном мире.

4. Разговоры взрослых. Зачастую родители, не замечая присутствия детей, обсуждают темы, совсем не соответствующие возрасту ребенка. Иногда родители думают, что ребенок не прислушивается к их разговорам, но в это время малыш впитывает информацию, обсуждаемую взрослыми, и переживает в себе описываемую ситуацию. Например, зачастую родители обсуждают свои и чужие болезни в присутствии детей, тем самым содействуя развитию соответствующего страха заболеть у ребенка.

5. Виртуальная реальность. В современном мире из-за недостатка живого общения со сверстниками и родителями ребенок с дошкольного возраста начинает увлекаться компьютерными играми, которые могут оказывать существенное влияние на психику и приводить к возникновению всевозможных страхов, связанных с их сюжетом или героями.

6. Беспокойство родителей. Из-за повышенной тревожности родителей стресс и беспокойство могут транслироваться на ребенка такими предостережениями: «Не бегай - упадешь и ударишься», «Пережевывай - подавишься» и т.п.

7. Нарушение привязанности. Если ребенок не ощущает безопасность в семье, не чувствует опоры со стороны близких людей, то ему становится трудно доверять окружающему миру, так как страдает чувство привязанности.

8. Агрессивные родители. В данном случае речь идет об агрессии по отношению к ребенку. Если мать занимает в семье лидирующую позицию, то базовое чувство безопасности, исходящее в первую очередь от нее, может страдать.

9. Конфликтная семья. Стоит принимать во внимание то, что дети дошкольного возраста тяжело воспринимают даже небольшие ссоры в семье. Ребенок постоянно находится в стрессе, если в семье часто происходят выяснения отношений с битьем посуды, криками, нецензурной бранью.

10. Болезни. Неврозы или иные психические заболевания могут привести к возникновению страха у малыша. В данном случае лечением должны заниматься медики.

11. Чувство одиночества. Ребенок, с малых лет чувствуя себя одиноким в семье, в дальнейшем старается избегать компании сверстников и становится замкнутым в себе, боясь общения и взаимодействия с другими людьми [2].

В современных психолого-педагогических исследованиях существует несколько подходов к классификации детских страхов, среди которых в период дошкольного детства следует отметить следующие:

1) природные (основанные на инстинкте самосохранения): смерти (собственной, родителей), замкнутого пространства, темноты, глубины, высоты, животных, чудовищ, насекомых, стихий (воды, огня), крови, врачей, уколов, громких звуков;

2) социальные: одиночества, наказания, осуждения, насмешек;

3) воображаемые - самые распространенные, основной причиной возникновения которых является безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров: боязнь темноты, когда ребенок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища, или смерти родителей, когда малыш боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла;

4) навязчивые и реальные - порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими: если ребенок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции, которые, если не помочь ему избавиться от них, могут перерасти в фобии;

5) бредовые - наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны: иногда родители не могут понять, почему ребенок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений;

6) ситуативные - обусловлены конкретной опасной ситуацией (аварией, падением с высоты, смертью родителей и т.п.), которая выступает в роли психотравмирующей, оказывающей влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка и легко перерастающей в фобии;

7) личностные - обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера (стеснительность, неуверенность, замкнутость и прочие), проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке и со временем могут развиться в аутизм, социальную дезадаптацию, взрастить внутренние комплексы и низкую самооценку;

8) острые - возникают в определенной ситуации, часто носят кратковременный характер и при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий;

9) хронические - развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых; могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности; требуют психотерапевтического вмешательства; являются фобиями;

10) ночные страхи - выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные; представляют собой парасомнии - поведенческие нарушения в различных фазах сна, обусловленные незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению с взрослыми. Проявляются в виде ночных кошмаров, снохождения, сноговорения, сонного паралича, бруксизма [3].

В зависимости от причин и характера проявления существуют различные пути преодоления детских страхов. Рассмотрим некоторые из них, которые возможно применять с детьми в период дошкольного детства как родителями, так и специалистами, работающими с дошкольниками.

Читая сказки или сочиняя их совместно с ребенком, можно предложить ребенку представить свой страх в виде отрицательного героя, а положительный герой должен ассоциироваться с ребенком, который по ходу развертывания сюжета побеждает этот страх.

Также можно попросить ребенка нарисовать свой страх. В процессе такого рисования необходимо обсуждать с ребенком причину его возникновения и объяснять, что бояться нечего. Также следует на протяжении всего процесса изобразительной деятель-

ности подбадривать и хвалить ребенка, а после того, как он дорисует свой страх, необходимо предложить его уничтожить - порвать или сжечь (под непосредственным руководством и с участием взрослого).

Естественным средством преодоления страхов в дошкольном возрасте является игра. На начальном этапе такой игровой деятельности необходимо придумать сюжет рассказа о соответствующем страхе ребенка, узнать детали его появления. Затем, следует предложить ребенку обыграть данный сюжет, завершив игру положительным итогом. Волнующую ситуацию можно обыграть с членами семьи, но только в случае, если она не вызывает у ребенка дискомфорт или отрицательные эмоции [4].

В случае возникновения страха необходимо общаться с ребенком, разговаривать на волнующую его тему. В процессе беседы следует выяснить у ребенка, почему он боится, а также когда и при каких обстоятельствах этот страх появился впервые. В таких беседах можно привести пример ситуации о своих страхах, рассказать, как и что помогло их преодолеть. Если ребенок не хочет отвечать на вопросы взрослого, то следует спросить, чего боится его игрушка, проведя соответствующую ассоциацию. Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

Благоприятно влияют на преодоление страхов игры с песком, которые быстро успокаивают детей, а также способствуют укреплению нервной системы [5].

Взрослым следует стараться как можно чаще дарить ребенку, имеющему те или иные страхи, хорошие впечатления, ведь именно они являются залогом отличного настроения. Совместные прогулки и поездки, чтение книг, разнообразные развлечения, игры и творчество помогут ребенку зарядиться положительными эмоциями, побороть имеющиеся страхи.

В заключение хотелось бы отметить, что детские страхи - специфические, в основном связанные с возрастом и возникающие как ответная реакция на беспокойства, тревоги и стрессы, а также угрозы и негативные отношения в семье. Помимо внешних проявлений, эмоциональный страх оказывает влияние и на внутреннее состояние ребенка. Вегетативными симптомами являются учащенное сердцебиение, нарушение ритма дыхания, мышечное напряжение. Необходимо чаще общаться с ребенком, спрашивать про причину появления страха, чего боится малыш. Стоит уделять больше времени на общение с ребенком, чтобы выбрать верный путь коррекции его страха и оказать своевременную помощь в его преодолении.

Список литературы

1. Астапов В. М. Тревожность у детей : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004. 224 с.

2. Артемьева А. Чего боится малыш // Энциклопедия здоровья. 2009. №4. С. 24-26.

3. Белоусова А. К. Возрастная психология : учеб. для вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2012. 592 с.

4. Володина Н. Г. Детские страхи днем и ночью : учеб. пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

224 с.

5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения : учеб. пособие. М. : Педагогика, 1990. 144 с.

Информация об авторах Бирина Екатерина Романовна, студентка, Пензенский государственный университет

Гордеева Вероника Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольное и дефектологическое образование», Пензенский государственный университет

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.