ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кушникова Екатерина Юрьевна
Магистрант, МГППУ
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
127051, Россия, город Москва, улица Сретенка, дом 29 Аннотация
Актуальность проблемы личностного развития детей со страхами не вызывает сомнений, так как формирование психологического здоровья ребенка целиком зависит от семьи, окружения ребенка, социальных условий. Проблема личностного развития ребенка со страхами изучена и разработана в отечественной психологии недостаточно глубоко. Изучение влияния, содержания страхов, влияющих на интегративные характеристики личности и эмоционального благополучия ребенка, может дать больше информации о причинах возникновения нарушений психологического здоровья ребенка, и, как следствие, нарушений развития личности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольные страхи, взаимосвязь, коррекция.
Abstract
Problem ofpersonal development of children with fears is relevant and not in doubt, because formation of child's psychological well-being fully depends on his family, ambience and social condition. Problem of personal development of children with fears insufficiently researched and designed in domestic psychology. Studying of fears content, influence on integrative personal characteristics and child's emotional well-being, can give more information about the reasons of disturbance in child's mental health, and as a consequence, disturbance in preschool children personality formation.
Keywords: preschool fears, interrelation, correction.
В последние годы вопросы психодиагностики и психокоррекции страхов у детей имеют особое значение в силу их высокой степени распространенности среди детей. Это обуславливает необходимость своевременного выявлению страхов у таких детей и их особенностей с целью проведения коррекционной работы.
Проблема страхов у детей в общем рассматривалась такими исследователями, как А.И. Захаровым, В.С. Мухиной, М.В. Осориной, А.М. Прихожан и др. Ими подчеркивалось, что страхи вызывают такие факторы, как чувство волнения, предчувствие опасности, беспокойные состояния и повышенная тревожность.
Отечественной и зарубежной психологией накоплен большой опыт в изучении и коррекции детских страхов (В.В. Ветрова, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, М.Клейн, Д.Леви, В.С.Мухина, А.С.Спиваковская, А.Фрейд,
З.Фрейд, Д.Б.Эльконин, В.Эслайн и др.). Благодаря накопленным знаниям и их практической реализации на современном этапе во многих случаях довольно эффективно выявляются и корректируются страхи у детей дошкольного возраста. В этой связи, представляется целесообразным осветить основные постулаты данных ученых, которые оказали наибольший и самый значительный вклад в психологическую теорию и практику детских страхов.
Зарубежным психологом, Зигмундом Фрейдом проанализированы и проведены различия между боязнью, испугом и страхом.
В своих трудах по введению в психоанализ (1916-1917) З. Фрейдом уделялось особое внимание проблемам детских страхов. Одну из лекций (двадцать пятую) он так и назвал «Страх». В ней З. Фрейдом проведены различия между реальными и невротическими страхами, рассмотрены взаимосвязи между ними и обсуждены разные формы страха, которые наблюдаются в человеческой жизни.
Проблемам страхов у детей дошкольного возраста особое внимание уделено в выдержанных в ключе традиционного психоанализа теориях и практических психотерапевтических работах М. Кляйн и А. Фрейда в работах Кляйн М. Ребенок, который не мог спать [3] и Фрейд А. Норма и патология детского развития [5]. Между указанными исследователями существуют разногласия почти по каждому вопросу психоанализа детских страхов.
Как указывается в указанных трудах, понимание страхов, их осознание складывается в течении жизненного опыта и отношений между людьми, когда ряд безразличных для детей раздражителей со временем становятся угрожающими воздействиями.
Наиболее распространенными являются внушённые детские страхи. Их источником выступают взрослые, окружающие ребёнка, непроизвольно заражающих детей страхами, посредством того, что с излишней настойчивостью, подчёркнуто эмоционально ими указывается на опасность.
Значительное отличие теории происхождения страхов у детей дошкольного возраста у А. Фрейд описанной в труде «Норма и патология детского развития» от разрабатываемой З. Фрейдом, как видится, сводится к переносу акцента с вопросов о содержании страхов (потери объектов, боязнь потери любви и т.п.) на их внутренние обоснования, взаимоотношение разных аспектов детской психики. Страхи, с позиции А. Фрейд, выступают основным фактором, порождающим защитные процессы и ведущие к детским и впоследствии взрослым неврозам. По общим симптомам и у детей, и у взрослых невозможно определить, какие именно виды страхов, внешние или внутренние, вызвали данные процессы. Более важным, однако, является то, что данные процессы порождают защитные механизмы, с которыми требуется работать психоаналитикам. Как полагала А. Фрейд, практика психоанализа возымеет успех в процессе работы с защитами, которые вызваны страхами Супер-Эго и объективными тревога-
ми. И наиболее неблагоприятным является прогноз при страхах, связанных боязнью сил личных инстинктов.
Особенно следует отметить сделанное А. Фрейд значительное замечание, которое связано с работой над защитными механизмами, порожденными объективными тревогами. А. Фрейд подчеркивается, что в подобных ситуациях после психологической терапии с детьми происходят изменения защитных процессов, что необходимо для влияния на реальность. Это положение А. Фрейд значительно отличается от мнения М. Кляйн, не интересовавшейся ничем, что выходит за пределы игровых комнат, в которых проводятся психоаналитические сеансы. Таким образом, объективная тревожность утрачивает у А. Фрейд тот ореол, который и виды страхов, и «инстанции психики» приобретают в описаниях многих психоаналитиков.
Возможности сократить объективные тревоги посредством «терапии среды» с позиции А. Фрейд, не избавит ребенка от переживаний других видов страхов. Придавая страхам, центральное значение в возникновении детских неврозов, А. Фрейд было констатировано, что психоаналитический опыт не дает возможности с оптимизмом сказать о профилактике страхов, в силу невозможности влияния на силу инстинктов. Главное, что могут сделать родитель (мать) и психоаналитики, - это укрепление Супер-Эго детей, что даст возможность ему в будущем с успехом противостоять как внутренним давлениям (давлениям инстинктов), и внешним неудачам, с которыми они, несомненно, столкнутся, когда станут взрослыми. Таким образом, ею предлагается путь, противоположный выдвигаемому М. Кляйн.
Таким образом, ведущие зарубежные исследователи еще с начала 20-го века уделяли значительное внимание изучению вопросов детских страхов, в частности детей дошкольного возраста, которые более подвержены страхам, в силу повышенной тревожности из-за одинокой жизни одного из родителей, с кем живет ребенок.
Что касается современных отечественных исследователей, то можно назвать труды Зубковой А.Н.[2], Вологодиной Н.Г. [1]
По мнению А.Н. Зубковой, природные страхи, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Сначала ребенок боится одиночества и отсутствия поддержки близкого лица (7 мес.), боится незнакомых и посторонних людей (8 мес.). Затем ребенок начинает бояться высоты, боли, как ему кажется, гигантских животных. Потом он опасается стихии: огня, пожара, темноты. Этот переход был развит и у первобытных людей, которые одухотворяли многие им неизведанные и опасные явления природы. Следовательно, человек передавал состояние страха из поколения в поколение. Таким образом, страх - это составляющая часть жизненного опыта людей. Социальные страхи, в отличие от природных страхов, приобретаются в процессе формирования личности, путем научения. Они выражают определенные ценности, принятые в том или ином обществе.
Как считает Н.Г. Вологодина, негативное эмоциональное состояние, оказывая влияние на поведение детей дошкольного возраста, отражаются на их опыте и, как следствие, оказывают влияние на весь процесс дальнейшего психологического развития, выстраивая «негативно окрашенные» жизненные позиции, мешая становлению их личности. Долгое проявление отрицательного эмоционального состояния, его закрепление формируют отрицательные качества личности, что оказывает серьезное влияние на дальнейшее развитие и становление личности ребенка.
Таким образом, можно выделить, что зарубежными психологами, исследовавшими специфику детских страхов, страхи изучались по большей части в рамках психоаналитического направления. Характерным признаком этого подхода выступает выявление нормального и патологичное развитие детских страхов.
Российские психологи изучают детские страхи в направлении концепции неврозов и невротического развития ребенка. Психологами не создаются отдельные целостные концепции детских страхов, а вносятся существенные замечания, связанные со спецификой детских страхов.
Литература
1. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - М.: Феникс, 2010.
- 224 с.
2. Зубкова А.Н. Детские страхи учебное пособие. - М.: Научная Книга, 2014. - 56 с.
3. Кляйн М. Ребенок, который не мог спать // Знаменитые случаи из практики психоанализа. - М., 1995. - с. 63-96.
4. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 184 с.
5. Фрейд А. Норма и патология в детстве. Оценка детского развития. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 204 с.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: АСТ, 2016. - 544 с.
7. Фрейд З. Психоанализ детских страхов. - М.: Азбука-Аттикус, 2016.
- 288 с.